Крым тепе кермен. Тепе-Кермен – пещерный город Крыма. Полезная для посещения информация

Пещерная крепость в окрестностях Бахчисарая, является памятником средневекового зодчества и градостроения.

Географические координаты Тепе-Кермен на карте Крыма GPS N 44.715895 E 33.931037

Сегодня Тепе-Кермен работает , как музей под открытым небом. Посещение.в летний период, платное. Цена билета для взрослых-100 руб.,для детей- 50 руб. Телефон для справок в Тепе-Кермен отсутствует.Консультацию можно получить только на входе у лесничего. Во время межсезонья вход бесплатный.


Как добраться до пещерного города Тепе-Кермен

Добраться до Тепе-Кермен можно от с Бахчисарая: выезжаете на ул. Строительную, по ней двигаетесь в сторону выезда из Бахчисарая, к поселку Предущельное, далее Баштановка, Машино и конечный пункт- Кудрино. В поселке Кудрино ищете туристическую стоянку. По трассе ее найти не составит труда. Расстояние от Бахчисарая до Тепе-Кермен 10,7 км. Если Вы хотите добираться не на своем транспорте,то с центра города до Кудрино ходит маршрутка и так же можно добраться на такси.


От туристической стоянки и начинается подъем по тропе к Тепе-Кермен. Время подъема в среднем 30-40 минут. Тропа промаркирована и сбится с нее, практически, не возможно. Также, с туристической стоянки Вам предложат подняться к Тепе-Кермен на внедорожнике. Цена от 500 до 1000 руб. в зависимости от времени года и загрузки автомобиля.
Второй вариант добраться до Тепе-Кермен- с Бахчисарая пешком. От Бахчисарая направляетесь в сторону Успенского монастыря, далее идете на подъем к крепости Чуфут-Кале, пересекаете Чуфут-Кале насквозь, выходите через Восточные ворота,идете по тропе около 4,5 км. и Вы также попадаете на туристическую стоянку и пункт пропуска (будка лесничего,который собирает деньги за вход).


История Тепе-Кермен

История Тепе-Кермен берет свое начало с раскола Римской империи, с появления Византии. Северная граница Византии проходила по части Крымского полуострова, от Юга Крыма до территории будущего Бахчисарая. В 4-5 веках, именно на этих границах и начинают появлятся первые сторожевые посты, которые в 5-6 веках станут городами- крепостями: Чуфут-Кале, Тепе-Кермен и Эски-Кермен.
Поскольку крепость Тепе-Кермен, выполняла роль сторожевого поста на границе Византии, то город формировался как крепость по всем правилам того времени. Город находился в труднодоступном месте, в нашем случаи на одноименной горе Тепе-Кермен.Высота 246 м или 540 над уровнем моря. Также немаловажную роль играла не только высота горы но и ее неприступность.


С трех сторон имеет довольно крутой склон, забраться по которому не просто.Выполнить военные маневры или осаду- довольно затруднительно. Именно по этим причинам, небольшой форпост, становится крепостью уже к 6 веку, а позже начиная с 11 по 13 века превращается в большой город, по меркам того времени.


Пещерный город Тепе-Кермен расположен на плато одноименной горы. Площадь плато составляет 1,1 Га. Город выстроен в несколько ярусов.У самого подножья горы начинаются небольшие пещеры, которые раньше деревянными конструкциями соединялись со срединой горы. В средней части горы все пещеры были приспособлены для обороны города. В них располагались лучники и другие защитники города. Нижняя часть- служила, в основном. для подсобного хозяйства-помещения для скота и для запасов корма. А вот верхнее плато предназначалось для жилых помещения, небольших келий для монахов и непосредственно для храмов. Так,к примеру, на Северо-Востоке плато находится самый большой христианский храм 7-9 века нашей эры. По мнению археологов храм был основан, беглыми проповедниками из Римской империи, во времена иконоборчества в Риме. К сожалению более точной информации о храме не сохранилось, как впрочем, и название этого города.


Название Тепе-Кермен появилось в 16 веке и переводится из тюркского, как Крепость на вершине, а вот как называлось это место во времена Византии, историки пока не знают.
На территории Тепе-Кермен , по данным на сегодняшний день, насчитывается около 246 построек. Но данная цифра очень образная, по причине того, что это местность хоть и известна с древних времен, но до сих пор является мало изучена. Известна приблизительная дата исчезновения города-1299 год, во времена набега Золотой Орды.Но это не подтверждено историческими фактами и не имеет под собой исторического обоснования.
Так.к примеру, немецкий ученый-археолог Иоганн Эрих Тунманн пишет, что на рубеже 16 века жизнь в Тепе-Кермен, практически. затихла. То есть,получается, что 300 лет истории города просто не известно.


Экскурсии на Тепе-Кермен.

Размышляя на тему того- стоит ли посещать Тепе-Кермен с экскурсоводом или самостоятельно, можно ответить так:смотря чего Вы ждете от похода в крепость. Если Вы хотите сделать хорошие снимки и прогуляться, то скорее всего брать экскурсию не стоит. С тропы Вы не собьетесь, все достопримечательности подписаны и имеют краткую историю на щитах возле значимых мест, и немаловажное- ваши затраты будут минимум 100 руб. за вход. Если захотите -1000 руб. за подъем на внедорожнике.Но зато Вы не будете ограничены временем на фото и прогулку.

Но если Вы решите выбрать вариант с экскурсоводом, то получите довольно качественный экскурс в историю, начиная с Византии до царства Феодора и опустошении этих земель, во времена Золотой Орды. Экскурсия в среднем длится от 1-2 часа, а объем информации получатся весьма обширный, и в большинстве случаев наглядный. В общем выбор за Вами.

Тепе-Кермен на карте Крыма

Городище Тепе-Кермен (Крепость на горе) расположено в долине реки Качи, в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Поселение находится на отдельно стоящем останце площадью 1 га, на высоте 544 м над уровнем моря. Над Качинской долиной плато возвышается на 225 м, сбегая в нее мергелевыми осыпями, а высота вертикальных обрывов -- 10-12 м. Подъем на плато только с северо-восточной стороны.

Как добраться

Городище Тепе-Кермен относится к Качинской группе "пещерных городов". Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 5 км от Бахчисарая.

Из Симферополя

Если вы начинаете свое путешествие в Симферополе, то вначале необходимо добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или на электричке Симферополь-Севастополь.

Из Севастополя

Если вы начинаете путешествие в севастополе, то так же необходимо вначале добраться до Бахчисарая на рейсовом автобусе или же на электричке Севастополь-Симферополь.

Далее необходимо доехать на маршрутном автобусе от железнодорожного вокзала до конечной остановки "Староселье". И пешком необходимо добраться до Чуфут-Кале (см. Как добраться до Чуфут-Кале). Далее необходимо выйти на восточные окраины городища Чуфут-Кале, за ворота Биюк-Капу (Восточные ворота). За этими воротами вы сразу увидите грунтовую дорогу в восточном направлении. По ней и необходимо идти. Пройдя путь менее 1.5 км от грунтовой дороги будет ответвляться тропа влево (перед этой тропой вы должны увидеть указатель в виде камней, выложенных в форме стрелки и слова ТЕПЕ-КЕРМЕН). По этой тропе и следует продлжать свой путь. Она спускается с плато Чуфут-Кале в балку. Пройдя около 1 км по лесной балке вдоль плато Чуфут-Кале, вы окажетесь в сосняке. Чуть левее оборудованная туристическая стоянка "Сарабей". Здесть, при желании, можно переночевать.

Сразу за стоянкой высится плато Тепе-Кермен в виде усеченного конуса. Вы стоите с северо-восточной стороны палто.

Выйдя из соснового леса, вы увидите тропу на плато. Она довольно крута и, преодолев, последние экстремальные участки оказываетесь перед восточными пещерами. Далее нужно двигаться вправо и вверх. Тропинка выведет к остаткам вырубленной в скале лестницы с сильно разрешенными стпупенями. По ним необходимо подняться на плато.

Так же есть и другой вариант:

Необходимо от автовокзала в Бахчисарае сесть на рейсовый автобус Бахчисарай-Синапное. Дорога предстоит по живописной Качинской долине. Вначале, за селом Предущельное, вы минуете стоянку древнего человека - Качинский навес, затем знвменитый своими наскальными рисунками навес Таш-Аир. Далее последует Качи-Кальонский известняковый массив в виде носа гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. В его борту, подобно иллюминаторам, зияют ряды пещер, вырубленных человеческой рукой. На носу "корабля" хорошо виден огромный крест, образовавшийся в результате природных явлений. Минуя монастырь Качи-Кальон, перед взором предстает горный массив, словно огромная неприступная стена. Это гора Кыз-Кермен (Девичья крепость). На плато Кыз-кермен и находится одноименное городище. Сразу за Кыз-Кермен вы увидите гору-останец в виде усеченного конуса - это и есть цель нашего путешествия - Тепе-Кермен. Выйти необходимо на остановке Кудрино. Пройдя поле, вы окажетесь в сосновом лесу, где расположена т/с "Сарабей". Далее за небольшой поляной есть тропа на плато. По ней и необходимо подниматься.

План городища. Достопримечательности

Тепе-Кермен - церкви городища

Особенностью Тепе-кермена является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250.

Подавляющее число внутрискальных сооружений здесь (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из них около 88%, или 170-180 помещений, являлись хлевами для животных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилья и захоронения.

Среди пещер Тепе-кермена особый интерес вызывают две церкви. Одна - "церковь с ризницей" (данные названия пещерных церквей в научный оборот введены Н. Боровко (1913) находится в северо-западном обрыве городища. Попасть в нее можно не поднимаясь на плато. Вторая, "церковь с баптистерием", расположена на самом плато, на его северо-восточном краю.

Непосредственная близость Тепе-кермена от Бахчисарая и обилие искусственных пещер уже с начала XIX в. сделали его одним из наиболее популярных объектов посещения. Отметим самые интересные сообщения о церквах городища, встречающиеся в литературе.

П. Сумароков в начале XIX в. составил первое небольшое описание "церкви с баптистерием" и опубликовал ее глазомерный план.

Краткие сведения о церкви встречаются в "Крымском сборнике" П. Кеппена. Интересно замечание ученого: "Каких трудов стоило изсечь этот дом божий? Каким терпением должны были обладать те, которые оставив по себе этот памятник сами погружены в мрак забвения".

Оставил нам описание и рисунки церкви Дюбуа де Монпере. Упоминает о ней В.Кондараки.

Подробные сведения и рисунки церкви опубликовал Г. Караулов. Автор датировал ее первыми веками христианства. В обзоре Караулова обращают на себя следующие моменты: а) он видел обломки обрушившихся колонн от алтаря; б) не находил следов стенной живописи. Описание и планы церкви можно найти и в работах Д. Струкова, А.Попова, Е.Маркова.

В 1890г. житель Бахчисарая И. Пузатов расчистил храм от мусора, проделал в нем окна и двери, пригласил священника и отслужил молебен. Он же заметил замазанную известью надпись на стене напротив входа, скопировал ее и передал в Одесское общество истории древностей. В. Латышев опубликовал следующий перевод: "Выкопана могила сия по собственному моему желанию Полит...ом. Расширение (сделано) от раба Божия, благочестивейшего Мануила...". Полностью текст восстановить не удалось, не было сделано и точной копии, поэтому ученый не счел возможным ее датировать.

В.Юргевич и А.Попандопуло-Керамевс на основании этой же копии, по палеографическим данным, все же попытались установить хронологию надписи, но их мнения разошлись: первый считал ее позднейшей, а второй счел возможным отнести к IX- Х вв.

Первое подробное и полное описание всех пещерных церквей городища выполнил Н. Боровко в статье "Тепе-кермен" (1913). Он собрал все известные ему сведения, выполнил точные замеры, скопировал греческую надпись в апсиде "церкви с ризницей".

В 1927 г. краткий обзор пещерных церквей Тепе-кермена был составлен И. Никольским. Касаясь "церкви с баптистерием", он сообщал: "Справа от жертвенника, под известкой можно различить контуры Христа, изсеченного прямо на стене". Это кажется странным, так как ни в более ранних работах, ни в более поздних об этом не упоминается. Скорее всего, "изображение Христа" является не более чем плодом фантазии Н. Никольского. Подробные сведения о рассматриваемых памятниках можно найти в неопубликованной "Археологической карте..." Н. Репникова.

Касаясь упомянутой датировки надписи, предложенной Попандопуло-Керамевсом, он замечал: "Столь ранняя датировка по общему характеру пещерного храма, нам представляется невероятной".

В 1940г. церкви Тепе-кермена были обследованы П. Бабенчиковым. Интересным представляется следующий вывод: "... В старину вся восточная часть пещеры (церковь с баптистерием. - Ю. М.) до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение случайно хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной. В пользу моего предположения говорит и существование крупной и правильно четырехугольной формы вырубки в восточной стене, которую считают "сидением", но которую следует считать переделанным впоследствии престолом".

Интересно наблюдение П. Бабенчикова, касающееся аналогии с "храмом с крещальней" в Инкермане: при всех архитектурных различиях данных церквей исследователь обратил внимание на важное сходство - расположение в храмах баптистериев, которые в древности отделялись от церквей перегородкой, и крещален со ступенькой.

Относительно много места "церкви с баптистерием" уделил в своих работах А. Якобсон, датировавший ее VIII-IX вв., практически не приводя никаких аргументов, за исключением поперечного расположения нефа. Кроме указанных работ, пещерные церкви Тепе-кермена еще неоднократно упоминались в литературе, однако в основном в пей повторялись уже известные выводы Н. Боровко и А. Якобсона.

Подводя итог, можно отметить, что подземные храмы Тепе-кермена, несмотря на известность и популярность, изучены слабо. За исключением описаний, не был сделан архитектурный анализ, не приведены серьезные аргументы в пользу той или иной датировки.

Вероятно, первоначально в XI-XII вв. была вырублена "церковь с баптистерием", расположенная на плато, внутри крепостных стен, а остальные появились позднее, по мере роста поселения.

Очевидно, после прекращения жизни на Тепе-кермене в конце XIII-XIV вв. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками. В пользу этого говорит надгробная надпись монаха Николая, найденная здесь и датированная В. Латышевым XVI в.. Однако говорить о полнокровной жизни этих церквей в данное время не представляется возможным.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с ризницей"

"Церковь с ризницей" имеет размеры 4,9 х 2,2 х 2,1 м. В плане это простой одноапсидный храм. Апсида подковообразная 1,85 х 1 х 2 м, в верхней части отделяется от наоса подпружной аркой. Внизу видны подрубки под установку алтарной преграды и, вероятно, более позднего иконостаса. В полу имеется квадратная вырубка для основания престола. В северной и южной стенах апсиды вырублены ниши - возможно жертвенник и диаконник. В конхе апсиды высечена четырехстрочная греческая надпись.

Наос прямоугольный, вдоль западной и южной стен, на высоте 0,43 м, устроена скамья. В южной стене (западная половина) вырублена могила 2,75 х 0,8 х 0,72 м. Над ней, на высоте 1,5м,- арочная ниша размерами 0,37 х 0,35 х 0,2 м. В восточной части южной стены вырублен проход в ризницу, скругленную в плане, размерами 2,1 х 2,3 х 1,7 м.

В северной стене к западу от входа, на высоте 0,85м - арочная ниша (0,17 х 0,3 х 0,2 м). К востоку от входа - еще одна, размерами 0,24 х 0,53 х 0,5м, сооруженная на высоте 0,9 м. Рядом с ней вырезаны два концентрических круга, внутри которых изображены крестообразно четыре спицы. В нижней половине круга видны (сохранились) четыре буквы древнееврейского алфавита, которые А. Гидалевич интерпретировал как фамилию "Бакши".

В полу церкви вырублены две могилы с заплечиками, размерами 2 х 0,57 х 0,5 м северная и 2,1 х 0,8 х 0,5 м - южная.

Обработка помещения - сглаженная Т.2. Вход в церковь - прямоугольный (1,36 х 1,58м). По его бокам видны подрубки для крепления дверей.

В архитектурном плане "церкви с ризницей" среди пещерных храмов трудно найти прямые аналогии. Наличие в западной части апсиды углублений (северная и южная стены) сближает ее с храмом Южного монастыря Мангупа и главной церковью Шулдана, ризницы - с малым храмом в районе подъемной дороги Эски-кермена. По внутренней обработке "церковь с ризницей" выглядит более новой по сравнению с "церковью с баптистерием".

Вполне возможно, что она появилась на последнем этапе жизни Тепе-кермена как придорожная церковь, расположенная у входа на городище. Отметим, что именно под ней проходила дорога, ведущая на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - "Церковь с баптистерием"

"Церковь с баптистерием" (N 1). В плане помещение трапециевидной формы, размерами 10,5 х 4,5 х 2,6 м, потолок слегка покатый к западной стене. Функционально помещение делится на две части - собственно церковь и крещальню.

Храм, размерами 6,4 х 4,5 м, расположен в западной части. Его алтарь, вынесенный внутрь помещения, занимает северо-восточный угол и представляет собой отгороженное, высеченной в скале алтарной преградой квадратное помещение 2,7 х 2,7 м. Он поднят над наосом на 0,3 м. В него ведут два входа - царские врата (южный) шириной 0,5 м и боковой (западный) - 0,7 м.

Плиты алтарной преграды со стороны царских врат, толщиной 0,25 м, высотой царские врата.

Наос прямоугольной формы. Вдоль западной, южной и частично северной стен вырублена скамья шириной 0,25 м, высотой 0,35 м. В западной стене устроена гробница 2 х 0,65 м, а еще две, 1,75 х 0,65 м (восточная) и 1,9 х 0,75 (западная), вырублены в скамье южной стены. Над западной могилой южной стены процарапана упоминавшаяся восьмистрочная надпись. Еще одна могила вырублена в полу к югу от алтаря. Вход в церковь, шириной 0,8 м, вел с севера и находился в северозападном углу.

Крещальня, размерами 4 х 4,2 м, прямоугольной формы, расположена в восточной части помещения и возвышается над наосом на 0,15 м. Купель крестообразной формы (1,25 х 0,9 х 0,8 м) вырублена в юго-восточной половине. Над полом она возвышается на 0,35 м. В купель имеется спуск из двух ступеней, первая глубиной 0,3 м, вторая - 0,2 м. К западу от купели в полу вырублена могила, а еще одна - в северо-западном углу, рядом со стеной алтаря. Вдоль южной стены проходит скамья, над которой в стене находится ниша-гробница. Рядом с баптистерием в стене выемка четырехугольной формы 1,2 х 1 х 0,55 м. По бокам баптистерия - две ниши 0.25 х 0,3 м, над одной вырезана монограмма. С севера в помещение вел частично разрушенный вход шириной 1 м. К югу от него в западной стене устроена еще одна ниша 1,4 х 0,9 м.

К северу от церкви на краю плато в скале вырублено 9 гробниц и 5 усыпальниц. Могил, вероятно, было больше, однако территория перед входом в церковь частично засыпана землей.

"Церковь с баптистерием" является уникальным памятником. Во-первых, она имеет поперечное расположение нефа, во-вторых, вынесенный внутрь алтарь, в-третьих, баптистерий, и, наконец, в-четвертых, храмы с таким архитектурным решением среди скальных культовых сооружений Крыма больше не известны.

Наиболее близкая аналогия данному памятнику - комплекс "Судилище" (до расширения). Сходные черты проявляются: вынесенный внутрь алтарь, наличие горнего места, расположение алтаря в правом дальнем от входа углу. крещальня, отделенная от остального помещения стеной алтарной преграды. Последнее объясняет архитектурное решение алтаря.

Тепе-керменская церковь имеет общее и с "храмом с крещальней" в Инкермане, а именно: наличие баптистериев со ступенькой.

Датировка. Прямых хронологических признаков, позволяющих однозначно датировать церковь, нет. Надпись над могилой на южной стене также не содержит даты.

Датировка А.Якобсона VIII-IX вв. на основании поперечного расположения нефа не выдерживает критики. Как отмечалось, на Эски-кермене храмы с таким архитектурным решением датируются не ранее конца X в., подобные сооружения среди пещерных церквей Каппадокии существовали в X-XI вв. Казалось бы, датирующим элементом могут быть формы крестов на алтарной преграде, которые выглядят архаично, аналогии им есть на раннесредневековых алтарных преградах Херсона. Однако такие же кресты имеются на саркофаге XI в., на кивории, изображенном в миниатюрах кодекса бесед монаха Иакова XI в. и других поздних памятниках.

Декор, близкий орнаменту на капителях "церкви с баптистерием" имеется на капителях церкви Халас монастыря в Каппадокии, который датируется XI в.

Поэтому весь комплекс архитектурных особенностей церкви позволяет отнести ее ко времени не ранее XI в.

Важным в датировке данного памятника может стать анализ археологической ситуации на Тепе-кермене. Это один из наиболее слабо изученных "пещерных городов". Археологические исследования здесь проводил только Д. Талис в 1969-1972гг., который выяснил, что городище существовало с VI до конца XIII-XIV вв. Однако "весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически различных напластования, относящиеся ко времени после Х в.", а плотная застройка появляется только в XII-XIII вв.

Такая археологическая ситуация является отражением исторических процессов, протекавших в средневековой горной Таврике.

Тепе-кермен возникает, очевидно, в конце VI-VII вв. как крепость, построенная на границе византийских владений в Таврике. Вероятно, сооружение оборонительных стен имело место на одном хронологическом этапе со строительством обороны на Эски-кермене, Мангупе и Чуфут-кале. Очевидно, в раннем средневековье люди жили на Тепе-кермене в основном во время проникновения неприятеля в горный Юго-Западный Крым. Период VIII-IX вв. не нашел отражения в археологическом материале городища. Известно, что в это время жизнь сосредоточивалась в сельских поселениях, расположенных в долинах. В Х в. эти поселения погибают.

С XI в. ситуация меняется. Ослабление и гибель Хазарского каганата, вхождение Таврики вновь в сферу влияния Византии, развитие процессов феодализации приводит к складыванию городских центров. Вероятно, одним из них и был Тепе-кермен.

Надо думать, что именно с XI в. на поселении начинают сооружаться пещерные церкви. Кроме них, здесь известен один наземный храм - однонефная часовня с полукруглой апсидой, размерами 5,5 х 2,2 м, датированная Д. Талисом XI-XIII вв. Исходя из массивности стен, ученый считал ее частью какого-то большого комплекса, может быть крупной усадьбы.

Несомненно, что сооружение "церкви с баптистерием", на данный момент самого крупного из известных здесь культовых сооружений, было связано с началом застройки городища, так как только этим можно объяснить наличие баптистерия и обилие погребальных сооружений в церкви и ее округе. Последнее указывает и на относительно долгое функционирование храма.

Возможно, именно "церковь с баптистерием" была главным культовым сооружением Тепе-кермена.

Таким образом, все аргументы - архитектурные особенности, анализ археологической ситуации - позволяют отнести появление церкви к XI-XII вв.

Ю.М.Могаричев

Тепе-Кермен - другие церкви

"Церковь с ризницей", "церковь с баптистерием" - наиболее известные скальные культовые сооружения поселения. Однако, по нашему мнению, на городище могли быть и другие внутрискальные храмы. В историографии предпринимались попытки их выделить.

Одну церковь на юго-западном обрыве находил Н. Боровко, однако, в ходе размышлений, отказался от этой идеи. О каких-то пещерных церквах упоминается в путеводителе по Крыму М. Сосногоровой.

На наш взгляд, культовым является комплекс, расположенный к востоку от "церкви с ризницей". В настоящее время указанные помещения почти или полностью разрушены, в частности, сохранились только южная и западная стены. В южной стене видны две прямоугольные ниши, в одной из которых видны следы плохо сохранившейся греческой надписи. В полу вырублены четыре могилы. В южной стене вход в небольшое помещение, возможно ризницу, с обработкой Т.2.

Вполне возможно, что данная церковь являлась предшественницей "церкви с ризницей", а некоторое время могла составлять с ней культово-погребальный комплекс у входа на плато Тепе-кермена.

Ю.М.Могаричев

Окрестности

В селе Кудрине находится памятник архитектуры - остатки Архангельской церкви, 1328 г.

Тепе-Кермен располагается на высоте в 540 м над уровнем моря и возвышается на 250 м над окрестными долинами. С городища можно полюбоваться живописными пейзажами долины реки Кача и виднеющимися вдалеке куполами Крымской обсерватории, а от расположенного на соседней скале Кыз-Кермена этот пещерный город отделяет лишь глубокая балка. У местных жителей существует любопытная легенда о разрушенной взаимосвязи этих двух скальных замков. Когда-то их владельцы решили породниться, но то ли невеста, то ли жених оказались настолько упрямы, что не решались сделать первый шаг и прийти в соседнюю крепость. Специально для встречи придумали соорудить мост между замками, который повис над оврагом. Но девушка, вспомнив о былых обидах, убила жениха, бросившись затем в пропасть, а мост был разорван. Так, согласно крымским легендам, была разрушена взаимосвязь этих двух пещерных городов .

Виды, открывающиеся с высоты Тепе-Кермен

Западный и северо-западный склоны Тепе-Кермен заросли лесами. На юго-западе гора совершенно недоступна из-за обрывов, высота которых местами достигает 12 м. Лишь в северо-восточной части существует единственная тропа для восхождения к этому пещерному городу, название которого переводится как «гора-крепость», что вполне оправдывает себя уже при первом взгляде на эту неприступную скалу.

Тепе-Кермен - самый настоящий «мёртвый» город, о существовании которого нет исторических упоминаний и чьё прежнее название стёрлось в веках. История не сохранила иных наименований этого пещерного поселения, а ведь как и другие крымские пещерные города-крепости, Тепе-Кермен возник примерно в 6 веке как укрепление на границе с византийскими землями. В 10-11 веках город разрастается, становится более заселённым, здесь появляются наземные храмы, от которых время не оставило почти никаких следов. Археологи полагают, что расцвет этого пещерного города пришёлся на 11-14 века, когда он являлся крупным центром культурной и хозяйственной деятельности в долине реки Кача. Из-за постоянного вторжения татар к концу 14 века жизнь в городе постепенно угасает, а Тепе-Кермен превращается в очередного молчаливого свидетеля канувших в Лету времён. Правда, после разрушения города ещё некоторое время (вплоть до 16 века) здесь существовал небольшой пещерный монастырь.

Общая площадь Тепе-Кермен сравнительно невелика и не превышает 1 га. Тем не менее, на таком участке сосредоточено множество искусственных пещер. На Тепе-Кермен их не менее 250-ти, самых разных по размерам, форме и назначению. Одни пещеры использовались под хозяйственные нужды, в некоторых располагались культовые сооружения, включая погребальные комплексы. Многие из пещер на Тепе-Кермен многоярусные (достигают до 6 ярусов), а местами образуют целые комплексы из 2-3-4-х подземных помещений. В верхние ярусы пещер можно попасть исключительно с плато. Нижние ярусы пещер чаще всего становились загонами для содержания скота. Их здесь около 200, что склоняет исследователей к мысли, что это был город скотоводов.

В пещерах западной части города располагались преимущественно казематы и бойницы для отражения вражеских атак.

На Тепе-Кермен встречаются также и небольшие пещерные монастырские комплексы.

Многие пещеры удивляют потрясающей акустикой и экзотическими архитектурными декорациями. Немало из них, подобно обычным помещениям, закрывались деревянными дверьми и сохранили следы перегородок, которые разделяли одно подземное помещение на несколько внутренних комнат. Большая часть таких искусственных сооружений высечена на отвесных сторонах скалы. Многие из них соединены вырубленными в тех же скалах лестницами, которые можно заметить, даже находясь у подножия Тепе-Кермен. Из этих пещер открывается живописный вид на долину.

На самом же плато пещеры больше похожи на подвалы, которые скрывались входными люками. Некоторые из них служили своеобразными цистернами для сбора дождевой воды, которая, скорее всего, была единственным источником живительной влаги в этом городе.

Известно, что жилые постройки здесь, как и в подобных городах-крепостях, были двухэтажными, а их крыши укрывала красная черепица.

Среди наиболее известных сакральных сооружений Тепе-Кермен - расположенная в пещере на северо-восточной окраине плато церковь с сохранившимся необычным алтарём, датируемым примерно 8-9 веками. Храм небольшой и вытянут не вдоль оси, в направлении алтаря, а по направлению «север-юг». Так принято не у христиан, а у караимов, что является очередной загадкой Тепе-Кермен, ведь следов обитания этого народа здесь не найдено. Алтарь окружали 6 (уцелели лишь три) расположенных полукругом колонн. В стенах высечены кресты, а в юго-восточной части можно заметить следы вырубленных в полу гробниц, над которыми заметны остатки настенных надписей на греческом языке. Есть у этого пещерного храма и свой особый секрет, о котором непременно поведают экскурсоводы. В пещере есть своеобразное окно, секрет которого заключается в том, что в пасхальные дни солнечные лучи, попадающие через него внутрь храма, проявляют на противоположной стене очертания креста.

Помимо этого, на Тепе-Кермен встречается ещё несколько пещерных храмов. Среди пещер нижнего яруса располагается ещё одна известная пещерная церковь. В ней сохранились ризница и надпись, содержащая несколько букв древнееврейского алфавита. Существовали здесь и наземные церкви, среди которых наибольший интерес представляют руины на южной окраине города. Эта небольшая часовенка сложена из массивных каменных блоков. Археологи полагают, что когда-то она относилась к единому масштабному храмовому комплексу.

Из-за небольшой площади городища грандиозных работ по его исследованию не проводилось, и поэтому Тепе-Кермен сохранил ещё немало тайн. Однозначно определить тип этого поселения почти невозможно. Можно утверждать, что одним из основных занятий жителей этого пещерного города было скотоводство, но говорить о том, чем же в действительности был Тепе-Кермен, сложно. Существовал ли здесь настоящий пещерный монастырь (о чём свидетельствует наличие множества храмов), была ли оборонительная крепость (следов оборонительных сооружений так и не было найдено) или же просто величественный феодальный замок - нельзя сказать однозначно. Существует даже предположение, что на Тепе-Кермен располагался большой некрополь, что подтверждает и обилие найденных склепов с останками.

Одна из любопытных достопримечательностей Тепе-Кермен - Солнечный Камень, напоминающий менгир в форме солнечных часов, на самом деле являющийся сводом рухнувшей пещеры. Он располагается прямо над пропастью в юго-западной части плато. Эзотерики считают, что в нём хранится вся энергетическая мощь этого пещерного города Крыма, а легенды гласят, что в нём заключена душа великого колдуна древности.

Располагается этот пещерный город Крыма в 7 км от Бахчисарая. Экскурсии по Крыму , включающие посещение пещерного монастыря Качи-Кальон нередко предлагают и посещение расположенного в Качинской долине Тепе-Кермен.

Можно осуществить не менее увлекательное путешествие к этому пещерному городу и от Чуфут-Кале , пройдя по тропе мимо старинного караимского кладбища и через лес до горы-останца, на которой и располагается Тепе-Кермен.

Можно добраться и на рейсовом автобусе Бахчисарай-Синапное, маршрут которого проходит и мимо Качинского навеса, служившего стоянкой древнего человека , затем мимо величественной скалы с пещерным монастырём Качи-Кальон, и мимо Девичьей крепости - Кыз-Кермен, сразу за которой уже можно заметить и очертания Тепе-Кермен. Выйти нужно на остановке Кудрино. За сосновым лесом располагается туристическая стоянка, а от неё ведёт тропа на плато.

Смотрите фотографии пещерного города Тепе-Кермен в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Приветствую, друзья!

Каждый, кто отправляется в Тепе-Кермен, преследует свой интерес. Кого-то привлекают древности и история, кто-то решает поиграть здесь в прятки в 6-ти ярусных пещерах , рискуя свалиться в пропасть или наткнуться на клад.

Ну а кому-то хочется убедиться в существование крымских чудес и увидеть собственными глазами, действительно ли прицельный солнечный луч на Пасху озаряет убранство церкви «божьим пламенем».

В любом случае, эта прогулка по еще одному пещерному городу Крыма добавит хороших эмоций и классных фотоснимков в вашу коллекцию.

Но сначала немного фактов для общей картины, чтобы вы знали – что это вообще за место, как туда добраться и на что стоит обратить внимание.

Тепе-Кермен – это и название горы-останца, и пещерного города-крепости в Бахчисарайском районе, который в несколько ярусов покрывает вершину массива.

Кстати, в переводе Тепе-Кермен и означает – холм-крепость. А возвышается он почти на 550 м над уровнем моря, при этом занимает территорию площадью в 1 га.

По оценкам ученых, Тепе-Кермен, скорее всего, какой-то период исполнял роль крепостного укрытия, а уже позже превратился в город с множеством пещерных помещений, храмов, наземных построек. И, если за дату его основания принято считать VI в., а завершением существования – XIV в., то лучшие его времена пришлись на XII – XIII вв.

Опустел город в результате разорения и набегов золотоордынцев во главе с ханом Ногайем . Правда есть подтверждения, что после тут основался монастырь. Также исследователи предполагают, что караимы из Чуфут-Кале использовали эти места под пастбище, уже после того, как тут замерла жизнь.

Где находится

Тепе-Кермен находится в 7-ми км от Бахчисарая. Ближайший населенный пункт – Кудрино.

Он соседствует с другим пещерным городом – Кыз-Кермен , а внизу раскинулась зеленая Качинская долина.

Жизнь как в муравейнике

Как и в случае с соседним городищем, Тепе-Кермен не слишком уж исследовался, а в летописях о нем практически ничего не сказано. Однако то что от него осталось, позволяет предположить – жизнь здесь бурлила не на шутку, хоть и без каких-либо горных источников или родников.

Массив с крутыми склонами-обрывами с трех сторон был очень удобен для укрытия от врага. И хотя оборонительных стен в наше время практически не обнаружилось, но возможно, они располагалась с единственной пологой стороны.

А «застройку» плато начали уже ближе к XI-XII в. В это время было создано множество пещерных помещений, большинство из которых использовались для бытовых и хозяйственных потребностей. Судя по их количеству, народ, проживающий здесь, был очень деятельный.

Жилые помещения строились на земле, о чем говорят остатки фундамента в разных местах плато. Это были и усадьбы, и часовни, и даже храмы.

Остается вопрос – как здесь жили люди без воды? Вернее, емкости и желоба под сбор дождевых и талых вод на плато имеются, но вот без источника с чистой проточной водой наверняка было худо.

Что можно посмотреть на плато

Считается, что не все пещерные помещения этого города еще изучены, и раскопки могут дать больше информации и новых открытий. Но пока что вы можете самостоятельно исследовать верхний ярус, где располагаются лабиринты пещер, и нижний, помещения которого использовались для загона скота. Остальные пещеры находятся в обрывах.

Каменные «апартаменты» здесь есть в одну и больше комнат. Связанные между собой, они могут иметь смежное или ярусное строение. Только представьте себе этот адский труд – создавать в камне более-менее удобное помещение с нишами, окнами, ступенями, какими-то резервуарами.

Некоторые из пещер служили казематами. Интересно, кого и за что тут держал в арестантах местный народ, и что за нравы тут присутствовали?

Был тут и свой некрополь. Однако исследователи не успели ничего разузнать, так как гробницы давно уже разграбили. И, если большинство пещер вы посетите наугад, не зная, подо что отведена эта «уютная» комнатушка, то два помещения ни с чем спутать нельзя – тут были храмы!

Из сохранившихся выделяют только две церкви, да и те имеют разрушения. Одна из них находится в нижней части плато, другая на северо-восточном краю верхнего плато.

Церковь с ризницей

Поднимаясь по северо-восточной тропе, вы можете посетить пещерную церковь с ризницей. Это небольшой полуразрушенный храм с алтарем, колоннами, жертвенником и двумя гробницами. Кстати, первые исследователи этой церкви, находили в пещере много человеческих костей. Вероятно, здесь находился и могильник.

В этой церкви присутствуют высеченные надписи* на древнееврейском и греческом языках. А на Пасху, если верить легенде, солнечный луч, пробиваясь сквозь оконный проем, создает образ креста.

*Расшифрованные (прочитанные) учеными надписи: «Об упокоении: Анна. О Симоне. Об упокоении: София», «Обновленный храм», «Бакши» или «Нахаму».

Церковь с баптистерием

Расположен храм на плато в северо-восточной части. Помещение имеет форму трапеции и разделяется на две части. В западной части храма вы увидите алтарь, гробницы, ниши и вырубленные скамьи. Здесь также присутствуют надписи на греческом языке.

В восточной части храма – баптистерий, как и полагается, с крестообразной купелью. Тут тоже есть гробница, вырубленные ниши и скамьи. На одной нише сохранилась монограмма.

Эти церкви относят к XII-XIV вв., но не ранее XI в.

Без мистики не обойтись!

И в этом пещерном городе есть свое место Силы признанное эзотериками. Это так называемый – единственный уцелевший осколок от разрушенной пещеры на самом краю плато.

Солнечный камень стоит одиноко прямо над обрывом. У основания можно увидеть выдолбленные емкости округлой формы совсем небольших размеров.

Легенда Тепе-Кермен гласит о душе колдуна, замурованной в этот камень. А эзотерики считают, что именно тут находится центр энергии этого пещерного города.

Отзывы посетителей

Посещение Тепе-Кермен по шкале впечатлений сравнивают с , который считается вторым по популярности после .

Если хотите мнение тех, кто уже тут побывал, то вот только некоторые из них:

«Это самое незабываемое путешествие из моей поездки в Крым!», «Удивительная прогулка! Виды с плато потрясающие!», «Почему мы раньше сюда не отправились, чуть не прозевали такое замечательное место!».

Это высказывания из многочисленных отзывов отдыхающих.

Правда нашелся один отзыв от барышни, в котором она взывал к властям полуострова, так как дорога туда дальняя и не слишком легкая, не мешало бы поставить лавочки и ларьки с прохладительными напитками. Да и разруха пещерного города не впечатлила путешественницу, – «запыленное какое-то все кругом».

Так что, друзья, рассчитывать на легкую прогулку в босоножках не стоит. Да и рюкзак придется нести с запасом воды. А подъем может занять от получаса до полутора часов, в зависимости от погодных условий и вашей физической подготовки, но об этом чуть ниже.

Как добраться

Если вы отправляетесь своим ходом, то сначала вам надо попасть в Бахчисарай. От автовокзала Бахчисарая идет автобус маршрутом на село Синапное . Ваша остановка – село Кудрино , откуда пешком надо пройти через поле до указателя, а далее по дороге.

На машине ваш путь пройдет от Бахчисарая в сторону Синапного, вдоль Качинской долины. После села Машино сверните налево, и, если повезет с погодой, то вы подберетесь по грунтовой дороге как можно ближе к подножию плато.

Координаты для авто: 44°42′55″N (44.715294), 33°55′53″E (33.931311) .

Как забраться на плато?

Приближаясь к горному массиву по грунтовой дороге, вы поймете, что склоны очень крутые. Поэтому стоит пройти по тропе дальше и обойти плато по правую сторону. Там вы уже увидите более пологий склон с утоптанной тропой, забираться по которой относительно легче, хотя кое-где придется прибегать к помощи рядом стоящих кустарников или хвататься за ветки деревьев.

Если не хотите переть в одиночку и как-то разнообразить ваше путешествие, то вот несколько разноплановых видов активностей:

  1. Пеший поход на 5 дней Пещерные города Крыма . Все включено: трансфер из Симферополя, жизнь в палатке, 3-х разовое питание и нагрузка на ваши крепкие ноги.
  2. Однодневный обход

    Режим работы и стоимость экскурсии

    На сайте Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника handvorec.ru , куда относятся все пещерные города этого района, есть информация о режиме и стоимости посещения, а также экскурсионном обслуживании.

    По идее, чтобы попасть в Тепе-Кермен, надо в кассе приобрести билет или заказать экскурсию с гидом.

    Согласно режиму работы Тепе-Кермен открыт для посещения с 9.00 до 16.00.

    Стоимость посещения в 2018 году:

    • взрослый билет – 100 рублей;
    • детский билет/учащиеся до 18 лет – 50 рублей;
    • пенсионеры – 50 рублей;
    • экскурсионное обслуживание – со всех 100 рублей.

    Где-то мы уже читали, что эти поборы вроде и незаконны, потому как должных услуг на экскурсионном объекте не имеется. Но с другой стороны, это все же заповедник. Хотя, Арина Новосельцева – глава министерства РК уверяет, что не согласовывала такой документ и обещала разобраться.

    Полезно знать

    После непогоды или в межсезонную слякоть проезд по дороге к самому плато практически невозможен . То же самое можно сказать о пешем подъеме на гору. Если уж нет другого дня, то постарайтесь взять с собой треккинговые палки .

    Извозюкаетесь вы все равно, но хотя бы будете более устойчивы.

    Не забудьте воду, панаму, удобную обувь, карту,

Пещерный город Тепе-Кермен в Крыму – пожалуй, весьма значимый и примечательный объект подобного рода на территории полуострова в целом и в окрестностях древней ханской столицы в частности. Среди других таких комплексом, расположенных в Бахчисарайском районе, он может быть и не наиболее посещаемый, но занимает почетное место благодаря живописному виду скалы, где высечены его помещения, потрясающе красивой местности Качинской долины.

Археологи, проводившие изыскания в границах древнего городища, склонны считать его главным пунктом этих мест, сравнивая со своеобразной столицей проживавших здесь аланов и других народов, подчинявшихся и признававших власть местных правителей. К сожалению, история достопримечательности известна недостаточно хорошо, но раскопки на ее территории и расчистка многочисленных сооружений продолжается. Можно говорить о том, что в ближайшее время будут открыты все загадки этого удивительного места!

Где находится городище в Крыму?

Находится пещерный город Тепе-Кермен в южной части полуострова, на территории Бахчисарайского района. Расположен он в пределах чарующе прекрасной долины, рядом с селом Кудрино, в 7 км юго-восточнее . По пути до памятки туристы проезжают удивительный и монастырь Качи-Кальон.

Тепе-Кермен на карте Крыма

История возникновения города в пещерах

Появление Тепе-Кермен историки и археологи относят примерно к тому же времени, что и возникновение другого известного пещерного города – , то есть к концу VI — началу VII вв. Сооружение его связанно было со стремительным продвижением византийцев в Северную Тавриду. В первые столетия существования он был преимущественно крепостью, где располагался многочисленный, сильный гарнизон из гото-аланов.

Несколько позже здесь было высечено большое число жилых помещений и религиозных сооружений, а само городище в одинокой горе, возвышающейся над Качинской долиной, жители обнесли крепостной стеной. Но произошло это не ранее Х века после того, как большинство земледельческих поселений в округе пали под ударами предположительно хазар, включивших Тепе-Кермен в состав каганата.

Как и другие археологические , Тепе-Кермен достиг наивысшего развития и могущества во времена Хазарского каганата, хотя большинство его населения составляли христиане. В XI столетии, после падения государства хазар в Крыму и установления византийского владычества, возвышение пещерного центра продолжилось, а к концу века он стал одним из самых густонаселенных на полуострове.

Но благополучие города было недолгим. Уже в XIII веке он, как и большинство пещерных и наземных населенных пунктов, был захвачен и разрушен войсками ордынского хана Ногая. После этого комплекс пришел в полный упадок, в течение последующих десятилетий был постепенно оставлен большинством жителей, к концу XIV столетия оказался заброшенным и никогда больше не возрождался.

Некоторое время в обезлюдевшем Тепе-Кермен продолжали функционировать христианские церкви, использовавшиеся жителями окрестных деревень. Когда в 1475 г. Крымский полуостров оказался под властью Османской империи, турки окончательно разрушили святыни христиан, после чего начался период полного забвения, продолжавшийся почти 500 лет. В 1969 г. городище было заново открыто Д. Талисом, начавшим проводить археологические раскопки.

Чем интересен Тепе-Кермен?

Сейчас пещерный город Тепе-Кермен в Крыму, как и другие интересные места на территории полуострова, является достопримечательностью и туристическим объектом, привлекающим массу посетителей. Нынешний древний полис – это около 250 гротов и пещер, высеченных в 3 яруса, занимающих общую площадь немногим более 1,2 га. Он второй по величине среди себе подобных в регионе – после , количество пещер которого достигает почти 300 единиц.

До сегодня сохранились две дороги, ведущие к городищу, использовавшиеся жителями с глубокой древности. Северная, бывшая некогда главной и довольно оживленной, сохранила даже следы от колес повозок, глубоко в нее врезавшиеся, остатки ворот и крепостных сооружений. Руины эти вызывают смешанные чувства – с одной стороны, это едва ли не единственные наземные строения Тепе-Кермен, что плохо вписываются в общий пейзаж, с другой – они поражают монументальностью даже в столь плачевном состоянии.

Большинство сооружений имеет жилое, хозяйственное и религиозное назначение, стены их часто испещрены трудно различимыми надписями на греческом языке и иврите, но отдельные фрагменты все же можно прочесть.
Интересно, что на его территории пока не найдено ни одного колодца, но зато здесь встречаются десятки желобов и бассейнов, высеченных на ровной плоскости, предназначенных, по всей видимости, для сбора дождевой воды. На склонах горы, немного ниже основных сооружений, неплохо сохранился некрополь с многочисленными склепами и надгробными плитами, оказавшийся, к большому сожалению, совершенно разграбленным.

Самые интересные объекты Тепе-Кермен представлены остатками трех церквей, сейчас от них остались лишь фундаменты и небольшие участки стен, а интересны они как единственные наземные здания городища. Они имеют небольшую площадь и условные названия, относящиеся к началу ХХ века, но это самые яркие памятки пещерного комплекса. Две из них – «церковь с баптистерием» и «церковь с ризницей» — сохранились несколько лучше, третья, разрушенная до основания, не имеет даже условного наименования.

Как добраться до пещерного города?