Когда я умирала спектакль. Стикс вышел из берегов

Оглушенные смертью Олега Табакова сотрудники Московского художественного театра постепенно приходят в себя. Уже 16 марта здесь снова будут играть спектакли, а 27 состоится премьера постановки "Игра в городки".

ПО ТЕМЕ

Последние три дня из-за объявленного в театре траура были отменены десять спектаклей – "Светлый путь. 19.17", "Телефон доверия", "Карамазовы", "Осада", "Мальва", "Мужья и жены", "Моя дорогая Матильда", "Идеальный муж. Комедия", "Пьяные", "В. Ж." Зрителям нужно возвращать билеты в кассы и получать назад деньги.

Если помнить, что Основная сцена вмещает 920 зрителей, Малая – 220, а Новая – 140, возврату подлежат примерно три тысячи билетов. Каждый из них стоит от 400 до трех тысяч рублей, в зависимости от спектакля. Словом, убытки значительные.

Интересно, как отнесся бы к этому Олег Павлович, которому и трех сцен было мало... Артист начал строить еще одно здание театра на пересечении проспекта Андропова с Нагатинской улицей – семиэтажный дом с залом-трансформером на 647 мест и VIP-ложами.

МХТ имени Чехова – один из самых богатых и успешных театров страны. Недаром же его худрук, как сообщала Transparency International, за исполнение ролей в спектаклях "Год, когда я не родился", "Чайка" и "Похождение" ежемесячно получал прибавку к зарплате в сумме 645 тысяч рублей.

В 2017-м Министерство культуры публиковало сведения о доходах, расходах и имуществе лиц, занимающих руководящие должности в подведомственных организациях. В числе самых высокооплачиваемых деятелей значился и Табаков, заработавший за год 69 миллионов рублей.

Так что деньги для театра – ерунда, они еще заработаются, а вот уход Олега Табакова стал невосполнимой потерей. Нового худрука и директора театра, конечно, найдут. Однако мэтра на сцене и в кино никто не заменит.

Его очень не любили экстремалы-авангардисты: фу, он превратил МХТ в коммерческий театр. Его не выносили суконные «патриоты» - примерно за то же самое: что превыше всего на свете (даже трансляции «скреп») он ценил театральный успех. Его обожала вся огромная, пестрая, в разное верующая и по-разному голосующая страна. За Шелленберга, за Обломова, за кота Матроскина, и десятки других ролей.

На свет появился в Саратове - и город так гордится этим, что не только избрал его почетным гражданином, но и при жизни (три года назад) поставил актеру памятник. Год рождения 1935 многое скажет любому нашему человеку: в комплект входят военное детство и голодная вольница. Семья жила в коммуналке, точнее в коммуналках: комната матери принадлежала одной квартире, комната отца - другой, причем были они в разных подъездах, но разделены только стеной, в которой жильцы продолбили дырку. В войну родители-врачи почти не появлялись на горизонте: отец уехал работать на военно-санитарном поезде, мать сутками пропадала в станционном госпитале. Когда война кончилась, выяснилось, что у отца уже другая жизнь, он ушел из семьи - и это так ударило по мальчишке, что десятилетия спустя взрослый человек не решался оставить семью ради другой любви. Пока не вырастут дети. Компанию, к которой парень прибился после войны, в наше время назвали бы подростковой бандой. И отправился бы Олег по тюремным коридорчикам, если бы не мать, во что бы то ни стало решившая вытащить, оградить от дурного влияния. Спасением стал драмкружок. Он же привел к мысли поступать «на актера» в Москве.

Школа-студия МХАТ, где в юном актере сначала видели «положительного героя», а потом распознали комедийный талант (сильно помог Хлестаков). Пятидесятые, раннее начало «оттепели», общее чувство свободного порыва. Табаков был среди молодых актеров, что создали студию, превратившуюся в «Современник». Театр этот вовсе не собирался устраивать эстетических революций - главной идеей было снятие тупого окаменения сороковых с живой традиции Художественного театра. И в идейном плане - никакого диссидентства: молодые актеры (вкупе с ровесниками, сидящими в зале) верили, что проблема не в коммунистических идеях как таковых, а в дурном их воплощении. Когда юный герой Табакова в фильме «Шумный день» по пьесе шашкой покойного отца рубит с трудом добытую матерью чешскую мебель - это ведь призыв вернуться к идеалам революции, отбросив ценности мещанской жизни. В этот момент Олег стопроцентно совпадает со страной, а страна говорит через актера.

И дальше - такие совпадения продолжаются. Вот только что был идеалист Макар в «Достоянии республики» (1971), а вот уже Шелленберг, умник на службе Рейха (мысль о том, что с властями можно и посотрудничать, ничего такого в этом нет, уже вполне распространяется в 1973-м). Вот Обломов в 1979-м, когда отчетливо звучит в стране мотив «внутренней эмиграции», и один из ее вариантов - эмиграция в классику, а рядом масса замечательных комедийных персонажей (и Людовик XIII в «Трех мушкетерах», и Акакий Ушица в «Ах, водевиль, водевиль», и, конечно, блистательная мисс Юфимия Эндрю в «Мэри Поппинс»). Эскапизм - наше все. Когда страна начала резко меняться, а кинематограф одновременно начал рассыпаться, Табаков сыграл и президента России, и мэра Нью-Йорка, и много кого еще - но жизнь неслась вперед так стремительно, что фильмы за ней не успевали и с реальностью не совпадали. Оттого среди лучших ролей актера в кино - нет работ этих лет. Лучшая его роль стала играться в жизни.

Еще в 1978 году в подвале на улице Чаплыгина был сыгран первый спектакль театральной студии под руководством Табакова, которая потом превратится в один из самых модных театров Москвы. Но официально создание нового театра разрешено лишь в 1986 году - вот тогда и начинается эпоха Табакова-руководителя. Да, с 1970 по 1976 (после ухода в Художественный театр), Табаков директорствует в «Современнике». Но главный режиссер там - друг и коллега , и репертуар, безусловно, определяет она. В «Табакерке» на Чаплыгина Олег Табаков отвечает за все: за афишу, за развитие актеров, стратегию и тактику, ремонт и пожарную безопасность. С его подачи публика узнает таких актеров как Сергей Безруков, - и худрука вполне устраивает их разность. Главное, что все они любимы публикой.

Олег Табаков в фильме «Война и мир»

1 /11

С этого момента и до конца жизни стратегия Табакова-руководителя - поддержка тех артистов и режиссеров, кого любят зрители. И тех, кого, как он видит, они могут полюбить. В 2000 году, после смерти Олега Ефремова, он становится руководителем Московского Художественного Академического театра имени Чехова (когда МХАТ в 1987 году делился на «мужской» и «женский», на «ефремовский» и «доронинский», Табаков безоговорочно поддержал Ефремова). В 2004 году театр возвращает себе прежнее имя: теперь он просто МХТ, без громкого «академизма». И Табаков, приняв театр, где продавалось менее половины билетов на любой спектакль, быстро доводит продажи до девяноста процентов. Потому что чувствует театр как никто другой. И приглашает на работу самых разных - но всегда успешных людей.

У него получает свой шанс . Здесь выпускает самые масштабные свои спектакли . Берет штурмом столичную публику . Растут будущие руководители крупнейших московских театров - Миндаугас Карбаускис (ныне возглавляющий театр им. Маяковского), (худрук театра им. Пушкина). И что-то Табакову в их работах может нравиться, что-то нет (из театра периодически доносятся слухи о выяснениях отношений), но Табаков ориентируется только на успех. И не считает зазорным появление в афише МХТ спектаклей простодушно-коммерческих (вроде «Номера тринадцать» в постановке Владимира Машкова; комикование, говорите? а 18 лет аншлаги).

Табаков лавирует в политике, дружит с провластными людьми, и кажется стопроцентным веселым циником. Но циники не зарабатывают первого инфаркта в 29 лет; не опекают так тщательно учеников, даже чрезвычайно далеких по убеждениям; не позволяют молодым режиссерам ставить вещи, из-за которых возбуждаются «хранители нравственности». Да, идеалист шестидесятых в новом веке стал цепким менеджером, которому в голову не придет портить мебель. Опять-таки полностью совпав со страной.

Оставив массу детей и внуков (и в судьбе каждого он принимал участие, за каждого переживал), в театре он не оставил формального преемника. Оказался в коме после стоматологической операции, то есть не было у Олега Павловича времени подумать о том, что будет после него. Теперь можно ожидать битвы за власть на самых верхах и самых диковинных высказываний претендующих на кресло деятелей культуры. А когда от зрелища этой битвы будет становиться совсем грустно - мы будем пересматривать фильмы с Табаковым.

“За работу в театре государство обещало мне квартиру. Несколько месяцев обивал пороги разных госучреждений, готовил документы, но ключи выдавать никто не торопился. Уже терял надежду заселиться, как-никак ютился в маленькой комнатке с женой и двумя детьми. Когда о беде узнал Олег Павлович, то взял ситуацию под контроль, поднял все связи, знакомства, чтобы выбить жилплощадь. Удивительно, но только после вмешательства Табакова я получил заветные квадратные метры!”, – признался Александр Семчев “СтарХиту” .

Коллеги Олега Павловича, которые успели с ним поработать и просто пообщаться, называют артиста “человек-помощь”. Табаков помогал всем, кто в нем нуждался. “Табаков был с моим папой до последних дней его жизни. Отец страдал сахарным диабетом, поэтому у него началась гангрена. Болезнь поражала организм, отцу пришлось ампутировать ноги. Олег Павлович помогал ему с больницами, искал докторов, покупал дорогие лекарства. Когда отец скончался, Табаков не оставил мою семью. Он взял на себя расходы на похороны. Тогда и сейчас говорю: “Олег Павлович, спасибо за отца, низкий вам поклон! Никогда вас не забуду…”, – вспоминает Вячеслав Невинный-младший.

kino-teatr.ru

При этом нашлись люди, которые с облегчением вздохнули после смерти руководителя художественного театра имени Чехова. При жизни Табакова вторым человеком в театре считалась его жена Марина Зудина. Женщина устанавливала свои порядки, за что ее внегласно прозвали “мхатовской салтычихой”. Супруга Олега Павловича спокойно вмешивалась в распределение ролей, выбирая самые лучшие, и никто не мог с этим спорить.

ria.ru

Одна из сотрудниц театра при условии сохранения анонимности откровенно рассказала, что происходило в театре при руководстве Олега Табакова и Марины Зудиной. “Режиссеры приглашались в театр – сплошь из гей-лобби. И если они не предлагали роль приме Зудиной, спектакля не было! Актеры боялись ее как огня. Упаси боже ее не заметить и не поклониться – съест и не подавится. Все меха и ткани, поступающие в костюмерные мастерские, первыми осматривала Зудина. Одевали ее там же – от белья до шуб. Закройщики волосы на себе рвали после ее визитов: все самое интересное загребала в личный гардероб. Домработницы у нее нет – все выполняет обслуга из театра. – Пластические операции она делала в Екатеринбурге у знакомых Табакова. Тоже на халяву”, – призналась женщина в интервью

Сценическая версия романа «As I Lay Dying» (2ч30м)

У. Фолкнер
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Адди Бандрен: Евдокия Германова
Анс Бандрен: Сергей Беляев
Кеш: Алексей Усольцев
Дарл: Андрей Савостьянов
Джул: Алексей Комашко
Дюи Дэлл: Яна Сексте
Вардаман: Александр Яценко
Кора Талл: Полина Медведева
Вернон Талл: Михаил Хомяков
Юла: Яна Есипович
Кэт: Алена Лаптева
Пибоди: Павел Ильин
Армстид: Александр Воробьев
Уитфильд: Роман Кузнеченко
Мозли: Алексей Золотницкий
миссис Бандрен: Луиза Хуснутдинова
и другие С 23.12.2008 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши":

Мучительные похождения покойницы Адди (Евдокия Германова), которую туповатые члены ее семейства никак не могут упокоить, – это одновременно и жутковатая клоунада, и философская притча. Выполняя волю покойной, вдовец и дети, голытьба американского Юга конца 20-х годов, везут гроб на кладбище за сорок верст от родной деревушки. По пути то роняют его в реку, то вытаскивают, обгоревший, из полыхающего сарая. И за девять дней дороги, по сути, проживают свои дурацкие неказистые жизни. Один сын помешается, другой попадет в тюрьму, третий станет калекой – и его, не прерывая путешествия, уложат прямо на крышку материнского гроба. Дочь обнаружит, что беременна, а отец найдет новую жену и на радостях вставит себе зубы. Покойница Адди, с прилепившейся к затылку белой гробовой подушечкой, будет кротко наблюдать за ними, стоя в сторонке или тихо подсаживаясь рядышком. Наши мертвые с нами. Будьте проще, смерть не так страшна, как кажется. Поэтому в спектакле нет ни грана пафоса. Режиссер поставил задачу – никаких сантиментов. Актеры точно ей следуют. А в результате – ком в горле, смех сквозь слезы. И «Золотая маска» за лучший спектакль 2004 года.


Режиссер М. Карбаускис. Художник М. Митрофанова. Художник по костюмам С. Калинина.


Елена Алешина

В спектакле участвуют:

Миндаугас Карбаускис - из тех режиссеров, к которым у меня нет однозначного отношения. Он не бесит вызывающим однообразием и самораскруткой имени как бренда, подобно Серебренникову, не демонстрирует владение технологией при отсуствии душевной работы, как Фокин; но при этом не вызывает у меня столь однозначного приятия, как Чусова, Алдонин или Бутусов. На самом деле много зависит от материала, с которым Карбаускис работает. То есть почерк у него вполне сложившийся и манера узнаваемая: жесткая, сухая, где в центре внимания - композиционная структура спектакля, и гораздо меньше сил уделяется работе над актерскими образами, мизансценами или концептуальной разработкой драматургии. Поэтому удачи Карбаускиса связаны с современной западной, столь соответствующей его режиссерскому темпераменту пьесой: "Копенгаген" Фрейна в МХТ, "Синхрон" Хюрлимана и "Лицедей" Бернхарда в "Табакерке". Но экзерсисы на основе классических текстов Гоголя и Чехова, а также и Фолкнера ему не удаются: выглядят механистичными и пустыми. Таков и спектакль "Когда я умирала" - история смерти и погребения матери среднего американского семейста, рассказанная поочередно всеми героями, включая покойную. В этом хорошо смазанном и неплохо движущемся, но не содержащем потенциальных возможностей саморазвития механизме есть только одна живая клетка - Евдокия Германова. Она играет умирающую, но ее героиня - самое живое лицо в спектакле.

Второй раз за неделю вижу Германову на сцене (2-го ходил на "Вишневый сад" Шапиро, где она играет Шарлотту) и просто поражаюсь ее гению. Это не мастерство актрисы, это гораздо больше: тому, что она делает, нельзя научить и нельзя научиться, это или есть, или нет. Только по неудачному стечению обстоятельств (кризис российского кинопроизводства в 90-е) не позволили Германовой занять достойное место в ряду подобных ей культовых трагических клоунесс - советской (Лии Ахеджаковой) и пост-советской (Ренаты Литвиновой). Выйди фильм "Кикс" в прокат сегодня - была бы бомба погромче "Богини". Но Германова все же не потерялась, и в кино ее время от времени видно, и в театре работает немало. Героиню Фолкнера (а роль, не считая большого монолога в начале второго акта - почти бессловесная и бездвижная, на одной мимике, которой актриса владеет фантастично) Германова играет так, что в ней узнаются ее "дальние родственницы" из "Последнего срока" Распутина или "Материнского поля" Айтматова. Играет не быт и не банальную фантасмагорию, а универсальный мотив, особенно пронзительно звучащий в спектакле, густонаселенном персонажами, родственниками и друзьями покойной:

Человек одинок в смерти. Как, впрочем, и в жизни.