История появления театральных масок. Исследовательская работа с презентацией "история театральной маски". Смотреть что такое "Маски театральные" в других словарях

Задачи:

  • обучающая – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье; Королевский);
  • развивающая – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
  • воспитывающая – воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование: элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; презентация к уроку; маски; фото-тест; кроссворд «ТЕАТРОМАНИЯ».

Методы и формы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • обсуждение итогов занятия;
  • беседа эвристического обучения;
  • опрос фронтальный.

Конспект занятия

I этап. Организационный момент. (1 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.

Учитель:

Приветствие студийцев.

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!” В.Г. Белинский

Игра «Подлиза».

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

  • Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
  • Повторить пройденный материал.
  • Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием
  • телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций
  • (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

(Ответы детей)

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Выполнение упражнений актерского тренинга.

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
  • Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи»
  • Голосо-речевые упражнения. «Высотка», «Орган».

Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее).

Задание: Подготовить пантомимический этюд на тему «Лепим снеговика». Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене. В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. 20 сек. На обдумывание мизансцен.

Показ этюда.

Учитель:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

Слайд «Кроссворд»

Слайды «Фототест»

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Учитель: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Слайд «Древние маски»

Слайд «Маски народов мира»

Слайд «Венецианские маски»

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают слайд карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Слайд «Маски комедия-трагедия»

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

Слайд «Глиняные маски»

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Слайд «Древняя Русь. Маски.»

Что же такое маска? Дадим определение.

Слайд «Маска – определение»

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

Слайд «Комедия дель арте»

Слайд «Арлекин»

Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель: Внимание на экран.

Слайд «Древний грек»

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Др. Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду др. грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Слайд «Рыцарь»

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица - шлем).

Слайд «Королева»

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Учитель:

Придерживая край одежды левой рукой на счет раз шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».

Выполнение студийцами данного вида приветствия.

Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения». Оформление чудо-дерева.

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html
  2. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200102803
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
  4. http://www.znaikak.ru/maskatheater.html
  5. http://bse.sci-lib.com/article074127.html

Список использованной литературы:

  1. С. В. Гиппиус Актерский тренинг. Гимнастика чувств, Прайм-Еврознак, 2007 г.

Маска - это накладка на лицо с прорезями для глаз (и иногда для рта) или вид грима. Форма маски изображает "чужое лицо", поэтому в русском языке у слова "маска" есть старинный аналог - "личина".

Впервые театральные маски появились в древней Греции и Риме и использовались по двум причинам: выразительная, легко узнаваемая маска позволяла актёру изображать определённое лицо, а особая форма прорези рта существенно усиливала звук голоса, как рупор. Вспо мним, как ! Под открытым небом, перед лицом огромной толпы звук обычного голоса был бы не слышен. Да и мимика актёра была совсем не видна.

Иногда маски бывали сдвоенными или строенными. Такую маску актёры двигали во все стороны и быстро преображались в нужных героев.

Две древнегреческие маски, плачущая и смеющаяся, являются традиционным символом театрального искусства.

Одновременно с развитием театральных масок появляется театральный грим на Востоке . Изначально гримировались, раскрашивая лицо и тело, воины перед походом. А потом обычай перешел и на народные представления.

Со временем цвета грима стали играть символическую роль. В китайском театре, например, красный цвет обозначал радость, голубой - честность. В японском театре Кабуки актёр, изображающий героя, рисовал красные линии на белом фоне, а актёр, играющий злодея, изображал синие линии на белом. Белые лица свойственны властным злодеям.

В то же время в японском театре Но использовался не грим, а маска. Носить маски мог только главный (ведущий) актёр. Остальные актёры играли без париков и грима.

Актер в маске Иши-О-Йо (духа старого вишневого дерева)

С исторической точки зрения интересны также маски итальянского театра дель Арте (итальянской комедии городских площадей). Помните сказку, которую смотрел в театре Буратино? Арлекин, Пьеро, Мальвина - это герои, вышедшие как раз из итальянской комедии. Арлекин и Коломбина (сестра нашей Мальвины) изображаются, как правило, в клетчатых костюмах. А это были всего лишь заплатки, говорящие о бедности персонажей.

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин.


Эти герои, а также маски, маскарады, карнавалы, были долгое время популярны в Европе. Они стали частью образа жизни, а в Венеции начал ежегодно проводится самый знаменитый из всех балов-маскарадов. Символом Венецианского карнавала является полумаска.

Литература :

Петраудзе С. Детям об искусстве. Театр. М.: Искусство-XXI век, 2014. (Купить в "Лабиринте")

Задания

1. Развиваем мелкую моторику и творческую фантазию с помощью р аскрасок.

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Эта часть завершает цикл статей, посвященных театральному костюму японского театра Но. В ней мы подробно рассмотрим костюмы периода Эдо, его детали и аксессуары, интересные подробности о масках Но (по книге Н.Г. Анариной «История японского театра») и в заключение будут некоторые данные об особенностях кукольного театра Бунраку и Дзёрури, а также символе мон.



Ко-Тобидэ. Мастер Ёкан. XVII в. (слева) / О-Тобидэ. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)

В предыдущей части мы довольно подробно рассказали о бутафории. Теперь пришло время рассмотреть костюм и маску главного героя, который производит, пожалуй, самое поражающее визуальное впечатление. Яркость и великолепие использованного для изготовления текстиля, богатство красок, делают его основным украшением спектакля. В современном театре Но существуют 94 основные канонические комбинации костюмов для всех персонажей, включая фарсёра аи . Костюмы составляют ценнейшее имущество актеров. Они передаются из поколения в поколение, а новые создаются в точном соответствии со старинными образцами. Во времена Канъами и Дзэами костюмы были довольно просты, но постепенно стали приближаться к одежде придворной знати, духовенства. К XV веку широко распространился обычай дарить актерам одежду во время представлений, поэтому среди самых старинных из сохранившихся костюмов XV века есть личная одежда сёгунов и аристократов. Например, в школе Кандзэ хранится подаренный сёгуном Ёсимаса элегантный жакет хаппи тёмно-зеленого цвета, расшитый бабочками. С течением времени были созданы театральные костюмы, не повторявшие придворную моду, но причудливо сочетавшие придворные обычаи в одежде, относившиеся к разным периодам. Этот процесс происходил в период Эдо. Именно тогда костюмы театра Но достигли невероятной степени изысканности и роскоши.


Дожи. Мастер Тохаку. XVII в. (слева) / Ёримаса. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)

Отличительной особенностью костюмов является их необычайная конструктивность. Отдельный элемент костюма может быть использован в самых разнообразных сочетаниях с другими, причем без их разделения на мужские и женские. Например, тёкэн – элегантную прозрачную шёлковую накидку с развевающимися широкими рукавами и с крупным цветочным узором, вытканным серебряными или золотыми нитями, надет на женщине во время танца. Она же, эта накидка, в ролях призраков погибших молодых влоинов становится боевым доспехом, когда надевается с юбкой-штанами окути из тончайшего шёлка, ниспадающими до пола. Мидзугоромо – накидка от дождя – является одеждой для путешествий и работы для мужчин и женщин всех возрастов. Когда рукава накидки подвязаны к плечу, значит, персонаж занят физической работой. Если женщина в мидзугоромо появляется на сцене с зеленой веткой бамбука в руках, перед вами безумная, блуждающая по дорогам в поисках родной души.


Энми-Кайя. Неизвестный мастер. Начало XV в. (слева) / Уба. Маска приписывается мастеру Хими. Начало XV в. (справа)

Можно заметить, что многообразие костюмов возникает и из всевозможных комбинаций элементов, и в результате разных манер ношения одной и той же одежды путем использования различных аксессуаров. Так, охотничье платье караори , сшитое из тонкого цветного шелка - ординарный женский наряд. Оно надевается поверх кимоно покроя кицукэ , спереди подоткнуто у талии, а сзади ниспадает до пола. Когда караори надевается поверх тяжелых окути (штанов-юбки), спереди подоткнуто за пояс, а сзади распускается шлейфом по полу – это костюм знатной особы. Если при этом голову украшает корона, то персонаж – принцесса. А когда в том же стиле надевается прозрачное кимоно тёкэн , перед зрителями – небесная фея.


Кагекиё. Неизвестный мастер. XVII в. (слева) / Шинкаку. Мастер Ямато. XVII в. (справа)

Обязательным элементом каждого костюма являются воротники эри , имеющие V-образную форму. Они пришиваются к вороту нижнего кимоно, могут быть однослойными и многослойными, разных цветов. Цвет воротника указывает на социальный статус персонажа. Белый – самый благородный; одинарный белый воротник носят боги и принцы. Следующий по степени благородства воротник аристократов окрашен в светло-голубой цвет. У монахов и старых женщин воротники коричневые, а синие используются в костюмах злобных духов воинов, гневных богов и демонов.


Ясэ-Отоко. Мастер Тосуи. XVIII в. (слева) / Кояши. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)

Костюм главного героя отличается подчеркнутой элегантностью, богатством и сложностью. Он изготавливается из драгоценных тканей, парчи, тяжёлого шёлка, украшен великолепной вышивкой с использованием золотых и серебряных нитей, объёмной аппликацией, изображающей травы, насекомых, цветы, банановые листья, потоки воды. Актер надевает два-три нижних тонких кимоно, а поверх – тяжёлое парчовое одеяние, особым образом драпирующееся на фигуре в зависимости от изображаемого персонажа. /С.281/

Завершат наше повествование о японском театральном традиционном костюме некоторые интересные данные о масках. Мы ранее уже достаточно много о них говорили, но вот еще несколько фактов.


Моны некоторых знаменитых актерских династий

Вплоть до XVII века маски вырезались монахами, актерами, скульпторами. Согласно легенде, первые маски были сработаны богами и собственноручно императором Дзёгу Тайси (VI в.), и этот период считается мифологическим. Затем называют десять мастеров X-XI веков, среди них Никко, Мироку, Тацуэмон и священник Хими, который, считается, запечатлевал в масках лица умерших, привозимых к нему для обряда отпевания. Следующий период (XVI в.) оставил имена шести выдающихся резчиков масок. Самыми знаменитыми из которых стали Дзоами и Санкобо. Начиная с XVII века появляются семьи, которые специализируются на изготовлении масок Но, передавшие традицию через поколения до наших дней. Самая старинная фамилия профессиональных резчиков – Этидзэн.


Моны Итикава Дандзюро V и Иваи Хансиро IV (слева) / Кацукава Сюнсё. Итикава Дандзюро V и Иваи Хансиро IV. Между 1772 и 1781 гг. Цветная ксилография (справа)

Маски театра Но как принадлежность театрального обихода – это маски-амплуа. Существует несколько вариантов их классификации. Наиболее распространенная следующая: 1) маски старцев; 2) маски мужчин; 3) маски женщин; 4) маски сверхъестественных существ – богов, духов, демонов; 5) маски, названные именами персонажей отдельных пьес.

Известно 86 базовых наименований масок театра Но (то есть масок Но и Кёгэн вместе) и существует множество их разновидностей. Некоторые ученые говорят в целом о 450 видах, обнаруженных к настоящему времени.


Моны Итикава Эбидзо (Дандзюро V) и Саката Хангоро III (слева) / Кацукава Сюнэй. Эбидзо (Дандзюро V) в роли Сибараку и Саката Хангоро III в роли Ига-Но Хэйнайдзаэмона. Ксилография, 1791 г. (справа)

В маске сконцентрировано внутреннее состояние персонажа, и она помогает актеру в создании сценического образа. Самая трудная задача – оживить застывшее лицо маски, придать ей необходимое по тексту выражение. Для этого актер прибегает к едва заметным либо резким изменениям ракурсов, вследствие чего меняется освещенность маски при постоянном освещении сцены. При опускании головы на маску ложатся тени, что придает ей печальное или задумчивое выражение. Когда актер высоко держит голову, маска освещена максимально, и это создает эффект радостного, счастливого лица.


Кацукава Сюнэй. Иваи Хансиро IV (фрагмент цветной ксилографии). 1781-1789 гг. (слева) / Мон Иваи Хансиро IV (справа)

Маска не воспринималась средневековым актером как художественный прием; она была не концептуальна, а натуральна. Исполнитель верил, что он по-настоящему превращается в играемый персонаж, как в древних ритуалах верили, что символ вызывает символизируемое. Театр Но – это театр превращения, а не перевоплощения; здесь действует принцип полного отождествления актера с героем. Исполнителю и сегодня запрещается подвергать роль интеллектуальному анализу; он должен играть «по наитию». Маска в театре Но является вещественным свидетельством превращения актера в того, кого он играет./С. 287/


Схема грима. Стиль камадори (слева) / Грим (фотография) (справа)

В Японии три основных традиционных театральных жанра, если можно так выразиться: рассмотренный нами театр масок Но, театр Кабуки, и театр кукол Бунраку. Несколько слов о двух последних. Каждый из них имеет свою древнюю историю, особенности, касающиеся исполнительского мастерства, костюмов, грима, цветовой символики.


Акахимэ. Гравюра

Например, первый выход актера – исполнителя главной роли (иногда и большой группы актеров) на сцену в театре Кабуки связан с демонст­рацией костюма и грима. С этого, собственно, и начинается спектакль. Актер выходит на сцену из конца зрительного зала и идет на основную сцену мимо зрителей через зал. Такой проход по «цветочной тропе» - ханамити создает в зрительном зале определенный эмоциональный настрой. Движение актера -смена сложных поз называетсямиэ. В сложном костюме актер не может двигаться как в обычной одежде и его пластика выглядит необычно. Все детали костюма сильно увеличены: рукава кимоно при помощи бамбуковых каркасов превращены в своеобразные щиты, украшенные огромными гербамимон. Использование монов в Кабуки носит издавна активный характер. Раньше ничто, кроме них не могло так лаконично, убедительно и быстро представить зрителям актера. «Моны в театральном костюме периода Эдо (особенно для ролей амплуа арагото) отличались огромной величиной и часто становились главным орнаментальным мотивом не только одежды исполнителя, но и всего спектакля. Наличие большого мона придавало костюму контрастность и подчеркивало его плоскостность. <…> мон воспринимался одновременно как украшение и как четкий, мгновенно читаемый знак определённой исполнительской династии или актёра» . Вот небольшое описание Камакуры Кагэмаса—главного героя пьесы «Сибараку» (1905). Каждое движение, каждая поза подчеркивают монументаль­ность его фигуры. Нагабакама - штаны особого покроя не только полностью закрывают ступни, но даже волочатся как шлейф. Для того, чтобы не запутаться и не упасть, актеру приходится передвигаться, широко расставляя ноги, и после каждого шага застывать в определённых позах. При этом он то разводит рукава-щиты в стороны, то закрывает ими лицо. Он производит впечатление гиганта, преклонившего колени для того, чтобы поближе рассмотреть то, что происходит на земле. Толстый слой грима – кумадори - покрывает лицо актера, он абсолютно скры­вает его индивидуальные черты. Прическу украшают тикарагами - замысло­ватые бумажные ленты. Например, на кимоно особого коричнево-золотистого оттенка (цвет хурмы) четко выделяется белый рисунок герба мона (три квадрата, вставленные один в другой). Актер перепоясан толстым шнуромниодасуки.


Сцена из спектакля

В японском театральном костюме декора­тивное начало ярко выражено, но не оно определяет специфику использова­ния костюма и его роль в создании художественного образа. По костюму можно определить время года, костюм активно участвует в конструировании сценического действия, передает такие психологические состоя­ния героя, которые недостижимы другими средствами в организации сценического пространства.

Афиша 1976 года (слева) / Афиша 1985 года (справа)

О куклах театра Дзёрури можно сказать, что они совершенны. Рост куклы составляет три четверти роста человека. У этих удивительных кукол двигаются рот, глаза и брови, ноги, руки и пальцы. Туловище кукол примитивно: это плечевая перекладина, к которой крепятся руки и под­вешиваются ноги, если кукла — мужской персонаж. У жен­ских персонажей ног нет, потому что они не видны из-под длинного кимоно. Сложная система шнурков дает возможность кукловоду управлять мимикой. Головы кукол создают искусные мастера. Как и в других видах классического японского театра, существуют исторически сложившиеся типы, для каждого из кото­рых применяются определенные голова, парик, костюм. Как и у масок театра Но, многообразие голов кукол различают по возрасту, полу, характеру, социальной принадлежности. Каж­дая голова имеет свое название и происхождение, каждая применяется для определенных ролей.


Афиша «Нагасукудзира» (Кит-полосатик). Танцовщики, использующие «позу Нежинского». 1972 г.

Чтобы легче было коор­динировать действия кукловодов и держать куклу примерно на уровне человеческого роста, главный кукловод омодзукаи работает в дере­вянных японских туфлях гэта на высоких подставках. Дей­ствия куклы должны точно совпадать с текстом, который читает гидаю . Четкая работа всех участников представления достигается годами упорной тренировки и считается одной из уникальных особенностей этого ис­кусства. Сказитель гидаю испол­няет роли всех героев и ведет повествование от авто­ра (иногда в представлении принимают уча­стие два или больше сказителей). Чтение гидаю должно быть максимально выразительным. Его задача - заставить кукол ожить. Знание мелодического рисунка текста, постановка голоса, строгая согласованность действий с другими участ­никами представления требуют многолетней упорной подготовки. Обычно на обучение уходит двадцать-тридцать лет. Как и в театре Но или Кабуки профессии гидаю и кукловодов в театре дзёрури явля­ются наследственными. В традиционно­м театральном искусстве Японии, сценические имена вместе с секретами мастерства передаются от отца к сыну, от учителя к ученику.


« 27 вечеров для четырёх времен года», 1972 г. Танец льва из «Тибасан» (справа)

Японцы бережно сохраняют древнее театральное искусство, которое является культурным наследием. Вместе с тем очень интересен современный театр, в котором есть много инновационного, будь то балет, перформанс, драматический театр и т.д. Влияние традиционного японского театра на современные направления зрелищной культуры очевидно. Прежде всего, это, конечно, костюм. На базе старинных традиционных костюмов создаются новые интересные модели, порой причудливые и фантастические, но в них угадываются силуэты, элементы и детали тех одежд, которые много веков назад поражали зрителей своей яркостью и неповторимой красотой.




Кукла. Театр Бунраку (слева) / Кукла (деталь)



Схема прически / Голова куклы (съёмная деталь). Театр Бунраку (наверху справа)







Схемы причесок различных персонажей



Кукла и три кукловода. Театр Бунраку (слева) / Устройство куклы Бунраку (справа)

Вы можете посмотреть на YouTube:

Маски театра Но:

http://www.youtube.com/watch?v=T71ZAznVeLo&feature=related Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М., 1990. С. 57.

С. П. Школьников

Театр прошел долгий и сложный путь развития. Истоки театра восходят к культовой обрядности.

Первые культовые маски

Маска ирокезов – чужое / фальшивое лицо (слева и справа)

Древние люди считали, что человек, надевающий маску, получает свойство того существа, которое маска изображает. Особенно широким распространением пользовались у первобытных народов звериные маски, а также маски духов и мертвецов. Тотемические игры и пляски являются уже элементом театрального искусства. В тотемической пляске отмечаются попытки создания художественно-эстетического образа в танце.
В Северной Америке индейские тотемические пляски в масках, носившие культовый характер, предполагали своеобразный художественный костюм и декоративную маску, раскрошенную символическим орнаментом. Танцоры делали себе и двойные маски сложного устройства, изображавшие двойственную сущность тотема - под звериным обликом скрывался человек. Эти маски благодаря особому устройству быстро раскрывались, и танцоры преображались.
Дальнейший процесс развития звериных масок привел к созданию театральной маски, отдаленно напоминающей человеческое лицо, с волосами, бородой и усами, т. е. к так называемой антропозооморфной маске, а затем и к маске с чисто человеческим обликом.
До того как маска стала принадлежностью классического театра, она прошла долгую эволюцию. Звериные черепа во время охотничьих плясок заменялись декоративными масками, затем появлялись портретные маски погребальных церемоний, которые постепенно превратились в фантастические маски «зоомистерий»; все это нашло свое отражение в монгольском «Цаме», яванском «Баронгане» и в японском театре «Но».

Маски театра «Топенг»


Маска театра Топенг (слева и справа)

Известно, что театр масок в Индонезии, носящий название «Топенг», вырос из культа мертвых. Слово «топенг» означает «крепко прижатое, тесно прилегающее», или «маска усопшего». Маски, которые характерны для малайского театра, чрезвычайно просты. Они представляют собой овальные деревянные дощечки с вырезанными отверстиями для глаз и рта. На этих дощечках и рисуется нужное изображение. Маска обвязывалась бечевкой вокруг головы. В некоторых местах (у носа, глаз, подбородка и рта) деревянная основа маски выдалбливалась, чем достигалось впечатление объемности.
Маска для пантомимы имела особое устройство: к ее внутренней стороне прикреплялась петелька, которую актер зажимал в зубах. В дальнейшем, по мере развития театра и преобразования его в профессиональный, актеры стали играть без маски, обильно раскрашивая лица.

Античные маски


Трагическая маска античного театра в Греции (слева и справа)

В древнегреческом классическом театре маски были заимствованы у жрецов, применявших их в ритуальных изображениях богов. Сначала лица просто раскрашивались выжимками виноградных гроздей, затем объемные маски стали непременным атрибутом народных увеселений, а в дальнейшем важнейшим компонентом древнегреческого театра.
Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки - рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра. Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска. Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса. Маски изготовлялись сообразно с характером того или иного персонажа; делались и портретные маски. В греческих и римских масках глазные впадины были углублены, характерные черты типажа подчеркнуты резкими мазками.

Строенная маска

Иногда маски были сдвоенными и даже строенными. Такую маску актеры двигали во все стороны и быстро преображались в тех или иных героев, а иногда и в конкретных лиц, современников.
Со временем портретные маски были запрещены и, чтобы избежать хотя бы малейшего случайного сходства с высокопоставленными лицами (особенно с македонскими царями), их стали делать уродливыми.
Полумаски тоже были известны, однако они очень редко употреблялись на греческой сцене. Вслед за маской на сцене появился и парик, который прикреплялся, к маске, а затем и головной убор - «онкос». Маска с париком несоразмерно увеличивала голову, поэтому актеры надевали котурны и увеличивали объемы своего тела при помощи толщинок - «колпомы».
Римские актеры в древние времена или вовсе не употребляли масок, или употребляли полумаски, которые закрывали не все лицо. Лишь с I в. до н. э. они начали употреблять маски греческого типа, чтобы усилить звучание голоса.
Наряду с развитием театральной маски появляется и театральный грим. Обычай раскрашивать тело и лицо восходит к ритуальным действам в древнем Китае и Таиланде. Для устрашения неприятеля воины, отправляясь в набег, гримировались, раскрашивая себе лицо и тело растительными и минеральными красками, а в определенных случаях цветной тушью. Затем этот обычай перешел к народным представлениям.

Грим в классическом китайском театре

Грим в традиционном классическом театре Китая относится к VII в. до н. э. Китайский театр отличается своеобразной многовековой театральной культурой. Система условного изображения психологического состояния образа в китайском театре достигалась через традиционную символическую разрисовку масок. Тот или иной цвет обозначал чувства, а также принадлежность персонажа к определенной социальной группе. Так, красный цвет обозначал радость, белый - траур, черный - честный образ жизни, желтый - императорскую фамилию или буддийских монахов, голубой - честность, простоту, розовый - легкомыслие, зеленый цвет предназначался для служанок. Сочетание цветов указывало на различные психологические комбинации, на оттенки поведения героя. Определенное значение имело асимметричное и симметричное раскрашивание: первое было характерно для изображения отрицательных типов, второе - для положительных.
В китайском театре пользовались также париками, усами, бородами. Последние изготовлялись из сарлычного животного волоса (буйволового). Бороды были пяти цветов: черные, белые, желтые, красные и лиловые. Они также имели условный характер: борода, покрывающая рот, свидетельствовала о героизме и богатстве; борода, разделенная на несколько частей, выражала утонченность и культурность. Борода изготовлялась на проволочном каркасе и прикреплялась за ушами крючками, идущими от каркаса.
Для гримирования пользовались безвредными сухими красками всех цветов, которые разводились на воде с добавлением нескольких капель растительного масла, чтобы получалась блестящая поверхность лица. Общий тон накладывали пальцами и ладонями. Для разрисовки, подводки губ, глаз и бровей применяли длинные заостренные палочки. На каждую краску имелась своя палочка, которой китайские артисты работали виртуозно.
Для женского грима был характерен яркий общий тон (белила), поверх которого румянились щеки и веки, красились губы, подводились черной краской глаза и брови.
Установить количество разновидностей грима в китайском классическом театре не представляется возможным; по неточным данным, их насчитывалось до 60.

Маска в театре «Но»


Маска театра «Но»

Спектакли японского театра «Но», который является одним из древнейших театров мира, можно видеть и в наши дни. По канонам театра «Но» маски были закреплены за одним ведущим актером во всех имеющихся в репертуаре двухстах канонических пьесах и образовали целую отрасль искусства в этом театре. Остальные актеры не пользовались масками и исполняли свои роли без париков и грима.
Маски относились к следующим типажам: мальчиков, юношей, духов умерших, воинов, стариков, старух, богов, девушек, демонов, полуживотных, пернатых и т. д.

Грим в театре «Кабуки»


Грим в театре Кабуки

Классический театр Японии «Кабуки» - один из древнейших театров мира. Его зарождение относится к 1603 г. На сцене театра «Кабуки», как и в других японских театрах, все роли исполняли мужчины.
Грим в театре «Кабуки» - маскообразный. Характер грима - символический. Так, например, актер, гримируясь для героической роли, на общий белый тон лица наносит красные линии; исполняющий роль злодея на белом токе чертит синие или коричневые линии; играющий колдуна на зеленый тон лица наносит черные линии и т. д.
В японском театре очень своеобразные причудливые черты морщин, бровей, губ, подбородка, щек и др. Прием и техника гримирования такие же, как и у китайских актеров.
Бороды тоже имеют стилизованный характер. Они отличаются причудливыми острыми с надломом линиями и изготавливаются по принципу китайских.

Театр мистерий

По мере того как ритуальные действа превращаются в зрелища, представления приобретают все более определенную тематику, которая зависит от социальных и политических условий эпохи.
В Европе на смену античному миру пришло мрачное средневековье. Давление церковного мракобесия на все формы общественной жизни вынуждает и театр обратиться к религиозным сюжетам. Так появляется театр мистерий, который просуществовал около трех веков. Актерами в этих театрах были горожане-ремесленники, и это вносило в представления простонародно-бытовые мотивы: «божественное» действие прерывалось веселыми интермедиями, клоунадой. Постепенно интермедия начинает вытеснять основное действие, что послужило причиной гонения церкви на этот театр. Театр мистерий особое распространение получил во Франции.
В эпоху Возрождения (приблизительно с 1545 г.) во Франции появились профессиональные театры. Бродячие комедианты объединялись в труппы, которые представляли собой актерские артели.
Актеры этих театров специализировались преимущественно на комическом, фарсовом репертуаре и поэтому назывались фарсерами. Женские роли в фарсовых спектаклях исполняли юноши.

Театр дель арте

Персонаж театрта дель арте: Арлекин

В 30-е годы XVI в. в Италии возникает театр дель арте. Спектакли итальянских комедиантов дель арте отличались от спектаклей французских актеров не только более высоким уровнем техники игры, но и культурой оформления маски и грима.
Первые представления дель арте состоялись во Флоренции, причем актеры играли в масках. Иногда маску заменяли приклеенным носом. Характерно, что маски носили только исполнители ролей двух стариков и двух слуг.
Зародились маски комедии дель арте в народных карнавалах. Затем они постепенно перекочевали на сценические подмостки.
Маски комедии дель арте делали из картона, кожи и клеенки. Актеры обычно играли в одной, определенно установленной маске. Пьесы менялись, а маски оставались неизменными.
В масках играли преимущественно комедийные персонажи. Были и такие амплуа, для которых полагалось вместо маски гримироваться мукой и разрисовывать углем бороду, усы и брови. По традиции актеры, играющие влюбленных, не выступали в масках, а украшали лицо гримом.

Персонаж театра дель арте: Ковьелло

Образные маски стали закрепляться за определенными исполнителями, игравшими одну и ту же роль.
Маски комедии дель арте были очень разнообразны (в театре комедии дель арте имелось более ста масок). Некоторые маски состояли только из носа и лба. Они раскрашивались в черный цвет (например, у доктора); остальная часть лица, не закрытая маской, гримировалась. Другие маски предусматривали определенную раскраску парика, бороды и усов. Маски использовали как средство для подчеркивания выразительности задуманного типажа. Они изготовлялись всевозможных характеров и разрисовывались применительно к типажам спектакля. В целом маски комедии дель арте делились на две группы: народно-комедийные маски слуг (Дзани); сатирические маски господ (буффонное ядро - Панталоне, доктор, капитан, Тарталья).
В некоторых спектаклях комедии дель арте актеры на глазах у зрителей искусно преображались, заменяя одну маску другой.
Первоначально маски в подражание античным делали с открытом ртом, позже, стремясь приблизить маски к естественному лицу, рты стали делать закрытыми (последнее было вызвано также и тем, что в пантомимах рупор становится ненужным). Еще позже стали закрывать только половину лица актера. Это способствовало дальнейшему развитию мимической игры. Комедия дель арте всегда стремилась к реалистическому отображению образа не только в социальном и психологическом облике масок, но и в речи, движении и т. д.
XVII-XVIII века в Европе - эпоха классицизма. Это нашло свое отражение и в перестройке театра. В классическом театре грим и парики были такими же, как и в повседневной жизни. Представления носили условный характер. Играя в пьесах Корнеля и Расина, посвященных античной древности, актеры внешне продолжали оставаться людьми XVII-XVIII вв. Грим в это время был обусловлен всем строем жизни французского двора, которому, подражал и театр. Для этого периода характерно господство мушек. Считалось, что мушки придают томное выражение глазам и украшают лицо.

Школьников С. П. Минск: Вышейшая школа, 1969. Стр. 45-55.

Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема театра - маски. Театральные символы комедии и трагедии - выражение сути этого зрелищного заведения.

Древнегреческие музы

За ответом на вопрос о том, почему так произошло, надо отправиться к истокам европейской цивилизации - культуре Древней Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее основные ветви - трагедия и комедия, их музы-покровительницы (соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся на века - маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в эмблему. Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память, стали музами-покровительницами науки и искусства. Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она опекала и курировала.

Родом из незапамятных времен

Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук.

Многообразие масок

Старинное действо невозможно представить себе без маски. Театральные атрибуты были необходимым и главным условием проведения спектакля. И конечно же, их было множество - существовали мужские и женские маски, героев и негодяев, стариков, молодых людей и детей, богов и других существ высшего порядка. Маски изображали горе и радость. Постепенно, с появлением театральных зданий со сценой и определенной акустикой, надобность в маске отпадает, но, прослужив театрализованным постановкам тысячелетия, она остается символом этого вида искусства. Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще и, кроме того, символизируют его древность. Рты у обеих открыты, хотя средств, усиливающих звук, там нет. У Талии, символа комедии, углы рта приподняты, у Мельпомены скорбно опущены. Каждому человеку известны театральные маски. Рисунки, приведенные ниже, показывают самые распространенные изображения дуэта.

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Золото высшей пробы

Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или железнодорожный костыль.

Это символ успешного окончания чего-то большого и жизненно важного. Неудивительно, что наряду с золотой венецианской маской, олицетворяющей высшую степень успеха в обществе, появилась и театральная золотая маска, символизирующая вершину актерского и режиссерского мастерства. В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным фестивалем довольно высокой пробы, так как основателями были Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы, а с 2002 года Сбербанк России становится генеральным спонсором ежегодного фестиваля «Золотая маска». Президентом ассоциации с одноименным названием долгие годы является Георгий Тараторкин. Фестивалю предшествует жесткий и профессиональный отбор спектаклей, проводимый в течение всего года экспертными советами, в которые входят именитые и заслуженные хореографы, дирижеры, режиссеры и актеры.

Признание коллег

Всероссийский фестиваль проходит весной и заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии, символом которой является изображение золотой маски, которое разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег Шейнцис.

Театральная премия «Золотая маска» предусматривается в нескольких номинациях. У нее высокий знак качества: Михаил Ульянов сказал, что награду вручают профессионалы профессионалам. Ее нельзя получить за деньги или «по знакомству». У нее высокий статус - Национальная театральная премия, учредителем которой является такая серьезная организация, как Союз театральных деятелей. У премии нет денежного эквивалента, главное ее достоинство - признание таланта и достижений коллегами.

Детские маски

У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы, школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные фильмы - все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.