Как определить малое предприятие. Виды предприятий (фирм)

Основной показатель, который позволяет признать предприятие малым - численность работников за конкретный промежуток времени. Также имеют значение такие критерии, как величина его активов, размер уставного капитала и ежегодный оборот.

В России малое предприятие - это коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия субъектов РФ, благотворительных и других фондов, а также религиозных и общественных организаций не выше 25 процентов. Кроме того, доля, которая принадлежит нескольким юридическим лицам или же одному юр. лицу, также не должна быть больше 25 процентов.

Численность работников за определенный период не должна быть выше норматива, установленного в конкретной области. Если это строительство, промышленность или транспорт - численность работников малого предприятия не может превышать 100 человек. Если это оптовая торговля - не более 50 человек, если бытовое обслуживание или розничная торговля - не более 30 человек, если какая-либо другая деятельность - не более 50 человек.

Средние предприятия

Определения среднего и малого бизнеса во всем мире достаточно близки. То, что их обобщает - это экономические субъекты, которые не превышают конкретного показателя по численности сотрудников, сумме валовых активов и обороту. Средние предприятия также имеют право на упрощенную отчетность. Для того чтобы понять рамки численности работников - ведь именно этот критерий чаще всего является главным - стоит рассмотреть несколько примеров.

Если взять консалтинговое или исследовательское агентство - его можно отнести к среднему предприятию тогда, когда число его сотрудников колеблется от 15 до 50. Если говорить о туристической компании, то к числу средних предприятий ее можно отнести, когда число ее работников будет в пределах от 25 до 75. Средним печатным СМИ будет редакция с числом работников не выше 100. Так же, как и в отношении малых предприятий, средние предприятия рассматриваются со стороны оборотов и доли рынка, которую они занимают.

Крупные предприятия

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.

Автор анализирует существующие подходы к определению малых и средних предприятий, сравнивая критерии, установленные российским законодателем, с опытом зарубежных стран. Опираясь на статистические данные, автор приходит к выводу о существовании в России большого потенциала для экономического роста за счет развития малых и средних предприятий. В статье вводится понятие развивающегося малого предприятия, и определяются критерии, указывающие на развитие предприятия.

В настоящее время способность малых предприятий вносить существенный вклад в развитие экономики не вызывает сомнений. В связи с этим усиливается интерес к изучению отраслевой специфики их деятельности, особенностей развития и управления малыми предприятиями, а также предпосылок к преобразованию малых предприятий в средние.

В этой связи актуальным вопросом является определение понятий малого, среднего и крупного бизнеса. Поиск критериев, позволяющих ранжировать предприятия в соответствии с масштабами их деятельности, объясняется, в том числе задачами государственного регулирования экономики и поддержки хозяйствующих субъектов экономической деятельности.

С целью решения задачи формирования единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения сопоставимого анализа на межрегиональном и международном уровнях, в рамках Европейского союза ведется ряд исследований, направленных на создание единой системы статистических наблюдений за развитием малых и средних предприятий. При этом в каждой стране - члене Европейского союза - параллельно существуют национальные подходы к определению малых и средних предприятий (далее по тексту - МСП).

Таким образом, в мировой практике применяется несколько подходов к определению малых и средних предприятий. Можно выделить количественный, качественный и комбинированные подходы к классификации малых и средних предприятий. В российском законодательстве установлены количественные критерии, основными из которых являются численность работников, вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также размер выручки субъектов предпринимательской деятельности. Определены следующие значения для классификации предприятий (см. табл. 1).

Таблица 1 - Классификация предприятий

Одним из достоинств количественных критериев является удобство их использования для статистического наблюдения. Количественные критерии легко могут быть изменены в соответствии с реалиями экономики (изменения размеров выручки, например, в случае деноминации, или изменения численности работников при глобальных изменениях технологии производств, приводящих к существенному изменению уровня занятости населения и т.д.). Вместе с тем, основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор значений этих показателей и границ их изменений. Также они не учитывают отраслевую специфику деятельности субъектов, что приводит к проблеме соотносимости и сопоставимости данных. Так, предельное значение численности работников представляется спорным, поскольку уровень развития технологий XXI века предполагает все меньшую занятость трудоспособного населения, соответственно, объективность такого критерия, как численность работников, вызывает сомнения. Таким образом, установленные законодателем количественные критерии, определяющие категорию субъектов предпринимательства, не отвечают требованиям полноты и достаточности.

Однако, представляется, что применение качественных критериев (таких как, способы управления организациями, миссии компаний, масштабности совершаемых операций и др.) на уровне использования нормативно-правовых дефиниций в целях определения масштаба предприятия является некорректным, так как их установление означало бы возможность применения субъективного подхода, что неприемлемо на уровне правового регулирования. Следовательно, критерии определения размеров / масштабов предприятий на уровне государственного регулирования должны существовать как строго формальные, исключающие возможность двоякого толкования. Такими критериями могут служить только количественные показатели. Именно по этому пути и пошел российский законодатель.

Между тем, количественные показатели, являясь лишь поверхностной оценкой, не раскрывают существующие качественные различия между малыми и средними предприятиями. Поэтому количественные показатели не представляют информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие.

Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные предприятия? К. Грэй и Дж. Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач... Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о малых и крупных предприятиях».

Таким образом, если не рассматривать в качестве квалифицирующих признаков исключительно количественные критерии, предложенные законодателем, требуется определить те качественные характеристики, которые позволят нам дифференцировать предприятия малого бизнеса и наметить их качественные отличия от предприятий среднего и крупного бизнеса.

В целом, величина оборота и численность работников, задействованных на предприятиях, несомненно, свидетельствует о масштабности деятельности и их принадлежности к той или иной категории предприятий. Вместе с тем, для практической цели - повышение эффективности преобразования малых предприятий в средние - указанные критерии не являются достаточными, т.к. основной интерес вызывают те качественные различия, которые выражаются, в том числе в особенностях построения системы управления, организации информационных потоков, политики в отношении трудовых вопросов и пр.

Согласно исследованиям западных экономистов, которые рассматривают различные качественные параметры для определения размеров предприятия, предпочтительным критерием является способ управления организацией.

Помимо менеджмента, рассматривается ряд других немаловажных критериев, таких как: цели, продукты, персонал, финансы.

Представляется, что наиболее важным критерием деятельности любого предприятия является способ управления предприятием, поскольку именно от успешности управления зависят все иные критерии, включая стратегические и тактические цели фирмы.

Немаловажное значение имеет целеполагание собственников и менеджмента компании, поскольку именно их цели определяют вектор развития и уровень готовности компаний для качественных (в том числе и количественных) переходов из одной категории субъектов предпринимательства в другую.

Каждый из вышеуказанных критериев, несомненно, дает нам информацию о масштабе деятельности предприятия. Но ни один из них не является достаточным, т.к. они не отвечают требованиям полноты и прозрачности.

Кроме того, классификация предприятий согласно тем или иным критериям всего лишь позволяет отнести, с той или иной степенью субъективности, предприятие к определенной категории, что дает нам информацию о его состоянии в статике. Тогда как для практической цели - повышение эффективности деятельности малых предприятий - нам необходимо понимание тех изменений деятельности субъектов предпринимательства, которые предшествуют переходу предприятий из одного сегмента в другой (из малого - в средний, из среднего - в крупный). Т.е. нас интересуют предпосылки тех качественных изменений, которые произойдут в будущем. Поэтому сама констатация факта принадлежности субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является достаточной для того, чтобы предпринять практические действия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия на переходном этапе.

Предпринимательская деятельность является процессом, следовательно, и предприятие как открытая система должно рассматриваться исключительно в динамике, поэтому первостепенное значение имеют не изменения количественных и качественных критериев, а предпосылки для таких изменений.

Следуя логике, предприятия среднего бизнеса образуются из малых, т.к. переход от малого к крупному должно рассматривать как процесс эволюционный. Создание среднего предприятия (с точки зрения количественных критериев), минуя стадию развития от малого к среднему, является де-юре и де-факто возможным, но в таком случае, речь идет об инвестициях и / или реорганизации крупного бизнеса.

Представляется, что эволюционный подход к развитию предприятий (от микропредприятия к крупному) также лежит в основе классификации предприятий на законодательном уровне: законодатель установил максимальную долю участия юридических лиц в капитале предприятий, признаваемых малыми, которая не должна превышать 25%.

Необходимо отметить, что установление данного ограничения - предельного размера доли возможного внешнего участия в капитале малого и среднего предприятия - позволяет отделить предприятия, созданные при участии крупного бизнеса, а также иных коммерческих и некоммерческих организаций от предприятий, развивающихся эволюционным путем. Данное разграничение является крайне важным, т.к. у этих двух категорий предприятий имеется отличная проблематика развития, и, соответственно, и пути решения этих проблем будут различны.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: либо показатель численности работников в зависимости от средней численности работников за календарный год:

  • микропредприятия - до 15 работников;
  • малые предприятия - до 100 работников;
  • средние предприятия - до 250 работников,
либо показатели выручки субъектов предпринимательства.

С 1 января 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость:

  • микропредприятия - 60 млн. рублей;
  • малые предприятия - 400 млн. рублей;
  • средние предприятия - 1 млрд. рублей.

Представляется, что воля законодателя была направлена на установления максимально прозрачных критериев: выручка и численность работников - данные, которые отражаются в отчетности компаний. Недостоверное отражение этих показателей на практике затруднительно. Вероятно, следуя этой логике, до настоящего момента предельное значение балансовой стоимости активов, предусмотренного в качестве альтернативного выручке количественного критерия, законодательно не установлено.

Необходимо отметить, что понятие среднего предприятия было официально установлено законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» относительно недавно - в 2008 году. В связи с этим официальная статистика по средним предприятиям практически отсутствует, крайне мало информации о роли и месте средних предприятий в российской экономике и перспективах развития этого сегмента предпринимательства.

Соответственно, в таблице 2 представлены сравнительные данные о структуре МСП в России и за рубежом за незначительный период времени.

Таблица 2 - Сравнение основных параметров сектора МСП в России (2010 г.) и за рубежом (2009 г.)

* - доля СП в общем количестве предприятий (юр. лиц).
** - микропредприятия и ИП.

Сопоставление данных по России с данными ЕС и США показывают, что в России размер сектора МСП в абсолютных значениях во много раз ниже, чем за рубежом. При этом, доля средних предприятий в России в общем количестве предприятий составляет 0,8%. В странах ЕС средние предприятия составляют 1% от сектора МСП, но обеспечивают 20% от общего оборота и 17% занятости. В России средний бизнес обеспечивает лишь 3,9% от общей оборота и 3,2% от общей занятости - что в несколько раз ниже, чем за рубежом.

Вместе с тем, в 2009 году, несмотря на внешнюю неблагоприятную конъюнктуру, число малых предприятий увеличилось практически на 20%. В условиях стабильного развития можно ожидать, что структурные пропорции, роль и место средних предприятий в российской экономике изменятся в лучшую сторону.

В отраслевом разрезе роль среднего бизнеса наиболее заметна в строительстве, где на него приходится 9,4% оборота этой отрасли, и в обрабатывающих производствах. Как в целом в экономике России, так и по отдельным видам деятельности средний бизнес занимает скромную позицию.

Таблица 3 - Вклад среднего бизнеса в развитие базовых отраслей РФ в 2008 году, %

В структуре числа хозяйствующих субъектов на долю средних предприятий приходится менее 1%. Без учета территориально обособленных подразделений к средним предприятиям в 2008 году относилось всего лишь 14,2 тыс. юридических лиц. Для сравнения, в США на 2008 год зарегистрировано 191 000 средних предприятий, что составляет 1% от всех действующих предприятий.

Средние предприятия в России, несмотря на их малочисленность, оказались достаточно инвестиционно-активными, сформировав в 2008 году 5,7% общего объема капитальных вложений, что в абсолютном выражении составляет 503,9 миллиарда рублей. Основные же инвестиции осуществляются не в секторе МСП, а, конечно, крупным бизнесом - 88,8% от общего объема инвестиций.

Таким образом, в структуре действующих предприятий средний бизнес занимает очень скромную долю - 0,8% от общего количества предприятий (на 1 января 2010 года). В то же время за последний год средние предприятия стали неоспоримыми лидерами по темпам роста, увеличив свою численность почти в 1,5 раза и расширив свое присутствие среди фактически работающих предприятий с 0,6% до 0,8%.

Средние предприятия в зарубежных странах являются важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. Российские средние предприятия по размерам и масштабам операций значительно отстают от европейских и американских. В странах-членах Евросоюза средние предприятия составляют всего лишь 1% об общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего обороты предприятий и 17% от общей занятости населения. Примечательно, что в России количество средних предприятий в целом схоже с европейскими показателями в относительном выражении - 0,8%. Однако на них приходится всего лишь 3,9% от общего оборота и 3,2% от общей занятости населения.

Следовательно, в России существует огромный потенциал для экономического роста за счет развития малых и средних предприятий, поскольку именно эти категории предприятий, зачастую использующие инновационные подходы к своему развитию, составляют основу среднего класса.

Необходимо отметить, и российский и европейский развивающийся малый и средний бизнес испытает схожие трудности, связанные с усложнением структуры организации. Многие исследователи связывают эти проблемы с отсутствием или недостаточностью мер государственной поддержки этих категорий предприятий. Несомненно, что взвешенная политика со стороны государства в отношении не только средних предприятий, но и всех иных хозяйствующих субъектов будет способствовать развитию экономики. По мнению многих специалистов, экономика России обладает мощнейшим потенциалом роста и то, как этот потенциал будет использован, зависит во многом от отдельно взятого субъекта экономической деятельности. Поэтому поиск оптимальных путей развития при существующей конъюнктуре рынка является необходимостью для активно действующих предпринимателей, а субъективный фактор, влияющий на развитие хозяйствующего субъекта, заключается в понимании предпринимателем той экономической и политической ситуации, в которой он функционирует, в его проницательности, силе, воле и знаниях.

Таким образом, средние предприятия играют важную роль для экономики страны. С позиции эволюционного подхода появление средних предприятий предопределяется развитием малых. И в этой связи процесс развития малого предприятия имеет первостепенное значение. Следовательно, процесс преобразования (перехода) малого предприятия в среднее представляет безусловный интерес для исследования. Изучение этого процесса, поиск объективных закономерностей развития малых предприятий позволит сформулировать предпосылки для этих преобразований и, следовательно, заблаговременно предпринимать действия, направленные на повышение эффективности развития деятельности малых предприятий, результатом которых будет являться переход в категорию среднего предпринимательства.

Как было отмечено ранее, количественные критерии не раскрывают те качественные различия, которыми характеризуются рассматриваемые категории предприятий. Данный подход не позволяет рассматривать предприятие в качестве динамично развивающейся открытой системы, а дает нам лишь информацию о его состоянии в статике. Поэтому в целях отражения сути рассматриваемой проблематики - поиск предпосылок для эффективных путей перехода малого предприятия к среднему, автор предлагает ввести понятие развивающееся малое предприятие.

Следует подчеркнуть, что причастие «развивающееся» имеет решающее значение для этого понятия, поскольку в отсутствии положительного вектора развития предприятие не сможет перейти в категорию средних. В связи с этим необходимо определить те параметры, которые в наиболее полной мере позволят раскрыть его суть.

Развитие субъектов предпринимательства практически всегда отождествляется с успехом, в основном коммерческим. Вместе с тем, наряду с указанным критерием успешности деятельности предприятия, рассматривается срок деятельности. Поскольку речь идет о развивающихся предприятиях, представляется, что срок осуществляемой хозяйственной деятельности является наиболее простым и наглядным показателем, характеризующим устойчивость деятельности. Исходя из этого критерия, автор предлагает рассматривать в качестве развивающихся предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность в течение не менее трех лет. Трехлетний период является достаточным для анализа динамики развития, а также он будет свидетельствовать о стабильности деятельности.

Что касается иных показателей, указывающих на развитие деятельности, представляется целесообразным использование количественных критериев (выручка и численность работников), установленных законодателем.

Рядом авторов отмечается, что показатели прибыльности деятельности не всегда могут рассматриваться в качестве критериев эффективности и успешности деятельности по разным причинам. Поскольку, в рамках концепции стратегического развития главной целью предприятия в современных условиях становится не максимизация прибыли, так как максимизация прибыли в каком-либо периоде приводит к истощению ресурсов и снижению отдачи в следующих периодах.

В связи с вышесказанным, ежегодное увеличение выручки будет являться одним из критериев, свидетельствующим о развитии предприятия. Несмотря на то, что интервал между количественными значениями критериев, установленных российским законодательством и используемых для классификации микропредприятий, малых и средних предприятий, велик, они могут использоваться в качестве планируемых значений. Таким образом, можно рассчитать желательные темпы роста для развивающихся предприятий.

Что касается численности работников предприятия, то не вызывает сомнения, что по мере роста предприятия происходит увеличение занятых на этом предприятии сотрудников вне зависимости от отраслевой специфики. Другой вопрос, что количество работников той или иной сферы деятельности напрямую зависит от отрасли и специфики деятельности, а также эффективности использования трудовых ресурсов. На практике встречаются предприятия одной отрасли с сопоставимым объемом выручки, но существенно отличающиеся по численности занятых на производстве людей. Так, например, в металлообрабатывающей отрасли действуют сталепрокатные заводы, сопоставимые по объему выпуска готовой продукции. Однако на одном из предприятий при современном уровне технологий и технической оснащенности численность работников не превышает 200 человек, а на другом, при технологической отсталости и в отсутствие модернизации, численность работников превышает 8 тысяч человек. Поэтому в качестве фактора, свидетельствующего о развитии предприятия, в целях простоты применения, можно рассматривать ежегодное увеличение численности работников предприятия в абсолютном выражении.

Литау Е. Я. ,
аспирант кафедры Экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
генеральный директор ООО «БЛКонс Групп»

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

По каким критериям предприятия и индивидуальных предпринимателей в 2018 году относят к малому бизнесу? Как критерии выделяют малый бизнес из средних и крупных предприятий? Покажем подробную таблицу с критериями и напомним, какие льготы есть у малых предприятий и ИП, включенных в реестр малого и среднего бизнеса по состоянию на 2018 год.

Какие есть плюсы

Малые предприятия могут получить некоторые привилегии (если их сравнивать со средним и крупным бизнесом). Поясним, какие права и льготы имеют предприятия, отвечающие критериям малого бизнеса в 2018 году.

Легкий учет

Одна из самых трудоемких задач бухгалтера – ведение бухгалтерского учета Однако при соблюдении критериев малого бизнеса можно вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать меньше документов в составе бухгалтерской отчетности в ИФНС и статистику.

Предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства по определенным критериям, могут в 2018 году применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным (упрощенным) формам.

Налоговые послабления

В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства в 2018 году установлена пониженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства.

Ограничения по кассе

Малые и микропредприятия могут вести кассовые операции в упрощенном порядке. И, к примеру, не устанавливать лимит остатка по кассе.

Государственные контракты

Малые предприятия в 2018 году владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.

Временный запрет на проверки

В 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой не придут: Роструд, ФМС России, Ростехнадзор, Госпожнадзор.

Когда запрет на проверки не действует

Имейте в виду, что запрет на плановые проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде (часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • дисквалификации;
  • административного приостановления деятельности;
  • лишения или приостановления лицензии.

Однако плановые проверки (в том числе, Роструда) могут проводиться два и более раза в три года в организациях и у ИП, которые ведут деятельность в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • социальной сфере.

Главные критерии: таблица

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2018 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Критерии малых и миро предприятий
Критерий Предельное значение
Микропредприятие Малое предприятие
1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%
2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%
3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек
4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

Реестр малого и среднего бизнеса в 2018 году

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. https://rmsp.nalog.ru/

Что включают в реестр

В 2018 году реестре публикуют сведения о статусе компании – малого или среднего предпринимательства. Также из реестра можно получить и другие данные о компании и ее партнерах.
Так, по запросу на сайте Единого реестра вы можете выяснить:

  • наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
  • ИНН организации и ИП;
  • дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
  • точное местонахождение;
  • сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
  • сведения о продукции;
  • наличие лицензии на деятельность;
  • обязательства компании в партнерствах.

Включение в реестр

Компании и ИП попадают в реестр малых предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ИФНС сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:

  • сведения о численности сотрудников;
  • декларации о доходах;
  • сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.

Статус малого предприятия утрачивается, когда сумма дохода или среднесписочная численность работников превышает предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07. 2007 № 209-ФЗ). Однако компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/15480).

Общая таблица с критериями малых предприятий на 2018 год

Критерии, общие для всех
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год
  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий1
п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
Доходы за год по правилам налогового учета не превысят:
  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий
Дополнительные критерии для ООО
Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации2 Не более 25 процентов принадлежит3:
– государству, субъектам РФ;

подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
Не более 49 процентов принадлежит:
– иностранным организациям;
Дополнительные критерии для АО
Суммарная доля участия в капитале2 Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам
подп. «е» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит:
– иностранным организациям;
– организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.