Как вводить цитаты. Оформление цитат

При составлении и форматировании текста в Word иногда возникает вопрос: как выделить цитату в тексте? Ответ на него базируется сразу в двух плоскостях.

В правилах пунктуации и в инструментах самого Word.

Ведь выделение цитаты далеко не самое простое действие и это нужно сделать не только правильно, но и грамотно. Сам по себе офисный пакет может лишь подсказать, что нужно всё сделать правильно. Но вместо пользователя сам этого не сделает.

Если на форумах фигурирует опция quote (т. е. цитирование), то пытаться прописать этот кд в Word идея не из лучших. Получится просто отдельно взятый набор символов. А что же следует делать?

Использование правил

Ну, можно сделать всё вручную. Да, это немного сложно и требуется правильно помнить, что и как делать. Правила остаются неизменными и необходимо этим самым правилам следовать. И их оказалось довольно много при подробном рассмотрении. Первым вариантом, когда оформляется цитата является использование следующей конструкции:

Брюсов писал: «Споров буйных диадохов не услышит Александр».

Кавычками выделяется сама цитата. Необходимый текст, принадлежащий автору, заключается в кавычки. Это и является акцентом при цитировании. В принципе, таким образом все и привыкли выделять цитаты. Но разберём пример подробнее.

Если использовать саму фразу «Споров буйных диадохов не услышит Александр», то цитата просто закрывается в кавычки. Зачем же здесь стоит двоеточие? В указанном случае используется отсылка к самому автору. Но эта отсылка стоит перед самой цитатой, поэтому ставится двоеточие.

Что делать, если автор упоминается после цитаты? «Споров буйных диадохов не услышит Александр», — написано в стихотворении Брюсова. Такой вид приобретает цитируемый текст. То есть после него, когда кавычки закрыты, ставится тире. Немного похоже на правило с прямой речью, но отличается отсутствием тире в начале. Неправильным оформлением цитаты будет:

— Споров буйных диадохов не услышит Александр. – сказал Брюсов.

Такое построение текста подходит для прямой речи, но не для цитирования. Цитаты выделяется кавычками.

Что делать, если цитата предшествует тексту? Нужны ли какие-то знаки препинания? Однозначный ответ – нужны. Но только в случае, если они были добавлены автором. И чем становится цитата в таком случае? Эпиграфом.

К нему выдвигаются свои требования. Останавливаться на них не будем. Поскольку нас больше интересует, как выделить цитату в тексте Word.

Использование Word при выделении цитат

Дальнейший текст предназначен для правильного выделения цитат в текстовом редакторе. И от теоретической части грамотности письма переходим к практической. Той, как сделать то или иное действие.

Текст принято ставить в правой части документа. С соблюдением всех правил цитирования. Выше, кстати, поданы далеко не все. Это довольно простое действие, которое требует минимальных усилий от пользователя.

  1. Берём сам текст и выделяем его.
  2. В разделе абзац находим отмеченный красным символ. Ему соответствует функция «Выровнять по правому краю».
  3. Нажимаем на этот символ и в результате текст смещается в указанную сторону.

Примечание: Аналогичного эффекта можно добиться используя комбинацию клавиш “Ctrl+R”. Ведь почти каждое действие в редакторе можно сделать с помощью горячих клавиш.

У этого способа есть один недостаток. Если цитата слишком длинная, то она достигнет левого края страницы. Хотя по общепринятым правилам должна заходить не дальше середины (а то и трети) листа. Поэтому пригодится и следующий способ.

Смещение цитаты с помощью линейки

Неплохим вариантом для выделения цитат в тексте является линейка. Этот инструмент создан, чтобы изменять расположение текста на странице. Работает он с уже набранным текстом и текстом, который будет набран.

Фокус заключается в том, чтобы выделять набранные фрагменты, а не менять установки для всего листа сразу. Подробнее о линейке можно прочесть в отдельной статье.

Последовательность действий:

  1. Выделяем необходимый текст.
  2. Над текстом виден инструмент под названием «Линейка».
  3. Зажимаем левой кнопкой мыши верхний ползунок или оба. И тащим на нужное расстояние.
  4. Пунктирная линия подсказывает куда будет смещён текст.

С помощью линейки можно ограничить пространство, занимаемое текстом на странице. Что позволит выделить цитату. Работает не только перед текстом. Но и при добавлении цитаты в сам текст.

Следует помнить, что если цитата выделяется отступом, то необходимости выделять её кавычками нет. Следует лишь указать автора или вовсе оставить только текст цитаты.

Выделение цитат кавычками и прочие полезные инструменты

Способ с выделением цитируемого текста кавычками весьма прост. Ведь символ кавычек можно получить несколькими способами:

  1. Зажать “Shift” и нажать кнопку «2». Таким образом ставятся следующие кавычки: «». Единственное о чём следует помнить: если кавычки не закрыть, то при следующем введении они уже будут закрытыми. Редактор сам подсказывает о том, что мог быть упущен закрывающий символ.
  2. Сменить раскладку на английский язык. Зажать кнопку “Shift” и нажать на клавиатуре кнопку, которая отвечает русской “Э”. Проще говоря, напечатать большую «Э» в английской раскладке. Это даёт следующие символы: “”. Правило открытия и закрытия действует и тут.
  3. Любой из этих символов можно получить через вставку. Для этого потребуется:
    • перейти в раздел «Вставка» в верхней части документа;
    • выбрать «Символ»;
    • выбрать «Другие символы» и отыскать требуемые кавычки в списке;
    • Нажать «Вставить».

После этого выбранный кавычки появятся в тексте.

Последний способ требует скорее знаний теоретической части Word, чем каких-то полезных навыков. Каждому символу соответствует своя кодировка. Она вводится при зажатой кнопке “Alt”.

  • « — “0171”;
  • » — “0187”;
  • „ – “0132”;
  • “ – “0147”;
  • ” – “0148”.

ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Символ не появится пока Alt не будет отпущен. И что куда как важнее – набирать цифры нужно на цифровой клавиатуре. При включённой клавише “Num Lock”(при этом будет гореть соответствующий индикатор).

Данный способ является самым сложным, поэтому и описан в конце. Зато теперь с учётом всех способов вставить и выделить цитату в документе будет не так уж и трудно.

Здравствуйте!
Несколько своих статей я объединила одной темой:

«4 шага к написанию сочинения». Так мне хотелось донести до своих читателей мысль, что подготовительная работа при написании сочинения гораздо важнее, чем само написание текста.

Перед тем как приступить к созданию своего текста (сочинения ) надо сделать 4 шага :

1 шаг.

2 шаг.

3 шаг .

4 шаг. .

Последовательно преодолевая каждый этап, ты готовишься к созданию своего текста.
Затем, когда сочинение (или любой другой текст) уже написано в черновик, остаётся лишь переписать его набело в чистовик, но при этом не забудьте проверить сочинение. При проверке учитывайте

требования к оформлению сочинений

А они таковы:

  1. Если тема сочинения не является цитатой, то она записывается без кавычек! Если название сочинения — это цитата, то её нужно написать в кавычках. Слово «тема» не пишется!
  2. Если используете эпиграф , пишите его без кавычек в правой стороне листа. На следующей строке, под словами эпиграфа, обязательно укажите источник: фамилию автора строк, использованных в эпиграфе, можно и название произведения указать. В этом случае после фамилии автора поставьте запятую и в кавычках на этой же строке запишите название произведения. Фамилия и инициалы автора, название произведения в скобки не заключаются, точка после них не ставится.
  3. Посередине следующей строки после эпиграфа (если он есть) или после темы (если не добавляете эпиграф) пишите слово «План ». Как правильно оформить план, читайте .
  4. Следуя плану в сочинении, обязательно выделяйте абзацы .
  5. Сразу после плана, не пропуская строки, начинайте с большой буквы и с красной строки писать сочинение.
  6. Если в сочинении используете даты , их пишите цифрами: год и число — арабскими, век – римскими. Если вы сделаете запись века арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не скажется на оценке, но лучше этого не делать. Все другие числительные пишите только прописью.
  7. Используете цитаты ? Оформляйте их правильно.

как оформляются цитаты

Цитаты оформляются точно так же, как предложения с прямой или косвенной речью .

Самая распространенная форма цитаты - прямая. Это значит, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри.
Вначале пишутся «слова автора » - это та часть предложения, в которой вы говорите, кто и где, по какому поводу написал то, что вы сейчас намереваетесь процитировать. Эта часть предложения при цитировании относится к вашему собственному тексту.
Затем ставится двоеточие , открываются кавычки и с большой буквы приводится целиком авторское высказывание. После того как закроются кавычки, ставится точка.

Великий русский критик В. Г. Белинский писал: «Для истинного художника - где жизнь, там и поэзия».

Если в высказывании, которое вы цитируете, есть авторский вопрос или восклицание, т.е. вопросительный или восклицательный знак, поставленный автором высказывания, то нужно оставить эти знаки внутри кавычек. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию .

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» говорил: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

«Язык неистощим в сочетаниях слов», - отмечал А.С. Пушкин.

«Язык, - утверждал А. П. Чехов, - должен быть прост и изящен».

Вы можете начать цитату не с начала предложения автора, а только лишь с нужной вам его части. В этом случае можно начать цитату с маленькой буквы, но предварительно поставить многоточие :

Польский поэт Адам Мицкевич писал: «…в славянской литературе и в славянских языках больше всего поражает то, как широко они распространены, - их географическая протяжённость, если можно так выразиться. С точки зрения наиболее существенной и, по общему мнению, единственно существенной - с точки зрения численности населения и протяжённости территории, - значение славянских языков может быть безмерным…»

Можно цитату встроить в собственные рассуждения:

С.И. Вавилов считал, что надо «…всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

Если помещаете цитату в середину своей фразы , то ставьте знаки таким образом:

Несколько редакторов читали следующий текст: «Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопросы», и никто из них не заметил грубой логической погрешности.

В примере вы видите, что после цитаты ставится запятая , как в обычном сложном предложении. В самой цитате предполагается точка, но она не ставится. Если цитата заканчивалась бы многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то после нужно поставить тире .

Без кавычек и посередине страницы записываются поэтические цитаты , в которых непременно сохраняется стихотворная строка.

Когда читаешь, будь внимателен к языку, сочетаниям слов. Это обогащает речь. Очень выразительно сказал об этом известный русский поэт Валерий Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

В антиплагиате происходит автоматическая бездушно-формальная сверка текстов с имеющимися в интернете или в базах данных. Компьютерные технологии позволяют это сделать быстро, но не безупречно.

К основным элементам, снижающим уникальность текста, относят:

  • названия разделов, обязательных для ВКР;
  • методики исследований и расчетные формулы, справочные таблицы;
  • расхожие словосочетания и общепринятые формулировки;
  • дословное копирование отдельных фрагментов текста: прямое цитирование (в том числе, из произведений художественной литературы, ГОСТов, законов, указов и др.) и откровенный плагиат чужих идей и высказываний.

Все они старательно выделяются в анализируемой работе, сопровождаются соответствующими комментариями с указанием источников заимствования. Современные интернет-сервисы, предлагающие услуги антиплагиата, в состоянии загнать в угол внешне приличную работу с закавыченными цитатами, написанную собственноручно студентом, и выставить по ней неприемлемый уровень оригинальности. Важно: требования по уникальности дипломной ВУЗы формируют самостоятельно; решающее слово в вынесении вердикта по качеству ВКР принадлежит научному руководителю и ГАК.

Правильное цитирование для всевидящего антиплагиата

Дипломная работа не может не иметь заимствований. Процесс творчества над ней включает следующие обязательные действия:

  • составление аналитического обзора информации;
  • описание объекта, цели и задач исследования;
  • изложение использованных методик и методов;
  • обсуждение полученных результатов;
  • формулирование выводов;
  • приведение списка использованных источников.

Для написания ВКР необходимо активное использование известных теоретических положений, идей и достижений, авторитетных данных исследований по заданной теме. Важно, не нарушая авторского права, правильно и обоснованно ввести цитаты в текст работы и грамотно оформить затекстовые ссылки – сделать все в соответствии с правилами русского языка и рекомендациями ГОСТов 7.1-2003 и Р 7.0.5–2008.

Чтобы правильно оформить ВКР используют сплошную нумерацию затекстовых ссылок в виде знака выноски (набирают в верхнем регистре), или в отсылке (приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа).

В тексте:

Возможность заглянуть в свое будущее, разобраться со своими переживаниями и страхами, найти правильное решение дает книга В.И. Грачева и И. Айдарова51.

Возможность заглянуть в свое будущее, разобраться со своими переживаниями и страхами, найти правильное решение дает книга В.И. Грачева и И. Айдарова .

51 Грачев В.И., Айдаров И. Книга помощи. М., 2009. – 368 с.

  1. Грачев В.И., Айдаров И. Книга помощи. М., 2009. – 368 с.

Многие ВУЗы в РФ подключены к программе Антиплагиат ВУЗ (есть список на сайте ресурса). В некоторых действуют собственные программы проверки на плагиат, разработанные с учетом специфики дисциплины и профессионального языка, практически во всех – внутренние стандарты организаций и методические рекомендации по написанию, оформлению и защите ВКР. Необходимо ознакомиться с требованиями и постараться их выполнить.

Залог правильного цитирования для студенческих ВКР — в преимущественном применении косвенного (непрямого) цитирования. Не ко всем дисциплинам этот совет применим в полной мере. Прямые цитаты целесообразно представлять в виде скриншотов, не забывая в сопроводительном тексте ставить ссылки на первоисточники.

Используя чужие публикации (актуальные статьи в журналах, учебники и учебные пособия, монографии, патенты, законодательные акты и т.д.), необходимо переработать информацию, передать ее своими словами и новыми средствами – составить таблицы и схемы, сделать рисунки; формулы и таблицы из справочников представить в виде рисунков. Это позволяет:

  • лучше усвоить, систематизировать материал по изучаемой теме;
  • сократить количество знаков / страниц отдельных разделов и тем самым выдержать рекомендуемую структуру ВКР;

не «нарваться» на предупреждающие знаки и категоричные выводы антиплагиата и снизить вредоносность некоторых его действий.

Текста имеет не менее важное значение, чем его смысловая нагрузка. В частности, это касается цитат. Ошибки с подобными элементами текста – одни из наиболее распространенных, в том или ином виде их допускает большинство студентов. Далее мы детально разберем, как оформлять цитаты в курсовой, и приведем несколько практических примеров.

  1. Злоупотребление прямыми цитатами – признак курсовой работы низкого качества, умышленно «раздутого» ее объема. Кроме того, неуникальные цитируемые отрывки текста снижают общую уникальность курсовой. Не забывайте, что этот параметр принципиален во многих ВУЗах, и неудовлетворительное его значение ведет к снижению балла студента.
  2. Недопустимы слишком большие цитаты, занимающие едва ли не треть страницы. Причины те же – снижение уникальности работы, а следовательно, и ее качества. Большие цитаты допустимы лишь в исключительных случаях, к примеру, когда необходимо проанализировать отрывок художественного произведения, рассмотреть используемые автором средства художественной выразительности, манеру изложения и т.д.
  3. Цитирование справочной литературы не всегда уместно. Упоминание разного рода словарей и справочников вкурсовой не приветствуется, ссылки на такую литературу допустимы лишь во введении и при необходимости определения терминов.

Как оформлять цитаты в курсовой: самые распространенные способы

Существует две разновидности цитирования:

  • прямое
  • непрямое

В свою очередь, прямые цитаты могут вводиться в текст работы несколькими способами:

  • с указанием автора и источника непосредственно в тексте
  • со ссылкой на автора и источник

Непрямое цитирование

По оформлению этот способ наиболее простой. Еще одно его преимущество состоит в том, что текст цитаты можно изменять, использовать его дословно необязательно. Студент может изложить суть цитаты своими словами, выбрать из нее ключевые мысли.

Примеры непрямого цитирования:

Прямое цитирование

Несколько правил пунктуации при прямом цитировании:


Как привести неполную цитату? Иногда необходимо приведение цитаты без определенной ее части. В подобном случае слова, которые опускаются, заменяются троеточием. Такая конструкция может располагаться в любом месте отрывка – в конце, середине или самом начале. Если три точки расположены перед текстом, то есть опущено начало фразы, ее продолжение пишется уже с маленькой буквы. В одной цитате точками могут заменяться сразу несколько отрывков, на усмотрение автора работы.

Как цитировать, ссылаясь на источник?

К такому способу введения цитат прибегают чаще всего. Здесь допустимо использование сносок или квадратных скобок.

Если вы решили использовать сноски, это необходимо делать следующим образом:

То есть, следует привести цитируемую фразу, поставив после нее номер сноски. Номер указывается с включением параметра «Надстрочный знак». Внизу страницы ставится укороченная горизонтальная линия, под которой дублируется номер сноски (то есть «1»), ставится точка и указывается источник, чаще всего – с обозначением страницы.

Обратите внимание! Оформление сносок должно быть постраничным. Иными словами, недопустимо, чтобы цитируемая фраза оставалась на одной странице, а сноска с указанием ее источника оказывалась на следующей или далее. Дело в том, что нумерация сносок может быть не сквозной по всему тексту курсовой работы, а постраничной. То есть каждая следующая сноска считается первой для новой страницы.

При использовании квадратных скобок цитата вводится в текст отдельным предложением, без изменений текста и без упомянутых выше знаков препинания. После нее открываются квадратные скобки, в которых указывается номер источника и конкретная его страница.

Это выглядит так:

Обратите внимание! При использовании квадратных скобок учитывайте требования вашего ВУЗа относительно составления списка литературы. Нумерация цитат может быть как в порядке появления их по тексту, так и в алфавитном порядке (по названиям источников).

Немного теории

Прохождение антиплагиата или проверка уникальности текста давно стали важным критерием оценки диплома. Несмотря на это, мало кто до проверки четко представляет что это такое, поэтому давайте разбираться.

Уникальность текста оценивает Антиплагиат - «система автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников» (написано на antiplagiat.ru).

Антиплагиат делит текст на заимствованный (плагиат) и уникальный .

Заимствование бывает разным - плагиат, цитирование, парафраз, компиляция.
Плагиат - чужой текст, выдаваемый за собственный.
Парафраз (или «рерайт») -
пересказ чужого текста своими словами (путем замены слов и выражений) без изменения смысла текста.
Компиляция - написание работы на основе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников, т.е. завуалированный способ использования чужих идей под своим авторством.
Цитирование (или «белое» цитирование) -
точная выдержка из текста с указанием авторства (в виде сноски).

Учебные заведения устанавливают допустимые границы уникальности (оригинальности) текста выпускной работы (от 40% до 80%), чтобы получить допуск до защиты.

Уникальность текста - отношение числа уникальных элементов (слов, фраз) ко всем элементам текста, выраженное в процентах и варьирующее от 0 (полное отсутствие оригинальности) до 100 % (полностью уникальный текст).

А как у юристов?

Справедливой оценке уникальности текста мешают некоторые обстоятельства.

Согласно п. 6 ст. 1259 ГК РФ ряд объектов с признаками объектов авторских прав не считаются таковыми. Это официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, ... официальные документы международных организаций, а также официальные переводы.

Работа по юриспруденции, особенно ВКР, немыслима без цитирования нормативно-правовых актов и материалов судебной практики, но с точки зрения программы - это плагиат, хотя с точки зрения ГК РФ - нет. Парадокс.

Аналогична ситуация и с цитированием чужих трудов. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора..., но с обязательным указанием имени автора... и источника заимствования цитирование в оригинале и переводе в научных... или информационных целях... произведений в объеме, оправданном целью цитирования...

При этом закон не устанавливает максимальный объем допустимого свободного цитирования, а сочетание «в объеме, оправданном целью цитирования» является оценочным и дает почву для злоупотреблений (в том числе при проверке выпускных работ). В одних ВУЗах недопустимый объем цитирования из одного источника - это более 15-20% от объема ВКР, в других - любое цитирование.

В чем же проблема?

Формальный подход к подсчету совпадений исключает качественный анализ текста и не учитывает особенности оформления. Поэтому «плагиатом» могут оказаться и цитаты из первоисточников (оформленные по правилам цитирования), и положения нормативно-правовых актов и материалов судебной практики, и статистические данные, и фрагменты из ранее опубликованных работ автора ВКР, и даже указанные в сносках и списке литературы источники (что уже абсурд).

Сложившаяся ситуация противоречит и мнению ученых. Д.С. Прайс предложил квоту цитирования: работа представляет научную ценность, если в одном печатном листе (это примерно 9 листов А4) содержится 10-20 ссылок. Большее число ссылок заставляет заподозрить компиляцию или работу обзорного характера, меньшее может свидетельствовать о разрыве с научной традицией. Цифра в 10-20 ссылок основана на изучении 154 авторитетных американских и европейских научных журналов.

Не остаются в стороне и СМИ, благодаря которым в последнее время слово «плагиат» стало широко известно. Инциденты в научной сфере, связанные с неправомерным цитированием, превратились в скандальные истории в СМИ. В массовом сознании появился стереотип «плагиата». К сожалению, российские юристы недостаточно активно исследовали такое явление, а это привело к тому, что люди стали понимать слово «плагиат» как текст, в котором используется любой чужой текст.

Таким образом, разногласия из-за норм и принципов применения инструментов проверки диплома на оригинальность текста начинаются на этапе определения предметной терминологии, т.е. трактовки базовых понятий.

Но это еще не все. Антиплагиат использует одинаковые критерии проверки уникальности текста при проверке любых работ. Должен ли быть одинаковым подход к проверке научных публикаций, кандидатских и докторских диссертаций, учебно-методических материалов и студенческих работ? Навряд ли.

И другая несправедливость. Где проще получить уникальный текст - в работе по финансам (где можно произвольно менять названия фирм и цифры рассчетов) или по юриспруденции (где требуется дословно цитировать положения НПА\судебной практики)?

С чем же сталкивается дипломник в свете названных проблем? Рассмотрим только варианты, не связанные с повышением уникальности текста обманным путем. Проблемам, которые не учитывают «обманщики», посвящена отдельная публикация.

Следствием необоснованных требований к уникальности текста при формализме проверки работы становится, прежде всего, ограниченный выбор литературных источников. Студент вынужден писать диплом не из всего множества найденных источников, а только из источников с высокой уникальностью текста. И не всегда выбор делается в пользу серьезных научных публикаций - дипломник вместо научности публикации смотрит на уникальность ее текста.

Это глобальная проблема, потому что современное образование не учит студентов работать с литературными источниками, электронными каталогами библиотек, справочно-правовыми системами и прочими благами цивилизации. Научный руководитель, как правило, ограничивается советами «сходить в библиотеку» и «переписать учебник своими словами».

В такой системе координат нет разницы между работой, в которой процитировано 100 источников, отобранных из 300 источников, а процент цитирования из одного источника не превышает 2-3% и скачанным из интернета дипломом без единой правки или дипломом, написанным по одному учебнику, монографии или комментарию. Для Антиплагиата и ленивых\глупых научных руководителей обе работы - работы с низкой уникальностью текста, что грозит недопуском до защиты. И нет разницы, что на первую работу потрачены месяцы, а на вторую часы.

Что же делать?

Последствия обмана Антиплагиата мы рассмотрим в следующей публикации, а сейчас остановимся на другом.

Как можно раньше обсудите с научным руководителем (и на выпускающей кафедре) вопросы о проверке дипломной работы на плагиат. Выясните:

  • есть ли утвержденное положение ВУЗа о проверке работ на уникальность текста. Если есть - ознакомьтесь с ним. Если нет - выясните (желательно письменно или хотя бы под аудиозапись) как тогда решаются спорные вопросы и на чем основаны требования по уникальности текста ВКР;
  • какой системой и на каких условиях проверяется уникальность текста. Обычно это или базовая система Антиплагиат, или Антиплагиат.ВУЗ. Они различаются количеством баз, по которым идет проверка. Чем больше баз - тем с большим количеством текста сравнивается ваша работа. Если вы знаете как и по каким базам проверяется уникальность текста, вы можете заранее проверять источники, пытаться правильно оформлять цитирование и перефразировать.
  • кто проверяет уникальность текста. Многое зависит от компетентности проверяющего. Научный руководитель разбирается в специфике выпускной работы, но не разбирается в специфике работы Антиплагиата, а специальный человек (методист, секретарь или другое лицо) знает ньюансы работы Антиплагиата, но не разбирается в юриспруденции.
  • какие критерии уникальности текста. Выясните заранее у проверяющего считается ли плагиатом «белое» цитирование, собственные ранее опубликованные работы, сноски, список литературы. Требуйте их исключения при проверке.
  • что первично - научность или уникальность текста, что делать при отнесении к плагиату «белого» цитирования, какие критерии оценки компилирования научных мнений.
  • влияет ли (и как) объем цитирования одного источника относительно объема всей работы (есть ли разница, если брать материал из 100 источников по чуть-чуть и одним готовым дипломом из интернета с одинаковой уникальностью текста обеих работ).
  • предусмотрена ли процедура оспаривания результатов проверки уникальности текста, условия и последствия процедуры.

Как итог всего этого абсурда - информационное сообщение Минобрнауки РФ, в котором говорится, что «делать выводы о качестве научного исследования только по результатам компьютерной проверки невозможно и неправомерно. Признание «факта плагиата» может быть сделано только в судебном порядке» - Информационное сообщение Минобрнауки России «По вопросам процедур защиты и проверки текстов диссертаций» от 21.06.2013.