Любовники королевы марго. Женщины в истории: Маргарита де Валуа. Королева в изгнании

Развенчиваю вот свой персональный миф…
Несмотря на то, что я книжный червяк и читаю все время, голова полна – и будет всегда полна – потрясающих пробелов в знаниях. Вот на обозрение выставляю свой очередной позор: биографию королевы Марго, которую знала токмо по кинофильмам и романам.

Как только слышится имя королевы Марго, у меня лично возникает в сознании вот кто:

Маргарита де Валуа, «Королева Марго», была королевой Франции и Наваррой. Хотя Маргарита любила Генриха Гиза, ее амбициозная мать никогда не позволила бы Дому Гайза иметь шанс контролировать Францию. Серьезные переговоры о браке Маргариты с королем Португалией Себастьяном были также рассмотрены, но оставлены без внимания.

Маргарита была замуж за Генри Бурбона, сына Жанны д'Альбре, протестантской королевы Наварры, в браке, предназначенном для воссоединения семейных связей и создания гармонии между католиками и гугенотами. Хотя мать Генри, Жанна, Альбрех, королева Наварры, выступала против брака, многие из ее дворян поддерживали ее, и брак был устроен. Жанна д'Альбре умерла до заключения брака.

А ведь на самом деле королева не имела ничего общего с красавицей Изабель Аджани… реальность была иной…

Франсуа Клуэ.Юная Маргарита Валуа. 1555

А с легкой руки Александра Дюма ее имя действительно стало легендой – но Дюма сотворил из многих исторических лиц легенды – так что Маргарита Валуа – лишь одна из его ярких химер.А как же все было на самом деле?
Многочисленные портреты королевы Марго (а ее как особу королевской крови рисовали часто и помногу), как детские, так и уже в зрелом возрасте, показывают, что она вряд ли могла назваться настоящей красавицей. Больше всего портретов и рисунков, запечатлевших Марго, принадлежит кисти художника Франсуа Клуэ (François Clouet). На них рыжеватая простенькая девушка без, как нынче модно выражаться, изюминки и шарма. Так в чем же секрет королевы Марго? Скорее всего он скрыт в ее биографии, окружении, в легендах и в самом времени, когда ей выпало жить.

Жених, гугенот, оставался вне церкви на протяжении большей части свадьбы. Сообщалось, что во время церемонии жених и невеста смотрели прямо, никогда не глядя друг на друга. Всего через шесть дней после свадьбы, в день святого Варфоломея, массовые убийства гугенотов проводились парижскими мобами, вероятно, организованными Екатериной де Медичи. Предполагается, что Кэтрин использовала брак как ничто иное, как приманку, чтобы заманить протестантов в ее ловушку, хотя запись неясна.

О чем не вспомнила королева франции и наварры

Наконец, получив разрешение вернуться к мужу в Наварре, в течение следующих трех с половиной лет королева Маргарита и ее муж жили в Поу скандальной жизни. Оба открыто держали других любовников, и они часто ссорились. После долгих переговоров ей разрешили вернуться в суд ее мужа в Наварре, но она получила ледяной прием. Будучи преисполнен решимости преодолеть ее трудности, королева Маргарита руководила переворотом и захватила власть над Агеном, одним из ее уговоров. После нескольких месяцев укрепления города жители Агена восстали, а королева Маргарита бежала в замок Карлата.

Девочка родилась 24 мая 1553 года, ей дали имя двоюродной бабки – Маргариты Наварской, которую называли “Маргаритой всех Маргарит”, или “жемчужиной всех жемчужин”, ведь имя “Маргарита” переводится как “жемчужина”. Она и стала жемчужиной в истории Франции, о чем без умолку твердят все ее биографии.

“О времена, о нравы!” – именно это пришло в голову, когда я прочла о Маргарите Валуа. Она любила с детства, познав первую плотскую близость с мужчиной уже в 11 лет. Маргарита уже тогда имела сразу двух любовников. В пятнадцать лет она стала близка со своими братьями Карлом, Генрихом и Франциском. Инцест? Увы, оказывается, в те времена это было делом обычным и совсем не стыдным. А после восемнадцати лет она стала просто магнитом для мужчин. В ее постели перебывало бессчетное количество мужчин, которые зачастую расплачивались жизнью за свою связь с ней.

Домашние и сильные Маргариты были беспорядочными на протяжении всей своей жизни и занимали много влюбленных как во время брака, так и после развода. Наиболее заметными были Джозеф Бонифас де Ла Моль, Жак де Гарлей, Сеньор де Чанваллон и Луи де Бусси д'Амбуаз.

В конце концов, ее красота исчезла, королева Маргарита жила в нищете, забитой кредиторами, чтобы продать все свои драгоценности. Согласившись с ее бывшим мужем и его второй женой, Мари де Медичи, королева Маргарита вернулась в Париж и утвердилась в качестве наставника искусств и благодетелей бедных.

Франсуа Клуэ. Портрет Маргариты де Валуа. 1572

Список любовников Маргариты Валуа довольно длинный даже по нынешним временам. Согласно легенде в 1583 году ее брат, король Генрих III, на одном из балов огласил список всех любовников сестры, вытащенный им из ее ночного столика. Список занял не одну страницу… Возможно, в наше время врачи бы обрадовали королеву диагнозом “нимфомания”.

Королева в изгнании

Энциклопедия Колумбии, 6-е изд. Она была известна как королева Марго. Ее свадьба с Генри, протестантским королем Наварры, которая была призвана ознаменовать мир между католиками и протестантами, стала прелюдией к резне протестантов в День Святого Варфоломея. Брак был одним из взаимных терпимости. в интригах ее мужа и ее брата Франциска, герцога Аланского и Анжуйского. Из числа ее мужа и брата она взяла на себя оружие и захватила Агена. Она была взята в плен королевскими войсками и заключена в замок Уссона, но вскоре она стала любовницей замка.

Прижизненный портрет Маргариты Валуа

Но тем не менее Маргарита Валуа не была озабоченной проблемами горизонтальной плоскости тупой пробкой – при всех ее приключениях она была одной из самых образованных женщин Франции: писала стихи, читала Гомера и Платона на языке оригиналов, прекрасно играла на лютне, имела хороший голос и охотно пела, знала латынь как разговорный язык, свободно изъяснялась на испанском, итальянском и греческом. Ее можно назвать даже дипломаткой, потому что ей часто удавалось выходить сухой и, главное живой, из мутной воды потоянных политических конфликтов, которыми было так знаменито то время.

Несмотря на симпатию к католической лиге, она мало принимала участие в последующих бедах. В своем отставке в Уссоне она поддерживала небольшой двор, в котором были видны письма писем. Ее собственные мемуары, переписка и другие произведения показывают значительную литературную способность. Она провела последние годы в Париже. Маргарет играет заметную роль в литературе и легенде.

Подробнее о стилях цитирования. Сайт дает вам возможность ссылаться на эталонные записи и статьи в соответствии с общими стилями из Ассоциации современного языка, «Руководство по стилю Чикаго» и Американской психологической ассоциации. Затем скопируйте и вставьте текст в свою библиографию или список цитируемых работ. Поскольку каждый стиль имеет свои собственные нюансы форматирования, которые меняются со временем, а не вся информация доступна для каждой ссылки или статьи, сайт не может гарантировать, что каждая цитата, которую он создает.

Маргарита и Генрих Наваррский

Маргарита – подобно почти всем королевским дочерям – стала жертвой династического брака. Ей в мужья был избран сын Антуана де Бурбона, Генрих Наваррский. Маргариту вынудили выйти за него замуж. Брак был призван скрепить мир между католиками и гугенотами. Однако вместо мира случилась трагедия Варфоломеевской ночи (massacre de la Saint-Barthélemy), когда во время массовой резни гугенотов только в Париже погибло почти 10 тысяч человек.

Поэтому лучше всего использовать цитирование сайтов в качестве отправной точки, прежде чем проверять стиль на соответствие требованиям вашей школы или публикации и самую последнюю информацию, доступную на этих сайтах. Поэтому не забудьте обратиться к этим рекомендациям при редактировании своей библиографии или списка цитируемых работ. Однако часто бывает важна дата поиска. . Маргерита была первой женой короля Генриха Наваррского. Именно из этого места на улице Сен, Винсент начал посещать больных в больницах, узнал Пьера де Берруля и сформировал свою связь с семьей де Гонди.

Но не смотря на все это она продолжала встречаться с мужчинами: именно тогда в ее жизни появляются друг за другом знаменитые Ла Молль, Сен-Люк и Бюсси, которые вскоре поплатились своей жизнью за связь с королевой.

Николас Хиллиард. Королева Марго. 1577 Миниатюра

Именно здесь Винсент, как полагают, взял на себя сомнения веры богослова в Маргеритском суде и дал обет служить бедным, чтобы освободиться от этих сомнений. В течение ряда лет Франция находилась в состоянии гражданской войны между католиками и гугенотами. Валуа был католиком, а ветвь Бурбонов Генриха была Гугенотом, но Кэтрин считала, что Генри может быть завоеван верой Валуа, в то время как мать Генри, Жанна д'Альбре, правитель Королевства Наварры на юго-западе Франция, надеялась, что Маргарита решит стать Гугенотом.

Свадебная церемония была собрана вместе, чтобы выйти замуж за гугенота католиком, но через шесть дней началась битва святого Варфоломея в гугенотах. Жизнь Генриха была спасена, но он и Маргариту держали при дворе в течение следующих трех лет, якобы как члены семьи, эффективно, как заключенные.

Королева Марго многие годы считалась красивейшей дамой Франции, о чем свидетельствует трагедия, происшедшая в апреле 1606 года: Маргарите было 53, ее возлюбленному Дату де Сен Жюльену – 20. И он был убит из ревности отвергнутым поклонником Маргариты, которому было 18 лет! Марго добилась казни убийцы и присутствовала на ней.

Она пережила почти всех своих друзей и врагов. Весной 1615 года Марго простудилась в ледяном зале дворца Малый Бурбон и тихо скончалась на руках очередного своего любовника. Прах покоится в некрополе французских королей – соборе Сен-Дени, а нам остались ее мемуары, да красивая сказка, придуманная Александром Дюма.

В следующем году Генри сбежал и вернулся на свои земли на юго-западе Франции. Маргариту не разрешили следовать за ним. Но за четыре года они были вместе, Маргарита осталась бездетной. Она вернулась в Беарн, все еще надеясь на ребенка, но Генри пошел только к своим любовницам.

В своей изоляции Маргарита покинула суд Генриха Наваррского и обратилась к крайней католической партии герцога Гиза, старого друга и, возможно, бывшего любовника. В течение следующих двух лет она работала, чтобы противостоять преемственности Наварры как короля Франция; ее усилия включали действия, которые суд рассматривал как предательские.

Вот такая история – без прикрас и сказочных подробностей… Честно – теперь я понимаю, почему на балу Сатаны у Булгакова Маргарита Николаевна приняла титул светлой королевы Марго… Подробности жизни Маргариты Валуа действительно способствуют…

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ "МЕМУАРОВ" МАРГАРИТЫ ДЕ ВАЛУА

Прежде чем он умер, он назвал Генри Наварра своим преемником. Именно тогда она начала писать свои «Воспоминания». Генри быстро женился на Мари де Медичи, которая родила пятерых детей. Вскоре после аннулирования задолженность Маргариты была выплачена, и ей была предоставлена ​​очень удобная пенсия.

В своих письмах к Генри об этом периоде она обратилась к нему как «Рой Мон сеньер и брат». Маргарита прожила остаток своей жизни в Париже, сначала в отеле «Де Сен» в Булони, затем на улице Сен. Однажды, когда она возвращалась домой в Булонь, слуга семьи высмеял «спутника», который она принесла с собой. Чтобы указать на то, что такое поведение неприемлемо для слуги, Маргерита приказала обезглавить его у входной двери своей резиденции.

Маргарита де Валуа, конечно, была бы очень польщена той честью, которую ей оказали ныне: ее мемуары переведены на русский язык, с соответствующими комментариями. Она родилась при самом блестящем дворе Европы, привлекала внимание иностранцев которые проезжали через Францию, была свидетельницей великих трагедий своей эпохи, поэтому эта великая читательница плутарховских "Жизнеописаний знаменитых людей" тоже считала себя достойной, чтобы ее знали просвещенные люди всех времен и народов. Сочинения, написанные ею, показывают, что она в этом не ошибалась.

Кажется, что хорошей помощи было трудно добиться даже в те дни! В Париже у нее была крепкая социальная жизнь, и она оставалась шипом во многих отношениях. Ее шумные вечеринки на улице Сеней можно было услышать через реку Сена в Луврском дворце, и это не вызвало ее в Суде, проживающем там.

За долгие годы тюремного заключения в Уссоне она стала жадным читателем в «Теологии и благочестии». Ее дом стал центром не только общественной жизни, но и литературы - местом встречи для ученых, художников и людей с буквами. Девочка музыки, у нее были частые концерты в ее особняке.

Тем не менее любопытно, что след в истории она рассчитывала оставить не своими текстами и весьма мало заботилась о том чтобы они получили широкую известность. Многие из ее речей – в том числе те, которые она произнесла перед польскими послами в 1573 г. и перед членами городского муниципалитета Бордо в 1578 г – не сохранились. Об "Оправдательной записке Генриха де Бурбона", которую она написала для мужа в 1574 г. вероятно, знали только гугеноты (чуть позже опубликовавшие ее) и в своих "Мемуарах" она посвятила ей всего несколько строк До нас дошел только десяток ее стихотворений, как правило, мелькнувших в публикациях людей, которые были к ней близки в последние годы, – стихотворений, подписанных в лучшем случае прозрачным псевдонимом. При жизни под ее именем был напечатан только маленький трактат "О превосходстве женщин", написанный за год до смерти, и эту публикацию осуществил ее оппонент. Сами ее "Мемуары" как будто не носят следов особой заботы о посмертном издании: рукопись, опубликованная через тринадцать лет после ее смерти, была местами повреждена (о чем свидетельствуют лакуны), и в ней не хватало последних тетрадей (коль скоро повествование резко обрывается). Что касается ее писем, Маргарита, похоже, не делала с них копий: они сохранились только у адресатов. Со стороны женщины, которая считала, что она достойна быть известной urbi et orbi [городу и миру (лат.) ], и слышала, как придворные поэты на все лады твердят, что бессмертие обеспечивают только тексты, подобная небрежность может показаться удивительной.

Однако она щедро отдала бедным из своего дохода и наняла шесть капелланов-алмондеров, чтобы помочь ей в ее щедрости. Одним из ее капелланов-алмонцев был, конечно, Винсент де Поль, чье имя впервые появилось в списке советников и капелланов 17 мая. Маргерит посещала мессу несколько раз в день и три раза в неделю отправлялась в Святое Причастие.

Ее братья умерли бездетными, женщины не смогли преуспеть на престоле во Франции, и ее мать и ее муж отчаянно нуждались в наследнике французского престола. В молодые годы при дворе Маргерит была чем-то вроде «пушной пушки» и угрозой для многих из-за ее сильной и живой личности. Ее организованный брак был попыткой объединить гугенотов и католиков. Когда она не могла произвести наследника, она была изолирована, заключена в тюрьму, расплатилась и, наконец, отказалась. На протяжении большей части ее жизни ситуация Маргерита - попытка уравновесить отношения между католической и гугенотской сторонами - также повлияла на то, как она была замечена потомками.

Объяснение этого парадокса можно прочесть в ее "Мемуарах". Действительно, когда Маргарита де Валуа заявляет в самом начале, что не намерена давать им "более славного названия, хотя они заслуживают быть названными Историей , потому что содержат только правду без каких-либо прикрас", она не называет по имени литературный жанр, который нам знаком, но которого еще не существовало. В 1594 г., в то время, когда ее муж стал королем Франции и начала вырисовываться перспектива их развода, она намеревалась лишь сделать поправки к "Жизнеописанию Маргариты, королевы Наваррской", которое она только что получила от Брантома и которое ее не удовлетворило. Маргарита всегда считала, что герои остаются в Истории, если какой-либо талантливый писатель берется за их жизнеописание, как это сделал Плутарх для героев античности, поэтому, исходя из этих представлений, за много лет до того попросила Брантома – своего неизменного почитателя – стать ее биографом . Но мало того, что новый Плутарх допустил много фактических ошибок, но и портрет ее, который он сделал, показался ей искаженным. На самом деле, "Жизнеописание..." во многом проникнуто воспоминаниями о гражданских смутах, в которых королева была вынуждена принимать активное участие, и очень часто к ущербу для себя, тогда как годы спустя она предпочла "спокойную жизнь" , как объясняла в письме тому же Брантому, как раз когда начала писать "Мемуары". Так что она взялась за перо, чтобы кое в чем поправить его "Жизнеописание..."; из жизни, которая была "хаосом", как пишет она, он "уже извлек свет"; ей "осталось работы дней на пять" – иначе говоря, несколько часов усердного труда. Что до нее, она напишет только несколько рассказов об отдельных сюжетах, которые послужат материалом для создаваемого "жизнеописания", – то, что тогда называлось "мемуарами" и что Маргарита насмешливо именует "медвежатами"; они придут к Брантому неуклюжими (потому что она пишет "без прикрас"), но надежными (потому что она пишет правду). Действительно, согласно культурной традиции, усвоенной королевой, писать Историю – не дело героя, он Историю творит ! Обработать же ее должен некий редактор: выстроить повествование, насытить его портретами, максимами, историческими ссылками... короче говоря, сделать блистательной.

Для кальвинистских полемистов она была Валуа и Медичи, поэтому по своей природе сексуально развращенная. Крайне католические консерваторы, ее поддержка политически умеренного герцога Алансона, могут быть вызваны только кровосмесительными отношениями, и ее способность убедить губернатора Уссона улучшить состояние ее плена может быть вызвана только соблазнением. Гарнизон, Джанин, Маргерит де Валуа, Фаярд.

Ла Рейн Марго реконструирует королеву 16-го века в качестве заключенного не из религии, а из любви и класса. Избранный повествование Черео - обречённая страсть Марго к солдату на противоположной стороне, выступающая в качестве импульса или щита для ее классовой трансгрессии, - может быть применена ко многим другим временам, в других местах, вдали от улиц парижских улиц. Мы знакомы с женским бременем выживания. Мы знаем, из истории Вест-Сайта после истории, что ни один дом не может быть построен на таком разрыве.

Через много страниц, сообщая о возвращении своего брата Генриха III из Польши, Маргарита как будто высказывается в том же духе: она напоминает, что в ее намерения входит "не украшение этих Мемуаров , а единственно правдивое повествование и скорое окончание моих воспоминаний с тем, чтобы Вы быстрее их получили". Но это энергичное напоминание о первоначальной задаче здесь возникает как раз потому, что королева только что совершенным образом нарушила принятое на себя обязательство, сделав отступление на несколько страниц (правда, не столько с целью расцветить прозу, сколько чтобы скрыть свой переход в другой политический лагерь, поскольку она изменила старшему брату ради младшего). На самом деле Маргарита уже давно писала совсем не о том, что предполагала сделать вначале. В действительности она не ограничилась "отдельными замечаниями". Обещанные "медвежата" на свет так и не появились, и до Брантома ничего не дошло. Королева взяла рассказ о своей истории в собственные руки.

Аристократическая красота теряет свою любовь, только для того, чтобы выносить свои новые идеалы соло; ее формальный брак пуст, ее семья морально коррумпирована. Когда вы думаете о храбром царе, вы думаете о армии за ним. Не так его супруга, если и смело. Маргарита Дурас дала в «Любовнике» идеальное суммирование феммского мятежника: Один, королева. Их позор - это конечно.

Версия Череа не будет в первый раз рассказывать историю Марго де Валуа. Де Медичи запланировал свадьбу ее дочери Марго, французскому королю гугенотов Анри из Наварры; это мероприятие послужит троянским коньком, ведущим протестантских аристократов не к празднованию единства, а к резне. Интрига и множественные смерти следуют; Марго успешно поддерживает и своего мужа, и других протестантских целей, но не может спасти своего любовника. В исторической реальности Марго, которая спасла своего мужа и других протестантов, осталась позади, когда король бежал.

Не без труда, однако! Начало ее произведения отмечено "ложными обещаниями" и свидетельствует о внутренних конфликтах: она не хочет говорить о своем детстве, но говорит о нем; она не хочет "тратить силы" на "ненужные" воспоминания, но включает их в свой рассказ; она хочет продвигаться быстро, но задерживается... Вот она приняла решение – принципиальное – установить "связь событий прошлого и настоящего", то есть строить повествование линейно. Эта связь, пишет она, "вынуждает" ее начать с начала: "с того времени, когда я была в состоянии запомнить что-либо примечательное для моей жизни". После того как этот изначальный выбор сделан, ни воля Маргариты, ни ее культурные стереотипы не в состоянии помешать начинанию развиваться по собственной логике: то вновь нахлынут воспоминания о более раннем периоде, то королеву охватит блаженство, когда она вновь переживает самые счастливые события, то в ее душе теснятся все остальные чувства, когда речь заходит о самых страшных эпизодах. Ничто не мешает Маргарите менять позицию, из заказчицы будущей работы (которая без колебаний дает советы своему историку) становиться женщиной, которая пересказывает свою жизнь старому другу, шутит с ним об общих знакомых, описывает ему края, где он не бывал, разъясняет дела, которые его не коснулись.

Тем самым она создает новый жанр – жанр аристократических мемуаров. Она явно этого не осознает, почему и не афиширует свой текст и так мало заботится о его распространении. Во всяком случае, она ясно понимает, что ее сочинение – не просто "материал" для передачи писателю, сколь бы верным он ни был. Она отказывается от идеи получить свое жизнеописание, но сохраняет свои "мемуары". К величайшей радости будущих поколений.

ВВЕДЕНИЕ. ЧАСТЬ 1

О ЧЕМ НЕ ВСПОМНИЛА КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ И НАВАРРЫ

"Она – настоящая королева во всем"

Брантом

"Свинцовый", по выражению Мишеля де Монтеня, XVI век породил двух Маргарит – королев Наварры, младшая из которых позднее станет номинальной королевой Франции. Обе оставили выдающееся литературное и эпистолярное наследие и вошли в историю французской и мировой культуры. Первую звали Маргарита Ангулемская, или Наваррская (1492-1549), и она приходилась родной сестрой французскому королю Франциску I Валуа, представителю Ангулемской ветви королевского дома, вторую – Маргарита де Валуа, или Маргарита Французская (1553-1615), которая являлась внучкой этого короля и более известна под именем королевы Марго.

Однако современники Маргариты де Валуа, наверное, очень бы удивились, узнав, что спустя четыре сотни лет их королева превратилась в "Марго", а ее образ прочно слился с именем персонажа, придуманного писателем Александром Дюма. Между тем, в эпоху последних Валуа Маргариту называли "Мадам" – это был официальный титул сестры короля, затем, в замужестве, она превратилась в "королеву Наваррскую", а после развода с Генрихом IV стала именоваться "королевой Маргаритой, герцогиней де Валуа". Один только Карл IX, ее старший брат, иногда в шутку именовал ее простонародным именем Марго. Очевидно, А.Дюма, однажды встретивший упоминание об этом, решил присвоить королеве новое имя, навсегда (к сожалению?) утвердившееся в массовом сознании.