Кто написал картину сикстинская мадонна. Рафаэль Санти - "Сикстинская мадонна" (итал. Madonna Sistina). Несколько интересных сочинений

Картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна" первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур - все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина "Сикстинская мадонна" обнаруживает важное новое качество - повышенный духовный контакт со зрителем. В предшествующих его "Мадоннах" образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью - взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля "Мадонна в кресле" персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской Мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию - в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина "Сикстинская Мадонна" дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной "многозначности" самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция "Сикстинской Мадонны" на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля - так называемой "Дамы в покрывале" ("La Donna Velata", 1516 г., галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. В храме Сан-Систо осталась копия "Сикстинской Мадонны", выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции "Святую ночь" Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, "Сикстинская Мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе - Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский ("небесная мимоидущая дева"), В. Кюхельбекер ("божественное творение"), А.А. Бестужев ("это не Мадонна, это вера Рафаэля"), К. Брюллов, В. Белинский ("фигура строго классическая и нисколько не романтическая"), А.И. Герцен, А. Фет, Л.Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф.М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А.С. Пушкин.

После Великой Отечественной войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим "Мадонна" была представлена московской публике. На проводы "Сикстинской Мадонны" В.С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке: "Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке" 1 .

Ставшие рутинными восторги, вызываемые картиной у путешественников, привели к определённой реакции против этого произведения, как и против творчества Рафаэля в целом, которое со второй половины XIX века стало ассоциироваться с академизмом. Уже Лев Толстой писал: "Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется" 2 .

Даже в справочных изданиях отмечается, что краски "Мадонны" заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: "Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться" 3 .

Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: "крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов. "Вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага", - писал об этой выставке "Коммерсантъ" 4 .

Рафаэль
Сикстинская мадонна. 1513—1514
Холст, масло. 265 × 196 см
Галерея старых мастеров, Дрезден. Викисклад

Кликабельно - 3028px × 4151px

«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею». Так Василий Жуковский описал свои впечатления от встречи с шедевром Рафаэля. В чем секрет «Сикстинской Мадонны»?

Сюжет

Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.

За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.

Мученичество Святого Сикста II, XIV век

Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.

Рафаэль первым написал Мадонну, которая смотрит зрителю в глаза

Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.

Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.

Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.

Контекст

Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.

«Сикстинская Мадонна» написана по заказу папы Юлия II

Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.


«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813

Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.

Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.


Портрет короля польского и великого князя литовского Августа III (1696-1763)
1733. Викисклад

Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.

Для «Сикстинской Мадонны», возможно, позировала любовница Рафаэля

Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.

Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.

Судьба художника

Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.

За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.

Рафаэль Санти. Автопортрет
1506, масло по дереву, 45 × 33 см. Викисклад

Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.

Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.

Самый известный ученик Рафаэля прославился порнографическими рисунками

А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.


Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511
Scuola di Atene
Фрезка, 500 × 770 см
Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.

Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

«Гений чистой красоты» — так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его Анне Керн. Рафаэль тоже писал мадонну с реального человека.
Из истории картины
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.

Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ , на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».

Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.
Какие же тайные символы есть в картине?

1 МАДОННА. Полагают, что образ святой Девы Рафаэль писал со своей возлюбленной Форнарины (Маргериты Лути). Форнарина - от итал. La Fornarina, «Булочница».
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность к ребенку, и вместе с тем настороженность и тревога, но в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть)».

2 МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и не по-детски серьезны его глаза. Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.
3 СИКСТ II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы.
Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.
4 РУКИ СИКСТА. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. (На самом деле кажущийся шестой палец (мизинец) является частью внутренней стороны ладони).
Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.
5 ПАПСКАЯ ТИАРА снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.
6 СВЯТАЯ ВАРВАРА была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.
7 ОБЛАКА. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.
8 АНГЕЛЫ. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.
9 РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.
…………….
Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти

1483 — Родился в Урбино в семье художника.1500 — Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт — на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».1504-1508 — Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн — «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».1508-1514 — Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.1512-1514 — Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо ».1515 — Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».1520 — Умер в Риме

Обстоятельства жизни автора картины. Краткие биографические сведения о жизни художника Рафаэля. Основная тема и идея "Сикстинской мадонны". Жанр и стиль полотна, художественный смысл неба и пространства. Сюжет картины и главная задача произведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Рафаэль Санти - «Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina)

Обстоятельства жизни реципиента

Число стилей и направлений огромно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий.

Для меня, стиль почти каждой эпохи представляет интерес, но выделю более примечательные, как стиль эпохи Ренессанса(Возрождения), Барокко, Классицизма и Романтизма. Эпоха Возрождения славится таким великими художниками, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Не смотря на то, что эта эпоха была совсем быстротечна, но за это время были созданы самые знаменитые произведения. Чего стоит «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Стиль эпохи Барокко привлекает меня своим буйством, неким беспорядком, насыщенностью. Художники этой эпохи Д. Веласкес, Рембрандт, Караваджо, Вермеер Ян и др.

Классицизм опирался на традиции эпохи Возрождения. Но он более жестче, суше и расчетливее, чем стиль Возрождения. Его представили Жак Батист Шарден, Карл Брюллов, Никола Пуссен и др.

В Романтизме мне нравится индивидуализм. Для себя выделю таких художников как Фридрих Каспар, Джон Констебл, Иван Айвазовский, Делакруа.

Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» для меня самая выдающаяся картина этой эпохи. Она красива и чиста, но полна загадок.

Обстоятельства жизни автора

Природа принесла Рафаэля в дар миру тогда, когда пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Его выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Именно в нём воссияло столь сильное усердие, красота, скромность и не малой величины талант.

Рафаэль Санти родился в 1483 г. Учился живописи у своего отца художника Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля.

Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. 1502--1503 г.г.) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509--1517г.г.), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.

Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511 г.г.), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое совершенное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513 г.), символ материнства и самоотречения. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г.

Основная тема произведения , идея

Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо в Пьяченце.

Главный алтарь, для которого и заказали картину, был посвящён Папе Сиксту II, казнённому в III веке римским императором, и святой Варваре, по преданию -- необычайной красавице, обезглавленной за христианскую веру собственным отцом. (Варвара считается охранительницей от внезапной смерти, а мощи её, кстати, хранятся во Владимирском соборе в Киеве.) Заказчиком полотна стал сам Папа Юлий II.

На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур -- все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество -- повышенный духовный контакт со Зрителем. Во взгляде Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах -- причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, -- есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию -- в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем -- ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Содержание: Из множества младенческих душ, кружившихся в небе, одна материализуется, становится младенцем. Неумолимое облако времени выносит мать с младенцем на сцену жизни, с ее болезнями, обидами, неожиданностями, тревогами и потерями. Страх матери перед неизвестным и невозможность навсегда удержать сына около себя и оградить от бед. Можно избежать, говорит религия в лице папы-старика, многих неприятностей, потерь, тревог, если следовать путем Бога, его заповедям, его примеру. Высокие духовные предписания будут опорой неопытной душе на всем жизненном пути. Живи, говорит девушка-прелесть и земля, радостями и безумствами, увлечениями и разочарованиями, живи земной жизнью ты, рожденный землей. Не отвергай духовную мудрость старика, но соедини ее с творчеством, искусствами, красотой, чувствами, с любовью земных прекрасных женщин, и в этом вторая мудрость жизни.

Два служебно-отрешенных, привычно-равнодушных ангела примут оставившую свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького малыша и он снова вольется в бесконечный водоворот призрачных синих небесных головок-душ.

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии.

Жан р, стиль

В эпоху Возрождения (Ренессанс) рождается искусство нового художественного стиля. Этот стиль воскрешает идеалы античности, противопоставляя их каноническим религиозным формам искусства. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности, симметричности, ориентированности на человека как меру вещей. Но реабилитация античного искусства, заимствование его архитектурных и скульптурных форм, подражание ему, реставрация древних памятников -- это лишь одна сторона Возрождения. Главное -- в стремлении возродить духовно-телесную гармонию. Это стремление, однако, выходит далеко за рамки античного понимания человека и мира. В искусстве Возрождения воплощается многократно расширившийся круг жизненных интересов европейца, прошедшего школу христианского возделывания духовной нивы.

Эстетика Ренессанса в ее полном развитии, ренессансная классика, предстает воочию в искусстве Рафаэля, классическом по определению, как у древних греков. Разумеется, то же самое можно сказать о творчестве Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и высших представителей венецианской школы, отмечая при этом те или иные особенности, но образцовым по ясности, высокой простоте и задушевности поэтики и стиля выступает лишь Рафаэль. У него одного возвышенность идей и форм заключает в себе интимное, чисто человеческое и сугубо поэтическое содержание. Он классик из классиков, как Пракситель, Моцарт или Пушкин.

Культура Возрождения не была массовой и географически широкой. Она была «точечной». На очень узком пространстве и в очень короткое время возникало аристократическое художественное братство, которое делало открытие в искусстве и распадалось, передавая традицию в другую «точку». Достаточно сказать, что «Высокое Возрождение» (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и их ученики) просуществовало всего несколько десятилетий в немногих городах Италии.

Закат гармонического периода в живописи одной страны и скульптуре переходит в рассвет ренессансной драматургии в другой.

Ренессансный стиль был неустойчив. Решающее большинство жителей Европы жили в доренессансной культурной среде. Но наследие гениев Возрождения было тем материалом, который будет высеваться и выращиваться на полях искусства вплоть до нашего века, являясь источником больших художественных стилей, существование которых возможно лишь при наличии подготовленной массовой публики.

Цвет и время

Художественный смысл: С неба сходит Мадонна. С синего неба. Ещё не буквально на землю, но с синего. И это прорыв. Потому что в Средневековье “золотой цвет фона на иконе... для зрителя той поры вполне правдоподобно передает цвет небес”

А всмотритесь в синее - натуральное для нас сегодняшних - небо Рафаэля. Оно ж всё полно ликами не родившихся душ! - Вот вам и противоречие. Столкновение в одном изображении двух миров: нашего и иного, - даёт катарсис. Истолковать который можно как гармонию земного и небесного.

То же с обликом Мадонны. Это босоногая испуганная вниманием к себе крестьянка с испуганным же малышом, которого она крепко-прекрепко - от испуга же - прижимает к себе (у малыша аж правое плечико от этого вверх приподнялось и правую ручку он крепко прижал к маме, замок такой сделал, чтоб его у неё не отняли. И эта крестьянка идёт робкими шажочками к нам. Грешным и опасным. Но не сверхчувственным каким-то предвиденьем возбуждён её страх, а тем, что слабая женщина ж и знает жизнь, как каждый.

Это с одной стороны. А с другой - Она ж вплывает. На скорости, гораздо большей, чем обеспечивают её шажки. От этого материи ведут себя совершенно ж противоречиво. От струи ветра, который Её вносит, заворачивается к нам занавес, начинают раздуваться как паруса тяжёлые полы папского облачения, и отлетает подол платья и накидка святой Варвары. А, с другой стороны, Мадонну ж несёт ещё какая-то сила, заставляя преодолевать сопротивление воздуха. И раздуваются назад бурая накидка Мадонны и нижние полы Её синего плаща.

И от столкновения - идеал: не возведение ценности человека до божественной категории (что было б гордыней, богохульством), а гармония телесного и духовного.

Ведь её законы уже открыты ко времени творчества Рафаэля. И они требуют, чтоб была единственная для всей картины точка схода. А Рафаэль сделал их три: для ангелов внизу, для папы Сикста Второго и Св. Варвары посредине и для Мадонны. Есть три горизонта для глаз зрителя. И зритель как бы всплывает вверх. Воспаряет душой.

А в то же время на каждом уровне тела изображены так, как их может видеть только он, зритель, стоящий на полу перед картиной человек, не отрывающий ног от пола, чтоб оказаться по очереди на каждом уровне.

И глаза, привыкшие читать слева направо, скользят снизу, от ангелов, вверх сперва по фигуре папы, потом к лицу Мадонны, по её раздутой и выгнутой накидке вниз, к Варваре, в свою очередь смотрящей ещё ниже, на правого ангелочка, что ниже левого. А оттуда глаза тянутся к тому, что повыше. И опять вверх. И так опять по кругу. Этой самой совершенной геометрической фигуре.

Композиция: Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Время: «Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо -- «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке -- «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Многие предполагают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны -- наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов -- немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

рафаэль сикстинская мадонна

Сюжет картины и главная задача произведения

На картине изображены женщина с ребенком, но это не просто женщина, это дева, держащая на руках благословенное дитя. Ее нежный и одновременно грустный взгляд как будто знает о том, какое неблагодарное будущее ждет ее сына. Ребенок же, напротив, полон жизни, сил и энергии, что очень хорошо видно по его конституции.

Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед, которые несет нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных.

Парапет внизу картины -- единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины -- явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, -- сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария -- заступница человеческая -- несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его не детски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес я вам, но меч...». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир.

"Сикстинская Мадонна" -- шедевр, ведь в ней сочетаются не сочетаемые явления, как бренное людское тело и священность духа, как, свойственное "простым" людям, рождение детей и искупление грехов путем убийства.

Все смешалось, все спорит друг с другом, но, в то же время, одно другое дополняет. Без тела невозможно было бы изобразить женщину, подарившую миру Божественное дитя, без духа нет жизни в теле, без естественного появления ребенка на свет, как бы люди поняли, что также способны от рождения идти праведным путем, как без искупления греха стать безгрешным.

Столько эмоций уместилось на одном полотне, столько человеческих умов и мыслей легло на ложе познания истины, но только сам автор может с уверенностью и без выдумки сказать, что конкретно имел в виду, объединяя несовместимые вещи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткие биографические сведения о жизни художника Рафаэля. Раннее произведение Рафаэля, названное "Мадонна Конестабиле". Флорентийский период творчества, цикл "Мадонна с младенцем". Картины римского периода, их особенность и контакт со зрителем.

    реферат , добавлен 17.05.2006

    Краткий биографический очерк жизни и творчества великого итальянского художника Рафаэля Санти, его первые шаги в постижении искусства живописи. Характеристика и художественный анализ ранних работ мастера - "Обучение Марии" и "Мадонна Конестабиле".

    реферат , добавлен 22.10.2009

    Рафаэль Санти как великий итальянский живописец. Мадонна Грандука, Малая и Большая Мадонна Каупера. Младенец Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя. Приподнятие завесы над спящим Иисусом Девой Марией. Иоанн Креститель и Франциск Ассизский.

    презентация , добавлен 16.01.2014

    Творческая манера и художественная выучка Рафаэля Санти. Фреска "Афинская школа" как одно из лучших произведений ренессансного искусства в целом. Описание лучших картин художника. История любви мастера к своей модели. Работа над фреской "Преображение".

    презентация , добавлен 08.04.2012

    Краткий очерк жизни и творчества Джотто ди Бондоне. Личностное и творческое становление художника Лукаса Кранаха, знакомство его с Лютером. Биография итальянских живописцев Мазаччо и Рафаэля Санти. Творческий путь Ханса Хольбейна и Яна ванн Эйка.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Рафаэль Санти и его творческие начинания. Понятие монументальной живописи как жанра изобразительного искусства. Сравнительный анализ работ монументальной живописи Рафаэля Санти. Методы росписи на примере фресок "Диспут о причастии" и "Афинская школа".

    курсовая работа , добавлен 18.05.2017

    Биографические сведения о жизни величайшего гения эпохи Возрождения, художника, ученого, инженера и изобретателя Леонардо да Винчи. Исключительная одаренность будущего великого мастера. Тема картины "Тайная Вечеря". Самая известная картина художника.

    презентация , добавлен 21.02.2015

    Основные работы итальянского живописца, графика и архитектора Рафаэля Санти (1483 – 1520), яркого представителя эпохи Возрождения, с возвышенной одухотворенностью воплотившего свои жизнеутверждающие идеалы. Разделение образов на фреске "Афинская школа".

    доклад , добавлен 18.11.2009

    Житие в христианской религии. Католическое учение о Богородице. Отношение к Богородице в протестантизме. Основные типы изображения Богородицы в иконописи. Образ Богоматери в художестве В. Васнецова. Рафаэль Санти и его картина "Сикстинская мадонна".

    реферат , добавлен 19.11.2014

    Краткая биографическая справка из жизни А.А. Пластова, начало творческого пути. Жанровые картины художника. Крестьянская тема в работах. Картина "Жатва": сюжет, значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет. Работа над этюдами.