Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н. Толстого «Война и мир. Что такое героизм (определение)? Истинный и ложный героизм Истинный и ложный героизм в романе война

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких... Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное... Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут... внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее... Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.

А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали!". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.

Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми...

А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.

Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный. Ведь Долохов бежал рядом с Тимохиным, зная, что любая вражеская пуля может попасть в него, и всё..., значит, Долохов выходит тоже храбрый и смелый. Да, он первый схватил за воротник сдавшегося офицера, чтобы показать всем, что он герой, но всёже, он ведь не в кустах отсиживался во время боя, а потом выбежал и схватил его, а он тоже бежал в лицо опасности, рисковал своей жизнью...

Но Тимохин, в отличие от Долохова, не говорил командиру, чтобы тот его запомнил, Тимохину этого было не нужно. Он делал это очень искренне, не напоказ, считая это своим долгом, не видя в этом подвига... А вот Долохов...., в этом, конечно, он отличается от Тимохина сильно... Он делал все эти "подвиги" исключительно для того, чтобы все увидели, какой он молодец, какой он герой. Но ведь другие солдаты вокруг него делали тоже самое, разве нет? В этом и заключается долг военной службы!

Больше всего мне не понравилось, когда он сказал командиру: "Я остановил роту". Это же неправда! Прямо стоял один и останавливал! Его поведение произвело на меня очень неприятное впечатление. В нём было столько показухи, лицемерия, игры... Он как будто бы делает вид, что сейчас играет в героя, а на самом деле, создаётся впечатление, что ему это всё не нужно, нет, ну конечно, он тоже, может быть, хочет помочь войскам в борьбе с противником, но в этом столько неискренности и лжи, что на это просто неприятно смотреть!! Конечно, я не могу с полной уверенностью заявить, что он проявил "ложный" героизм, но он был очень близко к этому, уж точно "истинным" это не назовёшь!

К сожалению, всегда и везде существовала проблема "истинного и ложного героизма". Истинный герой, совершая подвиг, считает это всего лишь своим долгом, он лишён тщеславия и самолюбования. Тушин - яркий пример этого. Но есть люди, которые склонны выдавать за подвиг совершение своего долга и преувеличивать свои успехи. В этом и заключается, на мой взгляд, проблема "истинного и ложного героизма". И каждый солдат стоит перед выбором... Зачастую война проявляет истинный характер человека...

Колоссальное прозаическое полотно «Война и мир», отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – одна из центральных идей, актуальность которой не проходит спустя более 200 лет.

Война – испытание характера личности

Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война. Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности. В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

Художественный прием сравнения

В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.

Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза. Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей. Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.

Олицетворение истинного патриотизма

Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.

С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении. Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне. Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.

Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов. Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие. Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия. Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков. Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.

Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней любви к родной земле и государству свойствен не только военным, но и мирному населению. Купцы раздавали свой товар бесплатно, чтобы захватчикам ничего не досталось. Семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирования полка и даже предпринимает попытку убить Наполеона, невзирая на последствия. Патриотические чувства свойственны и многим представителям дворянского сословия.

Ложный патриотизм в произведении

Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир». По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать в нескольких аспектах – говорю для объективности), но не понимают, при чем здесь сам роман.

А дело в следующем.

Очень многое в романе стягивается к этим противоположным полюсам: Кутузов и Наполеон, война и мир (мирные сцены), истинное и ложное. Более того, создавая картину жизни общества начала XIX века, Толстой с помощью понятий истинного и ложного рассуждает о некоторых важных вещах, например, целях, красоте, героизме, патриотизме, а путь духовных исканий человека – это путь осознания ложного и истинного в жизни.

Истинный и ложный патриотизм

Патриотизм – это чувство особенное. Спросите меня, люблю ли я родину, я прежде задумаюсь, но отвечу «да» хотя бы потому, что мне неприятно, когда России вредят или делают больно, когда о ней плохо говорит иностранец (это моя привилегия, ведь я живу здесь и знаю мою страну). Очень легко скатиться к квасному патриотизму, а там и до национализма и шовинизма недалеко.

В романе герои тоже делятся на ложных, квасных патриотов, и настоящих. К первым относятся представители дворянства и высшего света, которые в патриотическом порыве перестали есть французский бульон, говорить по-французски и обрядились в сарафаны и кафтаны. Куда еще патриотичнее! Князь Ростопчин, генерал-губернатор Москвы в самый ответственный момент выпускал смешные, написанные выспренним языком, никому не нужные афишки-воззвания, и это было, с его точки зрения, патриотично.

Истинный патриотизм проявился в сжигании своего добра перед приходом французов крестьянами и купцами Смоленска, широким партизанским движением, возникшим стихийно, резко и массово, в «скрытой теплоте патриотизма», которую чувствуют все .

Толстой пишет в сценах оставления Москвы, что во всей Европе местная знать никуда не уезжала, когда в их страну входила французская армия, более того, приспосабливались и позже находили французов вполне приятными людьми. Но с гордостью Толстой пишет о том, что русские уезжали, потому что под французом нельзя было быть, и все. Автор подчеркивает императивность, категоричность «И все». Нет никакой логики. Просто нельзя быть под французом. И в этом безусловном чувстве – высшее проявление патриотизма, почти бессознательное.

Истинный и ложный героизм

Об этом понятии задумывается князь Андрей, который хочет совершить подвиг и заслужить этим славу. При Шенграбене он наблюдает сражение, где видит боевую работу, иначе не скажешь, батареи капитана Тушина, скромного и незаметного в другой жизни человека, героические действия отряда капитана Тимохина, умело обратившего в бегство отряды французов, Долохова, разжалованного в солдаты и взявшего в плен французского офицера. Тушин даже не замечает, когда ему отдают приказ отступать: он все делает и делает свою работу.

Потом Тушина почти накажут за потерю орудий, и никто не заметит скромного человека, совершившего подвиг, если бы князь Андрей не вступился за капитана.

Напротив, Долохов на построении после сражения обращает внимание начальства на то, что он взял француза в плен, и что его зовут Долохов, и что он разжалован из офицеров. Подразумевается: «Обратите внимание, я герой! Мне надо награду». На этих примерах князь Андрей впервые задумался об истинности своей цели. Кто из них герой? Долохов, движимый корыстными целями, или Тушин? Но ведь поступок был героическим и у того, и у другого? Князь Андрей хоть и задумался, но выводов все же не сделал. При Аустерлице он поднимает со знаменем в руках в атаку солдат, которые обречены на гибель, в то время как Кутузову нужно сохранить жизни в этой «битве трех императоров». Как итог, ложная цель, ложный героизм приводят Андрея к глубокому душевному кризису.

Истинная и ложная красота

Лев Николаевич Толстой – реалист, эпический писатель, а главное требование эпической литературы – писать как в жизни. Вот он и пишет про Наташу Ростову: «Некрасивая, худая…», упоминает про некрасиво растянувшийся рот, когда она плачет, про угловатость, красные пятна на лице… Про княжну Марью всегда пишет прямо: «Некрасивая княжна Марья…».

Про Элен: ослепительная красавица, прекрасно сложенная, полные белые плечи, мраморная белизна кожи… И так далее.

Но! Наташа прекрасна, когда поет, сочувствует, в порыве отдает подводы раненым, потому что она естественна, в отличие от насквозь фальшивой и порочной Элен. «Некрасивая княжна Марья всегда хорошела, когда плакала, а плакала она всегда не от обиды, а от грусти или жалости».

Истинная красота в естественности, милосердии, искусстве, но никак не в скульптурных, но лишенных всякого содержания формах. И горе тому, кто не понимает, какова истинная красота.

Основная мысль Толстого даже не в показе этих примеров, а в движении к истине. Счастье обретает тот, кто может это движение совершить.

Произведение Льва Толстого насыщено военными действиями. Вместе с автором, вслед за ним, читатель на страницах произведения «Война и мир» увидеть невероятные картины битв и сражений: Бородинского, Шенграбенского, Аустерлицкого. Но писатель не только показывает боевые действия, но, прежде всего, он желает показать каждого человека как личность, отдельно, как он, военнослужащий или генерал, вовлеченный в шумящий поток боевых действий, проявит и покажет себя.

Участников в этих событиях много. Это и главнокомандующие армией и с одной стороны, и с другой. Это и все штабное начальство, генералы, офицеры и, безусловно, военнослужащие и партизаны. Чтобы читатель увидел их полнее, осознал не только масштабность всего события, но и увидел каждого отдельного человека, автор старается поставить их в самые различные ситуации: боевая и мирная жизнь. Известно, что сам Лев Толстой тоже воевал, он участвовал в боевых действиях на Кавказе и проявил себя при обороне Севастополя. Поэтому-то он и старается показать настоящую и суровую военную правду, не приукрашивая ее. А она состоит и из страданий, и из крови, и из смерти.

Но именно в таких условиях и проявляются прекрасные качества человека: храбрость, мужество, героизм. В толстовской эпопее показаны две войны: 1805 – 1807 года, которая проходила за границей, и в России в 1812 году. Разные участники с различными характерами встречаются и на одном фронте, и на другой. Например, героический переход совершает отряд Багратиона, показан героизм и талантливого полководца российской армии Кутузова. Но им противопоставлен бездарный и тщеславный Мака, австрийский генерал.

Но особую храбрость проявляют простые русские крестьяне, ставшие военнослужащими, их честные командиры. Но среди штабных командиров оказывается много трусов и предателей. Особенно выделяется из них Жерков. После того, как его выгнали из русского полка, смог легко пристроиться к самому Багратиону ординарцем. Он всем говорил, что воевать он не желает, а вот медали и ордена можно получить намного больше, даже для этого ничего не делая.

А вот настоящие герои, которые смогли проявить мужество и храбрость на поле битвы, скромны и просты. Они раскрываются в бою, показывая силу характера и духу. Стойкие и твердые в исполнении, они вызывают лишь только восхищение. Одним их таких героев является Тимохин. Он ротный командир, который успешно сохранил свою роту. Но для своих солдат он всегда будет примеров. Он сам, своим примером, вдохновил рядовых своей роты на неожиданную атаку французов. Это позволило отбросить неприятеля и дать возможность другим батальонам немного опомниться и привести себя в порядок.

Автор старается показывать все правдиво, поэтому картины неразберихи и героических подвигов просто переплелись. Ярким примером этого служит описание на страницах романа сражение, которое состоялось под Аустерлицем. Всюду царил беспорядок, и была какая-то бестолковщина. Одни войска скучали в ожидании боя, а другие умирали, получали множество увечий и ранения. И те, кто пока ожидали, видя всю эту бестолковщину, постепенно падали духом. И это есть настоящая правдивая картина.

Яркими сражениями в романе, где проявился мужество и удаль, являются Шенграбенское и Аустерлицкое. Они велись вне Российского государства, и цели ее для простого народа совсем была не понятны. Совсем по-другому выглядит война 1812 года, когда в ней заключен огромнейший смысл и цель – защищать свою родину. Эти сражения 1812 года были народными, так как велась против тех врагов, которые посягнули на независимость России.

Огромнейший французский полк, в котором было пятисот человек, обрушилась на страну. Об этой моще Наполеона уже ходила слава, как о самой непобедимой и сильной. Но в Российском государстве эта грозная мощь получила мощное сопротивление. Не только военные встали стеной, но и поднялся весь народ, который защищал свою страну и независимость.

Автор правдиво показывает, как все население, забыв о своем имуществе, бросая его, покидая Москву, которая могла вот–вот перейти в руки французов. Но это происходило не только в Москве, но и других деревнях и городах.

Чтобы противостоять этой сильнейшему наполеоновскому войску, начинают создаваться партизанские отряды. Самыми крупными и героическими на страницах толстовского романа-эпопеи являются отряды Долохова и Денисова. Писатель повествует и о дьячке, который возглавляет один из отрядов. В его повествование находится место и Василисе, старостихе, которая смогла побить много французов. Более сотни неприятеля погибло от ее рук. Партизаны не действовали открыто, они пытались уничтожить огромнейшее французское войско по частям. Отважно сражаясь, они постепенно уничтожали врагов, освобождая свою землю.

В результате война, которая со стороны французской армии, была захватнической, то со стороны России освободительная и народная, закончилась. Именно народ сделал все для того, чтобы победить. Только он проявил небывалое мужество и отвагу. Героизм проявляли и полководцы, и генералы, которые также повлияли на то, чтобы огромнейшая бесчисленная сила Наполеона была разгромлена.

Патриотизм – это ответственность, любовь к Родине. Быть патриотом, значит, в любых ситуациях нужно уметь позаботиться о своей стране. Такое качество сложно воспитать в себе, однако без него человек считается лицемерным, эгоистичным. В свое время Лев Николаевич Толстой решил всерьез задуматься над подобной проблемой истинного и ложного патриотизма. Все свои блестящие размышления он изложил в великом романе-эпопее «Война и мир», где два действующих герои, которые необходимы при рассуждении над выше поставленной проблемой, - это не только люди с определенным положением, но и обычный народ.

Стоит начать с рассмотрения ложного патриотизма . Олицетворением сего является Анатоль Курагин. Это фальшивый человек, слова которого не соответствуют действиям. Своими низменными желаниями, он ничего не добивается, в его жизни мало чего-то действительно стоящего. Показывает автор и людей такого типа вроде Бориса Друбецкого, который мечтают лишь о том, чтобы ничего не делать и получать награды за собственное бездействие.

Толстой явно обличает героев, которые считаются ложными. Это дает ясно понять, что от таких персонажей сложно ожидать конкретных действий, направленных на защиту своей родины. Печально то, что люди своим равнодушием к стране не принимают никаких решений, заботы к ней. Лжепатриотизм не лечится, к сожалению. Истинным солдатом родины считается тот, кто осознает свою ответственность перед ней. Патриотом может стать тот, кто в душе своей не таит темные обиды, корыстные планы, тяжкие невзгоды. Нет, людям, которые проявляют любовь к Отечеству, нет дела до материальных средств, чинов, положения. От этого они не зависимы, ибо понимают, что в трудный час родина нуждается в своих спасителях.

Патриотом может быть не столь какой-то возвышенный человек, им может стать любой, кто предан стране, кто переживает за ее дальнейшее будущее. В романе Толстого рисуются образы обычных людей, которые своей простотой привлекают внимание, ибо душа их чиста и полна теплых чувств к родине. Это и Тушин, и Михаил Кутузов, и Андрей Болконский и др. Истинным выразителем патриотизма , конечно, является Кутузов, его роль значительна, так как не думая о себе, он заботиться о других: о своих солдатах, которых, как Наполеон, мог бы бросить и забыть тут же, но герой не столь эгоистичен и тщеславен. Этим и примечательны персонажи, являющиеся олицетворением истинного патриотизма: они осознают, что «когда Россия больна, ей нужен человек». Жить чувствами, настроениями и интересами солдат, народа, вот что не хватает тем, кто исполнен верой в легкую жизнь.

Патриотизм проявляется на войне, а та штука страшная, жесткая, беспощадная, ибо забирает с собой множество ни в чем не повинных жизней. Быть заботливым к родине в тяжелые периоды Отечества – это неимоверная ответственность. Кто может ее осознавать, тот непобедим, тот крепок духом, тот силен физически. Тому все нипочем!

Таким образом, Толстой своими мыслями наталкивает на то, чтобы читатели размышляли над таким понятием, как «патриотизм», ибо с этого закладываются знания. Важно воспитывать сие чувство в душе каждого, чтобы не случались предательства по отношению к родине, чтобы в трудные минуты не было много потерь. Главное то, что не в деньгах счастье. Если всю жизнь рваться за материальными средствами, отодвигая совесть, личные качества, то в результате можно остаться ни с чем в полном одиночестве. А страшнее этого ничего не может быть. Поэтому стоит понимать, что нужно быть внимательным к стране, становиться отзывчивым, «надо любить, надо жить, надо верить…»

Вариант 2

Данный роман является историческим свидетелем, который отображает русского народа мужество и доблесть в войне 1812 г. Главным героем у автора является народ. Толстой в романе очень красочно описывает убийства, кровопролитие, обрисовывает человеческие страдания, которые приносит любая война. Также он показывает читателю как проходил, на тот момент времени, голод, заставляет нас представить чувство находящегося в человеческих глазах страх. Не стоит забывать о том, что описанная писателем война, нанесла России, как материальные, так и иные жертвы, а также разрушила города.

Огромное значение в ходе войны имеет настроение и боевой дух солдат, партизан и других людей, которые стали на защиту своей родины, при этом не щадя своих сил. Начало войны, течении двух лет, велась не на территории современной России. Поэтому для народа она являлась чуждой. А когда французская армия пересекла границу России, весь народ, начиная от детей и заканчивая стариками, стали плотной и крепкой стеной на защиту своей родины.

Толстой в своём романе разделяет людей на группы по отношению к долгу защиты отечества и по принципам нравственности. Автор в тексте также разделяет действия каждого человека на две группы, которые связаны с патриотизмом истинным и ложным. Истинный патриотизм заключается в действиях народа, которые направлены на то, чтобы повысить уровень славы своей отчизны и разрешить дальнейшую судьбу своего народа. По мнению писателя, народ России является самым патриотичным из всего мира. Это было подтверждено строками романа. Например, когда французы всё-таки смогли занять город Смоленск, крестьяне начали быстро уничтожать всё, что может попасть в руки врага. Такие действия каждого крестьянина показывали гнев и ненависть к врагу. Не стоит забывать и про отдачи должной похвалы жителям сердца России, так как они все покинули свои дома, чтобы не угадить род власть, которую принесут французы.

Патриотизм проявляется и на фронте войны, когда солдаты показывают патриотические действия. И в тексте этому имеются подтверждения сценами кровопролитных сражений. Даже купец, чтобы не достались его товары французам, уничтожил свою лавку.

Автор также показывает солдатское отношение к оружию, распитию водки, так как они готовятся к сложному бою. Хочется отметить и то, что по всем сражениям солдат можно сделать определённые выводы, по поводу их любви к своей родине.

Патриотизм в Войне и мире

Поскольку война не только вынесена в название знаменитого романа-эпопеи «Война и мир» русского писателя Льва Николаевича Толстого, но и является основной декорацией к разворачивавшимся событиям, тема патриотизма в произведении является если не самой главной, то, как минимум, одной из основных.

В романе можно найти множество примеров настоящего патриотизма, причём автор показывает нам эти примеры не только среди близкой ему среды российского дворянства, так и среди представителей простого народа и представителей русского крестьянства.

Именно с простого народа и стоит начать. Отечественная война 1812 года затронула каждого жителя России тех времен с той или иной мере, что обуславливает большое количество примеров истинного, настоящего и самоотверженного патриотизма. Первые примеры жертвенной любви к Родине мы можем видеть в отступающем Смоленске – жители города, во главе с купцом Ферапонтовым отдают солдатам всё имущество, передают весь имеющийся у них хлеб на нужды армии, а всё то, что приходится оставить в городе, они поджигают, дабы это не досталось вражеской армии.

Так же патриотичны и жители Москвы – они покидают город гордо, не преподнося Наполеону ключи от города, как тот ожидал, а оставив ему пустой город-призрак, который мало чем может помочь нуждам французской армии.

Причем в отступлении из города едины все – как простой народ, купцы и ремесленники, так и богатые дворяне, для которых французский язык в начале романа был практически как родной. Главным примером самоотверженного патриотизма среди дворян можно считать Наташу Ростову, которая отдаёт всё семейное имущество для помощи в перевозке раненых солдат, а так же Пьера Безухова, который не остаётся в стороне от борьбы с врагом и даже оказывается в плену.

Раскрываются и примеры настоящих патриотов на поле боя – как среди знаменитых генералов и военачальников тех времен, главным образом Кутузова, Раевского, Багратиона и Ермолова, так и среди простых солдат, которые попали в армию по призыву и даже будучи плохо обученными и мало разбирающимися в военном ремесле, самоотверженно шли на верную смерть для того, чтобы избавить свою Родину от французских захватчиков. Олицетворением таких «простых русских мужиков», которым пришлось взять в руки винтовки и пистолеты, шпаги и пики и отправиться на поле битвы с неприятелем.

Говоря о военном героизме и примерах настоящего патриотизма в сражениях с французской армией, нельзя так же не упомянуть о партизанах, поскольку исторически, Отечественная война 1812 года стала чуть ли не первым примером эффективного применения партизанской войны. Тихон Щербатый, Денис Давыдов и многие другие русские партизаны не участвовали в великих сражениях, но, искреннее любя свою Родину, не могли остаться в стороне и уничтожали неприятеля другими способами.

  • Образ города в поэме Мертвые души Гоголя 9 класс сочинение

    Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска

  • Сочинение по рассказу Толстого Кавказский пленник

    Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы.

  • Сочинение Субботний вечер у нас дома 4 класс

    Суббота в нашем доме это как маленький праздник для всей семьи. Все мои одноклассники в субботу отдыхают, но только не я. Меня это никак не тревожит, ведь в субботу я просыпаюсь с отличным настроением.