Морфологический разбор причастия. Морфологический разбор причастия онлайн примеры и образцы бесплатно на словонлайн Словообразовательные суффиксы причастий

Одной из самых интересных, но в то же время и трудных частей речи в морфологии нашего языка принято считать именно причастие. Пример разбора этой части речи, а также отличия его от других групп рассмотрим подробнее в этой статье.

Неоднозначное мнение

Как известно, лингвисты до сих пор не могут сойтись во мнении, что же такое есть причастие. Одни склоняются к мнению, что это самая обычная Она имеет ряд собственных признаков, которыми не обладают другие группы, свою систему склонений и множество других отличительных особенностей.

Другие же считают его особой формой другой части речи - глагола. принаделжащих к данной группе, приведем в статье далее) до сих пор находится в подвешенном состоянии. Поэтому не будем ни одну из точек зрения считать ошибочной.

Залог

Упомянутая часть речи обладает категорией залога. Она есть не только в нашем языке, но и во многих других, например в английском. Действительное причастие (примеры: думающий, живущий, поющий) определяется как такое, которое передает действие, выполняемое самим действующим лицом.

Значит, если перед нами слово «летящий», то мы сразу представляем себе объект, который совершает полет. Это может быть птица или самолет - они проделывают это сами, и поэтому мы можем считать такое причастие действительным, то есть без помощи кого-то совершающим свое дело.

Противоположным по значению считают страдательное причастие (примеры: срубленный, нарисованный, расколотый). В данном случае, для того чтобы действие пришло в исполнение необходима помощь другого лица или объекта.

Вышитый узор - страдательное причастие, так как узор не смог бы себя сделать самостоятельно. Его сотворил тот, кто взял в руки иголку и нитку.

Необходимо обратить внимание, что правописание данной части речи будет зависеть от правильно определенного залога.

Действительные

Каждая из групп причастий имеет свой ряд специальных суффиксов. Особенности словообразования обязательно рассматриваются в ходе изучения каждой части речи.

Так, действительное причастие (примеры: бежавший, проголодавшийся, обезумевший, находящийся) имеет две группы суффиксов, которые зависят от времени, в котором мы будем его употреблять.

В настоящем времени используются следующие:

  • -ащ - - дрожащ ий
  • -ящ - - кипящ ий
  • -ущ - - ревущ ий
  • -ющ - - борющ ийся

Прошедшее время. Причастие (пример: лежавший) имеет другие суффиксы:

  • -ш - - росш ий
  • -вш - - боявш ийся

Отличать по времени их совсем нетрудно. Необходимо подставлять к каждому причастию вспомогательные слова. Если перед нами настоящее время, то подойдет слово «сейчас» (горящий (сейчас) костер, темнеющее (сейчас) небо).

Когда мы видим причастие в прошедшем времени, то смело подставим к нему «вчера» (плакавший (вчера) ребенок, несший (вчера) сумку).

Страдательные

Данный залог отличается своим набором словообразовательных суффиксов. Так, страдательное причастие (примеры: искомый, молотый) в настоящем времени образуется с помощью:

  • -ом - - влеком ый
  • -ем - - незабываем ый
  • -им - - зависим ый.

При этом два первых суффикса («ом» и «ем») употребляются лишь в тех причастиях, которые образовались от глаголов, имеющих первое спряжение. «Им» пишем лишь тогда, когда основой явился глагол во втором спряжении.

В прошедшем времени данная часть речи употребляется с суффиксами:

  • -енн - - испеченн ый
  • -нн - - запаянн ый
  • -т - - колот ый

Необходимо помнить, что (примеры их были приведены выше) в полной форме всегда будут иметь две буквы н: принести - принесенный . В кратких же только одна: пораженный - поражена .

План разбора

Изучив каждую часть речи, учащиеся, как правило, приступают к ее анализу. Он проводится по определенному плану и называется морфологическим. В него входят особенности, характерные для той или иной группы речи. Рассмотрим, по какой схеме разбирают причастие.

Пример плана:

  1. Грамматическое значение.

Этот пункт должен включать информацию о том, какую морфологическую нагрузку несет данная часть речи. Как правило, это признак по действию.

2. Словообразование.

Здесь необходимо привести в пример глагол, который является основным, а также суффиксы, указывающие на время и залог.

3. Постоянные признаки.

В этом пункте перечисляют те признаки, которые никогда не меняются:

  • действительное или страдательное;
  • совершенный или несовершенный вид;
  • время (стоит помнить, что будущее у причастия отсутствует).

4. Непостоянные признаки:

  • если перед нами страдательное причастие, необходимо указать форму, в которой оно употреблено (полная или краткая);
  • падеж;
  • как в полной, так и краткой формах - род;
  • число.

5. Член предложения.

Такой план морфологического анализа самый часто используемый. Некоторые разбирают причастие по другому принципу, сначала выделяя признаки прилагательного, а затем глагольные.

Образец

После приведенного плана необходимо произвести разбор самого причастия с примерами.

Луна, спрятавшаяся за облако, слабо освещала улицу .

Проанализируем слово «спрятавшаяся».

  1. Грам.знач. - признак по действию.
  2. Спрятаться + вш.
  3. Постоянные признаки:
  • действительное (самостоятельное выполнение действия луной)
  • совершенный вид;
  • спряталась (когда?) вчера - прош. вр.

4. Непостоянные признаки:

  • именит. падеж;
  • ж. род;
  • ед. число.

5. В предложении данное слово входит в состав обособленного определения, которое здесь выражено причастным оборотом. Соответственно, слова «спрятавшаяся» - определение.

Таким образом мы узнали, какие особенности имеются у причастия. Теперь, воспользовавшимся этой информацией, не составит никакого труда выполнить описанной части речи.

, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova

На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфологический разбор нескольких причастий и проверить (закрепить) свои знания.

Тема: Причастие

Урок: Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастия включает выделение постоянных и непостоянных признаков.

Постоянными, неизменямыми признаками являются глагольные признаки: вид, время, залог; а непостоянными признаками являются признаки прилагательного: полная или краткая форма, число, род, падеж.

I. Указать часть речи.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция.

Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе…

I. Озарённый (монастырь) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма — озарённый

2. Постоянные признаки:

1) страдательное причастие;

2) прошедшее время;

3) совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

1) полная форма;

2) единственное число;

3) мужской род;

4) именительный падеж.

III. Синтаксическая функция.

В предложении является согласованным определением.

Домашнее задание

Упражнение № 131. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите текст, вставив знаки препинания. Сделайте морфологический разбор причастий.

Иван Иванович Шишкин известный пейзажист изобразивший в своих картинах красоту природы. Гениального художника рисовавшего преимущественно сосновые дубовые самые мощные и самые высокие леса современники называли богатырем русского леса. Творчество художника глубоко и преданно любившего русскую природу было связано с нашим краем. Замечательные пейзажи запечатлевшие виды елабужских окрестностей продолжают и сейчас жить на полотнах живописца.

Русский язык. Причастие.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

I. Часть речи (особая форма глагола).

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки:

1) действительное или страдательное;

3) вид – сов. Несов.

3. Непостоянные признаки:

1) полная или краткая форма (у страдательных причастий);

4) падеж (у причастий в полной форме).

Ш. Синтаксическая функция. Уединённый монастырь, озарённый лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. (А. Пушкин)

7 класс морф.разбор. закушенный, остановлен.

1)осн.ГЗ. признак предмета, действующего самостоятельно или испытывающего предмета или лица.(Бабайцева определяет причастие, как самост.часть речи)

2) правильно задать вопрос какой? Затушенный

3) определить нач форму – муж.р.ед.ч.полная форма.

4)постоян. Признаки: вид, возвратность, залог, время, полная или краткая форма.

5) падеж, число, род в ед.ч.

6) синтакс.роль: в предл. По вопросу – согл, в словосочетании - зависимое или главный вид связи.

Проверка умений: 1) выделение постоянных и непостоянных признаков

2) умение ставить вопрос

3) умение применять знания о части речи на практике в разборе.

4.Пути изучения лирических произведений в школе. Сформулируйте тему урока, в который Вы намерены включить анализ или чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Вор». Объясните его место в уроках по лирике Некрасова. Предложите методику работы на данном уроке: цель, задачи, виды деятельности учителя и школьников, вопросы, творческие задания.

3. изучение лирики: от накопления образных впечатлений к пониманию худ.идеи – работа над образами.

2)основной прием выразительного чтения.

3) особенности: субъективированность изображения, отсутствие сюжета, внутренний мир человека в движении

4) приемы. Использование муз.произ.(4-6 кл, 9-11 кл)

особенности изучения в старших классах:1. серьезнее становится теоретические вопросы, связанные с осознанием поэзии, как особого рода литературы.

2.стих-е изучается в контексте поэтического творчества

3. крупные произведения рассматриваются монографически или тематически(Пушкин «пророк»)

4. вхождение во внутренний мир произведения через жанровую природу осмысления

осн.теоретико литературные знания: образность поэтической речи, синтаксис поэтический, стихосложение.

Изучение стих-я Вор в рамках темы «народная тема в лирике Некрасова». Стих-е Вор, выступает в качестве иллюстрации особенностей стихосложения Н. и специфики его тематики. Метод беседы комментированное чтение. Вопросы: идея, тема, обстоятельство создания, средства создания образов(лексика, синтаксис).стихосложение(размер, рифма, рифмовка), смысл финала(сравнить с началом). Творч.зад.: придумайте свой вариант финала, соблюдая ритм, рифмовку и авторский замысел.