Материал на тему: разработка вечера для старшеклассников "Учение с увлечением". Психологическая игра для старшеклассников «Бабочка

Объявления связанные с запросом

Конкурс

— Проведение конкурсов, создание праздничной атмосферы в коллективе;

— развитие творческих способностей учащихся;

— формирование навыков общения юношей и девушек.

Оборудование: коробки с бумагой, полосками ткани, целлофана, газеты, призы для победителей.

Подготовка к проведению конкурса: За несколько дней до вечера определяются 3-5 пар юноша-девушка, выбираются 1 или 2 ведущих, избирается жюри.

Ход вечера:

Ведущий: Уважаемые девушки и юноши! Представьте, что для совместного проведения праздника вы отправились в путешествие на теплоходе, зашли в бар выпить чашечку кофе. Юноша, желая расположить к себе девушку, рассказывает ей анекдоты.

Конкурс 1 – на лучший анекдот

Ведущий: Вот вы пьете кофе, слушаете музыку, и вдруг – ваш теплоход терпит крушение. Течением вас выбрасывает на берег. Вы осмотрелись на острове и поняли, что остров необитаем. Здесь вас ждут самые необычные приключения. Обычно девушки очень эмоциональны, но в экстремальных ситуациях юноши чаще впадают в панику.

Конкурс 2 «Без паники, друг!»

Ведущий: Вам, милые девушки, нужно найти необходимые слова и успокоить вашего друга.

Ну вот, вы успокоились, взяли себя в руки. Огляделись вокруг, убедились, что остров действительно необитаем, и вам придется устроиться на ночлег.

Конкурс 3 «Моя хата с краю»

Ведущий: Юноши должны нарисовать проект жилища, а девушки – модели одежды. Ведь ваша одежда пришла в негодность.

Каждая пара выбирает, из какого материала изготовит одежду – из бумаги, полосок ткани, из целлофана…

Демонстрируются и комментируются проекты жилищ и модели одежды.

Ведущий: Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок.

Конкурс 4

составить меню на один день из того, что растет и бегает вокруг

Ведущий: Теперь, когда вы сыты, у вас уютное жилище, подходящая одежда, вы, уважаемые юноши, заметили, какая у вас замечательная подруга – и вкусно готовит, шьет, поддерживает вас, и вы уже влюблены в нее.

Конкурс 5 «О, свет очей моих!»

«О, свет очей моих!» — объяснение в любви (можно предложить юноше поздравить девушку с праздником и преподнести подарок – цветок, сувенир, и т. п.)

Ведущий: Пока влюбленные объяснялись в любви, начался шторм и ваш остров затапливает водой.

Конкурс 6 – танец на газете

Пары танцуют на газете, газета складывается вдвое, затем вчетверо, и т. д.

Ведущий: До сих пор все складывалось благополучно, но оказывается, на острове есть хозяева. Они давно за вами наблюдали и хотели познакомиться с вами поближе.

(Выход папуасов – танец)

Но ваши намерения им неизвестны, может быть, им хочется вас зажарить и съесть, или, наоборот, пригласить на костер дружбы.

Конкурс 7 «Мой твоя не понимать»

Необходимо объясниться с местными жителями танцем, песней, пантомимой.

Ведущий: Но, к счастью, папуасы оказались общительными и добрыми, и вы прекрасно нашли общий язык.

Конкурс 8 «Крик души»

Ведущий: Удачно складывается ваша жизнь на острове. Все-то у вас здесь есть: хорошее жилище, любимая девушка, много друзей… Но вы все чаще стали вспоминать о комфорте цивилизации. И, когда увидели пароход, у вас запела душа.

Исполняется песня.

Подводятся итоги, победители награждаются призами.

Эти музыкальные весёлые игры можно использовать на праздниках и дискотеках для старших классов.

Творческие задания

1. Составить рассказ из строчек песен на тему: «Россия — родина моя», «Путешествие по родному краю», «Лес — страна чудес», «Школьная пора» и др.

2. «Слова наши — музыка ваша». На мелодию известной песни придумать свои слова.

3. Составить попурри на известные песни. Примерные темы: «Детство, детство...», «Летом в деревне», «Сказочное государство».

4. Представить клип на текст песни (на выбор или на тему).

5. Иллюстрированная песня. Подобрать песню к предложенным рисункам.

7. Попробуйте промаршировать строем, используя известную песенку, например:

«В граве сидел кузнечик»;

«Спят усталые игрушки»;

«Маленькой елочке холодно зимой».

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ, ИЛИ НАЗОВИ ПЕСНЮ

Для игры подготовьте карточки-темы, сложите в пакет. Необходимо назвать песню или соответствующие строчки из песни. Время на обдумывание — 30-60 секунд. Предлагаются варианты примерных ответов. Возможно, что ответ предложит другая команда (или игрок), если своевременного ответа не последует. Побеждает команда, давшая большее количество ответов.

Название темы

Название песни или строчки

1. Транспорт

1. Голубой вагон

2. Антошка

3. Географические названия

3. Чунга-Чанга

4. Всюду жизнь

4. Кузнечик

5. Вместе весело шагать

6. События

6. Песенка крокодила Гены

7. Радость

8. Расписание уроков

8. Дважды два — четыре

9. Яблони в цвету

10. Ландыш, ландыш

11. Начало

11. Улыбка

12. Младенчество

12. Топ-топ

13. Игрушка

13. Я был когда-то странной...

14. Трус не играет в хоккей

15. Вкуснятина

15. В подарок пятьсот эскимо

16. Радио Сибири

17. Цветная палитра

17. Оранжевая песенка

18. Профессия

18. Крепче за баранку держись, шофер...

19. Времена года

19. Что такое осень?

20. Учат в школе

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Карточки-перевертыши можно пронумеровать и предложить командам назвать 3-5 цифр. Названные цифры не повторять. А затем по известной логике игры прочитать предложенное в перевернутом виде.

1. Увядали дыни и арбузы,

Утонули дожди под землей.

2. Ночь поражения, так она была к вам близка.

3. Друзья восстановили чужой шалаш, излечили половину ее близких...

4. Свиньи, свиньи, разбудите генералов.

5. Во поле березу срубили.

6. Ползите, вороны, ползите!

7. Я предлагал себя стократно.

8. Девушек так мало незамужних.

9. От гримасы светлая ночь темней.

10. Он не был никогда хорошим предметом без названия.

11. Там некто в балочке поднялся.

12. По-над озером от мелей,

От теснин болотных вод.

13. Мужское горе не радо противной вдалеке.

14. Не надо ползать красиво водителям по снегу.

15. Мне танец разрушать и умирать мешает.

16. Подумай о неделях снизу.

17. У деда скончалась одна грустная курица.

18. Мальчик смеется: кубик приполз.

1. Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

2. День победы, как он был от нас далек.

3. Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью...

4. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

5. В лесу родилась елочка.

6. Летите, голуби, летите!

7. Ты отказала мне два раза,

«Не хочу!» — сказала ты.

8. Парней так много холостых.

9. От улыбки хмурый день светлей.

10. Я был когда-то странной игрушкой безымянной.

11. Вот кто-то с горочки спустился.

12. Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны. ,

13. Женское счастье — был бы милый рядом.

14. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

15. Нам песня строить и жить помогает.

16. Не думай о секундах свысока.

17. Жили у бабуси два веселых гуся.

18. Девочка плачет — шарик улетел.

УЗНАЙ ПЕСНЮ ПО ОПИСАНИЮ

По предложенному описанию команды или игроки, заполняя свою карточку, отмечают ответы под номером 1, 2 и т. д. У кого больше правильных ответов, тот побеждает.

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе

2. Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью

3. Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси

4. Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек

5. Песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе

6. Песня о трагической гибели маленького насекомого

7. Песня о будущем, которое не должно быть жестоко к нашим современникам

8. Песня о загорелой девушке, собирающей виноград в соседнем саду

9. Песня о первостепенное™ авиации

10. Песня о городе, куда не едут поезда и не летят самолеты

11. Песня о животном, которого ненавидит весь дом

12. Песня об одинокой пловчихе с дудкой

13. Песня об использовании улыбки в качестве электричества

14. Песня о стране,

где можно встретить жар-птицу

и золотого коня

15. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает

16. Песня об использовании хлорида натрия не по назначению

17. Песня об ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет

18. Песня об одинокой красавице

Ответы

1. «Если долго-долго-долго...».

2. «В голове моей опилки...».

3. «Где-то на белом свете...».

4. «А нам все равно...».

5. «Пора-пора-порадуемся...».

6. «В траве сидел кузнечик...».

7. «Прекрасное далеко...».

8. «Смуглянка».

9. «Первым делом — самолеты...».

10. «Мальчик хочет в Тамбов...».

11. «Черный кот».

12. «А я в воду войду...».

13. «От улыбки станет день светлей...».

14. «Маленькая страна».

15. «Теперь я Чебурашка...».

16. «Не сыпь мне соль на рану...».

17. «Чему учат в школе».

18. «Во поле береза стояла...».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

Подготовьте карточки-вопросы. В этой игре вопросы ориентированы на внимание, наблюдательность, память. Задача игроков или команды — дать точный ответ строчками песни.

1. Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своем рисунке?

2. Что можно делать в сказке?

3. Кто пасется на лугу далеко-далеко?

4. Что делали гуси в луже у канавки?

5. Что случилось с медведем, когда он шел к своей берлоге по проселочной дороге?

6. С кем дружил кузнечик?

7. За что полюбили жука, старика-добряка?

8. Что в голове у Винни-Пуха?

9. Из чего сделаны наши девчонки?

10. С чего начинается дружба?

11. Висит на заборе, колышется ветром бумажный листок. Что на нем написано?

12. Папа может все что угодно! Плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может?

13. От чего собака бывает кусачей?

14. Из какого оружия бьет по воробьям королевская охрана?

15. Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нет, чем...?

16. Что делает кандидат наук, когда первокласснику задают в школе задачу?

17. Что получилось у волшебника- недоучки, когда он хотел сделать грозу?

18. Раз иголка, два иголка — что будет?

19. Скорый поезд набирает ход. Какие у него вагончики?

20. Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?

21. Какую песню поет веселый ветер?

22. Какую песенку напевал и в беде, и в бою отважный капитан?

Ответы

1. Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

2. В сказке можно покачаться на луне

И по радуге промчаться на коне.

3. Правильно, коровы!

4. Мыли гуси лапки в луже у канавки.

5. Наступил лисе на хвост.

6. Не трогал и козявку и с мухами дружил.

7. Очень уж душа легка у него, весельчака.

8. В голове моей опилки, да, да, да!

9. Из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок. Из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок.

10. Ну, а дружба начинается с улыбки.

11. Пропала собака по кличке Дружок.

12. Только мамой не может быть.

13. Только От жизни собачьей собака бывает кусачей.

14. Если близко воробей — - мы готовим пушку.

15. Бродить друзьям по белу свету.

16. Кандидат наук и тот над задачей плачет.

17. А получил козу, розовую козу с желтою полосой.

18. Будет елочка.

19. Голубой вагон бежит, качается.

20. Можно в Африку прийти.

21. Кто весел — тот смеется,

Кто хочет — тот добьется,

Кто ищет — тот всегда найдет.

22. Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка — это флаг корабля.

Психологическая игра для обучающихся 10-11 классов «БАБОЧКА»

Цель: развитие способности понимать и принимать особенности другого человека, отличные от собственных.

Задачи :

обучение навыкам самопознания;

предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;

развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества друг с другом;

формирование умения понимать другого;

Необходимые материалы : ручки и по 2 листа формата А4 на каждого участника; цветные карандаши, фломастеры; музыка для релаксации.

Ход игры

Педагог-психолог и участники садятся в общий круг.

Приветствие

Педагог-психолог приветствует всех участников. Все присутствующие здороваются по кругу необычным способом.

Педагог-психолог: В школе мы все собираемся вмес-те, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — ин-тересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.

Передавая мяч друг другу, назовите свое имя, расскажите немного о себе, скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хоро-шо получается.

Составление правил группы

Педагог-психолог знакомит подростков с пра-вилами работы психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Разминка

Педагог-психолог: продолжите пожалуйста, фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы...» (вре-мя на размышление — 2 минуты).

Теперь по кругу каждый из вас назовет то насекомое, которое он представил. Расскажите почему выбрали именно это насекомое.

Педагог-психолог:Возьмите лист бумаги и напишите в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какой(ая) я?»

Напротив каждой характеристики напишите проти-воположную ей (антоним). Рядом с каждой характери-стикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и «-», если нет.

Введение в сказку

Педагог-психолог:Сегодня вы познакомитесь со сказкой, ко-торая называется «Бабочка». Вы окажетесь на вол-шебной поляне и встретитесь там с разными насеко-мыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее — то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлени-ем темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солн-ца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услы-шала:

— Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недо-вольно смотрящего на нее.

Извините, это вы мне? — учтиво поинтересовалась Бабочка.

Вам, — буркнул Жук. — Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

Анализ характеристик

Педагог-психолог:Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список — особенности характера, наиболее присущие вам, а второй — те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили «-», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характери-стики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя».

Продолжение сказки

Полет — моя жизнь, я наслаждаюсь им, — сказала Бабочка. — А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цве-сти. Хотите, будем вместе ее украшать?

Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! — фыркнул Жук. — Я занят настоящим делом — челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные — любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

А зачем перекусывать прутики? — поинтересова-лась Бабочка.

Ну, вообще-то я их не перекусываю, — уточнил Жук. — Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А по-том толстею и добрею.

А я красоту люблю, — сказала Бабочка, — вот и по-могаю нашей поляне цвести.

Игра «Межгрупповая встреча»

Педагог-психолог: В нашей сказке встретились два разных харак-тера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия срав-нил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй — жуки, божьи ко-ровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особен-ностях своих насекомых — тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить сле-дующие задачи:

Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

Описать представление, которое, по вашему мне-нию, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Через 20 минут я пере-дам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников.

В течение 15-20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу.

А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой груп-пы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация ока-залась для вас совершенно новой? Как вы можете объяс-нить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем — другие? У вас есть 10 минут.

Педагог-психолог: Возвращайтесь на свои места. Давайте обменяемся впе-чатлениями.

Продолжение сказки

Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда — несерьезно, баловство какое-то.

А давайте полетим вместе, — предложила Бабоч-ка. — В полете и поговорим.

И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

Игра «Отражение»

Педагог-психолог предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они — отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Затем ведущим становится второй участник и выпол-няет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 ми-нуты).

На следующем этапе инициатива в движении рук долж-на поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать осторожно и медленно. На выпол-нение задания отводится 2 минуты.

В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, на-сколько успешно им удавалось взаимодействовать).

Игра «Рисунок поляны»

Педагог-психолог:Вот так Жук полетал и, посмотрев на поля-ну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете най-ти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

Педагог-психолог включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны (10 минут).

Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмо-трите, какие разные у вас поляны.

А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

—Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

Педагог-психолог: Спасибо за замечательные рисунки, за активное обсуждение. Продолжим сказку

Окончание сказки

Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удив-лением заметил множество ярких и нежных цветов.

— Сядем на колокольчик, — предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий сте-белек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

— Не тот вес, — сказал он и, посмотрев на бабочку, до-бавил: — Извини, порхающее создание. Я понял — ты со-здана для своей жизни, так же как я — для своей. Спасибо.

Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимо-го занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

Игра «Подарок»

Педагог-психолог:Сейчас вы можете сделать друг другу по-дарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изо-бражает какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа (цветок, мороженое, игрушку мягкую или эмоции и т.п.)

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомни-лось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

Завершение занятия.

Педагог-психолог: спасибо большое за продуктивную работу.

Занятие составлено по материалам журнала "Школьный психолог"

«Совет директоров»

Игра предназначена для школьников старшего возраста.

Большинство ребят представляют, что такое совет директоров, по фильмам. Можно предложить им устроить нечто подобное дома.

Ведущий должен заранее придумать для каждого играющего роль, изложить на отдельных листочках цели и возможности каждого персонажа и раздать листы игрокам. Чтобы игра получилась захватывающей, необходимо, чтобы у некоторых участников были противоположные интересы.

Правила игры следующие: разрешается вступать в союзы с другими играющими, запрещается отступать от цели, подставлять других игроков и превышать полномочия, полученные в начале игры.

Выигрывают те, кто раньше добьется своей цели. Именно у этих игроков сильнее всех развиты лидерские способности.

Ведущий должен обратить внимание на то, как участники игры разговаривают, чтобы понять, какие их качества нужно развивать в первую очередь.

«Куры и лисы»

Для детей старшего школьного возраста и подростков. Максимальное число игроков не ограничено, но не должно быть менее 11 человек.

Выбирается ведущий, игроки делятся на две равные команды, дают каждой из них название: «куры» и «лисы». Проводится длинная линия, параллельно которой на расстоянии 1 м выстраиваются две команды. На линию встает ведущий. Когда он произносит команду: «Куры!», начинают убегать «куры», а «лисы» их догоняют. Команда, которая догоняет, должна поймать убегающих или дотронуться до них. Чем больше атакующая команда поймает «кур», тем лучше.

Ведущий может атакующими сделать и команду «кур», чтобы игроки не привыкали к тому, что они всегда убегают, а «лисы» – атакуют, а потому были настороже.

Фильмы и актеры

Выбирается ведущий. Он берет мяч, остальные заключают его в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков и называет любой фильм – российский или зарубежный. Игрок, получивший мяч, должен быстро назвать какого-либо актера, который занят в нем, и отдать мяч обратно ведущему. Если игрок не сумел вовремя сориентироваться и назвать актера, он выходит из игры. То же самое происходит, если игрок назвал актера, но не успел вовремя отдать мяч.

Играть можно и по-другому. Например, ведущий называет актера, а игрок – фильм, в котором этот актер снимался. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок – победитель.

«Гример»

Для детей старшего школьного возраста.

Есть два способа проведения игры. В первом случае состояние человека играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

«Создай эмоциональный образ»

Для детей среднего и старшего школьного возраста. Число участников от четырех человек.

Перед началом игры всем раздают по 3 листа бумаги и по карандашу.

Ведущий предлагает игрокам нарисовать по одному человеческому лицу на каждом листе бумаги, причем это лицо должно выражать какую-либо эмоцию: радость, печаль, злобу, недовольство и т. д., по выбору самого игрока. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После этого ведущий собирает рисунки у игроков, перемешивает их. Все рассаживаются полукругом возле ведущего, так, чтобы его было хорошо видно. Ведущий достает по одному рисунку и показывает (предъявляет) его всем игрокам. Ребята в свою очередь должны постараться определить. какую именно эмоцию выражает данное лицо. Игрок, являющийся автором этого рисунка, не должен подсказывать остальным.

Если игроки правильно угадывают эмоцию, то автор рисунка получает очко.

Но может получиться так, что, отражая на бумаге эмоциональный образ, автор рисунка имеет в виду одну эмоцию, а остальные дети увидели в нем другую. В этом случае у игрока минусуется одно очко.

При подведении итогов победителем игры считается участник, набравший больше всего очков.

Радость или грусть?

Для детей старшего школьного возраста.

Все присутствующие делятся на две команды. Первая команда должна выйти из комнаты, их участие в игре ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Вторая команда начинает игру. Ведущий задает игрокам различные вопросы области литературы, математики, искусства. Участники игры отвечают на них.

Если ответ верный, игрок получает небольшой приз – конфету, игрушку или сувенир.

После завершения ответов на вопросы приходит вторая команда. Задача участников – по поведению друзей угадать, кто из них правильно ответил на вопросы, а кто нет. Суть игры проста: далеко не все дети могут сдержать свою радость по поводу удачного ответа на вопрос или, наоборот, грусть из-за незнания верного ответа. Вторая команда пытается угадать эмоции членов первой команды.

Разумеется, далеко не все члены второй команды смогут догадаться об этом, руководствуясь только поведением ребят из первой. Если кто-то смог выполнить это условие, ему присуждается определенное количество очков. Отмечаются также те ребята из первой команды, которые сумели сдержать свои эмоции. Победителями становятся те, кто набирает больше очков.

Точный расчет

Для детей старшего школьного возраста.

Дети должны уметь анализировать какую-то ситуацию, взглянув на нее с позиции стороннего наблюдателя. Разумеется, при этом не должно быть места эмоциям, которые только вредят пристальному анализу. Чтобы научить детей подобному, можно использовать следующую игру.

К игре надо подготовиться заранее. Суть ее в том, что ведущий читает или рассказывает какую-то историю, которая вызывает у всех живейший отклик. Задача ребят – высказать свое мнение по поводу поведения различных героев этой истории. Но высказывания должны быть предельно сдержанными, в них нежелательны какие-то эмоции.

А чтобы рассказ ведущего вызывал наиболее живой отклик среди всех ребят, его можно снабдить множеством деталей и подробностей. Словом, можно рассказать как бы историю из своей жизни, добавив к ней множество различных деталей.

Ведущий внимательно следит за высказыванием каждого. Если игрок говорит спокойно, анализируя рассказ с точки зрения стороннего наблюдателя, не проявляя при этом таких эмоций, как радость, гнев или неприязнь, то ведущий может высоко оценить его ответы. Если участнику игры не удается сдержать свои эмоции – соответственно, он получает меньше очков. В конце игры подводятся итоги. Те, кто наберет больше очков, могут считаться победителями.

«Бедные и богатые»

Для детей старшего школьного возраста.

Современные дети четко осознают разницу между материальным положением различных семей. Они точно знают, чьи родители зарабатывают много, а чьи – мало. Игра поможет детям преодолеть мучительный комплекс из-за недостаточного благополучия своей семьи.

Ведущий может рассказать небольшую историю о какой-то семье. Можно использовать историю из литературного произведения или фильма и включить в нее упоминание о какой-то бедной или богатой семье. Затем он предлагает побеседовать на эту тему. Вопросы могут быть самыми разными, например: «Кто более счастлив – тот, у кого больше денег, или тот, кто умеет довольствоваться малым?»

Каждый ребенок имеет право высказаться. Например, ребята могут привести собственные примеры о влиянии денег на жизнь. По ходу беседы все должны уяснить, что много денег – это еще не самое главное в жизни. В качестве примера ведущий может рассказать истории из жизни знаменитых людей, чье материальное благополучие не принесло им счастья.

Игру можно несколько разнообразить. Например, каждый начинает фантазировать на тему, как он представляет свою будущую жизнь. Он может сказать, кем хочет быть, когда вырастет, сколько он хотел бы зарабатывать и как хотел бы устроить свой дом и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право на свое мнение.

Общение с незнакомыми людьми

Для детей старшего школьного возраста.

Дети часто испытывают трудности в общении с незнакомыми людьми. Например, в магазине они стесняются спросить продавца о чем-то или на улице не могут набраться смелости и спросить, как пройти по нужному адресу. Игра поможет со временем избавиться от этого комплекса. Суть игры проста. Ведущий и кто-то из участников игры должны завести беседу с кем-то из незнакомых людей. Это может происходить следующим образом: они подходят в магазине к продавцу. Ведущий при этом сохраняет молчание, а игрок сам должен подробно расспросить продавца о чем-то.

Например, можно выбрать какую-то заводную игрушку и узнать все о том, как она работает. Когда игрок подробно расспросит продавца о чем-то, ведущий оценивает уровень его общения по балльной системе. Остальные ребята могут находиться рядом, а могут ожидать товарищей недалеко от магазина. Игра продолжается, но теперь завести беседу должен другой игрок.

Варианты беседы самые разные: например, можно расспросить о чем-нибудь старушку на лавочке, дворника, милиционера и т. д. За умение завести разговор с незнакомым человеком ведущий присуждает каждому игроку определенное количество баллов. Разумеется, в игре нет победителей и побежденных, но тот, кто наберет больше баллов, может быть поощрен каким-то призом.

Игры для разделения аудитории на несколько групп

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3-5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев»

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я - Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

  • В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
  • Что мне больше подходило - вести или следовать?
  • Когда я чувствовал дискомфорт?
  • Что мне понравилось в моем партнере?
  • Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят - щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5-7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону - с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры - научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

    Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Вопросы:

  1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?
  2. Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?
  3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?
  4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
  5. Назовите одну из ваших семейных традиций.
  6. Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.
  7. Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.
  8. Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?
  9. Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.
  10. Назовите что-то, что делает вас счастливым.
  11. Назовите что-то, чего вы боитесь.
  12. Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?
  13. Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.
  14. Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.
  15. Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?
  16. Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.
  17. Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.
  18. Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?
  19. Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?
  20. Как бы вы описали рай?
  21. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
  22. Согласны ли вы, что применение наказания - лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?
  23. Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.
  24. Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?
  25. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
  26. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.
  27. Мое любимое животное - это…
  28. Я чувствую страх, когда думаю о…
  29. Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…
  30. Когда у меня выдается свободное время, я люблю…
  31. Моя любимая телевизионная программа - это…, потому что…
  32. Мне нравится есть…
  33. В школе мне нравится…
  34. Мне больше всего нравятся люди, которые…
  35. Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

  • Очень люблю заниматься…
  • У меня неплохо получается…
  • Меня беспокоит…
  • Я особенно счастлив, когда…
  • Мне особенно грустно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Когда печалюсь, я…
  • Я представляю себя…
  • Я привлекаю внимание с помощью…
  • Я добился(ась)…
  • Я притворяюсь… хотя на самом деле…
  • Другие люди вызывают во мне…
  • Самое лучшее во мне - это …
  • Самое плохое во мне - это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

  1. Опиши то время, когда тебе было одиноко.
  2. Что тебе помогло справиться с одиночеством?
  3. Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?
  4. Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2-3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше - ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Мудрые мысли

  • Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк
  • Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)
  • Цена свободы - это вечная бдительность. Д. Керран
  • Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит
  • Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий
  • Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека
  • Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер
  • Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека
  • По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего - не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель
  • Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков
  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций
  • Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон
  • Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм
  • Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин
  • Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский
  • Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов
  • Свобода - только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение
  • Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати
  • Опьянение - не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, - кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека
  • Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия. Новалис
  • То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр