Методики, способствующие развитию и совершенствованию форм восприятия. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихо, чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка -- активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным развитием.

Методики для развития восприятия неречевых звуков

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идет звук помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомобиля. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаете звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрения -- слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Для развития слухового восприятия 2 методики:

1)Шумящие коробки

2)Движения под музыку

Методика «Шумящие коробки»

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого - педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, которые побуждают ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Если ребенок не может справиться с заданием следует попробовать провести методику с открытыми глазами.

Данная методика позволяет развить слуховое восприятие и дифференциацию шумовых различий, учит прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности. так же тренирует моторику, развивает слуховую память, дает возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть.

Методика «Двигаемся под музыку»

Оборудование: барабан, гармошка, бубен.

Данная методика учить различать звучание музыкальных инструментов и соотносить движения с характером звучания. Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координации, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной. Организация движений с помощью ритма развивает у детей внимание, память и внутреннюю собранность.

Методики для развития восприятия речевых звуков

Речевой слух -- понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка -- различать смысл слов, близких по звучанию (уточка -- удочка, дом -- дым). Речевой слух начинает развиваться рано. У ребенка в возрасте двух-трех недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; в 5--6 месяцев он реагирует на интонации, несколько позднее -- на ритм речи; примерно к двум годам малыш уже слышит и различает все звуки родного языка. Можно считать, что к двум годам у ребенка бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время еще существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением. Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха -- звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить, какие звуки слышен в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Методики:

1. «Хлоп-хлоп»

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

Данное упражнения помогает в развитии слуховой дифференцировке, обучает звуковому анализу слова, развивает внимание.

2. «Путаница»

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?

В океане кто плывет?

В огороде что растет?

Под водою кто живет?

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Главное в этом упражнении, чтобы ребенок понял, что один звук полностью может изменить значение слова.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ. Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский государственный университет

Кафедра клинической психологии

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «специальная психология»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Метод исследования степени глухоты -- методика громкой и шепотной речи по Боскису И.М. Теоретико-методологическое обоснование -- теория восстановления психических функций путем растормаживания нервных центров по Л.С. Цветковой.

ЗАДАЧАМИ работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушенным слухом являются: - развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

Создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухозрительной основы для восприятия устной речи;

Обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

Знакомство детей со звучащими игрушками

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Игра «Это барабан»

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Игра «Это бубен»

Оборудование: бубен.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН.

Ход игры слух глухота растормаживание восприятие

Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну можно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Игра «Это дудка (гармошка, свисток,металлофон, шарманка)»

Оборудование: дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.

Ход игры

Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:

гармошка, металлофон, шарманка -- ляляля,

дудка -- у ,

свисток -- и или пи .

Обучение детей умению реагировать на начало и конец звучания

Цель: учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки и прекращать его при завершении звучания.

Игра «Покажите игрушку (лялю, мишку...)»

Оборудование: барабан, небольшие игрушки (куклы, мишки, зайки...), большой экран или ширма.

Ход игры

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. У каждого ребенка в руках игрушка. У педагога та же игрушка. Она спрятана за спину. Педагог воспроизводит звучания на барабане, и в момент ударов игрушка появляется из-за спины и танцует. Педагог прекращает игру на барабане и прячет игрушку вновь за спину.

Педагог учит детей в момент начала игры на барабане показывать игрушку и убирать ее, когда звучание прекращается.

По мере того как дети овладевают этим умением, видя действия взрослого, звучания начинают предъявляться и только на слух. С этой целью педагог воспроизводит удары по барабану за экраном (ширмой).

По мере определения того, какие игрушки и на каком расстоянии слышат дети с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (или без них), в данной игре в качестве источника звука могут выступать и другие звучащие игрушки, например, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка.

Игра «Мы танцуем»

Оборудование: пианино, дудка, цветные ленточки, платочки, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Дети полукругом стоят перед педагогом, у каждого в руках ленточки или платочки. Педагог одной рукой начинает играть на пианино, а второй -- размахивать платочком (ленточкой) над головой. Он прекращает игру и опускает руку, пряча за спину платочек (ленточку).

Педагог учит детей в момент начала игры на пианино размахивать платочком (ленточкой) над головой и убирать его за спину, когда звучание прекращается.

По мере того как дети овладевают этим умением, видя игру педагога на пианино, звучания начинают предъявляться и только на слух. С этой целью педагог играет на пианино за экраном (ширмой) или дети поворачиваются спиной.

Вместо платочков у детей могут быть флажки (ленточки...), которые они поднимают в момент звучания и опускают, когда оно прекращается. Можно дать детям маленьких кукол, которые начинают танцевать под музыку и останавливаются (садятся) при ее прекращении.

Аналогично проводится игра, в которой в качестве источника звука используется дудка.

Игра «Похлопаем»

Оборудование: бубен, большой экран или ширма.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно.

Ход игры

Игра проводится аналогично играм, описанным выше. В ответ на удары по бубну дети хлопают в ладоши перед грудью (педагог стимулирует их сопровождать хлопки произнесением слогов папапа или татата /как могут/), а после их прекращения опускают руки.

Игра «Разбудим куклу»

Цель: развивать внимание детей к звукам окружающего мира.

Оборудование: кукла, часы-будиль-ник, пылесос, телефон, картинки с подписями: ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Речевой материал:будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, кукла (...) спит, кукла (...) не спит, ЧАСЫ, ПЫЛЕСОС, ТЕЛЕФОН.

Ход игры

Дети полукругом сидят перед педагогом. Перед ними в кровати спит большая кукла. У педагога будильник. Он говорит: «Кукла спит». Затем он включает будильник, от звука кукла «просыпается». Он повторяет это несколько раз. В то время как еще продолжает звучать будильник, педагог может спрашивать детей: «Что звучит?» и показывает картинку с подписью ЧАСЫ,которая прочитывается.

Затем детям раздаются маленькие куколки в кроватках. Педагог на глазах детей вновь заводит будильник и учит детей в момент его звучания показывать, что кукла проснулась, и отвечать на вопрос «Что звучало?» показом картинки с подписью и ее прочтением.

Когда дети начнут справляться с заданием «будиты> куклу по звонку будильника в условиях, когда они видят, как педагог его включает, звучание начинает предъявляться только на слух. В этом случае будильник заводится за экраном, ширмой.

В ходе последующих игр детей учат аналогично воспринимать звучания пылесоса, телефона или любых других бытовых шумов. В ответ дети показывают, как проснулась кукла (мишка, зайка...), а в ответ на вопрос «Что звучало?» демонстрируют соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Вместо игрушки можно «будить» и одного из детей: он сидит или лежит перед детьми, изображая сон, и пробуждается по звуковому сигналу.

Когда дошкольники начинают уверенно «будить» игрушку при восприятии того или иного бытового звучания, можно усложнить игру: предложить детям различать, какой звук разбудил игрушку.

Педагог демонстрирует, как большая кукла просыпается от звонка будильника, затем ее вновь укладывают спать и будят, например, шумом пылесоса. Педагог каждый раз спрашивает детей: «Что звучало?» В ответ они показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее.

После того как данное упражнение становится им понятным, педагог за большим экраном то заводит будильник, то включает пылесос. Кукла просыпается, и дети показывают картинку

того предмета, который разбудил куклу. Вначале им предлагается выбор из двух картинок, например, будильник и пылесос, пылесос и телефон, телефон и будильник. В дальнейшем, если это доступно детям группы, можно предлагать выбирать и из трех картинок.

Обучение различению на слух звучащих игрушек

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из 2 -- 4.

«Это барабан или гармошка?»

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, БАРАБАН, ГАРМОШКА.

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки -- барабан, около куклы -- гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательности то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом соответствующей звучанию игрушки. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан -- зайка, который прыгает, гармошка -- кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не на слухозрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка -- барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летают бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан -- дудка -- металлофон, гармошка -- бубен -- дудка.

Игра «Слушаем и показываем»

Цель: учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки.

Оборудование: барабан, бубен, дудка, гармошка, свисток, металлофон, шарманка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, БУБЕН, ДУДКА, ГАРМОШКА, СВИСТОК, МЕТАЛЛОФОН, ШАРМАНКА.

Ход игры

Дети стоят полукрутом перед педагогом. Перед ним три звучащих игрушки, например, барабан, дудка, гармошка. Он стучит в барабан и начинает шагать на месте, произнося татата, и побуждает детей к этому же. Педагог повторяет данное упражнение 2 -- 3 раза. После каждого выполнения упражнения он спрашивает: «Что звучало?», дети в ответ показывают соответствующую картинку с подписью и прочитывают ее. Затем аналогично предъявляются звучания гармошки -- танцевать (или руки на пояс, приседать, или поднять руки над головой и вращать, или кружиться и т.п.), произнося ляляля; дудка -- «играть» на воображаемой дудочке -- у .

Педагог в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке, то на гармошке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие. Если кто- то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

В течение нескольких занятий педагог проводит описанные упражнения с перечисленными игрушками: барабан -- шагать на месте, произнося, как могут, папапа, бубен -- хлопать в ладоши -- татато, дудка -- «играть» на дудочке -- у, гармошка -- танцевать -- ляляля, свисток -- поднимать руки вверх -- ли, металлофон --ударять кулачком о кулачок -- татата, шарманка -- «играть» на шарманке -- а -- а -- а .

Игра «Что звучало?»

Цель: обучение различению на слух звучащих игрушек.

Оборудование; барабан и дудка, соответствующие картинки с подписями: БАРАБАН, ДУДКА, картинки с изображением этих звучащих игрушек.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, ЧТО ЗВУЧАЛО?, БАРАБАН, ДУДКА.

Ход игры

Дети стоят полукругом перед педагогом. У педагога барабан и дудка. Он стучит по барабану, дети в ответ шагают на месте, произнося тотата. В ответ на последующий вопрос «Что звучало?» они показывают соответствующую картинку и прочитывают подпись. Аналогично предъявляется звучание дудки.

Педагог на глазах детей в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог в момент звучания также начинает производить нужное движение. Затем дошкольники показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Педагог устанавливает большой экран или ширму, на глазах детей берет барабан и стучит по нему за экраном (ширмой). Дошкольники воспринимают звучание на слух, начинают шагать на месте, произнося татата. В это время педагог поднимается из-за экрана или выходит из-за ширмы, продолжая стучать в барабан. Он предъявил на слух образец звучания барабана. Аналогичная работа проводится и с дудкой.

Затем педагог за экраном (ширмой) в разной последовательности играет то на барабане, то на дудке. Дети в ответ воспроизводят определенное действие, сопровождая его произнесением слогов. Если кто-то из детей ошибается, педагог, продолжая извлекать звук из игрушки, показывается детям (они воспринимают звучание слухозрительно), дошкольники, допустившие ошибку, исправляются. Затем дети показывают соответствующую картинку и читают подпись.

Аналогично организуются игры-упражнения и для различения на слух других игрушек. Постепенно педагог начинает предъявлять игрушки, звучание которых не столь резко различается, например, барабан и бубен, дудка и гармошка и т.п. Он также постепенно увеличивает выбор, доводя его до выбора из 3 -- 4 и более звучащих игрушек.

Обучение различению на слух длительности звучаний

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие зву-

Игра «Машина (поезд) едет»

Оборудование: игрушечные машинки или поезда по количеству детей, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая), таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО), под первой табличкой -- длинная черта, под второй -- короткая.

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, машина, долго, кратко.

Ход игры

Дети и педагог полукрутом сидят на ковре (на полу). У каждого по одной машинке и по две «дороги», расположенные друг под другом. У педагога большая машина и две большие дороги, чтобы могла «проехать» машина: короткая и длинная.

Педагог везет машину по длинной дороге, произнося у___(долго), побуждает детей провезти свои машины по длинной дороге. Затем машина возвращается в исходное положение -- между двумя «дорогами». Педагог везет машину по короткой дороге -- у и побуждает к этому же и детей.

Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося гласный у кратко или долго; каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами», Дети повторяют упражнение за педагогом, также произнося, как могут, у долго или кратко. Когда они начнут справляться с заданием уверенно, педагог после его выполнения спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Затем педагог ставит перед собой большой экран или ширму, переносит за него, например, длинную «дорогу», везет по ней машину, произнося протяжно у.Затем это же он проделывает с короткой дорогой. Теперь две дороги за экраном. Педагог везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося за экраном гласный у кратко или долго. Дети слушают и выполняют упражнение -- везут машину по длинной или короткой дороге, произнося у долго или кратко. Каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами». Педагог после выполнения задания спрашивает: «Как звучало?» и помогает с помощью табличек ответить детям -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Полезно в этой игре использовать и «маленького учителя»: педагог показывает ребенку табличку, например, НЕДОЛГО (ДОЛГО), ребенок произносит без экрана или за ним протяжно а--, следит, чтобы дети нарисовали длинную линию.

Игра «Мы рисуем»

Оборудование: специально разграфленные листы бумаги, фломастеры, таблички ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО).

Речевой материал: будем играть, слушайте, верно, неверно, да, нет, фломастеры, бумага, рисуйте долго, недолго (кратко).

Ход игры

Дети сидят за столами. Перед каждым, специально разграфленный лист бумаги: нанесены хорошо видимые 10-- 12 линеечек и четкие точки в начале строки. Такой же или несколько более крупный лист бумаги прикреплен на доске или на мольберте.

Педагог берет фломастер, устанавливает его в начало первой строчки, протяжно произносит а--и одновременно проводит длинную линию. Он предлагает детям взять фломастеры, установить их в начало строки, вновь произносит протяжно а-- и помогает детям нарисовать длинную линию 3 . Затем аналогично организуется, работа над кратким звуком а --, на следующей строчке рисуется короткая черта.

Педагог в разной последовательности произносит гласный о, то кратко, то протяжно; один ребенок рисует линию на листе бумаги, прикрепленном к доске (мольберту), остальные -- на своих листах, сопровождая проведение линии долгим или кратким произнесением звука. Когда дети начнут уверенно выполнять данное упражнение, педагог после того как линия уже проведена, спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек, или расположенных на доске (в наборном полотне), или на столе у каждого ребенка, ответить -- ДОЛГО или НЕДОЛГО (КРАТКО).

Педагог начинает произносить гласный а протяжно или кратко за экраном; дети различают звучание на слух. В ответ они рисуют линии соответствующей длины и характеризуют звучание с помощью табличек.

Обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Игра «Топайте-идите»

Оборудование: барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да. нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Ход игры

Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает на месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (не слитно), топает одной ногой, произнося то та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то не слитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или яга та та. В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно -- татата, либо топают одной ногой -- тат та (не слитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог, после того как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало? » и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕ СЛИТНО.

По мере того как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухозрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухозрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» -- один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания «Играй слитно (не слитно)».

Игра «Веселый круг»

Оборудование: таблички СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Речевой материал: будем играть, слушайте, идите, да, нет, верно, неверно, СЛИТНО, НЕ СЛИТНО.

Дети и педагог стоят в кругу, держась за руки. Педагог произносит слитно слогосочетания, например, татата или па-папапа, в момент их произнесения начинает вместе с детьми плавно идти в центр круга, побуждая детей повторять слитно те же слоги. Затем педагог произносит слогосочетания прерывисто -- та та та или па па па и вместе с детьми идет по кругу приставным шагом.

Педагог произносит слоги то слитно, то прерывисто и учит детей двигаться или плавно в центр крута (или из центра назад, когда круг стал маленьким), или резко приставляя ногу, произнося слогосочетания соответственно слитно или не слитно.

Когда дети начали уверенно справляться с заданием вместе с педагогом, он встает в центр круга и вновь и вновь в разной последовательности произносит слогосочетания то слитно, то прерывисто. Дети в ответ воспроизводят движения -- плавные в центр круга или из него или по кругу, резко приставляя ногу, произнося соответственно или татата (папапа) или та та та (па па па).

И наконец, педагог предлагает различать слитное и прерывистое произнесение слогосочетаний на слух, т.е. они произносятся за маленьким экраном. В ответ дети воспроизводят те или иные движения, сопровождая их соответствующим произнесением "слогов. Можно просить детей охарактеризовать звучания с помощью табличек: Как звучало? -- СЛИТНО или НЕ СЛИТНО.

Различение на слух громкости звучаний

Цель: учить различать на слух громкие и тихие звучания.

Игра «Две собаки»

Оборудование: игрушки -- большая собака и маленькая собачка, таблички ГРОМКО и ТИХО.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, собака, большая собака, маленькая собака, громко, тихо.

Ход игры

Дети полукругом располагаются перед педагогом. Он, заинтересовывая детей, достает большую собаку и показывает, как она лает -- аф-аф-аф. Дети вместе с педагогом изображают большую собаку и ее громкий лай. Аналогично показывается и изображается маленькая собачка.

Педагог, не показывая ту или иную игрушку, изображает то большую, то маленькую собаку и «лает» соответственно или громко, или тихо 6 . Дети подражают педагогу, а затем показывают на собаку (большую или маленькую), которую они изображали.

Затем педагог демонстрирует детям только лай собак, т.е. он произносит звукоподражание аф-аф-аф громко или тихо. Дети в ответ изображают маленькую собачку, «лая» тихо, или большую, «лая» громко, и показывают на соответствующую игрушку. Педагог каждый раз после показа спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям выбрать нужную табличку ГРОМКО или тихо. Для облегчения усвоения данных

терминов табличка ГРОМКО пишется крупными буквами, а тихо -- на такой же полоске бумаги мелкими.

Когда дети начинают справляться с данным заданием, педагог за экраном дает им образец громкого и тихого звучаний. С этой целью, изображая маленькую собаку, он тихо «лает», закрыв лицо экраном, и большую -- «лая» за экраном громко.

Детям предлагается различать громкий и тихий «лай» на слух. При этом педагог произносит за экраном только звукоподражание то громко, то тихо, не демонстрируя игрушку. В ответ дети изображают большую или маленькую собаку, «лая» громко или тихо, а затем показывают на соответствующую игрушку. На вопрос педагога: «Как звучало?» дошкольники отвечают с помощью выбора таблички.

Игра «Громко -- тихо»

Оборудование: барабан или бубен, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан (бубен), идите, ГРОМКО, ТИХО.

Ход игры

Дети стоят друг за другом. Педагог громко стучит по барабану (бубну) и показывает табличку ГРОМКО и, продолжая ударять в барабан, вместе с детьми идет по кругу, высоко поднимая ноги. Когда барабан звучит тихо, показывается табличка тихо, и педагог и дети идут на носочках.

Затем педагог встает в центр круга, ударяет по барабану то громко, то тихо и побуждает детей при тихих ударах идти на носочках, а при громких -- шагать, высоко поднимая ноги. В момент ударов педагог спрашивает: «Как звучало?» и помогает детям с помощью табличек ответить тихо или ГРОМКО.

Когда дети начинают уверенно справляться с заданием, видя, как педагог ударяет по барабану (бубну), т.е. на слухозрительной основе, он выходит из круга и переходит к предъявлению звучаний на слух, используя для этого ширму или большой экран.

Аналогичная игра может быть проведена и с использованием в качестве источника звука речевых сигналов -- слогов, которые произносятся громко и тихо.

Игра усложняется, когда педагог предлагает детям различать громкость звучаний при выборе из трех -- громко, негромко (средней громкости), тихо. В этом случае громкие удары по барабану (бубну) или произнесение слогов громким голосом сопровождаются движением по кругу, при котором высоко поднимаются ноги -- ГРОМКО, негромкие -- обычной ходьбой, а тихие -- ходьбой на носочках-- ТИХО.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия. Разработка программы работы по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия, оценка ее практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    Характеристика слова как единства звука и значения. Описание методов восстановления высших психических функций. Исследование зрительного и соматосенсорного гнозиса у детей с нарушением речи. Коррекция речи путем развития межфункциональных корковых связей.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Понятие речи в психологической науке как формы общения, опосредованной языком. Неосознаваемость, уровневость и осмысленность восприятия речи. Основные модели восприятия речи в контексте психолингвистики. Психолингвистическая теория понимания речи.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2013

    Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности. Закономерности, причины и характеристика задержки развития речи у детей, их логопедическое обследование. Методики исследования уровня речи. Опытная работа по развитию речи у младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2009

    Анализ теоретической литературы по проблеме общения и эффективного восприятия речи у подростков. Психологические особенности установок, способствующих эффективному восприятию речи. Формы коммуникационной деятельности подростков, структура и виды общения.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Психологическая структура процесса восприятия и понимания речи. Методы исследования понимания речи (вопросы и конструкции). Особенности понимания речи ребенка с нарушениями речи. Психологическая структура и сравнительный анализ теорий порождения речи.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2014

    Смысловое восприятие речи, проблемы понимания лексико-грамматических элементов: исследования отечественных и зарубежных учёных. Становление механизма смыслового восприятия речи как сложного мыслительного процесса, социально-интеллектуальное становление.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Становление понятия деятельности в истории научной школы Л. Выготского. Механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов). Роль внешних средств и интериоризации в развитии памяти детей.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Характеристика пластичности нервных и психических процессов младшего школьного возраста, как одной из психофизиологических предпосылок развития социального интеллекта. Психофизиологическое исследование нарушений механизма готовности к речи (заикание).

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Основные положения и понятия культурно-исторической концепции Выготского. Воображение как высшая психическая функция. Соотношение и взаимосвязь высших и низших психических функций, мышления и речи, коллективного и индивидуального, аффекта и интеллекта.

«Различай веселую и грустную музыку» Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая - в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.«Тихо и громко» Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую - топает ногами.Варианты: - можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки; - использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо; - на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; - на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные; - найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.Варианты: - перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.«Шагаем и танцуем» Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под гармонь - танцевать, под бубен - бежать и т. д.«Высокий и низкий звук» Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий - опустить.Варианты: - использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.; - выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука; - изображать голосом воспринятый тон.«Ударь в бубен» Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками. Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).Варианты: - полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.«Далеко - близко» У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.«Будь внимателен» Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» - бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.«Звоночки» Материал: несколько звоночков различного звучания. Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.Варианты: - возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).«Шумящие коробочки» Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.«Повтори» Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.«Быстро и медленно» Материал: кукла, барабан. Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара. Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.«Слушай и выполняй» Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: 1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; 2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.«Что слышно?» По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Задачами работы по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом являются:

· развитие их остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;

· создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;

· обогащение представления детей о звуках окружающего мира.

В соответствии с данными задачами предложены игры-упражнения, направленные на развитие неречевого и речевого слуха детей. В связи с тем что на фронтальных занятиях в первую очередь осуществляется развитие неречевого слуха, в основном представлены игры, направленные именно на его развитие.

Предложенные игры могут быть использованы как в работе сурдопедагога, так и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. Чтобы эта работа была результативной, нужно придерживаться некоторых общих рекомендаций:

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо педагога и его действия и слушает. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух. Каждый раз в случае ошибки следует предъявлять дошкольникам образец звучания, который; они воспринимают на слухо-зрительной основе, а затем, по возможности, и на слух.

2. В ходе игр-упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо-зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы дети не угадывали, а вслушивались в звучания.

3. При проведении игр-упражнений надо учитывать возраст детей, степень снижения слуха и уровень психомоторного и речевого развития, их индивидуальные особенности. Это в первую очередь относится к тому, из какого количества звучаний предлагается выбирать услышанное: из двух, трех и более. Целесообразно вначале предлагать детям ограниченный выбор - из двух резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно, по мере овладения тем или иным умением в столь облегченных условиях слухового восприятия, следует расширять выбор (до трех-пяти и более) и предлагать звучания более близкие по акустическим характеристикам.

4. Игры-упражнения в основном проводятся с индивидуальными слуховыми аппаратами. Часть из них, где в качестве источника звука выступают речевые сигналы (слогосочетания или слова) и граммофонные или магнитные записи, целесообразно проводить с использованием аппаратуры коллективного пользования (см. программу по развитию слухового восприятия). Если все дети или отдельные дошкольники могут воспринимать на слух предлагаемые для различения звучания без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии не менее 1,5-2 м (т.е. на том расстоянии, на котором от них обычно находится педагог), то игры-упражнения целесообразно проводить без использования звукоусиливающей аппаратуры. Определение направления источника звука (справа - слева - спереди - сзади) можно проводить либо при использовании каждым ребенком двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного или внутриушного типа, либо без них; в последнем случае в качестве источника звука следует использовать те звучания, которые дети могут слышать без аппаратов на расстоянии не менее одного метра (например, барабан, громкая дудка и т.п.).



5. Предлагаемые в играх источники звука, задания, речевой материал следует рассматривать как примерные. Они могут изменяться и дополняться с учетом уровня психомоторного и слухоречевого развития детей группы, их индивидуальных особенностей, а также конкретных условий дошкольного учреждения.

6. При проведении описанных игр фронтальная работа обязательно должна сочетаться с индивидуальной: детям по одному или по двое предлагается выполнять описанные упражнения. При этом индивидуально в первую очередь опрашиваются те дети, которые при различении звучаний на слухо-зрительной или слуховой основе могут ошибаться.

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ЗВУЧАЩИМИ ИГРУШКАМИ

Барабан

Цель :вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование : барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БАРАБАН (СНОСКА:Здесь и далее крупным шрифтом выделены те слова, словосочетания и фразы, которые предъявляются детям письменно - на табличке).



Ход игры. Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

Бубен

Оборудование : бубен.

Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, БУБЕН. Ход игры Игра проводится аналогично описанной выше. По бубну ложно ударять рукой, трясти его, произнося слогосочетания папапа (как могут).

Дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка)

Оборудование : дудка (гармошка, свисток, металлофон, шарманка), бумажные дудочки, гармошки.

Речевой материал : будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец, ДУДКА, ГАРМОШКА.

Ход игры Игра проводится аналогично тому, как это описано выше. При этом детей учат извлекать звук из гармошки, металлофона, шарманки. Звучание дудки и свистка дети имитируют движениями, «играя» на индивидуальных бумажных дудочках и свистках, изображая игру на них руками. Педагог стимулирует детей сопровождать игру на звучащей игрушке или ее имитацию произнесением самых простых слогосочетаний (как могут), например:

· гармошка, металлофон, шарманка - ля-ля-ля,

· дудка - у ,

· свисток – и или пи .

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.

Взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (Показывает другую коробочку.) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это - колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Предлагает малышу попеременно вызывать звук колокольчика (звенит - не звенит).

Игра Беги в свой домик

Материал: бубен, детский стульчик.

Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.

Игра Поиграем на дудочке

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные), учить детей вызывать звук из музыкального инструмента - свирель, дудочка.

Материал: свирель (дудочка).

Взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и говорит: «Я дую, получается музыка». Показывает действие и предлагает малышу подуть в свою свирель (дудочку). «Получилось, играет дудочка!».

Игра Спой песенку

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: металлофон, две палочки.

Взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и ударяет палочкой по металлофону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка получилась? А теперь ты попробуй».

Игра Поймай меня

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: платок, колокольчик.

Взрослый показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ему звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя». Можно провести игру наоборот: ребенок ловит взрослого.

Игра Кто играет?

Цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов.

Материал: игрушки (заяц, лиса, барабан, металлофон).

Взрослый показывает зайца и демонстрирует звук барабана: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане (демонстрирует звук барабана). А это - лисичка. Она любит играть на металлофоне (играет). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка». Педагог закрывает экраном игрушки, извлекая звук: «Угадай, кто играет?» Игра повторяется несколько раз.

Игра Угадай, кто в домике живет?

Материал: два домика, собачка и кошечка.

Взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так - «гав-гав». Она живет в этом домике - сажает собачку в один из домиков. А это - кошечка. Она умеет мяукать - «мяу-мяу». Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произносит одно из звукоподражаний, после ответа показывает игрушку: «Правильно, ты угадал. Это собачка так лает».

Игра Кто как кричит?

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Материал: картинки с изображением животных (петуха, лягушки, коровы и т.д.).

Взрослый раскладывает поочередно перед ребенком картинки и демонстрирует соответствующее звукоподражание. Затем говорит: «Будем играть». Педагог произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.