Кто был в средние века. Кто такой средневековый человек

Джотто. Фрагмент росписи капеллы Скровеньи. 1303-1305 годы Wikimedia Commons

Средневековый человек — это в первую очередь верующий христианин. В широком смысле им может быть и житель Древней Руси, и византиец, и грек, и копт, и сириец. В узком смысле это житель Западной Европы, для которого вера говорит на латыни.

Когда он жил

По учебникам Средневековье начинается с падения Римской империи. Но это не значит, что первый средневековый человек родился в 476 году. Процесс перестройки мышления и образного мира растянулся на столетия — начиная, думаю, с Христа. В какой-то степени средневековый человек — это условность: есть персонажи, в которых уже внутри средневековой цивилизации проявляется новый европейский тип сознания. Например, Петр Абеляр , живший в XII веке, в чем-то ближе к нам, чем к своим современникам, а в Пико делла Мирандола Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) — итальянский философ-гуманист, автор «Речи о достоинстве человека», трактата «О сущем и едином», «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения» и проч. , который считается идеальным ренессансным философом, очень много средневекового. Картины мира и эпохи, сменяя друг друга, одновременно переплетаются. Так же и в сознании средневекового человека переплетаются представления, объединяющие его и с нами, и с предшественниками, и в то же время эти представления во многом специфичны.

Поиск Бога

Прежде всего, в сознании средневекового человека важнейшее место занимает Священное Писание. Для всего Средневековья Библия была книгой, в которой можно было найти ответы на все вопросы, но эти ответы никогда не были окончательными. Часто приходится слышать, что люди Средневековья жили по заранее заданным истинам. Это лишь отчасти верно: истина действительно заранее задана, но она недоступна и непонятна. В отличие от Ветхого Завета, где есть законодательные книги, Новый Завет не дает четких ответов ни на один вопрос, и весь смысл жизни человека заключается в том, чтобы искать эти ответы самому.

Конечно, мы говорим в первую очередь о мыслящем человеке, о том, например, кто пишет стихи, трактаты, фрески. Потому что именно по этим артефактам мы восстанавливаем их картину мира. И мы знаем, что они ищут Царство, и Царство это не от мира сего, оно — там. Но какое оно, никто не знает. Христос не говорит: делай так и так. Он рассказывает притчу, а дальше думай сам. В этом залог определенной свободы средневекового сознания, постоянного творческого поиска.


Святой Дени и Святой Пьят. Миниатюра из кодекса «Le livre d"images de madame Marie». Франция, около 1280-1290 годов

Жизнь человека

Люди Средневековья почти не умели заботиться о себе. Беременная жена Филиппа III Филипп III Смелый (1245-1285) — сын Людовика IX Святого, был провозглашен королем в Тунисе во время Восьмого крестового похода, после того как его отец умер от чумы. , короля Франции, умерла, упав с лошади. Кто догадался посадить ее беременную на лошадь?! А сын короля Англии Генриха I Генрих I (1068-1135) — младший сын Вильгельма Завоевателя, герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Этелинг, единственный наследник, с пьяной командой вышел ночью 25 ноября 1120 года на лучшем корабле королевского флота в Ла Манш и утонул, разбившись о скалы. Страна на тридцать лет погрузилась в смуты, а отец в утешение получил написанное в стоических тонах красивое письмо Хильдеберта Лаварденского Хильдеберт Лаварденский (1056-1133) — поэт, богослов и проповедник. : мол не переживай, владея страной, умей совладать и со своей скорбью. Сомнительное утешение для политика.

Земная жизнь в те времена не ценилась, потому что ценилась другая жизнь. У абсолютного большинства средневековых людей неизвестна дата рождения: зачем записывать, если завтра умрет?

В Средневековье был только один идеал человека — святой, а святым может стать только человек, уже ушедший из жизни. Это очень важное понятие, объединяющее вечность и бегущее время. Еще недавно святой был среди нас, мы могли его видеть, а теперь он у трона Царя. Ты же, здесь и сейчас, можешь приложиться к мощам, смотреть на них, молиться им днем и ночью. Вечность оказывается буквально под боком, зрима и ощутима. Поэтому за мощами святых охотились, их крали и распиливали — в прямом смысле слова. Один из приближенных Людовика IX Людовик IX Святой (1214-1270) — король Франции, руководитель Седьмого и Восьмого крестовых походов. Жан Жуанвиль Жан Жуанвиль (1223-1317) — французский историк, биограф Людовика Святого. , когда король умер и его канонизировали, добился того, чтобы для него лично у царственных останков отрезали палец.

Епископ Гуго Линкольнский Гуго Линкольнский (около 1135-1200) — французский монах-картезианец, епископ Линкольнской епархии, крупнейшей в Англии. ездил по разным монастырям, и монахи ему показывали свои главные святыни. Когда в одном монастыре ему принесли руку Марии Магдалины, епископ взял и откусил от кости два кусочка. Аббат и монахи сначала оторопели, потом закричали, но святой муж, судя по всему, не смутился: он-де «изъявил сугубое почтение святой, ведь и Тело Господне он принимает внутрь зубами и губами». Потом он сделал себе браслет, в котором хранил частицы мощей двенадцати разных святых. С этим браслетом его рука была уже не просто рукой, а мощным оружием. Позже он сам был причислен к лику святых.

Лицо и имя

С IV по XII век у человека словно нет лица. Конечно, люди различали друг друга по чертам лица, но всякий знал, что суд Божий нелицеприятен, на Страшном суде судится не облик, а поступки, душа человека. Поэтому индивидуального портрета в Средние века не было. Где-то с XII века глаза открылись: людям стала интересна каждая травинка, а вслед за травинкой изменилась и вся картина мира. Это возрождение, конечно, отразилось в искусстве: в XII-XIII веках скульптура обрела трехмерность, на лицах стали проявляться эмоции. В середине XIII века в скульптурах, сделанных для надгробий высоких церковных иерархов, начало появляться портретное сходство. Живописные и скульптурные портреты прежних государей, не говоря уже об особах менее значимых, в основном — дань условностям и канонам. Тем не менее один из заказчиков Джотто, купец Скровеньи Энрико Скровеньи — богатый падуанский купец, по заказу которого в начале XIV века была построена домовая церковь, расписанная Джотто, — капелла Скровеньи. , уже известен нам по вполне реалистичным, индивидуализированным изображениям, как в его знаменитой падуанской капелле, так и в надгробии: сравнивая фреску и скульптуру, мы видим, как он постарел!

Мы знаем, что Данте не носил бороды, хотя в «Божественной комедии» его облик не описывается, знаем о грузности и медлительности Фомы Аквинского , прозванного одноклассниками Сицилийским Быком. За этим прозвищем уже стоит внимание к внешнему облику человека. Также нам известно, что у Барбароссы Фридрих I Барбаросса (1122-1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. была не только рыжая борода, но и красивые руки — кто-то это упомянул.

Индивидуальный голос человека, иногда считающийся принадлежностью культуры Нового времени, слышится и в Средние века, но слышится долгое время без имени. Голос есть, а имени нет. Произведение средневекового искусства — фреска, миниатюра, икона, даже мозаика, самое дорогое и престижное искусство на протяжении многих веков, — почти всегда анонимно. Для нас странно, что великий мастер не хочет оставить свое имя, но для них подписью служило само произведение. Ведь даже когда все сюжеты заданы, художник остается художником: все знали, как изобразить Благовещение, но хороший мастер всегда вносил в образ свои чувства. Люди знали имена хороших мастеров, но никому не приходило в голову их записывать. И вдруг где-то в XIII-XIV веках они обрели имена.


Зачатие Мерлина. Миниатюра из кодекса «Français 96». Франция, около 1450-1455 годов Bibliothèque nationale de France

Отношение к греху

В Средневековье, конечно, существовали вещи, которые были запрещены и карались по закону. Но для Церкви главное было не наказание, а раскаяние.
Средневековый человек, как и мы, грешил. Все грешили и все исповедовались. Если ты церковный человек, ты не можешь быть безгрешен. Если тебе нечего сказать на исповеди, значит, с тобой что-то не так. Святой Франциск считал себя последним из грешников. В этом заключается неразрешимый конфликт христианина: с одной стороны, ты не должен грешить, но с другой, если ты вдруг решил, что безгрешен, значит, ты возгордился. Ты должен подражать безгрешному Христу, но в этом своем подражании ты не можешь переступить определенную грань. Ты не можешь сказать: я Христос. Или: я апостол. Это уже ересь.

Система грехов (какие прощаемые, какие непрощаемые, какие смертные, какие нет) постоянно видоизменялась, потому что об этом не прекращали думать. К XII веку появилась такая наука, как богословие, со своим инструментарием и со своими факультетами; одной из задач этой науки была как раз выработка четких ориентиров в этике.

Богатство

Для средневекового человека богатство было средством, а не целью, потому что богатство не в деньгах, а в том, чтобы вокруг тебя были люди — а для того чтобы они вокруг тебя были, ты должен раздавать и тратить свое богатство. Феодализм — это в первую очередь система человеческих взаимоотношений. Если ты стоишь выше на иерархической лестнице, ты должен быть «отцом» своим вассалам. Если ты вассал, ты должен любить своего господина фактически так же, как ты любишь отца или Царя Небесного.

Любовь

Как ни парадоксально, многое в Средние века делалось по расчету (не обязательно арифметическому), в том числе и браки. Браки по любви, известные историкам, — большая редкость. Скорее всего, так было не только среди знати, но и у крестьян, но про низшие сословия мы знаем гораздо меньше: там не было принято записывать, кто на ком женился. Но если знать рассчитывала выгоду, когда выдавала своих детей, то беднота, которая считала каждый грош, — тем более.


Миниатюра из Псалтыри Лутрелла. Англия, около 1325-1340 годов British Library

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, страстно любящий жену, прелюбодействует. Дело даже не в физической составляющей: просто если ты слишком отдаешься своему чувству в браке, ты прелюбодействуешь, потому что смысл брака не в том, чтобы привязываться к каким-либо земным отношениям. Конечно, такую точку зрения можно считать крайностью, но она оказалась влиятельной. Если же как бы посмотреть на нее изнутри, то она — оборотная сторона куртуазной любви: напомню, что куртуазной никогда не бывает любовь в браке, более того, она всегда предмет мечтания об обладании, но не само обладание.

Символизм

В любой книге о Cредневековье вы прочтете, что эта культура очень символична. На мой взгляд, так можно сказать о любой культуре. Но средневековый символизм был всегда единонаправленным: он так или иначе соотносится с христианской догмой или христианской историей, эту догму сформировавшей. Я имею в виду Священное Писание и Священное Предание, то есть историю святых. И даже если какой-то средневековый человек хочет построить для себя свой мир внутри средневекового мира — как, например, Гильом Аквитанский Гильом IX (1071-1126) — граф Пуатье, герцог Аквитании, первый известный трубадур. , создатель нового типа поэзии, мира куртуазной любви и культа Прекрасной Дамы, — этот мир все равно выстраивается, соотносясь с системой ценностей Церкви, в чем-то подражая ей, в чем-то отвергая ее или даже пародируя.

У средневекового человека вообще очень своеобразный способ смотреть на мир. Его взгляд направлен сквозь вещи, за которыми он стремится увидеть некий миропорядок. Поэтому иногда может показаться, что он не видел окружающего мира, а если и видел, то sub specie aeternitatis — c точки зрения вечности, как отражение божественного замысла, являемого как в красоте проходящей мимо тебя Беатриче, так и в падающей с неба лягушке (иногда считалось, что они рождаются из дождя). Хорошим примером этому служит история, как святой Бернар Клервоский Бернар Клервоский (1091-1153) — французский богослов, мистик, возглавлял орден цистерцианцев. долго ехал по берегу Женевского озера, но был настолько погружен в раздумья, что не увидел его и с удивлением спрашивал потом у спутников, о каком озере они говорят.

Античность и Средневековье

Считается, что варварское нашествие смело все достижения предшествующих цивилизаций с лица земли, но это не совсем так. Западноевропейская цивилизация унаследовала от Античности и христианскую веру, и целый ряд ценностей и представлений об Античности, христианству чуждой и враждебной, языческой. Более того, Средневековье говорило с Античностью на одном языке. Безусловно, многое было уничтожено и забыто (школы, политические институты, художественные приемы в искусстве и литературе), но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с античным наследием благодаря разного рода энциклопедиям (сводам античного знания о мире — таким как, например, «Этимологии» св. Исидора Севильского Исидор Севильский (560-636) — архиепископ Севильи. Его «Этимологии» — это энциклопедия знаний из разных областей, почерпнутых в том числе из античных сочинений. Считается основателем средневекового энциклопедизма и покровителем интернета. ) и аллегорическим трактатам и поэмам вроде «Бракосочетания Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы Марциан Капелла (1-я половина V века) — античный писатель, автор энциклопедии «Бракосочетание Филологии и Меркурия», посвященной обзору семи свободных искусств и написанной на основе античных сочинений. . Сейчас подобные тексты мало кто читает, совсем мало тех, кто их любит, но тогда, на протяжении многих столетий, ими зачитывались. Старые боги были спасены именно такого рода литературой и стоявшими за ней вкусами читающей публики. 

Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

Среднее время на прочтение: 17 минут, 4 секунды

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова - «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее - «Церковь» - прим.Newoчём ). В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.

И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди - большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников 13 века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в 14 веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.

Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец - свободомыслящий философ - прим.Newoчём ) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ 19 века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В 20 веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали - бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.

В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В 14 веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.

Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский - их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.

Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в 16-17 веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т.е. 5-15 вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.

Вконтакте

Пряности как валюта, книги на цепях, стандарты красоты а-ля голый грызун и избавление от головных болей путем трепанации. Как жили в Средневековье, а главное, как выжили?

Вы встаете, но не чистите зубы, потому что никогда не видели зубной щетки. Ближе к полудню едите бобовую похлебку. Если вы женщина - бреете лоб и напрочь выщипываете брови. Если заболеете, отправляетесь к доктору, который обмажет вас ртутью или сделает трепанацию черепа (ему виднее). Если повезет - выживете и даже поедите второй раз (на завтрак не рассчитывайте, только обед и легкий ужин).

Мы утрируем. Конечно, день в Средние века мог выглядеть совсем иначе (опять же смотря у кого). Но основные моменты проследить все же можно.

Боб насущный

В целом большинство данных свидетельствует в пользу того, что у средневековых блюд было довольно высокое содержание жиров

В начале II тысячелетия ни в замках, ни уж тем более в простых домах никаких кухонь не было, поэтому готовили прямо под открытым небом в глиняных горшках на очаге. Отдельное помещение - собственно кухня - появилось лишь в позднем Средневековье. До этого там, где спали, там же и готовили, и принимали пищу.

Основой питания крестьян были злаковые и бобовые, поэтому в случае неурожая они были обречены на голод (а неурожаи в те времена были довольно частыми). На дно миски клали куски черного хлеба (белый предназначался для знати), чтобы похлебка была более густой и сытной. Похлебка вообще - почти единственное блюдо на столе крестьян. Менялся только ее цвет. В конце осени и зимой - темно-коричневый (цвета гороха и бобов), с наступлением весны она становилась светлей (туда добавляли лук, первую крапиву и иногда немного молока), летом она была зеленого цвета (варилась из овощей).

Правая часть мясной туши ценилась выше, чем левая, а передняя - выше, чем задняя. То, какую часть подадут гостю за столом, определяло его социальный статус

Рыба - большая редкость на столах крестьян. Она была очень дорогой, поскольку ее вылавливали в основном из прудов и озер, которыми ведали богачи. Простому люду рыбачить там не дозволялось. Мясо тоже было почти музейным экспонатом на столах бедняков, хотя и стоило гораздо дешевле рыбы. Не говоря уже о том, что и есть его можно было далеко не всегда, священный пост мог занимать до трети года. Запасти его впрок тоже было непросто - холодильников не было, а зимы в Европе были теплыми. Простое соленое мясо теряло свой вкус, а специи, при помощи которых можно было его сохранить, стоили баснословных денег и были своего рода валютой (они поставлялись из далеких восточных и южных стран, и путь до потребителя занимал в целом порядка двух лет). В средневековой Франции, например, 454 г (1 фунт) мускатного ореха можно было обменять на одну корову или четыре овцы. Пряностями можно было выплатить штраф или рассчитаться за покупки.

Средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга

Интересно, что правая часть мясной туши ценилась выше, чем левая, а передняя - выше, чем задняя. То, какую часть подадут гостю за столом, определяло его социальный статус.

Крестьяне ели всего дважды в день - утром (женщины, старики, рабочие и больные) или ближе к полудню (мужчины) и вечером. Такие нормы устанавливала церковь, неизвестно почему считавшая завтрак и перекусы в течение дня чем-то греховным или неприличным. Ужинали рано - часов в пять вечера, потому что рано ложились и вставали.

Книги на цепях

Изобретение печатного станка стало эпохальным событием для развития книгопечатания. До этого фолианты были рукописными, а их цена - фантастической, ведь над каждой книгой часами корпели монахи и процесс переписывания растягивался порой на годы

Крестьяне, подавляющая часть населения средневековой Европы, были необразованными, да и читать им было некогда: они много работали, чтобы прокормить семью и отдать дань лорду, который пускал их на свои земли, а еще заплатить налоги. 50–60 дней в году они обязаны были работать на хозяина. Чтение долгое время оставалось уделом духовенства и еще разве что людей из системы образования.

Это не отменяло существование библиотек. Правда, фолианты тогда на руки практически не выдавались, так что средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга. Цель простая - чтобы не унесли.


Практика «приковывания» книг просуществовала до конца 1880-х годов, пока книги не стали издаваться массово и их себестоимость не снизилась

Книги в те времена были штучными и потому очень дорогими. Их писали вручную, а в оформлении заглавных букв использовали золото и серебро. А еще есть данные - что применяли ушную серу, из которой извлекали пигмент и использовали для иллюстраций.

Мэрилин Монро Средневековья

Это, безусловно, «Мона Лиза» - бледная, с S-образным силуэтом, тонким и гибким, а главное - с выщипанными полностью бровями и выбритым лбом (чем выше лоб, тем, по средневековым меркам, красивее). За эту моду злые языки даже прозвали Средневековье «веком голых землекопов» (есть такой африканский грызун, у которого напрочь отсутствует шерсть, вы даже можете на него и похожих созданий посмотреть в нашей прекрасной подборке Анти-ми-ми-ми).

Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна - соблазнить невинного и легковерного мужчину

В большой чести в Средневековье, как ни странно, были маленькая грудь и узкие бедра. До наших дней дошли слова средневековой песенки: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Немалое внимание и к волосам - желательно, чтобы они были белокурыми и вьющимися. Походка - мелкими шажками, глаза скромно устремлены в пол.

Ртуть и мертвые

Джеймс Бертран. Амбруаз Паре. Экспертиза пациента. Вторая половина XIX века

Тема медицины в Средневековье, как песня акына, не имеет конца. Здесь тебе и амулеты, и заговоры, и учение о четырех «соках» организма: теплых, сухих, влажных и холодных (с этим было связано употребление не лекарств, а соответствующих продуктов; при лихорадке, например, листья салата - «холодной» пищи) - и кровопускания, которые делали не врачи, а банщики и цирюльники.

Но были «процедуры» и пострашнее. Сплошь и рядом проводились самые настоящие трепанации черепа на живых людях, которые жаловались «доктору» на головную боль или судороги. О болевом шоке, которые получали пациенты во время такого «лечения», история умалчивает, ведь «операции» проводились при помощи инструментов вроде долота и молотка. Самым опасным было повредить мозг. Но еще удивительнее то, что довольно многие пациенты после этой процедуры выживали и даже избавлялись от симптомов.


Возможно, одной из древнейших форм медицинского вмешательства в организм человека является трепанация. По сути, это просверливание отверстий в черепе для лечения таких проблем, как судороги, мигрени и психические расстройства

Правда, если человек выживал после трепанации - его могли ждать и другие испытания. Например, лечение ртутью, которое было широко распространено в Средние века (да чего там, ртутные мази, как известно, были весьма популярны даже в XX веке). Особенно популярной ртуть была при лечении сифилиса. Ухудшение самочувствия пациента лишь доказывало средневековым эскулапам - ртуть действует.

Еще одним популярным препаратом были лекарства из перетертого порошка мумий, которыми открыто торговали. Чтобы приобрести крепость и здоровье умершего (скажем, на виселице), люди подходили и без зазрения совести расчленяли труп, пили его кровь и делали из всего этого настойки и лекарства. Подробнее об этом читайте в нашем материале.


В Средние века дантистами были обычные парикмахеры

Несмотря на все ухищрения, жили в те времена очень недолго (из-за отсутствия нормальной медицины). Средняя продолжительность жизни мужчин - порядка 40–43 лет, женщин - 30–32 года (они, как правило, умирали при родах).

Уж замуж невтерпеж


Венчание юных новобрачных в Средние века

Девочек отдавали замуж уже по достижении 12 лет, за несколько лет до этого их уже обручали. Так что об особой любви там, вероятно, речи не было (хотя были, безусловно, и другие примеры). Благодаря церковной «морали» прекрасная половина человечества считалась чем-то греховным и нечистым. Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна - соблазнить невинного и легковерного мужчину.



Ранний брак Марии Аделаиды Савойской (12 лет) и Людовика, герцога Бургундского (15 лет). Свадьба состоялась в 1697 году и создала политический альянс

Насилие над женщиной было чем-то обыденным. Женщину, в принципе, воспринимали как товар. До наших дней дошло описание «осмотра» будущей жены: «У дамы привлекательные волосы - среднее между иссиня-черными и коричневыми. <…> Глаза темно-коричневого цвета, глубокие. Нос довольно ровный и даже несмотря на то, что кончик широкий и немного плоский, - не вздернутый. Ноздри широкие, рот в меру большой. Шея, плечи, все ее тело и нижние конечности довольно хорошо сформированы. Она хорошо сложена, у нее нет увечий. <…> И в день святого Иоанна сей девице исполнится девять лет».

От молитвы до кокаина: Как раньше лечили депрессию

Слабительное, пиявки, погружение в ледяную воду с головой, битье крапивой и «мелодии» из кошачьего крика - на протяжении веков человечество изобретало самые странные способы избавления от меланхолии.

«Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел».

«Евгений Онегин», Глава I, строфа XXXVIII

Слабительное и философия

Слово «меланхолия» (термин «депрессия» вошел в обиход много позже) пришло к нам из греческого и в буквальном переводе означает «черная желчь». И сам термин, и его первое определение принадлежат Гиппократу: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии… Страх и печаль, если они долго длятся и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Он же сформулировал сопутствующие симптомы: уныние, бессонница, раздражительность, беспокойство, иногда – отвращение к пище.

Лечить недуг Гиппократ предлагал специальной диетой и настоем трав, которые дают слабительный и рвотный эффект и тем самым освобождают организм от черной желчи. «Такому больному нужно дать чемерицу, очистить голову, а после дать лекарство, очищающее низом, потом прописать пить ослиное молоко. Больной должен употреблять очень мало пищи, если он не слаб; пища должна быть холодная, послабляющая: ничего едкого, соленого, маслянистого, сладкого. Больной не должен пить вина, а ограничиться водой; если же нет, вино должно быть разбавлено водой. Совсем не нужно гимнастики, прогулок».

«Такому больному нужно дать чемерицу, очистить голову, а после дать лекарство, очищающее низом, потом прописать пить ослиное молоко».

Противниками Гиппократа в этом вопросе стали Сократ и, позднее, Платон. Они считали его подход слишком механическим и утверждали, что меланхолию должны лечить философы (Гиппократ же в свою очередь ругался, что «все написанное философами в области естественных наук относится к медицине так же, как к живописи»). Сегодня, видимо, Гиппократ ратовал бы за антидепрессанты, а Платон с Сократом - за психотерапию.

Труд и молитва

Средневековые философы смотрели на меланхолию гораздо суровее прекраснодушных греков: в те времена уныние было официально записано в смертные грехи. Богослов Евагрий Понтийский пишет об этом так: «Бес уныния, который также называется „полуденным“, есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Еще этот бес внушает монаху ненависть к месту, роду жизни и ручному труду, а также мысль о том, что иссякла любовь и нет никого, кто мог бы утешить его».

«Бес уныния заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым».

Хильдегарда Бингенская – монахиня, настоятельница-аббатиса, автор мистических книг и работ по медицине – обвиняет меланхолию даже в грехопадении Адама: «Когда огонь в нем погас, меланхолия свернулась в крови его, и от того поднялись в нем печаль и отчаяние; и когда пал Адам, дьявол вдохнул в него меланхолию, каковая делает человека теплохладным и безбожным».

Считалось, что уныние возникает от излишней праздности. А значит, нужно просто нагрузить больного физическим трудом и молитвой, чтобы не оставалось времени на отвлеченные рассуждения.

Умеренность в еде и сексе

В 1621 году английский прелат Роберт Бертон выпускает 900-страничный труд «Анатомия меланхолии». Автор также объясняет заболевание «черной желчью» (которая все еще лидировала среди предполагаемых причин депрессии) и отмечает, что «темперамент на риск заболевания не влияет: меланхолии не подвержены только дураки и стоики».

Бертон подробно классифицирует причины меланхолии, разделяя их на сверхъестественные (божественное или дьявольское вмешательство) и естественные; врожденные (темперамент, наследственные болезни и «неправильное» зачатие – например, в состоянии алкогольного опьянения или на сытый желудок) и приобретенные; неизбежные и не неизбежные.

«Меланхолии не подвержены только дураки и стоики».

В качестве лекарства Бертон советует ограничить потребление мяса и молочных продуктов, отказаться от капусты, корнеплодов, бобовых, фруктов и специй, острого и кислого, слишком сладкого и жирного и вообще всех «сложных, источающих ароматы» блюд. Также Бертон призывает к балансу в сексуальной жизни: ведь «при чрезмерном половом воздержании накопившееся семя превращается в черную желчь и ударяет в голову», но «половая необузданность охлаждает и иссушает тело. В этом случае могут помочь увлажняющие средства: известен случай, когда таким образом вылечили молодожена, который женился в жаркое время года и через короткое время стал меланхоликом и даже безумным». Что именно автор подразумевает под «увлажняющими средствами», остается только догадываться.

Театр и солнечные ванны

Со временем меланхолия начинает считаться болезнью «привилегированной», присущей аристократам и людям умственного труда. Так, мыслитель эпохи Возрождения Марсилио Фичино прямо связывает меланхолию с чрезмерной тратой «тонкого духа» в результате напряженной интеллектуальной деятельности. Восполнять «тонкий дух» предлагалось ароматными винами, солнечными ваннами, специальной музыкой и театральными представлениями. Впоследствии меланхолия и вовсе войдет в моду, что легко можно заметить по мировой литературе: и прозу, и поэзию заполнят томные, уставшие от жизни герои.

Центрифуги, чесотка и кошачья «музыка»

Тем временем в «серьезной» медицине появляется новое объяснение меланхолии, согласно которому хандра вызвана дисфункцией нервных фибров. Эта теория породила целый ряд причудливых методик, призванных с помощью внешнего раздражения направить «электричество» в теле больного в правильное русло. Несчастных пациентов раскручивали в центрифугах, стегали крапивой, обливали десятками ведер ледяной воды или погружали в ледяную ванну с головой «до первых признаков удушения». Самые отчаянные доктора в погоне за внешними раздражителями специально прививали пациентам чесотку или награждали вшами.

Самые отчаянные доктора в погоне за внешними раздражителями специально прививали пациентам чесотку или награждали вшами.

Чемпионом по экзотичности можно назвать «кошачий орга н» - психотерапевтическое средство эпохи барокко, которое описывает в своей книге «Чернила меланхолии» культуролог и психиатр Жан Старобинский: «Кошки подобраны были в соответствии с гаммой и рассажены в ряд, хвостами назад. Молоточки с заостренным гвоздем ударяли по хвостам, и кошка, получившая удар, издавала свою ноту. Если на таком инструменте играли фугу, и особенно если больного сажали так, что он видел во всех подробностях морды и гримасы животных, то и сама жена Лота стряхнула бы с себя оцепенение и вернулась в разум».

Российская медицина не отставала по части радикальности методов, особенно если депрессия принимала тяжелые формы и пациент оказывался в лечебнице для душевнобольных. По воспоминаниям главного врача московской психиатрической больницы Зиновия Кибальтица, в первой половине XIX века в его учреждении лечили так: «Что касается до задумчивых сумасшедших, подверженных душевному унынию или мучимых страхом, отчаянием и проч., то, как причина сих болезней существует, кажется, в подбрюшье и действует на умственные способности, то для пользования их употребляется следующее: рвотный винный камень, сернокислый поташ, сладкая ртуть, слабительное по методе Кемпфика, камфорный раствор в винной кислоте. Белена, наружное натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства. Теплые ванны предписываются зимой, а холодные летом. Мы часто прикладываем моксы к голове и к обоим плечам и делаем прожоги на руках». Если больные после этого и не излечивались от меланхолии, то, по крайней мере, у этого состояния появлялись веские причины…

Кокаин и еще раз кокаин

За этот метод «лечения» особенно ратовал Зигмунд Фрейд, который в середине 80-х годов XIX века активно экспериментировал с кокаином (в первую очередь – на себе). Он опубликовал в медицинских журналах целый ряд посвященных кокаину статей и поначалу считал его средством едва ли не от всех болезней – от меланхолии до алкоголизма, пищевых расстройств и сексуальных проблем. «Прием вызывает приятное возбуждение и продолжительную эйфорию, которая ничем не отличается от нормальной эйфории здорового человека, - восторженно пишет он в статье „О коке“. - При этом индивид ощущает повышенное самообладание, увеличение работоспособности и прилив энергии. Создается впечатление, что настроение, вызванное приемом коки, обусловлено не столько непосредственной стимуляцией, сколько исчезновением тех физических факторов, которые вызывают депрессию». Об опасности кокаина заговорят лишь несколько лет спустя, но использовать его как лекарство будут еще пару десятков лет.

Интересно, что многие рекомендации врачей из прошлого совпадают с советами их современных коллег. Особенно близок к истине оказался Гиппократ: сегодня страдающим от депрессии также предписывают ограничение алкоголя, чрезмерных спортивных нагрузок и тяжелой пищи. Зерно истины обнаруживается и в трактате Евагрия Понтийского: современные исследования показывают, что у депрессии действительно есть ярко выраженные суточные колебания, и особенно интенсивно она ощущается именно по утрам. Рекомендации Марсилио Фичино касательно солнечных ванн тоже нашли подтверждение в современной психологии: доказано, что даже улучшение освещения в комнате способно положительно влиять на эмоциональное состояние жильцов, а светотерапия стала довольно популярным методом лечения депрессивных состояний. В целом, однако, лечение депрессии сегодня стало гораздо менее травматичным.