Когда в семье траур. Смерть и поминание почившего в православной традиции

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ТРАУР ПО УСОПШИМ. ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПРОЧИТАЙТЕ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ! Держать траур по родственникам (траур – от нем. trauern "оплакивать" – форма внешнего выражения печали или горя по причине утраты близкого человека – ред.) – такой традиции церковной нет вообще. Есть местные народные традиции. Например, на Кавказе, если у матери умер сын (а у некоторых народов и шире: брат, мужчина), то женщина надевает черную одежду и носит её минимум год, а в некоторых местах всю жизнь. Есть народы Индонезии, где после смерти мужа или родственника, жена отрубает себе палец. Там можно увидеть женщин фактически без пальцев. Это диковатая, конечно, традиция, народная, ничего общего не имеющая с Православием, с правдой Божией. У православных слова "траур" – нет. Вы обращали внимание, как мы хороним? Мы надеваем чёрные платки, что совершенно не православно. В корне не православно. А православно то, что в традиции церковной делается. В гроб в белом кладем, священники при отпевании в белом облачении, в котором на Пасху служат, в пасхальном. И если посмотреть на обряды отпевания, то это сколок с пасхальной службы. На Пасху в белом? – В белом. Со свечкой в руках? – Да. Почему? – Потому что у нас, православных, нет причины для траура. Вот умер мой близкий. Но, он не умер. Это – неправда. Умерло тело, душа живая продолжает жить. Мы разлучились. С кем? С телом. А с душой – нет. Будем молиться, в молитве в единстве будем. Мы разлучились навсегда! Это – неправда. И с телом не навсегда. Второе пришествие Господа будет: тела воскреснут – и Его, и моё. Мы встретимся опять. Мы прощаемся на время, только на время. Он куда ушел душой и откуда? Он ушел из того места, где много плачут, туда, где не плачут никогда. Поэтому у православных нет традиции траура. Есть традиция усиленной молитвы за усопшего. Умер, значит, наш долг молиться. А тем более первое время, когда человек ещё не похоронен, лежит рядом с нами тело его. Мы знаем, что при этом происходит. Нам открыто из опыта святых: в это время бесы искушают душу умершего. Они не врут, бесы, на мытарствах они говорят правду, но только о грехах. Ведь про каждого человека можно говорить правду, и это будет неправдой одновременно. Вот я про тебя говорю только хорошее или только плохое. Но ведь это – неправда. В нас же, на самом деле, и то и другое есть. Бесы смущают душу умершего, говоря правду о грехах, пугая тем, что хотя Бог и милосерд, но справедлив – по делам ввалит. И человек, когда умирает, душой в состоянии страха пребывает. Поэтому есть традиция такая, когда человек умер, у гроба, у тела сразу Псалтирь читают. Он душой здесь где-то рядышком, и молитва идёт. Молитва эта не даёт бесам подойти к Нему. Вот-вот. Выполняем свой долг – молимся. Есть такая традиция: когда человек умер, приносим его в церковь отпевать, иконочку кладем на умершего; прощаясь, целуем образ. Потом эту иконочку на панихидный стол кладут до сорока дней. Это русская, очень хорошая традиция. Зачем мы это делаем? А чтобы себе напоминать о молитве за усопшего. Это сейчас иконы бумажные, штамповки, а раньше это была дорогая вещь. Дома икону снимали с божницы, клали к покойнику, а потом в церковь на канон ставили, как напоминание. Дома молимся, а иконы-то нет. Она в церкви. Почему? Родной-то наш ушел. Что сразу будет в душе у верующего человека? Молиться за него надо. А в церковь идти? Обязательно, и в церкви за него молиться. В церковь прихожу – наша икона. Он нуждается сейчас в моих молитвах особо. После сорока дней эту икону забирали домой. Поэтому у православных есть традиция после смерти близкого человека как минимум до сорока дней усиленную молитву за усопшего творить. Мы не можем в непрерывном напряжении быть десятилетиями, но нужно постараться первые сорок дней усиленно молиться. Когда меня спрашивают, я всем говорю: "Постарайтесь сорок дней быть в сугубой молитве за усопшего, а дальше потихонечку переходите к той мере, какой сможете молиться в ритме своих обычных дел. Но только, конечно, того, кто от нас ушел, не забываем, молимся". А специальной традиции траура в Православии не существует. То, что до сорока дней чёрный платок надевают – это не православная традиция. Если надевать, то белый платок надо, и петь "Христос Воскрес", как мы, православные, и делаем на Радоницу. Идем в белых одеждах к могилам и поем "Христос Воскрес" на могилах. Не скорбим. По-человечески боль-то есть? А как же. А то, что теперь мы не вместе, так и с живыми бываем далеко. Но только они – с Господом. А мы не знаем, где будем. Мы не знаем, в раю или аду их души. Но знаем: за них есть молитва – мы молимся, надежда есть. А вот мы умрем, как ещё, что будет. Будет за нас кто молиться-то? Сомнения. прот. Владимир Головин

СМЫСЛ ТРАУРА В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур. Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем: «Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть – засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо… К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…» Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно – в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти: «Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи. Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности. Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен. В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет – конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть – это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет – рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные. КАК НОСИТЬ ТРАУР? Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия: «Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж. Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь. Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. … 22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

– Новопреставленным в церковной традиции именуется усопший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи. На 40-й день по учению Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда пророчески обетованого Спасителем (см.: Мф. 25,31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении сорока дней по кончине. Присно-памятный – слово «присно» означает – всегда. А приснопамятный – всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщина со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

– Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь вечную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле – молиться за него. Церковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов и распространившийся как норма в секулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать кремации, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт. 3,19; Ин. 5,28; Мф. 27,59–60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому – покойным) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27,59–60; Мк. 15,46; 16,1; Лк. 23,53; 24,1; Ин. 19,39–42). Эти же действия полагается совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

(Продолжение следует)

Из этой статьи Вы узнаете, что такое траур, а также чем личный траур отличается от траура государственного.

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых – принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха: народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни,– это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

Проходит церемония похорон, заканчиваются обязательные дни поминовения, и близкие покойному начинают задаваться вопросами:

  • Траур. Сколько длится траур по умершему?
  • Будет ли пристойно появиться в светлой одежде на людях?
  • Можно ли посещать различные мероприятия?
  • Сколько длится траур?
  • Спустя какое время можно вновь выходить замуж вдове или жениться вдовствующему супругу?

Мы живём в обществе и потому внешнее соблюдение традиций очень важно. Ниже приведены различные мнения на этот счёт. Какой точки зрения придерживаться – решать вам.

Сколько длится траур

В различных культурах определяется разный временной промежуток для выражения своего горя. Также интересны предписания о том, как носить траур.

Древняя Греция

В античной Греции вдова была обязана носить чёрные одежды всю свою жизнь. Только если она вторично выходила замуж, тогда могла сменить одеяние на другое. Мужчины носили на рукаве чёрные повязки и не брились 40 дней.

Древний Рим

В Древнем Риме траур по детям устанавливался в соответствии с количеством прожитых ими лет. Если ребёнку на момент смерти исполнилось 7, то родители скорбели 7 месяцев. Максимальным сроком считалось 10 месяцев. По прошествии вдова уже могла выходить замуж, а близкие родственники снимали чёрные одежды.

Средневековая Франция

В Средневековой Франции вдовствующая королева не должна была год покидать комнаты, где услышала печальную весть. Знатным дамам также предписывалось первые 6 недель находиться на опустевшем супружеском ложе в знак выражения своей печали. Если сестра скорбела по брату, то только первые 9 дней она проводила в постели, а остальное время до 6 недель лишь сидела на чёрной материи. К мужчинам этикет был не настолько суров. Им было достаточно повязать на руку чёрную повязку и носить её в течение полугода.

Древний Китай и Корея

В Китае и Корее срок траура по близкому достигал 3-х лет. На протяжении этого времени можно было носить одежды из небеленного холста, а за завтраком ставили дополнительный прибор для покойного.

Япония

В Японии самыми важными считаются первые 49 дней после смерти. Родные истово молятся, чтобы душа усопшего обрела спокойствие и переродилась в Чистой Земле. Также в Стране Восходящего Солнца принято скорбеть в связи с кончиной императора или членов его семьи. Общенациональный траур длится год.

Сколько носят траур в зависимости от конфессиональной принадлежности

Самым строгим считается иудейский траур . Он разделён на 4 периода:

  • Онен – от смерти и до совершения погребения. Действия родственников направлены исключительно на организацию надлежащих проводов в иной мир.
  • Шива – первая неделя после смерти. На домочадцев налагается целый ряд запретов: стричь ногти, выходить из дома, изучать Тору, работать, мыться, одевать чистую одежду или кожаную обувь.
  • Шлошим – с 8-го по 30-й день. Уже разрешается выходить из дома, наносить женщинам косметику, а мужчинам подрезать бороду и усы.
  • Четвёртый период принято соблюдать лишь по умершим родителям. Он длится до годовщины со дня смерти.

Буддистские традиции предписывают носить траур по родителям и близким родственникам 100 дней. Если родственник дальний – скорбят об ушедшем 49 дней. В это время облачаются в платья серого цвета различных оттенков.

В странах ислама строго регламентировано поведение женщин в первое время после смерти супруга. Им нельзя носить украшения, делать причёски, красить волосы, использовать ароматизированные средства для ухода, ночевать вне дома. Допустимые цвета в одежде: белый, лиловый, чёрный и тёмно-зелёный. Траур по мужу длится 4 лунных месяца и 10 дней. По остальным родственникам – всего 3 дня. Мужчины в знак скорби не снимают головной убор при проведении церемонии погребения.

Православные священники не любят слова «смерть», «умерший». Чаще всего в речи они заменяют их на «успение», «усопший». Покойный до 40-го дня именуется «новопреставленным». В этот период покинувший бренную землю предстаёт пред Господом и лишь молитвы живущих могут склонить чашу весов при выборе, куда ему отправиться: в Ад или в Рай. Потому в христианстве строгий траур длится именно 40 дней. Выражать свою печаль о потере принято не стенаниями или плачем, а молитвами, обращениями к Богу, размышлениями о бренности бытия и воспоминаниях о благочестивых поступках почившего вечным сном. Спустя это время разрешается снять траурную повязку с головы. Впрочем, если вы чувствуете, что горе ещё теснится в вашем сердце, то можете дальше носить чёрный шарф или косынку до истечения года. Вдова решает сама, когда ей снять траур – через 2 года или сразу после поминальной трапезы.

Траур по умершему в наше время

В наше время траура определяется скорее религиозными верованиями и традициями региона.

К соблюдению религиозных канонов в наши дни относятся не столь трепетно. Если в сельской местности ещё придерживаются давних устоев, то городская жизнь налагает свои ограничения. Например, принятый во многих офисах дресс-код не предполагает наличие чёрной повязки. Это может оттолкнуть покупателей или потенциальных клиентов.

При невозможности явно носить траур по умершему родственнику можно решить данную проблему следующими способами:

Отказаться от внешней атрибутики . Для покойного важнее не то, что о вас подумают окружающие, а то, что вы реально думаете об ушедшем от вас навсегда.

Носить чёрную косынку или ленту вне работы . Достаточно сложно, но возможно для целеустремлённых людей.

Заменить цвет скорби . Наряду с чёрным, белый и красный также символизируют печаль и горе от невосполнимой утраты. У народности каракалпаков во время траура надевают синие одежды. Мусульманская женщина может одеть фиолетовое или тёмно-зелёное платье.

Возможно, вам будет интересно:

День траура, к сожалению, случается в любой семье. Как правильно организовать прощание с усопшим, как достойно пережить утрату близкого человека - эти вопросы беспокоят всех, кто столкнулся со смертью. В каждой религии существуют рекомендации, помогающие родственникам проводить покойного в последний путь. Но есть и определенный траурный этикет, соблюдаемый вне зависимости от верований.

Траур: общие замечания

Слово траур происходит от немецкого слова trauern, означающего «оплакивать». Трауром называют внешнюю форму проявления скорби по умершему. Траур может быть личным или государственным.

В это время людям предписывается совершать определенные действия: отказаться от публичного проявления положительных эмоций, носить одежду особого цвета, соблюдать ряд ограничений в быту и привычках.

На государственном уровне день траура объявляют в том случае, если в стране происходит какая-либо природная или техногенная катастрофа, теракт или ДТП.

Таким же образом могут почтить кончину видного политического или общественного деятеля. Чаще всего государственный траур продолжается несколько дней.

Личный траур длится гораздо дольше. Человек сам выбирает срок, в течение которого он предается скорби.

Траур в сегодняшней России

Как соблюдать траур в современном мире, на какие традиции опираться, спросите вы. Конечно, глобализация позволяет теперь заимствовать обряды из разных культур, можно взять пример с Запада или Востока. Но чаще всего люди обращаются к исконной традиции, характерной именно для их страны.

Обычаи в России основываются на православных канонах. По церковной традиции глубокий траур следует соблюдать по:

  • родителям;
  • детям;
  • дедушке;
  • бабушке;
  • супругам;
  • брату;
  • сестре.

Самый долгий траур предписывается церковью вдовам - два года. Срок скорби по жене, родителям и детям - один год.

Брата или сестру принято оплакивать четыре месяца, дядю, тетю и двоюродных родственников - три.

Светские традиции несколько отличаются от церковных. Так, вдове предписывается носить траур всего год. Такой же срок отводится и для скорби по родителям. По остальным близким родственникам (бабушке, дедушке, брату, сестре) горюют полгода.

Важно помнить, что предписанный обществом траурный этикет может меняться в зависимости от обстоятельств.

В последние годы многие люди вообще отказываются от публичного проявления своего горя. У каждого человека есть право на траур, а сколько его носить и по кому - это личное дело.

Правила соблюдения траура

Смерть всегда приходит неожиданно. Часто родственники покойного теряются и не знают, что делать и как быть в этой ситуации. Траурный этикет отчасти облегчает родным жизнь в первое время после их утраты. Простые и понятные рекомендации, регламентирующие все сферы жизни, позволяют легче пережить кончину близкого человека и адаптироваться к новой ситуации.

Прежде всего определимся с тем, что положено делать в первые дни после смерти человека. Близким родственникам необходимо оповестить всех родных и знакомых покойного о печальном событии.

Считается приличным прийти проститься с умершим, даже если вы не получили личного приглашения. Ведь родственники в своем горе могут легко забыть о ком-либо. Если с усопшим вы находились в натянутых отношениях, то необходимо прийти на похороны, чтобы показать, что неприязнь разорвана смертью.

Если вы не можете посетить похороны, хотя живете в одном городе с покойным и его семьей, необходимо извиниться перед родственниками.

Причины для отсутствия на церемонии прощания должны быть достаточно вескими, чтобы родные усопшего не обиделись на невнимание.

Родственников и друзей скончавшегося человека, живущих в других городах, оповещают письменно. Если они не могут приехать проститься, то должны прислать свои соболезнования и высказать, как дорог им был покойный.

Похоронный обряд предписывает особое поведение всех родственников и друзей. Так, рядом с покойным считается неприличным громко разговаривать и обсуждать вопросы, не связанные со смертью. Недопустимо обсуждать новости, рабочие дела или шутить. Осуждается и слишком явное проявление скорби. Предполагается, что в день траура все пришедшие разделяют сходные чувства. Много говорить о своих соболезнованиях родственникам или о своей любви к усопшему неуместно. Этим вы рискуете только растравить раны близких.

Память покойного отмечают после девяти дней с момента смерти, следом идут сороковины и затем год.

Что надеть на похороны

Траурный этикет предполагает особую форму одежды. В нашей традиции цвет траура - черный. Мужчины обычно надевают на скорбную церемонию черный костюм со светлой или темной рубашкой. Допустимо заменить рубашку водолазкой.

И у мужчин, и у женщин одежда должна быть закрытой.

Праздничные украшения, блеск и яркий декор на похоронах выглядят неприлично. На голову желательно надеть:

  • черный платок;
  • шляпку;
  • шарф.

Если родитель не знает, как одеть ребенка на церемонию прощания, то стоит вспомнить, что для детской одежды действуют такие же правила, как и для взрослой. Сразу оговоримся, траурный этикет допускает, что совсем маленькие дети могут не присутствовать на прощании с дальними родственниками или знакомыми.

Сколько длится траур по родственникам

Достаточно часто родственников покойного волнует вопрос, сколько длится траур. Срок ношения траура пропорционален степени родства. Также следует помнить, что весь этот период делится на две равных части: траур, когда налагаемые ограничения особенно сильны, и полутраур, призванный постепенно адаптировать человека к повседневной жизни.

Самый глубокий траур - по мужу.

В течение года (или двух лет) женщина не просто избегает ярких цветов в одежде, она еще и меняет свое поведение. В частности, вдове запрещено посещать какие бы то ни было развлекательные мероприятия, а также повторно вступать в брак. По истечении полугода женщина может сменить строгие черные платья на одежду темных цветов. Допустимо использовать белые элементы. А вот от косметики и украшений лучше воздерживаться весь срок траура. Интересно, что духами в этот период пользоваться можно. Традиция этого не запрещает.

Итак, женщины должны скорбеть достаточно долго. Теперь посмотрим, сколько носят траур мужчины, потерявшие жену. Как ни странно, вдовец носит траур полгода. Соответственно, три месяца - глубокий траур, еще три - полутраур. После шести месяцев мужчина может снова вступать в брак и возвращаться к привычной жизни.

Траур по родителям дети носят в течение года. При этом цвет одежды постепенно изменяется с черного на более светлые тона.

Траур по детям, а также по бабушкам и дедушкам принято носить полгода. Однако бывает, что матери, потерявшие своих чад, носят траур всю жизнь.


Особо отметим, что дети моложе 12 лет могут носить траур только по родителям, по бабушке и дедушке.

По кому бы вы ни горевали, следует помнить: траур по умершему - это не только внешние атрибуты, но и особый жизненный уклад. Предполагается, что в это время человек задумывается о вечном. Необходимо соблюдать сдержанность, делать добрые дела в память об усопшем, раздавать милостыню и молиться (если вы религиозный человек). День траура - время, когда человек задумывается о самом себе, своих близких и о смысле жизни.

Соблюдение траура в современном городе часто затруднено: дресс-код на работе, обстоятельства жизни и многое другое часто вынуждают родственников усопшего отказаться от ношения черных вещей.

Сколько дней носить темное, решать, конечно, вам. Но помните, иногда временный отказ от привычных вещей помогает глубже осознать свою утрату и пережить боль.