Как жили короли. Версальский дворец. Версальский дворец во франции

  • Горящие туры по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Слово «Версаль» из имени собственного давно превратилось в нарицательное и стало символом блеска, роскоши и безупречного вкуса. Версальский дворец в наши дни - одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции. И это вполне объяснимо - ведь на свете есть подражания этому шедевру эпохи абсолютизма, но так и не было создано ему равных.

    Людовик XIV хотел сделать чудо; велел - и среди пустыни, дикой, песчаной, явились темпейские долины и дворец, которому в Европе нет подобного великолепием.

    Николай Карамзин

    Символ французской монархии

    Занятно, что причиной создания дворца стала обычная человеческая зависть. Увидев однажды дворец Во-ле-Виконт , принадлежавший тогдашнему министру финансов Фуке, Людовик XIV уже не мог спать спокойно: он созвал ту же команду архитекторов, что создала дворец министра, и поставил непростую задачу - сделать «то же самое, но в 100 раз лучше». Желание монарха было исполнено: архитектор Луи Лево начал строительство в 1661 г., а 21 год спустя Версаль стал официальной королевской резиденцией - невиданно короткие сроки строительства для грандиозного здания площадью больше 6 га, состоящего из 3500 комнат! При создании дворца и его декора использовались новейшие технологии того времени: так, для оформления знаменитого Зеркального зала пригласили итальянских мастеров, которые в то время одни владели техникой амальгамирования. Для крупных строительных работ выписывали каменщиков из Фландрии вместе с их секретами - профессиональная репутация фламандцев в те годы была лучшей в мире.

    Хотя проект поражает масштабностью, во время строительства дворца старались соблюдать жесткую экономию: при всей пышности убранства в здании не предусмотрели ни одной уборной, а половина каминов была чистой декорацией.

    Могильщик французской монархии

    Если бы французы возводили Версальский дворец в наши дни, строительство обошлось бы им в четверть триллиона евро (американцы запустили 15 космических кораблей к Луне за вдвое меньшую сумму). Добавьте сюда расходы на расширение и перестройку дворца, содержание многотысячной толпы придворных и лакеев, грандиозные траты на балы и торжества - и станет ясно, насколько тяжелым бременем был дворец для экономики. Пока Версаль хорошел, Франция нищала, и меньше века спустя после «Короля-Солнца» его королевство пало, а в залах дворца хозяйничали вооруженные санкюлоты.

    Версальский дворец в наши дни

    Хотя Версаль и стал одной из причин гибели монархической Франции, сегодня он парадоксальным образом Францию спасает: благодаря многомиллионному потоку туристов Версаль стал донором национальной экономики - причем настолько значимым, что на его реконструкцию Республика выделила 400 млн EUR. В настоящее время открыты для посещения больше 1000 комнат дворца, включая всемирно известные Зеркальный зал, Большие и Малые королевские покои, Зал Битв и Королевскую оперу.

    Практическая информация

    Простейший способ попасть в Версаль из Парижа - воспользоваться поездом RER линии С (подойдет любой городской проездной с зонами действия 1-4). Также от Эйфелевой башни ходят специальные автобусы .

    Время работы: дворец открыт для посещения с апреля по октябрь во все дни, кроме понедельника. Кассы работают с 9:00 до 17:50, стоимость билета для взрослого 20 EUR. Цены на странице указаны на июль 2018 г.

    Король принудительно заставлял аристократов жить в Версале, держа всех под контролем. Кто уезжал из дворца, терял все привилегии, возможность получить посты и чины.

    После кончины Людовика XIV (1715 год) его пятилетний сын и Регентский совет Филиппа Орлеанского возвращаются обратно в Париж.

    Стены дворца помнят и визит Пётр I в королевские хоромы. Российский царь изучал постройку, чтобы применить увиденное во время строительства Петергофа.

    Людовик XV особо не изменял здание, только достроил Салон Геркулеса, начатый его отцом, Зал Оперы, дворец Малого Трианона. Людовик XV задумал соорудить часть здания для своих дочерей, поэтому была разрушена Лестница Послов, официальная дорога в Большие Королевские покои. В парке король завершает строительство Бассейна Нептуна.

    Вокруг дворца с годами разрастается город, население которого выросло до 100 тысяч, с учетом обслуживающих короля и его вассалов ремесленников. Три правителя (Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI), проживая в свое время во дворце, сделали все, чтобы все последующие поколения восторгались красотой, неповторимостью архитектурного ансамбля Версаля.

    В 1789 году Людовик XVI и Национальное собрание под давлением национальной гвардии во главе с Лафайетом переезжают в столицу Франции. Версаль перестает быть политическим и административным центром страны. Наполеон Бонапарт, придя ко власти, опекает Версаль. В 1808 году восстановили золотые зеркала, панели, доставили мебель из Фонтебло и Лувра. Планам по реконструкции не суждено было осуществиться: Первая империя рухнула, Бурбоны снова заняли трон.

    Во времена Луи-Филиппа дворец становится историческим музеем французской нации. К убранству замка добавились картины сражений, портреты, бюсты полководцев и выдающихся деятелей страны.

    Версалю довелось быть и представительством главного штаба немецких войск с октября 1870 года по 13 марта 1871 года. В этом же году Франция побеждена Германией, и в Зеркальной галерее провозглашается Германская империя. Большего унижения для французов нельзя было себе и представить! (Месть будет такой же унизительной в конце Первой мировой войны). Мирный договор, подписанный месяц спустя, позволяет правительству Франции сделать Версаль столицей. Только в 1879 году Париж восстановили в статусе главного города страны.

    Германия подписывает Версальский договор (1919 год), жесткие условия которого предполагали большие выплаты, признание единоличной вины Веймарской республики.

    Так уж повелось, что Версаль на протяжении своей истории примирял французов и немцев. Вот и после Второй мировой войны он стал свидетелем восстановления мира между двумя странами. С 1952 года Версальский архитектурный ансамбль начинает постепенно восстанавливаться на деньги правительства и меценатов. "Драгоценный камень" возвращает себе славу, блеск и ценность.

    В 1995 году создается Учреждение национального музея и имущества Версаля. С 2010 года меняется название органа на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Такой статус дал дворцу финансовую автономию и права юридического лица. С 2001 года Версаль состоит в Ассоциации европейских королевских резиденций. У Версаля есть свой президент. Первым его президентом был Жан-Жак Айагон, а с 2011 года эту должность занимает Катерина Пегард.

    Не один дворец в мире не имеет схожесть со дворцом Версаля, только некоторые были созданы под влиянием этого уникального, роскошного сооружения. Среди них можно назвать Сан-Суси в Постдаме, усадьба Рапти в Луге, Шенбрунн в Вене, дворцы в Петергофе.

    Поражающий воображение дворец в пригородах Парижа стал символом абсолютной монархии и роскоши последних французских королей.

    На современников он производил столь сильное впечатление, что многие правители других государств приказывали своим архитекторам создать для них нечто подобное.

    Хотя у всех посетителей Версаля этот дворец ассоциируется прежде всего с личностью легендарного Людовика XIV, достоинства этого городка оценил еще дед Короля-Солнце, король Генрих IV, любивший охотится в здешних лесах. Сын и наследник Генриха, Людовик XIII, в 1623 году распорядился построить там небольшой охотничий павильон. В начале 1630-х годов король выкупил у семьи Гонди и архиепископа парижского территории, прилегающие к его владениям, и заказал Филиберу Леруа нового, более представительного сооружения.

    Дворец Людовика XIII был завершен в 1634 году. Он представлял собой прямоугольное двухэтажное строение, имеющее два крыла, перпендикулярные главному корпусу.


    В центральной части находилась королевская спальня, ее окружали залы для приемов. Фрагменты этой планировки можно увидеть в здании дворца, существующем в наши дни: фасады вокруг так называемого Мраморного двора (Cour de Marbre) отличаются от всех остальных облицовкой из темно-красного кирпича, контрастирующего со светлыми архитектурными деталями - обрамлением окон, карнизами и декоративными элементами из кремового песчаника.


    Любимая резиденция Людовика XIV

    Когда в 1643 году умер его отец, Людовику XIV едва исполнилось четыре года, и он часто менял места пребывания. Официально главной королевской резиденцией попрежнему оставался Лувр, но юный король не любил Париж. Каждый год он вместе со своим двором выезжал на несколько месяцев из столицы и жил в замках Венсен, Фонтенбло, Сен-Жермен-ан-Ле.

    Впервые он посетил Версаль лишь в 1651 году, и с тех пор это место стало для него любимой резиденцией. Вскоре король задумал перестроить его, чтобы иметь возможность проводить гам время вместе со всем двором за разнообразными развлечениями. Для реализации этого замысла он пригласил художников и архитекторов.

    Здание спроектировал известный архитектор Луи Лево. занимались два художника - Шарль Эррар и Ноэль Куапель, перепланировка садов выпала на долю Андре Ленотра, в задачу которого входило также проектирование оранжереи. Работы были начаты в 1661 году, а три года спустя король уже смог пригласить гостей на первые дворцовые торжества, приуроченные к театральным постановкам, в том числе - пьес Мольера. В это время Людовик XIV принял решение о дальнейшей перестройке дворца. По проекту Лево, в 1668-1681 годах были возведены enveloppe -два массивных крыла, северное и южное, которые окружили и почти вобрали в себя дворец Людовика XIII. Крылья, расположенные параллельно центральной оси дворцово-паркового комплекса, были ориентированы в сторону въезда из города, и на образовавшемся между ними пространстве разместился так называемый Королевский двор (Cour Royal). Со стороны садового фасада, между ризалитами двух крыльев Лево поместил арочную анфиладу, над которой на верхнем ярусе устроил открытую террасу. Южное крыло предназначалось для апартаментов правителя, северное же служило королеве и ее фрейлинам.

    Зал, полный зеркал

    Людовик XIV не только сделал Версаль своей постоянной резиденцией, но и решил перевести туда правительство. Чтобы разместить многочисленную свиту и чиновников, потребовалась очередная масштабная перестройка, которая началась в 1678 году. Лево к тому времени уже умер, и его сменил другой королевский архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Он спроектировал впечатляющую Зеркальную галерею (Galerie des Glares), построенную со стороны сада между ризалитами на месте бывшей смотровой площадки. Галерея выходит на сад семнадцатью высокими полукруглыми окнами, напротив которых на внутренней стене размещены зеркала, по форме и размерам соответствующие окнам.




    Днем, когда в зеркалах отражался сад, галерея превращалась в арочный павильон, с двух сторон окруженный обширными цветниками, вечерами же зеркала множили огни освещавших галерею свечей, усиливая их яркость. На плафоне были представлены сюжеты, прославлявшие Короля-Солнце и его военные свершения. Это художественное оформление, завершенное в 1686 году, было выполнено по эскизам и под руководством известного живописца Шарля Лебрена.

    По обе стороны галереи, на первом этаже ризалитов, спроектированных еще Лево, были устроены два роскошных зала - Зал Войны в апартаментах короля и Зал Мира в крыле, принадлежавшем королеве.

    Ардуэн-Мансар спроектировал также два массивных крыла с внутренними дворами, расположенные перпендикулярно центральной оси всего сооружения. Южное крыло было завершено в 1684 году, но строительство северного из-за постоянно растущей стоимости проекта было приостановлено и возобновилось только в XIX веке. Архитектор перестроил два сооруженных Лево отдельно стоящих со стороны города павильона, разместив между ними просторный двор, который получил название двора Министров (Cour des Ministres).


    Людовик XIV со своим двором переехал в Версаль б мая 1682 года, когда строительные работы были в разгаре и даже королевские покои еще оставались незаконченными. Несмотря на неудобства, связанные с жизнью на строительной площадке, король не изменил место постоянного пребывания, и версальский дворец оставался резиденцией французских правителей вплоть до революции 1789 года.

    Последней реализованной частью проекта Ардуэн-Мансара стала Королевская часовня, задуманная архитектором как самостоятельное здание, соединяющееся с северным крылом дворца.


    Личные апартаменты монархов

    Несмотря на многочисленные перестройки, Версальский дворец смотрится изнутри как гармоничное целое, в едином выдержанном стиле доминируют черты классического барокко. Интерьеры - в частности, так называемые Большие апартаменты (Grands Appartaments) Людовика XIV и его жены, состоящие из множества залов и соединенные Зеркальной галереей, - поражают роскошью оформления, обилием скульптур, лепнины, золота и настенной живописи, представляющей подвиги олимпийских богов.




    В дворцово-парковом ансамбле Версаля нашлось место и для других построек. После покупки и сноса в 1668 году небольшой деревушки Трианон Луи Лево построил на ее месте Фарфоровый Трианон - ансамбль павильонов, облицованных бело-черными фаянсовыми плитками.

    Десять с лишним лет спустя Жюль Ардуэн-Мансар получил от короля указ возвести новый дворец, который предназначался для личных нужд правителя. В нижней части обширного комплекса, расположенного между двором и садом, можно увидеть воссозданные деревенские постройки, а изящные скульптурные украшения и розовый мрамор, облицовывающий фасад и колоннады, придают всему сооружению камерную изысканность.


    Дворец Трианон стал именоваться Большим (Grand), когда неподалеку появилась новая резиденция аналогичной конструкции, названная Малым (Petit) Трианоном. Его приказал построить в 1761-1768 годах Людовик XV, правнук и наследник Короля-Солнце, для своей фаворитки мадам де Помпадур. Автором Малого Трианона стал Жак-Анж Габриэль. В сравнении с другими постройками Версаля дворец действительно выглядит небольшим, а в его интерьерах сочетаются черты рококо и классицизма. Малый Трианон был любимой резиденцией королевы Марии-Антуанетты, получившей его в подарок от Людовика XVI.

    После того как в октябре 1789 года разразилась Великая французская революция, королевской семье пришлось покинуть Версаль, и дворец был разграблен. Он вновь обрел блеск во времена Луи-Филиппа, который распорядился устроить здесь музей истории Франции. После окончательного свержения монархии в Версале проводились заседания Конгресса и парламентские выборы президента Республики, а дворец Трианон служил местом проведения дипломатических встреч. В Зеркальной галерее 28 июня 1919 года был подписан Версальский мир, положивший конец Первой мировой войне.

    Знаменитые сады


    Скромный сад, окружавший некогда дворец, возведенный Людовиком XIII, во время правления его наследника беспрестанно изменялся - его расширяли и доводили до совершенства, дабы он своей роскошью соответствовал великолепию самой постройки. Андре Ленотр, проектируя сад в 1661 году, обозначил его основные черты, остававшиеся неизменными в течение 40 лет реализации проекта. Вместе с Ленотром работали художники и скульпторы - окружение дворца должно было соответствовать эстетическим требованиям, воплощенным в его интерьерах. Ближе к садовому фасаду были размещены цветочные партеры со строгой шахматной композицией, которые переходили в более высокие так называемые кабинеты и боскеты, образованные шпалерами стриженых кустарников и деревьев, увенчанных кронами строго определенной формы. Партеры создавали обрамление для двух фонтанов, украшенных скульптурными композициями. Ближе к дворцу расположен многоярусный фонтан, посвященный богине Лето (Латоне), матери Аполлона и Артемиды. Широкая аллея с газонами тянется от него к фонтану Аполлона. В центре установлена статуя бога Солнца, правящего колесницей, в окружении тритонов и дельфинов. Автор этих скульптур Жан-Батист Тюрби.

    Гармоничное сочетание строгих геометрических фигур зелени и водной глади характерно также для дальней части сада, где Ленотр построил два канала, пересекающихся под прямым углом. Больший из них, называемый Большим каналом (Grand Canal), завершался овальным прудом.


    Каналы, многочисленные небольшие фонтаны, водопады и искусственные гроты составляли, начиная с 1664 года, важную часть декораций всевозможных представлений и дворцовых торжеств. По Большому каналу, кроме традиционных парусных лодок, плавали гондолы, которые Людовик XIV получил в дар от венецианских дожей. Примечательно, что во времена этого правителя затраты, связанные с созданием и содержанием водной системы, составили одну треть стоимости строительства всего Версаля.


    Садовый комплекс, выдержанный в строгих геометрических пропорциях, с четко обозначенными смотровыми площадками, украшенный множеством статуй и вазонов на постаментах, стал квинтэссенцией черт «французского сада», который в XVII и XVIII веках разбивали во многих резиденциях Европы и Америки. Сад занимает внушительную площадь в 93 гектара, но в самом Версале носит название Малого парка (Petit Pare), поскольку за его пределами простирается несравненно большая территория - более 700 гектаров - Большого парка (Grand Parc), где находится сад, окружающий дворец Большой Трианон. Он устроен по аналогичному геометрическому принципу и украшен партерами, напоминающими восточные ковры.

    Чем интересен Версаль в окрестностях Парижа. Что посмотреть и чем заняться в самом дворце и окружающем парке, все интересные места Версаля.

    Даже во Франции с ее обилием архитектурных шедевров Версальский дворец представляет собой совершенно исключительный по красоте и историческому значению памятник. На постройку дворца король потратил колоссальную сумму, составившую в пересчете на нынешние деньги 260 млрд. евро, а площадь только внутренних залов достигает 67000 кв. метров. Посещение Версаля является обязательным для всех туристов, которым посчастливилось провести в Париже больше одного дня. Тех, кто сомневается в этом, убедят изложенные ниже 10 причин посетить любимую резиденцию Людовика XIV, прозванного Королем-Солнце.

    Популярные экскурсии в Версаль

    Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Начинать интереснее с (увидеть все интересные места и наметить маршруты прогулок). А затем выделить день на поездку во дворец Людовика XIV: - 4-часовая экскурсия по залам дворца и парку.

    Дворец Версаль: 10 самых интересных мест

    1. Образец для подражания

    Когда по приказу Короля-Солнце в 1661 г. началось сооружение дворца в Версале, вряд ли он рассчитывал, что завершение строительных и отделочных работ будет иметь место уже при его преемниках. Дворцовый комплекс должен был продемонстрировать мощь и величие королевской власти. Архитекторы Версаля - Л. Лево и А. Ленотр - сумели спроектировать здание в духе классицизма, поражающее не только размерами, но и внутренней гармонией. Аристократичная красота фасадов органично сочеталась с роскошью внутреннего убранства и парком, не имевшим равных в Европе.

    Очень быстро Версаль приобрел репутацию идеального жилища монарха, и правители других стран пожелали построить у себя нечто подобное.

    Находясь под впечатлением от резиденции французских королей, Петр Первый в Петергофе возводит свой символ имперского величия. Превзойти французский образец должен был не только Петергофский дворец, но и парк, и, надо признать, благодаря Большому каналу это удалось. Если бы не было Версальского дворца, не была бы построена и резиденция савойских королей - Венария Реале под Турином, и одна из жемчужин Баварии - резиденция Людвига II Херенкимзее. Даже спустя столетия Версаль продолжал вдохновлять королей и архитекторов.

    2. Экскурсии на русском языке

    Огромная очередь из туристов в Версаль

    Перед посещением Версаля не обязательно погружаться в исторические монографии и скачивать карту местности: в Париже легко найти как групповые, так и индивидуальные экскурсии с трансфером. Их тематика отличается разнообразием. Хотите вам расскажут в мельчайших подробностях историю строительства Версаля, а хотите - поведают тайны отношений королей и их фавориток. Есть экскурсии по Версалю Людовика XIV и Версалю Марии-Антуанетты, по русским местам Версаля (да, есть и такие), по парку и т. д. Стоимость их зависит от программы и продолжительности: самая недорогая обойдется в € 40-50. Но главный плюс посещения дворца с экскурсией - это возможность попасть внутрь без очереди, гид побеспокоится о билетах заранее.

    Турфирмы, предлагающие экскурсии в Версаль, широко представлены в Сети: можно искать в Гугле, можно на . Заказав экскурсию заранее, вы избавите себя от очередей и сможете осмотреть дворец с максимальным комфортом.

    Кстати, билеты нельзя назвать очень дорогими: посещение одного дворца стоит € 18, а комплексный осмотр, включающий дворец, Трианоны и сад - € 20.

    3. Транспортная доступность

    Если в XVII в. Версаль считался отдельным населенным пунктом, то сегодня это фактически пригород Парижа: дворец и столицу отделяет друг от друга меньше 20 км. Самостоятельно добраться до Версаля очень легко: достаточно сесть на одну из электричек RER (линия C), отправляющихся каждые 20 минут.

    Билет на электричку стоит всего € 7, время в пути - около 40 минут. С вокзалов Сен-Лазар и Монпаранс отправляется еще один поезд - SNCF (время в пути — 35 минут, цена билета около € 3,5), но станция, на которую он прибывает, находится достаточно далеко от дворцового комплекса. Ходит до Версаля и автобус №171: он не только дешевле электрички (всего € 3), но и подъезжает практически к самому входу.

    4. Зеркальная галерея в Версале




    Вытянувшаяся вдоль фасада Зеркальная галерея является одним из главных помещений дворца. Здесь короли устраивали пышные балы и приемы; праздновали свадьбы и принимали прошения. Невозможно перечислить все исторические и знаменательные события, связанные с Зеркальной галереей. Так, в этих стенах Людовик XV в 1745 г. встретил будущую мадам де Помпадур, а в 1919-м подписанный здесь мирный договор положил конец Первой мировой.

    В галерее мало что изменилось со времен Людовика XIV: все так же отражают позолоченный декор 357 зеркал, все так же выходят в сад 17 огромных окон, а с потолка свешиваются гигантские хрустальные люстры. Не хватает разве что серебряной мебели, отданной на переплавку еще в 17 веке, но ее отсутствие компенсируют позолоченные статуи, роскошные вазы и великолепная роспись сводов потолка, достигающего в высоту 10,5 м. Поскольку длина галереи - 73 м (ширина - 11 м), то немудрено, что пока придворные неспешным шагом доходили от одного ее конца до другого, между ними успевали вспыхивать романы и созревать интриги.

    Версальский дворец на карте Парижа

    Версаль расположен по адресу: Place d’Armes, Versailles, Франция.

    Экскурсия в Нойшванштайн - как добраться
    5 самых красивых замков Баварии - самостоятельно и с гидом


    Рубрика: Париж

    Удивительная вещь – амбиции! Если бы не они, мир никогда бы не увидел Версальского дворца, этого бесценного дара французской нации просвещенному человечеству. Дворцово-парковый ансамбль Версаль (фр. Parc et château de Versailles) – роскошный, пафосный символ французской монархии и, в особенности, эпохи правления «короля-солнце», Людовика XIV.

    Идея строительства дворцово-паркового комплекса возникла у монарха на почве зависти, которую он испытал при виде замка в Во-ле-Виконт, принадлежавшего министру финансов Фуке. Людовик XIV тут же принял решение создать архитектурно-ландшафтный шедевр, стократно превосходящий дворец министра по размерам и степени роскоши. А своего подданного, владельца резиденции в Во-ле-Виконт, заключил в тюрьму.

    В итоге в 1662 г. архитекторы Луи Лево, Андре Ленотр и художник Шарль Лебрен начали работы над сооружением замка, которые продлилось вплоть до 1715 г. – года смерти «короля-солнце». Однако на этом строительство не завершилось. Над его обликом в разные времена трудились архитекторы Лево, Франсуа д"Обрэ, Лемерсье, Ардуэн-Мансар, Лемюэ, Гиттар, Блондель, Дорбай, Робер де Котт, Лассюранс и еще целая плеяда великих мастеров.

    Величественный синтез дворца и парка в дальнейшем переходил от одной династии монархов к другой, и каждый из царственных обитателей Версаля внес собственный отпечаток в его архитектуру и внутреннее убранство.

    Этапы строительства

    Исторические хроники позволяют выделить три этапа строительства Версальского дворца.

    Начало первого этапа совпало с двадцатилетием Людовика XIV. Молодой монарх решил расширить охотничий замок своего отца, чтобы использовать его в качестве королевской резиденции. Команда известных архитекторов расширила и обновила замковые постройки в духе классицизма.

    Второй этап строительства Версальского комплекса начался после достижения Людовиком XIV тридцатилетнего возраста. В этот период был возведен новый дворец, окружающий старый замок подобно оболочке или конверту. В результате получилось U-образное сооружение, куда вошли два главных двора: Мраморный и Королевский. Впоследствии здесь била ключом театральная жизнь. Премьера пьесы Мольера «Мизантроп» состоялась именно здесь, в исторических стенах Мраморного двора Версальского дворца.

    Третий этап стартовал сразу после сорокалетия короля, в 1678 г. Возглавивший дальнейшее строительство Ардуэн-Мансар поставил перед собой амбициозную цель – максимально ускорить ход работ, дабы исполнить пожелание монарха. Королевский двор и правительство Франции в 1682 г. переместилось в Версаль. Усилиями Ардуэн-Мансара облик дворца заметно изменился. У него появились два Министерских крыла и огромные Северное и Южное крылья.

    Еще при жизни Ардуэн-Мансар начал сооружение Королевской часовни, закончил которую его преемник Робер де Котт.

    Версаль в цифрах

    Расположенный в пригороде Парижа небольшой городок Версаль ассоциируется сегодня у большинства людей исключительно с Версальским королевским дворцом – апофеозом потворства экстравагантным прихотям французских монархов.

    • Общая площадь дворцово-паркового комплекса – более 800 гектаров.
    • Удаленность от Парижа – 20 км.
    • Количество залов дворца – 700; число окон – 2000; лестниц – 67; одних лишь каминов – 1300.
    • Обстановку дворца-музея составляют 5000 единиц старинной мебели.
    • На строительстве было задействовано 30.000 рабочих.
    • 50 фонтанов Версальского парка потребляют 62 гектолитра воды в час. Для их работы была построена специальная система забора воды из Сены.
    • В парке произрастает 200.000 деревьев, ежегодно высаживается 220.000 цветов.
    • Общая сумма средств, израсходованных на строительство дворца, составляет 25 725 836 ливров, что эквивалентно 37 миллиардам евро. Примечательно, что все счета за период 1661-1715 гг. сохранились до сих пор.
    • 6500 картин и рисунков, 15.000 гравюр, более 2000 скульптур, находящихся в залах дворца, являются неотъемлемой частью культурного наследия нации.

    При Людовике XIV во дворце могло одновременно проживать 10.000 человек: 5000 дворян и столько же челяди (прислуги). Несмотря на то, что ансамбль Версаля – крупнейший в Европе, для него характерны удивительная целостность замысла, гармония архитектурных форм и ландшафтных решений.

    Великолепие Версальского дворца и окружающего его парка с ухоженными аллеями и фонтанами в 1717 г. вдохновили Петра I на строительство своей загородной резиденции в Петергофе, которую впоследствии стали называть русским Версалем.

    Исторические вехи

    История Версальского дворца насчитывает немало взлетов и падений, революционных потрясений, вражеской интервенции и периодов относительного затишья. Расскажем кратко об основных исторических вехах бывшей резиденции французских королей.

    При малолетнем монархе Людовике XV его регент Филипп Орлеанский принял решение о перемещении французского королевского двора обратно в Париж. Вплоть до 1722 г. Версаль пребывал в упадке, пока повзрослевший Людовик XV вновь не вернулся обратно во дворец со всей своей свитой.

    В конце XVIII в. Версаль оказался в центре драматических событий французской истории. Судьба распорядилась таким образом, чтобы именно эта, полная роскоши и шика королевская резиденция стала колыбелью Великой французской революции. В июне 1789 г. депутаты от третьего сословия торжественно поклялись не расходиться до тех пор, пока их требования о политических реформах не будут приняты.

    Тремя месяцами позже прибывшая из Парижа толпа революционеров захватила дворец и изгнала из него королевскую семью. За пять последующих лет предместье Версаль потеряло почти половину своего населения.

    Во время революционных событий дворцовый комплекс оказался разграбленным, из него была вынесена уникальная мебель и ценности, но архитектура зданий не пострадала.

    Версаль неоднократно захватывался прусскими войсками: в период наполеоновских войн (в 1814 г. и 1815 г.) и во время франко-прусской войны. В январе 1871 г. прусский король Вильгельм I устроил в Версале временную резиденцию и провозгласил весть о создании Германской империи.

    Точка в Первой мировой войне была поставлена именно в Версале, где в 1919 г. был подписан мирный договор. Это чрезвычайно важное событие стало началом Версальской системы международных отношений.

    Вторая мировая война нанесла серьезный урон дворцово-парковому комплексу. Жителям Версаля довелось пережить многое: жестокие бомбардировки, гитлеровскую оккупацию, многочисленные жертвы среди местных жителей. 24 августа 1944 г. город был освобожден французскими войсками, и для него начался новый этап развития.

    В истории замка был момент, когда судьба его висела на волоске. В 1830 г., после Июльской революции его планировали снести. Вопрос был поставлен на голосование в Палате депутатов. Перевес всего в один голос спас Версальский дворец для истории и потомков.

    Родовое гнездо аристократов и королей

    В Версальском дворце родились и проживали многие прославленные монархи и члены их семей.

    • Филипп V – основатель испанской линии Бурбонов, благодаря которому Испания в течение многих лет всецело находилась под влиянием Франции, была фактически французской провинцией.
    • Людовик XV (Возлюбленный) – деспотичный и внушаемый правитель, находившийся под влиянием своей фаворитки маркизы де Помпадур, умело игравшей на низменных инстинктах монарха, разорявшей государство своей расточительностью. По свидетельству историков, именно ему принадлежит знаменитая фраза «После нас хоть потоп».
    • Людовик XVI , знаменитый своим отказом от абсолютизма и ставший первым в истории Франции конституционным монархом. Несмотря на это, окончил свою жизнь на эшафоте, будучи обвиненным в заговоре против свободы нации.
    • Людовик XVIII , оставивший свой след в истории страны как проницательный политик и авторитетный администратор, автор многих либеральных реформ.
    • Карл X – известный своей активной контрреволюционной деятельностью после падения Бастилии и решительными мерами по восстановлению во Франции абсолютной монархии.

    Версаль – торжество эстетизма, очаг культуры и искусства

    Версальский дворец окружен роскошным парковым ансамблем, который уже несколько столетий восхищает умы и сердца всех, кто там оказывается. И это неудивительно, т.к. изначально дворцовый комплекс задумывался как шикарное место для увеселительных затей двадцатилетнего короля.

    Гармоничные и совершенные парковые скульптуры, широкие променады и изящные аллеи, многочисленные фонтаны, извергавшие тонны воды служили великолепными декорациями для монарших развлечений. Иллюминации и фейерверки, спектакли и маскарады, балетные постановки и всевозможные дворцовые праздники – и это далеко не полный перечень королевский увеселительных мероприятий, проходивших в Версале чуть ли не ежедневно. По крайней мере, до тех пор, пока он официально не стал государственным центром.

    Традиционными для Версаля были празднества в честь фавориток. Первым пример показал молодой Людовик XIV в 1664 г., учредивший для своей возлюбленной Луизы де Лавальер праздник под романтическим названием «Наслаждения очарованного острова». Легенды и слухи о веселом времяпрепровождении в Версале целое столетие будоражили Европу.

    Людовик XIV был большим поклонником искусств. В наследство ему досталось 1500 картин, и за годы своего правления он увеличил их количество до 2300. Несколько частей Версальского дворца были специально обустроены под экспозицию предметов живописи, графики и скульптуры. Величественные интерьеры были украшены фресковыми ансамблями художника Шарля Лорена. В многочисленных галереях красовались портреты Людовика XIV кисти Бернини и Варена.

    В 1797 г. в Версальском дворце открылся Музей искусств мастеров французской школы – в противовес Лувру, где хранились произведения зарубежных мастеров.

    Сохранить для потомков достояние нации

    Современным правителям не чужды амбиции - в самом лучшем смысле этого слова.

    В 1981 г. президент Франции Франсуа Миттеран предложил превратить Лувр в самый грандиозный музей мира и соорудить на входе огромную стеклянную пирамиду. Кстати, пирамида эта фигурирует в романе Джона Брауна «Код да Винчи». По сюжету, именно под ней была спрятана гробница Марии Магдалины и Священный Грааль.

    Спустя два десятка лет другой французский президент Жак Ширак стал инициатором не менее амбициозного проекта – широкомасштабного плана реставрации Версальского дворца, сравнимого по затратам с проектом обновления Лувра.

    Бюджет проекта по реставрации дворцово-паркового ансамбля Версаля составляет 400 млн. евро и рассчитан на 20 лет. Он включает в себя обновление фасадов дворцовых зданий, внутренней части Оперы, восстановление изначальной планировки садового ландшафта.

    Когда реставрация будет закончена, туристам откроют бесплатный доступ в те части замка, куда сегодня можно попасть лишь в составе организованных экскурсий.

    Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, Франция.

    Карта расположения:

    JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
    However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
    To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.