Какие есть субкультуры молодежи. Молодёжные субкультуры

Реферат по социальной психологии на тему: «Молодежные субкультуры»


Выполнила:

студентка 1 курса

Велихова Юлия


Санкт-Петербург



1.Введение

2.Понятие молодежная субкультура

.Эстетика молодежной субкультуры

.Классификация молодежных субкультур

.Социально-исторические предпосылки появления молодежной субкультуры

.Становление молодежной субкультуры

.Первые молодежные субкультуры. Мировые субкультуры двадцатого века

.Развитие молодежных субкультур в России

.Особенности молодежных субкультур в современной России

.Предпосылки вхождения молодых людей в субкультуру

.Примеры современных молодежных субкультур

Заключение

.Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Для своего реферата я выбрал тему «Молодежная субкультура» так как считаю что она является актуальной для нашего времени, так как молодым людям необходимо пройти через молодежную субкультуру, поскольку ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем пригодятся для входа во взрослую жизнь. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отдоляется от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чужого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы.

Сегодня существует очень много молодежных субкультур и неформальных организаций разного характера. В своей работе рассмотрим некоторые из них. Но для начала мне бы хотелось сказать о понятии молодежная субкультура вообще и о том как она образовалась.


ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА


Субкультура - (лат. sub - под и cultura - культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней

вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

как правило, молодежные субкультуры возникают на основе тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежные субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), а также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры - это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга - неологизмы.


ЭСТЕТИКА МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ


Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес.

Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов молодежных субкультурных групп.

В обрядах и ритуалах, к которым достаточно часто прибегают в своей публичной жизнедеятельности молодежные культуры, широко проявляется театрализаця.

Созданию и функционированию собственного языка, знаков и символов отдельных молодежных субкультур свойственен игровой момент. Так же он характерен для молодежных субкультур в различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в виде театрализированных акциях, шоу, перфомансах, хеппингах, манифестациях, фестивалях.

В демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных молодежных субкультур находит свою актуализацию артизация.

Молодежная субкультура практически не знает национальных границ и легко и быстро распространяется по странам, регионам и континентам.

Молодежная субкультура мозаична и недолговечна, зачастую она трансформируется и сменяется с приходом нового поколения.


КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР


Существует несколько классификаций или типологий молодежных субкультур.

По социально-правовому признаку выделяют:

) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды).

) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты).

) асоциальные - они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу (хиппи, панки)

По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

) увлечение современной молодежной музыкой;

) устремление к правопорядковой деятельности;

) активно занимающиеся определенными видами спорта;

) околоспортивные (различные фанаты);

) философско-мистические;

) защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, байкеры).

) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

) криминальные ("гопники", "люберы")

) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Социолог З.В.Сикевич дает несколько иную характеристику субкультурного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

) со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы);

) с социальной позицией;

) с образом жизни;

) с альтернативным творчеством (официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие).

Также молодежные движения можно разделить на следующие группы:

) Связанные с музыкой (рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура).

) Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы).

) Связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры).

) Связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, толкиенисты, геймеры).

) Связанные с компьютерными технологиями (хакеры).

) Враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты).

) Религиозные объединения (сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты).

) Группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы).

) Элита (мажоры, рейверы).

) Антикварные субкультуры (битники).

) Субкультура масс или контркультура (гопники).

) Социально-активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).

И наконец, типология молодежных субкультур, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

) группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);

) группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);

) группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);

) эстетствующие группы («митьки»);

) группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);

) криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы).

На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других.


СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ


Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни современных индустриальных обществ. Разворачивалась научно-техническая революция, был положен конец естественно-природной сфере, и началась эра искусственно-технологическая. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность и индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность.

Формирование массового общества пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры.

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура..

Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;

) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.


СТАНОЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ


Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, но оно необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры.

Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, а специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Идея нескончаемого детства встречается в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.


ПЕРВЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ. МИРОВЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Социологические исследования западных ученых 1930 - 50-х годов пристальное внимание уделяют изучению культурного бума в обществе. Первые субкультуры, которые сейчас уже ушли в прошлое, отличались значительным радикализмом в суждениях и обширной сферой интересов.

Проявление индивидуальности и контрастности в противовес существующим стандартам впервые были зафиксированы в США и Европе, и коснулись практически всех сфер жизнедеятельности социальной структуры того времени - литературы, музыки и кинематографа. Наглядным примером первого и самого распространенного молодежного движения, зародившегося в 50-е годы ХХ века, можно называть американских битников, главным толчком к возникновению которых стал протест против существующих культурных и социальных догм, непреодолимая жажда свободы везде и во всем.

Примерно в шестидесятых стали появляться хиппи. Также шестидесятые годы знаменуются увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.

Семидесятые - годы расцвета рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляется такое направление, как глэм-рок. В 1979 все средства массовой информации признают такую субкультуру как готика.

В восьмидесятых возникли неоромантики и электро-поп. Восьмидесятые также принесли рэп: специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку. Девяностые годы это цветастая смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах.

В конце двадцатого века постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур.


РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ


Историю развития молодежных субкультур нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е годы «стиляг» - эпатажной и контркультурной группы городской молодежи, ставшей своеобразным символом «первой волны». Одевались и танцевали они «cтильно», за что и получили презрительную кличку «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, - «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-н-ролл. С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х годов КСП (клубов самодеятельной песни). КСП - это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. «Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями - с середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную оставляющую - рок-музыку. В молодежную среду постепенно проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е годы возникает так называемая «Система» - советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование субкультур было признано официально. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры.


ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


По мнению Лупандина В.Н., формирование и развитие молодежной субкультуры характеризуется заимствованием элементов чужеродной культуры, которые под воздействием социокультурных особенностей того или иного общества обретают специфические национальные черты. Особенность отечественных молодежных субкультур, состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

По мнению Кофарина Н.В., субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

· от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;

· от возраста. Пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;

· от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Российская Федерация как государство с большим территориальным пространством и многонациональным составом населения характеризуется существенными региональными и национальными отличиями, предопределяющими региональную специфику российской молодежной субкультуры.

Молодёжную субкультуру России необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные - формальные или неформальные структуры. Несмотря на различие в происхождении, молодежь различных социальных групп стоит перед одной и той же проблемой перехода из одной возрастной группы в другую.


ПРЕДПОСЫЛКИ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В СУБКУЛЬТУРУ


Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. Можно выделить следующие предпосылки вхождения молодых людей в ту или иную субкультуру:

в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

в формальной группе: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;

в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;

в среде безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);

при несоответствии реального социального статуса желаемому (воображаемому).

Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки.

Однако молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.


ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР


·Хипстеры

Хипстер, хипстеры (инди-киды) - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально означало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки; в наше время обычно употребляется в смысле «обеспеченная городская молодёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т.п».

Идеология:

Кто-то называет хипстеров «антикапиталистами», либералами с социалистической философией. Сами представители данной субкультуры ничего открыто не пропагандируют, они всячески за внешнюю и внутреннюю свободу человека, поэтому и поддерживают движения за женские и гейские права. Хипстеры, как правило, не принадлежат к каким бы то ни было религиозным конфессиям - чаще всего они агностики или атеисты.

Происхождение:

Хипстеры самая спорная в терминологии субкультура. О ее появлении до сих пор ходят ожесточенные споры. Обычно ее относят к концу сороковых годов. По составу втянутых в эту субкультуру людей можно с уверенностью сказать: для хипстеризма не было ни расовых границ, ни социальных ограничений.

Берроуз в «Джанки» писал: «Хипстер - тот, кто понимает и говорит на «джайве», просекает фишку, у кого есть и кто с этим».

Сейчас доподлинно известно, что эта субкультура зародилась в Нью-Йорке. Причем, как и первоначальное понятие, так и современное.

Хипстер слушает только модную музыку. В 40-е он был повернут на джазе, в 60-е - на психоделическом роке. Хипстеры 90-х первыми узнали, что такое трип-хоп. Современный хипстер слушает американцев Clap Hands Say Yeah и Аrcade Fire и т.п. Некоторые всерьез увлекаются коллекционированием пластинок и дисков определенных стилей: джаза, нойза или инди-рока.

Атрибутика:

Узкие джинсы.

Майка с принтом. На майке обычно изображены смешные фразы, животные, кеды, машины, стулья, молескины, ломографы и Лондон.

Очки в толстой пластиковой оправе. В них часто стоят стекла без диоптрий.

Ломограф.

Айпод/Айфон/Макбук.

Блог в интернете.

Футбольные хулиганы

Футбольные хулиганы - представители одной из молодёжных субкультур, характеризующиеся тем, что символом своего объединения в некоторые группировки в рамках субкультуры считают принадлежность к разряду футбольных болельщиков определённой команды (клуба). Как и любая иная субкультура, футбольный фанатизм имеет определённые характеризующие его черты: «профессиональный» сленг, определённая мода в одежде, стереотипы поведения, иерархические общества, противопоставление себя «противникам» и т. д.

Зарождение:

Футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует и на настоящий момент, начало зарождаться в Великобритании в конце 1950-х годов.

В России процесс зарождения новой субкультуры напрямую связан с началом выездной деятельности определённой части поклонников советских клубов. Первыми посещать гостевые игры своего клуба в начале 1970-х начали поклонники «Спартака», вскоре к ним присоединились фанаты и других московских команд, а также фанаты киевского «Динамо», и ленинградского «Зенита».

В настоящее время:

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге - «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

Стоит различать футбольных хулиганов и такую организацию, как ультрас. Ультрас - высокоорганизованные фанаты определенного клуба. Группировка Ультрас - это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды - промо-атрибутикой, популяризацией своего движения, распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.

Признаки:

·Отсутствие присущей обычным болельщикам атрибутики (футболок, шарфов клубной раскраски и дудок).

·Куртки, футболки, поло, свитера фирм Lonsdale, Stone Island, Burberry, Fred Perry, Lacoste, Ben Sherman и прочее.

·Белые кроссовки на липучках и прямой подошвой.

·Прямоугольные сумки через плечо притянутые повыше к спине или сумочки типа «кенгуру», надетые через плечо и притянутые поближе к шее.

У футбольных хулиганов есть свой стиль и свои бренды, свои пабы, музыкальные группы, свои художественные фильмы.

Некоторые слова из сленга хулиганов:

А?кция - операция, проводимая какой-либо группировкой фанатов против другой

Аргуме?нт - камень, бутылка, палка, железная пряжка и пр.

Ба?ннер - транспарант (как правило, с эмблемой клуба или фанатской группировки), размещаемый болельщиками во время матча на трибунах. - Как правило, содержит лаконичное, актуальное высказывание, имеющее прямое отношение к теме матча

Вы?езд - поездка фанатов в другой город/регион/страну на матч своей команды

Выноси?ть - одерживать победу в драке с фанатами другой команды

Глума? - активная поддержка команды на трибуне

Де?рби (английский Derby) - 1. встреча двух команд из одного города; 2. встреча двух команд, находящихся на первых строчках турнирной таблицы

Заря?д - речёвка

Ле?вые - болельщики, не имеющие отношения к официальным объединениям фанатов

Мя?чик - футбольный матч

Про?воды - нападение во время отправления на выезд одной фанатской группировки на другую

Ро?за - шарф с атрибутикой клуба

Ска?ут - разведчик

Трофе?й - снятый шарф, отнятая пряга или флаг

Растаманы

Растаманами в мире традиционно называют последователей растафарианства.

Растафарианство - монотеистическая авраамическая религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-х годах на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований негров - потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь, Маркуса Гарви), которая привела к образованию музыкального стиля регги в 1960-х.

Возникновение растаманства в России:

В России данная молодежная субкультура образовалась на постсоветском пространстве в начале 1990-х годов. При этом ее представители не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства, а причисляют себя к этой группе в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и музыку регги в целом, используют для идентификации комбинацию цветов «зелёный-жёлтый-красный» (например, в одежде), некоторые носят дреды.

Одним из первых представителей растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году.

Сейчас в Москве, Петербурге и других городах существуют достаточно большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали), поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы - по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли.

Идеология:

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в песнях, атрибутике.

Растаманы позитивно относятся к Джа и негативно к так называемому «вавилону» как прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре.

Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов и алкоголя, а также негативно к приёму психоделиков, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает.

oУльтраправые. НС-скинхеды

Ультраправые, крайне правые, радикальные правые - термин для обозначения носителей крайне правых политических взглядов. В современном мире используется в основном для обозначения сторонников расового превосходства, неофашистов, неонацистов и ультранационалистов.

НС-скинхе?ды (Nazi skinheads или National Socialist skinheads) - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер.

Зарождение:

Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60-х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода - модами, а также с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени - регги и, в меньшей степени, ска.

НС-скинхеды появились к концу 1982 года, как результат политической агитации лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов). Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) - солдат Священной Расовой Войны, который борется против - всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодёжи.

На рубеже 1990-х годов, после распада СССР, субкультура НС-скинхедов проникла в Россию.

Идеология

НС-скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму.

НС-скинхеды - крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма.

НС-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, в некоторых случаях мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места

Особый культ у НС-скинхедов существует вокруг личности Гитлера и некоторых других лидеров нацистского движения.

Многие НС-скинхеды являются агностиками или даже атеистами. В России существуют группы НС-скинхедов, исповедующих православие, остальные же являются крайними противниками христианства и православия в частности, поскольку Иисус Христос - еврей, а христианство зародилось в контексте мессианских движений иудаизма.

Являясь участниками праворадикальных движенией, НС-скинхеды - сторонники крайних мер с применением насилия, что обычно трактуется как экстремизм. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.

Внешний вид:

oБритая наголо голова или очень короткая стрижка

oОдежда торговой марки Lonsdale и Thor Steinar

oТяжёлые высокие ботинки (Dr. Martens, Grinders, Steels, Camelot)

oСветло-синие джинсы (Levis, Wrangler) или джинсы-варёнки

oБелые футболки, чёрные или коричневые рубашки, поло и тенниски (Fred Perry, Ben Sherman)

oКороткие, чёрные и тёмно-зелёные куртки на «молнии» без воротника - «бомберы», или с воротником - «штурманы»

oНацистская символика

oТатуировки

·Хип-Хоп. РЭПеры

Хип-хоп (англ. hip hop) - культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка. 12 ноября 1974. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: эМсиинг, ДиДжеинг, брейкинг, граффити, и knowledge (определённую философию). Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и сленг.

Зарождение:

Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его «основную линию» - протест против неравенства и несправедливости, оппозицию к власть предержащим.

Эстетика субкультуры:

Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило, с прямыми козырьками) известных брендов (напр. KIX, New Era, Joker, Tribal, Reebok, Roca Wear, FUBU, Wu-Wear, Sean John,AKADEMIKS, ECKO, Nike, Adidas) футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные надвинутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Причёски короткие, хотя также популярны короткие дреды. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны, брелоки), но ношение украшений в большей мере относится к афроамериканцам.

В качестве примеров я рассмотрела самые популярные, по моему мнению, на сегодняшний момент в России молодежные субкультуры. Но наряду с ними существует еще масса других разнообразных молодежных субкультур и движений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

молодежный субкультура символ феномен

Проанализировав источники я пришел к выводу, что первостепенная причина ухода подростка в молодежную субкультуру - это потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против формализма взрослых. Важно понимать, что с одной стороны, молодежные субкультуры культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой стороны, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. На этой стадии родители и социальные службы обязаны направить молодого человека


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко Энциклопедия социологии // Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

Дарья Сакинсян «Субкультуры-fresh: Хипстеры» // Частный корреспондент

Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС.2004

Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002.

М.И. Еникеев. Общая и социальная психология // Норма - Инфра 1999г.

Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры //Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион». - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

Свечников С. К. Методическое пособие «Молодежь и рок-культура». Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007

Татьяна Прудинник «Форма без содержания: кто такие хипстеры?» //www.interfax.by

Http://traditio-ru.org/wiki/ТСДНЭ:Футбольные_хулиганы


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Субкультурный дискурс в отечественной науке возник в конце 1980-х гг. Этот период характеризуется значительным плюрализмом методологических концепций исследования молодёжи, связанным с ростом либерализации советского общества. Западный стиль жизни, в особенности потребительские практики, по-прежнему позиционировались как чуждые советской молодёжи, однако его культурное влияние на молодое поколение времён перестройки уже не подвергалось сомнению.

В конце 1980-х гг. в СССР появляются многочисленные молодёжные субкультуры, многие из которых уже прошли на Западе полный цикл своего существования - хиппи , панки , металлисты , байкеры и др., а также отечественные молодёжные объединения - «митьки », Московская рок-лаборатория, Ленинградский, Свердловский, Рижский рок-клубы, клубы самодеятельной песни (КСП) и др. Исследователи этого периода приходят к осознанию реального многообразия молодёжных идентичностей, соответственно, возрастает интерес к специфическим социокультурным практикам.

Советские исследователи, избегая термина «субкультура», использовали понятие «неформальное объединение молодёжи » (НОМ). В работах С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, И.В. Бестужева-Лады, А.И. Ковалёвой, В.Ф. Левичевой, П.С. Гуревича, И.К. Кучмаевой, В.А. Лукова исследуются культурологические, социокультурные, социально-психологические аспекты функционирования таких объединений.

Альтернативщики - молодежная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесенная в Россию в 1990-х. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Новая волна субкультуры альтернативщиков является одной из наиболее популярных субкультурных явлений современности и полностью соответствует характеристикам типа. На эту достаточно массовую целевую аудиторию в России сегодня ориентировано множество интернет-сайтов, ночных клубов, магазинов и даже кабельный телеканал.

Альтернатива также является и молодёжным движением , объединяющим как отдельные специфические субкультуры (эмо ), так и множество неформалов, не идентифицирующих себя с той или иной субкультурой, но реализующих повседневные жизненные стратегии в рамках альтернативного движения. Объединяющим признаком движения является пристрастие к музыке в стиле alternative, metalcore, hardcore и т.п.

Мы считаем возможным включить субкультуру эмо в рамки альтернативного движения в силу общности стилистики, социально-демографических, ценностных и поведенческих характеристик их представителей, а также генезиса музыкального стиля emocore в рамках альтернативной сцены. Альтернативщики используют атрибутику, схожую с эмо-стилистикой, но избегая андрогинных элементов: штаны и футболки свободного кроя, кеды, часто - причёски из дред и обильный пирсинг. Можно сказать, что они предпочитают стиль «унисекс» в одежде и поведении.


Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. В России они появились в 1990 году. Готическая субкультура весьма разнообразна и неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике , любовь к готической музыке.

Изначально готами называли поклонников готической музыки, но позднее субкультура распространилась и на литературу, кино, живопись. И все же главную роль в данной субкультуре несет своеобразное мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти- как фетиш, что может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Но не стоит забывать, что готика появилась благодаря музыке, и по сей день, она является главным объединяющим фактором для всех готов.

Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика , остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения - золото принципиально не используется, поскольку расценивается, как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет солнца.

Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого. Мейк-ап остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре: плотный слой белой пудры на лице, чёрная подводка глаз и губ.

Металлисты (металхэды или металеры) - это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в России в 1980-х годах. Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Внешний вид металлистов:

Длинные волосы у мужчин

Кожаная куртка-косуха, кожаный жилет.

Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.

Напульсники - кожаные браслеты

Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах

Тяжелая обувь - камелоты, гриндерсы, короткие сапоги с цепями-казаки.

Джинсы (обычно синие или чёрные), кожаные штаны.

Цепи, крепящиеся на пояс

Панки - молодёжная субкультура, возникшая в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, в России эта субкультура появилась чуть позднее- в 1980-х годах. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Для панков характерно стремление к личной свободе и независимости, принципы "не продаваться", "полагаться на самого себя".

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем: многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска "ирокез". Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Также носят рваные протёртые джинсы (которые они сами специально режут).

Рокеры появились как субкультура в пятидесятых - начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри , ранний Элвис Прэсли . Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки, военные футболки и ботинки. Другая сторона рокерской культуры - злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Хип-хоп - молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп , рэп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира, а также в России. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки.

Стиль любителей хип-хопа : большинство носят джинсы - "трубы" и плотные рубашки или спортивные футболки, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру. Одежда больших размеров приветствуется. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки- это обязательная атрибутика представителей этой субкультуры.

Молодежь, которая является частью данной субкультуры можно классифицировать, как достаточно специфическую и неординарную. Хип-хоп мода и дальше будет влиять на очередные молодые поколения потребителей, а артисты и их поклонники находить новые пути развития субкультуры. Эмо - молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Как и большинство современных субкультур, эмо берет начало в США в середине 80-х годов. В России же об этой субкультуре стало известно лишь в начале XXI века.

Выражение эмоций - главное правило для тех, кто относит себя к субкультуре эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо- ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Наиболее типичная для них одежда - это узкие джинсы, кеды с яркими или чёрными шнурками, чёрный или розовый ремень, клетчатая косынка-арафатка на шее.

Гламур - одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.

Родом из Люберцев: люберы

Люберы - широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.

Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев - группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.

Скинхеды . Их отличительный символ - свастика , знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов». Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии - молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет.

Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше... то эта новость принесет бурную радость.

Субкультурный феномен гопников является чисто российским. Сущность мировоззрения представителей этой субкультуры - агрессивное отрицание базовых общественных ценностей: высокого уровня образования, межэтнической толерантности , нравственности, труда, стремления к самосовершенствованию. Гопники - принципиально маргинальное течение, где размыты представления о социальных, нравственных, правовых нормах. Основным средством проведения досуга представителей гоп-культуры является мелкий грабёж и уличные драки.

Преступления всегда совершаются большой «бандой» против одиночной жертвы или группы, значительно уступающей по численности. Чаще всего нападениям гопников подвергается неформальная молодёжь - от металлистов до рэперов. Слово «гопник» не используется представителями субкультуры для самоидентификации. Человека, который разделяет ценности гоп-культуры, внутри группы называют “пацаном” или “нормальным пацаном”. Интересным представляется выбор слова «пацан», которое в русском языке является синонимом слов «мальчик», «юноша».

Если, к примеру, неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, то гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все - «нормальные», а не девианты . Сообщества гопников находятся под сильным влиянием криминальной субкультуры. Это проявляется, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения, однако отождествлять эти две субкультуры было бы неправильно. Без сомнения, гопники выделяются из общей массы внешним видом, одеждой. Изначально, спортивный костюм и кепка были единственной одеждой, которую семья могла себе позволить.

Сейчас гоп-культура постепенно теряет ассоциацию с бедностью, социальная дифференциация наблюдается и среди гопников. Инвариантность моды относительно социального положения свидетельствует о том, что совокупность показателей, описывающих социальную группу гопников - это не просто характеристики бедной, плохо воспитанной, необразованной молодёжи, она может претендовать на то, чтобы рассматриваться в качестве особой субкультуры. Современный уровень распространения гоп-культуры приводит к смешению в сознании молодых людей представлений о «норме» и девиации, экспансию гопнических «ценностей» во многие другие социальные группы.

Фаны. Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России. Что характерно для фанов - они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни. Впрочем, и эти объединения сильно разнятся. Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни». Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге - «пьяница»). Как можно догадаться, это - болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Экологисты. Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа » по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры vs Мотоциклисты. Мамы и папы современных подростков наверняка помнят, как в середине 80-х распространилось новое направление в музыке - хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами.Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками.

Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим. Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации. Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры. Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы.

Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи. Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

Рейверы. В англо-русском словаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». Покопавшись в Интернете, можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» - «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения». Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образ жизни. Потому что обычно рейверы - посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

К этому типу относится субкультура рейверов , возникшая в 1990-е гг. и связанная с появлением специфической клубной музыки techno и trance. Рейв-культура реанимировала нарко-психоделические эксперименты времён главного идеолога экстази Тимоти Лири, т.е. контркультуры 1960-х, представляя собой своеобразную форму неохиппизма, действующего уже не в урбанизированном пространстве, а узких рамках клубной ночной жизни.

Рэйв, по мысли некоторых исследователей, можно считать реакцией на информационный бум современности, выражающейся в протесте против рационалистических ценностей и пропаганде внутренней свободы, индивидуализма, поиска мистического, сакрального смысла бытия и пр. Однако подобная характеристика применима лишь к эпохе возникновения рэйв-культуры. Сегодня же эта субкультура не требует полной идентификации и является формой организации рекреационных практик молодёжи, любящей музыку techno и trance.

В повседневности субкультурная принадлежность индивида может никак не проявляться. Несмотря на то, что в настоящее время рейв утратил контркультурный пафос, он существенно повлиял на возникновение и развитие некоторых современных молодёжных субкультур и субкультурных направлений. Так, элементы стилистики рейверов (флюоресцентные ткани, светящиеся элементы костюма, футболки с психоделическими рисунками, наращивание волос искусственными материалами) были заимствованы фрик-культурой и киберготикой.

Диггеры . Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира... Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще.Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Хакеры (компьютерные фанаты) - Впервые благодаря Голливуду мир узнал о «хакере» и о его возможностях. Часть молодежи подхватила художественный образ, как противопоставление обществу взрослых и обратило свой взор (и «кошелек») на бурно развивающуюся отрасль информационных технологий. Появились сотни подростков-любителей, которые пытались стать «хакерами», воплотить в себя первый образ «героя-бунтаря» созданного Голливудом. Однако все таки это в основном студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров - к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, - достаточное основание для их сближения при типологизации.

Субкультура растаманов представляет собой версию ямайской религии растафарианство , адаптированную для молодёжи. Первые растафари появились на Ямайке в 1930-е гг. Они поклонялись бывшему императору Эфиопии Хайле Селассие (который получил у них имя Джа Растафари) и считали его посланником Бога . Нетрадиционное религиозное объединение трансформировалось в субкультуру в 1960-е гг., когда появилась музыка регги. Сегодня раста-культура существует по всему миру, в том числе и в России, основываясь на особой атрибутике (причёски из натуральных дред, яркая одежда свободного кроя, трёхцветные шапки), музыке регги и курении ганджа (конопли) во славу некогда существовавшего бога Джа.

Возникновение инди-культуры в середине 1970-х гг. является своеобразной переломной точкой в молодёжной субкультурной среде: окончательная смерть контркультуры в лице панков и появление альтернативной культуры «безмолвного протеста» поп-сцене, моде и потребительству. Наряду с течением пост-панка, давшим начало готической культуре, протест инди был эскапистским, не предполагавшим совершения противоправных или эпатирующих действий. Музыкальная инди-сцена (от англ. «independent» - независимый) создавалась в качестве оппозиции мэйнстриму и предполагала полную свободу экспериментов со звуком. Имидж представителей этой субкультуры полностью заимствован и в современном его варианте различим лишь для знатоков.

В России инди-культура воплотилась в увлечение «продвинутой» столичной молодёжи, уставшей от гламура. Её представителей сегодня принято называть хипстерами, хотя изначально данное название принадлежало субкультуре, существовавшей в США в 40-50-е гг. XX в. Инди-музыка в настоящее время продолжает выпускаться на независимых лэйблах, однако сама субкультура органично вписалась в массовую культуру (например, на неё ориентируются такие популярные издания, как «Афиша»).

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. Роллеры любят соревноваться. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х гг.

Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Стержень любой молодежной субкультуры - это уличный стиль. Сленг - одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком - пропуск в группу.

Вступая в юношеский возраст, индивид отстраняется от семьи, ищет новую компанию, которая позволяет ему проходить социализацию. Официальные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на «социальную (общественную) жизнь», не затрагивая личную жизнь. Именно поэтому молодежь оказывает предпочтение не официальной структуре, а молодежной субкультуре, где у них есть возможность реализоваться на уровне социальных коммуникаций в своей социальной среде.

Конфликт молодежных субкультур

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, - это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур, от конфликтах, происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Конфликт внутри культуры всегда имеет подчиненное место, так как разрушает традиционные механизмы ее самосохранения и устойчивого развития. Здесь возможен также конфликт культурных и цивилизационных основ общества, представленных разными социальными группами. В частности, между различными субкультурами.

Наше общество состоит из различных социальных групп, отличающихся как по количеству входящих в нее индивидов, так и по характеру групповой направленности.

Футбольные болельщики

Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).

Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время, не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. В среде фанатов брестского «Динамо» выделяется такая группировка, как неформальная организация «Blue-white Devils» - «Бело-голубые дьяволы», численность - около 300 человек.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. «Дьяволы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые, ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» - самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ:

друзья: фанаты БАТЭ (Борисов), минского «Динамо»;

враги: фанаты «Днепра» (Могилёв), «Гомеля», «Шахтера» (Солигорск), «Славии» (Мозырь), «Белшины» (Бобруйск), «Ведрича» (Речица), витебского «Локомотива»;

нейтралитет : фанаты минского «Торпедо».

Фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Байкеры versus мотоциклисты

В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России - недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Они придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Когда работа закончена, небольшие группы (дружеские компании) едут достаточно спокойно (не нарушая правил) на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия - «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave - бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Сло­варе современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения» Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов. Оторвавшись от источника, рейв приобрел интернациональные черты, свойственные и нашим последователям из среды молодежи. Рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера - ночной. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, - своего рода альтернатива рок-музыке.

Хип-хоп культура

Хип-хоп - «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг . В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера.

Брейк-данс (англ. Breakdance - «ломаный танец») - вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг». Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп и с разделением территории больших городов на зоны, контролировавшиеся командами брейкеров. Конкуренция групп порождала усложнение брейка как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

Рэп (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерацииpsyfactor.org/rap.htm - _ftn4.

Граффити (ит. graffito - «нацарапанный») - вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

Изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом неожиданном месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа зависела от твердости руки, поскольку изображение не могло быть подправлено, и от подбора распылителей, нередко украденных из магазинов.

Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») - вид творческой деятельности, главные компоненты которой:

- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения, сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей. Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.

- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей и микшера.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.

Диггеры

Диггеры - исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Толкиенисты

Очевидна связь толкиенистов с иностранным источником - образами книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших своеобразное общественное движение. Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди них и мастодонты.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

· Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

· Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

· Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

· Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

1. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

2. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть.Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную «цивильную» жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

3. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость.В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Заключение

Участие в субкультуре это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. Единственно стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих компаний, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения. На данный момент для социологов, маркетологов и социальных психологов стоит насущная проблема - замена социальной модели у молодежи потребительским поведением.

Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.

В заключении хотелось бы отметить положительные последствия молодёжных субкультур:

Снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме;

Молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки;

Заметно оздоровилась обстановка в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира;

В своих некоммерческих формах субкультура не требует от молодежи больших финансовых вложений;

Дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности той или иной субкультурной конструкции.

Современное урбанизированное общество, в основном мультикультурное, включает большое количество субкультур, определяемых в социологии (также в антропологии и культурологии) как группы и убеждения которых отличаются от интересов общей культуры.

Субкультуры - это совокупность культур групп несовершеннолетних людей, различных по стилям, интересам, поведению, демонстрирующих неприятие Самобытность каждой группы во многом зависит от социального класса, пола, интеллекта, общепринятых традиций морали, национальной принадлежности её членов, характеризуется предпочтением конкретного , стиля одежды и причесок, сборами в каких-то местах, употреблением жаргона, - то, что формирует символику и ценности. Но надо отметить, что сегодня каждая группа не характеризуется строгой идентичностью, она может изменяться, иначе говоря, лица свободно переходят из одной группы в другую, смешиваются различные элементы из разных субкультур, в отличие от классических отдельных категорий.

Молодежная субкультура может определяться как образ жизни и способ его выражения, разработанный в группах. Основной темой в её социологии является связь между социальным классом и повседневным опытом. Так, в работе французского социолога говорится о том, что главным фактором, влияющим на характер группы, является социальная среда - род занятий родителей и тот уровень образования, который они могут дать своим детям.

Существует немало исследований и теорий относительно развития этих культур, в их числе и концепция падения нравов. Некоторые историки утверждают, что примерно до 1955 года молодежная субкультура как таковая не существовала. До Второй мировой войны молодые люди, которых называли исключительно детьми до вступления их в совершеннолетний возраст, во всяком случае если говорить о западном обществе, имели очень мало свободы и никакого влияния.

Понятие «тинэйджер» имеет свои истоки в Америке. Одной из причин появления молодежных групп называют повышение культуры потребления. На протяжении 1950-х годов растущее количество молодых людей начало влиять на моду, музыку, телевидение, кино. Молодежная субкультура сформировалась окончательно в середине 1950-х в Великобритании, когда появились тедди-бои, отличавшиеся особым вниманием к своему внешнему виду (им на смену в 1960-х годах пришли моды) и рокеров (или тон ап бойз), отдававших свои предпочтения мотоциклам и рок-н-роллу. Многие компании приспосабливались к их вкусам, разрабатывая маркетинговые стратегии, создавая журналы, как например английский музыкальный журнал «New Musical Express» (сокращенно NME), в конечном итоге появился и телевизионный канал - MTV. Открывались модные магазины, дискотеки и другие заведения, ориентированные на богатых подростков. Реклама обещала новый, захватывающий воображение мир для молодых людей через потребление предлагаемых товаров и услуг.

Тем не менее, некоторые историки утверждают, что молодежная субкультура могла появиться и раньше, в период между мировыми войнами, приводя в пример флэппер-стиль. Это была «новая порода» девушек в 1920-х годах. Они носили короткие юбки, стригли коротко волосы, слушали модный джаз, чрезмерно красили лицо, курили и пили алкогольные напитки, водили автомобили, в целом демонстрировали пренебрежение к тому, что считалось нормами приемлемого поведения.

Сегодня не существует какой-то одной доминирующей группы. Молодежные субкультуры в современной России представляют собой в большей степени формы западных молодежных культур (например, эмо, готы, хип-хокеры), но характеризуются российской спецификой.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать: - собственное мировоззрение; - своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т.д. Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Также она обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения; становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Молодежная субкультура" в других словарях:

    Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 417) См. также Неформальные объединения детей … Педагогический терминологический словарь

    МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА - – особая “цельная форма сознания”, массового поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. М.с. определяет стиль жизни и образ мышления юношей и девушек, а ее носители отличаются своими… … Терминологический ювенологический словарь

    Кибер готы Субкультура (лат. sub под и cultura культура; подкультура) понятие (термин) в со … Википедия

    Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии

    СУБКУЛЬТУРА понятие, пришедшее в философию и культурологию из социологии, изучающей специфику различных групп населения, и этнографии и этнологии, исследующих быт и традиции стран и регионов, по своим обычаям далеко отстоящих от европейской… … Философская энциклопедия

    Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).… … Новейший философский словарь

    Ы; ж. 1. Субтропическая культура, субтропическое растение. 2. Книжн. Часть, разновидность культуры вообще или культурной, профессиональной общности и т.п. людей. С. интеллигенции. Молодёжная с. * * * СУБКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА (англ. subculture, от… … Энциклопедический словарь

    СУБКУЛЬТУРА - (от лат. sub под и культура), совокупность специфич. социально психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и… … Российская педагогическая энциклопедия

    Молодежная культура и субкультура - – система ЦЕННОСТЕЙ, УСТАНОВОК и видов поведения, общих для группы молодых людей и отличных от таковых других молодых людей или общества в целом. Социологи исследовали молодежные субкультуры в Великобритании. Особенностями таких субкультур… … Словарь-справочник по социальной работе

    МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА - (YOUTH CULTURE) В последние примерно шестьдесят лет «молодежь» стала более определенной категорией в большинстве западных стран. Молодые люди стали развивать свою собственную культуру и особую социальную идентичность, более четко отличавшую их от … Социологический словарь

Книги

  • Неформальная молодежная субкультура , С. И. Левикова. В книге раскрывается сущностное содержание феномена неформальной молодежной субкультуры, его социально-философский, этический, культурологический аспекты. В части I на основе обширного…