История создания произведения бедность не порок. Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок. История создания пьесы

Литература 9е кл. (на вторн.2.02.16) Тема: « Победа любви- воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии» Повторить определение КОМЕДИЯ Особенности комедии «Бедность не порок»:   Показ важных общерусских проблем через семейно - бытовой конфликт; Яркие, узнаваемые характеры; Разбор конфликта пьесы. Название. Итак, бедность не порок. - Как вы понимаете это изречение? - К какому жанру относится это выражение? - Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди - сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся - чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые. Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя. Особенность:  Своеобразие названий. Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте. Конфликт - это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт - новшества). - В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения). - Чему противостоит этот называемой «цивилизации»). мир? (новшествам, современной, так Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег. Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно - бытовой конфликт. Кто же в нём участвует? Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц. - Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому - Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями - Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя? (Гордей - гордый, богатый купец, Любим - любимый всеми, хороший человек, но неудачник, Гуслин - простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент), Разлюляев - простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха), Митя -. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре) Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? - дал им говорящие имена и фамилии. Особенность:  Говорящие имена. Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише. - Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций? Особенность:  Необычное представление героев в афише, конфликт, который будет развиваться в пьесе. определяющее - Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему? (Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь) - А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу) - Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова - хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.) - С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт? Задание1 (письм): Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка. Задание2 (письм.) сделать выписки по теме урока Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» - купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам - законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» представляются простыми и понятными. Любовь Торцова любит Митю, но не смеет перечить воле отца, решившего отдать ее замуж за Африкана Коршунова. Само имя богатого жениха говорит за себя, вызывая представление о дикой, хищной натуре. Он уверен, что за деньги можно купить все, и цинично рассуждает о своей бывшей жене, преподавая одновременно урок невесте: «Люби не люби, да почаще взглядывай. Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил». И жизнь Любови Гордеевны была бы несчастна, если бы в борьбу с патриархальными законами не вступила великая сила любви. Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», - говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно. Любовь Гордеевна не может бороться за свое счастье. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей. Сердце - ключевое слово для Островского. Он ценит своих героев, прежде всего, за умение любить и сострадать, за живую душу, за горячее сердце. В начале произведения Гордей Торцов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, - говорит он Коршунову, - все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Интересно, что роль резонера в пьесе отведена Любиму Торцову, вовсе, кажется, для этой роли не годящемуся. «О люди, люди! Любим Торцов пьяница, а лучше вас!» - говорит герой. Человек этот беден, но не жалок, потому что знает, в чем правда жизни: «А вот тебе еще вопрос: честный ты купец или нет? Коли ты честный - не водись с бесчестным, не трись подле сажи - сам замараешься… Я не чисто одет, так у меня на совести чисто». Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса. Домашнее задание: Читать отрывок из романа Ф.М.Достоевского «Белые ночи». стр.уч.380-389. В.4-6 стр.389 (письм.)

А. Н. Островский.

Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».

Цели урока: выявить значение драматургии А. Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение литературоведческих терминов

Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

1. Работа с эпиграфом урока

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Какую сторону дара Островского отметил Гончаров?

2. Активизация мыслительного процесса. Слово учителя

В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 году на литературном поприще в комедии «Свои люди – сочтемся». Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья. Кстати, примерно в то же время, когда А.Н.Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир следил с увлечением за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населенный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое «открытие»? Поразмышляйте об этом письменно .

3. Жизненный путь драматурга. Слово учителя.

После реформ Петра I наша государственная жизнь потекла по общеевропейскому руслу, хотя в ней были и свои особенности, главная из которых - чрезмерно долго сохранявшееся в России крепостное право. Это резкое разделение на рабов и хозяев усугублялось еще и тем, что дворянство со времен Петра должно было забыть национальное платье, отказаться от старинного бытового уклада и устроить свой быт так же, как жили в это время на Западе. В результате возник глубокий разрыв между образованными сословиями, с одной стороны, и теми, на кого не распространялись жесткие петровские требования жить по-новому: крестьянами, купцами, – с другой.

Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых….

12 апреля 1823 года, 180 лет назад, в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).
На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками. Приобретение европейской образованности гармонично соединялось в нем с постижением русских традиций и духовности, источником которых были для него мать и особенно бабушка по матери, бывшая просвирней. Просвирни, как никто другой, берегли и сохраняли русские традиции, а кроме того, по выражению А. С. Пушкина, «они говорили удивительно чистым, правильным языком». Любовь к русскому фольклору пробудила в нем также няня со своими сказками и небылицами; недаром, когда спустя много лет уже известного драматурга спрашивали, как возникла его «Снегурочка», он отвечал: «Мне няня сказывала».
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии А. Н. Островский продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать. К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд , где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Перед ним во всей своей неприглядности предстали тайны имущественно-семейных отношений и быта купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.

Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.

А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы (хотя бы тем, что привлекала публику машиной с барабанами – единственной в то время на всю Москву), пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.

Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрут, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин». И вот тут-то началось такое, чего начинающий драматург не мог предположить.

Во-первых, на него тут же подал в суд его друг детства Дмитрий Горев, в чью семью Островский был вхож, и обвинил, ни много ни мало, в плагиате. Хотя о каком плагиате могла идти речь, если сам Горев никаких пьес не писал, зато Островским была изложена история семьи друга, а все герои были кристально узнаваемы.

Во-вторых, почти сразу после выхода пьесы на автора поднялись московские купцы, которых за живое задел стиль автора, вскрывающего социальные язвы, словно скальпелем. Купцы сразу подали челобитную царю. Тот, хотя и смеялся до колик при прослушивании пьесы, но купечество обижать не стал. В результате Островский с треском вылетел из Коммерческого суда, да еще и попал под надзор полиции.

Долгая судебная тяжба с другом, который требовал большую материальную компенсацию, затянулась на долгие годы. Это был хороший стимул для Островского «отыграться» за свои страдания, и он в своих пьесах никогда не жалел тех, кто живет по законам животной силы, полагая, что деньги и связи решают все. В течение 10 лет комедия была запрещена к постановке, начальник III отделения Дубельт мотивировал это тем, что недопустимо ставить пьесу, в которой все действующие лица - отъявленные мерзавцы. Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».

4. Комедия «Бедность не порок».

1 )Словарная работа

Дайте толкование терминам, запишите.

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь Диониса » и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ , «песня») - жанр , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Реплика (от . replico - возражаю или предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.

2). История создания пьесы

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

5. Обмен мнениями о прочитанном

Вопросы для беседы:

  • Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
  • Можно ли так назвать эту пьесу?
  • Драма - это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?
  • Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)
  • Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)
  • Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

6. Домашнее задание

1) Вопросы и задания 12-14 (с. 396), 1-3 (с. 396, рубрика «Развивайте дар слова»).

7. Итог урока

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.
  • Сформулируйте основные особенности стиля Островского.

1. Говорящие фамилии

2. Своеобразные названия пьес

3. Фольклорные моменты

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь

Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок».

«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского». А.И.Гончаров

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье (ул. Малая Ордынка)

Первая Московская гимназия

Московский Университет, куда на юридический факультет, окончив гимназию, поступил Островский

Титульный лист журнала «Московитянин» № 6 за 1850г, в котором была опубликована пьеса «Свои люди – сочтемся»

«Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

Пьеса «Бедность не порок» Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться «Гордым бог противится» и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М.П.Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты». Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.

Александр Евстафьевич Мартынов – актер Малого театра (Африкан Коршунов) Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра (Любим Торцов)

Критика о комедии «Бедность не порок» Ни одна из пьес А.Н.Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы


Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».

Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).

обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);

развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;

Ход урока.

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.

Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.

Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга - Александра Николаевича Островского (1823 - 1886г).

Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)

(о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?

(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).

Слово учителя.

Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).

Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)

(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд - перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель - труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)

Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?

Реализация домашнего задания.

Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.

Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».

Слово учителя. Актуализация знаний .

Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)

Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?

(драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность - характеристика героев складывается на основе речи - реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы - Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)

Обмен мнениями о прочитанном.

Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

Назовите героев пьесы.

К какому сословию они принадлежат?

(мир купечества).

Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

Обзорная беседа по содержанию пьесы.

Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)

(экспозиция)

Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?

(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).

(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).

Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?

(ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).

(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные - Гуслин, Разлюляев и др.)

Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)

Итог урока.

Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?

(драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)

Домашнее задание.

Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.

Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Цель урока: анализ драматического произведения.

обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;

развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд)

На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.

Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?

(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).

Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?

(1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).

А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд)

(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).

Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.

Реализация индивидуального задания.

Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд)

Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир - мир купечества?)

(Он смешон и одновременно трагичен).

Формирование новых знаний.

Тема сегодняшнего урока - «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд)

Формулирование целей и задач урока.

Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?

(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).

А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?

Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.

Формирование новых знаний.

Слово учителя. Актуализация знаний .

Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд)

(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).

Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?

(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).

Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.

Инсценирование фрагмента.

Да, Островский - мастер!

Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.

Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд)

Гордей Торцов .

Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?

Каким вы видите Гордея Торцова?

Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?

(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торц ов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, - говорит он Коршунову, - все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)

Почему Островский дает возможность ему исправиться?

(«И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)

Любим Торцов .

- Какие чувства вызывает этот персонаж?

(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).

Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?

Любовь Гордеевна и Митя.

- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?

(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», - говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).

Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)

(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).

Итог урока.??? Рефлексия???

Оцени себя на уроке.

-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.

Пьеса «Праздничный сон до обеда» была впервые опубликована во втором номере журнала «Современник» в 1857 году. В отличие от других произведений, точно известно, когда автор начал свою работу над пьесой. В черновом автографе пьесы сохранились пометки Островского: «Задумана 6 января 1857 года», «Начата 8-го января 1857 года»; В конце рукописи стоит дата «18 января 1857 года». Таким образом, можно сделать вывод, что Островский написал пьесу достаточно быстро – за 10 дней. И в феврале того же года отдал в печать.

Вероятно, когда автор приступал к работе над пьесой, вряд ли предполагал, что через несколько лет вернется к образу Бальзаминова и сделает его героем еще двух небольших комедий - «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «За чем пойдешь, то и найдешь».

«Бесприданница» - сороковая пьеса Островского. Замысел пьесы возник как раз тогда, когда в свет вышло восьмитомное собрание сочинений писателя. Этот факт и достоинства пьесы свидетельствуют о своеобразном итоге двадцатилетнего труда автора. Следует рассматривать замысел пьесы «Бесприданница» как своеобразный ответ Островского на многочисленные требования и претензии критики, обвинявшие автора в том, что он «исписался».

В отличие от других пьес, которые Островский написал очень быстро, работа над пьесой «Бесприданница» продолжалась несколько лет. Пока он писал эту пьесу, были написаны многие другие («Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва»). Это поздний период творчества автора. В ней Островский предстает уже опытным мастером, крупнейшим драматургом.

Работу над пьесой он начал в ноябре 1874 года, а закончил в октябре 1878. Однако, если обратиться к дневникам писателя, то в них можно найти интересные записи, которые были сделаны автором еще за 20 лет до того, как он опубликовал пьесу. Во время путешествия по Волге в 1845 и 1848 годах, а затем во время литературной экспедиции 1857 года Островский получил много впечатлений, которые затем вошли в его произведения, в том числе в «Бесприданницу». Так, слова, которыми Паратов полушутя себя характеризует: «мужчина с большими усами и малыми способностями», были услышаны автором еще 1857 году и занесены в записную книжку. Спустя двадцать лет он вложил эти слова в уста героя.

26 октября 1878 года Островский отправляет «Бесприданницу» из Москвы в Петербург, где уже 10 ноября того же года состоялась первая премьера.

Какие изменения претерпели отдельные образы в ходе работы драматурга над пьесой?

Первоначально пьеса «Бедность не порок» была задумана Островским как небольшая пьеса из двух актов под названием «Гордым Бог противится», но в ходе работы замысел автора расширился. Наибольшие перемены претерпел образ Мити, которого поначалу Островский рисовал не приказчиком богатого купца, а молодым поэтом из народной среды. Значительно обогатился живыми красками в процессе создания и образ Любима Торцова, яркие черточки которого драматург, по преданию, почерпнул из рассказов своего приятеля гостинодворского купца И.И.Шанина.

-Материалом для комедии Островского «Доходное место» послужили собственные впечатления писателя, накопленные им за время восьмилетней работы в судах, сначала в московском Совестном, затем в Коммерческом. «Вспоминая былое, писал позже драматург П.М.Невежин,- Островский сам нередко зло подшучивал над собой – не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место». Спустя несколько лет после написания пьесы Ап.Григорьев вспоминал: «Драма была для самого поэта горячею и честной исповедью гражданина, у которого… много накипело на душе. Поэт сам говорил мне в ту эпоху, когда драма писалась, говорил с полнейшим искренним увлечением: «Тут будут наши гражданские слезы».

Были ли какие то события, послужившие поводом к написанию пьесы?

Сюжет комедии «Волки и овцы» подсказала Островскому сама жизнь. Драматург был избран на должность почетного мирового судьи Кинешемского уезда. Эта должность дала ему возможность познакомиться с конфликтами, происходившими в среде дворянства, он заинтересовался некоторыми особенностями положения этого сословия. Непосредственным толчком к работе над пьесой послужил нашумевший процесс игуменьи Митрофании, который слушался в уголовном отделении окружного суда в октябре 1874 года. Игуменья эта, по происхождению баронесса Розен, обвинялась в мошенничестве, вымогательстве и присвоении большой суммы денег. Сильное впечатление произвела речь гражданского истца, известного адвоката Плевако, стремившегося придать процессу принципиальное значение. Он говорил: «Вместо храма- биржа; вместо молящегося люда- аферисты и скупщики поддельных документов; вместо молитвы- упражнение в составлении вексельных текстов; вместо подвигов добра – приготовление к ложным показаниям,- вот что скрывалось за стенами…Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не было видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!..»

Плевако назвал подсудимую «волком в овечьей шкуре». Островский был не только знаком с процессом, но и интересовался им. На его рабочем столе в Щелыкове лежал 11-ый номер «Отечественных записок» за 1874 год, в котором и была опубликована статья о деле игуменьи Митрофании. Драматург, несомненно, использовал материалы процесса при работе над своей комедией. Однако, как показывает изучение рукописей писателя, в процессе обработки сюжета он все дальше отходил от конкретных уголовных фактов, связанных с игуменьей Митрофанией. Островскому важен был не этот исключительный, из ряда вон выходящий уголовный эпизод. Его заинтересовали более обыденные, но не менее красноречивые эпизоды, которые разыгрывались повседневно в среде дворянства. Кроме того, ему надо было вложить происходящее в локальную коллизию, которая могла бы вместиться в масштаб комедии.

Замысел пьесы «На бойком месте» связан с впечатлениями драматурга от его путешествия по Волге в 1856 году. Об одной случайной встрече Островский сделал запись в своем «Дневнике путешествия по Волге»: «В Ситкове содержатель постоялого двора, толстый мужик с огромной седой бородой, с глазами колдуна, не пустил нас; у него гуляли офицеры с его дочерьми, которых пять».

Пьеса «Бедность не порок» Островский написал в достаточно сложный для него период. После публикации «Банкрута» он стал знаменитым, но это сильно осложнило его жизнь. Пьеса была запрещена к постановке, а сам драматург был отдан под надзор полиции. Его обвинили в неблагонадежности, так как жизнь и характеры, изображенные в комедии, показались российским властям клеветой на российскую действительность. Многие читатели также не сразу приняли новаторство Островского. Его воспринимали как «грязного» драматурга, выводящего на сцену недостаточно высокие характеры, пишущего чрезмерно простонародным языком и не видящего ничего светлого в окружающей его жизни. Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе.

Примерно в это время драматург сошелся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.

Комедию «Сердце не камень» можно отнести к позднему периоду творчества драматурга, так как она была написана в 1880 году. Почти все его произведения, написанные в 1870-1880 гг., были современными социально-бытовыми пьесами. В этот период Островским были написаны пьесы: «Поздняя любовь»(1873), «Богатые невесты»(1876), «Правда – хорошо, а счастье лучше»(1877), «Бесприданница»(1879), «Снегурочка»(1873), «Волки и овцы»(1875), «Последняя жертва»(1877), которые представляют собой художественное отражение русской жизни пореформенного периода, когда сущность буржуазных реформ, осуществленных крепостниками, обнаруживалась все с большей определенностью.

В каких других пьесах драматурга рассматриваются похожие темы, проблемы?

Какой резонанс вызвала пьеса в обществе?

Комедия «В чужом пиру похмелье» обратила на себя внимание критики прежде всего тем обстоятельством, что в ней обозначилась явная перемена взглядов Островского на купечество. Критик Н.С.Назаров писал, что в разговоре двух купчих «так много схвачено типических особенностей купеческого быта, что одного этого разговора было бы достаточно, чтоб рассеять (хоть на время) идеальное сияние, которое так усердно старался окружить г.Островский любимое свое сословие» («С.-Петербургские ведомости», 1856, 29 января). И.И.Панаев писал, что эта комедия заставит поколебаться тех, кто был убежден, будто Островский видит идеал русского человека в купце («Современник», 1856, №2).

В то же время многие критики остались недовольны тем, что пьеса, имея в своей основе богатый и благодатный для драматурга материал, осталась непроработанной, что тема ее «заключает в себе многие условия для глубокой драмы, но не обработана и не развита». («Сын отечества», 1856, №1). В.Я.Стоюнин сетовал на то, что «г.Островский как-то скоро скрутил действие и потому не мог в нем сделать многого со своими лицами: почти все они остались недоконченными, какими-то намеками на типы, а не самими типами», и заключал: «Пьесу можно сравнить с ветхою хижиною, построенной на скорую руку на прочном гранитном фундаменте, предназначенном для великолепного здания» («Театральный и музыкальный вестник», 1856, №5). Впрочем, и те, кто считал типы, выведенные в комедии, недостаточно прорисованными, делали исключение для образа Тита Титыча Брускова, ставшего нарицательным как обозначение корыстолюбия, помноженного на невежество и дикое своеволие.

Кто из известных литераторов, писателей, критиков оценил пьесу и как?

Пьеса Островского «Шутники» очень нравилась Льву Николаевичу Толстому. После того, как Толстой побывал на одном из представлений комедии в Малом театре, он писал в письме к жене, что «комедия трогательна, даже слишком». Т.А.Кузьминская, смотревшая вместе с ним спектакль, писала: «Помню, как понравилась ему новая пьеса Островского «Шутники».Я взглянула на него в тот момент, когда старик находит на улице подкинутый шутниками денежный пакет <…>У Льва Николаевича стояли в глазах слезы».

О пьесе «Бедность не порок» сочувственно отзывались в разное время великие собратья Островского по перу – Л.Н.Толстой, И.А.Гончаров, А.Ф.Писемский. Наиболее резко откликнулся на пьесу Н.Г.Чернышевский, поместивший в 1854 году в №5 журнала «Современник» рецензию, в которой упрекал драматурга за пьесу. Полемический тон Чернышевского был в значительной мере связан с его опасениями, как бы славянофильские увлечения, господствовавшие в окружении Островского, не повредили своей тенденцией таланту драматурга. Критик считал данную пьесу слабой, а ее счастливый конец – не воспеванием народной широты и доброты, а приукрашиванием реальной, куда более мрачной действительности.

За что ругала критика пьесу?

За пьесу Островского «На бойком месте» критика обвинила автора в безнравственности. Так рецензент «Современной летописи» (1865, №39) утверждал, что «автор начертил нам такие смелые картины, перед которыми бледнеет все, что было до сих пор им изображено», «что касается до эротизма, то автор остановился только у самых геркулесовых столпов, за которыми уже начинается царство маркиза де Сада с братией».

Кто из персонажей вызвал негативное отношение критики?

Много претензий предъявляли Островскому критики либерального толка - главным образом по поводу образа Жадова («Доходное место»). Суть этих претензий кратко и иронично сформулировал Н.А.Добролюбов в статье «Темное царство»; «забавные обвинения» критиков-либералов сводились к вопросу: «… зачем Островский вывел представителем честных стремлений такого плохого господина, как Жадов».

Задание: Изучите историю постановки пьесы на сцене .

Были ли какие то препятствия для пьесы при ее постановке на сцене?

Сценическая судьба пьесы «Женитьба Бальзаминова» достаточно драматична. Совершенно неожиданно для Островского возникли препятствия к постановке «Женитьбы Бальзаминова» на сцене. И учинены они были на этот раз не театральной цензурой, а Театрально-литературным комитетом. Благодаря усилиям третьесортных литераторов с А.А.Краевским во главе Комитет вынес решение: «При слушании этой пьесы между членами комитета произошло разногласие: три голоса оказались в пользу пьесы, семь - против. Не одобряется к представлению. В связи с этим Островский писал начальнику репертуара П.С.Федорову: «Поверьте, что этот поступок Комитета оскорбителен не для одного меня в русской литературе, не говоря уже о театре. Так как гласно протестовать против решения Комитета я не могу, то у меня остается только одно: отказаться совершенно от сцены и не подвергать своих будущих произведений такому произвольному суду».

На защиту Островского и его пьесы встали журнал «Время», сатирические журналы «Искра» и «Гудок». Так в журнале «Гудок» появилась достаточно резкая статья, в которой утверждалось, что Комитет «составлен из таких лиц, которым доверять не имеет никакого уважительного основания ни образованная часть нашей публики, ни литературный кружок, ни артисты. Составляющие его личности весьма мало известны как эстетики и литературные критики; между тем, обязанность их оценять на жизнь или смерть произведения самой высшей литературной формы» («Гудок», №42, 1862).

После таких обвинений со стороны журналов, комедия снова поступила в на рассмотрение Комитета и пьеса была допущена к представлению на Александринской сцене. При этом были сделаны оговорки на «бедность репертуара Александринской сцены» и то, что нужны «пьесы, удовлетворяющие вкусу менее взыскательной части публики».

1 января 1863 года состоялась премьера комедии «Женитьба Бальзаминова» на сцене Александринского театра.

Когда пьеса была впервые поставлена на сцене?

Театральные постановки пьесы «Гроза» были осуществлены еще до первого ее появления в печати. На сцене московского Малого театра премьера состоялась 16 ноября 1859 года, в бенефис С.В.Васильева, игравшего роль Тихона. В Александринском театре в Петербурге драма впервые была показана 2 декабря 1859 года, в бенефис Ю.Н.Линской. исполнившей роль Кабановой.

Удачной или неудачной была первая постановка на сцене? И почему?

Премьера пьесы «Лес» была неудачной. После первого представления Бурдин известил Островского, что «пьесу принимали очень хорошо», но отсутствие автора «много повредило постановке».

Одной из причин неудачи было отсутствие подходящего исполнителя на ответственную роль трагика Несчастливцева. Обсуждая возможные кандидатуры на эту роль, брат драматурга М. Н. Островский писал 24 сентября 1871 года: «… Если Бурдин будет дурен, что несомненно, то и все (кроме Самойлова, конечно)… будут дурны; в этом я убежден… Но может быть, Бурдин будет хуже всех?.. Не думаю; во всяком случае, здесь разница в игре будет столь ничтожна, что она с избытком окупится тем, что Бурдин прекрасно выучит и будет во всем слушаться тебя и меня». Сам Островский предполагал отдать роль Несчастливцева Самойлову, но в связи с болезнью последнего вынужден был согласиться на исполнение этой роли Бурдиным.

О неуспехе спектакля свидетельствовали и отзывы на страницах печати. Рецензенты отмечали прежде всего неудачную игру Бурдина. Роль Несчастливцева не была в возможностях этого артиста. По мнению критиков актриса, игравшая роль Гурмыжской пропела всю роль в одной тоскливой ноте, а исполнительница роли Улиты впала в утрировку и шарж. Правдивость и точность в игре отмечали у исполнителей ролей Счастливцева (Зубров) и Восмибратова (Васильев).

Приведите пример самой удачной постановки пьесы в истории театра.

Комедия «Не в свои сани не садись» стала первым произведением Островского, сыгранным в театре. 14 января 1853 года в бенефис актрисы Л.Н.Никулиной-Косицкой комедия была впервые сыграна труппой Малого театра на сцене московского Большого театра. Об этом дне Островский вспоминал: «В бенефис Л.Н.Косицкой, 14 января 1853 года я испытал первые авторские тревоги и первый успех» Успех спектакля был блистательным. Такой же успех сопутствовал пьесе и в Петербурге, где она впервые была поставлена на сцене Александринского театра 19 февраля 1853 года.

Ощущение восторга, царившего на представлениях новой комедии, сохранились в частных письмах той поры. В.Боткин 17 февраля писал из Москвы И.С.Тургеневу: «Не в свои сани не садись» действительно превосходная комедия. Я видел ее три раза- и каждый раз не выходил из театра без слезы на глазах <…>Театр – вот уже 9-е представление- каждый раз полон, шумит, смеется, плачет, хлопает…».И.Ф.Горбунов писал: «С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того не слыханный со сцены…»И далее Горбунов вспоминает, как в перерыве его учитель словесности говорил, обтерев выступившие на глазах слезы: «Это – не игра. Это- священнодействие! Поздравляю вас, молодые люди, вам много предстоит в жизни художественных наслаждений. Талант у автора изумительный. Он сразу стал плечо-о-плечо с Гоголем».

Сравните разные трактовки пьесы в разных постановках на русской сцене.

Чем обусловлены различия в постановках (своеобразием режиссерских трактовок, особенностями эпохи, традициями актерской школы и т.д.)