Мастер и маргарита проблемы аргументы егэ. Аргументы на тему «Месть и великодушие» из романа «Мастер и Маргарита» Булгаков

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

Тема искусства и мастерства всегда волновала М.А. Булгакова , а в романе «Мастер и Маргарита» – это одна из центральных, ключевых тем. Какими должны быть произведения искусства (любых жанров, в данном случае — литературы)? В чём ценность того или иного творения? Как отличить искусство от обычного ремесла? Над этими вопросами размышляет автор. Попытаемся понять, что именно ценит писатель в творчестве. Каким, по его мнению, должен быть деятель литературы?

В романе показано несколько героев, занимающихся литературной деятельностью. Среди них – литератор, председатель МАССОЛИТа (вымышленной писателем организации), редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз. Фамилия героя ассоциируется с другой – фамилией известного композитора 19 века – Г. Берлиоза. Однако герой словно противопоставлен своему однофамильцу, так как никакого таланта у него нет. Он занимает высокий пост в литературных кругах, один из героев так и называет его – «генерал» в мире литературы. Берлиоз, хотя и начитанный человек, часто демонстрирующий свою эрудицию, приводящий в свое речи примеры из истории, далёк от понимания истинности искусства. Можно предположить, каков уровень журнала, редактором которого является герой. Он прекрасно пользуется всеми привилегиями, которые ему положены по должности: имеет элитную дачу в литературном посёлке, обедает в престижном ресторане на Грибоедова. Это типичный бюрократ, не дающей возможности продвинуться в литературе истинному таланту. Не без его поддержки был буквально затравлен критикой Мастер. Не могут принять такие бездарные люди, как Берлиоз, талант другого, желание правдиво высказывать свои мысли, быть честным с читателями. Трагична судьба героя – он погибает под колёсам трамвая (смерть его была предсказана Воландом, словно это наказание за неверие в Бога и дьявола). Да и ресторан «Грибоедов» сгорает в конце романа, что словно символизирует неприятие халтуры, зависти, отсутствия таланта в литературе. Этим автор выражает своё отношение к людям, для которых писательство стало лишь «ремеслом», способом хорошо устроиться в этой жизни. Часто по руководителю можно судить и о самой организации. Берлиоза окружают подобные же люди.

К сожалению, Берлиоз не одинок в романе. Сколько ещё бездарных людей показал автор! Это и поэт Иван Бездомный , который всё же под воздействием Мастера осознал отсутствие таланта в себе, прекратил писать «стишки» и занялся другим видом деятельности. Он становится профессором истории и философии. Кстати, герой и псевдоним свой сменил на настоящую фамилию – Понырев. Псевдоним Бездомный тоже был данью моде, желанием подчеркнуть свою близость с народом (даже это было заигрыванием с читателями).

Это и критик Латунский , так резко высказавшийся о романе Мастера, что началась буквально травля автора, приведшая его в сумасшедший дом. Его статья «Воинствующий старообрядец» была написана в духе атеизма, в ней осуждались мысли Мастера о Боге. Латунский живёт в роскошном доме в Москве. Именно её квартиру разгромит Маргарита, превратившись в ведьму.

А «бездарность Сашка» — поэт Александр Рюхин ! Все понимают отсутствие таланта в нём, однако и он хорошо устраивается в литературной среде. Он тоже маскируется под пролетария, хотя ничего общего с рабочим классом не имеет. Бездарный сам, Рюхин позволяет себе критиковать самого Пушкина, считая, что ничего особенного нет в его поэзии и лишь тому случайно повезло. Зависть и злоба, душевная пустота – вот сущность характера этого человека.

Завершает «галерею» заместитель Берлиоза — Желдыбин , который может лишь заниматься организационными вопросами, например, похоронами. О его творчестве вообще ничего не сказано.

И это – «цвет» литературы! О какой свободе творчества, о каком таланте можно говорить, когда «элита» литературной среды так ограниченна и бездарна!

Трудно пробиться настоящему таланту в такой среде. Мастер – это истинный творец, создающий настоящее произведение искусства. Случайно выиграв деньги в лотерею, он бросает прежнюю работу в музее, снимает небольшую квартиру, покупает необходимые книги и пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Это философское произведение, в котором автор размышляет о лжи и правде, об истине, о страхе и трусости, о гибели невиновного человека и муках совести. Кончено, такое произведение члены МАССОЛИТа просто не могли ни понять, ни оценить по достоинству. Писать правдиво, искренне они уже давно разучились, да и не хотят, боясь потерять привилегии, почёт. Новое творение даже пугает их, и они решают «извести» автора критикой, полной злобы и обвинений, доводя героя до сумасшествия. Мастер просто не смог противостоять этой несправедливости. Автор оказался слабее своего героя. Если Иешуа не отрёкся от своих идей, пройдя нечеловеческие муки, то он решил сжечь роман, который принёс ему столько страданий. Но… «рукописи не горят!» Эта фраза, ставшая афоризмом, подчёркивает, что истинное творение всегда найдёт своего читателя, переживёт своё время, будет волновать души и сердца людей. В конце романа Мастер и Маргарита обретают долгожданную свободу.

Таким образом, проблема истинного искусства, несущего правду людям, созданного талантливыми мастерами, и ремесла, противопоставленного искусству своей бездарностью, бесталанностью, желанием угодить толпе и иметь почёт и славу – одна из основных в романе «Мастер и Маргарита». Автор уверен, что человек, посвятивший себя писательскому труду, должен осознавать важность своего дела, ответственность за созданные произведения. Только наличие таланта, высоких нравственных качеств могут позволить создавать высокохудожественные произведения. А если этого нет, то лучше просто не заниматься литературным трудом (как это сделал Иван Бездомный), а в другой области довести ремесло до совершенства, до искусства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» Най-Турс – «отец солдатам». Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками, он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на «мертвенном» перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей! В романе М.Булгакова «Белая гвардия» полковник Малышев распускает защитников города, чтобы сохранить их жизни – таков его нравственный выбор. Ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным в старшие братья: «Дети мои!.. на свою совесть беру и ответственность!.. Вас посылаю домой!!» За этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» на берегу Ангары власти собрались строить плотину, которая затопит близлежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине Дарье представляется право нравственного выбора: уехать или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.


Яркий пример нравственного выбора можно найти в повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни. Движение к нравственной высоте важнейший мотив биографии и творчества Л.Н. Толстого. В способности самосовершенствования писатель видел начало преобразования мира. По пути духовного преображения шел и герой «Войны и мира», Андрей Болконский, от ошибок и разочарований к евангельским истинам.

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

М. Шолохов. «Тихий Дон».

А. Геласимов. «Жанна».

Л. Петрушевская. «Глюк».

Л. Улицкая. «Бедные родственники».

Возможный вариант вступления/заключения

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь - коня потеряешь…», «Налево пойдёшь - себя потеряешь…», «Прямо пойдешь - и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

1. Месть сатаны в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», представлена, как правосудие. Гуляя по столице, поэт Иван Бездомный рассуждал с литератором Михаилом Берлиозом об антирелигиозной поэме. Они присели на скамейку и к ним вскоре присоединился незнакомец, напоминающий иностранца. От случайных знакомых он услышал, что дьявола не существует, а каждый человек сам управляет собственной жизнью. Случайный знакомый рассказал историю о прокураторе Понтий Пилате, отправившем на смерть Иешуа за высказывания против власти. Затем незнакомец предсказал Берлиозу, что ему комсомолка отрежет голову. В этот же вечер предсказание сбылось: литератор попал под трамвай и лишился головы. Иван Бездомный заподозрил в этой трагедии незнакомца, решил его выследить и разоблачить, но оказался в психиатрической больнице с диагнозом шизофрения. Таким жестоким способом Воланд отомстил людям, усомнившимся в существовании дьявола. Однако к ним нет жалости, поскольку эти люди творчество превратили в нескончаемую пропаганду. Правосудие представляет собой процесс, где наказываются лишь преступники, а не те люди, которые проявили неуважение суду.

2. Месть, которую в некоторой степени можно оправдать, идеально представлена в романе Михаила Булкакова. Незнакомец, представившийся Воландом, стал проживать в квартире умершего Берлиоза, предварительно отправив в Ялту Лиходеева, директора театра Варьете. Теперь председателя жилищного товарищества, принялись донимать граждане, желавшие получить в личное пользование комнату погибшего человека. Никанор Иванович Босой получил от Коровьева (переводчик Воланда) определенную сумму рублей в качестве взятки. Однако рубли превратились в доллары и председателя жилищного товарищества арестовали за спекуляцию валютой. Это случилось благодаря звонку Коровьева в милицию. Таким способом сатана наказал Никанора Босого за корыстолюбие. Он всегда пользовался служебным положением ради получения выгоды. Собирая взятки с просителей, он их презирал. Такая месть оправдывается, поскольку она пошла взяточнику на пользу.

3. Нередко месть застает человека неожиданно, причем безо всякого повода. Подобный случай описывает в своем бессмертном романе Михаил Булгаков. Как известно, сатана отправил из столицы Степана Лиходеева в Ялту, откуда тот стал отправлять телеграммы с просьбой подтверждения его личности и, что он является сотрудником театра. Однако администрация сочла это неуместной шуткой, поскольку Лиходеева буквально час назад видели в Москве. Помощник финдиректора Варенуха решил все это объяснить в милиции, но был звонок и по телефону незнакомый голос приказал,что никуда ходить не нужно. Мужчина проигнорировал данный приказ, был схвачен и доставлен в «нехорошую квартиру». Здесь его сделали вампиром, после чего Лиходеев примкнул к шайке Воланда. Данный пример подтверждает, что мести избежать невозможно, даже прибегая к разным ухищрениям. Она может заявиться в любое время и не спасут никакие контрмеры. Миновать расплату можно единственным способом – не делать ничего, что может повлечь возмездие.

4. В книге «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков описывает мнимое великодушие, но главное то, что люди в него верят. Примером стал сеанс черной магии,проведенный Воландом. Он сделал вывод, что человечество внешне заметно изменилось, но решил проверить, насколько осталась неизменной внутренняя сущность людей. Сначала на них посыпались деньги, затем кот лишил головы конферансье за то, что он назвал все происходящее обычным фокусом. Затем кот вернул голову на место. Далее Воланд наколдовал появление магазина, в котором предлагалось обменять свою старую одежду на новые дорогостоящие вещи иностраного производства. Затем маг со своей свитой исчез под звуки марша и общий переполох. Новая одежда, в которую были облачены женщины, исчезла в один миг в присутствии многочисленной публики, а деньги превратились в обычную бумагу. Зрители поздно поняли, что настоящее великодушие преподносится скромно. Это делается для того, чтобы человек, принимающий дары, не чувствовал себя чем-то обязанным, а тем более сконфуженным.

5. Настоящее благородство проверяется в беде. Это хорошо описывает русский писатель в своей книге «Мастер и Маргарита». Одного из героев помещают в психиатрическую больницу. Его коллеги признают помешательство сослуживца и спешат поскорее разорвать с ним всякие отношения.Никто из них даже не усомнился в правомерности принятых мер. Никто не пришел на помощь здоровому человеку, кроме незнакомца, душа которого по-настоящему добрая и бескорыстная. Сидя на больничной койке, Иван Бездомный увидел, как в окно протиснулся незнакомец, а затем представился Мастером. Поэт, лечащийся в психиатрической больнице поведал незнакомцу, что украл у фельдшера ключи, но все равно остается здесь, поскольку ему негде жить. После рассказа своей истории, Мастер сообщил Бездомному, что это происки сатаны. Затем посетитель поведал поэту свою историю, в которой рассказал, что писал роман о человеке, влюбившемся в замужнюю женщину. Благодаря непринужденной беседе с понимающим человеком, у Бездомного появилось настроение и поэт перестал переживать о своем забвении. Мастер, невзирая на потенциальную опасность, пришел на помощь незнакомому человеку, заточенному в психбольнице. Именно такой поступок можно назвать настоящим примером великодушия и мужества.

6. Подлинную благородность души и бескорыстия, не каждый человек способен оценить по достоинству. Иногда люди из-за великодушия даже страдают. В частности, такой пример описывает в своей книге Михаил булгаков. Здесь к смертной казни приговорил Понтий Пилат философа Иешуа, который предварительно избавил прокуратора от головной боли. Римский правитель понимал, что святой ни в чем не виноват, но он говорил, что Бог выше Кесаря и лишь ему нужно молиться и просить прощения за грехи. Понтий Пилат не рискнул противостоять местному духовенству, тем самым, позволив свершиться чудовищной несправедливости. Иешуа казнили вместе с двумя разбойниками, свидетелями чего стала толпа людей, с удовольствием наблюдавшая за казнью. Никому из них святой ничего плохого не сделал, а даже помогал. Нашелся лишь один ученик Иисуса, который выкрал тело своего учителя и захоронил. Толпа глуха к настоящей добродетели, а великодушие одного человека нередко обезоруживает.

7. Иногда щедрость души возникает под воздействием любви. Это хорошо описывает в своем бессмертном романе Михаил Булгаков. Потеряв любимого, героиня не знала, как и где его найти. На помощь пришел Азазелло, пообещав помочь разыскать Мастера. Демон пригласил Маргариту к Воланду, предварительно предложив ей волшебный крем. Она, преодолевая страх, покрыла себя этим зельем и стала невесомой. Девушка вместе с Азазелло полетела на бал к Воланду, который вернул ей Мастера вместе с квартирой. Но чего стоил Маргарите этот бал? Страх и отвращение испытывала девушка. Она даже решила облегчить загробную жизнь своей знакомой. Воланд по достоинству оценил великодушие Маргариты. Так любовь к Мастеру идеально раскрыла в девушке ее добродетель.

Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, «без приглашения». Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева. А есть такие, чьи книги читать совсем не просто, для них нужен особенный настрой и даже предварительная подготовка. Для меня таким писателем явился М.А. Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, вошел в ряд подлинных шедевров русской литературы. Михаил Афанасьевич писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время это многосмысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует и высочайшая художественность.

Среди наших писателей послевоенной эпохи Михаил Афанасьевич Булгаков теснее других связан с поисками истины.

Истина... Какое глубокое и емкое слово! Стараясь осмыслить его, мы говорим «истинная любовь, истинное великодушие, истинная доброта». Каждому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту предшествующих поколений, свойствен поиск и осознание этой истины. Люди совестливые, считающие себя ответственными за все происходящее па земле, всю жизнь старались найти правду, благодаря которой можно изменить себя и окружающий мир.

В поисках истины провел свою жизнь Лев Николаевич Толстой, анализируя каждый прожитый час. Страдал и мучился Федор Михайлович Достоевский, отыскивая в истине пути совершенствования души человека.

Для Михаила Афанасьевича Булгакова основным источником истины стала религия. Он был убежден, что только через приобщение к Богу человек обретает духовное пристанище, веру, без которой невозможно жить. Духовно-религиозные искания для людей творческих - это знак, которым отмечены их творения. У писателя носителями этого знака являются герои его книг.

Герои произведений Михаила Булгакова реалистичны и современны. Именно они помогают читателю осознать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеждение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблема нравственного выбора, ответственности и наказания становится главной проблемой романа.

Роман «Мастер и Маргарита» начинается со спора двух литераторов Берлиоза и Бездомного - со встретившимся им незнакомцем на Патриарших прудах. Они спорят о том, есть ли Бог или нет. На утверждение Берлиоза о невозможности существования Бога Воланд возражает: «Кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?» Иван Бездомный сумел ответить на этот вопрос: «Сам человек и управляет»

Ho развитие сюжета романа Михаила Булгакова опровергает этот тезис, раскрывает зависимость человека от тысячи случайностей. Например, нелепая смерть Берлиоза. А если жизнь человека зависит от тысячи случайностей, то можно ли ручаться за будущее? Что же является истиной в этом хаотичном миро? Этот вопрос и становится главным в романе. Ответ на него читатель находит в «евангельских» главах, где автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор человеческих путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловечности.

«В белом плаще, с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. В душе Понтий Пилат осознает, что Иешуа невиновен. Ho Михаил Булгаков показывает зависимость прокуратора от государства, он не имеет права руководствоваться нравственными принципами. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!». Это означает, что он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Ho в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается от своих убеждений, оставаясь истинно свободным.

Иешуа у Булгакова - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Ho он - воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказание не могут заставить изменить идее добра, милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет «ни власти, ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит.

В романе Михаила Булгакова Иешуа - прообраз Христа, но это не богочеловек, а тот, кто знает и несет истину. Он проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви, милосердию.

Ho в мире булгаковского романа появляется и Сатана - Боланд - со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Боланда на окружающее близок автору. Всего на три дня Боланд и свита остаются в Москве, но спадает покров серой повседневности, и человек предстает перед нами в своей наготе: «Они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги».

Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Всевидящий Воланд утверждает, что никакой ход истории не меняет человеческой природы. Именно эти страницы романа заставляют читателя задуматься над вопросом: человек полностью зависит от случая и все в нем предсказуемо? Что же может противостоять стихии жизни, и можно ли изменить этот мир? На эти вопросы автор отвечает, рассказывая нам романтическую историю Мастера и Маргариты.

Поведение романтических героев определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер устанавливает историческую истину, написав роман об Иешуа и Понтии Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Ho Мастер не герой, он лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного государства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она преодолевает страх во имя жизни, собственный страх во имя веры в талант Мастера: «Я погибаю вместе с тобой». Она идет нa самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Так Маргарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравственными принципами.

Прочитав роман, я еще долго размышляла над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты.

Так что же такое истина, по Булгакову? Истина - это ответственность человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, это собственный выбор жизненных путей. Истина - это всепобеждающая сила любви и творчества, возносящая душу к высотам настоящей человечности.

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше .

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.