Краткая биография владимира короленко самое главное. Владимир галактионович короленко биография

Прозаик, публицист

Родился 15 июля 1853 в Житомире в семье уездного судьи. Мать – дочь польского помещика. Детство провел в Житомире, затем в Ровно, где в 1871 году закончил гимназию.

1871 – 74 – учеба в Петербургском технологическом институте.

1874 – 76 – учеба в Петровской сельскохозяйственной академии.

1876 – за участие в студенческих волнениях исключен из академии, сослан в Вологодскую губернию, но в пути возвращен и поселен под надзором полиции в Кронштадте.

1877 – поступление в Петербургский горный институт.

1879 – Короленко арестован по подозрению в связях в революционными деятелями. До 1881 находится в тюрьмах и ссылках.

Короленко начинает свою литературную деятельность еще в конце 70-х годов, но большой публикой он не замечен. Его первая повесть "Эпизоды из жизни искателя" опубликована в 1879 году. После 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютирует в "Русской Мысли" 1885 года с рассказом "Сон Макара".

1881-1884 – за отказ от присяги Александру III сослан в Якутскую область.

1885-96 - живет под надзором полиции в Нижнем Новгороде, где активно участвует в либеральной оппозиции, сотрудничает в либеральных периодических изданиях "Русские Ведомости", "Северный Вестник", "Нижегородские Ведомости". Одновременно Короленко пишет художественные произведения: "Слепой музыкант" (1887), "Ночью" (1888), "В дурном обществе", "Река играет" (1891) и др.

1886 – выходит 1-я книга Короленко "Очерки и рассказы".

1893 – выходит 2-ая книга Короленко.

1894 – Короленко посещает Англию и Америку. Часть своих впечатлений он выразил в повести "Без языка"

1896 – переезжает в Петербург.

1895-1904 – Короленко – один из официальных издателей народнического журнала "Русское Богатство".

1900 – Академия наук избирает Короленко почетным академиком по разряду изящной словесности. В 1902 году вместе с А.П.Чеховым Короленко отказывается от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М.Горького в Академию.

С 1900 года Короленко живет в Полтаве.

1903 – выходит 3-я книга Короленко.

1904-1917 – Короленко возглавляет журнал "Русское богатство". Здесь опубликованы его очерки "В голодный год" (1892), "Павловские очерки" (1890), статьи "Сорочинская трагедия" (1907), "Бытовое явление" (1910) и мн. др. В общей сложности Короленко является автором около 700 статей, корреспонденций, очерков, заметок.

1906 – Короленко начинает печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую "Историю моего современника".

1914 – Первая Мировая война застает Короленко во Франции. Отношение к ней отражается в рассказе "Пленные" (1917). В статье "Война, отечество и человечество" (1917) Короленко высказывается за продолжение войны.

На Февральскую революцию 1917 года Короленко откликается статьей "Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)". В ней Короленко указывает, что "царской власти уже нет места" в будущей России, и Учредительное Собрание, как некогда Земский собор, "установит будущую форму правления русским государством", подчёркивает, что "нужно много мудрости, чтобы прекратить внутри страны разногласия, опасные споры о власти и междоусобия", "пока родине грозит нашествие и гибель его молодой свободы"

Называя себя беспартийным социалистом, Короленко не разделяет идей большевиков и принципов пролетарской диктатуры. Он призывает "поставить интересы всего населения выше партийной борьбы". В статье "Торжество победителей" Короленко, обращаясь к А.В.Луначарскому, пишет: "Вы торжествуете победу, но эта победа гибельная для победившей с вами части народа, гибельная, быть может, и для всего русского народа в целом", поскольку "власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола" ("Русские Ведомости", 1917, 3 декабря).

1917 – депутаты от Народно-социалистической партии на проходившем в Полтаве 17 апреля съезде крестьян предлагают Короленко выдвинуть его депутатом в Учредительное Собрание, он отказывается, ссылаясь на нездоровье. 22 ноября Короленко избирают почётным председателем Полтавского комитета политического Красного Креста.

В период занятия Полтавы войсками украинской Центральной Рады и А.И.Деникина Короленко выступает против террора и мести.

В 1919-21, не имея возможности выступать в печати, Короленко обращается с серией писем к Луначарскому, Х.Г.Раковскому, основное содержание которых – протест против бессудных расправ ЧК.

Основные произведения:

Рассказы из «сибирского» цикла:

«Чудная» (1880, распространялся в списках, опубл. 1905)

«Убивец», «Сон Ма­кара», «Соколинец» (все - 1885), «По пути» (1888, 2-я ред. 1914)

«Ат-Даван» (1885, 2-я ред. 1892)

«Марусина заимка» (1889, опубл. 1899)

«Огоньки» (1901)

Рассказы:

«В дурном обществе» (1885)

«Лес шумит» (1886)

«Река играет» (1892)

«Без языка» (1894)

«Не страшное» (1903) и др.

Повесть «Слепой музыкант» (1886, 2-я ред. 1898).

Очерки, в т.ч.:

«В пустынных местах» (1890, 2-я ред. 1914)

«Павловские очерки» (1890)

«В голодный год» (1892-93)

«У ка­заков» (1901)

«Наши на Дунае» (1909)

Пуб­лицистика, в т.ч.:

«Мултанское жертво­приношение» (цикл очерков, статей и заметок, 1895-98)

«Знаменитость конца века» (1898, дело Дрейфуса)

У Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) была долгая литературная судьба, охватившая далекие друг от друга культурно-исторические эпохи. В 1879 г. он отнес свой первый рассказ «Эпизоды из жизни "искателя""» в «Отечественные записки». Одобренная Н.К.Михайловским, рукопись была отвергнута Щедриным: «Оно бы и ничего... Да зелено... Зелено очень». Большую часть своей главной книги «История моего современника», начатой в 1905 г., Короленко писал в 1918—1921 годы. Автобиографический герой остался все тем же «искателем», но изменился масштаб и тон повествования: от лирически окрашенного «эпизода» писатель перешел к эпическому полотну о своем поколении.

Короленко вырос в большой и дружной семье, где мирно уживались две национальности (украинская — отца и польская — матери), две веры (православная и католическая) и три языка (русский, польский и украинский). Семья была дворянская, религиозная, со строгими правилами. Жили сначала в Житомире, затем в Ровно; отец служил уездным судьей. Когда будущему писателю было 15 лет, умер отец, оставив семью без средств. Увлечение русской литературой, особенно Тургеневым и Некрасовым, породило юношескую мечту о профессии адвоката, защитника обездоленных. Но ровенская реальная гимназия не давала права поступить в университет, потратить же год на сдачу нужных экзаменов экстерном Короленко не мог — семья бедствовала. В 1871 г. он поступил в Петербургский технологический институт, хотя математические науки казались ему сухими и отвлеченными. В начале 1874 г. Короленко переехал в Москву и поступил в Петровскую земледельческую академию, на лесное отделение. В это время Короленко уже мечтал о писательстве и делал первые пробы. Средства к жизни приходилось добывать корректурой, черчением и дешевыми переводами.

Петровский студенческий «бунт» 1876 г., раздутый полицией, толкнул Короленко в разряд «вредных смутьянов», ссылаемых «по высочайшему повелению» (т.е. без суда и следствия). В конце жизни он напишет: «И до самой старости меня проводила та же репутация опасного агитатора и революционера, хотя я всю жизнь только и делал, что взывал к законности и праву для всех»2. Остальное Короленко относил к жанру «самодержавного помешательства» и «жандармских фантазий», что обошлось ему в 7 лет тюрем, этапов и ссылок.

Во второй половине 1880 г. «административный порядок» несколько помягчел, и Короленко был возвращен с сибирского этапа и оставлен в Перми, где нашел службу на железной дороге. Успешно шла и писательская работа (в столичном журнале появился уже третий рассказ). Но 1 марта 1881 г. был убит Александр II, и потребовалась присяга новому императору. Короленко дважды прошел церемонию общей присяги, но в качестве ссыльного от него потребовали индивидуальной присяги. Ссылаясь на два года бессудных преследований, Короленко дал письменный отказ и этим совершил «преступление», непредусмотренное сводом российских законов.

Осенью 1884 г., когда кончился срок якутской ссылки, Короленко принял решение: если вновь потребуют присяги — не давать. К счастью, не потребовали. После Сибири Короленко поселился в Нижнем Новгороде, где прошло самое светлое десятилетие его жизни: вышла первая книга «Очерков и рассказов» (М., 1886), Владимир Галактионович счастливо женился, родились дочери. Первое время приходилось брать любую работу: кассира на пристани, агента Общества драматических писателей, сотрудника Нижегородской архивной комиссии. Однако очень скоро эти службы отступили перед работой журналиста и писателя.

В ноябре 1892 г. Короленко участвовал в преобразовании журнала «Русское богатство», перешедшего к Н.К.Михайловскому; в 1894 г. стал пайщиком и членом литературно-редакционного комитета этого журнала; в июне 1895 г. — его официальным издателем; в начале 1896 г. переехал в Петербург, чтобы принять непосредственное участие в работе редакции. После смерти Михайловского в 1904 г. стал главным редактором и духовным средоточием «Русскогобогатства» («Всякий журнал есть портрет его редактора»,— писал Владимиру Галактионовичу А.Г.Горнфельд 20 декабря 1920 г.).

С 1893 г. в издании «Русского богатства» выходят все новые сборники произведений Короленко. До революции журнал народнической демократии стойко переносил цензурные бури, приостановки, прекращения, вынужденные переименования, судебные процессы и т.п. В 1918 г. был разгромлен, по слову Короленко, вместе со всей свободной русской прессой.

С 1900 г. Короленко жил в Полтаве, которая в годы гражданской войны около десяти раз переходила из рук в руки, и всякий раз вспыхивали грабежи, погромы, массовые обыски, аресты, расстрелы. И каждый раз приходилось хлопотать о какой-нибудь стороне.

Последнее ходатайство милосердия он подписал за девять дней до смерти. Поехать за границу для лечения — отказался. В 1918 г., во время празднования в Петрограде 65-летая Короленко (в его отсутствие), Горнфельд — парадоксально и неожиданно — назвал Владимира Галактионовича сверхчеловеком, видя сверхчеловеческое в «нравственной неизбежности» поступков Короленко, его готовности делать то, что «представляется невозможным робкому уму и вялой воле».

Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Мировоззрение Короленко формировалось в бурные и мятежные шестидесятые годы, с их реформами во многих областях общественной жизни и государственной системы, с пробудившимся свободомыслием и активной деятельностью "мужицких демократов". 1863 год вошел в историю как навеки памятный год польского восстания, одним из вождей которого был белорус Кастусь Калиновский. Эти события произвели глубокое впечатление на Короленко, жившего в той части Российской империи, где это восстание было особенно бурным.

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом "Эпизоды из жизни искателя". Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного "сектантства" в среде интеллигенции. Пафос рассказа - в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. "Ищите!" - к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести "Прохор и студенты" На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

С философской аллегорией перекликается повесть "Слепой музыкант", в основном созданная в 1886 году и впоследствии неоднократно подвергавшаяся авторской доработке. "Основной психологический мотив этюда, - писал Короленко, - составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение". Поясняя идею повести (или этюда, как он именовал ее), писатель в другом месте сделал признание, что в этом произведении отразилось романтическое настроение его поколения в юности, и в этом своеобразный и живой колорит. В повести раскрыта душевная драма слепого, который через высокое и одухотворенное искусство понял и "увидел" мир. Под стремлением слепого музыканта "к свету" нетрудно было разглядеть глубоко социальное стремление угнетенных достичь таких общественных порядков, при которых было бы соблюдено их естественное право на счастье. Счастье героя повести как отдельной личности стало возможным только в результате сближения с народом, в готовности и способности служить ему своим талантом.

Сила Короленко - в критике и обличении всех сторон самодержавно-политического строя в России. В пореформенной действительности он обнаруживал явные следы "крепостнической традиции", показывал проявления всевластья помещиков над крестьянами и произвол чиновников, равнодушие властей к положению народа, задавленного и подверженного голоду, недоеданию и высокой смертности из-за нехватки питания и периодических неурожаев. Об этом Короленко поведал в книге очерков "В голодный год" (1892), которая в свое время глубоко потрясла всю Россию правдивым изображением трагедии современной писателю деревни.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.

Биография Короленко

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) — русский писатель, публицист, общественный деятель.

Родился в г. Житомире в семье уездного судьи. Учился в Житомирской и Ровенской гимназиях. В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешел в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 70-х гг сблизился с деятелями революционного народничества. В 1876 г. за подачу коллективного студенческого протеста исключен из Академии и выслан под надзор полиции в Кронштадт.

В 1877 поступил в Горный институт в Петербурге. В 1879 и 1880 гг. был несколько раз арестован. В 1881 г. за отказ присягнуть царю Александру III выслан в Якутию. В 1885 г. поселился в Нижнем Новгороде, где развернул активную литературную и общественную деятельность. В 1886 г. женился на Е.С. Ивановской. В 1893 г. совершил путешествие в Америку.

С 1896 г. — один из руководителей, а в 1904-1918 (с перерывами) ответственный редактор журнала «Русское богатство». С 1896 г. жил в Петербурге. В 1900 г. избран почетным академиком Петербургской АН (в 1902 г. вместе с А. П. Чеховым отказался от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М. Горького в Академию; в 1918 г. восстановлен в Академии).

В сентябре 1900 г. переехал с семьей в Полтаву. «Переезд в Полтаву, — вспоминала дочь Короленко Софья Владимировна, — был счастливым событием в жизни нашей семьи. В. Г. Короленко, который вырос на Украине, любил ее климат и природу … Мы часто ходили в городской сад и любовались красотой Полтавы. После Петербурга с его дождями и туманами Полтава казалась нам новым замечательным миром «.

Сначала писатель жил в доме Старицкого на ул. Александровской (ныне Октябрьская), с 1903 г. — в доме доктора Будаговська на ул. Мало-Садовой (ныне Короленко). Сейчас в доме Литературно-мемориальный музей В.Г. Короленко.

Дом писателя стал центром культурной жизни Полтавы, сюда шли письма Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Коцюбинского (побывал в Короленко в 1903 г.), М. Горького, приезжали А. В. Луначарский (1920), В. П. Катаев.

Короленко быстро включился в литературно-общественную жизнь Полтавщины. Наладил дружеские отношения с деятелями украинской культуры — Панасом Мирным, М. Коцюбинского, И. Тобилевичем, X. Алчевской, Г. Хоткевичем и др.. В 1901 послал в журнал «Русское богатство» новые биографические сведения о Т. Г. Шевченко, в 1902 г. участвовал в подготовке российско-украинского альманаха, посвященного 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. В 1905 выступал на митингах в Полтаве, направленных на предотвращение еврейских погромов в городе. Осудил в прессе расправу над крестьянами во время Сорочинской трагедии 1905 г. (поместил в газете «Полтавщина» за 12 января 1906 открытое письмо, в котором обличил беззакония и массовые жестокости старшего советника А. Филонова, руководил подавлением крестьянского выступления). В 1911 г. выступил на открытии памятника Н. В. Гоголю в Сорочинцах.

Годы жизни в Полтаве были заполнены интенсивной творческой работой. Здесь он завершил очерки «У казаков», писал второй цикл сибирских рассказов («Мороз», «Феодалы» и др.), Рассказы «МиГ» и «Не страшно». В Полтаве В. Короленко продолжал свою работу редактора журнала «Русское богатство», публициста и газетного корреспондента столичных и провинциальных газет. В 1905 г. писатель начал работу над «Историей моего современника». В 1910 г. Короленко напряженно работал над циклом статей «Бытовое явление», направленных против военно-полевых судов и массовых смертных приговоров.

С 1905 г. почти каждое лето отдыхал на х. Домики. В 1912 г. побывал в Финляндии, в 1914 г. лечился за рубежом, во Франции. Вернулся домой в 1915 г.

Короленко принадлежит большая роль в защите евреев Полтавы от погромов в период 1905-1907 гг Он принимал активное участие в защите Бейлиса. В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, вступался как за евреев, так и людей других национальностей, репрессированных советскими властями.

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского - это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ.

Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.