Молодежные субкультуры. Молодежная культура

Молодежная субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры - ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы - отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические - ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура - ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

Характеристика отдельных субкультур

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от пола - длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair - волосы), на руках - «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива - документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщеков. Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring - звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.). Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов , почитателей культа Джа. Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местом тусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственного места нет, либо автору оно не известно.

В молодежной культуре 90 гг. появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиенисты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты - поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена, (на сленге толкиенистов - Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973г. Книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру fantasy - сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одной из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т.д.), другие - выдуманы писателем (например, хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Толкиенисты вживаются в этот мир воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толктенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкиена. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и приводят настоящее состязание, напомиющее пионерскую игру «Зарницу», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.

Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Панки (от англ. Punk - отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков - дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хардрок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный - «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение - панки-летовцы , по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение - «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология Панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен», то у Панков скорее это «мир все равно г…о и ничего ему не поможет». В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»). Места встреч : в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».

Чрезвычайно близок к хардроку (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившийся в Москве скинхедов, или скинов (от англ. Skin head - бритоголовый, букв. Кожа-голова). Внешний вид: соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). Идеология: практически все российские скины исповедаются крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальным режимом - немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp - острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющие крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay - гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint"s crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА) «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге - «Невский фронт».

Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike - велосипед, мотоцикл), которых с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока - панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Внешний вид: достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительных изменений: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове («бандан», «бандана» или даже «банданно») борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», Тайм-Аут и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфическое понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики. Идеология: основное понятие в идеологии байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно являются «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».

По внешним признакам к байкерам близки металлисты , или металлеры , наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash - бить, doom рок, судьба и dead - мертвец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для метиллистов конца 80-х - начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепец, сейчас же так одеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Места встреч: основное место в Москве - «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где вплоть до середины 1996 г. каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.

Практически совсем исчезли, как масштабное явление, такие субкультурные движения как алисоманы и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). Бум Виктора Цоя. Сразу же после этого один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок. Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших в утешение только в зажигательных песнях любимых артистов. Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «мы лучше всех, но нас никто не понимает». Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.

Молодежная субкультура индеанисты . Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев о обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты - нечто среднее между клубом американских индейцев и религионо-мистическим движением 19 Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 99.. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм, - перекликаются с традиционными российскими ценностями. В 70 - начале 80 гг. Казань была одним из центров зарождавшихся индеанистского движения и индеанистской субкультуры. Позже инициатива перешла к более многочисленным и энергичным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 1985-90 гг. К настоящему он пройден, и в Казани индеанисты представлены немногим более чем десятком человек. Они не замкнуты, но контакты с представителями других молодежных субкультур индеанистов интересуют мало.

Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность характеров пока незначительна - в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физико-математическом уклоном. Установить точно численность характеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя неаой общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.

Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.

В середине 90 гг. появляется новое поколение «гопников », неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые» . В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых» В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6. стр.82..

Субкультура сатанистов . Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.

Субкультура рэйва (от англ. Rave - бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-91 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде… Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи - ключевые фигуры рейв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 99..

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.

Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 100.

Субкультура скейтбордистов , любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

Субкультура рэппа. Рэпп - это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

3. Молодежная контркультура

Контркультура - форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.

Контркультура - определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.

Существует три направления молодежной контркультуры:

1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)

3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Выделяют следующие причины возникновения контркультуры:

1. Противоречия внутри капиталистической системы

2. Безработица

3. Несовершенство системы образования

4. Духовный разрыв между поколениями

5. Буржуазно-мещанский образ жизни

6. Утилитаризм, конформизм массовой культуры

7. Угнетение индивидуальной свободы

8. Отсутствие общения с природой

9. Буржуазное общество - общество организованного насилия

10. Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.

Ценности молодежной контркультуры:

Акцент на бессознательной, эмоциональной сфере;

Сексуальные влечения;

Переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;

Отрицание дисциплины и науки;

Утверждение неограниченной свободы и любовно-дружеских отношений;

Общение с природой;

Выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г..

Небылицы про готов, шутки над эмо и боязнь скинхедов

Это теперь все хипстеры и рассерженные горожане или в крайнем случае русские националисты, а раньше, в школе и на первых курсах, вся социальная жизнь определялась принадлежностью к той или иной субкультуре. Трансеры, скейтеры, панки и рэперы, тру- и не тру-готы, эмо или позеры. Рубеж 1990-х и 2000-х был золотым веком для молодежных субкультур: о них говорили по телевизору, для них выпускали тетрадки, а только что появившийся интернет помог каждому найти свое место в мире молодежной культуры. W→O→S решил вспомнить, каково же это было, жить в окружении субкультур.

В России готы - люди в черном, приверженцы темной эстетики и исповедующие мрачный взгляд на жизнь - оказались едва ли не самой интегрированной в сетевую жизнь субкультурой, которая оформилась в 1999 году. Тогда же на основе тематических конференций FIDO.net был создан портал , великовозрастный создатель которого Андрей Coroner Наркевич учил вновь прибывших жизни. На сайте выясняли, кто тру, а кто не тру и получали баны за вопросы вроде «Бывают ли негры готами?» (на самом деле да). Сайт работает по сей день и каталогизирует видовое разнообразие готов.

Готы второсортные тусовались на пленэре: в Петербурге - у Дома кино, а в Москве - на Чистых прудах вместе с прочими . Готы на стиле, соблюдающие субкультурные обряды и имеющие кое-какие музыкальные претензии, - соответственно в Red Club и «Точке». Для людей, интересовавшихся дарк-эстетикой, это было славное время в плане начавшихся привозов групп вроде Deine Lakaien или Diary of Dreams, но собственно готические массы все равно слушали в основном «Лакримозу» и HIM, хотя и тщательно это скрывали.

Самыми яркими и комичными были местные сайберготы (cyber goths) - те приплетали к и без того канекалоновым дредам провода, носили очки газосварщика, отплясывали под электро в диапазоне от Wumpscut до Infected Mushroom и при этом, как правило, были напрочь лишены музыкального вкуса и, несмотря на морфологическую схожесть с трансерами, панически боялись приема веществ.

Готы

Суровые парни с выбритыми висками, татуировками, одетые в камуфляжные портки и майки KMFDM, любили готов - на «готоплясках» можно было подцепить «готическую сосалку» и почувствовать себя сверхчеловеком рядом с дергающимися сайберготами. Убежищем индустриальщиков в интернете стал портал , методичкой - созданный ныне покойным саратовским деятелем Дмитрием Толмацким (проект DMT) .Несмотря на грозную парадную атрибутику вроде костюмов химзащиты и часто присущего индустриальщикам политического радикализма и тяги к оккультизму, они относились к себе с изрядной самоиронией. В локальном фольклоре в ходу были шутки вроде «Ты переносишь свое звуковое оборудование в ванную потому, что акустика классная, а электрические разряды не дают тебе расслабиться» и «Грузовик - тоже твое музыкальное оборудование». Среди тру-индустриальщиков считалось признаком хорошего тона засыпать под Throbbing Gristle или How to Destroy Angels Coil, презирать NIN и поздних Ministry (девочкам делались поблажки), собирать продукцию лейбла Wax Trax на кассетах и устраивать сейшены на заброшенных стройках с сеансами звукоизвлечения с помощью шпал, арматуры и кенгурятника от папиного внедорожника.

Индустриальщики

В российском сознании эмо остались непонятными существами в полосатых колготках, с мягкими игрушками, приколотыми на розовые рюкзачки, пирсингом и длинными челками. Эмо должны были ходить в депрессии и выражать свои эмоции как можно более открыто. Их главными музыкальными кумирами вроде как были позорный немецкий коллектив Tokio Hotel и российская группа Amatory. В действительности же это была довольно солидная субкультура, уходящая корнями в американский хардкор 80-х, с убеждениями, намешанными из веганства, молодежного протеста и стрейт-эйджа (сложной системы отказа от алкоголя, наркотиков и других допингов). В рядах эмо проходили постоянные споры о том, настоящий ли ты эмо (слушаешь ли эмоциональный хардкор и знаешь ли истоки субкультуры) или позер (не знаешь ничего). Обуреваемая противоречиями эмо-культура в какой-то момент исчезла практически полностью и лишь недавно пережила ренессанс благодаря серии ностальгических вечеринок с названиями вроде «Верни мне мой 2007-й».

Эмо

Альтернативная точка зрения

Российским ребятам, которые любили хип-хоп, было непросто. Сейчас хип-хоп - это мейнстрим и фактически универсальный язык, который понимают все. Тогда же возникало много вопросов: почему исполнители черные и ведут себя в клипах как гангстеры, а не попса ли это (положение ухудшилось после появления Тимати), могут ли белые ребята, да еще из школы читать рэп так же, как великие мастера. Даже с самоназванием были проблемы: считалось, что рэперы - это гангста, а те, кто не хотел ассоциировать себя с ними, называли себя «хоперы». Рэперы по идее воевали со скинхедами, потому что те против музыки черных. У Децла даже была песня на эту тему . В реальности близость скинхедов не была такой фатальной. Многим скинам тоже нравился хип-хоп, и Salt-n-Pepa слушали вперемешку с «Коловратом». Из-за никудышного знания языка восприятие западной хип-хоп-музыки было в основном музыкально-ритмическим. А героями настоящего российского хип-хопа были только Bad Balance, а затем Михей. Ну и решите для себя наконец: «Onyx - лох» или «Onyx - бог».

Рэперы, или хоперы

Толкиенисты и хиппи

Самые свободные люди в этой стране. Будущие программисты и перспективные российские ученые часто были хиппи и ролевиками (не обязательно одновременно). Из важных атрибутов - культура автостопа как универсального способа путешествия по стране, почти обязательное увлечение фэнтези-литературой и фенечки с цветовой кодировкой. Кодировка была сложной, так что приходилось искать объяснения всех цветов в интернете и распечатывать, чтобы не запутаться. Правда, разные списки противоречили друг другу. Красный с черным носят склонные к суициду или фанаты группы «Алиса», красно-белые фенечки - у сторонников свободной любви, которая была так важна в момент полового созревания. Фенечки нужно было плести вручную и дарить (покупать их было нельзя). Если все фенечки куда-то пропадали (их могли срезать в милиции или дома злые родители) то можно было прийти на любое хиппи-сборище, даже совершенно незнакомое и получить по фенечке от каждого, кто там находился. Местами скопления московских хиппи (которые так себя не называли) были клубы «Форпост» и «Живой уголок», довольно долго «Билингва», а из общественных пространств - Чистые пруды.

Толкиенизм был отдельным явлением, которое сейчас практически полностью выродилось или превратилось в более серьезное и агрессивное движение реконструкторов. Ключевыми местами для того, чтобы помахать деревянными (а потом дюралевыми) мечами, были Царицыно и Филевский парк. Принадлежность к субкультуре предполагала знание эльфийского языка, что привело к тому, что в России до сих пор есть десятки тысяч человек, которые могут по памяти пропеть отрывки песен из «Сильмариллиона». Важными событиями были Хоббитские игрища, где несколько дней подряд можно было оставаться орком или эльфийской принцессой (но обязательно в берцовых сапогах). Музыканты у толкиенистов назывались «менестрели». Популярнейшие из них - это Тэм Гринхилл, Канцлер Ги, Иллет и рок-орден «Тампль». Во времена толкиенистов орден прославился эпической оперой «Финрод-зонг» по «Сильмариллиону» Толкиена.

Субкультура, у которой не было особых предпосылок для развития в России. Зато был свой Христос. Мальчики-первоклассники середины 1990-х выбирали себе друзей из тех, кто мог правильно ответить на вопрос «Кто убил Курта Кобейна?». Определенной идеологии гранжеры не исповедовали, а из одежды выделялись только балахонками с обложкой Nevermind. Места для других гранж-команд (может, за редким исключением для Pearl Jam) в их сердцах не оставалось, но у них было одно важное преимущество: логотип Onyx на заборе очень легко и эффектно переделывался в логотип Nirvana.

Гранжеры

Теперь подростки-электронщики рубежа 1990–2000-х кажутся самой интеллектуальной, созидательной и при этом герметичной субкультурой. Студенты-технари, компьютерщики и просто слегка аутичные музыкальные задроты особо не тусовались, а точечно собирались в интернет-тредах а-ля «Как спаять карманный терменвокс?» и прицельно посещали привозы от промоутеров вроде «Светлой музыки» и смежные вечеринки. Российским центром электронного движения был город Ижевск - там не только зарождались прогрессивные локальные IDM-проекты, но и вся мировая мода сперва приходила туда, а уж потом докатывалась до столиц: получалось путешествие из Бристоля через Ижевск. Ребята в очках и капюшонах плотно сидели на продукции Warp Records, непререкаемыми авторитетами были Amon Tobin, Aphex Twin и Autechre. Движение породило собственные лейблы вроде Lagunamuch или Zvezda, где еще почти подростки-энтузиасты учились пахать неблагодатную грядку отечественного музыкального бизнеса.

Электронщики

Субкультура со сложной судьбой, фактически повторившая ситуацию с эмо. Сами бритоголовые парни в гриндерсах могли исповедовать широкий спектр убеждений: изначальная английская субкультура не предполагала обязательного расизма и национализма (и музыкой скинов долгое время был регги), но в обществе укоренился стереотип об опасной уличной субкультуре расистов, готовых устроить драку по любому поводу. А поскольку воевать было еще мало с кем (приток мигрантов начался значительно позднее), то врагов искали среди белых братьев, фанатевших от рэпа и другой черной музыки. В начале 2000-х субкультура начала развиваться: появился русский аналог модов, еще одной британской субкультуры, сочетавшей агрессию с любовью к хорошей одежде, а также антифа как борцы с расизмом и любыми проявлениями бритоголовости и просто большое количество скинхедов, не имеющих отношения к национальной розни. Потом все эти игры закончились и начались погромы овощебаз и фильм «Околофутбола». Но это уже совсем другая история.

– это уже третье мероприятие международного масштаба, организованное . В 2013 году состоялся трехдневный , а в 2015 – Международная Юбилейная Конференция «Молодежь и общество: в поисках новых солидарностей».



– Какие наиболее яркие молодежные субкультурные практики и сообщества можно выделить в современной России?

– Эта конференция тем и примечательна, что как раз делает акцент на новых типах городских сообществ и формирований, взаимодействий и коммуникаций молодёжи как в российских городах, так и в глобальном измерении. Сложно сказать, какие новые культурные молодежные типы появились в современной России. Мы отмечаем несколько ключевых тенденций, которые нам кажутся наиболее интересными в современном молодёжном пространстве. Во-первых, некоторое угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте. Дело не в том, что субкультуры исчезли. Скорее речь идёт о том, что какие-то ключевые и значимые, ядровые ценности, вокруг которых формировалась именно субкультурная солидарность, становятся более подвижными и «мягкими». И эти ценности могут восприниматься более широкими аудиториями, т.е. субкультуры теряют свою закрытость, которая была им присуща в классическом понимании. При этом, внутри самих субкультурных сцен происходит постоянное фрагментирование, выделение новых и новых подвидов, таких более точечных формирований, которые, сохраняя самую значимую ценность, в то же время развивают дополнительное особое качество, которое их отделяет, выделяет и делает узнаваемым среди других субкультур.

Что же означает угасание субкультурных активностей в их «классическом» варианте?

– На примере готической сцены мы видим, что они (субкультура готов) фактически исчезают. Этот вывод мы сделали, в том числе, опираясь на данные, собранные в ходе опроса студентов, которые признали готов как отдельную субкультуру только в Петербурге (опрос проводился в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Казани, Махачкале). И то очень небольшой процент молодёжи знаком с тем, кто такие готы, и только единицы признались, что входят в эту субкультуру. Но сама идея продвижения культа темных сил или чего-то непонятного, таинственного, потустороннего смысла воспринялась самыми разными более мелкими группами, мелкими сообществами и эти идеи продолжают собирать «последователей», но в основном это уходит в музыкальную сцену.



– То есть субкультуры перестают быть такими уж закрытыми?

– На примере классических субкультур мы видим, что они формировались, опираясь на 4-5 ключевых идеи. Например, для хиппи такими идеями были унисекс, принципиальный отказ от насилия, пацифизм, антикапиталистические ценности, культ движения и путешествия, легкие наркотики, поиски другой реальности, отказ от обязательного следования принятой в обществе успешной карьеры, культ природы и всего естественного, в том числе близких отношений, отказ от милитаризма, войны и т.д. Если, например, говорить о «Стилягах» или «Teddy Boys» – это все-таки культ стиля и особой коммуникации, это молодежь, которая более высокого статуса за счет достаточно эпатажного, особого стиля, который приближает их (хотя бы символически) к более высокому классу. Если это скинхеды, то здесь преобладают идеи рабочего, мужского братства, жёсткой гетеросексуальной маскулинности, силы, агрессии, защиты локальных ценностей (своей территории), такая мужская солидарность. Если говорить о панках, то это символический вызов обществу потребления, культу глянца, пренебрежение деньгами и богатством. И они развивают экономику DIY, веганство, вегетарианство и так далее. Все эти и другие ключевые «точки», идеи они начинают восприниматься более широкими молодежными группами, модифицируются, преломляются через локальные особенности, реализуются в более многообразном субкультурном молодёжном пространстве, участии.



– Это все касалось первой тенденции, а какие еще вы выделяете?

– Вторая тенденция, которую хотелось бы отметить в молодёжном пространстве сегодня – это развитие спортивных практик, которые по другому определяют городской функционал, т.е. переформатируют город, с точки зрения удобства и применимости конкретного места или мест для занятия спорта. И здесь мы видим спорт «натуральный» и «коммерциализированный» – фитнес. Под первым мы понимаем такие виды спортивных практик, как паркур, трейсинг, воркаут, где молодые люди отказываются от любых коммерческих форм (платный фитнес, тренер и т.д.), а делают акцент на натуральном. Здесь мы также видим другие типы карьеры, не связанные с финансами или коммерческим успехом.

Третья популярная тенденция – акцент на ЗОЖ, который, кстати, пересекается с предыдущей тенденцией. И здесь стоит сказать о реальном ЗОЖе, где практики реализуются через аскетизм в потреблении, который может проявляться не только в отказе от алкоголя, курения, наркотиков, но и в просто определенной идеологии аскетичной еды (веганы, вегетарианцы и проч.), а также в виртуальном ЗОЖе, например, сообщества во Вконтакте, страницы определенных людей в Instagram, в которых появляются фотографии, советы по ведению здорового образа жизни и данные группы и страницы собирают сотни тысяч подписчиков.

Четвертым хотелось бы выделить активизм, который за последние пять лет стал также трендом в молодёжной среде. Молодые люди и девушки включаются в формально организованные структуры или движения, которые могут финансироваться, а могут и не финансироваться, например студенческие организации или организованные НКО. Но все чаще мы встречаем разнообразные инициативы, неформально созданные, отказывающиеся от коммерциализации, действующие исключительно самостоятельно. И здесь тоже проявляется тенденция на моду быть вовлеченным в какую-то гражданскую активность и участвовать в каком-то виде в управлении городом.

Все эти тренды характеризуют молодежь как очень гетерогенную социальную группу, и это многообразие помогает увидеть и понять новые типы включенности молодёжи в город.


– А как вы решаете эту задачу?

– Если говорить о депроблематизации на методологическом уровне, на уровне исследовательских практик и техник, то мы решаем эту задачу, используя разные методы. Мы не только пытаемся снять общую картину с помощью опросных техник, но и стремимся понять различные смыслы и интерпретации молодежи относительно тех или иных политических, культурных практик, обращаем внимание на особенности молодёжной риторики для того, чтобы избежать каких-то моральных, оценочных суждений, что может проявляться в формулировке вопросов или ведения интервью. Мы пытаемся максимально точно и полно воспроизвести молодежную повседневность, мы слушаем саму молодёжь и вступаем с ней в равную коммуникацию. В этом как раз и проявляется понимание молодежи как активного, рефлексирующего субъекта, а не как объекта политических манипуляций и управления.

Ну, и наконец, очень важна собственно риторика академического письма. Очень важный момент – как мы представляем результаты исследований: презентации, статьи, книги. Мы стремимся к максимально включенному и откровенному взгляду, чтобы не искажать своей собственной оценкой то, что мы услышали на интервью или увидели в ходе наблюдения. Таким образом, если нам удается все это многообразие показать и найти общие черты и тренды, то нам кажется, что методология реализована успешно.



– Представьте, пожалуйста, профессора Хилари Пилкингтон как исследователя. Почему вы сочли важным пригласить ее?

– Профессор Хилари Пилкингтон работает в Манчестерском университете, она социолог. Мы с ней работаем вместе более 20 лет и очень много совместных проектов, исследований реализовали вместе. В ходе совместной работы выработалась главная стратегия, концепция молодёжных исследований. Трудно сказать, чей вклад больше. Это скорее похоже на такой общий совместный проект, в ходе которого мы все учились друг у друга. Мы её считаем формально и неформально академическим руководителем школы молодёжных исследований. Кроме того, совместно с ней были написаны ключевые книги – «Глядя на Запад» и книга про скинхедов «Russia’s Skinheads: exploring and rethinking subcultural lives» , много совместных статей и общих академических мероприятий. Хилари очень честный и заслуженный, широко известный социолог со сложившейся репутацией в Британии и Европе. При этом она очень эффективный руководитель. Под ее руководством реализуется уже третий международный проект, в каждом из которых участвует более 15 европейских стран. Это глобальные и очень амбициозные проекты. Получение таких грантов и таких крупных проектов говорит о её репутации.

Первый такой проект MyPlace , был посвящен исторической памяти и отношению молодёжи к истории в странах, переживших войну и ситуацию тоталитарного режима, второй (HORIZONT 2020) – это проект о включенности молодежи в общество, новых формах молодежного участия и исключения. Третий проект мы как раз сейчас начинаем вместе, он посвящен радикализации молодёжного активизма, прежде всего связанного с религией. Она очень сильный исследователь. К слову, книгу, которую она написала «Loud and Proud: Passion and Politics in the English Defence League (New Ethnographies)» . Британская социологическая ассоциация недавно признала лучшей книгой 2016 года.

Она не только сильный социолог, но и хороший друг ЦМИ, поэтому для нас крайне важно и почетно, что она будет открывать эту конференцию.



– Какова цель конференции?

– Цель нашей конференции – посмотреть на многообразие молодежных культурных активностей как пространства обучения, взросления, экспериментирования, протеста, творчества, коммуникации.

Для этого мы предполагаем привлечь к участию в конференции ученых-эмпириков из разных дисциплин и стран для того, чтобы обсудить современные молодежные культурные контексты и новейшие подходы к исследованию молодежи.


– А как стать участником конференции?

– Для участия в конференции необходимо отправить абстракт размером не более 350 слов вместе с сопроводительным письмом, где должны быть указаны Ваше место работы и должность, электронный адреса и номер телефона для связи. Абстракты могут быть подготовлены на русском или английском языках и должны быть отправлены до 28 мая 2017 года на адрес [email protected]. Результаты отбора будут известны 11 июня 2017 года. Мы ждем заявок!

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов проводился в весьма узких рамках. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология. В процессе становления и развития молодежных субкультур сформировались следующие их типы:

  • - политизированные субкультуры - активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
  • - эколого-этические субкультуры - занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
  • - нетрадиционные религиозные субкультуры - в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
  • - радикальные молодежные субкультуры - отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью;
  • - субкультуры образа жизни - группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности;
  • - субкультуры по интересам - молодые люди, объединенные общностью интересов - музыкальных, спортивных и др;
  • - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов - ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур). Бельский В.Ю., Беляев А.А. "Социология", М., "ИНФРА - М", 2005. - 399 с.

Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамичное и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время одни представляют большую актуальность, нежели чем другие.

Субкультуры 30-60-х годов

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в определенной субкультуре исполнителей. Становление и развитие субкультур произошло достаточно давно. Наиболее ярким в становлении субкультур являются начало 1930 - 1940 гг.

Свингюгенды. В 1939 году, в Германии появилось такое неформальное движение, как Свингюгенды. Наиболее развитым было главным образом -- в Гамбурге, Франкфурте и Берлине. "Свингующая молодежь"- как правило, это были дети из буржуазных семей - школьники старших классов, студенты, молодые музыканты. Они увлекались американским джазом и танцами в стиле свинг. Облик "свингирующей молодежи" был антиподом официальному образу "правильного" немецкого юноши. "Swing-Boys" одевались "по-американски". Они носили длинные двубортные пиджаки в клетку или "теннисную" полоску, с огромными плечами, широченные брюки с большими отворотами, ботинки на толстой подошве. Галстуки и шарфы, как и одежда в целом, должны были быть яркими, как "пожар в джунглях". Молодым модникам приходилось выкручиваться, чтобы в условиях военного дефицита быть стильными - пиджаки перешивали из отцовских, к ботинкам приклеивали старые резиновые подошвы. Ходили свингюгенды нарочито расхлябанной походкой, изо уголка рта свисала обязательная папироса, устраивали танцевальные вечеринки, где играли американскую и английскую музыку. В конце концов, власти запретили танцевать свинг.

Байкеры. Байкеры и байкерская субкультура как и многое другое, пришли из Америки. Это одна из самых старых субкультур, сформировавшаяся еще в 1940-1950-е годы. Внешний вид байкеров довольно узнаваем: кожа, джинсы, металлические аксессуары - далеко не полный список составляющих байкерского стиля. Из музыкальных предпочтений - рок во всех его проявлениях, хотя некоторые слушают и поп-музыку. В наши дни проводится огромное количество музыкальных фестивалей, где подавляющее большинство зрителей и слушателей - байкеры. Такие фестивали отличаются весёлой развлекательной программой, обилием пива и рок-н-рола. Существуют также разнообразные рок-клубы, где любят собираться байкеры. Такие клубы всегда можно опознать по припаркованным у входа мотоциклам. Там, на парковке, они не только ожидают своего хозяина, но и привлекают внимание окружающих впечатляющим внешним видом. Каждый байкер уделяет огромное внимание не только технической оснащённости своего стального коня, но и его внешней привлекательности. Помимо свободы, байкеры ценят своё байкерское братство и всегда готовы помогать друг другу.

Тедди-бои. Субкультура Тедди-боев зародилась в 1953 году в Лондоне, и быстро распространилась на всю Великобританию. Тедди-бои одевались в суженые брюки или брюки-дудочки, длинные жакеты, приталенные пальто, сюртуки с двойным воротником, галстуки-бантики. Так они пытались походить на денди и на "золотую молодежь". Тедди были в основном выходцами из рабочего класса. Тедди-бои - первая молодежная культура в Англии, которая дифференцирует себя, имея свой дресс-код и определенные увлечения, в следствии подстраивает и рынок под себя. Именно с появлением Тедди появляются первые молодежные магазины одежды и молодежные телепередачи. Для Тедди-боев внешний вид и одежда имеет важное значение - это то, благодаря чему они выделяются из толпы. Они отличались довольно хулиганским поведением, что шокировало старшее консервативное поколение, а газеты обычно еще больше "раздували" шумиху вокруг них, преувеличивали и подливали масло в огонь.

Моды. Моды -- британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тедди-боям, и позже из среды самых радикальных модов сформировалась субкультукра скинхедов. В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры. Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах. Моды не были сплочены, у них не было какой-то связующей идеи, где пропагандируются идеи братства и единства. Они были просто молодежью, собиравшейся по ночам и развлекающейся до утра. И, тем не менее, они оставили след в истории своим ярким внешним видом и своеобразным тюнингом своих скутеров. Первоначально из одежды предпочтение отдавалось сшитым на заказ костюмам, позже - просто костюмам итальянских и британских брендов. Язык крайне ограничен. Употребляют наркотики - таблетки и темное пиво. Во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически.

Скинхеды. Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов. Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала. Это были суровые парни, в равной степени ненавидящие и молодых буржуйских мажоров, и расслабленных наркоманов-хиппи. Появилась идеология "White Power" - Белая Сила, которая должна сохранить расовое равновесие не только в Европе, но и во всём мире. Настоящие скинхеды не призывают к уничтожению других рас, они просто говорят, что у каждого свой дом, своя Родина, земля предков. Скины обрезали воротники, заузили брюки, сняли значки, а ноги обули в тяжелые строительные ботинки. Так установился канон одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, приспособлено для уличной драки. Ничего лишнего: никаких очков, значков, никаких сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу.

Стиляги. Стиляги -- молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное отношение к некоторым нормам советской морали. Большую роль в процессе развития субкультуры стиляг сыграл западный кинематограф. В первые годы существования этого феномена внешний вид стиляги был скорее карикатурным: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, носки ярких цветов, пресловутая галстук "пожар в джунглях". Позже дресс-код советских стиляг претерпел существенных изменений: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый "кок" на голове, изысканный пиджак с широкими плечами, узкий галстук "селедку, зонтик-трость. Из обуви в среде советских модников популярностью пользовались остроносые ботинки на высокой каучуковой подошве. Для девушки, которая позиционировала себя как представительницу "стиляжной" культуры, достаточно было ярко краситься и носить прическу "венец мира". Особым шиком считали узкие юбки, тесно обтягивали девичьи бедра. В музыкальных предпочтениях стиляги больше тяготели к джазу и рок-н-ролла. Любимыми танцами были буги-вуги, рок-н-ролл, а позднее твист и шейк. Отличали стиляг не только особая одежда, музыка, танцы и манеры поведения, но и специфический сленг, частично заимствованный от джазменов. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54

Помимо рассмотренных ранее субкультур, в 30-60-е годы прошлого века появляются и такие культуры, как Пираты Эдельвейса, Рокабилли, Руд -бои и Хипстеры.

Субкультуры 70-80-х годов XX века

Хип-хоп. Субкультура хип-хопа зародилась в 1974 году в афроамериканских и латиноамериканских кварталах Бронкса. Стиль одежды в субкультуре хип-хоп. Свобода действий предполагает свободную одежду. Поэтому для стиля хип-хоп характерны футболки мужского покроя, майки, олимпийки, толстовки с капюшонами и худи. Цвета одежды изначально были темными и серыми, но со временем эта условность была преодолена в пользу более позитивных оттенков. На ногах любители хип-хопа предпочитают носить широкие джинсы-"трубы", нередко с заниженной талией. Обычно их надевают таким образом, что становится видна часть нижнего белья. Можно назвать это формой пренебрежения к принятым в обществе нормам культуры и этики. Обувь стиля хип-хоп стопроцентно спортивная. Помимо атрибутов чисто спортивного характера, таких, как банданы, напульсники, бейсболки, которые носят практически все представители течения, в стиле хип-хоп присутствуют и ювелирные украшения, характерные для тех, чьи финансовые возможности значительно выше средних. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс 12/94 с.54

Рэйверы. Обычно рэйверов относят к музыкантам. В основе данной субкультуры присутствует: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде. Субкультура рэйверов возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов. Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности амфетаминов. Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью "расширения сознания" стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи - ключевые фигуры рэйв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.

Панки. Молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х -- начале 1970-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Философия панка главным образом заключается в борьбе с серостью, агрессией и однообразием. Панки отличаются пёстрым имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска "ирокез". Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки и кеды. В одежде преобладает "мёртвый стиль". Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты, преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Готы. Готы -- представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна. Основные элементы готического имиджа -- преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами -- анх, древнеегипетский символ бессмертия, черепа, кресты, прямые и перевернутые пентаграммы, летучие мыши. Макияж используется и мужчинами, и женщинами. Он не является повседневным атрибутом, и как правило, наносится перед посещением концертов и готических клубов. Макияж обычно состоит из двух элементов: белой пудры для лица и тёмной подводки вокруг глаз. Прически в готической моде достаточно разнообразны. В эпоху пост-панка основным видом прически были средней длины растрепанные волосы. Но в современной субкультуре многие носят длинные волосы, или даже ирокезы. Для готов характерно красить волосы в чёрный или -- реже -- рыжий цвет. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII--XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Нормальное состояние для готов - "тоска" -- достаточно всеоблемлющий термин, которым описывается обычное готическое состояние. Юмор у готов довольно специфичен -- это сугубо черный юмор.

Хиппи. Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи. Хиппи -- философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет движения пришелся на конец 1960 -- начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Хиппи верит:

  • - что человек должен быть свободным;
  • - что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • - что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого -- чисто духовная проблема;
  • - что все, думающие иначе, заблуждаются. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004

Культура "хиппи" имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов, "фенечек" и прочее.

В 70-80-х годах появляются еще такие субкультуры, как Металлисты, Фрики и Гламур.

Субкультуры 1990-2000 годов

Кибер Готы. Ориентировочно, истоки зарождения субкультуры Кибер Готы приходятся на 1990-й год. Стоит заметить, что точной классификации и определения данного неформального направления, еще не существует, конечно, есть некие особенности, которые выделяют это направление от других, но по глубокому заблуждению многих - ничего общего с обычной субкультурой Готы, они не имеют. Сами истоки были взяты именно из готического движения, но в короткий срок были полностью переориентированы. Как и большинство субкультур, Кибер Готы образовались из-за музыкальных направлений. Главными направленностями музыкальных предпочтений Кибер Готов являлись звуки гитары и стандартные песни в стиле рок. В качестве основных причесок используются: дреды - волосы окрашенные в разные цвета, не редко встречаются у представителей этого движения и ирокезы, но с субкультурой панк, они не имеют ничего общего. Цветовая гамма колеблется от зеленого, до черного, но преимущественно используются яркие. Одежда в основном состоит из кожаного или синтетического материала. В дизайне присутствовали элементы микросхем, показывающие пристрастие Кибер Готов к компьютерам. Это является отличительной чертой Кибер Готов от готов. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.

Гранжеры. Одна их самых старых субкультур - это гранжеры, они возникли под воздействием музыкального направления гранж, откуда собственно и выделились как обособленная культура примерно в 1990-1991 году. Ее родоначальники, группа Нирвана, которые смогли продвинуть не только свой стиль в массы, но и породить целое поколение, своих последователей. По внешнему виду Гранжеров легко отличить от представителей других субкультур, их отличает клетчатая рубашка, кеды и длинные волосы - эти три элемента полностью формируют имидж и образ. Причем, предпочтение отдается изношенной одежде. Нередко такие вещи для формирования образа, стиля и имиджа покупаются в секонд хендах. По-своему существованию, они полностью безобидны для окружающих. Из музыкальных направлений, приоритетное отдается естественно Гранжу. Субкультура гранжеры отличается также своей консервативностью, нежеланием менять свои устои жизни, нормы, философию или систему ценностей. Мода на гранж кончилась примерно в 2000-2005 году, но и сейчас придерживаются этой субкультуры, исключительно те люди, которые не равнодушны к этому направлению. Стоит заметить, что именно из направления Гранжеры, позже был перенят элемент одежды - майка или толстовка с черно-красной расцветкой. Что касается возраста, то тут нет ограничений. Среди гранжеров можно встретить как в 15 летнем возрасте, так и полностью сформировавшихся и утвердившихся людей.

Альтернативщики. Субкультура Альтернативщики, образовалась в первой половине 90-х годов. В нее вошли представители рэперов, металлистов и панков. Из всех молодежных музыкальных направлений, они выделяются дружелюбием, к представителям любых субкультур. В отличие от всех музыкальных движений, Альтернатива объединила в себе сразу несколько стилей, что позволило создать полностью обособленную субкультуру. За основу, был взят стиль HardCore. Что касается музыкантов, а не последователей, то они старались сделать прорыв в музыке, отвергая имеющееся стандарты. Главным вкладом, который был внесен в мировую музыку, является объединение воедино рэпа и рока. Ближе к рубежу 2000 года, новый стиль попал в течение мейнстрим и стал массово распространяться по всему миру. Внешний вид Альтернативщиков сразу бросается в глаза. Их легко отличить от представителей других субкультур. Они носят широкую одежду и пирсинг. Пик популярности Альтернативы пришелся на 2005 год. Особой идеологии у этой субкультуры не было, все упиралось в музыкальный эксперимент, который кардинально переломил развитие мировой музыки.

В данный период появляется такая субкультура, как Толкиенисты.

Субкультура - это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура - это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по-следнего.

Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По этапам жизненного цикла выделяют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России - движение «Идущие вместе».

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами .

Во-первых , это стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Феномен молодежной культуры - признак преимущественно динамических обществ (техногенной цивилизации). Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

В современной культуре присутствуют инновации, кото-рые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя подчас тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меня-ющимся условиям и требованиям жизни. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении.


Во-вторых , удлиняетсяпериод социализации молодого поколения. Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональ-ную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, ро-жденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрело-стью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

В-третьих , в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ-лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно-ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры - это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статус а. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость - одна из главных черт самосознания.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию , высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Большинство молодежных субкультур имеют свою символику . Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики - это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».

Каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», про-дуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка по-зволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты , пацифисты , отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс-капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выде-лявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь».

Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы «качки». Появились также криминогенные группы, объединявшиеся на базе аг-рессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстанов-ления социалистической справедливости или борьбы со «скверной» в лице хиппи , панков и других.

Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неуме-лыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.

После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровожда-лось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значитель-ным уменьшением численности оставшихся.

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен-денций в развитии молодежной субкультуры.

Субкультура развлекательно-рекреативной направленности. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию, чаще всего в виде пассивного отдыха («ничегонеделанья»). У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов вытесняет ценности национальной культуры, как классической, так и народной, образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек - героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Так, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг - написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари-тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.