Кого из поэтов называли декадентской мадонной. Зинаида Гиппиус. Декадентская мадонна - Суть происходящего по сути не происходит — LiveJournal. Отношение к Октябрьской революции и его отражение в творчестве

О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили, что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями». Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением.

Пока одни восхищались работами литераторши, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя, что ее гений достаточно посредственен. Спустя столетия интерес к творчеству и биографии Декадентской Мадонны значительно вырос, и сейчас произведениями поэтессы зачитывается как великовозрастная аудитория, так и молодежь.

Детство и юность

8 ноября 1868 года у юриста Николая Романовича Гиппиус и его жены Анастасии Васильевны (Степановой) родилась дочь, которую назвали Зинаидой. Семейство проживало в городе Белеве Тульской губернии, где Николай Романович проходил службу после окончания юридического факультета.

Из-за специфики деятельности отца постоянного места жительства Гиппиусы не имели. В детские годы поэтесса успела пожить и в Харькове, и в Петербурге, и в Саратове.


В 1880 году Николай Романович получает должность судьи, и семья снова переезжает: в этот раз на родину – город Нежин. Поскольку в маленьком городке не было женской гимназии, Зину отдали в Киевский институт благородных девиц, но уже через полгода забрали обратно: девочка так тосковала по дому, что все шесть месяцев провела в институтском лазарете.

Огромным потрясением для поэтессы стала смерть отца. Мужчина скоропостижно скончался в марте 1881 года от туберкулеза. Оставшись без средств к существованию, Анастасия Васильевна с дочерьми (Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной) переезжает в Москву. Там Зину отдали в гимназию Фишер. Спустя полгода учебы у будущей поэтессы также диагностировали туберкулез. Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.


Из-за чрезмерной опеки матери домашнее обучение стало для будущей мистификаторши единственно возможным путем к самореализации. Точные науки никогда не интересовали литераторшу. С ранних лет Зина начала вести дневники и писать стихи – сначала шуточные про членов семьи. Ей даже удалось заразить увлечением тетку и гувернанток.

После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери – Александр Степанов. Его материальное благосостояние позволило им провести лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где Александр Степанов скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.


Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя, все писали стихи, подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы лишенных эмоциональной составляющей произведений товарищей.

Литература

Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера супругов. Посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своем считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Дмитрия Сергеевича.


В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют , она вывела в люди начинающего , ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного .

Уже с 1888 года она начала печататься: первой ее публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Литераторша писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»).


Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.

Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с , Николаем Минским, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни.


Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896 год) и «Зеркала» (1898 год) господствовали идеи , которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.

В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция (1905–1907 года). После нее в свет вышли сборники рассказов «Черное по белому» (1908 год), «Лунные муравьи» (1912 год); романы «Чертова кукла» (1911 год), «Роман-царевич» (1913 год). В своих произведениях Гиппиус утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.


Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с мужем эмигрирует в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состоит из стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение.

Обосновавшись в Париже, где у них еще с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом, и другими.

В 1926 году супруги организовали литературно-философское братство «Зеленая лампа» – своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал .


Собрания были закрытыми, а гости приглашались исключительно по списку. Постоянными участниками «заседаний» были Алексей Ремизов, Борис Зайцев, Иван Бунин, Надежда Тэффи, Марк Алданов и Николай Бердяев. С началом Второй мировой войны сообщество прекратило свое существование.

Личная жизнь

Еще при жизни о любовных похождениях белой дьяволицы слагали легенды. Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем лишь однажды. Ее мужем был небезызвестный философ и поэт – . Их союз неоднократно называли фиктивным: Зинаиде приписывали романы со всем литературным бомондом Санкт-Петербурга, а Дмитрию – мужскую несостоятельность. Только близкие друзья знали, насколько сильно эти два неординарных человека любили друг друга.


Молодые люди познакомились в 1888 году в Боржоми. Там Гиппиус поправляла здоровье, а Мережковский, путешествующий в тот период по Кавказу, был в городе проездом. При первой же беседе Зинаида ощутила их мистическое родство душ. Дмитрий также был очарован восемнадцатилетней поэтессой. Его пленила не столько красота девушки, сколько ее ум. Через пару месяцев мужчина сделал возлюбленной предложение, и та, ни секунды не сомневаясь, ответила согласием.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса признается, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.


Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Гиппиус в принципе не интересовали плотские утехи. Женщина не мыслила жизни без двух вещей: рефлексии и интеллектуальной работы. Все остальное она либо презирала и отрицала, либо высмеивала.

Безусловно, Зинаиде льстило внимание мужчин. Декадентская Мадонна умела пользоваться своей красотой. Ей нравилось очаровывать и нравилось быть очарованной, но дальше переписок дело никогда не заходило.


«Отношения» у нее были и с писателем Николаем Минским, и с прозаиком Федором Червинским, и с критиком Акимом Волынским. Белая дьяволица обожала смотреть в глаза без памяти влюбленных в нее мужчин и видеть там собственное отражение.

В 1905 году семья Мережковских сблизилась с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы не только вместе творили, но и жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Гиппиус, говоря, что столь недостойным поведением она опозорила и себя, и мужа.


Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку». Их сожительство – неудавшейся эксперимент, целью которого было разрушение закостенелых норм морали.

Какие бы слухи не ходили о поэтессе, сколько бы романов в действительности не было на ее счету, все это в итоге не имело значения, ведь душа литераторши не признавала никого, кроме Дмитрия Мережковского, с которым Зинаида Николаевна прожила полвека.

Смерть

После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский», но из-за того, что у Зинаиды перестала функционировать правая рука, закончить работу она не смогла.


Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Писательница хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач все еще неплохо работавшая фантазия литераторши создала мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

Единственной отрадой сходившей с ума женщины была кошка. Ни на секунду не отходившее от хозяйки животное покинуло женщину только однажды – в день ее кончины. Умирая, Зинаида Николаевна тщетно пыталась нащупать руками спутницу ее последних лет.


Вечером 1 сентября 1945 года отец Василий Зеньковский причастил Гиппиус. Она мало что понимала, но причастие проглотила. Легенда серебряного века ушла в небытие 9 сентября 1945 года (в возрасте 76 лет). Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с супругом. Литературное наследие мистификаторши сохранилось в сборниках стихов, драм и романов.

  • При жизни Гиппиус называли ведьмой, поэтому пришедшие на похороны люди, дабы удостовериться в том, что поэтесса умерла, подходили к гробу и стучали по нему палками.
  • Известен случай, когда на обеде Вольного философского общества поэтессу огорчило однообразие представленных блюд. Раздосадованная писательница поделилась недовольством с соседом по столу, сказав ему: «Как скучно! Подают все одно и то же. Опять телятина! Надоело. Вот подали бы хоть раз жареного младенца!». Соседом Гиппиус был служитель церкви, которого заявление Зинаиды повергло в шок.

  • Рисуя набросок портрета Гиппиус, Леону Баксту, дабы показать миру бесконечно длинные ноги поэтессы, пришлось подклеивать к листу бумагу. Гиппиус приписывали и однополые «связи». Известно, что в стихотворениях поэтесса неоднократно признавалась в любви подруге – баронессе Елизавете фон Овербек.
  • Иван Бунин, никогда прежде не ходивший на похороны (классик панически боялся смерти и всего, что с ней связано), не отходил от гроба писательницы ни на минуту.
  • Ходила легенда, что у поклонников Гиппиус забирала обручальные кольца, нанизывала их на цепочку и вешала ее у изголовья кровати. На светских раутах литераторша частенько появлялась с куклой-уткой на руках. Утка, по замыслу писательницы, символизировала разделение супругов, считавших пошлостью половую связь.

Библиография

  • «Собрание стихотворений» (книга первая. 1889-1903 год);
  • «Собрание стихотворений» (книга вторая. 1903-1909 год);
  • «Последние стихи» (1914-1918 год);
  • «Стихи. Дневник 1911-1921» (1922 год).
  • «Новые люди». Первая книга рассказов. (1896 г.);
  • «Зеркала» (вторая книга рассказов, 1898 год);
  • «Третья книга рассказов» (1901 год);
  • «Алый меч» (четвертая книга рассказов, 1907 год);
  • «Чёрное по белому» (пятая книга рассказов, 1908 год);
  • «Лунные муравьи» (шестая книга рассказов, 1912 год);
  • «Чёртова кукла» (1911 год);
  • «Роман-царевич» (1913 год).
  • «Зелёное кольцо» (1916 год).

Зинаида Гиппиус - одна из центральных фигур поэзии и прозы Серебряного века, религиозного Возрождения начала века и литературы русского зарубежья, чьи наиболее интересные произведения появились именно в эмиграции. Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в Белёве Тульской области в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и девочка училась во многих школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге.
Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы – «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году был написан роман «Чёртова кукла».
Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России.
Зинаида Гиппиус умерла в Париже 9 сентября 1945 года. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

ПОСВЯЩЕНИЕ

Небеса унылы и низки,
Но я знаю - дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
И каждый из нас одинок.

Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога,-
Любовь мою душу спасет.

Если я на пути устану,
Начну малодушно роптать,
Если я на себя восстану
И счастья осмелюсь желать,-

Не покинь меня без возврата
В туманные, трудные дни.
Умоляю, слабого брата
Утешь, пожалей, обмани.

Мы с тобою единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я верю - дух наш высок.
1894

ЛЮБОВЬ - ОДНА

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.

Мы негодуем иль играем,
Иль лжем - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
1896

ПРЕДЕЛ

Д.В.Философову

Сердце исполнено счастьем желанья,
Счастьем возможности и ожиданья,-
Но и трепещет оно и боится,
Что ожидание - может свершиться...
Полностью жизни принять мы не смеем,
Тяжести счастья поднять не умеем,
Звуков хотим,- но созвучий боимся,
Праздным желаньем пределов томимся,
Вечно их любим, вечно страдая,-
И умираем, не достигая...
1901

Б. Б[угаев]у

"...И не мог совершить там
никакого чуда..."

Не знаю я, где святость, где порок,
И никого я не сужу, не меряю.
Я лишь дрожу пред вечною потерею:
Кем не владеет Бог - владеет Рок.
Ты был на перекрестке трех дорог,-
И ты не стал лицом к Его преддверию...
Он удивился твоему неверию
И чуда над тобой свершить не мог.

Он отошел в соседние селения...
Не поздно, близок Он, бежим, бежим!
И, если хочешь,- первый перед Ним
С бездумной верою склоню колени я...
Не Он Один - все вместе совершим,
По вере,- чудо нашего спасения...
1907, Париж

ДЕКАДЕНТСКАЯ МАДОННА она позволяла себе все, что запрещалось остальным. Носила мужские наряды – они эффектно подчеркивали ее бесспорную женственность. Именно такой изобразил ее на на известнейшем портрете Лев Бакст.

Она обожала играть людьми, ставить над ними своеобразные эксперименты. Сначала привлекает их выражением глубокой заинтересованности, очаровывает своей несомненной красотой и обаянием, а затем – отталкивает надменностью, насмешливостью, холодным презрением. При ее незаурядном уме это было несложно. Ее любимыми развлечениями было дерзить людям, конфузить их, ставить в неловкое положение и наблюдать за реакцией. Гиппиус могла принять малознакомого человека в спальне, неодетой, а то и вовсе принимая ванну. В историю вошли и знаменитая лорнетка, которой близорукая Зинаида Николаевна пользовалась с вызывающей бесцеремонностью, и ожерелье, сделанное из обручальных колец ее поклонников.

Гиппиус сознательно провоцировала окружающих на отрицательные чувства в свой адрес. Ей нравилось, когда ее называли «ведьмой» – это подтверждало, что тот «демонический» образ, который она усиленно культивировала, успешно работает. Она шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге, и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета.

Она пыталась скрыть свое истинное лицо, пытаясь таким образом научиться не страдать. Обладающая ранимой, сверхчувствительной натурой, Гиппиус специально ломала, переделывала себя, чтобы обрести психологическую защиту, обрасти панцирем, охраняющим ее душу от повреждений. А поскольку, как известно, лучший способ защиты – нападение, Зинаида Николаевна и избрала столь вызывающий стиль поведения…

Огромное место в системе ценностей Зинаиды Гиппиус занимали проблемы духа и религии. Именно Гиппиус принадлежала идея знаменитых Религиозно-философских собраний (1901-1903 годы), сыгравших значительную роль в русском религиозном возрождении начала XX века. На этих собраниях творческая интеллигенция вместе с представителями официальной церкви обсуждала вопросы веры. Гиппиус была одним из членов-учредителей и непременной участницей всех заседаний.

На первое собрание она явилась в глухом черном просвечивающем платье на розовой подкладке. При каждом движении создавалось впечатление обнаженного тела. Присутствующие стыдливо отводили глаза.

ПАУКИ

Я в тесной келье - в этом мире
И келья тесная низка.
А в четырех углах - четыре
Неутомимых паука.

Они ловки, жирны и грязны,
И все плетут, плетут, плетут...
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.

Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу - шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.

Мои глаза - под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.
1903

Подобно другим символистам, Гиппиус видела в революции великое духовное потрясение, способное очистить человека и создать новый мир духовной свободы. Поэтому Февральскую революцию Мережковские приняли с восторгом, самодержавие полностью дискредитировало себя, его ненавидели. Радовались, что теперь в правительстве такие же люди, как они, много их знакомых. Но все же понимали, что Временное правительство слишком слабо, чтобы удержать власть. Когда свершился Октябрьский переворот, Зинаида Николаевна была в ужасе: она предвидела, что той России, которую она любила, в которой жила, - больше нет. Ее дневники тех лет полны страха, отвращения, злобы – и умнейших оценок происходящего, интереснейших зарисовок, ценнейших наблюдений. Мережковские с самого начала подчеркивали свое неприятие новой власти. Зинаида Николаевна открыто порвала со всеми, кто стал сотрудничать с новой властью, публично отругала Блока за его поэму «Двенадцать», рассорилась с Белым и Брюсовым. Новая власть и для Гиппиус, и для Мережковского была воплощением «царства Дьявола».

МЕРА

Всегда чего-нибудь нет,-
Чего-нибудь слишком много...
На все как бы есть ответ -
Но без последнего слога.

Свершится ли что - не так,
Некстати, непрочно, зыбко...
И каждый не верен знак,
В решеньи каждом - ошибка.

Змеится луна в воде,-
Но лжет, золотясь, дорога...
Ущерб, перехлест везде.
А мера - только у Бога.
1924

Она активнейшим образом участвовала в литературной и личной жизни своих современников. Постепенно знакомство с Гиппиус, посещение ее салона становится обязательным для начинающих литераторов символистского – и не только – толка. При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока. Она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Критиком она была знаменитейшим. Обычно она писала под мужскими псевдонимами, самый известный из которых – Антон Крайний, но все знали, кто скрывается за этими мужскими масками. Проницательная, дерзкая, в иронически-афористичном тоне Гиппиус писала обо всем, что заслуживало хоть малейшего внимания. Ее острого языка боялись, ее многие ненавидели, но к мнению Антона Крайнего прислушивались все.

Стихи, которые она всегда подписывала своим именем, были написаны в основном от мужского лица. В этом была и доля эпатажа, и проявление ее действительно в чем-то мужской натуры (недаром говорили, что в их семье Гиппиус – муж, а Мережковский – жена; она оплодотворяет его, а он вынашивает ее идеи), и игра. Зинаида Николаевна была непоколебимо уверена в собственной исключительности и значимости, и всячески пыталась это подчеркнуть.

НО после смерти мужа Зинаида Николаевна была немного не в себе. Сначала она с трудом восприняла его смерть, даже хотела покончить с собой, выбросившись из окна. Затем вдруг успокоилась, говоря, что Дмитрий Сергеевич жив, даже разговаривала с ним.

Она пережила его на несколько лет. Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года, ей было 76. Ее смерть вызвала целый взрыв эмоций. Ненавидевшие Гиппиус не верили в ее смерть, они приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва, стучали по гробу палками. Те немногие, кто уважал и ценил ее, видели в ее смерти конец целой эпохи… Иван Бунин, никогда не приходивший на похороны – он панически боялся смерти и всего, что с ней связано, - практически не отходил от гроба. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, рядом с мужем Дмитрием Мережковским.

ЧАСЫ СТОЯТ

Часы остановились. Движенья больше нет.
Стоит, не разгораясь, за окнами рассвет.

На скатерти холодной наубранный прибор,
Как саван белый, складки свисают на ковер.

И в лампе не мерцает блестящая дуга...
Я слушаю молчанье, как слушают врага.

Ничто не изменилось, ничто не отошло;
Но вдруг отяжелело, само в себе вросло.

Ничто не изменилось, с тех пор как умер звук.
Но точно где-то властно сомкнули тайный круг.

И все, чем мы за краткость, за легкость дорожим,-
Вдруг сделалось бессмертным, и вечным - и чужим.

Застыло, каменея, как тело мертвеца...
Стремленье - но без воли. Конец - но без конца.

И вечности безглазой беззвучен строй и лад.
Остановилось время. Часы, часы стоят!

Помню, как студенткой, впервые увидев репродукцию картины итальянского художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», настолько восхитилась дивной прелестью богини любви и красоты, что, наверное, минут тридцать не могла отвести глаз от нее. Это случилось в далеком 1969 году в Абакане, когда я училась в пединституте на третьем курсе факультета иностранных языков.

Все в той картине для меня было необычно, загадочно, таинственно. Богиня, совершенно обнаженная, подплывала к берегу из пены моря в перламутровой раковине. Изящные покатые плечи. Длинная лебединая шея. Маленькая головка с роскошными длинными золотистыми волосами. Взгляд кроткой, целомудренной, нежной женщины. Образ Венеры сочетал в себе одновременно и внешнюю восхитительную красоту богини, и внутреннюю красоту Мадонн, воспеваемых поэтами и художниками.

Однажды, когда я пришла в гости к своему другу Валерию Майнашеву, студенту литературного факультета,(через несколько лет ставшего известным поэтом Хакасии) и с упоением вновь начала восхвалять картину Баттичелли, он вдруг достал с полки какую-то книгу и прочел: «Высокая стройная блондинка с длинными золотистыми волосами, изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью.Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской.

Весь Петербург ее знал, благодаря этой внешности и благодаря частым ее выступлениям на литературных вечерах, где она читала свои столь преступные стихи с явной бравадой».

Так в тот вечер я впервые услышала о декадентской мадонне Зинаиде Гиппиус и познакомилась с ее стихами. Богохульством веяло от ее «Посвящения» 1894 года:
« Беспощадна моя дорога.
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога, -
Любовь мою душу спасет»

Тогда Валерий объяснил мне, что это впечатление о Гиппиус написал один из первых символистских издателей Петр Петрович Перцов. Возможно, он написал это в своих « Литературных воспоминаниях», впервые вышедших в свет в издательстве Академия в 1934 году малым тиражом в 2300 экземпляров.

В наше время о Зинаиде Николаевне Гиппиус написано великое множество статей разного характера, а в те годы мы практически по крупицам собирали сведения о ее биографии, находили ее стихи. Вот что написала она в 1893 году в ««Бессилии».
« Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить».

Множество сплетен, слухов и кривотолков поддерживали интерес к этой поэтессе, сочетающей в себе не только боттичеллиевскую чистоту, но и демоническое взрывное начало, дерзкое богохульство, вызов покою, вызов духовной покорности и смирению.
«Жизнь и мой разум, огненно-ясный!
Вы двое - ко мне беспощадней всего,
С корнем вы рвете то, что прекрасно,
В душе после вас - ничего, ничего!», признается она читателям в стихотворении "Ничего», написанном в 1903 году.

Образ « Зинаиды Прекрасной» поражал, отталкивал и притягивал не только поэтов, творивших с ней в одно время: А. Блока, А. Белого, В. Розанова В. Брюсова, но и нас, студентов, живших ровно через сто лет после ее рождения.

В жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус было много всего запретного и безнравственного с точки зрения людей, общавшихся с ней в то далекое время, но такого притягательного, разжигающего наше воображение и интерес к ней. Зинаида сама о своей душе писала очень откровенно и безжалостно в стихотворении « Она» в 1905 году.
«В своей бессовестной и жалкой низости
Она, как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости.
От неразрывности ее со мной.
…………………………………………………..
Своими кольцами она упорная,
Ко мне ласкается меня душа.
И эта мертвая, и эта черная,
И эта страшная моя душа!»

Прошли годы. Однажды в отзыве на мою статью « Разве можно забыть» о поэтессе Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой автор Нина Антюшкина упомянула о сборнике « Царицы муз» В. В. Ученовой.

Я взяла этот сборник о русских поэтессах 19 - начала 20 веков в библиотеке и неожиданно увидела краткую статью и несколько стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус. Так снова у меня вспыхнул интерес к ней. Перечитала все, что о ней написано в интернете, и решила написать свои размышления о жизни и творчестве Гиппиус уже с позиции женщины, пожившей на свете и повидавшей всякого за свою жизнь.

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась (8)20 ноября 1869 года в городе Белев Тульской губернии. Отец, выходец из обрусевшей немецкой семьи, Николай Романович Гиппиус, юрист,служил некоторое время обер-прокурором в Сенате.

Мать, Анастасия Васильевна, урожденная Степанова, дочь обер-полицмейстера из Екатеринбурга.

Семья часто переезжала с одного места на другое, поэтому школу Зинаида посещала урывками, к экзаменам готовилась с гувернантками. С детства Зинаида сочиняла стихи и вела дневники. Девочка была необыкновенно умна и талантлива. Она обожала стихи Лермонтова, знала наизусть многие из них.

Ее секретарь, Владимир Ананьевич Злобин так охарактеризовал Зинаиду Николаевну в « Тяжелой душе»: «Все, что она знает и чувствует в 70 лет, она уже знала и чувствовала в 7, не умея это выразить».

Девочкой Зина чувствовала глубокую привязанность к своему отцу. К несчастью, отец заболел туберкулезом и умер в 1881 году в Нежине Черниговской губернии, когда Зине было всего 11 лет. Зина испытала огромное потрясение от смерти любимого отца.

Семья осталась без средств существования. Сначала переехали в Москву.
Затем были переезды в Ялту, в Тифлис к дяде. Зинаида часто болела: возвратный тиф, бесконечные ангины и ларингиты. Дяде пришлось снять для племянницы дачу в Боржоме.

Именно на этой даче « в вихре веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» ей, наконец, удалось оправиться от потрясшей ее смерти отца.

В 1888 году на даче в Боржоме 18-летняя Зинаида знакомится с поэтом
Дмитрием Сергеевичем Мережковским, ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость. Они обвенчались в 1889 году и прожили вместе 52 года.

Странный был этот брак. Без детей. Без настоящей семейной жизни.
Скорее это был только духовный и интеллектуальный союз. Дмитрий Сергеевич полностью отрицал телесную сторону супружества, отрицал интимные отношения с женой. А она любила его по-настоящему. И страдала, не желая признаться в этом даже себе. Свои чувства она выразила в « Любви» в 1900 году.
« В моей душе нет места для страдания:
Моя душа – любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь».

Но уже совсем другие мысли о любви звучат в ее стихотворении в 1901 году.
« Сегодня заря встает из-за туч.
Пологом туч от меня спрятана.
Не свет и не мгла… И темен сургуч,
Которым » Любовь» моя запечатана...

И хочется мне печати сломать…
Но воля моя смирением связана.
Пусть вечно закрытой лежит тетрадь,
Пусть будет Любовь моя - недосказана».

А, уже в « Узле», написанном в 1905 году, чувства ее совершенно иные:
«Сожму я в узел нить
Меж сердцем и сознаньем.
Хочу разъединить
Себя с моим страданьем».

Это же подтверждает и ее секретарь, поэт В. Злобин, написавший в 1958 году: « … Немногие в жизни страдали от любви так, как страдала она… Она не только ничего не приобрела, но все потеряла…»
Продолжение следует.

8 ноября 2014 года на абонементе Псковской областной универсальной научной библиотеки (ПОУНБ) откроется книжная выставка под названием «Декадентская мадонна» , посвященная 145-летию со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945) - русской поэтессы и писательницы, драматурга и литературного критика, одной из представителей "Серебряного века" русской культуры.

Современники называли Гиппиус «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, боялись ее и поклонялись ей, оскорбляли и воспевали. Она всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа (Дми́трия Мережко́вского) - но ее считали единственной настоящей женщиной - писателем в России, умнейшей женщиной империи. Ее мнение в литературном мире значило чрезвычайно много; а последние годы своей жизни она прожила практически в полной изоляции.

В ее стихах было все, что характерно для литературного течения (декаданса): нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной).

Раздумья на "вечные темы" - "о человеке, любви и смерти" - определили тональность многих стихов Гиппиус начала XX века. Главной ценностью для нее была по-ницшеански понимаемая собственная личность ("Люблю я себя, как Бога").

"Беспощадна моя дорога,

Она меня к смерти ведет.

Но люблю я себя, как Бога,-

Любовь мою душу спасет".

В 1899-1901 годах Зинаида Гиппиус публикует первые литературно-критические статьи в журнале "Мир искусств". Подписывает их, как правило, псевдонимами: Антон Крайний, Роман Аренский, Никита Вечер и др.

Самая ценная часть ее поэтического наследия содержится в пяти стихотворных сборниках: "Собрание стихов 1889-1903" (1904), "Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909" (1910), "Последние стихи. 1914-1918" (1918), "Стихи. Дневник. 1911-1921" (Берлин, 1922), "Сияния" (Париж, 1938).

24 декабря 1919 года З. Гиппиус и Д. Мережковский навсегда уезжают из России сначала в Польшу, а затем во Францию. Живя в эмиграции, Зинаида Николаевна продолжает литературную деятельность: пишет стихи, воспоминания.

Вместе с мужем Дмитрием Мережковским они попытались "реконструировать" дореволюционную российскую жизнь в среде себе подобных, создав общество "Зеленая лампа", которое объединило лучших представителей русской эмиграции. Гиппиус была не только организатором и идейным вдохновителем общества - она была его душой, духовным центром.

В 1941 году Зинаида Гиппиус пережила одну из величайших трагедий в своей жизни - кончину горячо любимого супруга. Она хранила его образ в своем сердце, в своей памяти. До самой своей смерти 9 сентября 1945 года она работала над воспоминаниями о Дмитрии Сергеевиче. В возрасте 76 лет Зинаида Николаевна умерла 9 сентября 1945 в Париже.

Книга ее воспоминаний о муже вышла только в 1951 году, возвращение же к читателям-соотечественникам состоялось лишь в 1987 году.

Вниманию читателей будут предложены книги из фондов библиотеки:

Адамович Г. В.
Одиночество и свобода: очерки. - СПб. : Азбука-классика, 2006. - 283 с.

Критические эссе, посвященные творчеству З.Гиппиус, Д.Мережковского, И.Бунина, В.Набокова, М.Алданова, Б.Зайцева и др., - не только рассуждения о силе, мастерстве, успехах и неудачах писателей русского зарубежья - это и повесть о стойкости людей, в бесприютном одиночестве отстоявших свободу и достоинство творчества.

"Женщина "ручной выделки" - так называл ее критик русского зарубежья Георгий Адамович в своей книге.

Гиппиус З. Н.
Дневники: В 2 кн. Т. 1-2 / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 1999.

Гиппиус З. Н. Ничего не боюсь - М.: Вагриус, 2004. - 554 с.

Замечательный сборник стихов и воспоминаний Зинаиды Гиппиус, которые составляют единый мемуарный цикл. Это своеобразная книга портретов - психологически убедительных и художественно достоверных; не случайно в ней главное не события, а личности - яркие, неповторимые и в то же время сфокусировавшие в себе важные черты и тенденции того катастрофического времени - А.Блок, А.Белый, В.Брюсов, Ф.Сологуб, В.Розанов, А.Вырубова, Г.Распутин.

Гиппиус З. Н. (Антон Крайний).
Литературный дневник (1899-1907). - М.: Аграф, 2000. - 309с.

Представлена широкая картина русской художественной культуры - картина тревожная, отражающая кризис духовных основ и непримиримую борьбу течений внутри русской интеллигенции. Взгляд Гиппиус не знает авторитетов, ее перо не щадит никого, и прежде всего литературных оппонентов - писателей, ориентирующихся на традиции классического реализма. Но мы, в отличие от автора, опубликовавшего "Литературный дневник" в 1908 году, знаем, что менее чем десятилетие спустя год 1917-й растопчет всех тех, кто так упоенно боролся друг с другом на развалинах общественных идеалов XIX века - и символистов, и реалистов, и представителей прочих менее заметных течений. Одних, как Гиппиус, он заставит покинуть родину, других, как Горького, заставит искать компромиссы с властью и собственной совестью. И это наше знание побуждает внимательно вчитываться в "Литературный дневник", написанный на злобу дня столетней давности, и искать в нем ответы на вопросы современной нам жизни.

Маковский С. К.
На Парнасе Серебряного века. - М., 2000. - 400 с.

Сергей Маковский (1877 - 1962) - сын известного художника К.Маковского, блестящий критик, журналист, организатор выставок, прожил долгую и интересную жизнь. Его мемуары, написанные мастерски, с художественным блеском, воскрешают образы людей, внесших огромный вклад в развитие русской культуры. Очерки и эссе посвящены В.Соловьеву, К.Случевскому, З. Гиппиус, А.Блоку, Н.Гумилеву, М. Добужинскому, Е.Евреинову и многим другим. Книга адресована широкому кругу читателей.

Зинаида Николаевна Гиппиус: Новые материалы, исследования. - М.: Институт мировой литературы РАН, 2002. - 383 с.

Белый А. (1880-1934; Бугаев Борис Николаевич).
Я был меж вас... - Москва: Вагриус, 2004. - 425 с.

Однотомник воспоминаний Андрея Белого составили избранные главы из его мемуарных книг, где история формирования личности писателя растворена в перипетиях жизни и где культурная среда стала главным действующим лицом. Среди персонажей книги есть воспоминания о Зинаиде Гиппиус и Дм. Мережковском.

Хрисанфов В. И.
Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус. Из жизни в эмиграции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 163 с.

С выставкой можно ознакомиться в течение ноября в отделе абонемент (1 этаж, кабинет 18) в часы работы библиотеки.

Контактный телефон: 72-84-03

Главный библиотекарь абонемента Псковской областной
научной библиотеки - Камнева Ольга Александровна