Мёртвые души. Cочинение «Собакевич и Чичиков

Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью. Основательность и крепость отличают все в имении Собакевича: «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Все было «упористо, без пошатки, в какомто крепком и неуклюжем порядке». Основательность сопровождается тут замечательной безвкусицей и уродством. Дом Собакевича напоминает казарму, какие строят «для военных поселений и немецких колонистов». Видно, что при его постройке зодчий спорил с хозяином. Зодчий хотел симметрии, а хозяин порядка. Вышло чтото несуразное и неуклюжее: хозяин «заколотил на одной сторон
е все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое... Фронтон тоже никак не пришелся посереди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три».
О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Рядом с полководцами разместилась «греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».
Мебель в комнатах прочна, неуклюжа и сходна с хозяином: пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах - совершенный медведь. «Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!»
Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а рубила со всего плеча: «Хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства даже звали его Михайлом Семеновичем. «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного Кощея гдето за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Неуемное насыщение является смыслом существования Собакевича: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». И «мера» его «души» на этот счет безмерна. На завтраке у полицмейстера Собакевич наметил для себя гигантского осетра и «в четверть час# с небольшим доехал его всего». Когда хозяин и гости вспомнили об этом «произведении природы», от него остался один хвост, «а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какуюто сушеную маленькую рыбку. Отделавши осетра, он сел в кресла и уж более не ел, не пил, а только жмурил и хлопал глазами». «Душа» его впала в блаженное оцепенение.
Противник «высоких материй», Собакевич обо всем, что не связано с его практическим интересом, судит е топорной прямолинейностью. Просвещение - вредная выдумка. Люди все - воры и разбойники: «Я знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».
В своих пределах Собакевич умен. Без труда он угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торговлю. Тутто и обнаруживается вдруг странный парадокс, неожиданный штрих в характере Собакевича. На него ведь был уже «тонкий» намек при описании картин в гостиной: «Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Вспомним тощенькую супругу у толстого Собакевича!
В узком деле торговли и корыстного интереса прорывается какойто намек на его проницательность и даже на поэтический талант. Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых. «Да чего вы скупитесь? - сказал Собакевич.- Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какойнибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час,- прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан... Максим Телятников... А Еремей Скороплехин!» и т. д.
Поэтическая тирада Собакевича - целая поэма о силе, таланте и сметливости русского народа. И неспроста она приводит Чичикова в изумление: в этом медведе, закоренелом мизантропе и черством кулаке вдруг откуда ни возьмись обнаруживается и «сила речи», и живость воображения, и «дар слова». Выходит, что Собакевич - «родня» Чичикову не только по скупости и деловой хватке, но и по русскому «пересолу», на пределе которого обнаруживаются в искаженной и помраченной душе возможности ее выпрямления и возрождения. Ведь и Чичиков так же срывается, как Собакевич. Вспомним, например, «странное» распоряжение, которое «зарапортовавшийся» Чичиков отдает Селифану, забывая, какой «товар» он приобрел: «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку».
Точно так же «зарапортовался» в разговоре с председателем гражданской палаты и Собакевич, подтверждая правоту русской пословицы «На всякого мудреца довольно простоты». «Да что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу,- отозвался Собакевич,- что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева».- «Нет, будто и Михеева продали? - сказал председатель.- Я знаю каретника Михеева: славный мастер; он мне дрожки переделал. Только позвольте, как же... Ведь вы мне сказывали, что он умер...» - «Кто, Михеев умер? - сказал Собакевич, ничуть не смешавшись.- Это его брат умер, а он преживехонький и стал здоровее прежнего. На днях такую бричку наладил, что и в Москве не сделать. Ему, понастоящему, только на одного государя и работать».
Так неожиданно в Собакевиче проглядывают два бессмертных сочинителя - Хлестаков и Ноздрев, а заодно с ними и искусный актер Чичиков. «Да будто один Михеев! - продолжает вошедший в раж Собакевич.- А Пробка Степан, плотник, Милушкин, кирпичник, Телятников Максим, сапожник,- ведь все пошли, всех продал!» А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: «А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!» Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: «Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума».

Анализ эпизода Чичиков у Собакевича (Мертвые души)

Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи…

Н. В. Гоголь

Поэма Мертвые души явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха. Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных им крестьян.

Но столпы общества, в сравнении со своими рабами, оказываются в довольно невыгодном свете. Крестьяне трудолюбивы, мастеровиты, добры и смекалисты. Это их руками построено все то благополучие, которым как должным пользуются трутни и бездельники, безнравственные помещики.

Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими мертвыми являются души помещиков, давно уже переставших совершенствоваться, мечтать о высоком предназначении человека, а заботящихся лишь о собственном сытом существовании, обогащении любыми способами.

Таков Собакевич. Он понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать от времени, сколотить капитал, не задумываясь о его источниках. Он груб, неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя... фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый... есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила..: хватила топором раз выше нос, хватила в другой вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет. Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочность всех строений. Эта домовитость говорит не о чертах характера Собакевича, но больше об умении его крестьян, руками которых все здесь и сделано. Деревня показалась ему (Чичикову) довольно велика... посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми стенами, дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов... Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой... На конюшни, сарай- и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли.

Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: И я тоже Собакевич! Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил. Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество еды. Он патриот желудка. Для него трапеза священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.

Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: За копейку убьют. Губернатор и вице-губернатор Это Гога и Магога! Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать по сту рублей. Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, чтобы набавить цену. Но из его уст звучит гимн работникам: "…вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, прочность такая, сам и собьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан, плотник?.. Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!.. Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть как в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик достанет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил пятисот рублей.

И опять вылезла натура Собакевича, главное деньги v него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательности за их добросовестный труд, а лишь желание продать подо роже товар, не продешевить. Какие могут быть разговоры, со мнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот товар. Только бы не упустить своей выгоды.

Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сцену передачи денег и расписки Чичиковым Собакевичу. Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обману тыми, поэтому протягивают одновременно: один деньги другой расписку, выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали трудности. Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает кулака под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем.

Здесь сшиблись два капиталистических начала. Каждый хочет надуть другого и боится остаться в дураках. Автору отвратительны оба эти характера. Гоголь хотел видеть Россию свободною и просвящен

Чичиков у Собакевича.
Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

В поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы - "рыцарь копейки" Чичиков. В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем "какой-либо части" Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость?
Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе "Мертвых душ". Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга. Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была "довольно велика", дом очень крепкий и удобный, с "темно-серыми или, лучше, дикими стенами", да и автор говорит: "Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил "средней величины медведя". Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: "… его даже звали Михайлом Семеновичем!" Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь - зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов. Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что "покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду". Он даже попытался шантажировать своего гостя. ("Но знаете ли, что такого рода покупки … не всегда позволительны".) Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян "по сту рублей за штуку", как живых.
Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, по-моему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных! Откуда только взял он "силу речи" и "дар слова"? И это моментально сказалось на Чичикове. Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру - интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: "Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?"
Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке. По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой - это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал. "Казалось, в его теле совсем не было души". Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого "кулака" от мертвого сна.
Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы "Мертвые души". Собакевич - один из масок-символов, которыми Н.В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в "рыцаре копейки". В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается "исправление" характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе "Мертвых душ". Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная - в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА» Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям.

Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха. Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, стенами,- дом вроде тех, как у нас строят для военных ftJlM1 тт ^ селений и немецких колонистов… Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой… На конюшни, саи кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, пределенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков ож срублены были на диво…

все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли». Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил.

Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович (даже имя его медвежье) поглощает огромное количество еды. Он «патриот желудка». Для него трапеза - священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.

Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». Губернатор и вице-губернатор - «Это Гога и Магога!

» Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать «по сту рублей». Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об Умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, что-Ъ1 набавить цену. Но из его уст звучит гимн работникам: -вот, например, каретник Михеев!

ведь больше никаких эки-аей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает °сковская работа, что на один час, прочность такая, сам и °оьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан, плотник?.. Слу231 он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с РШком ростом!..

Милушкин, кирпичник! мог поставить печь Каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть к в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик од станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил пятисот рублей».

И опять «вылезла» натура Собакевича, главное -деньги v него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательно сти за их добросовестный труд, а лишь желание продать подо роже «товар», не продешевить. Какие могут быть разговоры, со мнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот «товар». Только бы не упустить своей выгоды. Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сце-ну передачи денег и расписки Чичиковым Собакевичу.

Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обману, тыми, поэтому протягивают одновременно: один - деньги другой - расписку, выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали «трудности». Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем. Здесь «сшиблись» два капиталистических начала. Каждый хочет надуть другого и боится «остаться в дураках». Автору отвратительны оба эти характера.

Гоголь хотел видеть Россию свободною и просвящен-ною. Отсюда и появление в конце первого тома поэмыобраза «птицы-тройки», летящей в прекрасное будущее, где ей, верит писатель, уготована лучшая доля. «…Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

"Мёртвые души"-поэма Н.В.Гоголя, основой сюжета которой является афера Павла Ивановича Чичикова.Его цель-скупить у помещиков мёртвые души по низкой цене, потом заложить их в опекунский совет и получить крупную сумму денег.Ради достижения своей цели Чичиков путешествует по всей России.

В пятой главе Чичиков приезжает к Собакевичу.Она, как и все другие главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, построена по плану:описание усадьбы, характера и внешнего вида помещика и сцена покупки мёртвых душ.

Подъезжая вместе с Чичиковым к усадьбе Собакевича, мы сразу понимаем, что её хозяин совершенно не заботится о красоте, для него главное-устойчивость и удобство.Двор был окружён крепкой и толстой деревянной решёткой.На конюшни, кухни и сараи были употреблены полновесные и толстые брёвна."Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли".Деревенские избы мужиков тоже были плотные и устойчивые, без всяких резных узоров и украшений.

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя".Действительно, у Собакевича очень много сходств с этим животным.Помещик был здоровый, крепкий, неуклюжий, имел каленый цвет лица, носил фрак медвежьего цвета.Даже звали его Михаилом Семёновичем!

Внутри усадьбы всё было похоже на Собакевича.Все герои, изображённные на картинах, были здоровыми и крепкими, кроме Багратиона.Около окна висела клетка, в которой сидел тёмный дрозд с белыми крапинками, также похожий на своего хозяина."Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил:"И я тоже Собакевич!"

Одно из главных увлечений Собакевича-это еда."У него когда свинина-всю свинью давай на стол, баранина-всего барана тащи, гусь-всего гуся!"

Во время трапезы мы узнаём мнение Собакевича об окружающих его людях.Помещик считает, что все они мошенники, разбойники, дураки:и председатель, и губернатор, и полицмейстер.

Когда дело доходит до продажи мёртвых душ, Собакевич раскрывает ещё одну черту своего характера-жадность.Для него, как и для Чичикова, главное в жизни-нажива и выгода.Чтобы за большую цену продать мёртвые души, он начинает восхвалять таланты и умения каждого крестьянина, словно Собакевич продаёт живых людей, а не мёртвых.Но, в отличие от них, сам Собакевич не имеет никаких умений и способностей, у него нет никакой жизненной цели.Собакевич не живёт, а лишь существует.

Таким образом, пятая глава играет очень важную роль в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души".Именно в ней читателю становится ясно, что, по замыслу автора, на самом деле мёртвые души у помещиков, а живые души-у крестьян, у простых людей.