Как прописать персонажа. Как создать с нуля персонажа художественного произведения. Как придумать имя главному герою книги

Героем художественного произведения может быть кто угодно - от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих - то есть имеет такие человеческие признаки как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п.

Если ваша героиня отличается лишь бархатистой кожей и упругостью форм, то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.

Количество героев в художественном произведении

Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле - всего два.

Считается, что три - оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж - нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два - уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три - в самый раз.

Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, - это плохой знак.

Эмоции читателя

Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает:

Симпатию - одобрение и сочувствие;

Эмпатию - читатель легко представляет себя на месте литературного персонажа.

Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот - всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее:

Достоверность - они описаны так, что читатель словно воочию видит их;

Возможность подражать - привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

Герои, вызывающие восхищение

В хорошем романе персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее - его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию другого «я» уже не хочется отпускать.

Обычный человек в роли персонажа

Многие считают, что идеальный герой - это простой человек. Поэтому в рукописях, приходящих в издательства, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше - персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением - они описывают себя и свои проблемы.

С кем вам хочется провести время?

Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов - с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком?

То-то и оно.

Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.

Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.

Как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.)?

Если мы опишем прекрасную девушку стандартным путем - какого цвета у нее губы и волосы, - все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем, что он испытывает, глядя на героиню, то сцена заиграет совсем по-другому. Главное - сделать акцент на субъективном восприятии.

Тот же прием можно применять в сценах с королями и прочими значительными лицами: продемонстрируйте не властное сверкание очей, не благородную посадку головы, а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.


Согласитесь – все могут описать Шерлока Холмса, но далеко не каждый читатель так же хорошо знает все перипетии даже таких известных произведений как «Собака Баскервилей» или «Знак Четырех». Джек Воробей, Робинзон Крузо, Родион Раскольников – это примеры из того же ряда. Сильные, запоминающиеся герои делают книгу более живой и интересной. Как создать таких персонажей – читайте в статье.

Узнайте своего персонажа

Кого бы вам было проще ввести в свой сюжет – хорошо знакомого друга или нового коллегу из соседнего отдела? Конечно, первый вариант более предпочтителен, поскольку яркий персонаж – это тот, о ком вы больше знаете. Следовательно, вы должны быть осведомлены о своем герое больше, чем расскажете своим читателям – вот первое правило. Как же воплотить его на практике?

Напишите биографию

Это требование касается всех мало-мальски значимых героев произведения, и уж в особенности – главного персонажа. Биографию можно написать в свободной форме или же выполнить ее в виде анкеты. Как бы там ни было – постарайтесь как можно детальнее прорисовать жизнь каждого героя.

Изучите героя в разных ситуациях

Чтобы получше узнать характер персонажа – воспользуйтесь методом сценариста Элвина Сарджента. Работая над очередным фильмом, он помещал своих героев в разные ситуации, которые хоть и не были связаны с основным сюжетом, тем не менее, помогали лучше узнать особенности персонажей. Впоследствии, он мог включать или не включать эти сцены в сценарий.

Подумайте, как бы ваш герой поступил перед лицом выявленной у него неизлечимой болезни или внезапно свалившейся удачи, что бы он сделал, потеряв хорошую работу или наоборот, достигнув невиданного успеха. Чем больше таких ситуаций вы придумаете, тем более ярким будет понимание образа.

Прототипы

Многие выдающиеся герои книг имели своих прототипов. К ним можно отнести и упомянутых уже Шерлока Холмса и Робинзона. Это очень удобно, так как вы уже обладаете львиной долей информации о персонаже. Вы, конечно же, можете воспользоваться этим литературным приемом, но стоит остерегаться двух опасностей.

Первая состоит в том, что прототип (или его окружение) может узнать себя в описании, и далеко не каждому это может понравиться, особенно если вы выставите его не с лучшей стороны. В истории были случаи, когда обиженные читатели подавали судебные иски на авторов.
Еще одна проблема, которая может возникнуть с прототипом – невозможность придать ему те качества, которые требует сюжет. С другой стороны, некоторые писатели поступают именно так, играя на контрасте и наделяя его неожиданными чертами характера. Это делает персонажа более запоминающимся.

Плохой vs Хороший

Большинство авторов делают центральной фигурой повествования «хороших» героев. С другой стороны, запретный плод сладок, и потому такие авторы, как например, Патрик Зюскинд в романе «Парфюмер», выбирают в качестве героев не самых лучших представителей человечества. Но, на какой бы стороне не оказался ваш герой, он должен быть интересным читателю – только в этом случае он хорошо запомнится и привлечет к себе внимание.

Еще одним полезным приемом может быть противопоставление позитивных и негативных качеств в одном герое, как это мы видим в «Крестном отце».

Эволюция героя

Все знают, как трудно изменить себя и свою жизнь – именно поэтому пользуются таким успехом истории о развитии или деградации. Это же должно касаться и вашего произведения. На протяжении всего сюжета ваш герой должен постепенно меняться. Проходя через испытания и преодолевая препятствия, он будет приобретать новые качества или же становиться хуже. Это не должна быть чересчур радикальная трансформация – она будет выглядеть не слишком правдоподобно. В таких жанрах как детективы или шпионские боевики персонажи обычно остаются теми же, но их эволюция в виде побочного эффекта сюжета только придает дополнительного шарма.

Резюме

Люди значительно лучше запоминают ярких персонажей, а не проработанные и закрученные сюжеты. Чтобы создать цепляющего героя, вам в первую очередь нужно хорошо его узнать. Для этого напишите биографию и изучите его поведение в разных ситуациях. Также можете использовать прототипы, но будьте аккуратны и не подставляйтесь. Не важно, хороший ваш герой или нет – главное, чтобы он был интересным и эволюционировал со временем.

Неважно, пишите ли вы ради удовольствия или собираетесь опубликовать свою книгу, персонажи - обязательная часть любой истории и любого рассказа. Чтобы написать интересный рассказ или роман, необходимо продумать характеры персонажей, кроме того, что более важно, вы должны по-настоящему узнать личности этих персонажей.

Шаги

    Подумайте, в каком жанре вы собираетесь писать. Это фантастика? Исторический роман? Жанр произведения во многом определяет личность персонажей. Даже если ваш персонаж будет путешествовать во времени, пересекая выдуманную вами вселенную, скорее всего, у него будут определенные привычки, и ему будет непривычно из-за разницы культур и времен.

    Определите основные качества своего персонажа. Как его зовут? Как он выглядит? Сколько ему лет? Какое у него образование? Какая у него семья? Сколько он весит? Каковы его отличительные черты? Нужно четко представлять себе образ этого персонажа.

    • Конечно, придумывая основные характеристики персонажа, нужно решить, будет ли этот персонаж человеком с ограниченными возможностями или принадлежать к определенной социальной группе. Однако, затрагивая эти темы, нужно быть очень внимательным и аккуратным, особенно если у вас самого не было такого опыта. Перед тем, как создавать и описывать персонажа с ограниченными возможностями (или персонажа, принадлежащего к определенной социальной группе), необходимо найти достаточно информации, чтобы не написать ничего, что может показаться оскорбительным или невежественным.
    • Убедитесь в том, что внешность вашего персонажа уместна в его мире и в его увлечениях. Например, у профессионального бойца вряд ли будут распущенные длинные волосы, ведь тогда его можно легко схватить за эти волосы, обрекая на неудачу. В реальной жизни у персонажа не может быть красных или фиолетовых глаз без определенных генетических мутаций (например, альбинизма) или контактных линз. Генетически это невозможно. И если ваш рассказ происходит в реальном мире, не объясняйте фиолетовые глаза своего персонажа генетикой.
  1. Определите основные личностные качества своего персонажа. Это позитивный и веселый персонаж или он вечно мрачен и угрюм? Он замкнут? Восторжен? Прилежен? Или бездушен? Продумайте основные личностные качества своего персонажа, чтобы иметь четкое представление о том, как этот персонаж будет развиваться в вашем рассказе.

    • Можно также придумать основные интересы и увлечения для своего персонажа. Он программист? Скрипач? Танцор? Писатель? Химик или математик?
  2. Попробуйте лучше описать личность персонажа. Задайте себе несколько ситуационных вопросов, которые помогут вам определиться с характером героя. Например: «Как бы поступил этот персонаж, если бы у него умерла мать? Что бы он сделал, если бы случайно встретил давно пропавшего родственника? Что бы он сделал, если бы столкнулся с грабителем банка? Как бы он поступил, если бы кто-то приставил пистолет к его голове?» Это примеры тех вопросов, которые можно задать самому себе. Запишите ответы на эти вопросы. После этого у вас должно сложиться определенное представление о личности вашего персонажа.

    Добавьте характеру своего персонажа отрицательные стороны. Если вы сделаете его слишком идеальным, людям будет скучно читать ваш рассказ. Поэтому не стоит создавать высокого, стройного, красивого, сильного, честного и умного персонажа, если вы хотите, чтобы ваш рассказ был интересным и хоть немного реальным. Добавьте ему слабые стороны, например, наркозависимость или излишнюю гордость. Усложните его характер!

    • Но будьте осторожны, не стоит придумывать для своего героя отрицательные стороны, которые не будут затрагивать основной конфликт вашего рассказа. Например, если ваш персонаж застенчив и неуклюж, эти недостатки не встанут на его пути, если его цель - попасть в объятия любимого человека. Истинным и интересным недостатком стало бы что-то, вроде этого: «Клара настолько застенчива, что не может заставить себя сказать, что думает на самом деле. Из-за этого у нее случаются неприятности, ведь когда ее друзья вытворяют что-то плохое, она даже не может ничего сказать». Или так: «Фернандо настолько неуклюжий, что постоянно навлекает на себя неприятности. Когда он отдыхал, то случайно поджег свечой занавес в отеле, где он работал, что вызвало пожар и нанесло серьезный вред здоровью окружающих».
    • Не приписывайте своему персонажу слишком много недостатков! Если вы опишете своего персонажа следующим образом: «Его родители умерли, когда он был еще совсем ребенком, и это нанесло непоправимую травму его психике. Приемные же родители запирали его в шкафу за малейшую провинность, он совершенно некрасив и социально не адаптирован, он ненавидит всех и каждого и ужасен во всем, что делает», читатели не смогут принять вашего персонажа и просто посчитают его раздражающим, плаксивым и неинтересным.
    • Будьте также осторожны, если собираетесь наградить своего персонажа такими недостатками, как нарко- и алкозависимость, психические заболевания или ограниченные возможности. Довольно часто возникают проблемы с описанием персонажа с такими особенностями, например, психически больных людей часто воспринимают жестокими и неконтролируемыми, людей с ограниченными возможностями - как совершенно не самостоятельных, полагающихся во всем на других людей, хотя в большинстве случаев это неправда (например, если мы говорим о человеке в инвалидном кресле, у которого нет проблем с коммуникацией, который легко общается с другими людьми). Эти вещи требуют тщательного изучения, иначе вы можете оскорбить читателей.
      • Задайте запрос в интернете, чтобы найти больше информации о том, как описать человека с психическим заболеванием, аутизмом и так далее.
  3. Подумайте, как бы вы беседовали с этим персонажем, если бы оказались рядом с ним. Подумайте о том, на что он надеется, о чем мечтает, чего боится, о его воспоминаниях. Можете даже попробовать представить себя на его месте, чтобы понять, каково это - быть в его шкуре. Это лучший способ увидеть мир глазами вашего персонажа!

  4. Опишите сцену со своим персонажем. Если вы изо всех сил бьетесь над идеей того, о чем написать, найдите генератор идей и выберите ту, что будет звучать лучше всего. Не забудьте показать, как ваш герой реагирует на разные ситуации, а не просто описывайте их. Это поможет вам лучше продумать личность персонажа, и, если необходимо, немного подредактировать описание этой личности. Если ваши герои определенным образом реагируют на сложившиеся в ходе рассказа ситуации, вы все правильно делаете.

    • Разница между «показать» и «рассказать» в том, что, рассказывая читателю о персонаже, вы ничем не подкрепляете его личностные качества (например, «Даша заботится о людях»). «Показать» читателю персонажа - значит поставить этого персонажа в определенную ситуацию, в которой он так или иначе себя проявит (например, «Даша потянулась обнять трясущегося плачущего ребенка, взяла его на руки и нежно пробормотала: „Все в порядке. Все будет хорошо“»). Чтобы рассказ получился действительно интересным и впечатляющим, нужно стараться больше «показывать», чем «рассказывать».
    • Наслаждайтесь! Бесполезно развивать персонажа, если для вас это утомительная работа, ведь если вам не нравится этот персонаж, разве он понравится читателям? Вряд ли в этом случае у вас получится хороший рассказ.
    • Не пытайтесь сделать своего персонажа идеальным во всем. Например, не стоит делать его лучшим фехтовальщиком, умеющим стрелять из лука, а также прекрасным скалолазом, певцом, всеобщим кумиром, визажистом и так далее. Не приписывайте ему тысячи талантов одновременно. Нет героев, которые хороши «во всем». Выберите для своего героя несколько талантов, подумайте, какие из них он будет больше всего развивать, а про остальные просто молчите. Конечно, вы хотите сделать своего героя потрясающим и интересным, но это не значит, что он должен быть лучшим во всем, потому что на самом деле нет человека, который везде будет самым лучшим.
    • В интернете можно найти характеристики, которые помогут создать интересного персонажа. Можно задать следующий запрос в поисковой системе: «список качеств интересного персонажа» или «описание интересного персонажа» (без кавычек). Эти списки помогут вам создать героя, о котором, возможно, вы бы раньше и не подумали.
    • Если вы никак не можете подобрать образ для своего персонажа, но уже хорошо обдумали его личностные качества (или наоборот), вы всегда можете додумать внешность героя, опираясь на его личность (и наоборот). Например, если ваш герой играет в баскетбол, можно сделать его высоким, если у вас закрученный сюжет, можно сделать героя низким и не подходящим в команду баскетболистов.
    • Когда вы пишете свой рассказ или историю, бо льшую часть рассказа должны показывать ваши герои, а не вы сами. Если вы ведете сюжетный поворот, и вы можете представить, как отреагируют персонажи, у каждого из которых есть определенные привычки и индивидуальные качества, которые вы создали для них, у вас получится отличный рассказ.

Как придумать персонажа? Этот вопрос задает себе чуть ли не каждый Автор, который стремится сделать свою работу как можно более интересной, красочной, правдоподобной. Ведь если герой не выглядит настоящим, то и вся работа воспринимается как фантастика или утопия.
Для того чтобы было удобнее, сначала рассмотрим создание главных персонажей, а затем второстепенных, которых некоторые Авторы обделяют своим вниманием.

Итак, создание главного героя - кропотливый процесс. Необходимо охватить все аспекты, все грани, ведь главный персонаж - никакая не пустышка, о которой никто бы не написал. Это, прежде всего, человек, хоть и придуманный, у него есть мысли, чувства, а также привычки и принципы. И часто Авторы представляют нам лишь малую толику того внутреннего мира.

Во-первых, читатели должны примерно представлять себе, как выглядит тот или иной персонаж. Ведь каждый Автор, как художник, рисует словом картинки, и читатели подсознательно представляют себе происходящее. Поэтому, нужно обязательно обозначить хотя бы силуэт - высокий герой или низкий, худощавый или полный, а может быть сутулый. Далеко не обязательно описывать каждый сантиметр тела, достаточно лишь описать основные внешние признаки: цвет волос и глаз, опять же, рост и телосложение. А чтобы придать герою индивидуальность во внешности (даже если персонаж - голубоглазый блондин атлетического телосложения, за которым бегают все девушки) может пара отличительных особенностей. Например, крупная родинка на шее, которая не может остаться без внимания, или же татуировка в виде дракона, или же шрам на щеке. Этим герой запомнится.

Во-вторых, нужно описать характер. Некорректно в работе, где повествование ведется от лица этого главного героя, писать что-то наподобие: "Я - умный, добрый, ласковый, храбрый...". Даже если персонаж называет себя умным или же трусливым, например, то делать он должен это по-другому. К примеру:

"Я наконец-то решил это сложное уравнение со степенями, тут же вскочив с места, и под восхищенные взгляды одноклассников положил решение на стол учителя. Он смотрел на меня с удивлением - никто в нашем классе не мог найти корни уравнения. Я был безумно горд, ведь теперь все знают, какой я, оказывается, умный!"

Но в таком случае не стоит забывать, что, рассказав таким образом об уме героя, Автор раскрывает и другие качества: в моем примере персонаж выглядит несколько хвастливым, можно даже представить, как он подходит к учительскому столу, гордо подняв голову. Если же работа написана от третьего лица или героя описывает другой персонаж, то применима та же самая концепция: "Поступок - оценка". Такие мелкие описания должны присутствовать во всем тексте, не только в мыслях персонажа, но и в его поведении, поступках - читатели ведь оценивают героя именно по этим критериям, относя его к более положительным или более отрицательным персонажам работы.

На этом стоит остановиться - отрицательные и положительные герои. Если Автор действительно не пишет утопическую работу, то следует помнить, что не бывает людей, которые хороши или плохи во всем. В этом и заключается индивидуальность - один человек храбрый, но немного глуповат, поэтому попадает в разные переделки; второй умный и хитрый, поэтому трусливо избегает опасности, заботясь только о себе самом; а третий умный и храбрый, но при этом донельзя злобный. Опять же, на все фантазия Автора, но у более положительных героев должна быть хотя бы одна вредная привычка (грызть ногти от волнения) или противная черта (хлопать дверью и хамить), несмотря на то, что такие герои скорее всего стремятся к совершенству, а у более отрицательных есть, например, тайное увлечение котятами, когда эгоистичный и самонадеянный подросток вдруг умиляется и начинает ухаживать за брошенным котенком.

Биография - не самая важная часть описания характера в работах маленького размера, но нужная часть в больших работах. Хотя бы упоминание, но обязано быть, так как именно в детстве закладываются основные принципы и "жизненные сценарии" (некие планы развития событий, шаблоны, передаваемые по наследству), а какое-нибудь важное событие - смерть родителей или предательство друга - может объяснить появление в характере таких черт, как недоверие, разочарование в жизни.

То же самое относится к поведению. Галантный молодой человек не станет хлопать дверью прямо перед носом у девушки, а пьяница не склонится в реверансе перед своим знакомым. Опять же, пример натянут, и в большинстве случаев Автор даже не задумывается, как именно говорят его персонажи, но расхождений быть не должно.

Таким образом, получилось несколько основных пунктов по созданию главного героя:
1. Описание внешности. Против штампов - некая "изюминка", придающая индивидуальность.
2. Описание характера. Против штампов - привычка или черта, диаметрально противоположная характеру (более плохому или более хорошему).
3. Речь и поведение персонажа.
Возможно, каждый Автор дополнит этот список еще каким-нибудь пунктом, который сделает его рассказ особенным - мой список служит каркасом, основой. От персонажа главного переходим к персонажу второстепенному.

Второстепенные герои - люди, которые окружают главного героя. Одноклассники, мимо пробегавшие знакомые, иногда даже родители. Второстепенные персонажи помогают создать атмосферу реальности работы, несмотря на то, что особо не влияют на главную сюжетную линию. Поэтому с их созданием все гораздо проще - иногда читатель даже не задумывается, а какой он, тот самый дядя Петя, который упоминался в пятой главе, в третьем абзаце.

Во-первых, если второстепенный герой все же фигурирует на протяжении всего рассказа (например, те же самые родители), то можно так же описать их силуэт, создать расплывчатый образ, чтобы читатель не забывал о том, кто же этот человек, и более полно представлял себе то, что хочет донести до него сам Автор. Сделать это можно такой ненавязчивой фразой:

"Я прошел мимо очень полной бабушки, сидящей на скамейке возле подъезда, и поздоровался с ней - она хмуро посмотрела на меня, но ничего не сказала, лишь что-то проворчав себе под нос" .
И читатель цепляется взглядом за эту "очень полную бабушку", запоминая ее.

Во-вторых, можно выделить какую-нибудь главную черту характера, которая поможет вспомнить персонажа через десять глав, если даже забыл имя. Например, храбрый дядя Ваня, в молодости победивший медведя; капризная тетя Вика, вечно недовольная окружающими.

В-третьих, речь и поведение играет большую роль даже у второстепенных героев. По тем же причинам, что и у главных персонажей, ведь если социальные качества и манеры различаются, герой становится ненастоящим.

Проще всего срисовать второстепенных персонажей со знакомых. По крайней мере, можно их с ними ассоциировать, чтобы сам Автор не забывал - кто есть кто. Второстепенные герои описываются главными героями или со стороны, а это похоже на мысли о ком-то из знакомых. Можно не прибегать к этому методу, но все же.

Следовательно, есть пара пунктов по созданию второстепенных героев:
1. Создание образа внешнего и внутреннего фразой.
2. Речь и поведение персонажа.
Повторюсь, это сделать гораздо проще, чем создать главного героя, который будет раскрывать все новые и новые грани своего внутреннего мира по ходу повествования.

Даже самый обычный герой или герой-штамп может приобрести индивидуальность при помощи Автора. Создать героя несложно, но к этому нужно отнестись как можно более серьезно. Надеюсь, моя статья поможет вам.

Сегодня в статье ответим на вопросы:

Как создать объёмного героя? От чего зависит «объёмность» героя? Что делает его живым, неповторимым и заставляет читателей сопереживать?

Что такое глубина и как её проработать?

Для начала определимся с тем, чем глубина НЕ является.

Глубина – это НЕ:

  • характеристика;
  • особенности;
  • причудливые и эксцентричные черты;
  • не доминирующая черта характера.

Так что же такое глубина?

Яркий характер отличается не одной, а множеством особенностей и черт, многие из которых могут противоречить друг другу. Именно из этого противоречия черт характера рождается глубина.

Выдвигаем тезис:

Глубина – это противоречие.

Это самое простое, но самое важное из всего, что нужно запомнить, когда мы говорим про объём.

Противоречие может быть:

  • внутри сильного характера (внутренний конфликт, который рождается из двух противоречивых черт; например, у Макбета это конфликт честолюбия и чувства вины);
  • между характеризацией и истинным характером (храбрый толстяк, добрый огр, обаятельный вор);
  • между характером и поведением (Например, давайте вспомним “Властелина колец” Толкиена. Арагорн король по призванию – он происходит из рода правителей, и престол принадлежит ему по праву. Но он отвергает своё предназначение и надевает маску следопыта и бродяжника).

Противоречия должны быть согласованными, логичными и последовательными. Если вы позиционируете героя, как положительного персонажа, любой его плохой поступок должен быть обоснован, понятен и принят\прощён читателями.

Самый яркий пример многомерного персонажа – Гамлет .

Вот неполный список его противоречий:

  • религиозный – богохульник;
  • любящий и нежный – бессердечный и садист;
  • отважный – трусливый;
  • спокойный и осторожный – импульсивный и неосмотрительный;
  • безжалостный – сострадательный;
  • гордый – жалеет себя;
  • остроумный – печальный;
  • усталый – энергичный;
  • рассудительный – растерянный;
  • здравомыслящий – безумный;
  • простодушный – искушённый.

Главный герой вовсе не обязан обладать таким огромным количеством противоречий. Но их должно быть по меньшей мере 3-4. У второстепенных персонажей – 2-3 противоречия. У проходных – не более одного.

Главный герой должен обладать самым большим количеством противоречий из всех присутствующих в вашем произведении героев.

Даже больше, чем у антагониста (либо одинаково). Если у злодея будет больше противоречий, чем у героя, он автоматически заместит его.

Зачем нужны противоречия?

Читателям очень интересно наблюдать за неоднозначными, противоречивыми персонажами. Они вызывают интерес и приковывают внимание. Чем интереснее противоречия, тем более интригующий герой у вас получится.

Примеры противоречий у персонажей:

1. «Властелин колец» Толкиен. Фродо.

Маленький хоббит – храбрый и самоотверженный.

2. «Во все тяжкие». Уолт.

Сострадательный – жестокий.

3. «Дживс, вы – гений!» Вудхаус. Дживс.

Слуга – умный и джентельмен.

4. «Франкенштейн» Шелли. Франкенштейн.

Страшный монстр – с чутким сердцем и жаждой любви и понимания.

5. «Зелёная миля» Кинг. Джон Коффи.

Огромный раб-негр – добрый и сострадательный.

Вывод:

Глубина персонажей зависит от того, насколько сильны и оправданы противоречия в характере.

Мастерство создания противоречий не только делает ваш персонаж интереснее и многограннее, но и напрямую будет влиять на сюжетную составляющую произведения.

Приглашаем вас на следующий поток курса “Персонажи”:

👉 Цель – за 12 уроков создать героев, которые будут интриговать, поражать и удивлять. А главное – влиять на читателя.