Каково отношение автора к матрене. Отношение Матрёны с окружающими. Как он объясняет ее «странности»
Последнее произведение, с которым мы познакомились на уроке литературы, - это рассказ Солженицына «Матренин двор».
Главным героиней произведения является одинокая трудолюбивая и простодушная женщина Матрена с блекло-голубыми глазами и лучезарной улыбкой. Муж Матрены пропал без вести в военные годы, а дети, все шестеро, умирали один за другим, не успевая дожить и до года.
Матрена жила скромно, пенсии не получала, а потому и денег у нее никогда не было. Со здоровьем у старушки были проблемы. И в плохие дни, когда она совсем не могла вставать с постели, за хозяйством следила ее верная подруга.
Все ее хозяйство составляли коза да пятнадцать соток земли, засаженной картошкой.
В минуты душевной грусти только один труд мог успокоить Матрену. Целый день она трудилась, и ни на секунду не было ей покоя.
Односельчане не понимали ее поступков, а потому и не любили. Не нравилось ее скудное хозяйство. Отсутствие поросенка для деревенского жителя было парадоксом. Не любили Матрену за ее искреннюю доброту и бескорыстность, за то, что она не смогла удержать мужа. Матрену упрекали за то, что она помогала всем от чистого сердца, не ожидая в ответ ни похвалы, ни награды.
Но нельзя строго судить сельчан. В любом обществе не любят белых ворон. Матрена – хороший человек, но она не живет по деревенским правилам, поэтому ее не понимают и не ценят.
Автор относится к Матрене с уважением. Он никогда не упрекает героиню, очень ценит в ней спокойствие. Его восхищает ее загадочная улыбка, он сочувствует Матрене, потому что прожила она отнюдь не легкую жизнь. Главные черты, которые отличает автор в героине, - это доброта и трудолюбие.
Почему точка зрения автора не совпадает со взглядом односельчан? Он жил с Матреной бок о бок под одной крышей, знал ее ближе и ценил ее человеческие качества не как односельчанин, а как писатель и психолог, не отягощенный деревенскими предрассудками.
На мой взгляд, у Матрены есть все качества, присущие настоящему христианину. У нее был идеальный характер и ангельская душа. У Матрены был несгибаемая сила воли. Как бы судьба не била, не испытывала героиню, она не сходила с верного пути. И поэтому автор называет ее праведником. Что если бы вся деревня была такой же?
От администрации сайта
Есть она тот самый праведник,
без которого... не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
А. Солженицын. Матренин двор
В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских клас-сиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, турге-невская Лукерья).
Главная героиня рассказа — простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства — колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена. Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было «не положено» (так и жили люди в поселке Торфопродукт, как сапож-ники без сапог). А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: «Зимой салазки на себе, летом вязан-ки на себе...»
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васи-льевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, из-за чего в поселке решили, что на матери — порча; муж не вернулся с войны. Но эта необразованная женщина находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по- прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жа-лея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз — к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая — все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже бла-годарности.
«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным правед-ником, на котором держался поселок, была Матрена Васи-льевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. «Не понятая и брошенная даже мужем своим», «смешная, по-глупому ра-ботающая на других бесплатно», Матрена никогда не бу-дет забыта Кирой, которой подарила всю свою материнс-кую любовь и нежность, и Игнатьичем, которому, не беспо-коясь о том специально, вернула веру в человеческое бла-городство, добро, чистоту.
Такие люди, как Матрена Васильевна, живут среди нас и сегодня, бескорыстно и незаметно творя добро, находя свое счастье и предназначение в самоотдаче — на них и держится вся жизнь человеческая, полная бессмысленной торопливости, забывчивости, эгоизма и несправедливости.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Проанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие черты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор?
В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие.
Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, больная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Но, несмотря на все тяготы и невзгоды, она не утратила душевной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души ее исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов «просветленная», «с доброй улыбкой». Складывается впечатление, что Матрена - святой человек, живущий исключительно по законам нравственности.
Важным средством создания образа Матрены является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрены образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовъ», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни.
Матрена - настоящая труженица. Вся ее жизнь наполнена хлопотами, трудами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа. Авторская характеристика Матрены включает глаголы со значением движения («шла», «возвращалась», «копала»).
Писатель в этом рассказе обозначает противостояние личности и государства: героиня его, пытаясь отстоять свои права, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мысли автора, этому государству безразлична судьба простого человека. Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвертый день иди потому…» Так писатель еще раз подчеркивает упорство, настойчивость героини в достижении своей «праведной» цели. Особенности речи Матрены также передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмоциональность, непосредственность деревенской женщины.
Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспомним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на нее своей чистой крестьянской душой. Это - честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки удается создать писателю с помощью различных художественных средств.
Здесь искали:
- характер матрены
- черты характера матрены
- черты характера матрены матренин двор
Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"
Взгляд А.И.Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся».
В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.
Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие - ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». На протяжении всего рассказа автор не дает подробного, конкретного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рассказа читатель представляет облик героини. Авторское отношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы...
Историю жизни Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая.
Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.
«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.
Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсббить мужикам протащить сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матрены, чтобы сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали за это.
Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».
Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».
Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, абсолютно безответным, беззащитным.
Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.
«Школа окружающий мир» - Салки морской бой крестики-нолики. Тест по теме «В школе». Прочитай внимательно вопрос. Ключ к ответам. Окружающий мир 2 класс. Инструкция: 8. Где в школе можно бегать, прыгать, кувыркаться? Выбери геометрическую фигуру (или фигуры) , соответствующую вашему ответу. Русский язык математику физику.
«Окружающий мир в школе» - Реализация принципов научности, регионально-краеведческого, экологического, связи с жизнью, сезонности. Современная парадигма образования: Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Филология Математика Природа, человек, общество Искусство и культура Здоровье Технологии.
«Тема Окружающая среда» - Растения выделяют кислород, которым дышит животное. ТЕМА: «Мир глазами эколога». Работаем, отдыхаем. Животные. Неживое. Живое. Природа. Экологические связи. Человек. Растения. Урок по окружающему миру Тема: «Мир глазами эколога». Многие животные питаются растениями.
«Окружающий свет» - Свет имеет большое значение для развития жизни на Земле. Законы природы едины. В поговорках, пословицах, цитатах. Длина волны от 4 10-7 до 7,5 10-7 м. Масса покоя фотона равна 0. Фотоэффект Химическое действие света Фотосинтез Давление света. Абу Али ибн Сина. Вселенная и свет появились в результате Большого взрыва.
«Программа по окружающему миру» - Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе -. Кружок «Юный эколог». Тематическое планирование. Учебный предмет «Окружающий мир». Реализует принципы деятельностного подхода. Методы и приёмы. Разработан механизм оценивания своей деятельности. Проектирование отдельного урока. Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира.
«Игры окружающий мир» - Активное использование сюжетно- ролевых игр. Праздник солнца. Школа путешественника. Соблюдай правила дорожного движения. Содержание учебного предмета. Структура дидактичекой игры. Учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Окружающий мир». Азбука здоровья. Дидактические материалы. В стране сказочных животных.