Мхк описание фрески игры с быком. "игры с быком" в лабиринте минотавра. Западный двор Кносского дворца

Кносский дворец на Крите знают во всех уголках планеты, правда, под несколько другим названием – Лабиринт Минотавра.

Древняя история о ребенке-чудовище, который настолько испугал своего отца-царя, что тот приказал навсегда запереть монстра в огромном, специально для этого построенном лабиринте, пережила даже цивилизацию, создавшую ее.

И, несмотря на то, что в мрачные Средние века многие фрагменты греческой культуры были уничтожены, на самой заре Возрождения Данте Алигьери вернул Минотавра к жизни, органично вписав его в «Божественную комедию» как судью и палача в одном из кругов Ада.

С тех пор жуткое существо с головой быка и телом человека стало популярным героем различных книг и спектаклей, а с прошествием веков, еще и фильмов и компьютерных игр.

Впрочем, речь сейчас пойдет все же не о самом Минотавре, а о месте его обитания, которое, несмотря на все свои мифические атрибуты, является вполне реальным.

Кносский дворец обладает еще более богатой историей, чем его легендарный обитатель, и наверняка вошел бы в список Чудес Света, доживи он до этого момента. В этой статье мы расскажем вам о рассвете и падении как Кносского дворца, так и минойской цивилизации, символом которой он являлся. Приготовьтесь - это путешествие будет долгим.

Где находится дворец и сколько стоит посещение?

Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.

Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.

Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.

Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.

Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.

Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана.
Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет.
Интервал движения автобусов – не больше получаса.

Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть.
Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.

Очередь за билетами движется быстро, вход – 6 евро, детям до 18 лет – бесплатно.

Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.

С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.

Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.

Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.

У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.

У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.

Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.

Вместе с билетами или отдельно (в сувенирном магазине) можно приобрести карту дворца, которая поможет ориентироваться в непростом переплетении комнат, внутренних дворов, лестниц и коридоров.
Путеводители на русском языке продаются в киосках в городе по цене 12-15 евро.

Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро.
Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут.
Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.

Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.

Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!

На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.

О богах Древней Греции и связанных с ними достопримечательностях Крита вы .

Древний Кносс

О самом городе Кносс известно крайне мало – он был основан примерно за два тысячелетия до Рождества Христова и являлся одним из основных центров древнегреческой культуры и в какой-то период им правил полулегендарный царь Минос. Увы, но это практически все достоверные данные – дальше придется уйти в царство догадок и домыслов. Впрочем, кое-какие моменты из истории Крита мы затронем несколько ниже, когда будем рассказывать о легендах Кносса.

Известно, что Крит, за время существования минойской цивилизации (почти тысяча лет, с момента основания Кносса и до его гибели), дважды подвергался масштабным катаклизмам – землетрясение примерно в 1700 до н. э. и извержение вулкана двести лет спустя.

Также, примерно в 1450 году, на Кноссе произошел большой пожар, уничтоживший остатки второго Кносского дворца и практически все археологические свидетельства минойской цивилизации.

Примерно в это же время Кносс был захвачен Микенами – одним из материковых греческих полисов. Микенские греки довольно бережно обращались с наследием Миноса, но достоверно об их правлении известно мало.

Кносс пришел в запустение примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры. Впоследствии на его место пришли римляне и основали там колонию, которой и было передано имя легендарной столицы древнего Крита. Увы, о ней известно еще меньше и основной причиной этого является главный герой следующей части этой статьи.

Сэр Артур Эванс

Сэр Артур Эванс – это легендарная, но очень противоречивая фигура в археологии. В конце XIX века, вскоре после того, как Шлиман нашел Трою, Эванс отправился в Грецию на Крит, где и получил подтверждения того, что купец по имени Минос Калокайринос нашел неподалеку от Ираклиона странные артефакты и пытается провести дальнейшие раскопки.

Быстро опознав находку как предметы минойской эпохи, Эванс вызвал команду из Англии и перехватил инициативу.

К концу своей жизни он не только полностью раскопал Кносский дворец, но и восстановил некоторые его части (а также чуть не обанкротил свою крайне богатую семью). Между прочим, его документация, составленная во время раскопок дворца, до сих пор считается золотым стандартом. В Англии Эванса почитают наравне со Шлиманом, а на территории Кносса стоит памятник великому археологу.

Однако есть и другая сторона медали. Во время раскопок Артур Эванс, вместо того, чтобы аккуратно снимать слои грунта, приказал просто срыть все неинтересные ему слои – именно поэтому мы почти ничего не знаем о Кноссе после разрушения дворца.

Кроме того, его реставрации дворца вызывают недоумение у большинства современных археологов – Эванс зачастую не мог найти достоверные изображения некоторых частей здания и просто додумывал их. Впрочем, самоотверженность археолога отрицать нельзя, да и восстановленный дворец стал гораздо лучше привлекать туристов, так что на территории нынешней Греции его ни в чем не винят и наоборот, крайне уважают за восстановление фресок минойской эпохи, которые Эванс отреставрировал с невероятной точностью и мастерством.

Архитектура

Начнем с того, что термин «дворец» - некорректен. Кносский дворец Миноса был не только резиденцией царствующей семьи, но и небольшим городом-в-городе, наподобие Ватикана или Запретного города в Пекине.

Отличительной чертой является тот факт, что весь этот город был одним огромным зданием, располагавшимся на площади в 6 акров (примерно 24 тысячи квадратных метров).

Во дворце было более тысячи комнат, соединенных коридорами, а также множество специализированных построек, наподобие театра, храма и даже горшечной мастерской.

В огромных хранилищах дворца были запасы на случай осады, кроме того, прямо во дворце располагались свои мельницы, а также виноградники и винодельни, что позволяло при необходимости поддерживать определенную автономию.

Кроме прочего, стоит отметить, что во дворце была вполне рабочая канализация, а также несколько источников воды.

Что же касается архитектуры декоративной, то здесь интересным моментом являются колонны – минойские колонны в корне отличаются от греческих.

В отличие от материковых версий, которые обычно были белого цвета и сужались к вершине, минойские колонны выкрашены в красный и наоборот, расширяются к верхней части.

Настоящей загадкой стал Малый тронный зал Кносского дворца (Большой до наших дней не дошел).

Это небольшая тронная комната, скорее всего, построенная в период Микенской оккупации Крита, расписана прекрасными фресками и обладает отличным от других комнат стилем, в котором чувствуется влияние уже материковой Греции.

Однако, что наиболее поразило археологов, так это белый трон у северной стены комнаты. До сих пор неизвестно, кому именно он принадлежал, ведь царский трон был расположен в другой части дворца.

Возможно, отсюда правила царица, либо же трон был оставлен пустым как место правления какого-либо бога.

Герои, чудовища и трагедии: древние легенды и секреты Кносского дворца

О том, как был основан город Кносс, известно мало.

Первые легенды о древнегреческом периоде его истории рассказывают о Миносе, как об основателе Кносса, но проблема в том, что Миноса называют основателем практически всех критских городов, что несколько­ маловероятно.

Минос – это легендарный царь Крита, человек, который мог перечить богам.
У Миноса было два брата – Радаманф и Сарпедон, но из-за конфликта между ними, оба брата покинули остров.

Радаманф позже женился на овдовевшей матери Геракла и прославился как самый справедливый судья Греции, а Сарпедон пережил три поколения людей и погиб лишь в начале Троянской войны от рук Патрокла.

Что касается самого Миноса, то он получил свою власть не просто так – по легенде, его власть была дарована ему богами-олимпийцами.

Зевс лично вручил ему царский скипетр и впоследствии не раз помогал с составлением законов, а Посейдон подарил ему прекрасного быка из своих стад, с указанием принести быка в жертву.

Минос ослушался бога морей и принес в жертву другого, менее красивого быка.

Тогда Посейдон решил наказать дерзкого смертного и внушил жене Миноса, Пасифае, невероятную страсть к быку, на которого наслал бешенство.
От этого союза и родился Минотавр.

Мальчик-бык впал в бешенство еще до рождения и почти сразу попытался загрызть кормилицу. Самого быка несколько позже упокоил Геракл в рамках своих двенадцати подвигов.

Здесь и начинается история Кносского дворца царя Миноса.

Увидев «наследника», Минос в ужасе обратился к своему старому другу – архитектору Дедалу.
Тот предложил не убивать родную кровь, а создать огромный лабиринт, из которого глуповатое чудовище просто не сможет выбраться.

Так и был построен первый Кносский дворец-лабиринт.

С годами отношения между друзьями ухудшились и Дедал был вынужден бежать с Крита вместе со своим сыном Икаром.

Подросший к этому времени Минотавр начал требовать свежего человеческого мяса.
Постаревший Минос решил обложить живым налогом покоренные критянами греческие города.

Каждый год Минотавр убивал 7 юношей и 7 девушек, пока однажды в число жертв не попал принц Афин Тесей, который при помощи влюбленной в него Ариадны (дочери Миноса) прикончил чудовище и сумел выбраться из Лабиринта.

Впоследствии Тесей вместе с Ариадной уплыл с острова (правда, чуть позже он ее оставил на одном из островков по пути в Афины), Минос погиб на войне с Сицилией, в которую он ввязался с целью вернуть Дедала на Крит, а Кносский престол унаследовал один из его сыновей.

Триста лет спустя по Криту прошло землетрясение и разрушило старый лабиринт, на месте которого и был построен Кносский дворец, простоявший еще два с половиной столетия и покинутый обитателями после извержения вулкана.

Кносские фрески

Дельфины — фреска Кносского дворца

Фрески Кносского дворца – это предмет гордости всех критян. Фактически они являются доказательством культурного превосходства Крита над большинством греческих полисов, так как их красота и уровень исполнения на голову превосходят все творения материковой Греции той эпохи.

Фрески, в большинстве своем, были восстановлены командой Артура Эванса и в этом случае он провел действительно впечатляющую работу.

Вне зависимости от расположения и содержания фрески, реконструкторы с точностью передали как цвета, так и контуры древних рисунков.

Фреска «Парижанка»

А вот некоторые фрески стали жертвами археологического юмора, например, фреска, называемая «Парижанка».

«Парижанка» - это фреска, на которой изображена молодая женщина с вычурной прической жрицы.

Однако именно в прическе реставраторы углядели схожесть с тогдашней парижской модой и окрестили фреску «Парижанка».

В официальных работах ее называют «Минойская леди».

Фреска «Игры с быком»

В наши дни «Минойская леди», как и другие фрески Кносса, находится в музее Гераклиона, расположенном неподалеку от дворца.

Кносский дворец и музей Гераклиона лучше посещать совместно, загодя выделив на это день.

Помимо решения транспортного вопроса, это также позволит вам приобрести комбинированный билет.

Да и минойские коллекции музея смотрятся совсем по-другому после того, как вы лично увидели следы цивилизации, создавшей их.

Кносский дворец – это последнее свидетельство существования минойской цивилизации, доказательство того, что все ее жители жили и умирали не зря.

Несмотря на то что прах тех, кто его населял, уже давно смешался с землей, а их боги покинули этот мир, Кносс все равно продолжает существовать.

Мир помнит о храбрости и предательстве Тесея, величии и гордыне Миноса, безумии и вечном заточении Минотавра.

И если история Кносса подошла к концу, то это еще не значит, что ее не стоит услышать.

На Крите следы культа быка встречаются повсюду. Но особое внимание привлекает панно из Кносского дворца (который, как предполагается, и был тем самым лабиринтом Минотавра), изображающая ритуальные игры с быком.

На панно изображён огромный бык, мчащийся в стремительном галопе. Позади быка, впереди и на нём самом ловкие акробаты проделывают опасные трюки. Первый хватает быка за рога, второй перепрыгивает через спину, делая головокружительное сальто, третий опускается наземь, вытягивая для равновесия руки, как это делают и современные акробаты после прыжка.

Последовательность движений напоминает мультипликацию: как бы один и тот же человек проделывает весь трюк. С одной стороны, всю люди похожи - но наверху изображён человек, раскрашенный в коричневый цвет. Здесь мы имеем дело с влиянием египетской изобразительной традиции. Согласно египетскому канону, тело женщин изображалось белым или жёлтым цветом, а тело мужчин коричневым. Тогда получается, что вверху изображён мужчина.

Изображение быка занимает почти всю фреску, он центральная фигура. Огромные размеры подчёркивают его божественное происхождение. Как и в Египте, масштаб символизировал значимость изображаемого. Но всё же, сколь бы ни была разрушительна стихийная мощь быка, есть надежда, что человек победит в этой схватке. Слаженны и отточены движения акробатов, а боковые фигуры зрительно как бы сдерживают напор быка. Человек рано или поздно возьмёт верх над необузданной стихией природы.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!

    Все привыкли к изображению животных на звёздной карте, а если представить то, что панно из Кносского дворца - карта земли. Стилизованно-мифологическое изображение Америк в виде быка, лишний раз заставляет задуматься о том, что были у материка и другие названия. БРЕЗИЛ-окорок, а ближняя часть к голове вся изрезана канадскими озёрами. Белые юноши-ледяные шапки земли, а ДЕВУШКА- Атлантида на ещё не опустившемся срединно-атлантическом хребте до очередного потопа: коричневая, потому что суша. Европа, похищенная Быком-миф или реальность. Дарю ВСЕМ!

Добавить комментарий

Обрядовые игры и бои с быками
Традиция обрядовых игр и боев с быками насчитывает многие столетия. Еще во втором тысячелетии до нашей эры на Крите и в Микенах бык играл значительную роль в жизни людей. Тому можно найти подтверждение в огромном количестве изображений быков и боев с ними на сосудах, фресках, печатях, в бронзе.
На Крите игры с быками имели культовый характер, они были связаны с обрядом плодородия и размножения скота. Главная роль в этих играх принадлежала девушкам, жрицам культа - пасифаям.

В Микенах же игры с быками носили спортивно-зрелищный характер, а главная роль отводилась мужчинам, которые в то же время являлись собственниками игровых быков. В этих играх имела значение не только ловкость акробатов - владельцев, но также и тренированность самого быка. С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков. Надо отметить, что игры с быками восточного Средиземноморья являются некими предшественниками современных боев с быками, которые сегодня можно увидеть в Испании, на юге Франции, в Португалии и Латинской Америке.
Интересно, что игры с быками имели место не только в древней Греции, но также в других странах и у других народов, занимающихся разведением крупного рогатого скота. Например, в Нигерии у африканского племени Фульбе, в южной Индии у племени Мараваи, и в Байонне у басков можно наблюдать похожие игры. Игры с быками племен Фульбе и Мараваи существовали в более примитивной форме, чем на Крите и в Микенах.
У племени Фульбе игры заключаются в следующем: быка привязывают за заднюю ногу и два человека держат его на привязи, третий участник держит в руках веревку, укрепленную на рогах животного. Быка раздражают. Третий участник постепенно укорачивает веревку, подтягивается до самых рогов и проделывает на них различные гимнастические управжнения. Иногда он усаживается на шею быка, пользуясь его рогами как параллельными брусьями.
Также интересны игры с быками в южной Индии у племени Мараваи. Быков возбуждают громкими криками и барабанным боем и гонят через барьеры. Задание заключалось в том, чтобы сорвать украшение, привязанное к рогам быка и при этом ловко избежать ударов рогами разъяренного животного.
У басков игры с быками наиболее приближены по форме своего исполнения к крито-микенским зрелищам. Надо отметить, что в них наряду с тренированными акробатами участвуют любители из зрителей. Для игр рога быков обвязывают мягким войлоком во избежание несчастных случаев. Так поступают не только в Стране басков, но и в Индии, на Крите и в Микенах.
У басков существует два типа игр с быками. Первый заключается в следующем. Посередине арены ставят скамью, на нее встает человек в белом одеянии, который находится в постоянном движении. Выпускают разъяренного быка, который, видя перед собой движущуюся фигуру, стремительно бежит на нее, желая пронзить рогами. Но вдруг фигура в белом замирает, превращаясь в статую. Бык, думая, что перед ним твердый предмет, резко останавливается и оседает на задние ноги. Затеи медленно подходит к фигуре, обнюхивает ее и отходит.
Другого типа игры очень напоминают крито-микенские зрелища. На арену выходит группа мужчин и подростков, которые раздражают быка красными тряпками. Затем один из участников, наиболее смелый и ловкий акробат отделяется от других. Бык, увидев отдельного противника, бросается на него, а когда он наклоняет голову, чтобы поддеть смельчака на рога, акробат упирается в голову быка руками и прыгает через него. Менее тренированные участники осуществляют прыжок через быка с помощью шеста.
Также стоит обратить внимание на детские игры с быками. Навстречу мчащемуся быку бежит мальчик и прямо перед быком падает на колени. Бык, чтобы не споткнуться, широко расставляет ноги и проносится мимо, не задевая участника.
Игры с быками в древнем Риме являются, возможно, пережитком греческих “таврокатапсий”, но также не исключено, что они восходят к местным играм с быками в позднем родовом обществе среди этрусков.
В отличие от критских и римских игр, в которых, во-первых, тренировали быка, а, во-вторых, отношения между человеком и быком были партнерскими, в испанской корриде бык предстает как необузданная, устрашающая сила, но в то же время это существо, обреченное на смерть. Кроме того, бои с быками существовали здесь еще до появления римлян. Первое упоминание об испанской корриде восходит приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры. Об этом свидетельствует камень, найденный в стене деревенского дома в Клунии. На камне изображен человек с мечом и большим щитом, стоящий напротив небольшого бычка.
Современное название боя с быком (corrida de toros) буквально означает “бег быков”. Оно пришло от собирательного названия народных развлечений с быками. В этих развлечениях пробеги и процессии занимали важное место. Не исключено, что коррида связана с культом быка. Единый когда-то обрядовый ритуал мог распасться на отдельные элементы, которые сохранились в изолированном виде вплоть до XX века в отдельных районах Испании. С первых веков нашей эры и приблизительно до VIII века, до арабского завоевания, прекращаются какие-либо упоминания о корриде. Вероятно, бои с быками носили народный характер и не находили отражение в письменных источниках.
В начале XI века в мусульманской Севилье арабы устраивают корриду по поводу каждого торжества. Позднее и христианские рыцари начинают устраивать бои с быками. Говорят, что первый рыцарь, поразивший быка копьем, был Сид Кампеадор. Рыцарские корриды были событием исключительным и проводились преимущественно в дни свадебных торжеств. Жених должен был вонзить бандерилью, украшенную лентами невесты, в холку быка. Такой обычай можно было наблюдать во времена Альфонса X в деревнях Экстремадуры. В 1124 году, в год свадьбы Альфонса VII и доньи Беренгелы, дочери графа Барселонского, среди других торжеств была проведена пышная коррида. В средние века тореро чаще всего сражались на коне и были одеты и вооружены почти так же, как в бою или на турнире. Также была устроена коррида в связи со свадьбой дочери Альфонса VIII доньи Урраки с королем Гарсиа Наваррским. Но надо отметить, что в те времена бои с быками устраивались не только в Испании. Например, в 1332 году в Риме состоялась коррида, на которой погибло на рогах быков много простого люда, 19 кабальеро, а еще 9 других кабальеро были ранены. В связи с этим происшествием бои с быками в Италии были запрещены, в то время как в Испании люди с каждым днем все более совершенствовались в искусстве тауромахии. В XIII веке Альфонс X издал указ, в котором выступления в корриде за деньги являлось позором. С тех пор поощряется безвозмездное участие в боях с быками с целью проявления своей смелости и бесстрашия перед разъяренным животным. В этих корридах быка не убивали. Но наряду с этими “рыцарскими” корридами, в которых главная роль отводилась всаднику с копьем (garrochista) существовали народные праздники, бои, лишенные каких-либо правил, в которых быку противостоял “пеший” матадор. Так, вплоть до XVIII века в Испании, не соприкасаясь друг с другом, существовали две линии развития корриды: народная и аристократическая, которые впоследствии вылились в один национальный праздник.
Надо отметить, что не раз корриду пытались запретить. В 1567 году папа Пий V в особой булле проклял корриду и запретил ее проведение под страхом смерти. Он писал, что “есть еще многие, которые в разных городах в тщетном хвастовстве силой и смелостью в публичных и частных представлениях сражаются с быками, что приводит к смертям и ранениям и представляет большую опасность для душ”. Папа в своем указе угрожал отлучить от церкви любого участника корриды. Сменивший его Григорий XIII ограничился в 1575 году запрещением участвовать в корридах кавалерам духовно-рыцарских орденов, а Сикст V в 1586 году запретил присутствовать на корриде духовным лицам. Корриду никогда не могли запретить полностью. Запрещение игр с быками в праздничные дни было единственным, чего время от времени удавалось добиться духовенству в деревнях. Даже когда в 1704 году власть в Испании перешла к Бурбонам и королевские корриды были запрещены как жестокий и варварский обычай, в деревнях продолжалось проведение боев с быками, в которых, как мы уже говорили, главную роль играл “пеший” матадор.

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое эгейское искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в III-II тысячелетиях до н. э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще «догомеровские» города, которые можно датировать III тысячелетием до н. э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры. Вскоре Шлиман начал раскопки на Пелопоннесе; им и В. Дёрпфельдом были раскопаны Микены, а в начале XX в. английский археолог А. Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Он первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта, ему также принадлежит и периодизация эгейской культуры . Периоды, на которые Эванс предложил разделить эгейскую культуру, называются минойскими (ранний, средний и поздний) - по имени легендарного царя острова Крит Миноса. Это о Крите и его былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э.:

«Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...»

Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в. до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс . Кносский дворец , насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с большим мастерством, с учетом особенностей ландшафта.

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения, в разных своих частях дворец был разноэтажным. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища - гимнастическими залами, бассейнами (критянам был известен водопровод), открытыми площадками (как предполагают ученые, для театральных представлений и религиозных церемоний). Особенностью строительной техники Кносского дворца, п остроенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху.

Кносский дворец. Фреска.

Кносский дворец. Фреска.

Стены парадных зал дворца были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная, желтая краски составляют праздничную гамму. Изображения - это запечатленная реальность, цветы, папирусы, листья пальм -пальметты, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл.

В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди папирусов сказочные существа - грифоны (львы с орлиными головами). На стенах Кносского дворца множество человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. Все это изображено живо, непосредственно, свободно, с непременными яркими реалиями быта. Условность изображений человеческих фигур сказывается в том, по лицо обычно изображено в профиль, а глаза (глаз) - в фас.

Женщины, смотрящие на представление (так называемые «Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца* (реставрирована). Середина 2 тысячелетия до н. э. (16 в. до н.э.) Гераклейон. Музей.

В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей.

Акробаты с быком. * прибл. 1550 до н. э. 78,2 см × см Фрески Кносского дворца Археологический музей Ираклиона

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.- 368 с.

История Кносского дворца

Кносский дворец еще в древние времена поражал своими размерами – полторы тысячи комнат, более 22 тыс. кв. м, многочисленные переходы, коридоры, террасы и подвалы. Логично, что люди не сразу могли найти дорогу в этом огромном архитектурном комплексе, добавим сюда легенды о Минотавре и получим значение современного слова «Лабиринт», т.е. здание из которого сложно найти выход.

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

Здесь же на западном дворе находится , он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс доказал, что минойцы относились не к грекам, а к так называемой среднеземноморской расе. Минойцы имели смуглую кожу, миндалевидный разрез глаз, тёмные вьющиеся волосы, и вообще, походили своим внешним обликом на древних египтян. Вероисповедание также отличалось от греческой, минойцы поклонялись целому пантеону своих божеств, главным из которых являлась богиня Мать. Символом этой богини был двойной топор, который обозначали словом «лабрис». Термин «лабиринт» появляется как производная от слова «лабрис». Т.е. Лабиринт – это не что иное, как храм двойного топора или святилище двойного топора.


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий» . На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.

Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий .

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком . На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями . Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре , но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Как мы экономим на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Нам нравится поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.