История создания уральского отделения союза композиторов россии. Отзывы Известные композиторы урала

Уральское отделение Союза композиторов РФ

(до 1966 Свердловское отд-ие)

обществ. орг. композиторов и музыковедов, способствующая развитию творчества, исполнению и распространению музыки урал. авторов. Сформировано в 1939 Оргкомитетом, возглавляемым М.П.Фроловым (предс. отделения в 1939-44). В. первый состав вошли В.Н.Трамбицкий (предс. в 1944-48), В.И.Щелоков (предс. в 1948-52), Н.Р.Бакалейников, студенты Свердл. консерватории Б.Д.Гибалин (предс. в 1952-59), Н.М.Хлопков и др. В 1940-50-е членами Союза стали выпускники Ленингр. (А.Г.Фридлендер, К.А.Кацман,Л.Б.Никольская) и Уральск. консерватории:Г.Н.Белоглазов (предс. в 1953-61), Н.М.Пузей (предс. в 1961-66, 77-88), Г.Н.Топорков (предс. в 1966-77), Е.П.Родыгин и др. Ур. отд-ие СК объединяло композиторов Свердл., Пермск., Челяб., Оренб., Тюменск. обл. В 1961 открылась первая в стране молодежная секция при СК в составе: М.Кесарева, В.Биберган, В.Казенин (с 1930 предс. СК России), Н.Берестов (с 1979 предс. СК Якутии), С.Манжигеев (с 1979 предс. СК Бурятии), Е.Гудков (), музыковеды Н.Вильнер, Л.Марченко. Организатором молодежной секции нового поколения (с 1982) стал А.Нименский (с 1995 предс. Ур. отд-ия СК). В 1983 сформировались самост. отд-ия в Челябинске, в 1993 - в Перми.

Союз проводит регулярные творч. встречи с показом и обсуждением новых произв. Формой, отчетности явл. пленумы (раз в 3-4 года), фестивали, участие во Всероссийских, Всесоюзных съездах композ. в Москве, выступления в городах Урала и др. регионов страны, за рубежом. В целях улучшения условий творч. труда при отделении функционирует фонд СК. С 1981 постоянные встречи со слушателями проходят в клубе "Камерата", возглавляемым Ж.Сокольской. В 1990-е УрО СК объединяло ок. 40 музыкантов. Среди них Нар. артисты России К.Кацман, Е.Родыгин; более 10 Засл. деятелей иск., Лауреаты Гос. (В.А.Кобекин) и Ленинск комсомола премий (Е.Родыгин, С.Сиротин, Е.Щекалев), Губернаторской премии (В.Кобекин, музыковед Т.И.Калужникова) и др. Ур. композиторы явл. победителями Междунар. конкурсов (О.Я.Ниренбург, Л.И.Гуревич, М.А.Басок, Е.Н.Самарина, А.Б.Бызов и др.), постоянными участниками Междунар. фестивалей. (В.Кобекин в Германии, В.Д.Барыкин в Австрии и т.д.). Распространению ур. музыки способствует организация на Урале выпуска компакт-дисков с записями сочинений членов УрО СК в исполнении ур. музыкантов.

Лит.: Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Композиторы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998; Проблемы современной муз. культуры: рубеж веков // Тезисы докладов Всеросс. конф., посв. 60-летию уральской музыки. Екатеринбург, 1999.

Л.К.Шабалина


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Смотреть что такое "Уральское отделение Союза композиторов РФ" в других словарях:

    УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ РОССИИ - (до 1966 Свердл. отд ние). Осн. в 1932 (офиц. утверждено 16 мая 1939) В.Н.Трамбицким и М.П.Фроловым. В разные гг. УО СКР руководили В.И.Щелоков, Б.Д.Гибалин, Н.М.Хлопков, Г.Н.Топорков, Н.М.Пузей, О.Я.Ниренбург, В.А.Кобекин, А.Н.Нименский. В 1961… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Щёлоков, Вячеслав Иванович - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щёлоков … Википедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) - VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

СМИРНОВ
Михаил Дмитриевич, композитор.

(1929 – 2006)

Один из ярчайших представителей Уральской композиторской школы. Создатель и первый председатель (1983-1993) Чел. организации Союза композиторов России. Член СК России (1966), засл. деят. искусств РФ (1981). член-кор. Петровской акад. наук и искусств, 2000 (С-Пб), почётный работник высшего профессионального образования РФ (1999). Президентский стипендиат (1998-2000).

Род. 19 ноября 1929 г. в с. Белоярка Курганской обл. В годы войны, подростком, работал на ЧТЗ токарем-карусельщиком. Начальные основы муз. знаний получил в художественной самодеятельности: пел в хоре, играл на баяне, в духовом оркестре на кларнете. В 1950 г. окончил Чел. муз. училище им. П. И. Чайковского по классу кларнета, затем – Уральскую гос. консерваторию им. М.П. Мусоргского: как кларнетист (1955) и как композитор (1961, класс Л. Б. Никольской).

С 1961 г. жил и работал в Челябинске. Успешно сочетал творческую работу с педагогической: подготовил большое количество специалистов-музыкантов, многие из которых достигли большого общественного признания. В 1995 году ему было присвоено учёное звание профессора кафедры оркестрового дирижирования, являлся Почётным профессором Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Перу композитора принадлежат сочинения разных жанров: 2 концерта для кларнета, 3 струнных квартета, 6 произведений кантатно-ораториального жанра, созданных в содружестве с уральскими поэтами, в т.ч.: «Славься, наша держава» (1970, сл. Л. Кузнецова), «Седой Урал» (1970, сл. Л. Чернышова), «Имени железного Наркома» (1973, сл. Л. Чернышова), «Слава народу-победителю» (1985, сл. Г. Суздалева), сонаты для скрипки, альта, виолончели и фортепиано, увертюры, концертные пьесы для оркестра русских народных инструментов, концерт для домры с оркестром, более 40 песен. Особое место в творчестве композитора занимают крупные формы и жанры – кантата, оратория, симфония, концерт, соната. М. Смирнов - автор Гимна Челябинской области.

Наиболее ярко и последовательно художественные устремления С. воплощены в симфоническом творчестве: пять симфоний для большого симфонического оркестра (Шестая – не завершена), три симфонии – для оркестра русских народных инструментов. В каждой из них, при всём отличии содержания, воплощено сложное, нередко трагическое содержание, отражающее постижение исторического процесса, глубокое осмысление прошлого и настоящего. Для конкретизации замысла композитор нередко использовал интонационные символы эпохи, разнообразные бытовые жанры, современные приёмы оркестрового письма и драматургического развития.

Как правило, премьеры сочинений М. Смирнова вызывают большой общественный интерес, получают положительный резонанс у исполнителей и слушателей. Произведения Смирнова запоминаются и входят глубоко в сознание не только благодаря созвучности избранных тем сегодняшнему дню. Они написаны рукой опытного мастера, великолепно чувствующего масштаб и выразительные возможности тех средств, к которым он обращается. Но главное – это музыка выстраданная: она несёт в себе драму пережитого и каждодневно переживаемого, она не могла быть не написанной. Музыка М. Смирнова звучала в разных городах России (Перми, Екатеринбурге, Санк-Петербурге, Москве), а также – за рубежом.

Михаил Дмитриевич Смирнов ушёл из жизни 9 августа 2006 года после продолжительной, тяжёлой болезни. До последнего дня он работал над Шестой симфонией, которую не успел завершить. В знак глубокого уважения к его личности, понимания его значимости в российской культуре, имея М.Д. Смирнова присвоено концертному залу Челябинской государственной академии культуры и искусств; руководством академии учреждена стипендия имени М.Д. Смирнова, которая будет вручаться молодым музыкантам за успехи в творческой деятельности.

Традиции, заложенные им в разных направлениях музыкальной деятельности, его требовательность и высокие критерии, предъявляемые к результатам творчества, исполнительства, художественной жизни в целом, живы в памяти тех, кто с ним работал, у него учился, исполнял его музыку.

В период с 2003 – 2006 гг. композитором созданы следующие произведения: Симфония №3 для русского народного оркестра (2003)

«Причет» для сопрано и народного оркестра (2004)

«Идёт война народная» на сл. В. Пяткова, песня к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2004)

Шестая симфония (не окончена, 2004 – 2006)

В 2004 году с успехом прошли два авторских концерта: в Концертном зале им. С.С. Прокофьева (русский народный оркестр «Малахит» п/у нар. арт. РФ В. Лебедева) и в Челябинской гос. академии культуры и искусств (оркестр нар. инструментов п/у А. Салтановой)

В 2003 году Михаил Дмитриевич Смирнов стал Лауреатом Государственной премии Челябинской области в номинации «Выдающиеся деятели культуры и искусства» Диплом лауреата в номинации «Музыкальное искусство.

Осн. лит.:

Синецкая Т. Михаил Смирнов // Композиторы Южного Урала: монография. - Челябинск: Дом печати, 2003. – С. 44 – 76; Губницкая С.З., Синецкая Т.М. Музыка челябинских композиторов для русских народных инструментов // Народно-инструментальное исполнительство Урала и Сибири: Межвуз. сб. ст. - Челябинск, ЧГИК, 1991. – С. 54 – 71; Игнатьева Л. Мы с музыкой этой встаём: автору гимна Челябинской области – 70. – Чел. рабочий. – 1999, 7 декабря; Синецкая Т. Время и пространство Михаила Смирнова // Региональное композиторское творчество в контексте современного музыкознания: Мат. науч.-практ. конференции Пятого пленума Чел. отд. СК России. – Челябинск, 2005. – С.128 – 135.

ГУДКОВ

Евгений Георгиевич, композитор (1939 - 2008)

Имя Е.Г. Гудкова широко известно по многочисленным песням, хоровым и симф. произведениям, музыке для русских нар. инструментов, к театр. спектаклям. В течение двух десятилетий музыкальные передачи челябинского радио предварялись так хорошо узнаваемой музыкальной заставкой – начальными тактами песни Е. Гудкова на сл. Л. Татьяничевой «В Урале Русь отражена». А сегодня в бое курантов, установленных на центральной площади (пл. Революции) и регулярно отмеряющих время, - мы узнаём одну из ярких мелодий симфонической поэмы «Мой город», посвящённой Челябинску. Так естественно и органично переплетаются творчество композитора и жизнь. Это взаимодействие продолжается в концертных залах, в репертуаре исполнительских коллективов и солистов, в педагогическом процессе музыкальных учебных заведений, где освоение музыкального наследия уральских композиторов стало ныне обязательным компонентом образовательных программ.

Род. 7 сентября 1939 г. в Челябинске. В 1959 г. окончил Чел. муз. училище им. П.И. Чайковского (отд. народных инструментов). Занимался композицией у Н.Н. Юхновского. В 1964 г. – композиторский факультет Уральской гос. консерватории (класс Н.М. Хлопкова). С этого времени живёт и работает в Челябинске. С 1966 г. – член Союза композиторов СССР (ныне – СК России). В 1999г. Е. Гудкову присвоено звание «Почётный деятель Союза композиторов России».

Автор произведений разных жанров. Среди осн. соч. – опера «Ущелье крылатых коней» (К. Скворцов), опера-балет «Серебряное копытце» (по сказам П. Бажова), балет «Ну, погоди», «Романтическая поэма (концерт)» для виолончели с оркестром, «Симфониетта» для струнного оркестра и литавр, «Патетический триптих» для симфонического и духового оркестров, камерно-инструментальные сочинения, музыка для рус. нар. инструментов – «Радостная увертюра», сюита «Богатыри», увертюра «Марийский край (Марий – Эл», «Уральское концертино» для балалайки и народного оркестра, «Сюита для баяна» и др.

Любимая сфера творчества композитора – это музыка, связанная со словом, с поэтическим текстом. Глубокое понимание природы песенности способствовало рождению оригинальных произведений как крупных, так и малых форм. Среди них оратория «Мне Россия сердце подарила» (В. Сорокин, 1968), кантаты «Песни нашей земли (К. Скворцов, 1977), «Светлый день» (Н. Рубинская, 1986), «Сюрприз-кантата» (1973); хоровой цикл на стихи А. Пушкина (1999), «Русские берёзы» (хоровая миниатюра памяти В. Шукшина, 2000), поэтическая симфония «Рождественская звезда» (Б. Пастернак, 2000); два хора на ст. М. Лермонтова: «Ангел», «Молитва». Е. Гудковым создано более 50 песен («Три города», «Легендарный Танкоград», «Трактор – шайбу!», «Шагай, сынок» и др.), написана музыка к 30 драматическим спектаклям.

Гудков – подлинный певец Урала в музыке, его творчество тесно связано с уральской литературой. Одно из самых плодотворных и ярких содружеств – с Л.К. Татьяничевой. Представители разных поколений, они оказались соединёнными кровными узами родства в выражении своей любви к Уралу. Хоровая сюита «Времена года» (1963), задушевная вокальная миниатюра «Алёнка» и лирико-эпическая песня «В Урале Русь отражена» (1966), вокальный цикл «Корабельный бор» (1998), безусловно, лучшее, что создано сегодня на стихи нашей выдающейся землячки. К каким бы жанрам Гудков ни обращался, он легко узнаваем по широким мелодически насыщенным темам, органичности, точному отбору выразительных средств, мягкому и ясному взгляду на жизнь.

Музыка композитора звучала В Москве и Санкт -Петербурге, Перми и Екатеринбурге, на Черноморском побережье Кавказа и в Липецкой области, в Омске, Тюмени, Новосибирске. Исполнителями произведений Евгения Гудкова стали лучшие симфонические, камерные и хоровые коллективы этих городов.

В период с 2003 по 2008 гг. композитором созданы произведения:

«Благовест». Концерт-диптих для смешанного хора, рояля и оркестровых колоколов (2003)

Два хора памяти В.М. Шукшина для смешанного хора без сопровождения (2004)

«Утренний концерт для себя» (распевка) для смешанного хора без сопровождения (2004)

«Откровение» для виолончели, рояля и четырёх дискантов (2004)

Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ» (2004)

Лауреат Премии и Медали Законодательного собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области (2004)

Осн. лит.:

Синецкая Т. Михаил Смирнов // Композиторы Южного Урала: монография. - Челябинск: Дом печати, 2003. – С. 44 – 76; Губницкая С.З., Синецкая Т.М. Музыка челябинских композиторов для русских народных инструментов // Народно-инструментальное исполнительство Урала и Сибири: Межвуз. сб. ст. - Челябинск, ЧГИК, 1991. – С. 54 – 71; Белогрудов О. (Пермь) // Сов. музыка. – 1986, №8. – С.125. О произвед. Е. Гудкова, исполненных на Днях музыки Челябинской области в Перми; Парфентьева Н. По его музыке мы сверяем время. – Чел. рабочий. – 1999, 7 сентября; Т.М. Синецкая Гудков Евгений Георгиевич. – Челябинск: Энцикл. / Сост. В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С. 210.

ВЕККЕР
Владимир Павлович, композитор
(1947 - 2018)

1. Автобиография

Род. 2 февраля 1947 г. в г. Копейске Челябинской обл. С 1963 по 1967 – учился в Челябинском муз. училище им. П. И. Чайковского по классу баяна у П. М. Анохина. Одновременно занимался композицией у М. Д. Смирнова. После службы в армии поступил в Уральскую гос. консерваторию (1970-1975), композиторский факультет которой успешно закончил по классу проф. Н. М. Пузея.

С 1975 по 1994 – преподаватель, доцент (1991) Чел. гос. института культуры. С 1981 – член Союза композиторов СССР (ныне – СК России). С 1994 г. живёт в Германии, оставаясь официально (по личному заявлению) членом СК России (Челябинское отделение).

В. Веккер – автор 3-х симфоний (1974, 1979, 1982), Каприччио в стиле «бит» (1978), Увертюры для симфонического орк. (1982), двух симфонич. сюит из балета «Тезей» (1986, 1990); оперы «Вызов на дуэль» (1985-1989) по пьесе К. Скворцова «Отечество мы не меняем»; инструментальных концертов: для балалайки с оркестром русских народных инструментов (1979), для балалайки и камерного оркестра (2001), для фортепиано с симфоническим оркестром (памяти Дж. Гершвина, 1991), для кларнета и камерного оркестра (1992), для баяна и камерного оркестра (Первый - 2001, Второй - 2002).

Необычайно разнообразна камерная музыка В. Веккера: композитор очень свободен в выборе инструментов и камерных составов: 3 сонаты, 3 сонатины, около 100 миниатюр для ф-но; 6 миниатюр для струнного квартета, «Маленький триптих» для скрипки соло, «Медитация» для скрипки и ф-но, Сонатина для кларнета, «Детская сюита» для балалайки, Интермеццо для балалайки и ф-но, 3 сонаты для баяна, сюита в 4-х частях «Русские мотивы», «Хорал и фуга» для 3-х баянов и т.д. В целом муз. язык инструментальных сочинений композитора нельзя назвать простым. Он требует вслушивания, интеллектуального осмысления, умения воспринимать множество самостоятельных музыкальных элементов в единстве. Любовь к остроритмическим, синкопированным формулам, понимание ритма как важнейшего выразителя пульса эпохи всегда делают музыку В. Веккера импульсивной, свободной по дыханию и, одновременно, внутренне организованной.

В творческом багаже композитора несколько десятков песен и романсов. С 1975г. В. Веккер руководил вокально-инструментальным ансамблем «Катерина», работа с которым позволила приобрести опыт и мастерство в вокальном жанре, открыла путь к созданию песен разных форм, жанров, содержания, исполнительских составов. Наиболее известные вокальные соч.: «Всё от России», «Летняя песня иволги», «Песня об Урале», «Цветёт калина», «Челябинск, ты – моя любовь», вок. цикл «Четыре песни в стиле русского романса» на ст. А.Фета и др.

На протяжении многих лет ежегодно композитор приезжал в Россию, встречался с исполнителями, знакомил слушателей с новыми сочинениями. Достижением композитора в период жизни в Германии стала фундаментальная теоретическая работа «Новая музыкальная теория», изданная издательством Blau Eule в Германии в апреле 2003г., которую композитор представил в музыкальных вузах России.

Интенсивная концертная деятельность сопровождала всю его творческую карьеру. Уже проживая постоянно в Германии, авторские концерты В. Веккера проходили в Челябинске (Концертный зал С.С. Прокофьева, 2005), Екатеринбурге (Уральская консерватория, ОРНИ п/у Л. Шкарупы, 2005); Германии (посвящён 60-летию г. Роттенбурга, струнный оркестр «итальянского» состава (мандолины, домры, гитары, дир. В. Веккер, 2007); Москве (Академия им. Гнесиных, ОРНИ п/у Б. Ворона, 2008). В 2007 году в Германии прошло 10 авторских концертов, посвящённых 60-летию композитора.

Сочинения:

«Любовь к трём апельсинам», мюзикл по сказке К. Гоцци, ст. М. Светлова (пост в БДТ Казани, реж. А. Славутский, 2004); Концерт №2 для балалайки и кам. оркестра (2007);

«Вера, Надежда, Любовь», триптих для саксофона и кам. (народного) оркестра, 2003;

Произведения для оркестра народных инструментов (2003 – 2008):

-«Праздничный вальс»

-«Воспоминания о Родине»

Ноктюрн, «Cantabile», «Scherz- Musette»

-«Das Lied von Mond»

-«Жестокий романс»;

13 произведений для дуэта аккордеонов.

Осн. литература:

Спешков В. «Я буду жить там человеческой жизнью, а творческой – здесь». – Чел. Рабочий. – 1997, 19 апреля

Синецкая Т. Веккер Владимир Павлович. – Челябинск: Энцикл. / Сост.: В.С. Боже, В.А. Черноземцев. – Челябинск: Каменный пояс, 2001. – С. 136

Коноплянская Н. Другое зрение: Челябинские композиторы, как ни странно, пишут о прекрасном. – Чел. Рабочий. – 2001, 26 декабря

Синецкая Т. Владимир Веккер // Композиторы Южного Урала: монография. - Челябинск: Дом печати, 2003. – С. 108 - 145

2. Государственные и региональные награды, звания, лауреатство

– В 2004 году удостоен германо-российской премии в области культуры ( Stuttqart ).

3. Список произведений с указанием номера опуса и года написания


Музыкально-сценические произведения

1. Опера « Вызов на дуэль» («Аносов») по пьесе К. Скворцова «Отечество мы не меняем», либретто В. Веккера, 1985-1989

2. Балет « Тезей» по древне-греческой мифологии (не завершён), 1986

3. Мюзикл «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци, ст. М. Светлова, 2004


Произведения для симфонического оркестра

1. Симфония №1 в 3-х частях, 1974

2. Концерт для баяна с симфоническим оркестром, 1977

3. Каприччио в стиле «бит», 1978

4. Симфония №2 в 3-х частях, 1979

5. Увертюра, 1982

6. Симфония №3 в 4-х частях, 1982

7. Сюита №1 из балета «Тезей», 1986

8. Сюита №2 из балета «Тезей», 1990

9. Концерт-поэма для фортепиано с симфоническим оркестром (памяти Дж. Гершвина), 1991

10. Концерт для кларнета и камерного оркестра, 1992

11. Концерт №2 для балалайки и камерного оркестра, 2001

12. Концерт №1 для баяна и камерного оркестра, 2001

Произведения для оркестра русских народных инструментов

1. Концерт №1 для балалайки с оркестром русских народных инструментов в 3-х частях, 1979

2. Три танца, 1982.

3. Сюита в стиле «Ретро», 1984

4. «Вера, Надежда, Любовь», триптих для саксофона и кам. (народного) оркестра, 2003

5. «Праздничный вальс»

6. «Воспоминания о Родине»

8. «Cantabile»

9. «Scherz- Musette»

10. «Das Lied von Mond»

11. «Жестокий романс»

Камерно – инструментальные произведения

Музыка для фортепиано

1. Сонатина №1, 1967

2. Шесть прелюдий, 1971-1990

3. Соната №1 в 3-х частях, 1973

4. Соната №2 (джазовая), 1977

5. Пьеса «Капризный малыш», 1980

6. Сонатина №2, 1986

7. Два маленьких танца, 1987

8. Белый дилижанс, джазовая пьеса, 1987

9. Легкая соната в классическом стиле в 2-х частях, 1992

10. 24 пьесы (прелюдии) для фортепиано в новых ладах, 1995

11. Цикл детских пьес для фортепиано, 2002

Музыка для баяна

1. Соната №1 в 3-х частях, 1974

2. Соната №2 в 2-х частях, 1979

3. Соната №3 в 3-х частях, 1987

4. «Русские мотивы», сюита в 4-х частях, 1982

5. Скерцо, 1982

6. «Хорал и фуга» для трех баянов, 1986

7. Соната №3 в 3-х частях, 1987

8. Фантазия, 1988

9. Пьеса «Игрушечный поезд», 1988

10. Три пьесы, 1988

11. Сюита №1 (юношеству), 1990

12. Сюита №2 (юношеству), 1991

13. Пьеса для аккордеона или баяна «Осенние листья». 1998

Музыка для балалайки

1. Три пьесы, 1976

2. Соната для балалайки и фортепиано в 3-х частях, 1982

3. «Детская сюита» для балалайки и фортепиано (в 8-х частях), 1987

4. «Интермеццо» для балалайки и фортепиано, 1988

Музыка для скрипки и кларнета

1. «Маленький триптих» для скрипки соло, 1984

2. Сонатина для кларнета и фортепиано, 1986

3. Три экспромта для кларнета-соло, 1990

4. «Медитация» для скрипки и фортепиано, 2001

Ансамбли

1. Шесть миниатюр для струнного квартета, 1974

2. «Полька-фокс» для квартета народных инструментов, 1985

3. «Интермеццо» (концертная фантазия для секстета народных инструментов, 1989

4. Сюита «Ретро» №2 для камерного оркестра, 2001

5. Сюита «Ретро» №3 для камерного оркестра, 2002

Хоровые и вокальные сочинения

1. Оратория «Перекоп» ст. К. Кулиева для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра в 6-ти частях 1975

2. Четыре песни в стиле русского романса на стихи А. Фета, 1980

3. Около 80 песен, в том числе: 1975-93

2) «Родная Россия» сл. И. Грицая

3) «Бессмертное поле» сл. Б. Репина

4) «Песня об Урале» ст. Л.Татьяничевой

5) «Челябинск - ты моя любовь» сл. А. Куницына и В. Веккера

6) «Молодые города» сл. Л. Татьяничевой

7) «Время зовет вперед» сл. А. Левина

8) «Это песню поет комсомол» сл. В. Слядневой

9) «Двухтысячный год» сл. А. Барто

10) «Прадед пел мой» сл. Ф. Алиевой

11) «Твои глаза» сл. В. Тушновой

12) «Рябиновый вальс» сл. В. Лебедева

13) «Катерина» сл. Ю. Левитанского

14) «Проводы зимы» сл. Р. Карагодиной

15) «Что ж ты, яблонька», сл. В. Гурко

16) «Ах, любовь моя, любовь» сл. Ю. Левина

17) «Балалаечка моя» сл. И. Маслова

18) «Разверни меха певучие» сл. Р. Шагалеева

19) «Цветет калина» сл. Л. Кузнецова

20) «Отчий хлеб» сл. Е. Нефедова

21) «Пою о России моей» сл. Л. Татьяничевой

22) «Летняя песня иволги» сл. Д Осина

23) «Всё от России» сл. А. Землянского

24) «Минута молчания» сл. Б.Пастернака

25) «Старое кино» сл. Ю. Друниной

26) «Поле славы» сл.В.Фирсова

27) «Рыжий рок-н-ролл» сл.В. Лютого

28) «Песня о Магнитке» сл.А. Павлова

29) «Песня о дельфинах» сл.Н. Кирсанова

30) «Живу не так» сл. А. Дементьева

31) «В минуту музыки» сл. Н.Рубцова

32) «Любовь права» сл. В. Ветрова

33) «Слонёнок» сл. Ю. Друниной

34) «Белый голубь» сл. А.Барто

35) «Африканский танец» сл. А. Барто

36) «В прекрасном Париже» сл. А. Барто

37) «Скажи мне что-нибудь хорошее» сл. Р. Рождественского

4. Список изданных сочинений

1. Веккер , В. Песни [Ноты] : для голоса и вок. анс. в сопровожд. фп. (баяна) / В. Веккер. – Челябинск, 1983. – 68 с.

2. Веккер, В. П. «Пою о России моей», сл. Л. Татьяничевой [Ноты]: в сб. Песни для голоса и вокальных ансамблей в сопровождении фортепиано (баяна). – Челябинск: ОНМЦ, 1983

3. Веккер, В. П. «Родная Россия» сл. И. Грицая [Ноты]: в сб. Песни для голоса и вокальных ансамблей в сопровождении фортепиано (баяна). – Челябинск: ОНМЦ, 1983

4. Веккер, В. П. «Бессмертное поле» сл. Б. Репина [Ноты]: в сб. Песни для голоса и вокальных ансамблей в сопровождении фортепиано (баяна). – Челябинск: ОНМЦ, 1983

5. Веккер, В. П. «Песня об Урале», ст. Л.Татьяничевой [Ноты]: в сб. Песни для голоса и вокальных ансамблей в сопровождении фортепиано (баяна). – Челябинск: ОНМЦ, 1983

6. Веккер, В. П. «Челябинск - ты моя любовь», сл. А. Куницына и В. Веккера [Ноты]: в сб. Песни для голоса и вокальных ансамблей в сопровождении фортепиано (баяна). – Челябинск: ОНМЦ, 1983

7. Веккер, В. П. «Скажи мне что-нибудь хорошее» [Ноты]: в сб. Песни композиторов сл. Р. Рождественского Урала. - Москва: Сов. композитор,1985

  1. Веккер, В. П. Концерт №1 для балалайки с оркестром русских народных инструментов в 3-х частях [Ноты] в сб. Концертные пьесы для балалайки: вып.15.- Москва: Сов. композитор, 1986

9. Веккер, В. П. Шесть миниатюр для струнного квартета [Ноты]: для баяна в сб. Пьесы советских композиторов: В.5.- М.:Сов. композитор, 1986

10. Веккер, В. П. «Игрушечный поезд», [Ноты]: пьеса для баяна в сб. Баян в музыкальной школе. В.58.- Москва: Сов. композитор, 1988

11. Веккер, В. П. «Твои глаза», сл. В. Тушновой [Ноты]: в сб. Песни композиторов России: В.1.- Москва: Сов. композитор, 1988

12. Веккер, В. П. Три пьесы [Ноты]: для балалалайки в сб. Концертный репертуар балалаечника.- Москва: Музыка, 1988

13. Веккер, В. П. «Детская сюита» [Ноты]: для балалайки и фортепиано в сб. Альбом для детей. (в 8-х частях) В.2.- Москва: Музыка, 1989

14. Веккер, В. П. Скерцо [Ноты]: для баяна в сб. Концертные пьесы для баяна: В.51.- Москва: Сов. композитор, 1990

15. Веккер, В. П. Сюита в стиле «Ретро» [Ноты]: оркестра русских народных инструментов в сб. Играет оркестр русских народных инструментов Российской академии музыки им.Гнесиных.- Магнитогорск, 1996.

16. Веккер, В. П. «Белый голубь», сл. А.Барто [Ноты]: в сб. Поёт «Мечта»: В.1 Сост. В. Шереметьев.- 1997

17. Веккер, В. П. «Африканский танец», сл. А. Барто [Ноты]: в сб. Поёт «Мечта»: В.1 Сост. В. Шереметьев.- 1997

18. Веккер, В. П. «В прекрасном Париже», сл. А. Барто [Ноты]: в сб. Поёт «Мечта»: В.1 Сост. В. Шереметьев.- 1997

19. Веккер, В. П. Соната №1 в 3-х частях [Ноты]: для баяна в сб. Karthause-

20. Веккер, В. П. Соната №2 в 2-х частях [Ноты]: для баяна в сб. Karthause- Schmulling Musikverlage (Германия), 1998

21. Веккер, В. П. «Хорал и фуга» для трех баянов [Ноты]: для баяна в сб. Karthause- Schmulling Musikverlage (Германия), 1998

22. Веккер, В. П. Соната №3 в 3-х частях [Ноты]: для баяна в сб. Karthause- Schmulling Musikverlage (Германия), 1998

23. Веккер, В. П. «Челябинск - ты моя любовь», сл. А. Куницына и В. Веккера [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

24. Веккер, В. П. «Молодые города», сл. Л. Татьяничевой [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

25. Веккер, В. П. «Время зовет вперед», сл. А. Левина [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

26. Веккер, В. П. «Это песню поет комсомол», сл. В. Слядневой [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

27. Веккер, В. П. «Двухтысячный год», сл. А. Барто [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

28. Веккер, В. П. «Прадед пел мой», сл. Ф. Алиевой [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

29. Веккер, В. П. «Твои глаза», сл. В. Тушновой [Ноты]: в сб. Над вечерним Челябинском. - Челябинск: ПО «Книга», 2001

30. Веккер, В. П. « Новая музыкальная теория » [Ноты]: изданная издательством Blau Eule в Германии

31. Бычков, В. В. Музыка для баяна уральских композиторов (соната № 1 В. Веккера) [Текст] / В. В. Бычков, В. Д. Путилов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – (Искусствознание). – 2016.- № 1 (45) . – С. 161–172; .Библиогр.: с. 167 (13 назв.) ; *То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25767643 ЭБС «Elibrary.ru», по паролю [с компьютеров ЧОУНБ]. – Загл. с экрана.

Список изданных записей сочинений

CD диски

Нет информации.

Композиторы Южного Урала - - это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. Живут они в разных городах: Челябинске, Магнитогорске, Озерске - и представляют разные композиторские школы.

Центр композиторского творчества Южного Урала - Челябинская организация Союза композиторов, созданная 23 мая 1983 года. В ее состав вошли: заслуженный деятель искусств РСФСР М.Смирнов (председатель правления с 1983 по 1993 гг.), Е.Гудков, С.Губницкая (с 1995 г. проживает в США), В.Семененко, Т.Синецкая, Ю.Гальперин (в настоящиее время живет и работает во Франции). В последующие годы приняты в члены СК России и вошли в состав Челябинской композиторской организации В.Веккер (с 1994 г. живет в Германии, в 1993-94 годах являлся председателем правления), А.Кривошей, Н.Парфентьева, Т.Шкербина. С 1994 года Челябинскую организацию Союза композиторов России возглавляет Т.Синецкая, музыковед, кандидат наук, заслуженный работник культуры РФ. С композиторами, живущими за рубежом, сохраняются творческие связи в виде обмена нотами, исполнения произведений, создания совместных творческих проектов.

Кроме того, в Челябинске и области успешно работает большая группа талантливых исполнителей, которые нередко выступают и как авторы музыки. Прежде всего, они пишут для своего инструмента, природу которого досконально знают и которым в совершенстве владеют, но вместе с тем обращаются и к другим жанрам. Это Г.Анохин, Е.Быков, В. Козлов, Н.Малыгин, А.Михайлов, А. Мордухович, В.Нагорный, Д.Панов, В.Чагин, В.Ярушин и др.

В творческом портфеле композиторов - произведения разных жанров: предназначенные для театральной сцены, симфонические и камерные сочинения, произведения кантатно-ораториального жинра, музыки для русских народных инструментов, камерно-вокальные сочинения, песни. Например, в области симфонической музыки - четыре симфонии М.Смирнова, три симфонии и "Каприччио в стиле бит", две сюиты из балета "Тезей" В.Веккера, симфонический триптих и симфониетта Е.Гудкова, симфония "Рождество" и балетная "Фаус-сюита" А.Кривошея, симфониетта В.Семененко, симфония В.Сидорова; в области музыки для русских народных инструментов - симфония, три увертюры. Концерт для домры с оркестром М.Смирнова; сюита "Богатыри", "Радостная увертюра", "Уральское концертино", увертюра "Марийский край" Е.Гудкова; три сонаты для баяна, оркестровые сюиты "Ретро" и "Русские мотивы", концерт для балалайки с оркестром В.Веккера; "Русская сюита" В.Семененко.

Одной из характерных особенностей творчества композиторов Южного Урала является их обращение к уральской поэзии и прозе как первоисточнику музыкального творчества. Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки всегда было той плодотворной основой, на которой рождались интересные художественные произведения разных жанров. Это - песни на стихи И.Пальмова, И.Тарабукина, Г.Суздалева, Б.Ручьева, В.Тимофеева, Ю.Клюшникова, Л.Кузнецова, Л.Татьяничевой.

Значительна область творчества, представленная вокально-хоровым и кантатно- ораториальным жанрами. В ряду лучших - "Ключ земли" (Л.Чернышев) и "Слава народу-победтелю" (Г.Суздалев) М.Смирнова; хоры Е.Гудкова на стихи Л. Татьяничевой и его оратория "Мне Россия сердце подарила"(В.Сорокин); оратория В.Семененко "Поэма о Магнитке" на стихи поэтов-уральцев; кантата В.Сидорова "На Урале заводском" на стихи Р.Дышаленковой.

Проникновение композиторов в региональную литературу позволило не только освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, продлить жизнь фольклору (имеются в виду разные пласты фольклора народов Урала), соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и достижениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора.

Фольклор является для композиторов постоянным, поистине неисчерпаемым источником "питания" и мироощущения.

Человеческое и художническое сознание композиторов постоянно включено в активное осмысление современных проблем бытия, противоречий жизни, многогранности и драматизма окружающего мира, места человека в нем. Об этом свидетельствуют симфоническая музыка М.Смирнова и В. Веккера; сочинения камерно-инструментального и камерно-вокального жанров А.Кривошея, В.Сидорова, Л.Долгановой, Т.Шкербиной; произведения для народных инструментов Е.Гудкова, В.Веккера, Р.Бакирова; хоровая музыка М.Смирнова, Е.Гудкова, А.Кривошея, Т.Шкербиной.

Весом вклад композиторов в создание музыки для детей и юношества, педагогического репертуара для музыкальных школ, средних специальных учебных заведений, музыкальных вузов. Результативно работают в этой области Р.Бакиров, Е.Поплянова, Л.Долганова, А.Кривошей и др.

Особая страница творчества челябинских композиторов связана с созданием музыки к драматическим спектаклям. Плодотворной в этом плане была работа Е.Гудкова в 60-70-е гг. В 80-90-е гг. с драматическими театрами Челябинска активно сотрудничает А.Кривошей. В 90-е годы около десяти спектаклей Екатеринбургского Государственного театра и Челябинского ТЮЗа вышли с музыкой молодого челябинского композитора Татьяны Шкербиной.

Музыка не может состояться без сотворчества композитора и исполнителя. Многие годы Челябинская композиторская организация связана узами творческой дружбы с такими замечательными художественными коллективами Южного Урала, как симфонический оркестр Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки, Магнитогорская Государственная хоровая капелла имени С.Г. Эйдинова, Государственный русский народный оркестр "Малахит" (художественный руководитель - засл. деят. искусств России В.Лебедев) и многие другие. В их ряду следует назвать Камерный хор Челябинского Государственного концертного объединения (художественный руководитель -засл. арт. России В.Михальченко), рабочая хоровая капелла "Металлург" (худ. руководитель - засл. работник культуры РФ В.Стрельцов), лауреат Всесоюзных конкурсов, лауреат областной молодежной премии "Орленок" образцовая вокально-хоровая школа "Мечта" (худ. руководитель - засл. работник культуры РФ В.Шереметьев), лауреат Международного фестиваля народный коллектив хоровая студия мальчиков и юношей "Молодость" (худ. руководитель - В.Македон), студенческий академический смешанный хор Челябинского Государственного института искусства и культуры (худ. руководитель В.Стрельцов), татаро-башкирский ансамбль "Яшь лек" (худ. руководитель -засл. работник культуры республики Татарстан Р.Бакиров).

С композиторами сотрудничают известные солисты, нар. арт.РФ Г.Зайцева, засл. арт. РФ Г. Гудкова, А.Беркович, лауреаты Международного конкурса Виктор и Лариса Герасимовы, лауреаты Всероссийского конкурса Ш.Амиров, В.Романько, З.Алешина, Наталья и Николай Ищенко...

Музыка композиторов Южного Урала звучала в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, других городах России; она известна в ближнем и дальнем зарубежье.

Сегодняшний день Союза композиторов, как и других творческих союзов, нельзя назвать легким. Тем не менее каждый новый год приносит новые сочинения, авторские и собственно премьерные концерты.

Композиторы Челябинска всегда любили свой город и свой край. Можно без преувеличения сказать, что за тридцать с лищним лет они создали подлинно музыкальную летопись Южного Урала,отразив в ней трудовой и ратный подвиг своих земляков, запечатлев природу, историю, быт, обрпяы своих современников.

Татьяна Фокина

Музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской обл.

Цель :раскрыть содержание одной из форм работы по реализации регионального компонента музыкального воспитания в ДОУ – материал для музыкальных уголков для родителей и консультаций воспитателей.

Задача : показать результаты краеведческого поиска по обогащению содержания регионального компонента музыкального воспитания в работе с родителями и воспитателями через музыкальные уголки и консультации.

Осознание яркой неповторимости людей, живущих с нами рядом, в одном городе, крае, регионе иногда приходит не сразу. Иногда считают, что выдающиеся люди родились, живут и работают только в больших городах. «Не может быть! Великий баснописец Иван Крылов не мог родиться в городе Троицке нашей Челябинской области! Он родился в Троицке Московской области!», - воскликнула сотрудница нашего детского сада.

История музыкального образования на Урале

«Деятельность музыкантов – подвижников, стоящих у истоков музыкального образования в крае: С. А. Тиме, С. В. Гилёва, В. С. Цветикова, А. Д. Городцова, Ф. С. Узких представляет собой яркий пример служения Отечеству, посвящения своего таланта педагогическому делу во имя высоких интересов просвещения и бесспорно заслуживает внимания, уважения и преклонения соотечественников: педагогов и всех тех, кому дороги Урал и его культура».

«Через много лет эстафету первых уральских музыкантов – педагогов принял основатель и первый директор Миасского музыкального училища Иван Рослый (г. Миасс»).

Композиторы и поэты Урала

«Оказывается сколько у нас на Урале композиторов!», - удивилась сотрудница после знакомства с портретами и материалом о ярком и самобытном творчестве композиторов – земляков из Союза композиторов России. «Члены Союза композиторов: Лариса Долганова, Алан Кузьмин, Татьяна Шкербина, Николай Малыгин, Анатолий Кривошей, Владимир Бычков, Георгий Анохин, Евгений Гудков, Дмитрий Панов, Валерий Нагорный, Виктор Козлов, Елена Поплянова, Михаил Смирнов, Александр Мордухович, Рафаил Бакиров (г. Челябинск, Валерий Ярушин (Челябинск – Москва, Юрий Пастухов, Борис Чагин (г. Миасс, Александр Мордухович, Рафаил Бакиров, Владимир Сидоров (г. Магнитогорск, Александр Михайлов, Рогнеда Одинец (г. Озёрск)».

«Творчество композиторов П. И. Чайковского (Воткинск- Зауралье, Алапаевск – Екатеринбургская область, Геннадия Короткова (г. Миасс, , Ивана Шутова (г. Карталы, Челябинск, Евгения Степанова , Людмилы Семёновой (г. Челябинск, Валерия Белкина (г. Озёрск, Ивана Плешивцева (г. Кыштым Челябинской области, Олега Кульдяева (г. Троицк, авторов детских песен, музыкальных руководителей Ольги Скляр , Татьяны Грачёвой , Веры Швец (г. Миасс, Людмилы Олифировой (Миасс – Москва, Марины Быстровой (г. Челябинск, Ирины Фроловой (г. Екатеринбург) , Ирины Карташовой (г. Магнитогорск, преподавателя Челябинского государственного педагогического университета Ирины Галянт (г. Челябинск, поэтесс Нины Пикулевой, Аси Горской (г. Челябинск, Людмилы Чирковой, Елены Ранневой (г. Миасс) знакомо детям нашего детского сада».

«Наши воспитанники любят слушать песни Валерия Никифоровича Белкина (г. Озёрск) о музыкальных инструментах: «Ложки», «Балалайка», «Плясовая» (Гармошка, о весёлом зимнем празднике – «Колядки», о нашем красивейшем крае – «Седой Урал» в исполнении сотрудников детского сада, а «песни – загадки» о домашних и диких животных, птицах и насекомых с удовольствием исполняют сами. Ждём от автора новых песен».

«Талантливые челябинские авторы певец и композитор Валерий Ярушин и лауреат областного конкурса на лучшую детскую книгу поэт Ася Горская подарили детям и взрослым музыкальный сборник «Аквариум детства» для семейного чтения и совместного музицирования. Наиболее полюбившиеся нашим детям песни: «Кто берёзку причесал», «На прогулку шли опята», «На асфальте классики», «Звёздный калейдоскоп».

«Детям нашего детского сада особенно полюбились песни, вошедшие в сборник вокальных произведений челябинского композитора Ларисы Валерьевны Долгановой : «Мы зайчишки», «Осень», «Дразнилка поросёнка Чока» (Алфавит, «Новогодний хоровод».

«Песня «Скажи, берёзка» композитора г. Троицка Олега Владимировича Кульдяева , посвящёна Троицкой комсомолке Тоне Меньшениной, добровольно ушедшей на фронт и не вернувшейся с полей Великой Отечественной войны. Она покоряет светлой лиричностью и прочно вошла в репертуар детей нашего детского сада.

Во многих песнях Олега Кульдяева: «Моя Челябинская область», «Славься, Россия!» чувствуется нескрываемая влюблённость автора в город своей юности, любовь к родному краю, гордость за свою родину. Особенно полюбилась детям нашего детского сада красивейшая песня «Сторона Уральская».

Статья о местном композиторе Г. М. Короткове представлена в блоге.

Народные традиции, фольклор

Статьи «Музыка в узоре полотенец», «Бажовский фестиваль», «Из истории народной культуры Урала», «Фольклорный праздник Иван Купала», «Покров», «Уральские Святки», «Уральские посиделки и вечёрки», «Ярмарки», «Воспитание любовью – пение колыбельных», «Наш дом – Южный Урал», «Уральский фольклор детям – Александр Иванович Лазарев».

«Покров – праздник осенних свадеб. Все народные праздники не обходились без участия детей, в том числе и свадьбы. Дети играли в свадьбу и шуточными действиями благословляли молодых на счастливый брак. В краткой и весёлой форме дети обыгрывали ход свадебного обряда: благословление отца и матери, сватовство, поздравление молодых – «князя» и «княгини».

«Уральские святочные обряды содержат святочные вечёрки, кутейные вечёрки и колядование. На протяжении двух недель - с 6 по 19 января молодёжь уральских деревень организовывала святочные вечёрки, на которых играли в традиционные народные игры. Святочные игры завершались поцелуями, поэтому называются «поцелуйными. Наряжались чаще всего в козу, медведя, корову, волка, лису, журавля, старика и старуху. Колядовщиков угощали конфетами, сырчиками (творожными колобками, стряпнёй: шаньгами, калачами, фигурным печеньем в форме коня, птиц, коровок, называемым «козюльками».

«Обращение к военному фольклору южноуральцев в детском саду - сборнику «Народное слово на дорогах войны» выдающегося русского учёного, фольклориста Александра Ивановича Лазарева (г. Челябинск) бесспорно, расширяет кругозор не только детей, но и взрослых, обогащает и наполняет глубиной содержание занятий и утренников, посвящённых Дню Победы.

Практический интерес представляют для нас и другие книги А. И. Лазарева. Так, сделанная выдающимся краеведом реконструкция календаря уральских народных праздников, каждый из которых сопровождался особым типом посиделок и вечёрок, стала для нас пособием при организации фольклорных детских праздников: «Новый год», «Святки», «Колядки», «Кутейные и поцелуйные вечёрки», «Масленица», «Сороки» (Герасим Грачевник, «Пасха», «Красная горка», «Вербное воскресенье», «Троица», «Иван Купала», «Петров день», «Яблочный спас», «Медовый спас», «Кирмаш» (осенняя ярмарка, «Хлебный спас», «Капустница», «Осенние посиделки» («Копотихи», «супрядки», «чулочники», «лапотники», «Покров», «Кузьминки».

Таким образом, исследования А. И. Лазарева в области уральского фольклора нашли своих последователей в лице педагогов нашего детского сада, что позволяет воспитывать наших детей на народных традициях родного края, прививать им любовь к Родине».

При дальнейшем краеведческом поиске хочется найти информацию о годах жизни в Екатеринбурге лидера и вокалиста рок-группы «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», писателе Вячеславе Бутусове , певице Светлане Лазаревой , родившейся в Верхнем Уфалее, Александре Градском - певце, авторе песен, родившемся в Копейске Челябинской области. Написать о композиторе, поэте Иване Плешивцеве (г. Кыштым Челябинской области, Иване Зайцеве – уральском фольклористе, авторе книги «Уральские народные песни».

Музыкальный уголок сделан из потолочной плитки и самоклеющейся плёнки. Мелкие детали: ноты, стрелочки часов, кирпичики и т. д. наклеены сверху тоже из самоклеющейся плёнки. Картинка музыкального уголка была создана мною по мотивам иллюстрации художника А. Гилёва с обложки книжки А. Толстого «Приключения Буратино или золотой ключик». Челябинск, 1983.

Среди российских регионов Урал выделяется своими давними музыкальными традициями. Достойное место в сокровищнице отечественного народного искусства занимают образцы песенного творчества, созданные на Урале. Прошлое культуры края неотделимо также от многолетней просветительской деятельности местной интеллигенции, любительских и профессиональных театров, знакомивших уральцев с камерной, симфонической, хоровой и оперной музыкой русских и зарубежных композиторов. Множество интереснейших фактов, событий, страниц творческих биографий составляют богатую историю музыкальной культуры Среднего Урала. В областном центре работают старейшие на Урале профессиональные учебные заведения.

  • 3. «История музыкального образования на Урале – один из пластов духовного наследия края. Он вобрал в себя творческий опыт нескольких поколений народных мастеров и профессиональных музыкантов, посвятивших свою деятельность приобщению детей и молодежи к музыке» С. Е. Беляев
  • 4. Говоря о музыкальной культуре Урала, следует заметить, что она началась именно с народного творчества. Именно здесь в конце 18 в. нашли рукописный сборник скоморошьих песен, автором которого считается Кирша Данилов, чей репертуар связан с урало– сибирской песенной традицией.
  • 5. «С нашим краем связаны судьбы целого ряда крупных музыкантов. Здесь жил совсем юный П.И. Чайковский; свои первые шаги в музыке делал С.П. Дягилев; занимались собирательской деятельностью фольклористы В.Н. Серебренников, Л.Л. Христиансен. Свой творческий путь здесь начинали С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Б.Т. Штоколов. Здесь создавали свои произведения и формировали уральскую композиторскую школу М.П. Фролов, В.Н. Трамбицкий, Б.Д. Гибалин и многие другие композиторы» В кн. : Беляев, С. Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] / С.Е. Беляев, Л. А. Серебрякова. – Екатеринбург, 2005. – с. 8
  • 6. КОМПОЗИТОРЫ УРАЛА
  • 7. Творческая организация свердловских композиторов возникла в 1939 году. Успехи музыкального образования на Урале (организация музыкальных школ, училищ, а в 1934 году – Уральской консерватории), творческая и педагогическая деятельность уральских композиторов создали возможность возникновения свердловского отделения Союза советских композиторов. Его организатором и первым председателем был Маркиан Петрович Фролов. Маркиан Петрович Фролов
  • 8. Творческая деятельность уральских композиторов – одна из интересных страниц истории музыкальной культуры. Произведения уральских композиторов можно услышать на концертных эстрадах, в музыкальных театрах, в выступлениях участников художественной самодеятельности. Песни уральских композиторов обращены к истории нашей страны и ее сегодняшнему дню и отражают широкий диапазон чувств – от высокого пафоса до теплого лиризма
  • 9. Вячеслав Иванович Щелоков Борис Дмитриевич Гибалин
  • 10. Любовь Борисовна Никольская Виктор Николаевич Трамбицкий Александр Григорьевич Фридлендер
  • 11. Михаил Иосифович Гальперин Клара Абрамовна Кацман Владимир Иванович Горячих
  • 12. Композитор Е. Родыгин
  • 13. «Есть люди, которые любят и глубоко чувствуют русскую песню, обнаруживая в ней не только душу народную, но и свою историю. Есть и композиторы, которые не могут думать и чувствовать иначе, чем народ» Е. Родыгин Композиторы И. Космачев (Москва) и Л. Гуревич (Екатеринбург) поздравляют юбиляра в день 75-летия Композиторы В. Сорокин, Е. Родыгин и С. Кац
  • 14. Евгений Львович Гиммельфарб
  • 15. Е.Л. Гиммельфарб исполняет свои песни
  • 16. Горячих В.И. – выпускник Уральской государственной консерватории. В течение многих лет был художественным руководителем Уральского русского народного хора. Член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель всероссийского музыкального общества
  • 17. Творчество уральских композиторов примечательно большим разнообразием форм и жанров. Ими созданы оперы, балеты, симфонии, музыкальные комедии, камерные, вокальные и инструментальные сочинения, песни, хоры, учебно–педагогический репертуар, произведения для детей.
  • 18. Выдающиеся отечественные певцы – выпускники Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского
  • 19. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА Свердловская опера считалась хорошей школой для начинающих певцов и дала стране много незаурядных вокалистов. Примечательно, что и И. Козловский, и С. Лемешев именно на сцене свердловской оперы создали впервые свои лучшие образы.
  • 20. «Я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне определиться, найти свое настоящее место в искусстве. А это совсем не так просто. Это сложный, а иногда и мучительный творческий процесс» И.С. Козловский
  • 21. Свердловский оперный театр может гордиться тем, что способствовал становлению и развитию таланта народного артиста СССР Б. Т. Штоколова. В свердловской опере Б. Штоколов прошел путь от начинающего певца до ведущего солиста оперы. Здесь им были созданы почти все основные басовые партии.
  • 22. Екатеринбургский театр музыкальной комедии – театр высокой музыкальной культуры и хорошего вкуса. Секрет неиссякаемой праздничности его спектаклей не только в мастерстве, не только в разнообразии талантов. Здесь еще и настоящая увлеченность своим жанром, вера в его возможности, влюбленность в искусство и традиции своего театра.
  • 23. РОК-МУЗЫКА Рок-группа «Наутилус Помпилиус»
  • 24. Как бы ни относиться к рок–музыке, несомненно одно – молодые люди, вышедшие в середине 80–х годов на сценические площадки Свердловска, оказали огромное воздействие на своих сверстников по всей стране. Мы сейчас испытываем гордость за то, что среди лидеров рок–движения оказалось так много уральцев, сумевших переложить сокровенные чувства молодежи на яркий, выразительный язык музыкальных образов и ритмов. Рок привнес в прекрасный мир музыки новые краски. Это главное. А с музыкой, как известно, жить веселей.
  • 25. Группа «Чайф». 1994 Группа «Агата Кристи» во время работы над альбомом «Декаданс». 1990г.
  • 26. «Обращение к музыковедческим материалам прошлого века лишний раз убеждает: музыкальная культура Каменного Пояса 20 столетия – это отнюдь не пройденный и оставшийся где–то там позади этап. И сегодня музыкальные достояния Урала объективно являются неотъемлемой частью современной культуры края и одновременно основой для дальнейшего ее развития и перехода в день завтрашний. Важно постоянно помнить об этом…» Ж. Сокольская
  • 27. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в Екатеринбурге Беляев, С. Е. Из прошлого музыкального воспитания [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург, 1992. – 44 с. Беляев, С. Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] / С. Е. Беляев, Л. А. Серебрякова. – Екатеринбург, 2005. – 219 с. Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. – 78 с. Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 1998. – 182 с. Беляев, С. Е. По страницам истории музыкального образования на Урале [Текст] : избр. статьи и очерки / С. Е. Беляев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. – 68 с. Бородин, Б. Б. Уральская композиторская организация: история и современность [Текст] : монограф. справ. / Б. Б. Бородин. – Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2012. – 400 с. Вас приглашает оперетта [Текст] / сост. И. Ф. Глазырина, Ю. К. Матафонова. – Свердловск: Средне–Уральское кн. изд–во, 1983. – 160 с. Вольфович, В. Играй, гармонь уральская! [Текст] / В. Вольфович. – Челябинск, 1991. – 133 с. Горячих, В.Песни для народных хоров и солистов [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2005. – 30 с. Горячих, В. Пять романсов для женского голоса [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2012. – 46 с.
  • 28. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Горячих, В. Романсы и песни [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2007. – 32 с. Горячих, В. Сборник романсов и песен [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2003. – 53 с. Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала [Текст] / Т. И. Калужникова; Урал. гос. консерватория. – Екатеринбург, 2005. – 200 с. Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала в народных знаниях и музыкальной фольклористике [Текст] / Т. И. Калужникова. . – Тюмень, 2002. – 24 с. Калужникова, Т. И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала [Текст] / Т. И. Калужникова. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 208 с. Кацман, К. Вокальные произведения [Текст] / К. Кацман. – М. : Советский композитор, 1987. – 56 с. Кашина, Н. И. Музыкальный фольклор уральского казачества [Текст] : уч.-метод. пособие / Н. И. Кашина. – Екатеринбург, 2010. – 101 с. Козловский, И. С. Музыка – радость и боль моя [Текст] / И. С. Козловский. – М. : ОЛМА–ПРЕСС Звездный мир, 2003. – 383 с. Композиторы Урала [Текст] : сб. очерков / ред. Л. Золотарева. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд–во, 1968. – 135 с. Конов, А. Борис Штоколов: творческий портрет [Текст] / Б. Штоколов. – Л. : Музыка, 1987. – 32 с. Курлапов, Н. И. Созвездие мастеров екатеринбургской оперы [Текст] / Н. И. Курлапов. – Екатеринбург: Дорога, 1999. – 108 с.
  • 29. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. О музыке и музыкантах Урала [Текст] : науч.-метод. записки / гл. ред. Л. М. Пятых. – Свердловск, 1959. – 187 с. Орлов, М. Свердловский рок: памятник мифу [Текст] / М. Орлов. – Екатеринбург: Издательский дом «ПАКРУС», 2000. – 176 с. Песни композиторов Урала [Текст] / сост. Ж. А. Сокольская. – М. : Советский композитор, 1985. – 88 с. Поет Урал [Текст] : песни ур. композиторов / муз. ред. В. И. Горячих. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд–во, 1968. – 163 с. Свердловский государственный театр оперы и балета им. А. В. Луначарского [Текст] / сост. М. И. Кадушевич. – М. : Советская Россия, 1962. – 48 с. Сокольская, Ж. А. Напев об уральской рябине [Текст] : размышления о жизни и творчестве Евгения Родыгина / Ж. А. Сокольская – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2001. – 340 с. Сокольская, Ж. А. Урал музыкальный: вчера и сегодня [Текст] / Ж. А. Сокольская. – Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2008. – 808 с. Уральские песни [Ноты] / сост. Е. П. Родыгин. – Свердловск: Сред.-Уральское кн. изд–во, 1981. – 144 с. Фортепианная музыка – детям [Текст] : произв. ур. композиторов / науч. ред. Б. Б. Бородин, Л. В. Осипова. – Екатеринбург, 2006. – 73 с. Храни любовь [Текст] : Посвящается учит. и другу Е. Л. Гиммельфарбу / ред. Ю. В. Андронова, В. Г. Андронова. – Екатеринбург, 2006. – 111 с.