Комментарий к тематическому направлению смелость и трусость. Направление «смелость и трусость

Итоговое выпускное сочинение.

Комментарий ФИПИ: «В основе данного направле­ния лежит сопоставление противоположных прояв­лений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстре­мальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, де­монстрирующие слабость духа и отсутствие воли».

В рамках этого раздела следует поразмышлять над такими понятиями, как сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов. Также стоит поговорить о трусости как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы.

Смелость - положительная черта. Она проявляет­ся как решительность, воля, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость даёт человеку ощущение соб­ственного достоинства, чувства ответственности, за­щищенности, надежности жизни. Смелость позволяет преодолевать страх перед неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе говорят: «Смелость города берёт».

Смелость - это умение говорить правду, смот­реть «правде в глаза». Храбрость и бравада не имеют с этим ничего общего. Не следует путать эти понятия и выдавать одно за другое. Храбрость - глубокое, ду­шевное переживание, толкающее человека на достой­ные уважения и признания поступки, а бравада - лишь желание выделиться, показать себя в глазах окружающих.

К сожалению, люди часто недопонимают того, что такое истинная храбрость и чем отличается храбрость от простой бравады, желания показать себя. Молодые люди даже сами эти понятия часто путают, не осозна­вая, что значит истинная храбрость. Отношение каж­дого человека к этому понятию меняется с возрастом, одновременно с тем, как он растёт, становясь мудрее и опытнее.

Настоящая храбрость подкрепляется глубокими душевными силами, переживаниями и даже жертва­ми, преданностью своей стране и чувством долга перед народом, чувством глубокой привязанности к своему делу как к неотъемлемой части самого себя.

Как пример настоящей человеческой храбрости можно привести битву на Курской дуге - ключевое сражение 1943 г. и всей Великой Отечественной вой­ны. В ходе боевых операций, пятидесяти изнуритель­ных дней советские войска одержали героическую по­беду, перевернувшую исторический ход всей войны.

На войне человек способен проявить неведомые ра­нее черты характера, зачастую проявляет героизм и невиданную ранее силу духа, удивляя окружающих и самого себя. Со смелостью и трусостью связаны по­нятия «героизм», «подвиг», а также «дизертирство», предательство». Даже смелые люди вопреки своим ожиданиям могут проявить на войне трусость и мало­душие. Война обнажает все человеческие страхи.

Синонимы слова «смелость»: отвага, решимость, му­жество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, са­моуверенность, энергия, подъём духа, дух, храбрость, желание, решительность, решимость говорить правду, истину, дерзость, бесстрашие, неустрашимость, бестре­петность безбоязненность, бесстрашность, удальство, ге­ройство, риск, отчаянность, дерзостность, новаторство, удаль, доблесть, новизна, отвага, мужественность.

Проблема трусости волновала ещё Сократа. Тру­сость - выражение малодушия, разумеется, это от­рицательное качество. Человек не может совершить поступки, соответствующие морали общества или же воздержаться от каких-либо дурных поступков из-за неспособности и нежелания преодолеть в себе страх перед опасностью, действием природных или обще­ственных сил.

Это явление считается недостойным внимания. Трусость может быть результатом себялюбия. Чело­век может также опасаться навлечь на себя пагубные последствия, гнев окружающих, страх потерять своё материальное положение или положение в обществе. Трусость может быть и подсознательной, являться проявлением стихийного страха перед непознанными природными явлениями.

Трусость часто связана с эгоизмом, бессилием, по­давленным состоянием, может быть вызвана отчужде­нием человека от мира. Страх перерастает в трусость при определённых условиях в соответствии с воспита­нием человека, общество играет при этом немаловаж­ную роль. Оно осуждает трусость, так как она влечёт за собой попустительство злу и несправедливости, бесчестность, приспособленчество, беспринципность, лишает человека способности прямо смотреть прав­де в глаза. Эти качества нужно искоренять в своём со­знании.

Трусость не просто индивидуальное свойство пси­хики, это - социальное явление. В нашем обществе между трусом и предателем ставится знак равенства. Однако в последнее время это понятие стало размы­ваться, с помощью него очень легко манипулировать поступками людей, которые не могут отличить тру­сость от мудрого решения не применять силу.

Синонимы слова «трусость» : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колеба­ние, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, тру­сливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушие.

Проблемы

Смелость и трусость - абстрактные понятия и свойства человека.

Смелость или трусость при принятии решений.

Смелость признать правду или признать свои ошибки.

Смелость и трусость при попытках выйти за рамки необычного.

Влияние смелости и трусости на формирование че­ловека. Противопоставление двух типов людей - сме­лых и трусливых.

Смелость и риск.

Истинная и ложная смелость и трусость.

Связь между трусостью и эгоизмом.

Разница между трусостью и естественным чувством страха.

Связь между смелостью и человеколюбием, филан­тропией.

Смелость и трусость ума, души, характера.

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях.

Смелость и трусость в любви.

Смелость и трусость в повседневной жизни.

Неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

Утверждающие тезисы

Смелость и трусость - свойства личности, две сто­роны одной медали.

Смелость и трусость - черты личности, обуслов­ленные рефлексами.

Смелость -* проявление самоуверенности.

У храбрых в бою есть бессмертие, они не умирают.

Герои не умирают. Смелого пуля боится. Смелость города берёт.

Каждый из нас может оказаться перед сложным выбором.

Мы либо будем смело смотреть в будущее и прохо­дить преграды, либо будем трусамй, которые только подставляют всех вокруг.

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с направлением «Смелость и трусость», необ­ходимо прочитать следующие произведения:

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

А. Н. Островский «Гроза».

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Л. Н. Толстой «Война и мир».

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».

  1. П. Чехов «Месть».

М. А. Шолохов «Судьбачеловека», «Тихий Дон». М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

  1. А. Закруткин «Матерь человеческая». Б. С. Житков «Храбрость».

В. В. Быков «А зори здесь тихие …», «Обелиск», «Сотников».

Ю. В. Бондарев « Берег».

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Б. Л. Васильев «В списках не значился».

  1. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Ю. В. Друнина «Запас прочности».

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…».

  1. Л. Кондратьев «Сашка».

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Э. Хемингуэй «Старик и море».

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Смелость и трусость"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой "Война и мир" Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

Смелость и трусость две противоположные черты человеческого характера. На эту тему не одно столетие размышляют философы, психологи, писатели и поэты.

Быть смелым означает уметь контролировать свои эмоции, тем самым оказывая активное сопротивление своим страхам. Смелый человек - это в первую очередь уверенный в себе человек, который не боится смотреть в лицо проблемам, ищет выход для их решения, не отступает от задуманного и идёт до конца, до исполнения своей цели.

Смелый человек также должен обладать огромным количеством терпения, обязательно быть целеустремленным, предприимчивым, иметь силу воли. Очень важно, чтоб такая черта характера, как смелость досталась доброму и отзывчивому человеку, для добрых целей. Стоит отметить, что смелость в человеке может проявляться и с негативным окрасом, таким, как самонадеянность, азарт и фатализм, которые могут стать опасными для него самого, как неуместное чувство смелости.

В трусости так же, как и в смелости тоже есть положительные и отрицательные стороны проявления человеческого «я». Трусость может проявляться, как защитный рефлекс, который спасает человека от угрозы - это боязливость и робость. К негативным чертам относятся: малодушие, колебание, такой человек это полная противоположность смелому человеку, он боится любых проблем и всячески их обходит.

Я считаю, что трусость это обычная слабость силы воли, не желание взять свои эмоции в руки и направить в нужное русло. У трусливого человека тоже может быть цель, но он с лёгкостью может от нее отказаться, если на пути возникнет небольшая преграда. В литературе есть множество примеров человеческой трусости и смелости, это наглядно позволяет убедиться в том, что, казалось бы, трусость это и мелочь, но на самом деле она может быть преступной. Человек из-за этой черты своего характера может совершить, как моральные, так и правовые преступления. Поэтому я считаю, что каждый человек обязан себя морально воспитывать, учиться уравновешивать свои эмоции, верить в свои силы, брать себя в руки и не давать чувству страха перебороть себя, но и конечно знать во всем меру.

Сочинение 2

Говоря о таких тонких качествах, как смелость и трусость мы всегда должны учитывать обстоятельства, в которых оказался тот или иной человек. Проявление смелости, как таковой, считается только тогда, когда ты проявил ее осознанно, сделав первый, не навязанный шаг, чтобы помочь. Есть множество примеров смелости и не каждый из них окажется целесообразным с точки зрения логики и человека, ведь у нас существуют различные проявления храбрости. Следует прочувствовать эту тонкую грань между фанатизмом и героизмом в чистом их проявлении. К тому же излишнее показания своей смелости может привести отнюдь не к всеобщему признанию, а лишь усугубить ваше положение, поэтому отсюда можно сделать вывод, что каждый человек может и должен проявлять смелость, но никак не подразумевать под этим отголоски безумия.

А теперь можно затронуть полную противоположность смелости, трусость. Начнем пожалуй с того, что не будем путать естественный защитный рефлекс, а именно страх, проявление которого часто связанно с реальным фактором опасности, и излишнюю пугливость перед любыми трудностями на пути. Думаю справедливо отметить, что трусость не имеет оправдания, да и сами люди, имевшие такую слабость, не слишком рады этому. Что-же мешает им верить в свои внутренние силы и не поддаваться панике? На этот вопрос трудно ответить, но некоторые приходят к единому умозаключению, что человеку мешает не что иное, как собственный страх. То самое чувство, подобное змее, охватывающее нас с макушки до кончиков пяток, заставляющее верить нас в то, чего попросту нет, в наше воображение, которое не дает нам нормально функционировать и здраво расценивать ситуацию. Возможно от этого можно избавиться, путем медленного преодоления своих внутренних страхов и комплексов, но к сожалению это все лишь в руках самого человека, а окружение может только создать благоприятную обстановку для преодоления психических трудностей.

Наконец, когда мы разобрались с тем, что такое смелость и трусость и ответили на некоторые немаловажные вопросы, которыми порой задаются обычные люди, мы можем судить о том, что все же лучше? Проявить трусость и остаться живым или же наоборот показать свою смелость и не очернить свою репутацию, достоинство и честь. Конечно же выбор в конечном итоге останется только за самим человеком, но все же с точки зрения морали и этики человек должен помогать, должен проявлять храбрость в случаях несправедливости, а иначе мы попросту перестанем существовать. Никто не хочет стать примером самопожертвование, но каждому нужны герои, чтобы в трудный момент жизни, не смотря не на что верить в лучшее, верить в себя.

Образец 3

Наиболее часто чувство смелости приписывают мужчинам, а чувство трусости наоборот считается более женским. Тем не менее, подобная классификация является условной и в действительности эти чувства универсальны и присущи представителям любого пола. Каждый человек может развивать в себе и то и другое.

Если смотреть поверхностно, то смелость и трусость являются понятными качествами. Однако, если посмотреть немного глубже, то становится не совсем понятно, в чем различия между смелостью и глупостью, между трусостью и осторожностью, когда следует проявлять смелость и когда даже следует проявить трусость.

Когда ситуация рассматривается более прозаически, то есть возможность увидеть некоторые весьма любопытные факты. К примеру, возьмем войну, которая, как ни странно, является типичным положением дел для человечества. Люди регулярно организуют войны на протяжении практически всей собственной истории.

Кто возвращается после войны? Как правило, считается – герои. Тем не менее, на самом деле основная часть героев остается на поле брани, так как функция героя как такового нередко заключается в том, чтобы не только совершить героические поступки, но и героическую гибель.

По большей части с войны возвращаются трусы. По большей части выживают трусы и если взять фактор эволюционного отбора, то, вероятно, именно трусы, а не смельчаки могли избегать хищников, не кушать какие-то ядовитые ягоды. Зачастую трусость превалировала над любопытством и именно этот фактор позволял людям выживать.

Таким образом, существенная часть современного человечества является потомками именно трусов, а не смельчаков. Отсюда и возникает вопрос какое поведение вообще является более разумным и целесообразным и не путают ли люди часто смелость с глупостью, а трусость с осторожностью.

На мой взгляд, действительно существует отвага и истинная смелость, которая представляет собой самостоятельно развиваемое внутренне качество, которое в существенной степени связано с самовоспитанием личности и глубоким миропониманием. С другой стороны есть и нелепая трусость, которая может быть только признаком неразвитой личности и глупости. Тем не менее, для того чтобы понять все эти аспекты, нужно глубоко разбираться в себе самом и этом мире.

ЕГЭ. 350 слов

Роман богат разноплановыми персонажами, как главными, так и второстепенными. Одним из подобных персонажей является Соков Андрей Фокич. Был раскритикован Воландом за некачественные блюда, которые подавались в буфете театра Варьете.

Моє життя – це низка білих і чорних смуг. Моє майбутнє завжди залишалося для мене загадкою, або принаймні, до певного віку. Що буде в майбутньому? Не завжди хочеться про це думати занадто серйозно, хочеться припускати, мріяти, але зовсім не діяти

Доверяй, но проверяй – так гласит народная пословица. Речь идет об общем наиболее целесообразном отношении к другим людям, то есть нужно в целом выражать определенное положительное отношение

⁠итоговое сочинение на тему: «Смелость и трусость »

Одной из самых любимых писательских тем является тема смелости. Авторы часто рассказывают читателям истории о настоящей храбрости их героев. Многие писатели создают для своих персонажей такие жизненные ситуации, для преодоления которых необходимо обладать отвагой и невероятной храбростью. Именно эти качества часто нужны героям для достижения счастья и любви.

Так, героиня романа

идёт на смелый поступок: она отдаёт души Дьяволу взамен на обещание вернуть ей возлюбленного. Почему её действия можно назвать смелыми? Как известно, продать душу Сатане – означает попасть в ад, то есть уже никогда не иметь возможности искупить свои грехи и навсегда потерять счастье соединиться с Богом. А ведь именно это цель любой души. Маргарита, как рождённая до революции 1917 года и, следовательно, воспитанная в традициях христианской морали, не могла об этом не знать. И хотя советская власть отвергала религию как вредную для ума народа, большинство сохранило представления о Боге и Дьяволе, рае и аде. Но главная героиня идёт на сделку с Воландом, потому что для неё все тяготы и страдания загробной жизни ничто по сравнению с потерей любви. В этом чувстве Маргарита видела смысл своей жизни, быть с Мастером, служить ему музой в творчестве, опорой в быту и радостью по жизни значило для неё всё. Героиня понимала, что Мастер - её вторая половина, ниспосланная самой судьбой, поэтом ради него она не только оставляет свою налаженную, обеспеченную жизнь с мужем, но и соглашается пожертвовать собственной душой. Таким образом, мы видим, что для достижения счастья Маргарите действительно пришлось совершить смелый поступок. И хотя он, на первый взгляд, связан с грехом, героиня за своё стремление спасти жизнь другого человека всё-таки получает прощение. В конце романа она воссоединяется с Мастером, а после смерти, как и он, получает покой.

В другом произведении –

перед нами также проходит череда событий, в которых главному герою было необходимо проявлять смелость. Так, попав в немецкий плен, Андрей Соколов решается убить советского солдата, намеревавшегося выдать фашистам своих товарищей-коммунистов. Для героя убийство - менее тяжёлый поступок, чем измена Родине. Поэтому ночью, не привлекая внимания, он избавляется от предателя, задушив его. В другой раз Андрею Соколову пришлось проявить храбрость, когда он отказывается пить водку с начальником лагеря военнопленных за победу Германии и когда бежит из лагеря, преследуемый собаками. Мне кажется, что переступать через собственный страх героя заставляет желание оставаться человеком. Чувство собственного достоинства не разрешает ему идти на компромиссы с совестью. Подобное отношение к жизни в конце концов и позволяет Андрею Соколову после множества лишений (потеря всей семьи, плен) обрести счастье. Он возвращается на Родину и усыновляет мальчика-сироту Ваню.

Таким образом, на примере литературных произведений мы доказали, что смелость нужна человеку для достижения собственных целей в борьбе с жизненными трудностями, чтобы стать человеком с большой буквы и обрести счастье и любовь.

⁠ Тематические направления раскрыты на нашем сайте:

Былины об Илье Муромце

ГеройИлья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит. Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,

…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник - он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

2. Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум - первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» - Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума.

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

3. Тарас Бульба

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Год создания. Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана - но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель - убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете - 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом. С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

4. Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой. Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками - с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

С каким результатом.

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася».

Но зато и Кирибеевича закопали.

Против чего борется. Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» - то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка.

5. Данко «Старуха Изергиль»

Герой Данко. Биография неизвестна.

«Жили на свете в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди… Данко - один из тех людей…»

Год создания. Новелла «Старуха Изергиль» впервые напечатана в «Самарской газете» в 1895 году.

В чем суть. Данко - плод неудержимой фантазии той самой старухи Изергиль, чьим именем названа новелла Горького. Знойная бессарабская старуха с богатым прошлым рассказывает красивую легенду: во времена оны произошел передел собственности - случились разборки между двумя племенами. Не пожелав оставаться на оккупированной территории, одно из племен ушло в лес, но там у народа случилась массовая депрессия, ибо «ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». В критический момент Данко не позволил своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предложил следовать за ним - в неизвестном направлении.

Как выглядит. «Данко… молодой красавец. Красивые - всегда смелы».

За что борется. Поди знай. За то, чтобы выбраться из леса и тем самым обеспечить своему народу свободу. Где гарантии, что свобода именно там, где закончится лес, непонятно.

Способ борьбы. Неприятная физиологическая операция, свидетельствующая о мазохическом складе личности. Саморасчленение.

С каким результатом. С двойственным. Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным организмом даром не проходит. Благодарности за свой подвиг герой не получил: его собственноручно вырванное из груди сердце было растоптано чьим-то бессердечным каблуком.

Против чего борется. Против коллаборационизма, соглашательства и низкопоклонства перед завоевателями.

6. Полковник Исаев (Штирлиц)

Корпус текстов, от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя», важнейший из романов - «Семнадцать мгновений весны»

Герой. Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, он же Эстилиц, Бользен, Брунн. Сотрудник пресс-службы правительства Колчака, чекист-подпольщик, разведчик, профессор истории, разоблачающий заговор последователей нацизма.

Годы создания. Романы о полковнике Исаеве создавались на протяжении 24 лет - с 1965 по 1989 год.

В чем суть. В 1921 году чекист Владимиров освобождает Дальний Восток от остатков Белой армии. В 1927-м его решают направить в Европу - именно тогда рождается легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице. В 1944 году он спасает Краков от уничтожения, помогая группе майора Вихря. В самом конце войны ему поручена важнейшая миссия - срыв сепаратных переговоров Германии с Западом. В Берлине герой вершит свое нелегкое дело, попутно спасая радистку Кэт, конец войны уже близок, и Третий рейх рушится под песню Марики Рекк «Семнадцать мгновений апреля». В 1945 году Штирлицу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как выглядит. Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

За что борется. За победу коммунизма. Неприятно себе в этом признаваться, но в некоторых ситуациях - за родину, за Сталина.

Способ борьбы. Разведка и шпионаж, местами дедуктивный метод, смекалка, сноровка-маскировка.

С каким результатом. С одной стороны, он спасает всех, кто в этом нуждается, и успешно ведет подрывную деятельность; выявляет законспирированные агентурные сети и побеждает главного врага - шефа гестапо Мюллера. Однако Советская страна, за честь и победу которой он борется, благодарит своего героя по-своему: в 1947 году его, только что прибывшего в Союз на советском теплоходе, арестовывают, и по распоряжению Сталина расстреливают его жену и сына. Штирлиц выходит из тюрьмы только после смерти Берии.

Против чего борется. Против белых, испанских фашистов, германских нацистов и всех врагов СССР.

7. Николай Степанович Гумилев «Посмотри в глаза чудовищ»

Герой Николай Степанович Гумилев, поэт-символист, супермен, конкистадор, член ордена Пятый Рим, вершитель советской истории и бесстрашный уничтожитель драконов.

Год создания. 1997

В чем суть. Николай Гумилев не был расстрелян в 1921 году в застенках ЧК. От расстрела он был спасен Яковом Вильгельмовичем (или Джеймсом Уильямом Брюсом), представителем тайного ордена Пятый Рим, созданного еще в XIII веке. Обретя дар бессмертия и могущества, Гумилев шагает по истории XX века, щедро оставляя в ней свои следы. Укладывает в постель Мэрилин Монро, попутно строя куры Агате Кристи, дает ценные советы Яну Флемингу, по вздорности характера затевает дуэль с Маяковским и, бросив в Лубянском проезде его хладный труп, бежит, предоставив милиции и литературоведам сочинить версию самоубийства. Принимает участие в съезде писателей и подсаживается на ксерион - магическую дурь на основе драконьей крови, которая дарит членам ордена бессмертие. Все бы ничего - проблемы начинаются позже, когда злые драконьи силы начинают угрожать не только миру вообще, но семейству Гумилева: жене Аннушке и сыну Степе.

За что борется. Сначала за добро и красоту, потом ему становится уже не до высоких идей - он просто спасает жену и сына.

Способ борьбы. Гумилев участвует в немыслимом количестве битв и сражений, владеет приемами рукопашного боя и всеми видами огнестрельного оружия. Правда, для достижения особой ловкости рук, бесстрашия, всесилия, неуязвимости и даже бессмертия ему приходится закидываться ксерионом.

С каким результатом. Этого не знает никто. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» обрывается, так и не дав ответа на этот животрепещущий вопрос. Все продолжения романа (и «Гиперборейская чума», и «Марш экклезиастов»), во-первых, куда в меньшей степени признаны поклонниками Лазарчука - Успенского, а во-вторых, и это самое важное, тоже не предлагают читателю разгадки.

Против чего борется. Узнав о реальных причинах бедствий, обрушившихся на мир в XX столетии, он борется прежде всего с этими напастями. Другими словами - с цивилизацией злобных ящеров.

8. Василий Теркин

«Василий Теркин»

Герой. Василий Теркин, рядовой запаса, пехотинец. Родом из-под Смоленска. Холост, детей нет. Имеет награду по совокупности подвигов.

Годы создания. 1941–1945

В чем суть. Вопреки распространенному мнению потребность в таком герое появилась еще до Великой Отечественной войны. Твардовский придумал Теркина во время финской кампании, где он вместе с Пулькиными, Мушкиными, Протиркиными и другими персонажами газетных фельетонов сражался с белофиннами за Родину. Так что в 1941 год Теркин вошел уже опытным бойцом. К 1943-му Твардовский от своего непотопляемого героя устал и хотел было отправить его в отставку по ранению, но письма читателей вернули Теркина на фронт, где он провел еще два года, был контужен и трижды попадал в окружение, отвоевывал большие и малые высоты, вел бои в болотах, освобождал деревни, брал Берлин и даже говорил со Смертью. Его простоватое, но искрометное остроумие неизменно спасало его от врагов и цензоров, но вот девушек оно решительно не привлекало. Твардовский даже обратился к читательницам с призывом полюбить его героя - просто так, от сердца. Все-таки не обладают советские герои сноровкой Джеймса Бонда.

Как выглядит. Красотою наделен Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем.

За что борется. За дело мира ради жизни на земле, то есть задача у него, как у любого солдата-освободи­теля, глобальная. Сам Теркин уверен, что воюет «за Россию, за народ/ И за все на свете», но иногда на всякий случай упоминает и советскую власть - как бы чего не вышло.

Способ борьбы. На войне, как известно, любые средства хороши, поэтому в ход идет все: танк, автомат, нож, деревянная ложка, кулаки, зубы, водка, сила убеждения, шутка, песня, гармошка…

С каким результатом . Несколько раз находился на волосок от смерти. Должен был получить медаль, но из-за опечатки в списке награда так и не нашла героя.

Зато его нашли подражатели: к концу войны практически в каждой роте был уже свой «Теркин», а в некоторых - и по два.

Против чего борется. Сначала против финнов, потом против фашистов, еще иногда против Смерти. На самом деле Теркин был призван бороться с депрессивными настроениями на фронте, что с успехом и делал.

9. Анастасия Каменская

Серия детективов об Анастасии Каменской

Героиня. Настя Каменская, майор МУРа, лучший аналитик Петровки, гениальный оперативник, в манере мисс Марпл и Эркюля Пуаро расследующая тяжкие преступления.

Годы создания. 1992–2006

В чем суть. Работа оперативника предполагает нелегкие будни (первое свидетельство тому - телесериал «Улицы разбитых фонарей»). Но Насте Каменской трудно носиться по городу и ловить бандитов в темных переулках: она ленива, слаба здоровьем и больше всего на свете любит покой. Из-за этого у нее периодически возникают сложности в отношениях с руководством. Только первый ее начальник и учитель по прозвищу Колобок верил в ее аналитические способности безгранично; прочим же приходится доказывать, что лучше всего она расследует кровавые преступления, сидя в кабинете, попивая кофе и анализируя, анализируя.

Как выглядит. Высокая худощавая блондинка, черты лица невыразительные. Никогда не пользуется косметикой, одежду предпочитает неброс­кую, удобную.

За что борется. Определенно не за скромную милицейскую зарплату: зная пять иностранных языков и имея кое-какие связи, Настя может в любую минуту уйти с Петровки, но не делает этого. Выходит, борется за торжество правопорядка.

Способ борьбы. Прежде всего аналитика. Но иногда Насте приходится изменять своим привычкам и самостоятельно выходить на тропу войны. В этом случае в ход идут актерские способности, искусство перевоплощения и женское обаяние.

С каким результатом. Чаще всего - с блестящим: преступники разоблачены, пойманы, наказаны. Но в редких случаях некоторым из них удается скрыться, и тогда Настя не спит ночами, курит одну сигарету за другой, сходит с ума и пытается примириться с несправедливостью жизни. Однако пока благополучных финалов явно больше.

Против чего борется. Против преступности.

10. Эраст Фандорин

Серия романов об Эрасте Фандорине

Герой. Эраст Петрович Фандорин, дворянин, сын мелко­го помещика, проигравшего фамильное состояние в карты. Начал карьеру в сыскной полиции в чине коллежского регистратора, успел побывать на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, послужить в дипломатическом корпусе в Японии и вызвать немилость Николая II. Дослужился до статского советника и ушел в отставку. Частный детектив и консультант при различных влиятельных персонах с 1892 года. Феноменально удачлив во всем, особенно в азартных играх. Холост. Имеет некоторое количество детей и других потомков.

Годы создания. 1998–2006

В чем суть. Рубеж XX–XXI веков вновь оказался эпохой, которая ищет себе героев в прошлом. Акунин нашел своего защитника слабых и угнетенных в галантном XIX столетии, но в той профессиональной сфере, которая становится особенно популярной именно сейчас, - в спецслужбах. Из всех стилизаторских начинаний Акунина Фандорин - самое обаятельное и потому живучее. Его биография начинается в 1856 году, действие последнего романа датируется 1905-м, а конец истории пока не написан, так что от Эраста Петровича всегда можно ждать новых свершений. Хотя Акунин, как ранее Твардовский, с 2000 года все порывается покончить со своим героем и написать про него последний роман. «Коронация» носит подзаголовок «Последний из романов»; написанные после нее «Любовник Смерти» и «Любовница смерти» издавались в качестве бонуса, но потом стало ясно, что так просто читатели Фандорина не отпустят. Нужен, нужен народу элегантный сыщик, знающий языки и пользующийся бешеным успехом у женщин. Не все же «Менты», в самом деле!

Как выглядит. «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». После пережитого несчастья его облик приобретает интригующую дам деталь - седые виски.

За что борется. За просвещенную монархию, порядок и законность. Фандорин мечтает о новой России - облагороженной на японский манер, с твердо и разумно установленными законами и их скрупулезным исполнением. О России, не прошедшей через Русско-япон­скую и Первую мировую войну, революцию и войну гражданскую. То есть о России, которая могла бы быть, если бы у нас хватило удачи и здравого смысла ее построить.

Способ борьбы. Сочетание дедуктивного метода, приемов медитации и японских боевых искусств с почти мистической удачливостью. Кстати приходится и женская любовь, которой Фандорин пользуется во всех смыслах.

С каким результатом. Как мы знаем, той России, о которой мечтает Фандорин, не случилось. Так что глобально он терпит сокрушительное поражение. Да и в мелочах тоже: те, кого он пытается спасти, чаще всего гибнут, а преступники так и не попадают за решетку (умирают, или откупаются от суда, или просто исчезают). Впрочем, сам Фандорин неизменно остается жив, как и надежда на финальное торжество справедливости.

Против чего борется. Против непросвещенной монархии, революционеров-бомбистов, нигилистов и общественно-политического хаоса, который в России может наступить в любой момент. По ходу дела ему приходится сражаться с бюрократией, коррупцией в высших эшелонах власти, дураками, дорогами и обыкновенными уголовниками.

Иллюстрации: Мария Соснина