Как научиться писать шутки. Краткие рекомендации. Образование

Иногда комик – единственный здравомыслящий человек в комнате, потому что он единственный, кто готов подвергнуть сомнению очевидное и, таким образом, показать ложное, каким оно есть на самом деле — то бишь ложным.

Я всегда ставил под сомнение очевидность того, что принято считать образцом или краеугольным камнем.

Более подробнее о структуре шутки вы можете прочитать в статье:

Для профессионалов (или стремящихся к профессионалам), зависимых от того, чтобы постоянно смотреть на старые идеи по-новому, иронично, что никто не хочет ставить под сомнение что-то столь важное для комедии … и что-то настолько принципиально неправильное в комедии.

Практически все думают, что стендап комедия и написание шуток – это одно и то же. Когда я смотрю некоторые русскоязычные стендапы, в большинстве случаев мне хочется выть от скуки…Знаете почему?

Вот немного еды для размышлений …

Вам не нравится слушать шутки других

Что бы вы предпочли услышать? Шутку об адвокате или рассказ о приходе в суд? Вы предпочтете услышать историю, потому что история – это то, что позволяет людям естественно воспринимать. Вот как люди любят общаться с другими людьми? Через историю.

Чаще всего аудитория кричит: «Этот комик – это взлом», когда юморист подлинный и делится своим природным юмором с аудиторией. Настоящие комики могут буквально выбрать самую заезженную тему для комедийных вставок (например, пища для самолетов настолько плохая…) и заставить свою аудиторию наслаждаться этой историей, просто будучи реальным с ней.

Лучше слушать настоящую, аутентичную историю, чем шутку или серию шуток, вращающихся вокруг темы. Когда вы (и аудитория) слушаете «шутку», вы знаете, что с вас «шутили». Когда кто-то говорит: «Позвольте мне рассказать вам анекдот»,. Я уверен, что в вашей голове сразу мелькает мысль: «Это будет нудно».

Вам не нравятся шутко-кассиры

Когда кто-то рассказывает вам анекдот в реальной жизни, вы знаете, что они повторяют слова, которые они слышали от кого-то еще. Если человек – комик, вы знаете, что он повторяет вам слова, которые он когда-то писал в свободное время. В любом случае, можно с уверенностью сказать, что вы никогда не подключаетесь эмоционально к собеседнику. Между вами есть невидимая стена, которая была помещена в шутку.

Придумывайте шутки с историями из реальной жизни

Вам не нравится рассказывать шутки

Прежде чем познакомится с теорией о том, что «комики должны писать шутки», сколько реальных шуток вы рассказывали людям? Сколько раз в день вы сказали линию установки, например «Два человека, входят в бар …» или «Сколько блондинок требуется, чтобы вкрутить лампочку?» Для большинства комиков это число равно нулю.

Если вы сравните свою будущую комедийную жизнь (где бы вы использовали свое естественное чувство юмора) с вашей жизнью, связанной с шуточным письмом … вам придется признать, что вы были намного счастливее и чертовски смешнее, прежде чем вам сказали: «Надо писать шутки, если вы серьезно относитесь к комедии».

Если вы были в комедии более года, вы также можете идентифицировать другую проблему шуток … они неосуществимы. Так же, как это трудно аудитории, связаться шутками с вами, когда вы нереалистичны с ними, рассказывая шутки… Вам также сложно почувствовать эмоциональную связь между произносимой шуткой и собой. А ведь эмоции – это то, что нам нужно.

Если у вас еще нет опыта работы в комедии, представьте себе, как «сильно» вы будете мотивированы через год, чтобы проснуться и попытаться написать 10 шуток о ламповых оттенках.

Да, соглашусь, что на раннем этапе невероятно полезно получить хоть какой-то смех, как для начинающего комика … Мы все прошли через этот период нашей карьеры. Но после того как период: «Боже мой … я на самом деле рассмеялся на сцене» закончился … тогда что? Как вы собираетесь переходить от открытых микрофонов к полупрофессионалам? Как вы станете профессионалом?

Вы не любите писать шутки

Сравните, какое удовольствие вы испытываете, когда ваши друзья смеются над вашей случайной шуткой, с удовольствием, которое вы испытываете при «написание шуток» … Что бы вы предпочли делать чаще? Конечно, первый вариант. Использование вашего естественного чувства юмора всегда приятнее, вне зависимости от того, разговариваете ли вы с друзьями или пишите для сцены.

Но если учитель комедии говорит вам, что есть всего один способ как развить чувство юмора и как научиться писать шутки, и вам нужно:

  1. Найти тему.
  2. Создать установочную линию.
  3. Написать список всех предположений, которые аудитория представила бы.
  4. Затем написать панчлайн, который разрушит эти предположения.
  5. Повторить раз 5-10, пока у вас не будет «шуток» на 45 минут.

… насколько это было бы весело?

Если вдруг вы, уважаемый чтец, из тех, кто уже учит этому методу … ответьте честно … У вас когда-либо был «пиковый опыт», то есть вы когда-нибудь думали: «Да. Это то, что я должен был делать всю мою жизнь. Это то, что я люблю. Я могу с радостью сделать это до того дня, когда я умру», когда вы использовали формулы шутки…не случайно.

Помните об этом:

Успех вашей карьеры будет непосредственно определяться тем, насколько вы замечательны как комик, а не насколько замечательна ваша способность писать шутки.

Предлагаю посмотреть фото известных комиков и узнать почему, они стали лучшими:

Ричард Прайор

Фото Ричарда Прайора — он знал, как придумать шутку

Занимает первое место в списке лучших комиков во все времена. Его любили не потому, что он был лучшим в структурировании шуток. Его любили потому, что он был уникальным, запоминающимся и замечательным. Он один из самых важных людей в истории стендап комедии, потому что он был одним из первых, кто отказался от методов написания шуток. Он признал, как его успех пришел к нему, заявив: «Я знаю все трюки. Но люди любят меня, потому что я отказываюсь их использовать »

Энди Кауфман

Энди Кауфман придумывал шутки на ходу

№ 33 в списке лучших всех времен. Он вообще не считал себя комиком и даже злился, когда его так называли. Если вы смотрели его выступления, то понимаете, что шутками, как мы привыкли их слышать, там и не пахнет.

Робин Уильямс

На фото Робин Уильямс, который придумывал шутки, но не записывал их

На фото Стив Мартин. Он не использовал шаблоны, а просто придумывал шутки

№ 8 в списке лучших. Он вообще отклонил традиционные стратегии, заявив в своей автобиографии: «Я искал комическую оригинальность, и слава упала на меня как побочный продукт».

Эти комедианты и многие, многие другие, были свидетелями того, что успех не обусловлен традиционной тактикой … На самом деле все они сказали прямо противоположное: они стали успешными, потому что не использовали схем, убивающих оригинальность. Нет ничего уникального, запоминающегося или замечательного в шутках, созданных по схемам и техникам.

Как придумать шутку на ходу

Хотите придумывать хорошие шутки? Тогда задайте себе следующие вопросы: как изменилась бы ваша карьера и ваша жизнь, если бы:

  • вы не пичкали схемовыми шутками свой материал?
  • вы были настоящими и аутентичными с аудиторией?
  • вы обняли свое естественное чувство юмора вместо того, чтобы пытаться втиснуть его в заранее подготовленную технику написания шуток?

Помните, что человек с ответами предполагает, а человек с вопросами — изучает. Позвольте себе задавать больше вопросов, чем ответов. Это признак силы, а не признак слабости.

Возможно, сейчас вы спросите меня, а зачем тогда в своей школе юмора Comedy Sсhool я обучаю также и техникам. Все просто! Чтобы нарушать правила, вначале нужно их знать. Заметьте, комики, о которых я упоминал выше, были знакомы со всеми структурами. Но большую часть времени при обучении в своей школе юмора я уделяю развитию индивидуального чувства юмора. Того чувства юмора, который вам дан с рождения и который просто нужно немного прокачать.

Также я настоятельно рекомендую вам узнать о 9-ти триггерах, зашитых в ваш мозг. Это те 9 рычагов, дергая за которые, вы просто-напросто программируете человека смеяться. Когда вы ими овладеете, никакие шутко-формулы вам не будут нужны. Уж поверьте мне.

Если вы задаетесь вопросами:

  1. Как развить чувство юмора?
  2. Как научится шутить?
  3. Как научится быть остроумным?

Эти 9 тригерров – это все, что вам нужно, чтобы не просто писать шутки, а шутить свободно и легко, используя свой индивидуальный подход.

Записывайтесь на вебинар и начинайте свой путь к успеху смеха!

Люди любят юмор. Телевидение напичкано разнообразными передачами, где артисты шутят. Иногда удачно, иногда не очень. Но зал, как правило, смеется как заведенный. Поэтому человек, живущий в окружении юмора, тоже хочет примкнуть к покатывающемуся со смеху сообществу и задает себе вопрос, как придумать шутку легко и быстро, чтобы иметь успех у друзей.

Как придумать шутку легко и быстро? Талант и чувство юмора

Далее последует очевидность, о которой стоит все-таки сказать. В КВН или других подобных телешоу снимаются люди, у которых либо есть чувство юмора, либо они думают, что оно у них есть. Это все к тому, что чувство юмора – это в некотором смысле природный дар, как и любая склонность. То есть человек либо смешной, либо нет.

Если у него получается юморить спонтанно, то для него актуален вопрос, как научиться придумывать шутки, возможно, он захотел этим зарабатывать. Да, предупреждаем сразу: некоторые техники могут показаться примитивными, а шутки – топорными, но, как говорили классики, на бумаге (письме) шутить гораздо сложнее, чем устно.

Как научиться придумывать шутки? Техники

1. Многозначительность. Обилие смыслов того или иного слова или словосочетания, а может быть, сочетания букв можно использовать в своих целях. Например, анекдот:

Что такое КПСС?

Сочетание глухих букв.

2. Неожиданная концовка. Была шутка в старом КВН: «Мне поставили страшный диагноз… годен».

3. Шутка строится на внутреннем противоречии. Например, у Курта Воннегута есть в одном рассказе такая фраза: «У нее было очарование продавленной кушетки». По мотивам этой шутки можно составить свою менее удачную хохму: кожа ее была свежа, как долго лежавшая на солнце груша.

4. Обман ожиданий. Например:

За сколько ты пробежишь 10 километров?

Тыщ за 10.

5. Наблюдение за реальностью. Суть техники нельзя передать механистически. Нужно уметь видеть и слышать смешное. Конечно, эта способность зависит от природной склонности. Пока можно черпать из чужих кладовых. Например, Михаил Задорнов приводил словосочетание Дмитрия Медведева, который тот использовал в речи – «нерукопожатное лицо». Лучше такое не представлять.

6. Ирония. Этот прием строится на противоречии формы и содержания высказывания, когда, например, трусу говорят, что он храбр. Объект может понимать или не понимать шутки, главное, чтобы ее смысл дошел до аудитории. Здесь так же выручит творчество Задорнова. Например, он любил анализировать попсовые песни с точки зрения здравого смысла. Надо понимать, что большинство эстрадных сочинений делают не для смысла, а для денег, поэтому наполнения там никакого нет. И вот известный юморист иронизировал вволю. Ирония прежде всего в том, что серьезный метод анализа применяется к бессодержательному материалу. В результате возникает шутка.

Мы с удовольствие смеёмся над чужими шутками. Наверное, в глубине души, сами бы хотели научиться шутить и научиться придумывать свои шутки . Действительно, человек умеющий удачно пошутить всегда становится центром внимания в любой компании. Кто-то от рождения обладает таким даром, а кто-то считает, что ему это не дано. На самом деле шутить можно научиться. Особенно ценится, когда шутки вы «выдаёте» свои, а не подслушанные у кого-то.

  1. Любая шутка берётся из чего-то, будь то жизненный опыт или телевидение. Базис для построения шутки – это ваш умственный багаж и наблюдательность, которые обязательно необходимо использовать.
  2. Надо знать: моментально ничего хорошего не получится, надо тренироваться в придумывании шуток. Грубо говоря, надо «прокачивать» свои умения, с каждым днём увеличивая количество написанных афоризмов. В итоге их качество постепенно будет улучшаться.
  3. Для обеспечения стимула к созданию забавных шуток, необходимо обзавестись постоянным выходом к людям. Это может быть какой-либо кружок по интересам или прогулки по парку с различными людьми, — всё, что угодно на ваше усмотрение.
  4. Писать надо начинать легко и о том, что понятно и близко каждому из нас. На первоначальном этапе неуместным окажется излишний пафос. Этого момента лучше всего для начала избежать.
  5. На первых ступенях достижения успеха вас будет «преследовать» создание неких полушуток и пошлостей. К сожалению, от них никуда не деться – этот этап обязательно вас затронет, его просто надо «пережить». Сами КВНщики зачастую высмеивают подобные шутки. Отдельная тетрадь для записей будет вам впрок, со временем вы её закроете и никому не покажете, — вот и всё!
  6. Конечно, придерживаться своего авторского стиля просто необходимо, но ограничиваться только на нём не стоит. Следует научиться творить в различных рамках – и классика, и штурмы «в расход» или штурмы «на ногах», пробные разминки, вроде тренировочных. Разнообразьте свои записи песнями, частушками, невообразимыми насмешливыми образами – это всегда будет успешным. Ведь уметь представлять только миниатюры – это значит, лениться творить в других жанрах. Только миниатюра для зрителя окажется скучна, без разнообразия в этом деле никак!
  7. Творчество любимых команд КВН или известных юмористов и сатириков может стать вдохновением для вас, но не следует копировать их шутки. Возможно, они натолкнут вас на изобретение собственных идей, которыми вы и воспользуетесь в будущем.
  8. Играйте в КВН сами и помогайте другому. Ощущение востребованности, полезности для кого-то очень мотивирует и мобилизует.
  9. Под рукой всегда должен быть блокнот для записей или электроника для этого. Самая удачная и необыкновенная шутка может попасть в вашу голову в совершенно неподходящий момент, но записать её просто необходимо.
  10. Вам самим должны нравиться ваши шутки. Если они не вызывают смех у вас, то вряд ли они произведут другое впечатление на публику.

Шутите, придумывайте свои шутки, повышайте уровень, тренируйтесь и всё получится!

Кстати, хотя шутка и анекдот не одно и тоже, но правила и приёмы, используемые при рассказе анекдота (о них можно прочесть в статье ), помогут вам научиться шутить и придумывать свои шутки .

Как придумать шутку? Таким вопросом иногда озадачиваются не только участники студенческих команд КВН, но и люди, далекие от подобной деятельности. Например, создание небольшого юмористического номера может потребоваться для дружеской тематической вечеринки. Шутки иногда содержатся и в свадебных тостах-поздравлениях.

Нельзя переоценить и значение юмора в обычной, повседневной жизни. Общаться с веселым, несущим позитивный настрой человеком намного приятнее, чем с вечно хмурым субъектом.

Как стать весельчаком?

Некоторые считают, что искусственно овладеть навыком создания хороших шуток практически невозможно. Они говорят о необходимости особого дара, которым должен быть наделен человек, чтобы стать успешным юмористом. В некоторой степени эти люди правы. Чувство юмора, безусловно, должно присутствовать у того, кто решил смешить других. Иначе эта затея сама по себе является абсурдной.

Однако стоит сказать и о том, что многие знаменитые юмористы, выступающие на профессиональной эстраде, а также игроки высшей лиги КВН нередко говорят, что на одних природных задатках далеко не уедешь. Чтобы регулярно придумывать нужна определенная техника, знание структуры номеров и так далее. О них-то и пойдет речь в следующих главах.

Волшебная палочка

Во многих статьях, посвященных этой теме, искусство юмористов сравнивается с выступлениями фокусников.

Каким же образом обычно строятся номера иллюзионистов? Как правило, сначала артист отвлекает внимание зрителей, сосредоточивая его на каком-либо предмете. А тем временем он незаметно для аудитории готовит некий сюрприз. О том, что произойдет в следующий момент, зрители обычно не догадываются. Здесь огромную роль играет именно эффект неожиданности. На нем же построены почти все хорошие шутки. Слушающий не знает о том, как закончится фраза. Или же он думает, что догадывается о финальной части высказывания, но его предположения оказываются ошибочными.

Даже если суть шутки состоит в пародии на известного человека, все равно его манера говорить и двигаться оказывается несколько искаженной, характерные черты всегда в таких случаях намеренно преувеличиваются. Это оказывается неожиданным и создает комический эффект. Поэтому, прежде чем задаться целью разобраться в том, как придумать смешную шутку, нужно научиться мыслить нестандартно.

Дети как источник вдохновения

Опытные актеры говорят о том, что очень сложно играть детей и животных из-за их непредсказуемости. Этому качеству не мешает поучиться у подрастающего поколения и начинающим юмористам. Примеры нестандартного мышления можно найти во многих детских изречениях, которые вызывают улыбку у взрослых и воспринимаются как хорошие шутки. Пример: маленький мальчик, видя зимой реку, покрытую льдом, спрашивает у мамы, почему она пересохла.

Неслучайно героями многих анекдотов являются дети. Эти персонажи в силу своего своеобразного восприятия окружающего мира высказывают неожиданные для взрослого человека идеи и мысли. Поэтому на вопрос, как придумать шутку, можно ответить и следующим образом. Необходимо научиться смотреть на привычные явления с необычных точек зрения, глазами других людей, в том числе и детей. В качестве примера подобного юмора можно привести следующий анекдот.

Сочинение первоклассника: «Мой папа умеет все на свете. Он может прыгнуть с парашютом, покорить самую высокую вершину, отправиться в экспедицию на Северный полюс. Но он этого не делает, потому что у него мало свободного времени: он помогает маме с уборкой».

Национальный менталитет

На этом же принципе (уникального мышления) построены и многочисленные анекдоты про общение представителей различных национальностей. Например: у чукчи спрашивают, зачем он купил себе холодильник, ведь на его родине и без того очень холодно зимой. Житель Крайнего севера отвечает: «На улице -50 градусов. В холодильнике - десять градусов ниже нуля. Чукча в нем греться будет.

Великий русский язык

Эффект неожиданности можно создать и другим способом. Русский язык изобилует множеством синонимов (слов, обозначающих одно и то же понятие). Поэтому рассматривая различные варианты того, как сочинить шутку, можно использовать и эту особенность.

Читатели наверняка помнят эпизод из знаменитого советского фильма «Джентльмены удачи», где герой Евгения Леонова учит бандитов заменять нецензурные слова литературными аналогами, которые звучат странно в их устах. Это прекрасный пример того, как придумать шутку, используя различные выразительные средства русского языка.

Одно слово - много значений

Такое определение можно дать лексическому явлению омониму.

Примером может служить анекдот о том, как грузин спрашивает у администратора гостиницы, можно ли ему спать со светом. Когда ему ответили, что он имеет право на это, тот сказал: «Света, я узнал. Здесь можно. Заходи».

Здесь уже упоминалось о том, что в любой шутке обязательно должен присутствовать элемент неожиданности. Первая же часть ее обычно представляет собой фразу или фрагмент текста, не выходящий за рамки логики и здравого смысла. Таким образом строятся и анекдоты, и короткие смешные шутки.

Как придумывать шутку для КВН?

В этой игре есть часть под названием «Разминка». Во время данного раунда участники разных команд соревнуются в сочинении продолжения для заданной фразы. Их цель как раз и состоит в том, чтобы придумать неожиданное, остроумное завершение для обычного предложения или такой же ответ на вопрос.

Эта форма является классической почти для всех шуток. Разница между ними состоит лишь в оформлении. Шутка может быть представлена в виде анекдота, юмористического рассказа или короткого изречения.

Первую часть можно назвать вступлением, вторую - кульминацией. Многие пользуются английскими терминами setup и punchline.

Оригинальный прием

В начале данной статьи говорилось о важности такого качества, как наличие чувства юмора. Но даже его отсутствие может быть предметом для шуток.

Такая особенность человеческого интеллекта обыгрывается в миниатюре «Авас» Аркадия Райкина, где изображается диалог двух людей. Один из героев обладает чувством юмора, а другой - нет.

Ирония

Этот прием тоже можно использовать, в том числе и сочиняя шутки для компании. Он всегда заключается в некоем несоответствии. Например, одним из коронных номеров Михаила Задорнова был следующий. Сатирик подвергал анализу тексты популярных песен. Ирония здесь заключается в том, что слова этих произведений искусства изучаются наравне с высокой поэзией. Этим же можно заняться и в компании друзей.

Ирония иногда содержится и в коротких бытовых шутках. Например, увидев соседа, одетого в парадный костюм, можно сказать: «Да ты, я вижу, в спортзал собрался».

Шутки к празднику

А ведь сделать это проще простого. Такие шутки, как правило, основаны на элементарном обмане и рассчитаны на то, чтобы шокировать собеседника. Ярким примером этого является старый прикол, когда человеку говорят о том, что у него вся спина белая. Можно также сказать, что вы нашли кошелек с большой суммой денег, на котором был написан номер его телефона. Интересно как поведет себя собеседник: скажет, что бумажник принадлежит ему, или проявит честность?

Это лишь некоторые из приемов сочинения шуток. Вы можете пользоваться ими или придумать свой собственный.

«Как писать?»
- А я вот стихи пишу!
- Ну, и как? Получается?
- Наполовину. Писать - получается. Стихи - нет.

Команда КВН «Настоящие тамады».

Мозговой штурм

Здесь мы поговорим не о написании целого сценария какого-либо КВНовского конкурса, а о создании «Её величества ШУТКИ», она же - реприза. Независимо от того пишет ли вся команда или только группа авторов, одним из основных способов рождения шутки (хода, идеи) в последнее время является так называемый мозговой штурм. Форма его проведения до безобразия проста, а вот выход - до того же безобразия минимален, но при всём этом в итоге достаточно эффективен. Обусловлено это в первую очередь тем, что написать просто репризу получается довольно часто, а вот написать смешную репризу случается крайне редко.

Методом мозгового штурма писала авторская группа знаменитой команды КВН «Уральские дворники», известная, как авторский коллектив: журнала «Красная бурда». До сих пор в основном этим методом пользуются авторы «Красной бурды» в выпуске своего журнала. Методом мозгового штурма работают команды: Харьковского Авиационного Института, Белорусского Государственного Университета, «Запорожье - Кривой Рог транзит», «Махачкалинские бродяги», «Новые армяне» и многие другие.

Со стороны зрелище мозгового штурма кажется весьма скучным и на шоу явно не тянет. Команда КВН Ереванского Медицинского Института так описывает процесс рождения шутки: «Когда появляется смешная строчка, авторы чуть разглаживают морщины, записывают её и снова мрачно nогружаются в радостный миp юмора и сатиры». Тем не менее, именно от этой черновой работы зависит успех ваших последующих выступлений. Желательно, чтобы мозговые штурмы проводились вне зависимости от того, играете вы в ближайшее время, или нет, так как банк реприз никогда не бывает достаточным. Итак, начнём.

Каждый берёт в руки ручку, листок бумаги и собственные мозги, после чего начинает писать всё, что ему лезет в голову, желательно похожее на шутку, идею, или оригинальный ход. Через 10 минут листочки передаются по кругу. Получив такой листок, каждый начинает заниматься следующим: либо «добивает» репризу товарища, либо перефразирует её по-своему, либо пишет репризу на тему уже написанной предшественником. В конце концов пишет всё, что ему приходит в голову. Через 10 минут листок передается вновь и так до полного прохождения круга. В конце этого скучного действа желателен перекур - для лучшего восприятия «искромётного юмора своих товарищей по перу». Далее кто-нибудь, желательно с нормальной дикцией, собирает все листки и начинает зачитывать продукты группового творчества. Репризы, вызвавшие здоровый смех и идеи, вызвавшие такой же интерес, отмечаются. Затем положительные результаты вносятся в архив команды. Только не надейтесь, что с каждым штурмом ваш архив будет распухать, как дрожжевое тесто. Дай бог, если из одного такого штурма выход составят хотя бы 5 реприз, достойных внимания. Но именно таким образом формируется банк реприз, который в последствии ляжет в основу ваших гениальных сценариев приветствий, музыкалок и домашних заданий.

Мозговой штурм можно проводить и тематически. На каждый круг даётся определенное направление. Например: «Пишем сначала про рекламу, потом про Правительство, потом про погоду!» и т.д. В этом случае читка проводится после каждого тематического круга.

Ещё один вид мозгового штурма. На каждом листе пишется какая-либо тема («Политика», «Реклама», «Спорт» и т.д.). В этом случае, получив по кругу очередной листок, автор должен писать в конкретную тему. Читка производится после полного цикла. Если известна тема игры, то круги также разбиваются по подтемам. К примеру, если тема вашей игры «транспорт», то можно посвятить один круг городскому транспорту, второй железнодорожному, третий - авиационному и т.д. В любом случае не стоит сильно углубляться в специфику заданной темы, поскольку написать много смешных шуток в одном направлении довольно сложно. КВНовский юмор должен быть универсальным и разнообразным.

Кроме того, мозговые штурмы можно посвящать прописыванию конкретной идеи, «докрутке» выбранной песни, сценического хода и т.п. В этом случае листок для фиксирования продуктов творчества может находиться только у одного человека и штурм проводится в форме «свободного трёпа». Есть ещё один способ: пишется начало фразы, задача партнёра по штурму «добить» её до шутки. Но практика показывает, что такой вид штурма мало эффективен и, как правило, превращается в формальное составление предложений, мало похожих на шутку. Так что советуем на этот метод упор не делать. Есть, конечно, и малораспространённые, так сказать, индивидуальные методы придумывания шуток - исключительно свободный трёп, индивидуальное придумывание и т.п. Мы никоим образом не посягаем на их прелести, используйте на здоровье то, что свойственно вашей команде, но не в качестве основного метода. Помните, что мозговой штурм - это основа создания КВНовской машины.

А теперь посчитаем среднестатистический выход от мозговых штурмов. Допустим, в штурме участвовало 10 человек. 10 х 10 минут - 1 час 40 минут. Плюс пол часа на читку. Два часа с небольшим в день - не так уж много, если очень хочется победить. Сколько же материала? В среднем за один круг штурма каждый может выдать около 3-4 реприз. 10 кругов, да на 10 человек, да ещё и на 3-4 репризы - это будет 300-400 реприз! А если поработать дней 10? Получится 3-4 тысячи!!! А на игру надо всего-то реприз 50... И если вы до сих пор сомневаетесь в эффективности этого метода, то вы до сих пор продолжаете ошибаться! Бабель, между прочим, свои «Одесские рассказы», написанные в свойственной КВНу лаконичной форме, переписывал по 15 раз, оттачивая каждую фразу. Так вот Бабель был один, а вас - много. Улавливаете? Улавливайте дальше!

Что писать?

А я в консерваторию решил поступить! Буду писать музыку для
народных частушек...
(Команда КВН «Служебный вход», Курск)

Что писать? Шутки, конечно! Больше шуток - хороших и разных! Ещё раз перечитайте главу «Её величество ШУТКА», чтобы восстановить в памяти теоретические основы построения реприз. А мы попытаемся на бытовом КВНовском уровне показать - какие основные типы шуток наиболее часто выходят на гора после мозговых штурмов. Если мыслить глобально, то все шутки можно разделить на два основных типа: шутки «на каждый день» (то есть «вечные» - смешные и вчера, и сегодня, и завтра) и шутки «на сегодня» (то есть актуальные только сегодня). Возможно, когда-нибудь КВНщики научатся придумывать «шутки будущего», а народ в будущем придумает - как над ними смеяться. А пока мы говорим о дне сегодняшнем. Давайте на примерах рассмотрим «вечные шутки» и их разновидности.

Как правило, они имеют либо литературную основу, либо историческую, либо общественно-бытовую, либо просто общеизвестную лексическую, а также всевозможные комбинации этих основ. Что касается литературной основы, то она может быть как классической, так и народной, включая все версии своего отражения: театр, кино и так далее. Здесь достаточно знаний на идиомном уровне. Историческая основа опирается на минимальные знания истории человечества и общеизвестных фактов биографий исторических личностей. Общественно-бытовая основа отражает наше с вами знание различных универсальных бытовых проблем. При лексической основе речь идёт об элементарных каламбурах и парадоксальных трактовках известных словосочетаний. Далее - только примеры.

Итак, литературная основа шутки! Возьмём известные классические строчки Владимира Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» и посмотрим на их КВНовскую интерпретацию в исполнении сборной команды КВН СНГ-92:

Иврит бы я выучил только за то, что идиш гораздо сложнее.

Теперь возьмём следующие две известные строчки - «Я Вас любил, любовь ещё, быть может...» и «Шумел камыш - деревья гнулись!». Соединим их при помощи команды КВН «Одесские джентльмены»:

Я Вас любил - деревья гнулись!

А вот пpuмep того, как литературная основа спорит с лексической, в результате чего появляется каламбур:

- «С мылом и в шалаше рай!» (Команда КВН ГАЗ).

Согласитесь, что любую из этих шуток не очень-то состарило время. А время постоянно подбрасывает новые примеры, вселяющие надежду на бессмертие этого жанра:

Не мой его! Он трогал! Ой... Не трогай его! Он мой! (сборная Пятигорска)

Теперь рассмотрим историческую основу на примере команды КВН СГУ:

Давным-давно, когда Земля былa плоской, а шутки - круглыми, Одиссей издевался над Циклопами - одноглазыми зверюгами, привозя им в подарок очки и бинокли.

События шутки условно находятся в таком далёком nрошлом, что её восприятие не зависит от того, когда её nроизнесут: 20 лет назад, сегодня, или через четверть века. Про конфликт могучего Одиссея и несчастного Циклопа известно практически всем со школьной скамьи. Любой известный исторический факт даёт практически неиссякаемый источник для шуток. Уж сколько шутили про то, как Моисей водил евреев по пустыне! Однако это не помешало рождению новой шутки на эту тему у команды «Незолотая молодёжь»:

40 лет водил Моисей евреев по пустыне. Это единственный случай в истории, когда евреи повелись!

В историческую основу может быть также заложено известное высказывание апологетов истории, чем и воспользовалась в свое время команда КВН МАГМА:

Верно говорил нам Александр Невский: «Кто с чем к нам nридёт, тот от того и того...»

Историческая основа может также быть адаптирована к социально-бытовому nродолжению. Слово «Махачкалинским бродягам»:

Ещё Наполеон говорил: «Если я захвачу Петербург, то схвачу Россию за голову! А если я захвачу Москву, то схвачу Россию за сердце!
- А если бы он захватил Кавказ?
- Думай, потом говори...

Друг, а что такое вечность?
- Генацвале, одолжи мне 2000 долларов всего на неделю и ты узнаешь - что такое вечность...

Это был nример чистой общественно-бытовой основы. Ещё один чистый пример соединяет житейскую мудрость с социальной в лице команды КВН ОГУ:.

Вы так молоды, сэр, откуда столько скептицизма?
- Вы постарше, сэр, откуда столько оптимизма?

Третий пример - логика от обратного. А шутка - от КВН ДГУ:

Тебя когда-нибудь приглашали на белый танец?
- Не знаю, я - дальтоник.

Теперь поговорим о других разновидностях общественно-бытовой основы шутки, одной из которых является ситуационная несовместимость.

Везде обман! Вчера взял сына из роддома - богатырь, 3600! Принёс домой, перевесил - 3200! (Команда КВН «Транзит»)

Пример логической несовместимости (она же - абсурд) демонстрирует команда «Ворошиловские стрелки» (Луганск):
- Чем тратить такие деньги на водку, уж лучше их пропить!
На смех работает также «эффект не сказанного вслух». Одна из разновидностей этого эффекта -логическая цепь без серединного звена:

Оказывается конопля - это дерево! Ему просто вырасти не дают!
Команда «Иркутские декабристы» произнося эту шутку, ничего не сказала о том - почему дереву не дают вырасти? Зритель элементарно додумывает это сам, благодаря своему ассоциативному воображению. В шутке может быть не сказано окончание логической цепи, как это продемонстрировал «Дрим Тим»:

А я киоск себе купил. Окно пошире сделал, чтоб лицо было видно.
Сижу, торгую...

Или вот сказано о том, о чём вслух не говорят, но смысл nонятен сразу:
- Девки в озере куnались, их надежды оправдались!
(Сборная Пятигорска)

Лексическая основа шутки, как мы уже говорили, с одной стороны несёт в себе парадоксальную трактовку известных словосочетаний. Пример от команды НГУ:

Выведена новая порода мясо-молочного скота. Скотина жрет мясо и запивает его молоком.

А теперь на nримере команды КВН БГУ пойдем дальше:

- «В детстве я перенёс Боткина. Ох, и тяжелый был мужик!»
Здесь уже срабатывает так называемый (вернее: так названный авторами) «парадокс омонимов» (он же - каламбур). У этой основы тоже есть свои разновидности. К примеру - абсолютные омонимы:

Слуховые омонимы:

Всем! Всем! Всем! Передовица! Перестреляться! Перевешаться!
(Команда КВН ПГУ)

Всем! Всем! Всем! В следующий раз - в восемь, в восемь, в восемь!
(Команда КВН ХАИ)

Ты смотри, в баньке её хорошенько потри!
- По четыре!
(«Есть контакт!», Добрянка)

Конечно, примеры можно приводить до бесконечности, так же, как и до бесконечности можно классифицировать «вечные шутки» по разновидностям. Одно несомненно - шутки эти действительно являются универсальными во временном восприятии и могут ещё долгое время вызывать смех, если, конечно, их не перечитывать в 100-й раз. А вот жизнь второго глобального типа шуток, увы, недолговечна. Актуальность - вещь проходящая и неnредсказуелюя. Но и каждое выступление команды КВН - это тоже своеобразный спектакль одной nремьеры, nоэтому шутки «на сегодня» в КВНе ценятся не меньше, чем «на каждый дeнь». И, если о «вечном» можно говорить до бесконечности, то в разговоре о «сегодняшнем» nостараемся быть краткими.

Итак, главное качество таких шуток - актуальность. Причём во всех её разновидностях: политической, социальной, экономической, бытовой и т.д. К примеру, на сегодняшний день темы для шуток нам просто дарят: политическая и экономическая нестабильность, «фокусы» правительства, уровень жизни населения, телесериалы, телепередачи, телепроекты типа «Фабрики звезд», шквал зарубежного видео, реклама во всех её проявленuяx, достижения современной науки, всевозможные шоу, эстрада, неудачи отечественного футбола, факты биографий популярных на сегодняшний день людей и многое, многое другое. Надо сказать, что построение актуальных шуток абсолютно аналогично тем типам, которые мы рассматривали, говоря о шутках вечных. Далее - только несколько примеров. Актуальность политическая эпохи перестройки:

Теперь каждый купец должен ходить с «Калашниковым»!
- 70 лет в нашей стране шла свадьба. Выдавали желаемое за действительное.
(КВН УПИ)

- «Дирол» защищает Ваши зубы с утра до вечера. А ночью приходит кариес!

(КВН «Новые армяне»)
- Как тебя зовут, помнишь?.. Сам встать сможешь?
- Ты чего пристал к ребёнку? Ему же ещё года нет!
(Сборная Владивостока)

Актуальность по факту биографии конкретного человека:
- Юбилейный концерт Укупника в Кремле... Он назвал его - «Неужели 50?»! Неужели, кто-то пришёл?..
(«Утомленные солнцем»)

Здравствуйте, я - Дана Борисова. В интернете про меня написали, что я дурочка... А что я, виновата, что у меня ноги красивые? Я может быть, конечно, и дурочка, но... может быть, и нет!
(«95-й квартал», Кривой Рог)

Смотрите главную nремьеру сезона! Ради этой роли Владимир Машков отказался от двадцати миллионного контракта в Голливуде. «Идиот» на телеканале «Россия»!
(«Незолотая молодёжь», Москва)

Даже если какая-нибудь из этих шуток не утратила свою актуальность сегодня, она обречена утратить её завтра. Поэтому- пишите больше! Пишите шутки, они - золотые!

«Время одиночек ие прошло»

Как писать и что писать - вроде как понятно. А кто будет писать? Как мы сказали раньше, основа этого процесса - мозговой штурм! Но... При определённой и доказанной эффективности коллективного творчества, будь то вся команда, или только авторская группа, время одиночек, к счастью, не прошло. Да и как можно прогнозировать конкретную дату рождения шуток? А как же вдохновение? Как же мысли, которые преследуют вас постоянно и даже во сне? Ведь КВНщики не смотрят на мир просто так. Они во всём увиденном подсознательно ищут смешной подтекст, трактовку, второй план.
Пример из жизни: Как-то к группе КВНщиков, гуляющих по Ялте, подошёл торговец книгами. Между продавцом великого искусства и его nотребителями nроизошёл следующий разговор:

Ребята, купите книги Дюма!
- Спасибо, мы его всего уже прочитали.
- Да, но это новые книги!
- А он что, до сих пор пишет?

Так вот, если Вы чувствуете себя автором-одиночкой, то следующий совет специально для Вас. В любое время дня и ночи имейте под рукой клочок бумаги и огрызок карандаша. А ещё лучше - блокнот и ручку. Как только Вас посетило озарение, выливайте всё на бумагу, она стерпит. Не полагайтесь на свою память, ибо память КВНщика настолько переполнена информацией, что у нормального человека давно бы уже съехала крыша.
Авторы-одиночки могут многое. От шутки до целого сценария. Они способны написать песню, придумать пародию или глобальную идею отдельного конкурса. Берегите авторов! Они - КВНовское добро!

«Писать» - значит «вычёркивать»

Этот принцип более относится к взрослому КВНу, нежели к начинающему. Возможно, на начальном этапе создания команды и не стоит буквально воспринимать всё изложенное ниже, но в перспективе на этот уровень выйти очень даже рекомендуется. Мы, в свою очередь, надеемся хотя бы на частичное следование нашим советам, а уж если на полное, то... Впрочем, обо всём по порядку!

Итак, Вы держите в руках толстенный архив команды, которым запросто можно убить человека. Будьте гуманными и попытайтесь разобраться со всем этим богатством мирным путём. Во-первых, из отмеченных реприз надо отобрать «самые-самые». И вот тут приходит время наступить на горло собственной песне. Советуем быть максимально самокритичными. Врубайте саморедактор на полную катушку! Сразу отбросьте всю пошлятину, чернуху и порнуху. Опыт показывает, что с этих тем начинать играть в КВН не рекомендуется. Писать «про это», как правило, легко и местами приятно. И получается, как правило, очень смешно. В этом-то и вся проблема. Можно так подсесть на скользкий ю,нор, что потом, кроме как про «Тамnаксы», «гробы» и «это дело...» ничего путного в голову приходить не будет. Как сказала одна команда: «Не надо нам секса, мы лучше пить начнём!» («Уральские дворники»)

Если вам жалко предавать творчество этого направления забвению, заведите отдельную тетрадь (чёрного цвета) и сваливайте туда эти вечные спутники мозговых штурмов. Кстати, для стравливания «фолового» материала на Фестивале «КиВиН» были придуманы вечера чёрного юмора, которые показали, что этого «добра» у всех команд навалом! А мы с вами пока собираемся посвящать вечера «светлому КВНу».

Далее постарайтесь отбросить так называемый «внутренний стёб», то есть шутки, понятные только вам. Нет, конечно, посмейтесь над ними и отбросьте. Замечательная команда КВН Симферопольского Государственного Университета всегда отличалась блестящими, но всё-таки больше «тусовочными», репризами. Те, кто был на репетициях, просто умирали от «симфовского стёба», но вот широкому зрителю на игре многое оставалось непонятным. В тусовке СГУ называли «Чемпионами Генеральных Репетиций». Ребята и сами потом соглашались, что «какой нормальный человек засмеётся над фразой: «Леночка, верните мнe свежесть восприятия и я подарю Вам гобелен!» Но мы, КВНщики, всегда смеялись над шутками СГУ, потому что всегда были ненормальными. Но кроме нас есть ещё и зритель. Зритель, перед которым хорошая команда предстаёт либо в образе спортсмена, либо в образе романтика. Что лучше? Трудно ответить. Например, команда КВН ЕрМИ по этому поводу сказала: «Мы умудряемся совмещать то, что нравится нам с тем, что нужно для Победы».

Чтобы научиться такой тактике ведения боя, ещё раз проанализируйте оставшийся банк реприз и ещё раз попытайтесь отфильтровать уже отжатый материал. На этом дополнительном этапе жертвами саморедактуры обязаны пасть: старые, а тем более новые анекдоты, а также шутки, подозрительно напоминающие те, которые уже были в эфирах большого КВН, или защищёны на сайте амик.ру командами, играющими в Центральных и Межрегиональных Лигах. Для этого советуем регулярно посещать раздел сайта «Шутки», который периодически и существенно пополняется новым материалом. При сомнениях воспользуйтесь системой «поиск» на сайте, чтобы убедиться, что такой шутки в природе нет. Это, кстати, позволит вам не нарваться на Указ Президента МС КВН о защите авторских прав в КВНе, принятый в феврале 2002 года.
Под нож, как правило, должны лечь и шутки на темы, которые «запилены» в КВНе до неприличия. Единственное исключение - это когда у вас получилось круче, чем у ваших предшественников, т.е. если именно ваша шутка «забивает последний гвоздь в гроб победы на эту тему».

Часто в КВНе наблюдается явление «второго написания шутки», в результате которого вас могут упрекнуть в плагиате. То есть вы написали классную шутку и вдруг слышите её в исполнении другой команды. Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что часто, как говорится, «шутка лежит на поверхности». И в этом случае вполне реально, что её могут придумать сразу несколько команд. Примеров тому - вагон и тележка! Как-то команда ХАИ придумала шутку «Одна голова - хорошо, но с туловищем - лучше!». Марфин шутку похвалил и, заодно, пользуясь случаем, дал почитать ребятам свежий номер «КВН-газеты». Через несколько минут у народа брови полезли наверх, когда в статье о КВНе 60-х годов в качестве примера «тогдашнего» юмора они прочли: «Одна голова - хорошо, но с туловищем - лучше!» Кстати, Марфин тоже удивился и шутку у ХАИ вычеркнул. Команда КВН ЕрМИ даже не подозревает, что одна из их шуток уже звучала в КВНе 60-х годов:

Штурман, курс!
- Покупка - _______рублей, продажа -________!

(Команда КВН ЕРМИ, 1994 год.)
-Эй! Впередсмотрящий! Как у вас там с курсом?
- По-прежнему, доллар - 90 копеек, кэп!
(Команда Института Нефтяной и Газовой промышленности. «КВН
отвечает на письма», Е.Гальперина, Б.Сергеева, издательство «Искусство»,
Москва, 1967 год)

Что там говорить, сели были даже случаи, когда шутка звучала дважды от разных команд «нового» КВНа с перерывом в пару-тройку лет.

Девиз кладоискателя: «Бороться и искать, найти - и не сдавать!»
(Команда ХАИ (1994г.) просит прощения у команды МАГМА (1991г.)

Или шутка, уже знакомая по этой книге:
- А вы сами, откуда будете?
- Так мы это... из стаканов будем!
(Команда КВН БГУ просит прощения у команды КВН «Соседи»)

Эти примеры приведены не для того, чтобы вы их приводили в качестве оправдания за подобную ситуацию, а всё-таки для того, чтобы в такую «ситуёвину» не попасть. А вообще, поводов для расстройства нет. И если вы испытали «кайф» «второго написания шутки», значит у вас - мозг настоящего КВНщика. Вычеркните такую шутку, ещё раз взгляните на свой архив и ужаснитесь тому, как мало от него осталось. Мало, но хорошо. Во всяком случае, эта картина обнаженной правды подтолкнёт вас к новым творческим исканиям. А шуршать по старым архивам - дело хоть и не бесполезное, но всё-таки одно из последних.

И помните: лучшая шутка еще не написана!

«Разомнёмся?»

О важности игровой КВНовской разминки мы говорили выше. Настало время поговорить о разминке тренировочной. Ведь более 50% успеха в этом конкурсе зависит от ваших ответов на вопросы соперника: экспромт есть экспромт, он всегда выше ценится. К тому же понятие «гимнастика ума», а тем более в КВНе, никто не отменял. Способность раскалывать любые вопросы на первой секунде необходимо тренировать. Как это делать? Да очень просто. Допустим, вы уже выбрали схему работы на разминке. Во время репетиции делитесь на две (можно даже на три) команды, желательно равные по силе, и играете разминку, как на игре, то есть 30 секунд на вопрос и т.д.
Существуют три основные схемы проведения тренировочной разминки. Первая схема основана на полной импровизации, т.е. одна команда на ходу и «от балды» придумывает вопрос, задаёт его сопернику и за те же 30 секунд параллельно с ним придумывает собственный ответ. Эта схема носит абсолютно тренировочный характер и никакую другую цель, кроме гимнастики ума, не преследует.

Вторая схема - разминка с залом. Здесь подразумевается использование любой встречи с зрителями для проведения разминки, пусть даже очень непродолжительной по времени. Ведь даже на начальном этапе существования команды случается выступать на сцене родного ВУЗа. Используйте любую такую возможность, не стесняйтесь сыграть разминку неудачно, вы ведь только начинаете, тем более, что зал в таких случаях изначально настроен к вам, как правило, дружелюбно. Эффект от разминок с залом намного выше, чем при использовании первой схемы. Во-первых, чаще всего зрители задают вопросы более-менее осмысленные, а не от балды, как это делаете вы сами в первой схеме. Во-вторых, вы сразу имеете ответную реакцию, которая, как правило, объективнее, чем ваша собственная в том же первом случае. И, в-третьих, вы приобретаете опыт, что на начальном этапе немаловажно. И не только на начальном...

И, наконец, третья схема. Как правило, она применяется ближе к игре, когда известна тема разминки. В этом случае один из авторов заранее готовит пакет вопросов на заданную тему (например: 3 дня по 30 вопросов), придумывая на каждый вопрос свой вариант ответа. Далее всё происходит, как в первом варианте, с той лишь разницей, что вопросы уже заранее приготовлены и команды находятся в равных условиях. Отдельный человек фиксирует ответы автора и каждой команды. Эффективность этой разминки достаточна высока. Судите сами: через три дня тренировок вы имеете 90 вопросов и 270 ответов (по одному от команд и один - авторский). Остаётся только проанализировать это богатство. Во-первых, во время этой тренировки можно выбрать пару вопросов с ответами в предстоящую игровую разминку. Во-вторых, кое-что можно отложить в качестве так называемых «резинок», т.е. более-менее универсальных отходов на случай, если команда ловит на игре «клин» (а это, поверьте, случается довольно часто). В-третьих, сразу отсеиваются «пробиваемые» вопросы. Если на вопрос получено хотя бы два приблизительно одинаковых ответа, значит с такой же вероятностью и в эту же сторону, ответ могут «пробить» на игре ваши соперники. Но при таком отрицательном эффекте существует положительный момент. Из такого «пробиваемого» вопроса-ответа можно сделать репризу, например, для приветствия, тем самым, усилив его, что никогда не бывает лишним. И, в-четвёртых, всё это - опять же гимнастика ума, без которой в разминке делать нечего.

Разминайтесь, ребята!