Красные виноградники. Как устроены «Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога. Красные виноградники в Арле

Винсент Ван Гог - прославленный гений, который творил в стиле постимпрессионизма. Каждая его картина многослойна, полна тайн и несбывшихся надежд. Яркость красок живописной работы «Красные виноградники в Арле» навеяны пребыванием Ван Гога на юге Прованса, где прошел самый активный период его творчества.

О художнике

Жизнь талантливого художника полна мистических тайн. Срок его в этом мире был ограничен типичным для гениев временем - тридцатью семью годами, из которых творил Ван Гог всего десять. Существует гипотеза, что писал голландский живописец под влиянием безумия. Да и как иначе можно объяснить, что за ничтожно малый срок из дилетанта он превратился в необычайно плодотворного художника, который творил шедевры. Его работа «Красные виноградники в Арле» произвела настоящий фурор в мире живописи.

Жизнь гения оборвалась в конце июля 1890 года. Воспользовавшись револьвером, Винсент Ван Гог покончил с собой.

История творения

Обосновавшись с февраля 1888 года в небольшом городке Арле на юго-востоке Франции, Ван Гог грезил об основании поселения художников. Идея, вдохновившая его на переезд, закончилась бурной размолвкой с французом Полем Гогеном. В итоге загадочного конфликта он потерял мочку уха. Возможно, это произошло в результате психического расстройства Ван Гога. Два месяца, проведенные живописцем среди южных пейзажей, вдохновили мастера на создание картины «Красные виноградники в Арле». Описание эмоций, навеянных прогулкой, предшествующей работе над этим полотном, встречается в письмах Винсента своему брату Тео.

Описание

Гармония сочных красок искусно передана художником в гениальной картине «Красные виноградники в Арле». Яркое солнце, отражаясь слепящей полосой в небольшой реке, клонится к горизонту. Закат окрашивает листву на переднем плане багровым заревом. Фигуры женщин, собирающих виноград, написаны сложными лазурными оттенками. Характерные для работ художника четкие контуры деревьев и людей мерцают в звенящем воздухе.

Голая земля похожа на остывающий огонь, когда дрожащие всполохи пламени угасают на поверхности. Меркнут последние лучи солнечного света нежных персиковых полутонов. Симфония теплых и холодных красок удивительным образом смягчает отдельные резкие мазки. Общее впечатление от созерцания - энергия нескончаемого потока времени, единство бытия, истинная гармония.

Полотно «Красные виноградники в Арле» стало первой картиной художника, проданной при его жизни за существенное вознаграждение. Благодаря ценителю живописи Ивану Морозову это гениальное произведение можно увидеть в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

Анализ картины Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле”

Знаменитая картина "Красные виноградники в Арле" написана Винсентом Ван Гогом в начале ноября 1888 г. в окрестностях аббатства Монмажур на юге Франции во время сбора винограда. Эта не большая по формату работа - всего 73*91 см, является одной из немногих проданных при жизни художника. Время пребывания Ван Гога в небольшом городке Арль считается самым продуктивным периодом в его жизни, во время которого художник вдохновлялся окружающими пейзажами, видами городской и сельской местности. В письмах своему брату Тео он описывал виды невероятной красоты, которые впоследствии становились сюжетами картин живописца. Пейзаж “Красные виноградники в Арле” у Ван Гога становится символом жизни, представленной автором как тяжёлый ежедневный труд.

Полотно выполнено в пастозной манере неровными мазками разных размеров, в присущей художнику изломанной и выразительной манере. Эта манера и цветовой выбор превращает обычную будничную сельскую сцену в жесткую схватку человека и природы.

Художник словно рассуждает о жизни и ее цикличности. В картине множество горизонтальных линий и кругов. Линии затопленной дороги и аллеи с деревьями переходят на задний план и, изгибаясь, плавно превращаются в линию горизонта. Уходящая в горизонт линия завершает последнюю четверть круга - день подходит к концу, осень, а с ней и год, приближаются к завершению - происходит вечный круговорот природы, и у Ван Гога люди - важная его часть. Фигуры сборщиц винограда распределены таким образом, что они образуют круг и являются центром полотна. Интересно и то, что на каких бы людей мы не посмотрели, всегда своими телами они образую круги, и зритель как бы становится их начальной и конечной фигурой. Круг для Ван Гога - олицетворение цикличности жизни.

Картина как бы разделена на две неравные части линией горизонта. С одной стороны земля, поле и люди, с другой - желтое закатное небо и пылающий солнечный диск. Люди и солнце -- символ жизни у художника. Только солнце -- источник жизни, постоянно присутствующий в работах автора, а жизнь людей на этой картине -- тяжкий человеческий труд.

Ближе всего к зрителю оказывается рыхлая земля распаханного поля. Она переливается разными цветами и дышит, будто живая. На переднем плане мы видим, как люди собирают виноград. Сборщики винограда кажутся порождением могучей силы, противостоящей силе природы. Ван Гог выделяет их с помощью контраста - люди словно охлаждают атмосферу полотна, которое вот-вот сгорит от переполняющих его пламенных языков солнца. Прохладные оттенки одежды людей связывают передний план картины с аллеей деревьев на заднем, образуя единое композиционное и цветовое решение. картина гог цветовой эмоциональный

На заднем плане телега с лошадью, на которой сидит человек, а за ними простирается желтая нива. Люди нарисованы довольно обобщенно, хотя каждый принимает свою собственную позу. Контуры фигур сборщиков очерчены темной линией, что говорит об их реальности, «приземленности» и изнурительном ежедневном труде.

Главное в этой картине, конечно же, цвет, который передаёт эмоциональное состояние художника и имеет собственное символическое значение. Желтый - цвет солярного диска и неба, символизирует жизнь, тепло и доброту. Если присмотреться, то можно заметить, что вокруг солнца Ван Гог нарисовал небольшие круговые линии, с помощью которых в буквальном смысле и распространяется энергия и тепло. Раскаленный диск солнца плавит землю и фигуры людей, виноградники охвачены тревожными багровыми тонами, и, будто сгорая на пожаре, дорога справа превратилась в поток солнечной лавы, лишь на первом плане лежат прохладные лиловые тени. Синий цвет у Ван Гога доходит почти до черного -- символ отчаяния, тоски и безысходности. Именно поэтому сборщики одеты в прохладные цвета. Оранжевый и красный цвета в картине усиливают и подчеркивают тревогу, нарастающее отчаяние, но в то же время эти цвета - символы бурлящей жизни, квинтэссенция, апогей ее энергии. Сам он говорил: «Саму жизнь надо искать в цвете». Ваг Гог будто рисует пламя - раскаленный добела солнечный диск, становиться интенсивнее в центре картины, а внизу превращается в цвет горящях поленьев, тлеющих углей и пепла.

Кое-где видны последние искры солнечного света, но не слепящие, а пастельных оттенков - розовые, лиловые, персиковые. Они сглаживают те цветовые сочетания, которые были бы диссонансом, словно успокаивая зрителя и энергию самой картины.

Картина “Красные виноградники в Арле” привлекает внимание силой своего колорита и эмоциональным состоянием, в которое зритель буквально погружается полностью. Ван Гог превращает пространство картины во вселенское действие, в жизнь. Мстерски работая с композицией и цветом, он создает единое настроение и гармонию.

Сравнительный анализ картин Поля Гогена “Сбор плодов” 1899 г. и Винсента Ван Гога “Красные виноградники в Арле” 1888 г. (ГМИИ)

Введение…………………………………………………………. . 3

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»…………. . . 4

Поль Гоген «Сбор плодов»........................................................ .....8

Заключение………………………………………………………..15

Список источников и литературы……………………………….16


Введение

«Постимпрессионизм» – именно такой термин сформулировал в 1910 году Роджер Фрай, пытаясь подобрать подходящее для выставки название, которое охватило бы все разнообразие французской живописи конца XIX века. Сейчас это слово, родившееся в долгих и мучительных поисках, кажется идеально подходящим для определения сложившейся в тот период ситуации. Можно даже сказать, что никакое другое понятие не представляется возможным, так как все творившие в тот период художники настолько индивидуальны и самобытны, что единственная общая для них черта – это факт того, что все они создавали свои произведения после импрессионизма и находились под значительным влиянием этого течения.

Разумеется, наиболее талантливые из художников сумели преодолеть привязанность к импрессионизму и создали свои собственные художественные миры, наполненные неповторимыми образами и идеями. Среди тех, кому это бесспорно удалось, находятся Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Этих художников можно назвать ярчайшими представителями постимпрессионизма; их творчество особенно сильно повлияло на развитие искусства XX века. Об их произведениях и пойдет речь в данной работе.

Рассмотрение и сопоставление «Красных виноградников» Ван Гога со «Сбором плодов» Гогена позволит выявить основные черты, характерные для творчества каждого из художников, а также понять, каким образом они проявляются в формальном и смысловом отношении. Кроме того, анализ произведений данных авторов интересен, поскольку они не только были знакомы, но и находились в дружеских отношениях, и, соответственно, оказывали определенное влияние друг на друга, что, впрочем, не помешало каждому из них остаться самим собой. Данная работа – это попытка узнать, что представляют собой два столь близких и, в то же время, очень далеких мира – мир Винсента Ван Гога и мир Поля Гогена.


Описание и анализ картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Картина «Красные виноградники в Арле», как становится ясно уже из названия, была написана Винсентом Ван Гогом во время арльского периода, который стал для художника наиболее важным и плодотворным. Ван Гог прожил в Арле чуть более года, и за это недолгое время он окончательно вышел из-под влияния импрессионистов, а его неповторимый индивидуальный стиль укрепился и расцвел во всей своей силе. К этому периоду относятся 190 картин и 108 сохранившихся рисунков. В это время тяга Ван Гога к творчеству была поистине непреодолимой. В письме к своему брату Тео он говорил: «В жизни, да и в живописи я могу обойтись без Бога, но я, как человек, который страдает, не могу обойтись без чего-то большего, без того, что составляет мою жизнь, - возможности творить».

Живя в Арле, Ван Гог работал без устали, создавая порой по нескольку картин за день, причем каждая из них наполнена необычайной энергией художника, каждая отражает его глубокую и напряженную внутреннюю жизнь. В ноябре 1888 года, когда и были написаны «Виноградники», Винсент испытывал состояние душевного подъема: он был очарован арльской природой, ставшей неиссякающим источником для его полотен; надежды Ван Гога на создание мастерской художников подкрепились недавним приездом Гогена. Раздоры еще не омрачали их жизнь, и до трагедии было далеко. В таких условиях была создана эта картина – единственная проданная при жизни работа Ван Гога.

Смотря на эту картину, мы видим совершенно обыденный сюжет: крестьяне собирают виноград в солнечный день. Однако буйство красок и не поддающийся логическому описанию мазок - живой, подвижный, готовый вырваться за пределы холста; а также ярчайшее солнце, лучи которого растворяются в небе и освещают все пространство картины, не дают нам усомниться в истинной глубине и нетривиальности этого произведения.

Картина была создана быстро, очень быстро. Создается впечатление, что, только лишь начав писать, художник сразу же впадал в состояние неистовой экзальтации и своеобразной истерии, пытаясь писать так же быстро, как видел. Тогда ничто уже не могло завладеть его вниманием, потревожить или помешать творить. Подобное состояние он, наверное, сохранял до тех пор, пока картина не была закончена. Об этом свидетельствует разнонаправленность мазка и неоднородность его фактуры: на большей части полотна он практически рельефен, но, в то же время, в некоторых местах проглядывает холст.

Однако скорость не подразумевает необдуманности выполнения. Как известно из писем Ван Гога, он много времени проводил, гуляя по Арлю в поисках новых сюжетов, обращая внимания на те мотивы, в которых он находил что-то, что могло его затронуть, в чем, по его мнению, крылась внутренняя поэзия и жизнь. «Я целиком отдаюсь сложным раздумьям, результатом которых является ряд полотен, выполненных быстро, но обдуманных заблаговременно», - писал он Тео. Интересно отметить, что его «никогда не влекли знаменитые античные руины Арля и красивые церкви – места, посещаемые всеми туристами. Он предпочитал писать вещи, знакомые ему, или простые сюжеты, красоты которых не замечали большинство туристов».

Ван Гог был поистине близок к природе. Он писал: «Лично я люблю все настоящее, все подлинно возможное. … В моих работах звучит подлинно сельская нота, и они пахнут землей» и «…Меня так интересует действительное, реально существующее, что у меня слишком мало желания и смелости, чтобы искать идеал, являющийся результатом моих абстрактных исследований. … Я безостановочно поглощаю натуру. Я преувеличиваю, иногда изменяю мотив, но все-таки не выдумываю всю картину целиком; напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе». Так и сюжет «Виноградников» был найден Ван Гогом в окрестностях Арля.

Рождение данной картины можно проследить по письмам Винсента к брату. Вначале он восхищался «Если бы ты видел здешние виноградники!», затем писал уже более конкретизировано: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник – красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним зеленое небо, вокруг – фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней – желтые отблески заката». Два письма спустя он уже сообщает Тео о том, что завершил полотно, изображающее виноградник.

Точно таким, каким описал его брату Ван Гог, видим красный арльский виноградник и мы. Пространство картины уходит вглубь по линии, образованной деревьями, окаймляющими виноградник. Эта линия постепенно переходит в линию горизонта, где изображена пара домиков, одинокое дерево и смутные очертания города. Изгиб дороги повторяет линию деревьев, уравновешивая, таким образом, композицию картины.

Условно пространство полотна можно разделить на две части: ближнюю и дальнюю. В ближней части зритель, прежде всего, видит мокрую после дождя землю, изображенную преимущественно фиолетовым цветом с вкраплениями красного, черного, грязно-зеленого, оранжевого. Важно отметить, что художник использовал преимущественно чистые краски, не смешивая цвета заранее, – разные краски начинали взаимодействовать друг с другом уже на холсте. Исключением является лишь создание некоторых тонов при помощи белил. Цвет был чрезвычайно важен для Ван Гога. Он писал Гогену, что хочет внушать поэтические идеи с помощью цвета. Помимо этого, Винсент использовал цвет и для построения композиции. Изменение цвета, а именно переход от красного к оранжевому в изображении виноградника, в первую очередь, отделяет передний план от заднего.

Очевидно, что во многих местах Ван Гог просто выдавливал краску на холст из тюбиков, а участие кисти было минимальным. Так, например, выполнена большая часть самого виноградника, который представляет собой неделимое взаимодействие пурпурного, винно-красного, оранжевого, коричневого, бордового, бежевого и черного цветов.

На первом плане картины, там, где еще нет виноградника, а есть лишь влажная земля, художник оставил достаточно много свободного, не заполненного фигурами пространства. Благодаря этому, зритель, наблюдающий за происходящим на картине чуть сверху, легко может воспринять своеобразный призыв Ван Гога – приглашение проникнуть в изображенный им мир, оказаться внутри картины, почувствовать зной южного солнца и непосредственно приблизиться к крестьянам, выполняющим свою рутинную работу.

Крестьяне за работой – одна из любимых тем Ван Гога. Его сочувствие к низшим слоям общества было вызвано не жалостью, а глубокой симпатией к качествам, которые видел Винсент в простом народе. Среди этих качеств он отмечал силу духа, искренность, любовь к труду, естественность, и, конечно, глубокую связь с землей и природой. Вообще, «как художник, он акцентировал внимание на различных категориях тружеников, и его выбор был обоснован стремлением изображать людей в движении».

И на данной картине мы видим фигуры работающих крестьян, выполненные с вниманием и интересом: ни одна поза не повторяет другую. Более того, приглядевшись, мы обнаружим, что шестеро из них образуют композиционный круг. Он берет свое начало от крестьянки, расположенной ближе всего к зрителю, движется вглубь виноградника и затем поворачивает, причем каждый следующий крестьянин еще сильнее сгибается к земле, чем предыдущий. Круг завершается, возвращаясь туда же, где начался; и движение возобновляется, не прерываясь. Такова цикличность тяжелого крестьянского труда, который состоит из бесконечного повторения одних и тех же движений; таково и все однообразие человеческой жизни.

Началом второй, дальней части картины можно считать то место, где виноградник становится скорее желтым, чем красным, фигурки крестьян превращаются в черные силуэты, и начинается окаймляющая линия деревьев. На этой же прямой находится человек, едущий на повозке, и путник, идущий по дороге. Здесь колорит становится более однотонным, манера исполнения более уравновешенной, мазок – менее бурлящим и динамичным. Спокойствие дальнего плана контрастирует с волнением ближнего.

Вся ярко-желтая часть поля однородна, направление мазков кисти – горизонтальное. Очертания деревьев с красно-коричневыми стволами и сине-зелеными кронами сформированы с помощью мазков соответствующего направления. Это типично для Ван Гога, отказавшегося от предварительного рисунка во имя большей выразительности красок и фактуры.

Дорога связывает передний и задний планы картины, но и начало, и конец ее нам неведомы - они находятся за пределами полотна. Дорога – отражение неба - написана короткими горизонтальными штрихами голубого и желтого цвета; так обычно изображают художники поверхность воды. Ван Гог передает таким образом ощущение земли, пропитанной влагой; и поэтому дорога даже может показаться рекой. Однако идущий человек доказывает обратное. Этот путник идет по дороге, направляясь к горизонту, где все становится менее четким и стихает, туда, где уже нет места тяжелому и кажущемуся бессмысленным труду и где Ван Гог мог видеть возможность умиротворения.

Там же находится и солнце, которое на этой картине играет значительную роль. Оно - большое, добела раскаленное, хоть и приближающееся к закату, распространяет свои яркие оранжевые лучи повсеместно. Они растворяются в желто-зеленом, латунном небе, отражаются от мокрой земли, освещают виноградник; их отблески видны и на листве деревьев. Благодаря этому всепоглощающему свету, картина становится теплой, несмотря на явное присутствие холодных тонов.

В целом, первоначальное смятение, которое вызывает картина, затем значительно смягчается. «Странное сочетание уравновешенности и напряженности» - отличительная черта как жизни и характера, так и живописи Винсента Ван Гога, которая проявляется и на этом конкретном полотне.

Год создания: 1888.
Тип: масло на холсте.
Габариты: 73*93 см.
Месторасположение: ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва

Синопсис

Творчество знаменитого художника Винсента Ван Гога не было признано при жизни, он смог продать всего-навсего одну работу, за которую получил около четырехсот франков, что в этот период огромной денежной суммой для живописца, так как тогда он жил в бедности. Это и была та самая картина, о которой идет речь в данной статье. На текущий момент эта работа находится в Москве, во втором корпусе ГМИИ , и её стоимость превышает 80 млн. долларов.

Несмотря на то, что Ван Гога всячески отвергали и не признавали, он не отчаивался и продолжал писать картины, каждый раз надеясь на то, что очередное полотно понравится публике и поможет ему хоть как-то заработать, или даже прославит автора. Но все попытки были безуспешными. Картин становилось все больше и больше, они занимали огромную часть пространства его тесного дома, но он не прекращал писать.

Красные виноградники в Арле

История картины

Как-то раз Винсент отправился на пленэр, где сильно увлекся работой и не заметил, как наступил вечер, из-за чего он возвращался домой довольно поздно. По дороге домой он увидел чудесное явление, это был огненно-красный закат, свет от которого освещал виноградную плантацию неподалеку. Виноградные листья в красном свете стали напоминать языки пламени. Небо стало золотистым. Желтый цвет очень часто использовался Ван Гогом в его картинах, стал отчасти его символом. Мастер прекратил свой путь домой, остановился, достал художественные принадлежности и бросился рисовать этот потрясающий пейзаж. Винсент любил рисовать с натуры, решив, что может забыть важные цвета и детали картин по приходе домой, и они не смогут воплотиться в его картине. Так появилась на свет эта греющая душу картина. Многие критики и простые зрители, мало разбирающиеся в творчестве, пытались высмеять эту картину, ссылаясь на неестественность объектов и цветов, так же смеялись над тем, что художник так часто изображал на своих картинах простолюдин.