История создания картины сенокос пластова. V. Работа над планом сочинения. VIII. Орфографическая работа

Сочинение по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера - скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова - жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ - косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба - ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался - да и сейчас использу­ется - специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке - как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов - крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто - вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял - может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей - мужчины.

Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.

Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина - мать мальчика, может быть, бабушка.

Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила - можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне - но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.

Завершает процессию косцов пожилой мужчина - вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца - может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.

Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.

В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза - символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах.

Лето - самая прекрасная пора, о которой мечтает каждый человека. Многие люди мечтают о том, что летом поедут в отпуск, отдохнут на море, посетят другие страны, проведают своих родственников. Но не для всех людей летная пора - это отдых, а в деревнях и селах в такое время начинается самое «жаркое» время, когда поспевает урожай на полях, и люди с утра до вечера трудятся, чтобы вырастить и убрать урожай, приготовить на зиму сено.

Ведь от того, как человек поработает в летнее время, как хорошо он потрудится, зависит и то, как он проведет зиму. Это и есть основная тема прекраснейшей картины Аркадия Пластова. Этот художник создал великолепное живописное полотно - «Сенокос». Центральное место в его картине занимают люди, которые увлеченно заняты работой. Чтобы подготовить на зиму корм, уходит много времени летом и сил, но зато потом зимой можно будет радоваться тому, что все вовремя сделано и животные не страдают от недоедания.

Время, которое изобразил Аркадий Александрович на своей картине, переносит нас в послевоенную пору, когда большая часть мужчин были или убиты, или ранены на войне. Поэтому в поле приходится выходить всем, кто может работать, кто хоть немного умеет косить. И как бы ни был тяжел труд, но старики, женщины и подростки стараются справиться с этой сложной полевой работой. Известно, что косить траву - это дело сложное и тяжело, но люди на картине художника Аркадия Пластова стараются, они не боятся ни палящего солнца, ни высокой травы, ни навязчивой мошкары.

Все герои пластовской картины представляют людей разного поколения, но все они объединены одной целью. Главное, что все деревенские люди увлечены работой. Художник для изображения крестьянского труда и необычного жаркого и солнечного дня использует множество разных цветов и оттенков. Ведь так точно передать щедрость и невероятную яркость полей и лугов, маленьких и скромных луговых цветов, зелень дерев и трав, сочных и насыщенных, смог только художник-живописец Аркадий Пластов. Поэтому его картина вызывает лишь только восторженные и положительные отзывы.

И нежный солнечный свет, переливаясь светлыми красками и оттенками, играет на белоснежных березовых стволах. Березки и маленькие ели расположились прямо рядом с полянкой, где трудятся косари. И, несмотря на то, что они расположены на заднем плане, они все равно притягивают взгляды не только своими красками, но и свежестью, где люди после тяжелой работы, могут сделать перерыв и укрыться от беспощадной жары. Если вглядеться вдаль, то можно увидеть, что там тоже темнее лесная полоса. Там и дышится легко, и всегда можно отдохнуть и подождать, пока солнечные лучи станут не такими палящими. А вот кругом привораживает взгляд полевые цветы, которые играют и переливаются разноцветными красками.

Художник Аркадий Пластов великолепно изобразил не только богатство природного мира, но реалистично он изобразил людей. Например, старик с седыми волосами и с такой же седой бородой одет в светлую рубашку. Он с трудом держит косу, но от молодых людей он не собирается отставать. Еще две душки, одетые в светлые одежды, чтобы она не так сильно притягивала солнечные лучи, следят за тем, чтобы каждый стежок косы делался правильно и легко. Видно, что эти девушки уже не первый раз держат в руках косу и это крестьянское дело им привычно и обычно.

Но быстрей и лучше всех косит подросток, который старается выполнить работы больше других, жалея и старика, и девушек, которые вынуждены выполнять такую тяжелую работу. Поэтому и участок для косьбы он взял себе и больше, и сложнее. Он одет в легонькую майку серого цвета, его тело дышит в нем легко, плечи уже успели загореть под лучами палящего солнца. Штаны у юноши темного, а косу он держит уверенно и делает ею большой размах. После косарей на поле остается широкая полоса скошенной травы, которая будет лежать здесь несколько дней, чтобы она смогла подсохнуть, а затем они же придут с вилами, чтобы ее перевернуться и подсушить с другой стороны.

И лишь только, когда она полностью будет высушена, ее начнут сгребать и увозить на лошадях домой и на фермы, чтобы зимой для животных всегда был корм. Автор картины смог точно и реалистично передать то, что богатство природы также прекрасно, как и труд человека. Аркадий Александрович талантливо и великолепно изобразил атмосферу летнего трудового дня, когда, глядя на картину можно услышать ее звуки: жужжание насекомых и кос, дыхание людей, которые увлечены тяжелой физической работой, которая делает их лица благородными и прекрасными. Гладя на живописное пластовское полотно, чувствуется запах и молодого леса, и палящих лучей солнца, но все это несравнимо с запахом свежескошенной травы. Поэтому, глядя на живописное полотно «Сенокос», можно испытывать настоящее эстетическое наслаждение.

Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Когда-то, очень давно, мне удалось побывать на выставке в Манеже.Там демонстрировались картины Пластова А.А. и работы скульптора Коненкова.Выставка произвела на меня большое впечатление, особенно картина Пластова "Сенокос".Она был очень большая, а травы на ней просто жили своей жизнью, очень оптимистичная и солнечная.Там был много картин от очень известных до совсем неизвестных, в том числе с изображением Сталина. Но "Сенокос" меня поразил в самое сердце!

Аркадий Александрович Пластов (19 (31) января 1893, село Прислониха, Симбирский уезд, Симбирская губерния — 12 мая 1972, село Прислониха, Карсунский район, Ульяновская область) — советский живописец.
Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).

Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой,
какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию.
С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.


Портрет Н. А. Пластова.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина.

Сценарий урока «Подготовка к сочинению-описанию

по картине А.А. Пластова «Сенокос» в 7 классе.

Учитель Рыжова В.А.

МБОУ СОШ № 25 г.Ульяновска

Цели:

    Познакомить с творчеством А.А.Пластова и его картиной «Сенокос»;

    систематизировать приобретенные учащимися знания об описании внешности и действий человека, изображенного на картине;

    совершенствовать навыки устного и письменного высказывания на искусствоведческую тему;

    подготовить к самостоятельному описанию картины;

    вызвать уважение к людям труда, показать мастерство художника в изображении простого человека; воспитывать у учащихся эстетический вкус, любовь к прекрасному, чувство патриотизма

Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.

1 Слово учителя о теме, целях урока

2. Предварительная работа- проектные задания к уроку:

    Познакомиться с жизнью А.А.Пластова и составить рассказ о художнике

    Что я знаю о слове «сенокос»? (Лексическое значение, способ образования, морфологические признаки)

    Подобрать стихи, пословицы и поговорки о сенокосе

    Поработать со словарем и дать понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит

    Подготовить рассказ о картине «Жатва».

    Подготовить рассказ о картине «Фащист пролетел»

    Кто изображен на картине, опишите этих людей.

    Какие цветы изображены, приведите стихотворные строки о полевых цветах.

    Какую музыку вы бы подобрали к этой картине?

3 . Задание: в течение урока работаем с раздаточным материалом, который должен будет помочь в написании сочинения (Приложение1: словарная работа,план сочинения, орфографическая работа))

4. Чтение учащимся наизусть стихотворения А.Чеснокова «На родине Пластова»

Вечереет. В округе тихо.

Ждет природа спокойных снов.

Деревенька среди лесов!

Здесь так ярко и

Так торжественно

В сентябре золотятся леса,

И природа –

как юная женщина,

и смеется небес краса.

И родная Аркадию Пластову,

Как пейзажи его картин,

Средневолжская осень властвует

В тишине золотых равнин.

Здесь хватало и счастья и лиха,

Здесь не нужно пустяшных слов,

Здравствуй, русская Прислониха,

Деревенька среди лесов.

5 . Рассказ о Пластове. СЛАЙДЫ № 5-12

АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ родился 31 января 1893 года в селе Прислонихе бывшей Симбирскойгубернии. Окончив три класса сельской школы, в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище, а в 1908 год – в Симбирскую духовную семинарию. В 1912 году Пластов поехал в Москву и начал в ней своё художественное образование. Сначала в мастерской И.И.Машкова, затем в Строгановском училище. В 1914 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, С 1935 года А.А. Пластов стал участником всех больших художественных выставок. А. А. Пластову были присуждены звания: заслуженного деятеля искусств РСФСР действительного члена Академии художеств СССР, народного художника РСФСР, народного художника СССР. А. А. Пластов был награждён: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», золотой медалью Министерства культуры СССР, дважды орденом Ленина, золотой медалью, присуждённой Индийским обществом в Калькутте, присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни». С 1957 Пластов избирался членом правления Союза художников СССР и Союза художников РСФСР.

Вся жизнь А.А.Пластова связана с родной деревней и ее жителями. Был он не только художником, но и пахарем, косцом и жнецом, умел лечить коров и лошадей. Все делал хорошо. Мужик из него вышел - гордость Прислонихи.. Как же нужно было любить свой край, чтоб на целый свет хватило родной Прислонихи. Ведь тема деревенского труда, сельской жизни, быта – главная в его творчестве. Героями его картин были земляки, деревенские ребятишки

«Писать ребятишек – наслаждение. Дети сказочно хороши. Как описать их очарование? Откуда в детях такая красота живет? Не могу понять! Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю!» - говорил Аркадий Александрович Пластов.

А.А. Пластов оставил народу бесценное наследство – развернутую им «картину крестьянского житья-бытья». Именно его называли одним из последних богатырей земли русской. А силу и удивительную цельность его таланта до сих пор хранят его полотна.

КАРТИНА «СЕНОКОС »

1. Что я знаю о слове «сенокос»? (слайд13)

    Синквейн

Сенокос

Тяжелый, радостный

Косят, потеют, ликуют

Сенокос - священное занятие у крестьян.

Труд

    Способ образования

Сенокос – сено, косить (способ сложения основ с соединительной гласной)

Сенокос

Какие стихи, пословицы и поговорки о сенокосе нашли?

Беседа по картине

3 . Рассмотрите картину.

    Каков сюжет картины? (слайд14)

Утро. Лето в самом разгаре. Поляна в молодом березовом лесу. Всюду буйно цветут травы. Четыре косца стали в ряд и взмахнули косами.

    Что изображено на ней? Каков жанр картины?(слайд15)

    Дайте понятие словам-терминам: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, композиция, колорит, палитра (СЛАЙД № 16-18)

    Какова композиция картины? (слайд19)

    Какие цветы изображены на картине? В чем загадка картины?

Колокольчики, ромашки, купина, примула, клевер, царские кудри, купава - это не просто цветы одного луга (обычно эти цветы не цветут одновременно) это все цветы Родины, распустившиеся во славу Победителей.

    За счет чего ощущение динамизма, движения?

(люди работают, дружно взмахивают косами)

    Кто они? Опишите героев картины?(слайд20)

Люди, изображенные на картине "Сенокос", не просто натурщики, изображающие косцов, а близкие, родные, товарищи Пластова, его односельчане.
Ведь юноша на переднем плане - сын художника Николай, женщина в белом платке похожа на супругу Наталью Алексеевну, а два пожилых косаря - земляки Аркадия Александровича - Федор Сергеевич Тоньшин и Петр Григорьевич Черняев

    Сравните стихотворение Н.Благова «Сенокос» и картину Пластова

Травы сильные,

Травы, по-детски дрожа,

Стихли, теплые соки глотая.

Окружила деревни, стоит не дыша

Разнотравья орда золотая;

Подступили татарники к самым домам,

Все в колючках, готовые к схватке,

И все чаще то здесь загорятся, то там

Над плетнями их красные шапки.

Вот она и пришла, золотая пора,- до жнитва,

Сенокоса недели.

Даже птицы, птенцов выгоняя из трав,

Словно пчелы, пыльцой прожелтели.

И стоят косари:

Кто пойдет впереди?

Перед ним только ветер летает один,

Дышит в спину ему полдеревни.

Он выходит-

Надломлена солнышком бровь

Рдеют плечи еще не в загаре.

Растревожилась, как на пожаре.

И когда вдоль стреляющей соком стены

Он пошел и пониже пригнулся…

Ты не помнишь? Таким же ведь был до войны

Твой отец, что с войны не вернулся.

Стихотворение Благова близко картине и по теме, и по манере письма: те же яркие, сочные, солнечные краски. Лев Бурдин, поэт и критик, писал об этом стихотворении: «Способность живописать поистине пластовскими красками наглядно проступает в стихотворении «Сенокос». Удивительная пора сенокоса: все в цвету и наивысшем расцвете. Многокрасочна природа: золотая, красная, пожелтевшая.

Травы сильные,

Травы, по- детски дрожа,

Стихли, теплые соки глотая.

Окружила деревни, стоит не дыша,

Разнотравья орда золотая…

Последняя метафора подчеркивает и необозримость пространства, и силу, и готовность трав сразиться с косцами. И косцы волнуются:

Кто пойдет впереди?

Кто за славой угонится древней?

И вот он, человек труда:

Он выходит-

Надломлена солнышком бровь,

Рдеют плечи еще не в загаре.

Это в нем до разгула охочая кровь

Ты помнишь? Таким же ведь был до войны

твой отец, что с войны не вернулся.

Мотив войны уже звучал в ткани стихотворения: «орда золотая», «татарники», «готовые к схватке», «стреляющая соком стеная» и в конце стихотворения снова щемящая боль по невосполнимой утрате сильных мужчин. Эта боль вырывается наружу. Долго еще будет доноситься до нас пронзительное эхо войны.

    Какова же основная идея картины Пластова?

Сенокос" - гимн родной земле, русскому народу, выстоявшему и победившему в жестокой войне.

Картина Пластова – это гимн цветущей природе, крестьянскому слаженному труду, мирной тишине: трудна война, но жизнь продолжается.

    Какие звуки можно услышать, рассматривая картину ? (шум листвы, гудение пчел, шелест травы, звон косы)

    «Сенокос» называют симфонической поэмой. Какую музыку, соответствующую полотну, вы бы предложили?

Радость и счастье – вот главный мотив в этой картине. (прослушать музыку)

Хорошая живопись – это песня, это мелодия”(слайд23)

Микеланджело Буонарроти,

Орфографическая работа (с самопроверкой) слайд 24-25

ликующий солнеч?ный день; ; буйная пор..сль трав,

работают увлеч….о; взмах косы (в) лад

«разом занесе…ые сверкнули косы…»;

    Триптих (“Фашист пролетел”, “Жатва” и “Сенокос”) был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: “Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну ”. Как вы думаете, чем объяснить такую оценку Черчилля?

    Представление картин «Фашист пролетел», «Жатва»(слайд26,27)

Война, как народная трагедия, как посягательство на священные законы бытия, находит отражение в его полотне “Фашист пролетел”, датированном 1942 годом. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – в сдержанной “Жатве” (1945 г). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле, запечатленной в “Сенокосе” (1945).

Триптих (“Фашист пролетел”, “Жатва” и “Сенокос”) был выставлен на Тегеранской конференции в 1943 году. Когда картины показали Черчиллю, тот сказал: “Теперь я знаю, почему Россия выиграла войну”.

Память о писателе в городе (слайд 28)

Оформление папки с подготовленными учащимися материалами.

Рефлексия (слайд 29)

Поможет ли вам сегодняшний урок в работе над описанием?

Что для вас сегодня было наиболее интересным?

Остались ли у вас вопросы для индивидуальной консультации?

Домашнее задание – написать сочинение по картине (слайд30)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Подготовка к сочинению описанию

картины А.А.Пластова «Сенокос»(1945)

Морфемный и словообразовательный разбор

Сенокос 2 –

Сенокос -

Памятка

    Вступление. Слово о художнике

    Описание картины

    Каков сюжет картины?

    Какова композиция?

    Каков колорит, как помогает понять замысел автора?

    В чем жанровые особенности?

    Опишите пейзаж (поле, цветы, березы, небо) какую роль он играет?

    Опишите героев картины – косцов (внешность, действия, красоту труда)

    Какова идея картины, основной мотив?

    • Заключение. Твое восприятие картины, настроение

Идея картины:_________________________________________________

Орфографическая работа

Радос?ная гамма красок; богатая п…литра; ликующий солнеч?ный день; раск…ле…ый воздух жаркого дня, яр­кое разн..цветье сочной травы; ж…лтые вен?чики цветов, листья на берёзке золотят?ся; буйная пор..сль трав,

ско­шенная трава мягко стел…тся ; травя…ой лесоповал; вольные движения к..с..рей; (не)легкая, но счастливая работа; работают увлеч….о; взмах косы (в) лад

«разом занесе…ые сверкнули косы…»;

Очень близкая по духу и знакомая любому русскому человеку - летняя страда на селе, что отражает картина Пластова «Сенокос», созданная летом победоносного 1945 года. И уже в 1946 году была представлена вместе с «Жатвой» на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее.

Оба полотна покоряют ощущением мирной жизни, что было особенно важно после тяжелейших испытаний, которые выпали на долю страны. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело притупить горечь от утрат. Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. Нужно было возвращаться к мирным делам и заботам. И художник стремится наглядно показать это. Многие не вернулись домой с фронта и на картине изображены не крепкие мужики, а двое стариков, женщина и подросток. Но народ победил, выстоял в жестокой схватке и одолел врага. Жизнь продолжается.

Лето завораживает буйством красок, звенящими звуками. Зритель не только видит косарей, цветущее разнотравье, но и слышит ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.

Сельские жители сызмальства приучены к труду. А лето для подростков не только школьные каникулы, но и помощь взрослым на полях и лугах. Ведь надо заготовить много сена, чтобы его хватило для скота на всю зиму. Крестьяне говорят, что летний денек - год прокормит. Вот такой июльский погожий денек и изображает художник.

Пластов передал всю красоту и яркость полевых цветов, сочную зелень травы. Эта необыкновенная красота вызывает у нас восторг! Изящные кроны красавиц березок, словно ажурные кружева лишь чуть-чуть заслоняют косарей от ярких лучей полуденного солнца.

Сенокос в деревенской жизни это не только труд, но и праздничная пора. Единение с природой. От скошенной травы поднимается пряный аромат, который буквально опьяняет. Так хочется прилечь на эту траву и немного помечтать, глядя в бездонное серо-голубое небо, когда воздух так прозрачен и свеж. Охватывает неповторимое чувство радости и оптимизма.

Пластов вырос в деревне и прекрасно знал о нелегких крестьянских буднях. Но он хотел изобразить поэзию этого труда, красоту и щедрость лета в средней полосе России. И это талантливому художнику удалось запечатлеть во всем великолепии.

Картина «Сенокос» - гимн жизни, природе и труду. Ведь только вдали от городского шума можно увидеть утренние капли росы, раскинувшийся на поляне волшебный ковер, сплетенный из сотен цветов и оттенков, услышать неумолкающий и чарующий птичий гомон, мычание коров, крик горластого деревенского красавца-петуха, стрекот кузнечиков и шум ветра. Вот и в этом полотне художник собрал всю прелесть русской земли. Здесь и темные перелески, и изумрудные луга, и синеющая вдали дубрава…

Известный советский художник Аркадий Александрович Пластов был бесконечно влюблен в русскую природу, свой родной край. И все его произведения наполнены этим чувством.

Сегодня картина Пластова «Сенокос» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.