Мифы и легенды о создании мира. Сотворение мира

Мировое яйцо и рождение мира.

У древних славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.

Одна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».

Другое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.

А вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:

Когда было начало света, Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море, А среди моря — дуб высокий, Сели на дуб два дивных голубя, Стали думать, как свет основать? Спустимся мы на дно морское, Вынесем мелкого песку, Мелкого песку, золотого камня. Мелкий песок посеем мы, Золотой камень подунем мы. С мелкого песку — черная землица, Студена водица, зелена трава. С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце, Ясен месяц и все звезды.

Бог создает небо и море (сказания русских крестьян).

Языческие представления о начале мира после принятия христианства испытали сильное влияние новой религии. Христианство давало более стройную картину творения. Народное толкование христианского мифа встречается во многих сказаниях. Вот одно из них.

До сотворения мира светлый Бог сидел на воздухах, и был свет от лица его в семьдесят раз светлее дневного, а одежды его — белее снега, светозарнее солнца. Не было тогда ни неба, ни земли, ни моря, не было ни облаков, ни звезд, ни дней, ни ночей. И сказал Бог: пусть будет небо хрустальное, и заря, и звезды. И дунул ветер из недр своих, и воссел на востоке в красоте славы своей, а гром утвердил в железной колеснице. Потом взглянул Бог сверху на землю и увидел, что внизу все бесформенно и пусто. Задумался он, как лучше землю устроить, и от тех дум божьих поднялись ночи темные, а от мыслей божьих встали облака и туманы. Из облаков склубились дождевые тучи и пошел дождь. Он лил до тех пор, пока не разлилось внизу синее море.

Бог и Сатана создают землю. Но на народные представления повлияли не только библейские рассказы, но и запрещенные церковью еретические книги, в которых мир сотворил не только Бог, но и Сатана. Представление о том, что в мире идет постоянная борьба добра и зла (Бога и Сатаны) было близко и понятно народному мировосприятию. Вот как рассказывали о сотворении земли на Русском Севере.

Спустился Бог на море по воздуху и плавал в нем белым гоголем, пока не встретил Сатану, плававшего черным гоголем. Решили они поднять землю со дна моря. Бог приказал Сатане:

— Нырни на дно моря и вытащи несколько крупинок земли со словами «Во имя Господне, иди, земля, за мною», и неси мне наверх.

Но Лукавый схитрил и захотел сделать сушу только для одного себя, и не стал упоминать имя Божье. Нырнул он в пучину, а когда вынырнул, то оказалось, что в руках у него нет ни песчинки. Нырнул в другой раз — и снова неудача.

Тогда взмолился он Богу о помощи, и Бог помог ему. Достал Сатана со дна горсть земли. Из той горсти Бог сотворил ровные места и поля, а черт наделал непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор. Вот как это вышло:

Когда Сатана достал по повелению Бога землю со дна моря, то отдал ее Богу не всю, немного он припрятал за щекой. Когда же Бог повелел земле, брошенной им на поверхность моря, расти, стала расти земля и за щекой у Сатаны. Тот принялся ее выплевывать, и из плевков Сатаны получились горы, болота и другие бесплодные места.

На чем земля держится. Сотворив землю, Бог укрепил ее на рыбе, которая плавает в море. Каждые семь лет рыба то опускается, то поднимается, отчего одни годы бывают дождливыми, а другие засушливыми. Когда рыба переворачивается на другой бок, бывают землетрясения.

А еще говорят, будто земля покоится на «воде высокой», вода — на камне, камень — на четырех золотых китах, плавающих в огненной реке. А все вместе держится на железном дубу, который стоит на силе Божьей.

Вот как об этом говорит сербская легенда:

Что держит землю? — Вода высокая. Что держит воду? — Камень плоский. Что держит камень? — Четыре золотых кита. Что держит китов? — Река огненная. Что держит огонь? — Дуб железный, Он же первым посажен, Корень его на силе божьей стоит.

Мировое дерево. Весь мир славяне представляли себе в виде огромного дуба — Мирового древа, на котором располагалось все живое. Ветви древа уходили в небо, корни — под землю. На вершине стояли солнце, луна и звезды. В ветвях жили птицы. Под корнями дерева обитали змеи и другие жители подземного царства. Дерево, сбрасывающее листья и оживающее вновь, олицетворяло вечный круговорот жизни и смерти.

Сотворение человека.

Почти все предания славян о происхождении человека восходят к библейскому сказанию о том, как Бог сотворил человека из глины, из земли, из праха. Правда, и здесь библейский рассказ дополнен сюжетом об участии Сатаны в этом деле. Чаще всего говорилось, что тело человека создал Лукавый, а душу в него вложил Бог.

Древнерусская летопись повествует о том, как рассказывали о сотворении людей волхвы-язычники:

Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой (тряпочкой) и бросил ее с небес на землю. И заспорил Сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Потому, как умрет человек, в землю идет его тело, а душа к Богу.

Встречается у славян и древняя легенда о сотворении людей из яйца. Бог, разрезая яйца на половинки, бросал их на землю. Здесь из одной половинки получался мужчина, а из другой — женщина. Мужчины и женщины, образованные из половинок одного яйца, находят друг друга и вступают в брак. Некоторые половинки попали в болото и там погибли. Поэтому их вторые половинки не могут найти себе пары и проводят жизнь в одиночестве.

Сотворение животных.

По русским народным преданиям в сотворении большинства животных, как и человека, принимали участие Бог и Сатана. Вот как, например, говорится о создании собаки.

Собаку сотворил Бог из остатков той глины, которая осталась от создания человека. Сначала собака была без шерсти, поэтому, когда Бог оставил ее сторожить только что слепленных первых людей, она замерзла, свернулась калачиком и заснула. Подкрался к людям Сатана и оплевал их. Когда Бог, увидев оплеванных людей, стал укорять собаку, она сказала: «Так я же замерзла. Дай мне шерсть, тогда я буду верным сторожем». И Бог дал собаке шерсть. По другой легенде, это Сатана дал собаке шерсть в обмен на возможность подойти к первым людям.

Нечистыми животными, сотворенными дьяволом, считались у славян мыши, зайцы, вороны, коршуны, а также ночные птицы — совы, сычи, филины. «Божьими птицами» назывались голубь, ласточка, соловей, жаворонок, аист.

А вот медведь у восточных славян считался животным чистым, происходящим от Бога, своеобразным двойником человека. Не исключено, что такое представление сохранилось от тех времен, когда медведь был одним из воплощений языческого Велеса.

Эвены (один из северных народов) создали такой миф. Жили два брата, а вокруг них была только одна вода. Однажды младший брат нырнул очень глубоко, достал со дна немного земли и положил ее на поверхность воды. Потом лег на эту землю и заснул.

Тогда старший брат стал вытаскивать землю из-под младшего и растянул Ее настолько, что она покрыла собой большую часть воды. Похожий миф о сотворении земли есть в американских индейцев.

Они верили, что землю из Мирового океана выловил птица гагара (очень красивый блестящий черный птица с белыми продольными пятнами). У индейцев другого племени сложился такой миф о появлении суше: на поверхности Мирового океана жили бобр, ондатра, выдра и черепаха. Однажды ондатра нырнула, достала горсть земли и положила на панцирь черепахи. Постепенно эта горсть выросла и образовала землю.

В китайских и скандинавских мифах говорится, что земля возникла из яйца Мирового океана. Яйцо раскололось, и одна его половина стала землей, а другая - небом.

Индусы издавна почитали Брахму - творца Вселенной

Библия (от гр. «Книги») - сборник произведений VIII в. до н. е. - II вв. н. е., содержащий мифы о сотворении мира, исторические повествования, запись этических норм.

Народы Кавказа считали, что земля и все живое на ней появилось после того, как прилетел огромный белый птица.

В Библии говорится, что в первый день Бог отделил свет от тьмы, на второй день сотворил небо, на третий - землю.

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями... И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву... дерево... И стало так ».

В армянской мифологии можно найти предание о том, откуда появились горы Арарат и Тавр. Жили на земле брать гигантских размеров. Каждое утро, как только они просыпались, брать затягивали свои пояса и здоровались друг с другом. Они так делали всю жизнь, но в старости они поутихли на силе, им стало трудно рано вставать и затягивать пояса. Тогда они решили просто здороваться друг с другом. Бог рассердился, увидев это, и превратил братьев на горы, их пояса - в зеленые долины, а слезы - на кристально чистые источники.

Миф о происхождении мира из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относят к космого­ническим мифом, согласно которым мир постепенно раз­вился из первоначального бесформенного состоя­ния, но в нем также присутствует и сотворение мира божественными началами. Следует обратить внимание, что в отличие от Библейского предания о сотворении мира Триединым Богом, здесь отсутствуют чувства, здесь нет места любви, присущей Библейскому Творцу к Своему творению.

В начале всего был бесформенный, безразмерный Хаос, затем появились Гея (Земля) с глубоко залегающим в ее недрах Тартаром (бездной) и вечная, существовавшая задолго до них сила влечения - Эрос. Этим же именем греки называли бога любви, сопутствовавшего богине любви Афродите, но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает любое чувство. Эрос можно сравнить с силой всемирного тяготения - он подобен закону. Эта сила и привела в движе­ние Хаос и Землю. Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Эреб (Мрак). Но­чь породила Танат (Смерть), Сон (Гипнос), огромное количество сновидений, богинь судеб – мойр, богиню возмездия Немесиду, Обман, Старость. Порождением Ночи также стала воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида, от которой произошли Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония, но и непреклонно справедливого Орка, карающего любого, кто дает лживую клятву. А из соединения Ночи с Эребом родился прозрачный Эфир и сияющий День – Свет из Тьмы!

Показательно, что мотивы греческой мифологии, наряду с другими восточными системами присутствуют в гностическом мировосприятии. Гностицизм , кроме того, вобрал в себя практически несоединимые составляющие, включая элементы ветхозаветного закона и раннехристианского учения.

Согласно мифу о происхождении мира, после этого пробудилась Гея: сначала ею рожден был Уран (Небо), затем поднялись из ее глубин Горы, их лесистые склоны заполнили рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам Понт (Море). Покрытие Небом Земли привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Произвела Гея на свет также трех огромных уродливых циклопов с большим круглым глазом посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных Сторуких великанов. Титаны же, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба сво­им потомством: они дали начало племени богов самого древнего поколения. У старшего из них, Океана, было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид, и столько же покрывших всю сушу речных потоков. Другая пара титанов произвела Гелиос (Солнце) Селену (Луну), Эос (Зарю) и многочисленные Звезды. Третья пара дала начало ветрам Борею, Ноту и Зефиру. Титан Иапет не мог похвастать столь же обильным по­томством, как его старшие братья, но стал он славен не­многими, зато великими сынами: Атлантом, взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем, самым благородным из титанов.

Младшим сыном Геи и Урана был Крон, дерзкий и нетер­пеливый. Не захотел он сносить, как высокомерного покровительства старших братьев, так и власти собственного отца. Возможно, он не решился бы поднять на него руку, посягнув на верховную власть, если бы не мать Гея. Поде­лилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей - Сторуких великанов и заточил их в ее темные глубины. Крон, под покровом Никты и при помощи матери Геи, захватил отцовскую власть. Взяв в жены сестру свою Рею, Крон положил начало ново­му племени, которому люди дали имя богов. Однако коварный Крон опасался своего потомства, ведь он сам поднял руку на отца, и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собствен­ных детей сразу же после их рождения. Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Гее и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Когда ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из недоступных пещер, а Рея передала супругу запе­ленатый камень.

Тем временем Зевс (так назвала мать спасенного младенца) рос в скрытой от глаз пе­щере на склонах лесистой Иды, самой высокой горы острова Крита. Его там охраняли юноши куреты и корибанты, заглушая детский плач ударами медных щитов и бряцанием оружия, а Амалфея, благороднейшая из коз, кормила его своим молоком. В благодарность за это, Зевс, заняв впоследствии место на Олимпе, постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы она вечно сияла она в созвездии Возничего. Интересно, что шкуру своей кормилицы Зевс оставил себе, изготовив из нее щит - знак высшей власти. Этот щит назвали «эгидой», что по-гречески и означало – «коза». По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов - эгидодержавный. Рог же, который Амалфея случайно сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене, покровительнице мира.

Повзрослев, Зевс стал сильнее отца и не коварством, как Крон, а в честном поединке поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер: Аида, Посейдона, Ге­ру, Деметру и Гестию. Так, согласно мифу о происхождении мира, наступал конец эры титанов, которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы, – начиналась эра богов Олимпа .

Какой тип бизнеса выбрать

Вы приняли решение об открытии своего бизнеса. И первый вопрос, который приходит вам в голову: “Какой именно...

Новорожденный ребёнок - первые недели жизни

Все девять месяцев беременности позади, и, наконец, Вы можете вдоволь налюбоваться своим сыночком или доченькой! Отгремели...

Кубера

Кубера в индуистской мифологии является Богом Богатства и Казначеем Богов. Внук великого риши Пуластьи, сын мудреца...

Аполлон-11

Аполлон 11 первый космический корабль из серии «Аполлон», который доставил людей на Луну. Старт корабля был произведён...


Введение

1. Природа мифов о сотворении мира

2. Мифы о сотворении мира

2.1 Древние религии

2.2 Современные мировые религии

2.3 Религии Южной и Восточной Азии

Заключение

Список используемых источников


Введение


Еще люди первых цивилизаций задавались вопросом о зарождении человечества и о происхождении всего остального мира. Откуда на земле появились люди и животные, деревья и кустарники, травы и злаки? Когда стало светить солнце - яркое солнце, рассеивающее мрак, прогоняющее ночные страхи? Кто зажег в небе звезды и поместил месяц, чтобы он ночью заменял солнце? Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти? Тогда, за неимением научных знаний, люди искали во всём религиозный подтекст.

Этот вопрос возникает естественно, поскольку пример многих изменчивых вещей, явлений или процессов окружающего мира, пример рождения и существования живых существ, человека, общества и феноменов культуры учит нас, что все имеет свое начало. Многое в мире когда-то началось, зародилось и стало изменяться и развиваться в течение относительно короткого или длительного отрезка времени. Правда перед взором человека существовали примеры таких долгоживущих вещей, которые кажутся вечными. Например, вечным казался океан, текущие в него реки, горные массивы, сияющее солнце или луна. Эти примеры наводили на противоположную мысль, что мир в целом может быть вечным и не иметь начала. Таким образом, человеческая мысль, человеческая интуиция предполагали два противоположных варианта ответа на поставленный вопрос: мир когда-то начал существовать и мир существовал всегда и не имел начала. Между двумя крайними точками зрения возможны различные варианты, например, что мир возник из первичного Океана, который сам не имеет начала, или что мир периодически возникает, а затем уничтожается, и др.

Цель работы: изучить природу мифов о сотворении мира.

Для этого, решим следующие задачи:

уточним понятие мифа и мифологии;

выявим природу мифов о происхождении мира и явлений природы;

кратко рассмотрим наиболее известные мифы о сотворении мира.


1. Природа мифов о сотворении мира


Для начала уточним понятие мифа и мифологии.

Миф (греч. «предание», «сказание») - древнейшие сказания, предания, передающие представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы.

Мифология - это не просто рассказ о том, как какой бог выглядел, что он сделал, и что из этого получилось. Это не набор разрозненных историй и персонажей. В первую очередь, это развернутое описание мира каким его себе представляет данный народ. В мифологию включены:

представления о том, как устроен мир, откуда он взялся, почему в мире все происходит так, а не иначе;

рассказы о тех или иных деяниях богов и людей;

объяснения, почему люди поступают так, как поступают;

предписания, как и почему следует себя вести в каждый момент своей жизни;

описывает, в чем суть жизни человека и что с ним будет после смерти.

Все эти аспекты слиты, сплавлены в единое всеохватное целое, и нельзя полноценно объяснить что-то одно, не затронув подробно практически каждый другой аспект. Поэтому очень трудно разбить мифологию на отдельные «темы» - сотворение мира, мифы о богах и т.д.

Сотворение мира - это группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т.д.

Посмотрим на географию основных мифологий мира:

для индейцев Северной Америки койот - священное животное, благодаря ему луна и солнце освещают мир;

один - бог победы, верховный бог викингов, который забирает к себе воинов, павших в битве;

греки именуют царя богов - Зевс; римляне зовут его Юпитер;

луг - кельтский бог света, он храбрец, силач, музыкант и волшебник;

ра - верховный бог Египта, бог солнца - он не должен останавливать свой бег по небу, иначе мир погрузится во тьму;

вишну - один из трёх богов в Индии, стоит у колыбели мира;

в Австралии Радужный змей - создал природу;

на Руси - Сварог дал жизнь солнцу (Даждьбогу), Перуну, Яриле.

Итак, мифы в жизни древних людей играли практическую роль, т.к. при помощи мифов они пытались объяснить мир, в котором они жили. Мифы давали законченную картину мироустройства. Они передавались из рода в род и воспринимались как духовное завещание предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость предыдущих поколений.

Посредством мифа утверждалась непреложная система ценностей и норм поведения, закреплялся существующий порядок в мире на том основании, что как было всегда. В те далекие времена, не существовало наук, не было космических ракет, океанских лайнеров, способных совершать кругосветные путешествия и таким образом давать людям представление о границах мира, поэтому во всех уголках планеты зарождались свои мифологии, способные объяснить тайны природы и нарисовать свою картину мира, которые мы рассмотрим в следующей главе.

2. Мифы о сотворении мира


Везде, на всех континентах, люди рассказывали предания, которые описывают деяния богов и помогают объяснить тайны мира. Все дошедшие до нас мифы о сотворении мира и людей, на первый взгляд могут поражают своим противоречивым разнообразием. Творцами богов, людей и вселенной в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. Различны и способы творения и творцы. Общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.

К сожалению, почти ни один из мифов о сотворении мира не сохранился до наших дней целиком. Довольно часто не удается восстановить даже сюжета той или иной легенды. Такие отрывочные сведения о некоторых вариантах приходилось пополнять с помощью других источников, а в ряде случаев восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании как письменных, так и вещественных памятников. Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас мифов, таких различных и, казалось бы, никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд общих черт. И, несмотря на столь противоречивые, запутанные и разнообразные воззрения, люди «верили в одного верховного бога, саморожденного, самодостаточного, всемогущего и вечного, который создал других богов, солнце, луну и звезды, землю, а также все, что на ней находится.

Нам, современным людям мифы древних народов интересны тем, что они рассказывают о том, как жили, во что верили, как понимали мир наши предки.Рассмотрим кратко мифы о сотворении, существовавшие в древнем мире, а также в современных мировых религиях.

2.1 Древние религии


В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т. д. В космогонических (о происхождении мира) и антропогонических (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного, сотворении человека, описывающие их происхождение в качестве произвольного акта «сотворения» со стороны высшего существа.

Мифы Древнего Египта. Бог Ра появился из Водной Бездны, а потом из его уст вышли все живые существа. Сначала Ра выдохнул Шу - первый Воздух, после - первую влагу Тефнут (Вода), от которых родилась новая пара, Геб Земля и Нут Небо ставшие родителями Осириса Рождение, Исиды Возрождение, Сета Пустыня и Нептиды, Хор и Хатхор. Из воздуха и влаги Ра сотворил Око Ра, богиню Хатхор, чтобы видеть, что он делает. Когда у Ра появилось око, он начал плакать, и из его слез появились люди. Хатхор сердилась на Ра из-за того, что она существует отдельно от его тела. Тогда Ра нашел для Хатхор место у себя на лбу, после чего сотворил змей, из которых и появились все прочие существа.

Мифы Древней Греции. В Греции существовал не один миф о сотворении мира - были патриархальные и матриархальные версии. Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса - Гея Земля, Эрос Любовь, Тартар Бездна, Эреб Мраки, Никта Ночь. Боги, появившиеся от Геи - Уран Небо и Понт Море. Первые Боги породили Титанов. Одна из матриархальных версий звучала так: Мать-Земля Гея возникла из Хаоса и во сне родила Урана («Небо»). Уран поднялся на отведенное ему место в небе и излил свою благодарность на мать в виде дождя, который оплодотворил землю, и спавшие в ней семена пробудились к жизни.

Патриархальная версия: вначале не было ничего, кроме Геи и Хаоса. Из Хаоса появился Эреб (тьма), из ночи - эфир и день. Земля породила море, а потом великий Океан и других детей. Отец детей, Уран, задумал уничтожить их, позавидовав любви, которую испытывала к ним Гея. Но младший из детей - Кронос в отместку оскопил отца и выбросил отсеченные части в море - так появилась Афродита, а кровь Урана, упавшая на землю, породила Фурий. Кронос стал верховным божеством и взял в жены Рею. Своих детей (Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон) Кронос, опасаясь быть свергнутым, проглатывал. Спастись удалось только младшему - Зевсу, который и сверг Кроноса через несколько лет. Зевс освободил своих братьев и сестер и стал верховным божеством. Зевс является один из главных богов древнегреческого пантеона.

Мифы Междуречья. Согласно шумеро-аккадскому космогоническому эпосу «Энума элиш», Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру. Слова Апсу и Тиамат имеют двойственное значение, в мифологии под ними понимали имена богов, но при написании этих слов в «Энума элиш» отсутствует детерминатив DINGIR, означающий «божество», так что, в этом контексте их следует считать скорее природным элементами или стихиями, чем богами.

Интересную концепцию мироздания создали зороастрийцы. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет.

Первый период - предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).

Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века - Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти - творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра.

На протяжении последнего, четвертого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.

В Китае же самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.

Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность - вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение - слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен - Ицзин, Книга истории - Шу цзин, Книга песен - Ши цзин XI - VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала - Ли цзи, Записи о музыке - Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень - Чунь цю, Беседы и суждения - Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.). В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I - II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник - Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли - быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси - хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце).

Япония. Вначале было только бескрайнее маслянистое море Хаоса, потом три духа «ками» решили, что из этого моря следует сотворить мир. Духи породили множество богов и богинь, в том числе Идзанаки, которому вручили волшебное копье, и Идзанами. Идзанаки и Идзанами спустились с неба, и Идзанаки начал мешать копьем море, а когда он вытащил копье, на его кончике собралось несколько капель, которые упали обратно в море и образовали остров.

Потом Идзанаки и Идзанами обнаружили различия в своей анатомии, в результате чего Идзанами зачала много чудесных вещей. Первое существо, которое они зачали, оказалось пиявкой. Они положили ее в тростниковую корзину и пустили плавать по воде. После Идзанами породила Пенный Остров, который был бесполезен.

Следующее, что породила Идзанами - острова Японии, водопады, горы и прочие чудеса природы. Потом Идзанами породила Пятерых Духов, которые сильно обожгли ее, и она заболела. Рвота ее превратилась в князя и княгиню Гор Металла, от которых произошли все рудники. Ее моча стала духом Пресной Воды, а испражнения - глиной.

Когда Идзанами спустилась в Страну Ночи, Идзанаки плакал и решил вернуть свою жену. Но когда он спустился за ней, то испугался ее вида - Идзанами уже начала разлагаться. Испуганный Идзанаки убежал, но Идзанами послала Духа Ночи, чтобы вернуть его. Убегающий Идзанаки бросил свои гребни, которые превратились в виноградные лозы и заросли бамбука, и Дух Ночи остановился, чтобы полакомится виноградом и молодыми побегами. Тогда Идзанами послала за мужем восемь духов грома и всех воинов из Страны Ночи, но Идзанаки стал бросать в них персики, и они сбежали. Тогда Идзанами пообещала мужу, что будет каждый день забирать по тысяче человек, если он будет избегать ее. На это Идзанаки ответил, что будет каждый день давать жизнь тысяче человек. Так в мир пришла смерть, но человеческий род не погиб. Когда Идзанаки смывал с себя грязь Страны Ночи, на свет появились боги и богини - Аматэрасу - солнечная богиня и прародительница императора, Цукийоми-но-Микото - Луна и Сусано-о - бог бури.


2 Современные мировые религии


Авраамиические религии - монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Сотворение мира единым Богом, изображённое в Библии, является одним из центральных догматов веры иудаизма и христианства. Главным повествованием о сотворении является первая книга Библии - Бытие. Однако интерпретации этого повествования и понимание процесса творения среди верующих очень различны.

Иудаизм. «Десять вещей были созданы в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» Талмуд (трактат Хагига 12:1) «Словом Бога сотворены небеса» (Теhилим 33:6). В талмудической литературе о Всевышнем часто говорят: «Тот, Кто сказал, - и возник мир». «Десятью речениями создан мир» (трактат Авот 5:1).

Центральной догмой творения в современном Христианстве является Creatio ex Nihilo - «сотворение из ничего», в которой создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте лат. productio totius substantia^ ex nihilo sui et subjecti - переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира. Процесс сотворения мира описан в первых 3 главах книги Бытие. Согласно Библии, мир был сотворён за 6 дней, когда на 6-й, последний день, был создан первый человек. Часть христианских деноминаций (например, католики) не требуют от верующих понимания первых глав Бытия как буквального описания процесса творения и разрешает рассматривать их как аллегорический рассказ о создании мира Богом. Многие из современных православных теологов предписывают понимать здесь под днём некоторый этап творения мира, по длительности не соответствующий астрономическим суткам в точности. В первоисточнике стоит еврейское слово йом (ём), известное нам по слову ёмкость, ёмкость же может быть и большой и маленькой. Шесть десятичнологарифмических ёмов (дней) почти совпадают с научной хронологией. В то же время в современном православии достаточно много богословов настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытие. Евангельские христиане и протестанты (лютеране и др.) в основном придерживаются буквально 6-дневного творения мира.

Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днем считается пятница. «Господь твой - Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль Араф» (7:54) По мнению современных исследователей Корана, слово «айам», один из переводов которого - «дни», следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как «день» (двадцать четыре часа). «Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4).оздание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще. «И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединенными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Cоздание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг). «Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах - для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.


3 Религии Южной и Восточной Азии


В индуизме существует как минимум три версии возникновения мира:

из «космического яйца»;

из «первичного тепла»;

из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела).

В Ригведе, кроме того, упоминается некий космический половой акт. Согласно автору «Гимна о сотворении мира»:

«Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет -

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?»

Сикхизм - религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон - как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего - ни рая, ни ада, ни трёх миров - только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

В космологии буддизма утверждается повторение циклов возникновения и уничтожения вселенной. Буддийская религия не имеет понятия сотворения мира высшим нематериальным существом - Богом. Возникновение каждой новой вселенной обусловлено действием совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Аналогичным образом причиной разрушения вселенной, прошедшей свой период существования, является накопленная дурная карма живых существ.

Каждый мировой цикл (махакальпа) делится на четыре периода (кальпы):

пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого) (самвартастхаикальпа);

формирования (развёртывания) мира (вивартакальпа);

пребывания (когда космос пребывает в стабильном состоянии) (вивартастхаикальпа);

разрушения (свёртывания, угасания) (самвартакальпа).

Каждая из этих четырёх кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания.

В отношении вопроса о том, было ли начало мировых циклов, имеет ли начало сама сансара, буддизм не даёт никакого ответа. Этот вопрос, подобно вопросу о конечности или бесконечности мира, относится к так называемым «неопределённым», «не имеющим ответа» вопросам, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». В одной из буддийских сутр об этом говорится:

«Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в её круговороте от рождения к рождению».

Первым существом, появляющимся в новой вселенной, становится бог Брахма, считающийся Творцом мира в индуизме. Согласно буддийской сутре, после Брахмы появляются тридцать три бога, которые восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!». Так объясняется идея появления веры в существование Бога-Творца. Брахма в буддизме не есть Творец, он лишь первое божественное существо, которому начинают поклоняться. Как и все существа, он не является неизменным и подчинён причинно-следственному закону кармы.

Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других - омерзительные существа черного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решетки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населенные многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке вселенной), пребывают сиддхи - освободившиеся души.

В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в свое прошлое состояние.

Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов: вначале была пустота - У-цзи, неизвестное; из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци - энергию (или колебания) и в конечном счёте всё, что существует.

Таким образом, читая мифы разных народов, мы глубже узнаем культуру и верования людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их нравы и обычаи.


Заключение


Людей всегда и повсюду волновали одни и те же вопросы: что было до того, как появились небо и земля? Откуда взялись первые боги?

Мифы - древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.

Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.

Мифы о сотворении мира повествуют нам о том, как появился мир на Земле, как появились небо и звезды, солнце и облака, откуда на Земле появились звери, птицы, откуда появился человек.

миф мир мировой религия


Список используемых источников


1.Бадж Э.А. Уоллис Древний Египет: духи, идолы, боги / Э.А. Уоллис Бадж. - М.: Центрполиграф, 2009. - 478 с.

.Гербер Х. Мифы Греции и Рима / Х. Гербер; пер. Е. Ламанова. - М.: Центрполиграф, 2007. - 302 с.

.Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока / А.Г.Овчинникова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2002. - 512 с.

.Скосарь В.Ю. Сотворение мира. Мифы о сотворении / В.Ю. Скосарь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Сотворение мира. В 2 ч. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Сотворение мира. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Сотворение_мира#cite_note-0


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .