Мадам Тюссо. Биография с картинками. Музей восковых фигур мадам тюссо


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.



Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.



В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.



Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.





В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.



Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».



Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания:

Мария Гросхольц, которую мы знаем как мадам Тюссо, осталась без отца, еще не успев появиться на свет. Он погиб в 1761 году на Семилетней войне за два месяца до рождения долгожданной дочери. Мать, Анна Гросхольц, горевала недолго. Не прошло и полугода после смерти мужа, как она закрутила роман с Филиппом Кюртюсом, у которого работала помощницей по хозяйству. Он был младше ее на двадцать с лишним лет и занимался совершенно необычной для того времени наукой — анатомией. Вскоре Анна вместе с годовалой дочерью переехала в Париж вслед за Кюртюсом, где тот начал осваивать неизвестное доселе ремесло: открыл лавку и занялся изготовлением на заказ небольших бюстов из воска. За его работой наблюдала маленькая Мария. Филипп не только заменил ей отца, но и стал ее первым и единственным наставником и в жизни, и в работе.

Смерть Вольтера на удачу

Мария не получила должного образования и в отличие от большинства девушек той эпохи не тяготела к музыке и рукоделию. Долгие зимние вечера она проводила в мастерской Кюртюса, понемногу обучаясь необычному искусству. Однажды она в очередной раз спешила в лавку Филиппа, но по дороге неожиданно столкнулась с ним. Отчим схватил девушку за руку и потащил на улицу Бон, где, по его словам, остановился великий Вольтер. Далекая от политической деятельности семнадцатилетняя Мария плохо представляла, о ком говорит Кюртюс, но благоговейно внимала ему: «Нам очень повезло, что Вольтер согласился позировать. Это будет твой первый урок по моделированию лица».

Спустя три месяца знаменитый мыслитель скоропостижно скончался. Уже на следующее утро после его смерти восковой бюст был выставлен в витрину лавки Филиппа, и это привлекло внимание парижан. С этого дня их бизнес стал идти гораздо лучше. Мария училась восковому моделированию, вела бюджет магазина, занималась поиском выгодных предложений. Она взяла на себя обязанности по размещению и освещению фигур в галерее, занималась закупкой материалов… Кюртюс уже тогда понимал, что Мария — настоящее сокровище и достойная смена, и ему не надо было думать о наследниках.

Популярное

Посмертные маски великих друзей

Вскоре в жизни мадемуазель Гросхольц настал новый этап: ее пригласили в Версаль, чтобы заниматься художественным образованием Елизаветы, сестры короля Людовика XVI. В сравнении с той жизнью, которую Мария вела до сих пор, существование при дворе казалось легким и ярким. Не нужно было считать каждую копейку, бегать по Парижу в поисках самого дешевого воска или договариваться с палачами о поставке волос с голов казненных. Но счастье длилось недолго: с началом Великой французской революции Париж в одночасье стал столицей хаоса. Революционеры захватили Версаль и арестовали Марию, обвинив в роялизме. Ей грозила смертная казнь. Впрочем, судьба ее хранила: новое правительство предложило художнице сделать посмертные маски с казненных на гильотине Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Девушка понимала: или она будет снимать слепки с убитых друзей, или скоро в чьих-то руках окажется и ее голова. Она стала сотрудничать с революционерами. С ужасом она снова и снова бралась за работу, а ее коллекция стремительно пополнялась фигурами казненных. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», — рассказывала Мария.


Кровавые слепки с истории Франции

По воле случая она оказалась в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона и императрицей Франции(потом она попросит ремесленницу создать фигуру своего великого мужа). Уроки Кюртюса не прошли даром: Мария уговорила Робеспьера стать моделью. Она понимала, что совсем скоро вождь революции станет частью истории Франции. Эта скульптура привлекла внимание к творчеству Марии. И не только зрителей, но и новых заказчиков: ей удалось снять слепки с лиц Дантона, Демулена, Эбера и даже Марата — правда, уже мертвого. В день его убийства девушка сидела в мастерской и подсчитывала расходы за прошедший месяц. Вдруг распахнулась дверь, вошли несколько представителей власти и потребовали следовать за ними, взяв необходимое для работы. Окровавленный Марат еще лежал в ванне, Мария поспешно делала свою работу и одновременно внимательно рассматривала задержанную стражей его убийцу Шарлотту Корде, стараясь как можно точнее запомнить черты ее беспристрастного лица, чтобы потом создать ее восковую копию. Именно тогда у художницы родилась идея: не выставлять фигуры героев трагической сцены поодиночке, а выстроить сюжетную экспозицию. Это и стало первым шагом к созданию принесшего ей славу музея.

Мария становится Тюссо

Через несколько лет после этих событий умер Кюртюс, и Мария унаследовала его дело. А вот о семейной жизни она задумалась, только разменяв четвертый десяток. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Она родила двоих сыновей: Жозефа(по некоторым свидетельствам, он был назван в честь Жозефины) и Франсуа, а также прославила фамилию мужа на весь мир. Однако счастливого брака не сложилось: месье Тюссо оказался картежником. Мария приносила в семью деньги, он их проигрывал. Это всё чаще и чаще приводило к скандалам и конфликтам, о былой любви уже не шло и речи. Мадам Тюссо долго терпела, однако всему есть предел. И она решилась на отчаянный шаг: собрала вещи и покинула дом мужа. На косые взгляды окружающих она решила не обращать внимания, отвезла младшего сына к матери, а вместе со старшим отправилась в путешествие по Британским островам.

Одинокая, смелая и талантливая

Художница пополняла свою коллекцию фигурами английских политических деятелей и показывала ее в Великобритании, где быстро заработала безупречную репутацию. Приезд мадам Тюссо становился долгожданным событием для многих городов великой монархии. Но испытания на ее жизненном пути еще не закончились: корабль, перево­зивший экспонаты в Ирландию, попал в шторм. Некоторые фигуры удалось спасти, но большинство из них не подлежало восстановлению или утонуло. Однако, даже потеряв значительную часть коллекции, мадам Тюссо не упала духом и со временем востановила её по сохранившимся муляжам. После смерти матери Тюссо забрала младшего ребенка и окончательно переехала в Лондон. Она получила британское гражданство и основала музей на знаменитой Бейкер-стрит.


Как попасть к мадам Тюссо? Быть королевой!

Со временем быть частью коллекции мадам Тюссо стало невероятно престижно, ее новыми персонажами становились самые знаменитые люди эпохи: сэр Вальтер Скотт, лорд Байрон, адмирал Нельсон… Снова и снова изготавливая слепки и маски, семидесятилетняя мадам Тюссо понимала, что годы берут своё. И всё, чего ей хотелось теперь, — увидеть счастливую семейную жизнь сыновей. В конце концов судьба вознаградила Тюссо за пережитые страдания: ее старший сын женился, у него родились трое детей. Вдохновленная гордым званием бабушки, Мария начала лепить из воска известных всему миру детей — принцев и принцесс. Самым знаменитым экспонатом новой коллекции стала фигура будущей королевы Виктории, которая посетила музей в 13 лет, а через 4 года взошла на британский престол.

Не обязательно жить в Лондоне, чтобы понимать, что такое улица Бейкер-стрит. Спросите любого встречного, и с высокой вероятностью вам ответят, что это родная улица славного детектива Шерлока Холмса. Несмотря на то что это вымышленный персонаж, власти города специально выделили на Бейкер-стрит помещение, которое обустроили в виде музея, посвященного личности сыщика. Но стоит пройтись от этого места всего лишь за угол, и вы попадете на весьма примечательную улицу Мэрилбон Роуд.

Недалеко от планетария находится еще один не менее популярный и интересный музей. Он отличается своей большой зеленой куполообразной крышей и является одним из наиболее известных музеев во всем мире. Более того, он один из самых старых, ведь основан он был в 1835 году. Это, конечно же, музей восковых фигур мадам Марии Тюссо.

Память о себе

Среди большого разнообразия знаменитостей, которые были увековечены при жизни или посмертно, можно встретить фигуру и самой мадам. Она сама изготовила ее. Мария Тюссо выглядит весьма просто и скромно: простая старушка в черном платье и не менее мрачной шляпке. Свой восковой автопортрет художница изготовила уже в возрасте 81 года. Безусловно, она могла сделать фигуру себя в более молодой версии, когда она была привлекательной. Тем не менее она хотела запомниться людям такой, какой она стала в момент величайшей своей славы и богатства. Прийти к успеху она смогла именно на склоне своей жизни.

Темное наследие

О музее Марии Тюссо слышало большое количество людей, тем не менее особенности ее жизни всегда были несколько скрыты и мало распространены. Настоящая фамилия ее - Гросхольтц. Она является потомком старой династии палачей Гросхольтц. Но уже ее отец отошел от семейного дела, выбрав более гуманный бизнес. Иоганн-Жозеф занимался изготовлением гравюр, однако он погиб еще до ее рождения. Тем не менее именно такое «темное наследие» оставило отпечаток на все ее творчество.

Неудивительно, что посетив музей в Лондоне, можно встретить столь мрачные экспозиции, как «Камера пыток», которая полна многочисленных, ужасающих своим реализмом скульптур убийц, их жертв, а также палачей с их приспособлениями.

Начало жизненного пути

История Марии Тюссо начинается в Германии, где она родилась в декабре 1761 года. Ее воспитанием в связи со смертью отца занимался ее дядя Филипп Курциус. Он работал врачом, причем весьма успешным и востребованным. Тем не менее его истинным призванием стало создание миниатюр из эмали, а также анатомических восковых фигур. Именно у дяди Анна Мария Тюссо обучалась всем техникам и секретам, раскрывая свое дарование.

В 1767 году Филипп со своей племянницей отправляется в Париж. Там его начинают называть Курте, и он очень быстро завоевал славу и признание благодаря качеству работ. Самой первой его работой стала фигура Мари Дюбари, что была любовницей короля Людовика XV.

Дебютная работа

Мария Тюссо сначала занималась лишь продажей билетов, привлекая гостей в галерею дяди. Как самостоятельный мастер она дебютировала, изготовив три удивительные фигуры - Вольтера, Франклина и Руссо. Талант юного дарования не остался незамеченным. и королева Мария-Антуанетта пригласили ее к себе в Версаль. Там она трудилась в течение 10 лет, постоянно занимаясь усовершенствованием своего выдающегося таланта. Многие художники могли лишь мечтать о таком стечении обстоятельств.

Время смут

Тем не менее биография мадам Тюссо оказалась не настолько счастливой и беззаботной. Началась революция, и все переменилось в ее жизни. Королевская семья, ее благодетели были отправлены на гильотину и лишились свои голов. Про мадам Тюссо известно, что ее посчитали «роялисткой» и отправили в тюремное заключение.

Вместе с ней в застенках находилась и Жозефина Богарне. В будущем она станет любовницей Наполеона и императрицей Франции. Обе женщины уже были обриты для гильотины, однако в самый последний момент их решили помиловать. Новая политическая власть от скульпторши потребовала доказать свою лояльность - ей нужно было изготовить посмертные маски королевской четы, что в свое время так сильно помогла девушке. Ее отправили на свалку тел искать головы короля и королевы. Мягко говоря, процесс такого поиска не был приятным.

Возвращение к работе

После такого действия правительство больше не беспокоило Марию Тюссо, так что она смогла вернуться к своей любимой работе. Воска было в большом количестве, однако волос для своих фигур ей всегда не хватало. Но Мария уже знала выход из такой ситуации. Она выпросила себе пропуск в тюрьму, в подвалах которой складывали отрубленные головы казненных. Именно волосы с этих голов она решила использовать в своих целях. Добыть такое разрешение было весьма сложной задачей, однако ей помогла ее девичья фамилия Гросхольтц. Ее воспринимали как наследницу знаменитых палачей, так что «коллеги» с уважением относились к ее просьбам.

Замужество

В то время Мария еще не получила фамилию Тюссо. Только в 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Тем не менее новоиспеченная Мария Тюссо не была счастлива в своем браке. Спустя восемь лет супружеской жизни они решили развестись. Франсуа оставляет жену с двумя сыновьями, а также с фамилией, которую она прославит на века.

После смерти дяди Филиппа в 1794 году Мария получила в наследство всю его коллекцию работ и продолжила его дело. Франция становится не самым благоприятным местом для жизни: постоянные конфликты, войны и беспокойства. принимает решение перебраться в Англию, незадолго до этого закончив скульптуру Наполеона. Стоит отметить, что фигура намного пережила свой оригинал и до сих пор находится внутри Лондонского музея, являясь самым ценным экспонатом.

Британский этап жизни

В течение 33 лет передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по территории Британских островов, постоянно пополняясь новыми экспонатами. Кроме представителей английского бомонда и исторических фигур, художница занимается созданием галереи преступников. Она сводит дружеские отношения с Джоном Уильямсом, палачом в Эдинбурге, благодаря чему у нее появился беспрепятственный доступ внутрь тюрьмы. Там она занималась получением слепков с лиц казненных, а с некоторых из заключенных она делала слепки, пока они еще были живы.

Оседлая жизнь

Только в 1835 году скульпторша решила осесть на Бейкер-стрит. Здесь она купила себе привлекательный особняк и внутри его залов расставила все экспонаты. Именно с этого момента официально идет отсчет для ее музея, хотя очевидно, что он существовал еще задолго до этого. История мадам Тюссо закончилась в возрасте 89 лет. С ее смертью управлением музея занялись ее сыновья - Френсис и Жозеф. Фото Марии Тюссо практически не сохранилось, но ее автопортрет позволяет отчетливо знать все о ее внешности в последние годы жизни.

До 2007 года владельцами музея была компания Tussauds Group. Но владельцы не смогли устоять перед предложенными 2 млрд долларов и частью акций мегакорпорации, так что решили продать наследие американской компании «Блэкстоун». Они также являются владельцами сети развлекательных парков «Леголенд».

Популярность музея в веках

Музей стал известным во всем мире. За все время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов людей. В наше время каждый год лондонский и прочие мировые филиалы посещает около 14 миллионов туристов.

Самым старым экспонатом коллекции является мадам Дюбари. Это фигура, которую изготовил еще Филипп Курциус. Музей отличается наличием свыше 1000 разнообразных восковых фигур, что изображают популярных и влиятельных личностей мира. Каждый год коллекция расширяется примерно на 20 экспонатов. На изготовление одной фигуры требуется от двух месяцев до полугода. Иногда для этого нужно намного больше времени. Очень много зависит от позы и количества открытых участков тела фигуры.

Большая часть всех скульптур изготавливалась на основе живых оригиналов. Во время снятия мерок необходимо было делать свыше 150 различных измерений. Более того, экспонаты нуждаются в постоянном уходе. Прически куклам периодически укладываются, поправляются командой профессиональных парикмахеров. Чтобы полностью изменить прическу для экспонатов, необходимо потратить до 1000 фунтов и от 2 до 5 недель.

Современные экспонаты

Жизнь постоянно движется вперед. Некоторые фигуры теряют свою актуальность и их убирают на склад, а на их место ставят новые. К примеру, Бориса Ельцина уже убрали, а вот восковая версия Путина до сих пор считается одной из самых популярных среди политиков. Музеем это место является лишь по своему названию. Можно сказать, что это настоящая доска почета, уникальный мавзолей, попасть куда можно лишь благодаря своим заслугам или большой известности.

Самое главное - время практически остановилось тут. Вечно молодые «битлы» зажигают вместе, прекрасная Мэрилин Монро ослепляет своей улыбкой. Элвис Пресли - молод и прекрасен, а Майкл Джексон замер в последнем па своей «лунной походки». Он также является рекордсменом по количеству фигур. В музее находится 14 версий Майкла Джексона.

Филиалы по всей планете

В мире существует 9 музеев восковых фигур Тюссо. Они расположены в столице Англии, Лондоне, а также в Амстердаме, Берлине, Шанхае, Гонконге, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Голливуде, Вашингтоне. Само собой, экспозиции в каждом из них так или иначе могут повторять друг друга. В основном это зависит от того, в какой стране или городе расположен филиал.

К примеру, в лондонском филиале на самом почетном месте находится именно королевская чета. На территории США больше всего почестей отдается бывшим президентам страны. В Голливуде больше всего звезд экрана. Отправившись в Гонконг, вы увидите на почетных местах Брюса Ли и Джеки Чана, а также популярную актрису Ашарвайю Рай, которая знакома нашему зрителю благодаря роли в картине «Последний легион».

Самым молодым филиалом является отделение в Берлине, которое открылось в 2008 году. Здесь можно полюбоваться прекрасной Марлен Дитрих с черным цилиндром и длинной сигаретой в руке. Здесь также есть и Гитлер, изображенный в последние часы своей жизни. Стоит отметить, публика неоднозначно восприняла наличие такого экспоната в музее. Однажды было совершено «покушение» на фигуру. Мужчина накинулся на фюрера и оторвал тому голову. Вандал был оштрафован, а голова вернулась на плечи диктатора. Стоит отметить, что несмотря на волну критики в адрес музея, они так и не убрали этот экспонат.

Русские личности на территории музеев представлены такими персонами, как Ленин, Гагарин, Екатерина Великая, Петр Первый, Федор Достоевский и прочие.

(Я) К:Музеи, основанные в 1835 году

Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в 1770 году и пользовалась большим успехом. В 1776 году выставка состоялась в Пале-Рояль в Париже . Следующая выставка на бульваре дю Тампль в 1782 явилась предшественником Кабинета ужасов .

В 1884 году коллекция перебралась в новое здание на Мэрилебон-роуд . В 1925 году пожар уничтожил многие фигуры. Поскольку формы не пострадали, фигуры удалось реконструировать.

Музеи за пределами Лондона

Америка

Европа

Азия

Австралия

Ссылки

  • - Официальный сайт

Напишите отзыв о статье "Музей мадам Тюссо"

Отрывок, характеризующий Музей мадам Тюссо

Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
– C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.

ДОЧЬ ПАЛАЧА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА ИГРАТЬ В КУКЛЫ
Исторический мини-очерк Александра Морозова ©

Не надо жить в Лондоне, чтобы знать улицу Бейкер-стрит. Спросите любого,
и он скажет вам, что там жил Шерлок Холмс. Сейчас здесь находится его «квартира» - музей.
А буквально за углом от «квартиры Холмса», есть улица Мэрилбон Роуд, не столь знаменитая.
Здесь, рядом с планетарием, расположился еще один музей – с зеленой куполообразной крышей. Наверное, самый известный в мире и один из самых старых (основан в 1835 г.). Это музей восковых фигур Мадам Тюссо (Tussauds). Среди множества знаменитостей, которые навечно, и в большинстве своем – при жизни, удостоились чести попасть в этот восковой пантеон, есть и скромная фигура самой мадам, сделанная ее руками. Перед нами – невзрачная старушка в черном платье и такой же мрачной шляпке. Это – автопротрет создательницы музея – ей тогда шел 81-й год. Она могла бы оставить себя на память потомкам молодой и красивой. Но предпочла предстать такой, какой она стала, добившись славы и богатства, а они пришли к ней на склоне лет.

О музее мадам Тюссо наслышаны все, а вот про жизнь самой Марии Тюссо в массе своей мы и не знаем. Начать хотя бы с того, что настоящая ее фамилия – Гросхольтц, и происходила она из потомственной династии…палачей Гросхольтц. Правда ее отец, Иоганн - Жозеф, уже не занимался «фамильным бизнесом», он делал гравюры и скоропостижно умер еще до рождения дочери. Но именно это «темное прошлое» наложит отпечаток не ее творчество.
Не случайно в Лондонском музее мы найдем такие мрачные экспозиции, как «Камера пыток», заполненная страшными в своем реализме скульптурами убийц, их жертв, палачей и пыточных инструментов.
Родилась Анна-Мария Тюссо в Германии в 7 декабря 1761. Росла она, как мы уже знаем, без отца, ее воспитал родной дядя по материнской линии - Филипп Курциус. Был он хорошо известным врачом, но свое истинное призвание нашел в изготовлении миниатюр из эмали и анатомических фигур из воска. У него и училась Анна-Мария, рано проявив удивительный талант к ваянию.
В 1767-м Курциус вместе с племянницей едет в Париж, где его стали называть Курте, и быстро становиться популярен своими работами. Первой фигурой в его восковом Паноптикуме стала Мари Дюбари – любовница Людовика XV.
Мария Гросхольтц сначала продавала билеты в галерею своего дяди, дебютировала же она как самостоятельный мастер, создав серию из трех скульптур: это были Вольтер, Руссо и Франклин. Талант юной мадмуазель был замечен – Людовик XVI и королева Мария- Антуанетта приглашают ее в Версаль, где она провела 10 лет, совершенствуя свой талант в условиях, о которых любой художник может только мечтать.
Но – грянула революция и все изменилось. Благодетели Марии, королевская чета, отправились на эшафот. Сама Тюссо попала в в тюрьму, как «роялистка».
В застенках ее соседкой оказалась Жозефина Богарне – будущая любовница Наполеона и Императрица Франции. Обеих женщин уже обрили для гильотины, но в последний момент – помиловали. Новая власть по требовала от скульпторши доказательств лояльности – Мария должна была сделала посмертные маски королевской фамилии, которая проявила в ней такое участие. Ей самой пришлось искать головы Людовика и королевы, бродя среди окровавленных, разлагающихся тел – жертв революционного террора.


Больше новые правители Марию не беспокоили и она вновь занялась лепкой. Воск имелся в изобилии, но где было взять такой дефицитный материал, как волосы? И она добивается пропуска в тюрьму, где в подвалах складывали после казни обезглавленные трупы. Их волосы и шли на прически восковых кукол. Получить такое разрешение было непросто, но Марии помогла ее девичья фамилия - Гросхольтц. Ею принимали за дочку некогда знаменитого палача и «коллеги» с уважением открывали ее двери своих застенков.
Тогда она еще не была «мадам Тюссо». Она стала ею в 1795-м, выйдя за муж за инженера Франсуа Тюссо. Брак был неудачен: прожив 8 лет, супруги расстались. Франсуа оставил Марии двух сыновей и свою фамилию, которую она обессмертила. Мало кто слышал о Марии Гросхольтц. Но все знают мадам Тюссо!
После смерти в своего приемного отца и учителя Филиппа Курциуса в 1794 году, Мария наследует его коллекцию и продолжает его дело. Но во Франции становиться слишком уж неуютно, начинаются бесконечные войны, и она, теперь уже мадам Тюссо, решает переехать в Англию, успев не задолго до этого вылепить скульптуру Наполеона. Наполеон, сделанный ее руками, пережил своего живого оригинала и до сих пор является ценнейшим экспонатом Лондонского музея.
Целых 33 года передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по Британским островам, пополняясь новыми экспонатами. Помимо английского бомонда и исторических личностей Британии в ней появляется галерея преступников. Мария сводит дружбу с эдинбурсгким палачом Джоном Уильямсом, получив через него доступ в тюрьму. Там она делает слепки лиц казненных, а некоторых знаменитых убийц лепит еще до приведения приговора – с натуры.
В 1835 бродячая выставка, наконец, осела на Бейкер-стрит, где Мария приобрела красивый особняк и в его залах разместила свои экспонаты. С этого момента можно вести отсчет музею Тюссо, хотя, как мы видим, его история началась намного раньше. Знаменитая ваятельница дожила до 89 лет, передав дело в руки сыновей Френсиса и Жозефа.
До 2007 года музеем владела наследственная кампания «Tussauds Group». Однако ее владельцы не устояли перед соблазном и за 2 млрд. $ и пай в мега-корпорации продали ее американской компании «Блэкстоун», владеющей сетью парков развлечений «Леголенд».
Популярность музея очень велика. Подсчитано, что за время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов человек, а в наши дни ежегодно (включая филиалы) на восковые куклы приходят посмотреть 14 миллионов посетителей.
Самая старая модель в коллекции – та самая мадам Дюбари, которую изваял еще Филипп Курциус. Всего в музее более 1000 различных восковых знаменитостей, и ежегодно их число увеличивается в среднем на 20. Каждая делается от 2-х месяцев до полугода, а иногда и дольше. Многое зависит от позы и насколько открыты участки тела прототипа. Большинство скульптур сделано с живых оригиналов, с которых снимают мерки – до 150 различных измерений. Кроме того, за экспонатами надо постоянно следить и ухаживать. Прически куклам укладывают и поправляют профессиональные парикмахеры, а чтобы полностью сменить прическу нужно до 1000 фунтов и от 2-х до 5-и недель.
Жизнь не стоит на месте. Часть фигур убирается на склад, их место заменяют другие. Так, например, в запасники убрали Бориса Ельцина, а вот восковой Путин остается среди самых знаменитых людей мира, хотя он уже и не президент.
Куклы Мэрилин Монро и Бритни Спирс в музее Тюссо

Многие фигуры стояли и стоят вечно. Ведь музей мадам Тюссо – только по названию – музей. На самом деле, это всемирная доска почета, своего рода – мавзолей, куда нужно попасть по своим заслугам и по известности.
Время тут не властно: здесь и вечно молодые «битлы» со своими гитарами, и вечно- прекрасная Мэрилин Монро, застывшая в лучшем мгновении своей жизни, в развевающимся белом платье, с ослепительной улыбкой и обнаженными ногами (кадр из ее фильма «Зуд седьмого года»). Тут же и молодой король рок-н-ролла Элвис Пресли, и идол поп-музыки Майкл Джексон.
Он, кстати, рекордсмен по числу изваяний – в музее 14 Джексонов, последним добавиться – 14-й, каким он был незадолго до преждевременной смерти.
Фанаты постоянно кладут к ногам своего кумира живые цветы и всматриваются в застывшие черты певца, молодого, в зените своей славы.
Всего в мире 9 музеев восковых фигур Тюссо, кроме Лондонского - 8 филиалов: в Амстердаме, Берлине, Гонконге, Шанхае, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Голливуде и Вашингтоне. Разумеется, композиции каждого, хотя и повторяют друг друга (многие экспонаты льются по одним формам), напрямую зависят от страны, где находится филиал и даже от города.
Если в Лондонском самое почетное место занимает королевское семейство, то в американских ударная когорта кукол представлена длинной плеядой президентов. Естественно, здесь сразу же после избрания появились Барак Обама и миссис Обама.
В Голливудском филиале, понятное дело – царствуют кумиры экрана.
В Гонконгском увидите королей кун-фу Брюса Ли и Джеки Чана, а также актрису и топ-модель Ашарвайю Рай, знакомую нашим зрителям по фильму «Последний легион».


Самый молодой филиал – немецкий, он открылся в Берлине в июле 2008 года. Немецкая экзотика представлена здесь, в частности, Марлен Дитрих, в черном цилиндре, ослепительно белом кружевном галстуке и с длинной сигаретой в руках. И Гитлером, который изображен в последние дни жизни – сидя в бункере, обреченный и ожидающий краха. Но даже такой Гитлер вызывает неоднозначную реакцию. Нашелся борец с диктатурой, чье имя полиция не стала раскрывать, который накинулся на воскового фюрера и оторвал ему голову. Голову поставили на место, борца за демократию оштрафовали и выпустили, а Гитлера не убрали, не смотря на довольно жесткую критику этой скульптуры в прессе.
Русские персонажи представлены практически во всех музеях Тюссо, среди них: Ленин, Екатерина Великая, Петр- I, Достоевский, Гагарин, Горбачев…
В целом же число наших соотечественников, отлитых в воске, в галереях Тюссо невелико. Но огорчаться не стоит. В России есть свои восковые музеи:
в Москве, Санкт - Петербурге, Новосибирске и там, конечно же, вас встретят множество фигур, как из прошлого, так и из настоящего, от царей до кумиров эстрады. И качество их не хуже лондонских или амстердамских скульптур. Но русские музеи восковых фигур не являются частью империи Тюссо и живут своей жизнью. И это уже отдельная история.


Александр Морозов. 2009 г.
Военно-исторический архив сайт

Об авторе:
Морозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты "Московский комсомолец" (MK
). Писатель.
Учредитель и редактор сайта сайт

История очерка:
Опубликован в 2009 г.в журнале "VIM - Magazine" -
журнал, распространяемый на авиалиниях.

Авторские права:
© Александр Морозов. Использование материала возможно только в не коммерческих целях при обязательном условии размещении кликабельной ссылки на источник. Ссылка не должна содержать тегов noindex и nofollow.