Методы реализации таможенной политики в рф. Таможенная пошлина - инструмент реализации таможенной политики россии

Лекция 2. Таможенная политика государства.

План лекции.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

    Задачи и функции таможенной политики.

    Понятие и значение таможенной политики государства.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союз проводил активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок. Важными элементами активной таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927 гг., которые не только защищали советскую промышленность от конкуренции иностранных товаров, но и стимулировали развитие советского экспорта за счет снижения или отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы 1930, 1961 и 1981 гг., которые действовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так, таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду причин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившимся на внутреннем и внешних рынках. Так, на большинство видов машин и оборудования минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы - до 15%, химические продукты -5-10% . И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства. Целями таможенной политики России являются :

а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;

б) защита и стимулирование экономического развития России;

в) создание условий для функционирования российского рынка и рынка стран СНГ;

г) укрепление торгового и платежного баланса страны;

д) рост доходов государственного бюджета;

е) упрочение торгово-политических позиций России;

ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и зарубежными странами, контактов между людьми;

и) охрана жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранение окружающей среды;

к) защита государственной и общественной безопасности;

л) защита прав и законных интересов граждан, предприятий, объединений и организаций, культурного и исторического наследия народов России.

Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.

В настоящее время сложилось несколько форм протекционизма :

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (например, сельское хозяйство);

Коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.

Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.

Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Федеральная таможенная служба: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.

Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.

    Задачи и функции таможенной политики.

Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2), являются:

    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

    содействие проведению структурной перестройки;

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

    участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

    обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

    принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

    взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

    осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

    осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

    проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта ) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами ) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. Так, может быть запрещен ввоз в страну и вывоз отдельных товаров и транспортных средств исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов своей страны и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов.

Два вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее положения в современном мире, внешней и внутренней политики, масштабов и др. факторов

Виды таможенных пошлин и их классификация.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

· фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

· протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;

· антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

· преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.

2. По объекту обложения:

· импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

· экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

· транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

3. По способу взимания:

· специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

· адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

· альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора.

На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

4. По происхождению:

· автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

· конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;

· преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

· постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

· переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

· номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

· эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

7.По характеру:

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:

· антидемпинговые;

· специальные;

· сезонные;

· компенсационные.

Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.

Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.

В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.

Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Вывод: На территорию РФ ввозят различные товары, которые облагаются таможенными пошлинами, именно поэтому нужно выделять различные виды таможенных пошлин. Исходя из видов, пошлины можно классифицировать, т.к. нельзя облагать одной и той же пошлиной различный товар. Основной классификацией является классификация по объекту обложения (импорт, экспорт, транзит).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства. Федеральная Таможенная Служба РФ сосредоточила свои усилия на решении таких задач, как: создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой; обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации; пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов; участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары. Формирование, ведение и представление таможенной статистики внешней торговли России; создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы. За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон о «Таможенном тарифе». Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации. Возросла роль Федеральной таможенной службы России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

Сегодня таможенная служба России - это 53800 сотрудников. Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои функции на всей территории России. Главными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Современная ситуация наглядно свидетельствуют о том, что для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности социума - политической, экономической, культурной - необходима глубоко осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз. Особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реалиям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и внешнеполитической деятельности. Интенсивное проведение исследований, разработка на их основе новейших технологий и выход с ними на мировые рынки для последующего развертывания международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста, взятой на вооружение индустриально развитыми странами. Причем интеллектуальные ресурсы, наряду с новейшими технологиями, не только определяют перспективы хозяйственного роста, ни и служат показателем уровня экономической независимости и благосостояния страны. В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом - интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел. Каждый из них завершался обретением прав контроля за тем или иным видом мировых ресурсов, а также огромных экономических и политических преимуществ теми странами, которые выигрывали в этих процессах, получая возможность навязывать свою волю и условия другим участникам международных отношений. Таким образом, новые подходы, поиски новых путей формирования и реализации таможенной политики государства требуют всестороннего научного анализа. Формирование и реализация отвечающей историческим традициям и современным вызовам государственной таможенной политики представляет собой сложный, разноуровневый и разнонаправленный политический процесс, нуждающийся как в комплексном предметном исследовании, так и в создании определенной концептуальной модели. Основными этапами формирования и реализации таможенной политики являются:

Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана, законодательное закрепление.

Реализация и мониторинг, осуществление мероприятий по разрешению проблем, оперативное отслеживание реакции экономики, рынка, хозяйствующих субъектов на введение тех или иных мер с целью выработки предложений по совершенствованию таможенной политики.

Оценка и регулирование - контроллинг - оценка адекватности реализуемой таможенной политики прямым и косвенным, получаемым, ближайшим и отдаленным результатам, а также последствий продолжения ее осуществления с целью принятия своевременных решений для ее корректировки.

1. Таможенная политика, цели и методы ее осуществления

Таможенная политика - это комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях, режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ. Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризиса. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последнее десятилетие широко применяются наряду с таможенными пошлинами методы нетарифного ограничения импорта: квотирования, стандарты качества и экологической чистоты. Таможенная политика - система мер применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и проходящие ими таможенные процедуры. Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и другое. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство. Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта. Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование). Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России. Таможенная политика должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности. Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Задачи таможенной политики:

Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных технологий и оборудования.

Стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на территорию РФ.

Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.

Унификация таможенной политики со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС.

Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими направлениями таможенной политики РФ:

Стимулирование переноса производств на территорию РФ путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.

Дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующее, максимальные - на готовые товары) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в РФ по сравнению с их импортом и способствует переносу производств на территорию РФ. Вместе с тем, такие факторы, как: снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях содействия модернизации российских производств. Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в РФ, либо производятся в недостаточных количествах. Выполнение международных обязательств РФ по беспошлинному отдельных видов товаров. Необходимость защиты наиболее конкурентных, способных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела. Временное открытие внутреннего рынка для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутреннего рынка страны.

Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом, требует создание определенных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и не оправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, в которой отечественное производство не может удовлетворить в полной мере. Сбалансировать регулирование импорта с учетом потребности производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном спектре (сезонные пошлинные, квоты), гибких реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения ввозных таможенных пошлин. Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений на экспорт ряда товаров, а так же фискальную функцию.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен постепенный переход к: отказу к применению вывозных таможенных пошлин, за исключение товаров энергетической группы, а так же необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевой группы товаров. Использование мер нетарифного ограничения экспорта в случаях, установленным федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин. Адаптация инструментов таможенно-тарифной политики к условиям ТС и зон свободной торговли. Двухстороннее соглашение РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривает осуществления взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренция и оказания государственной помощи, четкого правового механизма, введения временных ограничений во взаимной торговле содержат потенциальные риски для интересов российской экономики и рынка.

Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готов изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился. В РФ установлена система тарифных преференций, пользователями которой развивающиеся и наименее развитые страны. К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75% от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включено 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, пошлина не взимается. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающимися и менее развитыми странами, в частности уточнения стран-пользователей данной льготой. Перечня товаров, а так же правил происхождения товаров, для целей предоставления тарифных преференций, исходя из следующих принципов: содействие развитию развивающихся и наименее развитых стран; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-пользователей льготой в отношении РФ. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов в виду значительных изменений в таможенном тарифе в части снижения (вплоть до 0) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которых не производятся в РФ, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, возимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями. Будет предложен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничения его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории РФ. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования. Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенности и риски для предпринимателей.

1.1 Субъекты таможенной политики

К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.

К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в ее реализации, относятся:

1) Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).

2) Специальные государственные органы:

Министерство торговли РФ и институт уполномоченных Минторга в регионах, в функции которых входят:

Государственное регулирование ВЭД (формирование нормативно-правовой базы, организация импортных поставок для государственных нужд, контроль за обеспечением государственных интересов);

Координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);

Оценка состояния и прогноз ВЭД;

Создание благоприятного режима для внешнеэкономического сотрудничества.

Министерство экономики РФ.

Министерство финансов РФ.

Министерство науки и технологий РФ.

Министерство транспорта РФ.

Федеральная таможенная служба РФ и его система.

3) Содействующие организации:

Торгово-промышленная палата с входящими в нее региональными отделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешнеэкономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты.

Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский банк реконструкции и развития.

Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.

Неправительственные и негосударственные международные организации: Международная торговая палата; экономические форумы; институты ООН, регулирующие ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация, а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН. Эти международные структуры формируют механизмы международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы доминирующих субъектов геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними.

1.2 Структура таможенной политики

В таможенной политике необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую составляющие. Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью ее внутренних компонент, а также взаимодействием и сбалансированностью ее отношений с внешней средой.

С точки зрения реализационного подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную. Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих ныне законов содержат правовые нормы непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования внешней торговли определяются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей. Организационная характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей. Экономическая компонента связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования. Психоэтическая компонента - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и другое при разрешении противоречий. Технико-технологическая составляющая таможенной политики - установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

2. Стратегия развития таможенной политики РФ

Деятельность таможенной службы Российской Федерации происходит под воздействием факторов, оказывающих не только положительное влияние на ее развитие, но и создающих предпосылки к появлению угроз, что может негативно отразиться на реализации некоторых мероприятий Стратегии.

Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы Российской Федерации обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой экономике. С одной стороны, происходит процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности отдельных стран и регионов. Переход российской экономики на путь инновационного развития и модернизации предполагает расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, доступ к международным финансовым ресурсам, наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, а также способствует выходу российских компаний на мировой рынок. Негативное влияние основных мировых экономических факторов обусловлено возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения объемов внешнеторгового оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иными негативными явлениями. Рост экономики в результате расширения и модернизации предприятий, расположенных в Российской Федерации, будет сопровождаться увеличением доли товаров российского производства на внутреннем рынке, что повлечет за собой сокращение объемов импорта при возрастающем объеме экспорта. Воздействие интеграционного фактора в значительной мере связано со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что может изменить ситуацию, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе этот важнейший фактор будет влиять на деятельность всех российских участников внешнеэкономической деятельности, определит не только направления совершенствования всей внешнеэкономической сферы, но и в целом приведет к изменениям в структуре бюджета страны. Очевидно, что идеология формирования доходной части федерального бюджета должна быть не только оптимизирована в соответствии с новыми реалиями, но и направлена на обеспечение экономической безопасности страны. Усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, на борьбу с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации. Вместе с тем вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию послужит стимулом к дальнейшему упрощению таможенных процедур в рамках происходящих интеграционных процессов на основе дальнейшего развития информационных технологий. Потребуется дальнейшее совершенствование всей таможенной и транспортной инфраструктуры, а также логистических процессов. Важнейшим фактором укрепления единого рынка, упрощения движения капиталов, рабочей силы и услуг, а также развития кооперации стало создание Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан. Учитывая сложившиеся условия интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, таможенная служба Российской Федерации будет концентрировать свою деятельность на развитие системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы. Вместе с тем в развитии интеграционного фактора нельзя не учитывать негативное влияние политической нестабильности в ряде регионов, сопредельных с Российской Федерацией, на развитие внешнеэкономических связей и транспортного сообщения России с другими странами. Влияние таких факторов может проявиться в создании альтернативных транспортных маршрутов, введении дискриминационных мер против российских участников внешнеэкономической деятельности и совершении иных действий. Воздействие технологического фактора на деятельность таможенных органов характеризуется комплексной автоматизацией и информатизацией всех направлений деятельности. Следствием этого процесса является возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов. С учетом этого процесс внедрения достижений науки и техники в деятельность таможенных органов должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности. Активизация внешнеэкономических связей Российской Федерации, вызывающая внимание к деятельности таможенных органов в виде оценки вклада в формирование условий ведения бизнеса в Российской Федерации, а также наличие возможностей и угроз со стороны внешней среды обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования таможенной службы Российской Федерации по направлениям ее деятельности.

2.1 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2014-2016

В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением деятельности таможенной службы Российской Федерации. Под воздействием факторов приоритетных задач в сфере модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке. Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

Повышение транспарентности и предсказуемости таможенно-тарифной политики при общей тенденции к снижению уровня тарифной защиты в процессе выполнения обязательств по ВТО;

Следование принципам единой торговой политики государств-участников Таможенного союза во взаимоотношениях с иностранными государствами и их объединениями на площадке ВТО, а также других международных экономических организаций;

Разработка промышленной и аграрной политики, согласованной с мерами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта, в целях поддержания отраслевых приоритетов в рамках Единого экономического пространства.

Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро- и оптоэлектроника электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны. Определенные подходы к реализации политики будут обусловлены происходящими в мировой экономике процессами. Несмотря на имеющиеся глобальные и локальные риски, мировое экономическое развитие в среднесрочной перспективе оценивается как умеренно благоприятное. С 2014 года ожидается некоторое улучшение экономической динамики в США и странах - членах ЕС. Главными локомотивами мировой экономики останутся Китай со среднегодовым темпом прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и Индия - 6,7%.По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстрее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и 7% соответственно в 2014 году. Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами. В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается. Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов. В структуре экспорта в рассматриваемый период увеличатся доли продовольствия, машин и оборудования, химической продукции, металлов и изделий из них, доля минеральных продуктов к 2016 году несколько снизится. В импорте сохранится тенденция постепенного снижения доли продовольствия, текстиля, металлов, и химической продукции при увеличении доли машин, оборудования и транспортных средств.

2.2 Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики

Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут определяться растущей привлекательностью России и Единого экономического пространства как крупного рынка сбыта для несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки. Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства необходимо выделить следующие:

1) содействие диверсификации российской экономики.

Реализация таможенно-тарифной политики должна быть нацелена на достижение результатов по диверсификации экономики, привлечению в нее высоких технологий и ускоренному развитию экспортноориентированных промышленных производств. В этой связи принципиальными задачами в сфере таможенно-тарифного регулирования представляются следующие:

Содействие увеличению добавленной стоимости, создаваемой на территории Российской Федерации и в целом на единой таможенной территории Таможенного союза;

Содействие повышению конкурентоспособности выпускаемой в Российской Федерации и других государствах-членах Таможенного союза готовой продукции;

Устранение барьеров для развития конкуренции, а также создание условий для замещения отсталых технологий в высококонцентрированных 20 отраслях, где преобладает небольшое количество производителей.Указанные принципы должны лечь в основу практической реализации подходов, изложенных в принятых государственных программах:

В сфере автомобильной промышленности - развитие проектов промышленной сборки, где основным подходом должна стать реализация тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта в соответствии с правилами ВТО с учетом компетенции в данных вопросах ЕЭК;

В сфере транспортного машиностроения - установление льготных таможенных пошлин на ввоз деталей и комплектующих для совместных отраслевых предприятий на срок вплоть до полной локализации их производства;

В сфере тяжелого, в том числе энергетического машиностроения, химической и нефтехимической промышленности - корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое оборудование, не производимое отечественными производителями; вывозных таможенных пошлин на удобрения, а также корректировка ставок на синтетический каучук;

В сфере авиационной промышленности - регулирование ввоза подержанной иностранной авиатехники в соответствии с правилами ВТО;

В сфере лесопромышленного комплекса - унификация внеквотных ставок вывозных таможенных пошлин на хвойную древесину.

Таможенно-тарифное регулирование агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов должно осуществляться с учетом достижения продовольственной безопасности страны, исходя из реального роста производства и притока инвестиций в сельское хозяйство, а также условий международной конкуренции и ситуации на внешнем рынке. Должно быть также активизировано применение мер нетарифного регулирования и продолжено использование согласованных с ВТО инструментов тарифных квот в отношении импорта мяса, мясо- и молокопродуктов. При этом главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Наряду с учетом национальных отраслевых и секторальных приоритетов развития среднесрочная таможенно-тарифная политика Российской Федерации в Таможенном союзе должна обеспечивать и поддерживать согласованные направления промышленного сотрудничества. Сформулированные в Решении Высшего Евразийского экономического совета «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 30 января 2013 г. №4.Требуется проведение системной работы по формированию оптимальной структуры ЕТТ ТС. исходя из имеющихся торгово-политических приоритетов, международных обязательств, степени соответствия тарифа и его ставок принципу эскалации тарифа, совершенствования фактически складывающейся структуры торговли и рыночной конъюнктуры, а также обеспечения сбалансированного подхода к формированию доходов бюджета. В работе по оптимизации структуры и ставок ЕТТ ТС необходимо активно задействовать деловые круги, организации предпринимателей;

2) либерализация импортного режима в рамках выполнения обязательств России и Таможенного союза перед ВТО. Определяющее влияние на таможенно-тарифное регулирование импорта Таможенного союза будут оказывать обязательства России в ВТО. Средневзвешенный уровень тарифной защиты, зафиксированный в ЕТТ ТС, по промышленным товарам снизится с 8,5 до 6,0%, а по продовольственным - с 11,2 до 8,7% в среднем до 2016 года.

Ежегодно, начиная с 2013 года, будет проводиться процедура приведения к равному уровню адвалорных и специфических составляющих комбинированных ставок пошлин, как это предусматривается параграфом 313 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО. Первый этап такой работы будет закончен в конце 2013 года. Несмотря на общее снижение уровня тарифной защиты в ближайшие годы, ее изменение для разных категорий товаров будет осуществляться в различных временных периодах, что должно создавать условия для постепенной адаптации отраслей и секторов российской экономики к новым условиям. Как следует из обязательств России в ВТО, средний срок адаптации к новым тарифам составляет 3 года, при этом он существенно выше по продовольственной группе товаров: например, по мясу, молоку, растительным маслам, изделиям из сахара, винам срок адаптации достигает 5-8 лет. Наиболее короткий переходный период - 2 года в продовольственной группе товаров предусмотрен в отношении импорта цветов, тропических фруктов, кофе, семян некоторых масличных, тропических масел, мюсли и соков, а также - для шерсти. В условиях выполнения тарифных обязательств России в ВТО будет продолжен начатый в 2012 году мониторинг импорта чувствительных товаров. Перечень таких товаров составлен с учетом пожеланий делового сообщества и может быть расширен. В случае подтверждения фактов оказания негативного влияния роста импорта на состояние товаропроизводителей в Таможенном союзе по их инициативе могут быть начаты процедуры применения мер защиты внутреннего рынка Таможенного союза;

3) совершенствование Единой системы преференций Таможенного союза.

Действующий в соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций в Таможенном союзе от 12 декабря 2008 г. и Решением Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 г. № 46 преференциальный режим применяется в отношении импорта отдельных промышленных и сельскохозяйственных товаров. Происходящих из 151 развивающихся и наименее развитых стран дальнего зарубежья, и распространяется на импорт товаров, классифицируемых по 300 товарным линиям ТН ВЭД ТС на уровне 4-го знака. В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельхозпродукция, отдельные виды промышленной продукции в виде сырья и полуфабрикатов, а также изделия с низкой степенью переработки. Основными странами-бенефициарами этой системы являются Китай, Бразилия, Турция. Совершенствование системы тарифных преференций будет происходить за счет упорядочения стран-бенефициаров и оптимизации предоставления тарифных преференций развивающимся и наименее развитым странам, направленным на их вовлечение в международную торговлю. Представляется целесообразным внедрить в практику работы ЕЭК механизм регулярного пересмотра единой системы тарифных преференций Таможенного союза;

4) совершенствование таможенного администрирования.

В российском законодательстве заложены основы для продолжения работы по созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для предпринимателей, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота, сокращению необходимых документов и сроков совершения таможенных операций. Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию таможенного регулирования с государствами -членами Таможенного союза. Для комплексного решения данной задачи распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р утвержден План мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» (далее - «Дорожная карта»). «Дорожная карта» направлена на ускорение и упрощение, обеспечение прозрачности таможенных операций и процедур, на повышение эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности. В сроки, установленные «Дорожной картой», ожидается достижение следующих результатов:

Сокращение количества документов, требуемых для совершения таможенных операций и таможенных процедур при ввозе товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации (с 10 в 2012 году до 4 в 2018 году при импорте и с 8 в 2012 году до 4 в 2018 году при экспорте);

Сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для завершения процедуры экспорта и импорта товаров (с 25 дней в 2012 году до 7 дней в 2018 году);

Сокращение сроков прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при импорте и с 72 часов в 2012 году до 2 часов в 2018 году при экспорте).

В рамках исполнения «Дорожной карты» принимаются меры, направленные на совершенствование условий осуществления деятельности в области таможенного дела, совершенствование системы разрешения таможенных споров, вырабатываются подходы к внедрению персональной ответственности сотрудников таможенных органов за принимаемые решения. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется работа по упрощению ввоза и вывоза материалов для лабораторных и научных исследований. Одновременно проводится работа по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза с целью устранения выявленных недостатков и дальнейшей модернизации таможенного законодательства Таможенного союза.

В 2014-2016 годах будет продолжена реализация мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой», важнейшими из которых являются:

Полномасштабный переход на межведомственное электронное взаимодействие и отказ от дублирования электронных документов бумажными при декларировании; ускорение выдачи разрешительных документов;

Внедрение генеральной финансовой гарантии и по результатам этой работы принятие решения об установлении права декларантов уплачивать таможенные платежи после выпуска товаров; качественное совершенствование системы управления рисками и др. Важным направлением работы в области повышения качества таможенного администрирования должно стать усиление контроля за добросовестностью декларирования участниками ВЭД стоимости ввозимого товара. Снижение объемов фактического занижения таможенной стоимости не только положительно отразится на уровне поступлений в бюджет, но и необходимо для проведения корректной работы по приведению в соответствие адвалорных и специфических частей тарифных обязательств в предстоящие годы. А также позволит качественным образом усовершенствовать фактологическую базу доказательства корректности применяемых специфических ставок ввозных таможенных пошлин в случае оспаривания их соответствия тарифным обязательствам Российской Федерации членами ВТО.

Кроме того, необходимо развивать систему статистического учета внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. При существующем уровне статистического обеспечения функционирования Таможенного союза, основанного преимущественно на оценке стоимостных показателей взаимной торговли без привязки к ее физическим объемам, существенно затрудняется оценка влияния идущих интеграционных процессов на развитие отраслей экономики России. Решением данной задачи должно стать, в том числе, размещение на сайте Евразийской экономической комиссии в сети Интернет соответствующих количественных и стоимостных данных статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза. В предстоящей период существенно повысится роль такого направления работы таможенных органов и национальных органов регулирования стран-членов Таможенного союза, как обеспечение эффективного контроля таможенных границ по внешнему контуру, в частности, для минимизации масштабов проблемы ухода импорта продукции из государств, не являющихся членами Таможенного союза в «серую» зону. В этих целях необходимо обеспечить проведение целенаправленной работы в рамках Таможенного союза по унификации налогового законодательства, соответствующих процедур таможенного оформления, сертификации и контроля;

5) заключение соглашений о преференциальной торговле.

Одно из главных направлений торговой, в том числе в таможенно-тарифной политике Таможенного союза в среднесрочной перспективе - совершенствование позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки. В рассматриваемый период предстоит завершить консультации о присоединении к Договору о свободной торговле СНГ Узбекистана, в результате чего зона свободной торговли СНГ охватит свыше 95% взаимной торговли стран Содружества. Реализация Договора о свободной торговле СНГ станет основой для постепенной либерализации других сфер экономического сотрудничества государств Содружества, включая торговлю услугами. Расширение зоны преференциальной торговли для государств-членов Таможенного союза путем заключения соглашений о свободной торговле с третьими странами становится важной задачей современной торговой политики Таможенного союза и требует четкой расстановки приоритетов. Соглашения о свободной торговле должны заключаться, прежде всего, в целях достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через улучшение и расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий и создание новых рабочих мест при обеспечении интересов импортозамещающих национальных производств (например, сельское хозяйство). Российская сторона заинтересована в разработке более глубокого режима преференциальной торговли, включающего положения о сотрудничестве в сфере услуг и инвестиций, создающие благоприятные условия для расширения коммерческого присутствия отечественных компаний и банков в странах-партнерах. В среднесрочной перспективе возможно расширение состава Таможенного союза за счет других членов ЕврАзЭС, что окажет определенное влияние на параметры таможенно-тарифной политики ТС. В настоящее время ведется работа по присоединению Киргизской Республики к Таможенному союзу, в ноябре 2013 года на рассмотрение Совета ЕЭК планируется внести проект соответствующей дорожной карты. Аналогичное желание присоединиться к Таможенному союзу демонстрирует Таджикистан. Особенностью работы по этому направлению станет статус указанных стран как членов в ВТО, который диктует необходимость гармонизации тарифных обязательств в ЕТТ ТС в рамках классических модальностей формирования членами ВТО таможенных союзов и их расширения, определенных в Статье XXVIII ГАТТ/ВТО. При этом должна быть учтена длительность таких переговоров, а также то, что они могут привести к снижению отдельных ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС.

6) отладка наднационального механизма взаимодействия и принятия решений в сфере внешнеторгового регулирования ЕЭК для своевременного введения мер защиты внутреннего рынка и интересов отечественных производителей. В самое ближайшее время необходимо приступить к практической реализации инициатив по совершенствованию наднационального механизма разработки и реализации таможенно-тарифной политики. В соответствии с Регламентом работы ЕЭК рассмотрение вопросов и подготовку проектов решений обеспечивает консультативный орган при ЕЭК - Подкомитет по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле. Практика 2012 года показала, что средний срок рассмотрения вопросов с даты направления материалов в ЕЭК до принятия решения Коллегией ЕЭК составляет 5 месяцев, при этом по отдельным товарам процедура принятия решений достигла срока до 7-9 месяцев. В связи с этим следует разработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение времени согласования и принятия решений. При этом для принятия решений на наднациональном уровне требуется определить объективные критерии к обоснованию предложений об изменении уровня тарифной защиты, в основе которых должны находиться приоритеты промышленной и агропромышленной политики, а также бюджетные последствия принимаемых решений. Представляется необходимым задействовать на наднациональном уровне систему мониторинга эффективности мер таможенно-тарифного регулирования.

Будет проведена работа по оптимизации перечня чувствительных товаров, в отношении которого решения об изменении ставок ввозных таможенных пошлин принимаются только при наличии согласия всех государств-членов Таможенного союза. В основу данной работы будет положен принцип создания транспарентных механизмов защиты интересов производителей с учетом фискальной составляющей данной работы. С учетом вышеизложенного в краткосрочной перспективе необходимо разработать основные принципы, подходы и направления таможенно-тарифной политики Таможенного союза, в основу которой должны быть положены национальные таможенно-тарифные политики государств-членов Таможенного союза;

7) адаптация будущих тарифных обязательств Казахстана перед ВТО в законодательство Таможенного союза.

Договоренности Республики Казахстан отличаются от договоренностей, достигнутых Российской Федерацией при присоединении к ВТО. Так, из 4 116 ставок начального уровня связывания по 1 885 тарифным линиям обязательства Казахстана являются более либеральными, из 5 032 ставок конечного уровня связывания аналогичная ситуация складывается по 2 490 тарифным линиям. В целях минимизации негативных эффектов от снижения ставок ЕТТ ТС ввиду начала применения обязательств Казахстана в ВТО представляется необходимым рассчитать ставки начального и конечного уровней связывания консолидированных тарифных обязательств России и Казахстана в ВТО путем взвешивания объемов импорта каждого государства в совокупном объеме их импорта. В случае соблюдения указанного подхода на основании предварительных расчетов можно констатировать, что по большинству тарифных линий величины гармонизированных ставок ввозного тарифа будут отклоняться от показателей российских обязательств в пределах одного процентного пункта. В то же время по незначительному количеству тарифных позиций снижение ставок пошлин может достигать 50 и более процентов. В целом Россия должна будет занять активную позицию в данной работе, направленную на минимизацию негативных последствий от возможного снижения тарифной защиты.

...

Подобные документы

    Сущность таможенной политики в РФ. Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период. Информационная поддержка повышения эффективности таможенного оформления и контроля. Проблемы информационного взаимодействия и информационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Таможенно-тарифное регулирование в России 2014-2016 годов. Факторы формирования таможенно-тарифной политики. Реализация международных обязательств и национальных компетенций Российской Федерации. Принципы таможенно-транспортного регулирования экспорта.

    реферат , добавлен 22.11.2013

    Характеристика особенностей таможенной политики. Анализ таможенных пошлин и целей таможенной политики. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2009 г., ее цель в среднесрочной перспективе. Правовой статус современных таможенных органов.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Исследование общественных отношений и нормативно-правового регулирования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования экспорта нефтепродукта в Таможенном союзе. Условия и особенности реализации таможенной политики в среднесрочной перспективе.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2017

    Обобщение теоретических и методических положений по выработке и реализации таможенной политики России. Характеристика таможенной политики РФ в 90-е годы. Обоснование принятия Таможенного Кодекса в 2003 году. Концепция развития таможенной политики РФ.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2009

    Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала. Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите рынка. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности. Направления таможенно-тарифной политики.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Рассмотрение внешнеторгового протекционизма, его видов и методов, влияния на внешнюю торговлю. Изучение политики и сущности фритредерства. Преимущества и недостатки фритредерства и протекционизма. Общая характеристика таможенной политики России.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2014

    Таможенная политика как один из элементов государственного регулирования экономики. Анализ изучения таможенной политики в Российской Федерации. Характеристика валютного контроля - элемента таможенной политики. Цель валютного контроля при импорте товаров.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Задачи государства в области международной торговли, средства ее регулирования и его формы. Таможенные тарифы в Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, их основные виды и характеристики. Меры таможенно-тарифной политики.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Понятие таможенной политики государства: цели, задачи, субъекты, структура. Стратегия развития таможенной политики РФ в свете вступления в ВТО, ее реализация: приоритеты таможенно-тарифного регулирования; совершенствование таможенного администрирования.

Понятие таможенной политики

В состав таможенной политики входит таможенный контроль и таможенное дело. Деятельность таможенных органов направлена на формирование таможенных тарифов, сборов и пошлин. Деятельность таможенных органов зависит от экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей государства.

Определение 1

Таможенное регулирование - это система экономических инструментов регулирования режима прохождения грузов через границу.

Цели таможенной политики

Целями таможенной политики является эффективное использование контролирующих инструментов, регулирование товарооборота, защита отечественного рынка и содействие формированию, а при необходимости, - перестройке национальной экономики. Иные цели определяет Правительство РФ, президент и Федеральное Собрание.

Основные принципы таможенной политики определены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В частности, к ним относятся:

  • установка приоритетов в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности,
  • равные права участников внешнеэкономической деятельности , и отсутствие дискриминации в отношении этих участников,
  • исключение неоправданного вмешательства государства и контролирующих органов во внешнеторговую деятельность, что в будущем может нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности и экономике РФ.

Таможенно-тарифное регулирование должно содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного состояния Российской Федерации, а также неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Инструменты таможенной политики

Замечание 1

Под инструментами таможенного регулирования понимают инструменты, при помощи которых осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности.

Основным инструментом таможенной политики являются пошлины.

Определение 2

Таможенная пошлина - налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Классификация таможенной пошлины осуществляется по:

  • объектам налогообложения,
  • методам исчисления.

Объекты обложения делятся на ввозимые, вывозимые, транзитные. По методу исчисления таможенные пошлины делят на комбинированные, адвалорные.

Вместе с товаром таможенными органами проверяются документы, оформленные на ввозимый или ввозимый товар. Под таможенными документами понимают документы, которые необходимо оформить при переходе товара через государственную границу.

Таможенные документы оформляются в соответствии с законодательством РФ и ТК РФ.

Документы подлежат проверке в связи:

  1. перемещения товара или транспортного средства через государственную границу,
  2. если применяется таможенный режим,
  3. если присутствует нарушение таможенных правил,
  4. при взимании платежей, предусмотренных таможней,
  5. при таможенных и статистических целях.

Таможенные тарифы используются в качестве инструмента в регулировании экономики государства, для реализаций целей в внешнеторговой политике. Таможенные тарифы представлены в виде свода ставок и систематизированы в соответствии с номенклатурами. При помощи данных ставок определяется сумма оплаты за экспортируемый или импортируемый товар. Таможенные тарифы должны согласовывать с международными регламентами.

Таможенные тарифы подразделяются на следующие виды:

  • экспортный и импортный таможенный тариф,
  • простой и сложный таможенный тариф.

Задача импортного тарифа - совместно с налоговой системой воздействовать на ценовую политику, при этом оказывается влияние на рентабельность организации.

Активной частью импортного тарифа являются ставки таможенных пошлин. Частью таможенных тарифов являются таможенные ставки.

Экспортные тарифы регулируют внешнюю торговлю, однако их используют не все страны. Регламентирование объема экспорта и структуры может привести к обвалу потенциала и давлению на цены.

Развиваются таможенные тарифы обычно по следующему сценарию:

  1. увеличивается номенклатура товара,
  2. устанавливаются разные ставки на один и тот же товар.

При первом сценарии применяется простой таможенные тариф, предусматривающий единую ставку для товара из определенной номенклатуры, страна происхождения на него не влияет.

Второй сценарий достаточно сложный. Устанавливается несколько тарифов на один вид товара, при этом учитывается страна производства. Основной ставкой является самая высокая ставка тарифа. Ставки распространяются и на товары, даже если со страной не заключено торговое соглашение. Однако чаще применяется более низкая ставка. Ее применяют при условии, что товар находится в режиме благоприятствования.

Таможенные тарифы представляют собой налог, который применяется государством в отношении ценностей, которые пересекают границу. Данный налог увеличивает цену на товар, что соответственно понижает конкурентоспособность. Барьеры таможенных тарифов различаются от группы товаров и их степени обработки. Если это сырьевой товар, то подразделение идет от 0,5% до 2,6%, если готовая продукция – 7-15%.

В странах, где преобладает рыночная экономика, появилось и набирает популярность понятие тарифной эксплуатации. Тарифная эксплуатация подразумевает повышение тарифной ставки в зависимости от степени обработки товара. На это влияет протекционистская политика. Тарифные ставки могут варьироваться в том числе в зависимости от страны происхождения и ее экономического развития.

Таможенные инструменты играют серьезную роль в таможенной политике и способствуют ее регулированию.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности -- это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм -- это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары, которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали другие государства -- Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире, когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а себестоимость выпускаемой продукции -- самая низкая в мире. В этих условиях Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к свободной торговле.

Протекционизм и фритредерство имеют и свою российскую историю. Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного развития», когда становление промышленности происходило в условиях внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах -- торговых партнерах России.