Классный час "Нам этот мир завещано беречь" (2 класс). Классный час на тему "нам этот мир завещано беречь"

ФИО: Иванова Светлана Анатольевна

Полное название ОУ, в котором работает

Название должности полностью: учитель начальных классов

Урок мира

Девиз: Мир детям мира.

Цель: 1. Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира;

показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов.

2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.

3. Развивать речь, логическое мышление, внимание, память.

/ На фоне музыки/

Учитель:

Не жарким солнышком согреты.

Леса еще листвой одеты,

У всех детей в руках букеты,

День хоть и грустный, но веселый,

Грустишь ты:

До свидания, лето!

И радуешься:

Здравствуй, школа!

Сегодня праздник – День знаний посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели, а значит, со всем справимся. И начнем это прямо сейчас.

Наш классный час посвящен еще одному празднику, который отмечается 1 сентября. Ваша задача – отгадать ключевое слово.

/ Ребус/

, 3

1 3 2

М И Р

Что такое мир?

Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:

1. МИР – Вселенная,

планета,

земной шар, а также население, люди земного шара.

2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;

тишина, покой;

соглашение о прекращении войны.

Наш классный час проходит под девизом: «Мир детям мира». Объясните смысл этого выражения.

А какие пословицы сочинил наш народ, вы узнаете, работая в группах и выполняя задание: собери пословицу.

Пословицы: Мир строит, война разрушает.

Мир на планете – счастливы дети.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Худой мир лучше любой ссоры.

Прочитайте и объясните смысл пословицы.

Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.

Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю бомбы, горят школы и больницы, гибнут сотни людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?

После Великой Отечественной войны прошло 65 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн.

Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные, безответственные).

А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо.

Посмотрите на картины о войне и о мирной жизни.

Какие краски использовал художник, чтобы передать ужас и страдание, которые испытывают люди во время войны? (Мрачные, темные).

А для изображения мирной жизни? (Светлые, яркие, сочные)

Почему? (Эти краски выражают добрые чувства, хорошее настроение. Ведь без мира в масштабном понимании нет мира и в душе.)

Не всегда краски используют для передачи чувств и настроения. Иногда цвет что-то символизирует, т. е. является символом чего-то.

Что такое СИМВОЛ? /Условный знак/.

В прошлом году мы говорили о символах нашего государства . Назовите их.(Флаг, Герб, Гимн).

Как выглядит наш Флаг?

Эти цвета появились не случайно.

БЕЛЫЙ цвет означает мир, чистоту совести,

СИНИЙ цвет – небо, верность и правду,

КРАСНЫЙ цвет – храбрость, символ жизни.

А что является символом мира?

Загадка:

Это птичка-невеличка,

В городах живет.

Крошек ей насыплешь-

Воркует и клюет. (Голубь)

И не просто голубь, а белый голубь. Почему?

Предлагаю вам изготовить из бумаги таких голубей.

/Работа по группам: дети по трафаретам вырезают голубей /

Давайте запустим наших символических голубей в наше мирное небо.

(Дети прикрепляют на магнитную доску голубей)

Мир во всем мире – мечта моя,

Пусть люди живут, как одна семья.

Пусть больше не будет войн и орудий,

Пусть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверье – это по мне,

И мир бесконечный – всей Земле!

Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.

Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»

Как вы понимаете эти слова?

Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.

Дети читают стихи.

1. Мамы, папы,

Ядерных взрывов вовек пусть не будет,

Путь войне преградите скорей!

2. Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые, и дети.

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

3. Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4.Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

5. Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете,

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

6. Мы не дадим стать пеплом и золой

Тому, что красотой земной зовется.

Пусть будет мирным небо над Землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

/Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»/

, Внеклассная работа

Класс: 1

Цель: систематизировать знания детей о родной стране, о форме планеты Земля, познакомить со значением слов Мир, Война, познакомить с символами мира, воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, ответственное отношение к сохранению мира на Земле, воспитывать коллективизм, развивать интерес к учёбе, новым знаниям, чувство дружбы, товарищества, развивать монологическую речь, внимание, память, учить слушать друг друга и понимать.

Ход проведения

1. Организация.

2. Сообщение темы.

Сегодня у нас с вами на занятии не сказка, а быль. А что такое “быль”?

Верно. Это реальность. Давайте представим, что мы находимся не в классе, а на поляне, в лесу, около моря. Что вы увидели? (Я загораю на даче, я купаюсь в море...)

Это всё наша Родина! А как называется наша Родина? Какая она?

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами,
Над полями и лугами.

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

Что означает для вас слово “Родина”?

3. Коллективная работа. Игра “Собери пословицы”.

Как вы это понимаете?

4. Беседа о нашей планете.

Наша страна большая. На свете есть и другие страны, где живут люди, со своими обычаями, говорят на разных языках. И у всех у нас есть большой дом.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом - большущий шар.
(Земля)

Что вы знаете о нашей планете? (Она имеет форму шара)

Как называется наша планета? Земля.

Как называется модель Земли? Глобус.

Какими цветами раскрашена наша планета? Что обозначает синий цвет? Коричневый или жёлтый? Зелёный?

“Я обнял глобус” В.Орлов.

Я обнял глобус-шар земной.
Один - над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: “Береги”.

В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: “Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги,
Зимой и летом береги”.

И птиц, и рыб я слышу всех:
“Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги”

Я обнял глобус - шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: “Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу”.

5. Символ мира.

(Раздаётся стук)

Кто стучится? Кто к нам прилетел?

Это птичка-невеличка,
В городах живёт
Крошек ей насыплешь-
Воркует и клюёт.

Это голубка.

(Прилетела голубка - девочка исполняет роль голубки. Она облетела весь класс, остановилась перед ребятами, взмахивая руками.)

6. Рассказ Голубки

Расскажи о себе “Голубка”.

Я голубка. Я – символ мира.

А что такое символ? (Ответы ребят)

Мир во всём мире - мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье - это по мне,
И мир бесконечный - всей Земле!

7. Беседа о мире и войне

Ребята, а как вы понимаете слово “мир”? (Ответы детей)

Мир - дружеское согласие между людьми.
Мир - тишина, покой, спокойствие.

Что такое война? Как вы понимаете это слово?

Война - вооружённая борьба между государствами или народами.
Война - это разрывы снарядов, слёзы детей, потеря близких.

Что вы, дети, хотите сказать всем взрослым?

Мамы, папы,
Все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет,
Путь войне преградите скорей!

Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

Мы не дадим стать пеплом и золой.
Тому, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над Землёй.
Пусть вечно детство звонкое смеётся.

8. Песня “Пусть всегда будет солнце”

(дети поют песню)

Слова: Лев Ошанин
Музыка: Аркадий Островский

9. Символ “Катюша”

Есть ещё символ мира – это Катюша. (Одеваем куклу)

Катюша.

Лети, красный лепесток,
И на Запад, на Восток,
И на Север, теплый Юг,
Расскажи, кто лучший друг.

Вот зеленый лепесток -
Из Австралии платок.
Я Катюшу наряжу,
Всем ребятам покажу.

А вот синий чистый свет,
Всем знакомый с малых лет.
А вот желтый солнца луч,
Он приветлив и могуч.

Наконец, вот черный цвет -
Не хочу войны я. Нет!
Пусть Катюша-талисман
Всех зовет на праздник к нам.

Я хочу, чтоб шар земной
Был немножко озорной,
Чтоб смеялся, не тужил
Разноцветным лугом был!
(Л. Дударчик)

(появляются олимпийские кольца)

Как называются эти кольца?

Это символ чего?

Да, соревнуются люди-спортсмены 5 континентов. Олимпийские игры -символ мира.

10. Украшаем шар земной

(Родители нарисовали нашу планету.)

Возьмите белые листы, на которых вы нарисуете

голубей, цветы, бабочек, облака,..., которыми украсите модель Земли.

11. Творческая работа

(По окончании ребята приклеивают свои работы по рисунку “Планеты Земля”.)

12. Подведение итогов.

Я хочу, чтобы люди спокойно
Ложились, вставали,
Чтобы песни о счастье
С утра не смолкали,
Чтобы люди все жили
В любви и согласье...
Я голосую за мир
И за светлое счастье.
(Нина Матюшонок)

13. Дети встают в хоровод. Звучит песня “Так давайте устроим большой хоровод” cлова Жигалкина Е., музыка Хайт А.

Классный час «Нам этот мир завещано беречь»

Составила: учитель начальных классов

МОУ «Казанская средняя школа» Сернурского района РМЭ

Смоленцева Татьяна Григорьевна

Цель:

Способствовать воспитанию патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру на Земле.

Задачи:

закреплять знания о государственной символике;

развивать речь, логическое мышление, память;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи

Оборудование : компьютер, проектор, презентация, модель планеты из голубой бумаги, воздушные шары, трафареты голубей, цветная бумага, ножницы.

План работы:

1.Орг. момент. Определение темы и целей.

3. Беседа о мире

4. «Заменим антонимами»

6.Чтение стихов

8. Итог.

1.Орг момент. Определение темы и целей.

Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого человека, потому что без этого жить очень трудно, страшно и порой даже невозможно. -О чём же пойдёт речь?

Слайд 2

Отгадайте загадки, прочитайте ключевое слово:

1.Уверен, друзья, отгадаете вы Ту крепость старинную в центре Москвы. На шпилях её ярко звёзды горят, На башне там Спасской куранты звонят. (КРЕМЛЬ)

2.На свете много песен разных, Но эта нам важней всего, Она, как символ государства, Известна всем до одного. (ГИМН)

Что такое гимн? Какие ещё символы государства вы знаете?

Послушайте ещё загадку

3.Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

- Какое слово получилось? (Мир)

2.Опрделение значения слова МИР

Слайд 3

Правильно, мы будем говорить о мире.

Что такое мир?

У слова мир много значений:

1.Мир в широком смысле - всё, что существует, Вселенная

2.Мир в более узком смысле - планета Земля

3.Мир - название любой планеты. Используется как синоним слова планета.

4.Мир - спокойствие, отсутствие войны, покой.

Для чего нужен мир?

3. Беседа о мире

Наша страна Россия могучая и огромная. Если мы захотим проехать из одного уголка страны в другой, то на самом быстром самолете придется лететь целый день. Наша страна такая большая, что когда в одном краю ночь, и все люди спят, на другом конце страны, в других городах и селах ребята и играют. В одном краю нашей страны холодно, а в другом в это время очень жарко. Вот такая удивительная наша страна. О нашей стране, о России сложено много стихов и песен. В ней в мире и согласии проживают люди разных национальностей. Мы с вами живём под мирным небом. Но не всегда оно было безоблачным и мирным…

Знаете ли вы, какие войны пришлось испытать людям нашей страны?

Совсем скоро наша страна будет праздновать великую дату - 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Она продолжалась четыре с лишним года, 1418дней и ночей. Эта страшная война унесла за собой жизни более 20 миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Тогда советская армия отстояла нашу землю. Перестала литься кровь советских солдат, люди стали возвращаться к мирной жизни.

Слайд 4 -10 (смена слайдов- автоматически)

Вам, конечно, трудно представить, что и сейчас в разных уголках Земли, и даже совсем недалеко от нас, мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям! Всё это происходит и в дружеской нам стране -Украине. Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.

Отчего же это происходит?

В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне.

А можно ли избежать военных действий?

Как? Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния?

(Надо ответственно относиться к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)

4.Заменим антонимами

Слайд 11

Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей. Давайте заменим антонимами эти «тёмные» слова.

Зло - доброта

Вражда- дружелюбие

Ненависть- любовь

Жестокость- милосердие

Бесчеловечность- великодушие

Безразличие – отзывчивость

Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было мирное небо.

5. Работа в группах «Собери пословицы о мире и Родине»

Слайд 12

Вспомним и составим пословицы о мире и Родине. Поработаем в группах (раздаются карточки с пословицами из приложения)

Мир строит, а война разрушает.
-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-Мир на планете счастливы дети

Одна у человека мать одна и Родина

Дружно за мир стоять войне не бывать.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Какие ещё пословицы о мире и Родине вы знаете?

Слайд 13

В мире жить - с миром жить.

Мир - дело великое.

Всякому мила родная сторона.
Нет земли краше, чем Родина наша

Человек без родины – соловей без песни.
С родной земли – умри, не сходи

Родина – мать, умей за нее постоять.

Кто за Родину горой – истинный герой

6.Чтение стихов

1. Мамы, папы,
все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет,
Путь войне преградите скорей!

2. Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

3. Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

4.Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.

5. Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.

6. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над Землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!

7. Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо
Он нарисует колосья хлеба,
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный…
Мы зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны .

7.Коллективная работа. Плакат о мире.

Слайд 14

А сейчас предлагаю внести свой вклад в дело мира, выполнить коллективную работу - плакат о мире.

Знаете ли Вы, что является символом мира?

Чтобы планета Земля была красивее, давайте украсим её голубями и своими ладошками, вырезанными из цветной бумаги, с пожеланиями мира.

(Плакат выполняется на подготовленном заранее круглом голубом шаблоне планеты Земля, голуби вырезаются по шаблону на белой бумаге, ладошки на цветной бумаге.)

Звучит аудиозапись песни «Солнечный круг»

8. Итог.

Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте все вместе будем беречь этот мир!

Литература: 1.загадки: 2.стихи: ,

Классный час «Нам этот мир завещано беречь» Цель: Способствовать воспитанию патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру на Земле. Задачи: закреплять знания о государственной символике; развивать речь, логическое мышление, память; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи Оборудование: модель планеты из голубой бумаги, трафареты голубей, цветная бумага, ножницы. Ход мероприятия 1. Определение темы и целей ­Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого человека, потому что без этого жить очень трудно, страшно и порой даже невозможно. ­ О чём же пойдёт речь? Отгадайте загадки, прочитайте ключевое слово: 1. Здесь родился, живешь, Уезжаешь – скучаешь, Как зовут это место, знаешь? (РОДИНА) 2.На свете много песен разных, Но эта нам важней всего, Она, как символ государства, Известна всем до одного. (ГИМН) ­Что такое гимн? Какие ещё символы государства вы знаете? 3.Как называется наша республика? (БЕЛАРУСЬ) ­Какое слово получилось? (Мир) 2.Определение значения слова МИР Правильно, мы будем говорить о мире. ­Что такое мир? У слова мир много значений: 1.Мир в широком смысле - всё, что существует, Вселенная 2.Мир в более узком смысле - планета Земля 3.Мир ­ название любой планеты. Используется как синоним слова планета. 4.Мир - спокойствие, отсутствие войны, покой. ­Для чего нужен мир? 3. Беседа о мире Что Родиной зовётся? - Мой дом, моя семья, Любимый класс, Мои друзья, И лучший в мире Город -Горки, Где родилась и где живу, Где так люблю встречать весну, В красивом парке отдыхать В аллеях солнечных гулять. «Белая Русь» - нежное и поэтическое имя, как нельзя лучше подходит нашей стране. Белая - значит светлая, чистая, невинная. Ускользающая красота Беларуси раскроется тому, кто способен остановиться и ощутить окружающий мир: всмотритесь в глубокие глаза Беларуси - синие озёра, опустите руки в прохладную воду весёлого ручья, спрячьтесь от тёплого дождика под зелёную лапу ели... Удивительная вещь может показаться: здесь, в самом сердце Европы, время замедлило свой бег. Пусть вокруг бурлит двадцать первый век, пусть цивилизация продвигается вперёд семимильными шагами, а в Беларуси природа остаётся натуральной, люди - человечными, ценности - вечными. За свою многовековую историю Беларусь была завоёвана много раз, но сама никогда не была завоевателем. Белорусам приходилось менять веру, принимать чужую культуру и язык. Но при всём этом Беларусь никогда не теряла своей самобытности. Она склонялась, как трава, под ураганом завоеваний, чтобы после снова распрямиться и зазеленеть. Я люблю свою страну за её самобытность, чудесную природу, культуру, мягкость красок. За то, что могу жить, жить свободно, без угнетения и страха за свою жизнь, жизнь моих родных, друзей и знакомых. Я люблю тебя, Белая Русь! Мы с вами живём под мирным небом. Но не всегда оно было безоблачным и мирным… ­Знаете ли вы, какие войны пришлось испытать людям нашей страны? Совсем недавно наша страна отпраздновала великую дату ­ 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Она продолжалась четыре с лишним года, 1418дней и ночей. Эта страшная война унесла за собой жизни более 20 миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Тогда советская армия отстояла нашу землю. Перестала литься кровь советских солдат, люди стали возвращаться к мирной жизни. Вам, конечно, трудно представить, что и сейчас в разных уголках Земли, и даже совсем недалеко от нас, мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям! Всё это происходит и в дружеской нам стране ­Украине. Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов. ­Отчего же это происходит? В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне. ­А можно ли избежать военных действий? ­ Как? Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния? (Надо ответственно относиться к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.) 4. Заменим антонимами Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей. Давайте заменим антонимами эти «тёмные» слова. Зло ­ доброта Вражда­ дружелюбие Ненависть­ любовь Жестокость­ милосердие Бесчеловечность­ великодушие Безразличие – отзывчивость Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было мирное небо. 5. Работа в группах «Собери пословицы о мире и Родине» Вспомним и составим пословицы о мире и Родине. Поработаем в группах (раздаются карточки с пословицами из приложения) ­Мир строит, а война разрушает. ­Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. ­Мир на планете счастливы дети ­Одна у человека мать одна и Родина ­Дружно за мир стоять войне не бывать. ­Худой мир лучше доброй ссоры. ­Какие ещё пословицы о мире и Родине вы знаете? В мире жить - с миром жить. Мир ­ дело великое. Всякому мила родная сторона. Нет земли краше, чем Родина наша Человек без родины – соловей без песни. С родной земли – умри, не сходи Родина – мать, умей за нее постоять. Кто за Родину горой – истинный герой 6.Чтение стихов 1. Мамы, папы, все взрослые люди! Слушайте голос своих детей: Ядерных взрывов вовек пусть не будет, Путь войне преградите скорей! 2. Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые, и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне. 3. Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли. Нам нужен мир навеки! Навсегда! 4.Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. 5. Завещано беречь нам этот мир­ Такой неповторимый на рассвете, Он с детства очень дорог нам и мил, За будущее мира мы в ответе. 6. Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над Землей, Пусть вечно детство звонкое смеется! 7.Ты нарисуешь яркое солнце, Я нарисую синее небо Он нарисует колосья хлеба, Мы нарисуем осенние листья, Школу, друзей, ручей беспокойный… Мы зачеркнем нашей общей кистью Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 7.Коллективная работа. Плакат о мире А сейчас предлагаю внести свой вклад в дело мира, выполнить коллективную работу ­ плакат о мире. ­Знаете ли Вы, что является символом мира? Чтобы планета Земля была красивее, давайте украсим её голубями и своими ладошками, вырезанными из цветной бумаги, с пожеланиями мира. (Плакат выполняется на подготовленном заранее круглом голубом шаблоне планеты Земля, голуби вырезаются по шаблону на белой бумаге, ладошки на цветной бумаге.) Звучит аудиозапись песни «Солнечный круг» 8. Итог Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте все вместе будем беречь этот мир! 1. Для дружбы, для улыбок и для встреч В наследство получили мы планету. Нам этот мир завещано беречь И землю удивительную эту. 2. Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые, и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне. 3. Завещано беречь нам этот мир­ Такой неповторимый на рассвете, Он с детства очень дорог нам и мил, За будущее мира мы в ответе. 4. Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над Землей, Пусть вечно детство звонкое смеется!

Подробности Создано 14.11.2015

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
С. Щипачёв

Золотое перо Белой Руси

Морозова Влада Владимировна, Шпаковская Ольга Владимировна.

Номинация «Моя Родина — Беларусь».

Каждый день мы с Олей слышим по многу раз «в войне», «о войне», «на войне». Нам стало странно: пропуская мимо ушей эти слова, не вздрагиваем, даже не останавливаемся! Почему? Потому что некогда... Или потому, что, всё зная о войне, мы не знаем только одного — что это такое?

И вдруг холод осознания коснулся наших сердец: ведь война — это прежде всего смерть! Услышьте нас, люди! Не вообще смерть, а смерть конкретного человека. Мы с Олей останавливаемся, глядим друг на друга огромными от смятения глазами. Умирает такой же человек, как Оля Шпаковская, как Влада Морозова... Умирает... Перестаёт биться сердце, становятся неподвижными подёрнутые от пеплом боли глаза, холодеют руки... А мы всё спешим... Нам некогда! Ритм жизни таков, что забываешь о многих важных вещах: о нравственности, доброй и светлой памяти, о Боге...

И вот оно пришло, осознание! Нам стало стыдно за суету и спешку, за вечную торопливость движений, за грустное наречие «мимо». Нам стало крайне важно увидеть следы погибших...

Мы собрали букет полевых цветов и, держа его в руках, пришли к Вечному огню. Для нас в трепете огня — признание живых мёртвым. Имена павших озарены светом скорби людской...

Миллионы жизней унесла война. Не было дома, которого бы не коснулось горе!

Весело щебечут птицы, шелестит молодая листва, а память возвращает нас к горечи от невозвратимости потерь. Гибель каждого человека словно «оборванная маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества...». Война — это горе и боль, «... и глаза, седые от слёз... И от пепла седые лица на холмике у седых берёз...».

Как к незаживающей ране, прикасаемся к памяти, и вспоминается повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой». Трагическая дрожь земли, рота истреблена, фонтаны взрывов, смятые каски, поломанные винтовки, автоматные очереди — это кромешный ад войны, в центре которого курсанты... Разве такое можно забыть? Эти мальчики были чуть старше нас с Олей, а мы так долго бежали по кругу, не всматриваясь, не вслушиваясь, не думая.

Кровью сердца написана повесть Константина Воробьёва «Это мы, Господи». Открыта ещё одна кошмарная и бесчеловечная страница войны. Нам больно! Боль не отпускает! А Оля в самом заглавии услышала голос-стон измученных пленных: «... Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятыми Тобой, Господи. Мы прошли все круги ада...».

Безмерные страдания людей, человеческая жизнь которых превратилась в лагерную пыль.

Нельзя забывать непарадную сторону войны. Нельзя не ощущать щемящую тоску, которую мы чувствуем, когда звучит гимн Великой Отечественной: «Вставай, страна огромная...». Нельзя не увидеть пожелтевший уголок военной фотокарточки, где, обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно...

Нас с Олей мучает вопрос: «Где граница, которая разделяет наш суетливый, многообразный и динамичный мир от мира, в котором тысячи остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных кремационных печей... Везде... Нам важно, чтобы живые помнили... Помнили имена погибших, помнили Победу, добытую кровью. Нам кажется, что в память о тех, кто не вернулся, мы должны быть чище, светлее, духовнее...

Мы должны научиться любить Родину так, как любили её те, чьи образы и души не только в граните... Они, погибшие в бою, на истлевших страницах легенд, в окровавленных строчках романов и повестей, в простреленных пулями строках стихов...

Мы с Олей любим творчество Константина Симонова, и нам близки его слова: «...Как бы ни были высоки наши устремления, война всё равно остается для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня...». Стоя перед вечным огнём, мы плачем, мы плачем, даже не замечая слёз, потому что это к нам обращается Роберт Рождественский, и не только к нам с Олей, а ко всему человечеству:

Помните!
Через века, через года,-
помните!

Мы будем помнить... Мы никогда не забудем тех, кто «В списках не значился», тех, кто больше не сможет удивляться тому, что «А зори здесь тихие».

Мы думаем, что человеческая память хранит в себе и опыт поколений, и опыт каждого. Прекрасно сказал академик Д. С. Лихачёв: «... Память противостоит уничтожающей силе времени...».

Пусть же эта память и опыт учат нас Добру, Миролюбию, Человечности! И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье! Мы должны помнить о каждом солдате, не вернувшемся с войны, ибо цена его победы — его жизнь, а мы в долгу перед мечтами солдата, его любовью, его несбывшимися надеждами... Как велика цена...

Цена сохранения для нас с Олей и миллионов других языка, культуры, обычаев, любви, надежды и веры в жизнь. В жизнь, которую «...прожить — не поле перейти...»