Краткая биография гоголя. Тест по биографии

Николай Васильевич Гоголь

(1809 - 1852)

Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души", и др. Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному – то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах".

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев. Согласно семейному преданию он происходил из старинного украинского казацкого рода.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшие всем существом Гоголя.

Полтава и Нежин

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828).

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был неспособен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще.

Санкт-Петербург

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Впереди его ждала служба в департаменте уделов (апрель 1830), где он оставался до 1832 года. С первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий. В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32). Специфика повестей в том, что прежде никто не делал нечистую силу полноправным участником реальной жизни, а Гоголь даёт понять, что нечистая сила живёт и в обычных людях, а не только в чертях и ведьмах. Получается, что нарушается естественный порядок вещей, и виной тому сами люди, поэтому они живут не в ладу со своей природной сущностью. Гоголь блестяще использует как фольклорность, так и собственные наблюдения над жизнью украинских хуторов - отсюда такая детальность, красочность, реальность. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком", вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями произвели на Пушкина сильное впечатление. Поэт отметил эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором.

Вступление Гоголя в круг друзей Пушкина и знакомство с великим поэтом оказало на судьбу молодого писателя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не служебном, а литературном. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с историком Михаилом Погодиным, выдающимся актером Михаилом Щепкиным, писателем Сергеем Аксаковым.

Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит грустная нота.

С конца 1833 года он увлёкся мыслью поступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал в Патриотическом институте. В Киеве кафедру он не получил, но некоторое время преподавал историю в Петербурге.

1835 г.

Выход в свет "Арабесок"(«Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего») и "Миргорода"(«Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») ознаменовал шаг Гоголя в сторону реализма, закрепив и углубив ту тенденцию, которая наметилась еще в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному" означало перемену в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров - пошлость и безликость обывателей. Гоголь сосредотачивает своё внимание на жизни во всех её проявлениях: есть место и подвигу Остапа Бульбы, и обывательской никчёмности. В повести о ссоре двух Иванов сатирический талант Гоголя получает полную волю. Контрастом по отношению к провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу повести «Тарас Бульба» - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов.

В повестях же из петербургской жизни призрачной становилась сама "обыкновенная" жизнь. Перед читателями предстаёт столица империи, Петербург - город чиновников, механической жизни и отчуждения от личности. Пребывание в Петербурге послужило ему толчком к размышлениям о принципиальных отличиях между самобытной ("старосветской") культурой России и новейшим европейским "просвещением" "цивилизованного" Петербурга, критика которого была развернута им в цикле "петербургских" повестей. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

К 1834 г. - замысел «Ревизора».

Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ» был, по словам Гоголя, сообщён ему Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. В центре сюжета - мнимый ревизор Хлестаков, обманщик невольный, что придало действию гротескное освещение. Юмор Гоголя превращается в уничтожающую сатиру на всё русское общество со множеством городничих, Земляник, Ляпкиных-Тяпкиных. Самообман царит в русской жизни. Взяточничество, запустение, бахвальство обитателей провинциального городка писатель раскрыл с ярких и запоминающихся сценах. Премьера пьесы состоялась 19 апреля в Петербурге в Александринском театре.

«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, против писателя восстало то общество, которое увидело себя словно в зеркале.

За границей

В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала пребывание в «прекрасном далеке» как будто укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить его величайшее произведение, «Мёртвые души» - но стало зародышем и глубоко трагических событий.

Опыт работы над «Мертвыми душами», противоречивая реакция современников убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его могучего таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл в Париже, где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него второй родиной, его привлекала природа и произведения искусства, Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель» . В Италии Гоголь сблизился с великим художником Александром Ивановым и принял участие в разработке идеи картины «Явления Мессии» («Явление Христа народу»).

Осенью 1839 года он вместе с историком и славянофилом Погодиным писатель отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим. К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем дозволена. Она вышла в свет в Москве в мае 1842 г. под названием «Похождения Чичикова или Мёртвые души »

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение. Он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце концов пришел к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным.

После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , с Погодиным и Шевырёвым, С. Т. Аксаковым и Языковым. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убежден, что церковь не должна существовать отдельно от государства.

Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Новая идея «Мёртвых душ» в окончательном виде - указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы - это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» Данте. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», принеся её в жертву Богу. В благодарность за избавление от болезни, Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями» .

Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков разочаровал многих своих прежних почитателей. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в «Письме к Гоголю» Белинского. А ведь Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина

Гоголь основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви.

Гоголь мучительно переживал провал своей книги.

В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал.

С осени 1851 года Гоголь окончательно поселился в Москве, где жил в доме своего друга графа Александра Толстого на Никитском бульваре.

Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Здоровье его всё более слабело; в январе 1852 года им овладел страх смерти. С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, осуждавший Гоголя за его художественное творчество.

Гоголь перестаёт выезжать из дому, почти ничего не ест, постится. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг II часть «Мертвых душ». Утром 21 февраля писатель умер.

Похоронили писателя на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне, называемом «Голгофа», а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии).

Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени.

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского и Марии Ивановны, урождённой Косяровской. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая.

Детские годы Гоголя прошли в имении родителей в Васильевке (ранее - хутор Купчинский, а ныне – село Гоголево), рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. На фото: родовое имение семьи Гоголей-Яновских, Музей-заповедник Н. В. Гоголя на Украине.

В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Портрет Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (1777 -1825) - отца писателя Н. В. Гоголя. Музей-заповедник Н. В. Гоголя на Украине.

Мария Ивановна Гоголь- супруга Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, мать Гоголя. Родилась в семье почтмейстера Орловской губернии. Адресат многих писателей. Письма ее представляют большой интерес для истории русской литературы первой половины XIX века.

В 1818 -19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820 -1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан".

Государственная служба Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум". Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал профессор Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права.

Окончив гимназию в 1828 г. , Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувстственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.

В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 -1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба".

Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию. Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г. , до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.

В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г. , в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта.

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий. В мае 1842 г. "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет. После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н. А. Полевой.

Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2 -м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843 г. , так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома. Трехлетие (1842 -1845), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над 2 -м томом "Мертвых душ".

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2 -й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей - сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.

В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849 - 1850, Гоголь читает отдельные главы 2 -го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.

В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. ледует новый круг чтений 2 -го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.

1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2 -й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2 -го тома

Сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

Домашнее задание: 1. Прочитать по учебнику (с. 225 – 239). 2. Устно ответить на вопросы (с. 239). 3. Прочитать I – VIII главы поэмы «Мёртвые души»

В отличие от творчества А. С. Пушкина, который тоже побывал в Тавриде и был влюблен в нее всей душой, в ранних гоголевских произведениях («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место») Крым представлен как далеко не романтичное пространство, а сами «крымцы» скорее как завоеватели. Позже Гоголь, как можно судить по косвенным данным, полюбил эту прекрасную землю. <...>

О пребывании писателя в Крыму сведений сохранилось мало. В основном это переписка самого Николая Васильевича и воспоминания его современников, где отражена история его поездки в Саки в 1835 г.

Гоголь заинтересовался историей полуострова Крым задолго до своей поездки в те края. Таврия и Черное море многократно упоминаются в повести «Тарас Бульба», где писателем воссоздана историческая атмосфера XV в., когда полуостров находился под властью татаро-монгольских орд.

В 20-30-е гг. XIX в. Крым считался местом, о котором, по словам П. И. Сумарокова, «живопись, описание и само воображение дают слабые понятия, проще говоря, там рай на земле». Путешественники, ученые и литераторы, побывавшие там, оставляли после своих поездок объемные и захватывающие описания местности. Этот край притягивал к себе и Гоголя.

Известно, что в июне 1935 г. он поехал в Крым с целью поправить свое здоровье и специально для этого взял отпуск в Петербургском университете и Патриотическом институте. Первоначально планируя поездку в Кавказскую губернию на четыре месяца «для лечения», по соображениям материального характера он впоследствии выбрал более близкий маршрут и ограничился поездкой в родовое имение в Васильевке, а затем в Крым. Сохранились письма Гоголя к друзьям, в которых ясно выражено намерение посетить эти края. «Сижу дома на перепутье около недели уже, — писал он Н. Я. Прокоповичу 24 мая 1835 г., - не зная, куда лучше ехать на Кавказ или в Крым, где ныне славятся минеральные грязи и купальни в море. Из Москвы никак не мог писать: был страшно захлопотан и при всем том многих не видел». <...>

...В гоголевских произведениях отсутствуют какие-либо впечатления, вызванные этой поездкой

О том, что в Крыму лечат грязями, Н. В. Гоголь узнал из трудов одного из первых крымских путешественников... П. И. Сумарокова, который писал в своей книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году»: «Озеро Сак близ деревни сего же имени достойно, чтобы о нем сообщить. Оно имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней». <...>

Можно предположить, что, прочитав книгу П. И. Сумарокова, Н. В. Гоголь заинтересовался лечебными свойствами Сакского озера и решил проверить их действие на себе, тем более что его решение о поездке в Крым определили не только материальные затруднения но, прежде всего, рекомендации лечащего врача, который был вызван из Полтавы в связи с обострением болезни писателя и посоветовал ему пройти курс лечения именно в Саках. К тому времени там уже действовала грязелечебница, мало-помалу приобретавшая европейский уровень, несмотря на недостаток губернских средств. <...>

В первых числах июня 1835 г. Гоголь приезжает в Крым и останавливается на Сакском курорте. Ему пришлось ехать на перекладных и жить в гостиницах, что потребовало немалых расходов. К тому же пользование грязевыми ваннами было недешево и, таким образом, денег «не стало и на половину вояжа», который был задуман. <...>

На Сакских грязях писатель лечил простудные и нервные заболевания путем приема грязевых и рапных ванн

Безусловно, лечение помогло Гоголю поправить здоровье. После возвращения в Васильевку он упомянул о Крыме в письме к И. И. Срезневскому от 11 июля 1835 г.: «Эти же три недели, которые остаются мне, я намерен отдохнуть после поездки моей в Крым, где странствовал для здоровья и для того, чтобы повидать его».

Затем Николай Васильевич пишет В. А. Жуковскому: «Все почти мною изведано и узнано, только на Кавказе не был, куда именно хотел направить путь. Проклятых денег не стало и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях. Впрочем здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов нагромоздилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы изошло теперь у меня бумаги и перьев. Но жар вдыхает страшную лень, и только десятая доля положена на бумагу и жаждет быть прочтенною Вам». Словом, Гоголь остался очень доволен своим путешествием. <...>

Целебные грязи помогли Гоголю, а Крым произвел на него неизгладимое впечатление. По возвращении у писателя наступил период творческого подъема

Через несколько лет, когда здоровье Гоголя резко ухудшилось и писатель снова начал ощущать упадок сил и нервозность, он захотел снова побывать в Крыму. Из дневника профессора О. М. Бодянского, встретившегося с Гоголем в мае 1850 г., можно заключить, что вполне определенно идея крымской поездки возникла у Гоголя весной того года: «Перед отходом спросил я, где он хочет провести лето?..
- Мне хотелось бы пробраться в Малороссию свою, потом на осень воротиться к вам, зиму провести где-либо потеплее, а на весну снова к вам.
- Что же, вам худо у нас этой зимой?
- И очень. Я зяб страшно, хотя первый год чувствовал себя очень хорошо.
- По мне, если не хотите выезжать за границу, лучше всего в Крыму.
- Правда, и я собираюсь попытаться это сделать в следующую зиму». <...>

В 1851–1852 гг. Н. В. Гоголь действительно чувствовал себя больным и часто жаловался на слабость, расстройство нервов и приступы тоски. В. М. Княжевич, служивший председателем казенной палаты, мог бы устроить его пребывание и лечение в Крыму, но недостаток у Гоголя средств на поездку все же оказался решающим фактором. Вполне возможно, что благотворный климат Крыма и целительные Сакские грязи укрепили бы подорванное здоровье Николая Васильевича, но великий писатель так и не смог собрать «проклятых денег».

[На илл.: Сакская грязелечебница, начало XX в.]

Николай Васильевич Гоголь

(1809-1852)

Н. В. Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя. Гоголевский Городничий, Хлестаков и Чичиков, Тарас Бульба и Акакий Акакиевич- все эти персонажи,творческим воображением гениального прозаика, воспринимаются нами как исторические или действительно существовавшие личности.

Невозможно переоценить то влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу. Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они «вышли из

Неоднократно к гоголевскому творчеству обращался отечественный и зарубежный театр и кинематограф, а американские почитатели таланта писателя в 1985 году создали в США Гоголевское общество.

Уроженец Полтавской губернии, выходец из мелкопоместного дворянства, Гоголь оказался единственным из отечественных классиков, кто смог органично соединить в своём творчестве две братские славянские культуры - русскую и украинскую. Ибо дебютировал Гоголь как певец Малороссии с её народно - поэтическими традициями. И в то же время «Вечера на хуторе близ Диканьки», бывшие, по оценке Пушкина, «живым описанием племени поющего и пляшущего», являли собой свежий, задорный взгляд писателя, принадлежавшего к общероссийской культуре и являвшегося гражданином великой империи. Это подчёркивается и в словах Пушкина: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!»

Юный Гоголь- Яновский, получив домашнее образование и поучившись в Полтавском уездном училище, с 1821 года продолжил учёбу в Нежинской гимназии высших наук. Семилетнее обучение в заведении много дало впечатлительному юноше. Там ему и была привита любовь к театру (он часто играл в любительских спектаклях), там он пробовал свои силы в поэзии. В 1828 году Гоголь переезжает в Петербург, и исполненный радостных надежд, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства».

В северной столице будущий писатель столкнулся со многими трудностями: социальными и финансовыми. Оказавшись в роли чиновника (то писца, то помощника столоначальника), Гоголь на себе испытал все «прелести» иерархически - казарменного и бюрократического мира николаевской России. Этот жизненный материал оказался в будущем незаменимым подспорьем при работе над «петербургскими» повестями Гоголя.

Однако первый печатный опыт Гоголя оказался столь неудачным, что почти весь тираж со своей юношеской поэмой «Ганс Кюхельгартен» он сжёг. Но всего лишь через два года, с выходом в свет «…Вечеров», гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя русской литературы. В том же 1831 году провинциал знакомится с самим Пушкиным и выходит в его литературное окружение. К этому же времени относятся не совсем удачные попытки преподавания истории сначала в Патриотическом женском институте, а затем и на кафедре всеобщей истории Санкт- Петербургского университета. Служить двум музам - истории и литературе- Гоголь не смог. Поэтому в конце 1835 года он, работая над комедией «Ревизор», предпочёл оставить должность адъюнкт-

Профессора. Критик Белинский объявил его в этом, 1835 году, «главой литературы», занявшим место Пушкина. Действительно, в этом году увидели свет сборники повестей «Миргород» и «Арабески».

Реалистическая фантастика присуща его главным произведениям – «Ревизор» и «Мёртвые души». Комедия «Ревизор» оказалась лупой, через которую автор сумел разглядеть тьму недостатков николаевской эпохи. Недаром император Николай 1, на премьере изволивший «хохотать от всей души», признался, что в этой комедии больше всех досталось ему самому. Однако обличительная сила «Ревизора» направлена не только против соц. дисгармонии, но и против пороков человечества.

После 1836 года, когда был поставлен «Ревизор», Гоголь часто уезжает за границу, где он в общей сложности провёл около двенадцати лет. Ностальгия по Родине отразилась и в «Мёртвых душах», первый том которых был опубликован в 1842 году. Основным в поэме стал вопрос об историческом предначертании: «Русь, куда же ты несёшься? Дай ответ. Не даёт ответа».

Неудовлетворённость идейным результатом работы, первые признаки психического заболевания, а также усиливающийся религиозный мистицизм привели великого писателя к затяжному духовному и творческому кризису.

Во втором томе Гоголь стремится вывести светлые стороны российской действительности. Первая глава так и начинается: «Зачем же выставлять напоказ бедность нашей жизни и наше грустное несовершенство?…» Однако кризис продолжался, и венцом разочарования стало то, что в феврале 1852 года, за десять дней до его кончины, Гоголь сжёг беловую рукопись уже законченного второго тома «Мёртвых душ». От него сохранилось только пять черновых глав. Что это было? Невероятная взыскательность художника или разочарование человека в силе искусства? Неизвестно. Мы знаем только то, что Гоголь, благодаря своему гению вошёл в число вечных спутников человечества и его место в русской литературе рядом с Пушкиным.

История человечества. Россия Хорошевский Андрей Юрьевич

Гоголь Николай Васильевич (Род. в 1809 г. – ум. в 1852 г.)

Гоголь Николай Васильевич

(Род. в 1809 г. – ум. в 1852 г.)

Великий украинский и русский писатель.

«Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, что нет в другой: явный знак, что они должны пополнить одна другую». Так писал Николай Васильевич Гоголь своему лучшему другу А. О. Смирновой-Россет в декабре 1844 г. Стоит ли после этого спорить по поводу того, какой из народов вправе считать своим великого писателя?

Сам Николай Васильевич, проведший бо?льшую часть своей жизни в России и за границей (только в Европе он прожил 12 лет), никогда не забывал о своих украинских корнях, находя душевный покой и отдохновение лишь в родных местах.

Родился будущий писатель 20 марта 1809 г. в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Род Гоголей-Яновских шел от Остапа Гоголя, полковника, соратника самого гетмана Дорошенко. Были в этом роду и шляхтичи, и военные, и царские чиновники, и священники. Таким образом, Гоголь был представителем малороссийского дворянства с примесью польской крови, особенно по материнской линии. И в его характере органично соединились гордость польского духа с темпераментом жизнерадостного украинца.

Его отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Янов-ский, владел тысячей десятин земли и двумя сотнями крепостных. Чтобы содержать большую семью (12 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь четверо), ему пришлось служить сначала чиновником на Полтавском почтамте, потом управляющим у родственника жены, богатого помещика

Д. П. Трощинского. Хозяин поместья был большим театралом, и Василий Афанасьевич, обладавший литературными способностями, сочинял для его дворового театра на малороссийском языке пьесы из народной жизни, принимал активное участие в их постановке – не только как режиссер, но и как актер. Присущий ему дар комического рассказа, как и любовь к театру, передались сыну. (Кстати, эпиграфы к «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи» были взяты Николаем Васильевичем из комедий отца.) От него же мальчик унаследовал и чрезмерную мнительность, мучившую его всю жизнь.

Мать писателя, Мария Ивановна, происходившая из небогатого рода Косоровских, была женщиной экзальтированной и набожной. Выйдя замуж в 14 лет и потеряв двоих детей в младенческом возрасте, она всю свою любовь и надежды сосредоточила на Николеньке. Под ее влиянием в мальчике развились задатки религиозности. По свидетельствам биографов, он был слабеньким, тщедушным ребенком, до трех лет не говорил, зато уже в пять начал писать стихи, что вызывало восторг у матери. Она вообще была неуемной фантазеркой и считала своего сына непревзойденным талантом, приписывая ему самые немыслимые открытия, например железной дороги и паровой машины. И все же, несмотря на комизм этих представлений, Мария Ивановна не ошиблась в главном – сын действительно стал гением, правда, не техники, а мировой литературы.

Детские годы будущего писателя прошли в имении родителей Васильевке, по соседству с селом Диканька – краем легенд, малороссийских поверий и исторических преданий, впоследствии так любовно и ярко описанных в его произведениях. Получив дома начальное образование, мальчик два года провел в Полтавском уездном училище, а в 1821 г. поступил в Нежинскую гимназию высших наук, которая была создана по типу Царскосельского лицея и предназначалась для детей провинциального дворянства. Особым прилежанием юный гимназист не отличался и считался учеником посредственным, хотя и обладал прекрасной памятью, хорошо рисовал и уже тогда проявлял склонность к русской словесности. Несмотря на скрытность и необщительность, юный Гоголь был ревностным участником всех гимназических театральных постановок. Чаще всего играл роли комических стариков и старух (госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина), рисовал декорации. С особым интересом вместе с гимназическими друзьями, будущими литераторами Нестором Кукольником, Евгением Гребенкой и Николаем Прокоповичем, участвовал юноша и в издании рукописного журнала. В нем были помещены первые литературные опыты Гоголя: трагедия «Разбойники», баллада «Две рыбки», сатиры «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», «Завтрак у предводителя», «На ярмарке» и др. Еще одно произведение юного писателя – поэму «Братья Твердославичи» – товарищи не одобрили, и автор ее уничтожил. Тогда же им была написана и подражательная поэма «Ганц Кюхельгартен», в которой явственно обнаруживалось влияние поэтов-романтиков В. Жуковского, А. Бестужева-Марлинского и Дж. Байрона. Будучи уже в Петербурге, в 1829 г. Гоголь напечатал ее на свои средства под псевдонимом В. Алов. Но прочитав разгромные рецензии в «Северной пчеле» и «Московском телеграфе», молодой писатель собрал нераспроданные экземпляры и сжег их.

Однако к концу завершения гимназии Гоголь мечтал не столько о литературном поприще, сколько о широкой общественной деятельности. Он думал о том, чтобы приносить пользу обществу на государственной службе, и с этой целью в 1828 г. выехал в Петербург. Но здесь юношу ждало жестокое разочарование: блестящие надежды не осуществились – к службе он оказался совершенно неспособным. И после недолгого пребывания в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий на должности писца, а затем помощника столоначальника в департаменте уделов Гоголь отказался от мысли стать чиновником. Попытка устроиться в театр тоже не увенчалась успехом.

После неудачи «Ганца Кюхельгартена» молодой писатель приходит к мысли о необходимости поисков другого литературного пути: теперь вместо мечтательно-романтической поэзии он обращается к воссозданию народного быта и жизни Малороссии – темам, которые с детства знал и любил. Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений о малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также «записках, веденных предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних». Все это наряду с воспоминаниями о родном крае стало материалом для цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 1830–1831 гг. в «Отечественных записках» и «Литературной газете» появляются «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница», а в альманахе «Северные цветы» за 1831 год – глава из исторического романа «Гетман». Эти произведения сразу же привлекли внимание литературных кругов Москвы и Петербурга. Талант Гоголя высоко оценили В. Жуковский, А. Дельвиг и столь любимый им А. Пушкин, с которым Николай Васильевич познакомился в мае 1831 г. на вечере у поэта и издателя П. Плетнева.

Вскоре первая часть «Вечеров…» была издана отдельной книгой. Читающая публика встретила ее с восторгом, а Пушкин, которого Гоголь считал своим самым авторитетным критиком, писал: «Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая “поэзия”, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился…»

Окрыленный успехом, Гоголь работает много и плодотворно. В течение четырех лет из-под его пера выходят вторая часть «Вечеров…», повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», вошедшие в сборник «Миргород». Источником всех этих произведений по-прежнему была Малороссия, ее быт, нравы, обычаи, героическое прошлое и современный Гоголю патриархальный уклад провинциальной жизни. Отмечая эту связь писателя со своей малой родиной,

М. Коцюбинский писал: «Свежестью и силой своих произведений Гоголь обязан не только своему таланту, но также богатству новых слов, оборотов, понятий и образов, которые он щедро черпал из мало знакомой российским писателям жизни Малороссии».

Начало 1830-х гг. было самым счастливым в творческой судьбе Гоголя. Вслед за малороссийскими повестями он создает цикл произведений, в которых показывает призрачность и трагизм петербургской жизни, где за «выставкой человеческого тщеславия и лицемерия… фланируют люди-куклы, люди-носы, люди-усы, люди-бакенбарды, исчезают и скрываются существа никем не защищенные, никому не дорогие, никому не нужные», такие, как Акакий Акакиевич, герой повести «Шинель».

В это же время у писателя созревало множество грандиозных замыслов. Осенью 1833 г. он вынаши вал идею создания «Истории Украины»: «Мне кажется, что я напишу ее, что я скажу много так, чего до меня не говорили…» К сожалению, этот гоголевский замысел, как и начатая по совету А. Пушкина «История русской критики», остался неосуществленным. Зато другие темы, также подсказанные Гоголю великим поэтом, получили блестящее воплощение. Умоляя Пушкина дать ему «какой-нибудь сюжет, но русский чисто анекдот», писатель действительно получил историю анекдотическую и превратил ее в сочинение смешное и остроумное, какого еще не было в России, – комедию «Ревизор». Она была написана в 1835 г. всего за несколько месяцев. Однако этот шедевр гротесковой драматургии вызвал у публики самые противоречивые оценки. Первое представление пьесы в Александринском театре прошло как-то вяло, актеры, привыкшие играть французские водевили, терялись и не могли передать яркий комизм действия. Правда, в зале не раз были слышны взрывы смеха, но аплодисментов почти не было. Под конец спектакля недоумение зрителей перешло в негодование. Общая оценка публики: «Это невозможность, это клевета и фарс». Гоголь был обескуражен и раздражен, повторяя: «Господи Боже! Ну если бы один, два ругали, ну и бог с ними, а то все, все!»

Зато публика не «избранная», молодая, была в восторге от «Ревизора», повторяя реплики и целые сцены. Между поклонниками и критиками комедии разгорелись настоящие битвы, в результате которых среди молодежи обожание Гоголя только возросло. Но сам писатель, утомленный напряженной работой последних лет и нравственными тревогами, которые принес ему «Ревизор», решил отдохнуть от всех проблем вдали от родины. В июне 1836 г. он уехал за границу, где пробыл много лет с небольшими перерывами на приезды в Россию.

Пребывание в «прекрасном далеке» (писатель побывал в Германии, Швейцарии, Франции и давно полюбившемся ему Риме), с одной стороны, укрепило и успокоило Гоголя и дало ему возможность осуществить еще один грандиозный замысел – «Мертвые души». С другой стороны, в эти годы, по словам известного литературоведа XIX в. А. Н. Пыпина, в жизни Николая Васильевича обозначились зародыши тех явлений, которые привели к трагическим последствиям: «Усиленное удаление в самого себя, экзальтация религиозного чувства повели к пиитическому преувеличению, которое закончилось его последней книгой, составившей как бы отрицание его собственного художественного дела…»

Перед отъездом за границу Гоголь в последний раз встречался с А. Пушкиным, с подачи которого начал работу над «Мертвыми душами», ставшую отныне главной в его творческой судьбе. Чем дальше она продвигалась, тем более грандиозными представлялись Гоголю ее масштабы и более спорными – задачи. Написанные еще в России первые три главы поэмы за границей тщательно перерабатывались. Гоголь бесконечно переделывал каждую вновь написанную страницу. Он жил в Риме настоящим затворником, встречаясь только с узким кругом близких ему людей (художниками А. А. Ивановым и И. С. Шаповаловым, В. А. Жуковским, композитором И. М. Виельгорским, поэтом Н. М. Языковым и др.). И лишь в периоды депрессий, участившихся после гибели Пушкина, и последовавшей вскоре кончины И. Виельгорского Гоголь отрывается от работы, чтобы уехать для лечения на воды в Баден-Баден или короткого отдыха – в Женеву и Париж. К лету 1841 г. первый том «Мертвых душ» был готов, а в следующем году он вышел в свет в Москве с некоторыми купюрами, после чего писатель опять уехал за границу.

Это последнее пребывание в Европе ознаменовалось окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Следует сказать, что и до этого у него проявлялось немало разного рода «странностей»: частая смена настроения, депрессии, религиозный мистицизм, постоянные переживания по поводу своих болезней, которые во многом были обусловлены мнительностью. Если к этому добавить характерные для писателя замкнутость и пророческий тон в общении с окружающими, то становится понятно, почему знакомые и друзья давали Николаю Васильевичу контрастные характеристики. По словам С. Т. Аксакова, «лирико-художественная» натура писателя находилась в вечном движении, в борьбе с человеческим несовершенством, в «самоосуждении» и поэтому «ускользала не только от наблюдения, но даже от понимания людей, самых близких Гоголю».

Духовный кризис писателя наиболее отчетливо стал проявляться с 1845 г., когда у него возник замысел книги «Выбранные места из переписки с друзьями». В ней Гоголь хотел собрать все, о чем писал своим друзьям в 1845 и 1846 гг. Но книга на всех, в том числе и на друзей писателя, произвела тяжелое впечатление своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, за которой, впрочем, просматривалось крайнее самомнение автора, осуждением его прежних трудов, в которых русская литература видела «одно из своих лучших украшений». Высшая степень негодования, возбужденного «Выбранными местами», выразилась в известном письме В. Белинского, на которое Гоголь не сумел ответить.

Еще одним проявлением перелома в мировоззрении Гоголя стало сожжение им в середине 1845 г., в минуту тяжелого раздумья, первоначальной редакции второго тома «Мертвых душ». Ему казалось, что содержание книги должно быть иным, что он наконец понял, как надо писать, чтобы «устремить все общество к прекрасному». А еще он считал, что не может продолжить работу над книгой, не исполнив своего давнишнего намерения поклониться Святому Гробу Господнему в Иерусалиме. Однако и осуществление этой поездки не принесло душевного успокоения: «Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, – говорил Гоголь. – у Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Продолжая работу над вторым томом «Мертвых душ», писатель понял, что описывать русскую жизнь можно, только живя посреди нее и изучая ее. И в 1848 г. Гоголь окончательно вернулся в Россию. Последние годы жизни он подолгу жил в домах друзей – А. О. Смирновой, С. Т. Аксакова, А. П. Толстого, семейства Виельгорских. С последними Николая Васильевича связывала не только давняя дружба, но и сердечная привязанность к Анне Михайловне Виельгорской. По словам В. Соллогуба, она, «кажется, единственная женщина, в которую влюблен был Гоголь». Действительно, сохранилось свидетельство о том, что Николай Васильевич в 1850 г. сделал ей предложение, но оно было отклонено.

Между тем в Гоголе продолжалась мучительная борьба «между художником и пиэтистом». Он много раз переделывал написанные главы второго тома, поддаваясь то одному, то другому настроению. В начале 1852 г. им овладел страх смерти, он проводил ночи в молитве, постился. Однажды февральской ночью среди религиозных размышлений им овладел ужас и сомнение, что он не так исполнил долг, возложенный на него Богом. Тогда он велел открыть трубу камина и сжег рукопись готового второго тома «Мертвых душ». С тех пор Гоголь впал в мрачное уныние, не принимал пищи, отказывался от лечения. 21 февраля 1852 г. он скончался.

Писателя похоронили в Москве, в Даниловом монастыре (в 1931 г. прах был перенесен на Новодевичье кладбище), и на его памятнике были начертаны слова из книги пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся». Они как нельзя лучше отражают художественное кредо писателя, который так мечтал «устремить все общество к прекрасному». Недаром, оценивая значение гоголевского творчества, Т. Г. Шевченко писал: «Перед Гоголем должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям».

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

автора Бузина Олесь Алексеевич

Глава 25 Николай Гоголь «Нужно любить Россию» Не так давно одно из киевских издательств выпустило фальшивый перевод «Тараса Бульбы» на «державну мову», заменив во всех местах, где у Гоголя было «Русь» и «русский» на «Украина» и «украинский».Задним числом продажные

Из книги Воскрешение Малороссии автора Бузина Олесь Алексеевич

Приложение Николай Гоголь «Взгляд на составление Малороссии» I. Какое ужасно-ничтожное время представляет для России XIII век! Сотни мелких государств единоверных, одноплеменных, одноязычных, означенных одним общим характером и которых, казалось, против воли соединяло

Из книги От Петра I до катастрофы 1917 г. автора Ключник Роман

ГЛАВА 15. Николай Васильевич Гоголь Нельзя отнимать от человека права совершенствоваться. Елена Рерих Профессиональный историк из Петергофа и лауреат премии «Национальный бестселлер» Илья Бояшов в 2008 году дал интервью журналу «Эксперт», в котором выразил очень верное

автора Вульфов Алексей Борисович

Николай Гарин-Михайловский (1852–1906) Из книги «Инженеры» …По мере того как они подвигались вперед, пред глазами Карташева вставала большая черная экзаменационная доска, на которой он видел сделанные им чертежи. Он всегда очень плохо чертил, и на этот раз было не лучше. Пред

Из книги Повседневная жизнь российских железных дорог автора Вульфов Алексей Борисович

Николай Гарин-Михайловский (1852–1906) На практике (фрагмент) Южное лето. Жара невыносимая. Точно из раскаленной печи охватывает пламенем. Горит воздух, степь, горят все эти здания громадного вокзала.Полдень.На запасном пути, на площадке раскаленного черного паровоза, в одном

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Гоголь Николай Васильевич (Род. в 1809 г. – ум. в 1852 г.) Великий украинский и русский писатель. «Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Из книги Тайная история Украины-Руси автора Бузина Олесь Алексеевич

Николай Гоголь - жизнь за царя Только заступничество государя спасло «Ревизора» - признался писатель знаменитому актеру Щепкину.«Жаль, что умираю, весь его был бы» - сказал перед смертью о Николае I Пушкин. Гоголь избегал подобных фраз, предпочитая дела. Но жизнь его

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

«Жизнь за царя» и Невский проспект, 1836 год Михаил Глинка, Николай Гоголь Год 1836 потряс театральный Петербург: две премьеры – и какие! В Александринском театре поставили комедию Н. В. Гоголя «Ревизор», которая за год выдержала 272 представления, а в Большом театре состоялась

Из книги 50 героев истории автора Кучин Владимир