Как снять короткий метр е01 – Основные правила написания сценария. Как снять короткометражку: Сценарий, Раскадровка

Уже закрыта, но мы все же решили выпустить эти карточки, чтобы молодые киношники, не успевшие вовремя зарегистрировать свои работы, сделали их еще лучше к следующему году, а те, кто успел — перепроверили и тоже подчеркнули для себя некоторые моменты. Для грамотного написания этих карточек мы обратились к Диасу Азимжанову — режиссеру, получившему степень магистра в Нью-Йоркской киноакадемии по специальности «Режиссура кино и ТВ», лауреату множества отечественных и зарубежных кинофестивалей и обладателя целого списка прочих регалий, о которых можно узнать здесь. Вот что он нам, и вам, посоветовал: Прежде чем начать говорить на эту тему, мне бы хотелось сразу подчеркнуть, что в кино, как и в остальных видах искусства, не должно быть постулатов и нет места правилам, вроде «это должно быть так», есть лишь уникальное видение творца, по крайней мере, искренне хочется верить в это. Посему, далее, я лишь поделюсь своим небольшим опытом, и ни в коем случае не буду пытаться учить(ибо сам учусь), а лишь попробую направить, дать небольшой ориентир так сказать. А вот принимать данный путь или нет, уже на ваше усмотрение. Начнём…

Из чего состоит короткометражный фильм?

Короткометражный фильм, как и полнометражное кино, может состоять из трех актов(начало, середина, конец), в некоторых случаях и из двух актов.

Знать акты и череду событий, которые желательно прописать в каждом из них, конечно, хорошо, но считаю, нам нельзя забывать, что это своего рода шаблоны и кальки, слепо следовать которым — не есть хорошо, ибо повышается риск потерять уникальность своего видения.

Подробную информацию о структурах пишут такие авторы, как: Блэйк Снайдер (Blake Snyder), Сид Филд (Syd Field), Джозеф Кэмпбэлл (Joseph Campbell) и др. Правда, повторюсь ещё раз, там также пытаются направить вас и показать и рассказать нюансы структуры повествования, и вам не обязательно следовать им.

Как проработать персонажа?

Возможно, это самый сложный, и в то же время, увлекательный процесс при разработке и написании сценария.

Помимо бэкграунда персонажа, думаю, его многослойность и парадоксальность являются важными составляющими при проработке.

Например, представим персонажа по имени Алан, мужчина лет 35−37. Каждый день он ездит на работу в метро, и ровно в 7 утра стоит на перроне и ждёт свой поезд. Выглаженная рубашка, аккуратная прическа и чистая обувь. Среднего телосложения.

Как видим, мы уже имеем определённую информацию о нем, но этого конечно недостаточно для раскрытия его характерных особенностей. Идём дальше и ставим его в ситуацию: Алан, как и всегда, стоит на перроне, чуть поодаль от него стоит девочка лет 14−15, тихо плачет, и вдруг, прыгает вниз, на рельсы. В отдалении мы слышим звуки приближающегося поезда. Люди в панике. Крики! Зовут дежурного на помощь.

Смотрим на Алана, от того, как он будет реагировать сейчас, зависит многое в истории в целом. Алан, посмотрев по сторонам, бросает свою сумку и прыгает на рельсы. Быстро хватает девочку и выбирается оттуда(не без помощи других людей). Теперь мы знаем, что Алан, не только аккуратен и педантичен, но и храбрый малый. Идём дальше. Допустим, у них диалог:

Алан: ну, как ты?

Девочка: все нормально… Спасибо вам.

А: Больше так не делай, хорошо?

Д: Хорошо.

Девочка уходит.

Как видим, это скучный диалог, и не особо раскрывает персонажа. Да, Алан добрый, но здесь нет парадоксальности и многослойности, о которой писал выше. А теперь, попробуем, по иному. Диалог номер два:

Алан: слушай, ты знаешь, что в странах Африки дети умирают от голода и нехватки воды, и каждый прожитый день для них словно подарок судьбы. А ты? Обута, одета, сыта. Чего тебе не хватает? Отвечай!(трясёт её)

Девочка(плачет): он бросил меня…

Алан: Какого хрена?! Хочешь сказать, я испачкал свой костюм и рисковал жизнью из-за какого-то сосунка, у которого ещё молоко не обсохло на губах?!

Девочка: Простите…

Алан: Чтобы я тебя не видел на этой станции больше, особенно в 7 утра! Ты поняла меня, дура?

Девочка: Но… Как… мне ездить в школу?

Алан: На велосипеде.

Девочка: Но…

Алан: Закрой рот и потеряйся в толпе, быстро!

Девочка быстро уходит, расплакавшись ещё больше…

Алан поправляет галстук и садится в поезд. Как видим, Алан неоднозначный персонаж, он педантичен, чистюля, храбрый, но и жестокий в определённый степени, возможно даже маниакален. Так появляется многослойность персонажа, которую мы видим в жизни. И это все, здесь мы показали всего через одну ситуацию. А в сюжете их может быть несколько. И вам желательно использовать их по максимуму для раскрытия персонажа.

Касательно антигероев или же антагонистов. Я бы советовал их делать не менее многослойными и ещё более мотивированными в достижении целей. И, как говорил мой мастер: «Любите своих антагонистов!»

Искренняя любовь к отрицательным персонажам, осложняет задачу вашему протагонисту(главному герою) достигнуть своих целей, а это лишь на руку вашей истории и активизирует остальных персонажей.

Как выбрать жанр? Какие вообще есть жанры

Жанр обычно выбирается сценаристом(если это не коммерческий проект) посредством обычных вопросов самому себе: «по душе ли мне это?», «хочу ли я рассказать именно эту историю?», «зачем я её хочу рассказать и в каком ключе(жанре)?», и после этого начинается вырисовываться сам жанр истории.

Кстати, жанры сценарного искусства несколько отличаются от кино-жанров. Например, есть жанр «Монстр в доме». Как говорит само название, данный жанр предпологает развитие сюжета в закрытом пространстве с определенным количеством людей, где также есть антигерой(иногда он один из них), который убивает остальных одного за другим. Более подробно об этих жанрах можно прочитать в вышеперечисленных книгах по сценарному искусству.

Как прописать конфликт? Какие есть виды конфликтов?

Касательно конфликтов, думаю, глубокий конфликт рождается во время хорошей проработки персонажа. Я имею в виду внутренний конфликт героя/ев. Например, поведение нашего героя Алана(во время диалога с девочкой), возможно будет оправданным, если мы узнаем, что в детстве он был свидетелем того, как его сестра умерла в аналогичной ситуации и никто не помог ей тогда, включая него самого, а его родители после этого случая, не спускались в метро никогда. Когда мы определяемся со внутренним конфликтом, мы начинаем более отчётливо видеть мотивы героя и его цели, что также появляется во время проработки персонажа.

Когда герой движется к своей цели, на пути неизбежны также конфликты с антигероем(или со стихией, как в фильмах катастрофах). Они нам нужны, чтобы показать арку персонажа и то, как он начнёт меняться, принимая эти вызовы и разрешая конфликты выше. Правда, необходимо помнить, что герою также необходимо побороть внутренний конфликт с собой перед кульминационной битвой с антигероем, ибо это и есть ключ к победе(отчасти).

Как лучше работать над сценарием? Записывать ручкой в блокнот, или лучше в ворд-документе на компьютере или может есть какая-нибудь программа?

У каждого сценариста свой метод. Если говорить об этом на уровне идеи, то я их записываю в приложении Evernote, у себя в телефоне, или же записываю на аудио, когда не удобно писать. После читаю или прослушиваю, если идея действительно цепляет за душу, то начинается её проработка. То есть, вам необходимо «переспать» с идеей, чтобы понять, насколько она была вам интересна на тот момент и насколько она актуальна сейчас(и будет ли)? Это поможет более трезво оценивать ваше желание и стремление её реализовать(и жить с ней последующие полгода, а может и дольше).

Когда вы начнёте её прописывать, желательно фиксировать развитие истории в виде событий на карточках на доске или на стене, чтобы вы могли видеть их вместе и имели возможность менять их местами или вовсе удалять из истории и добавлять новые.

После того как вы определились с основными моментами истории, желательно соединить события на карточках и прописать их на бумаге более детально(и желательно «вкусно») в виде рассказа(считайте это укороченной версией вашего сценария). Это также необходимо, чтобы вы могли вносить небольшие изменения в свою историю и дальше(или по просьбе инвесторов, если это коммерческий проект). После, вы начнёте писать первый драфт вашего сценария, в который также будете вносить изменения, пока к вам во сне не подойдут герои вашей истории и крикнут «Остановись!».

После написания сценария, желательно «оставить его в покое» на несколько дней/недель и не открывать. Когда вернетесь к нему, полностью прочтите заново, свежим взглядом. Это нужно, чтобы минимизировать последствия иррационального подхода к своей идее в виде сюжетных дыр и нестыковок.

Также, лучше не прятать сценарий от других в папках своего лаптопа, покажите людям, которым вы доверяете(если среди них будут сценаристы и режиссеры, то ещё лучше), получите фидбэк, проанализируйте, может вы действительно что-то упустили? Так будут создаваться ваши последующие драфты сценария, пока вы не успокоитесь:)

Откуда стоит черпать вдохновение для написания сценария?

Как вы и сами понимаете, тут нет универсального ответа, но можно расширить горизонты вдохновляющих источников, если вы начнёте оглядываться вокруг, более внимательно слушать людей вокруг и себя. Кстати, мне иногда помогает медитация, особенно когда работаю над персонажем. Вас также могут вдохновить книги и фильмы, но как уже писал выше, не позволяйте им взять верх над вашим собственным видением(если мы говорим об авторском сюжете). Вы удивитесь, но ваши друзья, родные и близкие — кладезь вдохновения, стоит вам у них спросить и внимательно слушать. Много историй остаются в закромах наших душ и забываются.

В начале они конечно могут подозрительно отнестись к вашей инициативе, но вы объясните им все как есть и за чаем/кофе они могут открыть вам небольшие Миры из разных судеб, откуда вы можете черпать то самое вдохновение.

Правда, хотелось бы напомнить, что написание сценария требует терпения и немалых усилий. Пока вы будете его писать, возможно вы и сами будете меняться, вместе с вашими героями и становиться лучшей версией себя.

Существует ли какое-то золотое правило сценария для короткометражки?

Его нет и слава богу, ибо в искусстве не может быть как-либо правил априори. Правда, с учётом того, что сейчас все труднее удержать зрителя перед экраном, думаю нельзя игнорировать фактор хронометража(это не правило, а больше из разряда good to know). То есть, чем короче — тем лучше. Говоря цифрами, если ваше кино короче 15 минут, то вы существенно повышаете возможность того, что зритель досмотрит ваш фильм. Также, если вы хотите отправить свой фильм на кинофестивали, то его желательно делать короче 20 минут(но у каждого кинофестиваля свои правила).

Если говорить о правилах сценарного искусства, то есть лишь одно — НЕ ТЕРЯТЬ СВОЕ УНИКАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ.

И в принципе, если ваш сюжет действительно интересен и берет за живое, то какой бы там ни был хронометраж, его досмотрят(а может и пересмотрят и руку пожмут).

И напоследок, хочу предостеречь от некоторых подводных камней. Когда вы будете писать сценарий, к сожалению, будет не мало влияющих на вас факторов вроде людей, которые будут не верить в вас, в ваши способности и в ваше видение. Также нужно учитывать один момент — природа человека такова, что мы на подсознательном уровне, сами того не осознавая, пытаемся внедрить свои идеи в чужие головы, особенно когда они просят нас помочь с чем-либо. Со временем вы научитесь фильтровать полезные советы и разделять их от разрушающих, но ни в коем случае не переставайте работать над своим произведением(кроме форс-мажорных ситуации), так как когда вы увидите воплощение вашего кропотливого труда на экране, когда ваши персонажи оживают и живут своей жизнью, вызывая неподдельные эмоции зрителей, вы поймёте какую магию вы сотворили и что игра действительно стоила свеч.

Удачи в начинаниях!

Сценарий, который бьет точно в цель – советы для начинающих и не только

Короткометражными принято называть фильмы, длительность которых не превышает 40 минут, но чаще всего создатели ограничивают свои произведения 10-15 минутами — этого времени достаточно, чтобы выразить основную идею картины и не потерять внимание зрителей. Короткометражки могут быть совершенно разными по жанру и тематике, вызывать у зрителей весь спектр эмоций, демонстрировать любые аспекты жизни.

Именно со съемок короткометражных фильмов начиналась карьера многих известных кинорежиссеров: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Романа Полански и других. Причин такой популярности несколько:

Затраты на их съемку значительно ниже, чем на создание полнометражной картины;

В них можно выразить одну мысль или идею, показать определенную ситуацию, не задумываясь о дополнительных сюжетных линиях, характерах множества героев;

Создание таких картин — своеобразный тест на режиссерское мастерство, так как необходимо не только удержать полное внимание зрителей на протяжении всего, пусть и короткого, фильма, но при этом показать им цельную историю, воздействовать на определенные эмоции, заставить задуматься.

Структура сценария короткометражного фильма

Большинство профессионалов рекомендуют строить сценарий фильма, будь то полный или короткий метр, на основе классической трехактной конструкции, которая включает завязку сюжета, его кульминацию, и развязку. При создании полнометражной картины эта схема используется, главным образом, для того чтобы подогревать интерес к картине на протяжении длительного времени. Однако на съемках задача может быть решена некоторыми другими способами. Какими? Давайте разберемся.

1. Начнем с классики, когда сценарий строится по трехактной схеме. Примеры подобных фильмов:

«Пес Барбос и необычный кросс», режиссер Леонид Гайдай

«Паук», режиссер Nash Edgerton

2. Нередко используется сценарий по типу «перевертыш», когда показанная вначале ситуация или история оказывается совсем не тем, чем казалась. Как пример можно привести:

«Поцелуй», режиссер Toma Vasharov

«Love"s Routine» by Shirlyn Wong

3. Широко распространенным способом создания короткометражки можно назвать шутку или гэг. Примеров можно найти огромное количество: это многочисленные анимационные ролики, фильмы в стиле скетч-шоу и т.д.

«For the Birds» by Pixar

«6 кадров»

4. В отдельную категорию можно выделить фильмы, которые основаны на некоей загадочной истории, смысл которой раскрывается в конце. Сюда же относят абсурдные ситуации, которые также получают неожиданную развязку.

«Сюрприз», режиссер Ben Dodd

«The Lounge Bar» by Don McGlashan and Harry Sinclair

Тем не менее, несмотря на разнообразие вариантов структуры сценария, подавляющее большинство короткометражных фильмов строится на базовых принципах, когда сюжет развивается по схеме «завязка-высшая точка напряжения-развязка». Кроме того, многие специалисты уверены, что только в этом случае видеоряд заслуживает названия «фильм».

Четыре шага к идеальному сценарию

С чего же начинается написание сценария короткометражного фильма? Конечно, с идеи!

Шаг № 1 — поиск подходящей идеи. Многие успешные сценаристы рекомендуют всегда иметь при себе блокнот, куда незамедлительно записывать абсолютно все пришедшие в голову мысли, замеченные ситуации, образы, характеры. Впоследствии некоторые из них можно развить настолько, что этого хватит для создания полноценного сценария, а другие можно использовать в качестве дополнительных фишек.

Шаг № 2. Когда есть общая идея построения сюжета, необходимо продумать три его основных элемента:

каким будет персонаж (главный герой) картины, его характер, особенности;
в какую ситуацию он попадет;
какая проблема будет у персонажа, как он будет ее решать, добьется ли при этом успеха.

Ситуация должна заинтересовать зрителя с первой же секунды — в этом значительная часть успеха короткометражки!

Отлично это реализовано в фильме:

«Сейчас или никогда» режиссера Шона Кристенсена

Шаг № 3 — проработка сюжета. Важно тщательно продумать, каким образом будет происходить развитие сюжетной линии, расписать все эпизоды, из которых будет состоять картина, уделить внимание второстепенным героям.

На этом этапе необходимо выбрать способы, которые помогут усилить эмоциональное воздействие на зрителей, продумать переходы между отдельными эпизодами, добавить недостающие звенья.

Шаг № 4 — это вычитка, а также первая корректировка. Когда сценарий уже практически готов, его нужно внимательно перечитать, убрать все лишние детали, которые могут затянуть время фильма, но не добавят ему смысловой или эмоциональной нагрузки. Особое внимание уделяется соответствию всех действий и поступков персонажей их характерам — здесь не должно быть никаких разночтений! Кроме того, важно еще раз убедиться, что все происходящие события, даже самые фантастические, подвержены определенной логике.

Несколько полезных советов

В принципе, следуя простому плану, изложенному выше, принять участие в конкурсе короткометражных сценариев может каждый, кто способен придумать оригинальную идею и построить на ее основе сюжет. А помогут начинающим советы от тех, кто уже попробовал свои силы в создании КФ и добился определенных успехов. Мы рекомендуем посетить мастер-класс Геннадия Иванова http://www.mitta.ru/vse-stati/publikatsii/programm-kurs-of-producing-kino

Кроме того, совсем не лишним будет просмотр фильмов, отмеченных наградами различных фестивалей — это поможет понять, какими принципами руководствуются успешные сценаристы и режиссеры для того чтобы сделать картины интересными, захватывающими, веселыми, оригинальными, словом, такими, которые неизменно вызывают интерес и эмоциональный отклик у зрителей.

Как написать сценарий для малобюджетной короткометражки. Каких идей стоит избегать, чтобы максимально сократить расходы. Статья моя в основном адресована людям, которые хотят что-то снять и сами пишут сценарий. А денег нет. Но возможно пригодится и всем остальным.

“Нервы на пределе” 1991г. Действие фильма происходит в одной локации.

Если вы хотите сэкономить, то лучше выбрать небольшое количество локаций. Идеально одну: парк, улица, лифт, квартира, пляж, лес, поле, озеро и так далее. Выбирай любое место, помещай туда героев и пиши об их злоключениях.

Кроме того, даже если ваши локации все бесплатные, то все равно их количество лучше сократить. Потому что перемещение от одной к другой отнимет много сил, времени, а значит и денег.

“Луна 2112" 2009 г. Один герой в фильме.

Меньше актеров, меньше денег. Даже если играют бесплатно. Организационный процесс отнимает много сил. Больше людей, больше проблем и средств, чтобы подготовиться к съемке. Не стоит забывать, что людей надо кормить и поить. И помимо себестоимости обедов, к ним прибавится трата времени на организацию перерывов. А еще могут возникнуть перекуры. Рекомендую придумать историю с двумя персонажами, но есть и отличные короткометражки с одним героем.

Время на съемки и длительность фильма.

“Русский ковчег” 2002г. Фильм снят за одни день.

Недавно смотрела видео с оператором Анной Патаракиной. Она сняла полный метр за 6 часов. Действие происходит в поезде, и они просто сели в поезд и пока ехали все отсняли. И это чертовски гениальная и наглая идея.

Понятно, что при таком экстремальном случае подготовка должна занимать много времени, но если у вас нет камеры и вы собираетесь брать ее в прокат, то сократив время на съемку, вы существенно сэкономите.

Также стоит помнить, что 3 минуты снять скорее всего дешевле, чем 15.

“Выживший” 2015 г. Естественное освещение.

Еще один пожиратель денег - это свет. Когда нет денег, зовите на помощь супергероя оператора, который умеет снимать при естественном освещении. Это особый навык и чуйка. А вот на этапе сценария уже стоит понимать, что события должны происходить днем. Или в помещении с окнами. Много окон.

Также можно обратить внимание на фотостудии. Во-первых, там есть свет. Во-вторых, там можно встретить интересное оформление, что позволит вам сэкономить на декораторе и реквизите. Но перед тем как начать писать сценарий под готовую локацию, убедитесь, что она не временная и прочитайте правила студии. Там скорее всего нельзя ничего разливать, поджигать, курить, мусорить и так далее. А еще декорации в студиях не слишком реалистичные, а порой дикие, но иногда это на руку. Например, если у вас история про подарок под елкой. Но в этом случае вам надо написать сценарий летом, чтобы к новому году уже наверняка подготовиться.

Костюмы, реквизит, грим и пиротехника.

Бешеные псы” 1991г.

Для малобюджетного сценария не очень подойдет прошлое и будущее. Для любой эпохи или другого мира нужны костюмы и реквизит. И даже если у вас есть друг, который делает классные штуки, то материалы стоят денег, а другу нужно кушать, потому вашим заказом он будет заниматься по мере возможности, что затормозит вас на неопределенное время. Для малого бюджета, увы, почти всегда придется писать про настоящее время. Но бывают исключения.

Также небольшому бюджету не подойдет история, при которой понадобится пластический грим. Это долго и дорого. И придется отказаться от перестрелок и взрывов. Помимо того, что это долго и дорого, это еще и опасно.

Съемка на зеленом фоне.

“Алиса в стране чудес” 2010г.

Отказывайтесь в сценарии от графики. Для ваших фантазий понадобятся вкус и специалисты. Отдельно про вкус. Не хочу никого обидеть, потому уточню. Я говорю не о врожденном вкусе. А о, так называемой, профессиональной насмотренности. Одно дело из предложенных вариантов увидеть хороший, другое дело с нуля придумать что-то хорошее. Для этого нужен опыт и много-много знаний. Кроме того, если вы сами что-то умеете, то не факт что мощностей вашего компьютера на это хватит.

Мизансцена и операторская работа.

Темы очень сложные, я очень поверхностно расскажу.

Перед тем как писать сценарий, решите у вас будет оператор или нет и степень его умений. Если оператор не опытный или снимать собираетесь вы, то скорее всего у вас возникнут проблемы. Невероятно сложно одновременно снимать, корректировать актеров и контролировать весь процесс. Улучшить вашу жизнь сможет съемка со штатива. Но на этапе сценария это нужно учесть.

Лучше всего, на мой взгляд, обратиться к опыту театра. В (традиционном) театре зритель видит все с одного неподвижного ракурса. Посмотрите спектакли как двигаются актеры по сцене. Как они манипулируют вниманием зрителей?

Вот вам несколько литературных сценариев короткометражных фильмов. В них соблюдены основные принципы кинодраматургии:

1.Наличие характеров у основных персонажей.

2.Сюжетная тайна, которая должна держать внимание зрителя.

3.Лаконизм диалогов.

4.Расчет на соучастие зрителя, на его догадки и активный поиск смысла истории.

5.Точные нужные детали, подробности.

6.Доступность реализации, преобладание интерьеров, минимум простейших декораций.

7.Описание действия в настоящем времени.

8.Доля иронии как залог долголетия кинопроизведения.

Сценарий короткометражного игрового фильма «Щи»

ИНТ. Закусочная. День.

В закусочной самообслуживания возле лотка, где лежат пирожные с фруктовым желе, стоит негритенок лет девяти. В тот момент, когда он уже приготовился схватить лакомство и убежать, раздается старушечий голос.

СТАРУШКА

Мальчик...

Он испуганно оборачивается. Невдалеке за столиком сидит перед обеденным подносом седая женщина, держит в руке блистер с таблетками.

СТАРУШКА

Мальчик, принеси, пожалуйста, стакан воды вон оттуда.

Негритенок направляется к бойлеру, берет пластиковый стаканчик, нажав на рычаг, наливает воду, несет ее старушке.

НЕГРИТЕНОК (предупреждает)

Вода очень холодная.

Старушка принимает лекарство.

СТАРУШКА

Спасибо, дорогой... Садись... Ты хотел фруктовое пирожное?

Мальчик смотрит на поднос с обедом, стоящий перед старушкой: салат, суп, компот.

НЕГРИТЕНОК

Я люблю щи.

Женщина роется в кошельке, достает две монеты.

СТАРУШКА

Как тебя зовут?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Вот тебе, Саша, двадцать рублей. Поди, купи щи...

Старушка приступает к своему обеду, а негритенок идет на раздачу, получает тарелку супа, берет ломтик хлеба и ложку...

СТАРУШКА

Иди, иди сюда.

Мальчик садится к ее столу и начинает есть.

НЕГРИТЕНОК

Вы богатая?

СТАРУШКА

Я пенсионерка.

Он с пониманием кивает и затем говорит после паузы.

НЕГРИТЕНОК

У меня брат тоже пенсионер.

СТАРУШКА (удивляется)

Он настолько тебя старше?

НЕГРИТЕНОК

У него голова трясется.

СТАРУШКА (сочувственно)

Вот как!... И он такой же, как ты, темненький и курчавый?

НЕГРИТЕНОК

Да... И он... У нас мама белая.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Папа во Франции... Мама к нему ездит.

СТАРУШКА

А почему же он не с вами?

НЕГРИТЕНОК

Он говорит – ему здесь холодно.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Мне не холодно... Я же русский.

Негритенок заканчивает есть щи и встает.

НЕГРИТЕНОК

Спасибо... Ну, я пойду?

СТАРУШКА

Ты в каком классе?

НЕГРИТЕНОК

Во втором.

СТАРУШКА

А кем хочешь стать?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА (удивляется в очередной раз)

Поэтом? И ты пишешь стихи?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Ну, почитай.

Негритенок принимает торжественную позу, собирается с мыслями, вспоминает.

НЕГРИТЕНОК (начинает декламировать)

Зима... Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь...

Сценарий короткометражного игрового фильма «Европа плюс»

Просторный светлый двор новенького 16-этажного дома. Детская площадка с пестрыми конструкциями. Клумба со свежепосаженными цветочками. Молоденькие липки держатся за крепкие колья. Аккуратный бетонный забор окружает площадку для мусора, на которой стоят стройно четыре новеньких разноцветных контейнера. На каждом контейнере эмалированная табличка. На зеленом – «Пищевые отходы», на желтом – «Бумага», на синем – «Металлы», на красном – «Стекло», на черном – «Пластик». Отдельно к забору прикреплен маленький контейнер с надписью «Duracell».

Вдоль этого парада движутся старушка и мальчик. У каждого в руках большой пакет с мусором. Они внимательно читают надписи на табличках и старательно раскладывают по контейнерам то, что полагается туда класть. И уходят...

Музыкальная лирическая пауза.

В просторный чистый двор бесшумно въезжает новенький изящный мусоровоз. Металлической ловкой лапой он подхватывает один за другим все контейнеры и ссыпает все их содержимое в свой просторный блестящий кузов... И так же бесшумно уезжает...

На заборе остается лишь случайно забытый маленький контейнер с надписью «Duracell»…

Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.