Названия литературных викторин по сказкам для дошкольников. Литературная игра-викторина «Угадай сказку. « Из одного слова несколько »

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«Путешествие в страну сказок»


Задачи:



Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну сказок»

Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях.
Задачи:
1. Обеспечить развитие кругозора детей с помощью викторины «Путешествие в страну сказок».
2. Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках.
3. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление.
4. Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству.
5. Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками, использование ИКТ.


Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.


Методические приёмы:
Наглядная: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.
Словесная: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры.
Практическая: игровые ситуации, музыкальное сопровождение.


Ход игры – викторины.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Королева Сказок. Добрый день! Я королева Сказок. Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы собрались на праздник находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие в страну творчества, фантазии и сказок.
И так, за красный стол приглашается команда «Знайки». За синий стол - команда «Почемучки». Соревнование будет оценивать жюри (педагоги). За судейский столик приглашаются: … За каждый правильный ответ команда получает один флажок. В конце викторины жюри подведет итоги.
Приветствие команд.
«Знайки» - Девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить! »
«Почемучки» - Девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю,
Книгу в руки я возьму и ответ узнаю!
Дети, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. «Волшебная книга» хочет предложить вам весёлую игру, во время которой мы вспомним героев популярных детских книжек – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали.
Королева Сказок. Ну, что, готовы? И так, начнем! Первое задание «Отгадайте загадки»
Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)
Два мышонка всё играли,
Песни пели, танцевали.
Кувыркались, забавлялись,
Петушку не помогали.
«Только не я! », «Только не я! »,
Наперебой они кричали.
Петушок тут рассердился,
Топнул ножкой, нахохлился!
Тут мышата притаились,
Вмиг в хороших превратились. (Колосок)
Был у деда он, у бабы,
Стало скучно на окне
Покатил через ухабы,
В лес дремучий вдалеке.
Начались тут приключенья:
Серый заяц тут как тут,
Да волк зубастый и опасный
Нашего героя ждут.
И медведь уж на подходе,
Все ревёт на беглеца.
Обманул их беглец румяный,
Тут навстречу ему лиса.
Притаилась глуховатой,
Стала ласкова к нему.
Говорит: «Сядь на нос, милый.
Что поёшь ты? Не пойму. »
Сел беглец лисице на нос,
А лисица его «Ам».
Поделом тебе, румяный,
Виноват во всём ты сам! (Колобок)
В дремучем лесу затерялась избушка,
В избушке живёт непростая старушка.
Берёт помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)
Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал. (Теремок)
Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Зайчика – трусишку
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)
Королева Сказок. 2 конкурс
Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас! »
(слайды с иллюстрациями сказок) .
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Русская народная сказка «По щучьему велению») .
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят») .
3. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала.
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла.
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка») .
4. Скажи ты нашей тётке,
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши.
(С. Я. Маршак «Кошкин дом») .
5. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ш. Перро «Красная Шапочка») .
6. Мы себе построим дом,
Будем жить славно в нём!
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны!
(английская народная сказка «Три поросёнка») .
7. А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят,
Перенять гонца велят.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») .
8. Поперёк моря-океана лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра врыты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит.
(П. П. Ершов «Конёк-Горбунок») .
9. Но однажды корнеплод
Все тянули - градом пот.
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла.
(Русская народная сказка «Репка») .
10. «Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг,
возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели».
(«Цветик –семицветик»)
Королева Сказок.
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Королева Сказок:
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас! »
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Во время игры воспитатель за ширмой наряжает ребенка, исполняющего роль медведя, который он загадывает свою загадку последним.
Варианты загадок
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди» На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»
Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка» Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка» Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»
Почтальон Печкин: (постучавшись, входит) .
Здравствуйте! Я принес вам телеграммы.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.
Печкин. Ребята, а у меня для вас есть еще задание.
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Сосчитать героев в сказке
- “Репка” (6) “Машенька и медведь” (4)
- “Колобок” (7) “Курочка Ряба” (4) (слайды)
Кому принадлежат слова:
- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (колобок)
- Не садись на пенек, не ешь пирожок… (Машенька)
- Мы с тобой одной крови: ты и я! (Маугли)
- Я – само совершенство! (Мэри Поппинс)
Кто виноват?
- кто разрушил теремок? (медведь)
- кто разбил золотое яичко? (мышка)
- кто украл Иванушку и Аленушки? (гуси)
- кто съел бабушку Красной Шапочки? (волк)
Задание «Назови сказку правильно»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван –царевич и зеленый волк»
«Плавучий корабль»
«Царевна – индюшка» «Волк и 7 тигрят»
«По собачьему веленью»
«Гуси – вороны»
«Пашенька и медведь»
Королева Сказок. Мы будем рассказывать и показывать сказку. А вот какую?
Догадайтесь сами. Сядем рядком да поговорим ладком.
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки,
Боится кошки.
(Мышь.)
Летом в болоте Вы ее найдете.
Зеленая квакушка -
Кто это?
(Лягушка.)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц.)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Посмотрите на наших зверей. Догадались, какую сказку мы будем показывать? Совершенно верно - «Теремок».
Драматизация сказки.
Стоит в поле теремок-теремок,
Как по полю-полю, Мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Мышка. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Королева Сказок: Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Дети:
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю Лягушка бежит,
У дверей остановилась, стучит.
Лягушка. Кто-кто в теремочке живет? Кто - кто в невысоком живёт?
Воспитатель: Стали жить они вдвоём.
Аналогично вводятся в сценарий Зайка, Лисичка, Волк, Медведь.
Воспитатель: Молодцы! Построили себе новый Теремок, живут наши герои в теремке дружно, весело. Вечерами пьют чай, по утрам делают зарядку.
Королева Сказок.
Задание называется «Доскажи стихотворение… ». Я буду называть только первую строчку стихотворения, а вы должны будете досказать его полностью. Будьте внимательны!
- Уронили мишку на пол…
- Идет бычок, качается…
- Зайку бросила хозяйка …
- Я люблю свою лошадку…
- Нет, напрасно мы решили…
- Наша Таня громко плачет…
Ребята, а кто написал все эти стихи? Агния Барто.
- Молодцы, ребята! За каждое правильно прочитанное стихотворение я вручаю вам флажок.
Почтальон Печкин. задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.
Почтальон Печкин. Передаю вам привет от всех сказочных героев и угощаю вас сказочным сюрпризом. Сладкое любят все дети на свете. Я подарю вам всем по конфете. (Раздает конфеты.)
Королева Сказок: Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте выслушаем наше жюри. И посчитаем флажки.
Продолжайте, дети, любить сказку. Успехов вам!
Дети строятся паровозиком и под песню «Голубой вагон» уезжают в группу.

Наталья Репина
Литературная викторина для дошкольников «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

Литературная викторина по творчеству С. Я Маршака

Задачи.

Обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях. Развивать умения отгадывать загадки; развивать артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: презентация к викторине, костюм Дамы, задания на карточках в саквояже, разрезные картинки, портрет собачки, игрушка собачка, ведерко, конверт, кроватка, картина, сковорода, карандаши, костюмы для инсценировки, призы.

Подготовительная работа.

Чтение детям произведения С. Я. Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений «Кошкин дом», «Усатый – полосатый», «Сказка о глупом мышонке» и инсценировка их.

Ход мероприятия

В зал вбегает «Дама» с саквояжем (плачет):

Дама - Подменили! Мою любимицу – собачку подменили! Сдала в багаж маааленькую собачонку, а мне вернули огромную собаааку! ААААА! Как же я теперь без нее? Кто же мне поможет?

(Осматривается вокруг.)

Ой, извините, здравствуйте!

Скажите, пожалуйста, а куда я попала? (в детский сад)

А в вашем детском саду ребята умненькие - разумненькие?

И книжки любите?

Ой, как замечательно! Как хорошо, что я вас встретила! Ребята, помогите, пожалуйста. Помогите вернуть мне мою собачку…маааленькую.

Ребята, а вы узнали эту Даму?

Из какого она стихотворения?

А кто написал это стихотворение?

А что вы знаете о С. Я. Маршаке?

(слайд 2 )

Посмотрите, каким он был в детстве.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

(слайд 3 )

А вот таким Самуил Маршак был когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

(слайд4 )

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

(слайд 5 )

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями и вспоминали уже им знакомые.

(слайд 6 )

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С. Я. Маршаку.

Ведущий

Дама, как же нам тебе помочь?

Дама

Ребята, в моем саквояже лежат задания…одна я с ними никак не справлюсь. Мне нужны помощники.

Ведущий

А у нас есть команды ребят, которые называются «Усатые –полосатые», «Котята» и «Мышата».

Дама

Ребятки, я на вас очень надеюсь. Чтобы найти мою собачонку, нужно собрать ее портрет. За каждое выполненное задание будет открываться часть портрета.

Но задания не простые. Они из сказок и стихов поэта Самуила Яковлевича Маршака.

Итак, первое задание из саквояжа

1. Загадки.

Я загадываю загадку, которую сочинил Маршак, а та команда, которая знает отгадку поднимает руку. (7 слайд)

Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу. (Очки) (*)

Бьют его рукой и палкой Никому его не жалко, А за что беднягу бьют, А за то, что он надут. (Мяч) (*)

Принялась она за дело, Завизжала и запела, Ела, ела Дуб, дуб Поломала Зуб, зуб. (Пила) (*)

Держусь я только на ходу, А если встану упаду. (Велосипед) (*)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево) (*)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы) (*)

Дама

Молодцы! Справились! Открылась одна часть портрета.

Разрезные картинки.

(слайд 8 )

Дама

Послушайте второе задание (достает из саквояжа)

Ребята нужно собрать разрезанную на части картинку и отгадать из какого она произведения.

Игра со зрителями.

«Доскажи словечко»

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на___(ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной___(фуражке,

Ленинградский___(почтальон)»

Из какого произведения строки? («Почта»)

Сел он утром на (кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеянной»)

Стала петь мышонку (утка):

Га-га-га, усни, (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.) («Сказка о глупом мышонке»)

Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку).

Сверху на перинку

Чистую (простынку).

Вот тебе под ушки

Белые (подушки).

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху). («Усатый полосатый»)

Дама

Молодцы, ребята. А теперь посмотрим, какие картинки получились у наших команд? Из каких они произведений?

Носорог (*)

Лиса (*)

Слон (*)

Открываем еще один фрагмент портрета моей собачки.

3. Волшебный саквояж

Дама

Ребята, в моем саквояже лежат какие-то вещи, а откуда они, из каких произведений я что-то никак не могу вспомнить. Команда, которая знает ответ – поднимает руку.

Вещи: ведерко, конверт, кроватка, картина, сковорода, карандаши.

Дама

Открываем еще одну часть портрета.

4. Кому из героев принадлежат слова

(слайд 9 )

Дама

А теперь угадайте, кому из героев принадлежат слова:

А мы, ребята, вчетвером,

Авось подчиним старый дом.

Я и печник, и плотник, и на мышей охотник! (Кот Василий, Кошкин дом) (*)

Я буду вам вторая мать

Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду,

Мыть языком посуду…

Впустите бедную родню. (Кошка, Кошкин дом) (*)

Да я вас тетя, не гоню!

Хоть у нас и тесно,

Хоть у нас и скудно,

Но найти нам мест Д ля гостей не трудно. (Котенок, Кошкин дом) (*)

Мяу, мяу, спи мой крошка!

Мяу – мяу, ляжем спать,

Мяу – мяу, на кровать. (Кошка, Сказка об умном мышонке) (*)

Котик, скажи: мя - чик.

А он говорит: мяу!

Скажи: ло - шадь.

А он говорит: мяу! (Девочка, Усатый-полосатый) (*)

Разбойники! Воры! Уроды!

Собака - не той породы! (Дама. Багаж) (*)

(открываем фрагмент портрета)

5. Найди лишнюю картинку

1 команда (слайд 10, (*)

2 команда (слайд 11, (*)

3 команда (слайд 12, (*)

(открываем фрагмент)

6. Инсценировка.

(слайд 13)

Дама

Ребята, ходят слухи, вы очень хорошие артисты. Правда? Покажите нам, пожалуйста, отрывок из какого-нибудь произведения, а мы попробуем его отгадать.

(*) , «Усатый-полосатый

, (*) «Кошкин дом»

(*) «Сказка о глупом мышонке»

(фрагмент портрета)

(слайд 14)

Дама

Ребята, все задания из моего саквояжа вы успешно выполнили. Кто же автор всех произведений которые нам сегодня встретились? (*)

(раздается лай собачки)

Дама

А вот и моя любимица (заносит игрушку собачки). Правда красивая? А лает-то как звонко! Спасибо вам ребята за помощь. А в благодарность, за вашу помощь в моем саквояже для вас интересные раскраски.

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».

Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  • поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  • повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  • создаст мотивацию для самостоятельности;
  • доставит радость и эмоциональное равновесие.

Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.

Программное содержание:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Развивать умение действовать согласованно.
  4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, стульчики

Ход мероприятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Дом без книги - день без солнца.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Будешь книги читать - будешь много знать.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся, друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»).

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка ).

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга ).

3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка ).

4. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Р епка ).

5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок ).

6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята ).

7. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка ).

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).

  • «Иван царевич и зеленый волк»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
  • «Дарьюшкина избушка»;
  • «Плавучий корабль»;
  • «Лапша из топора».

Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель . В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.

(Дети стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Воспитатель : А вы сможете все картинки мне собрать и сказку русскую назвать! Картинка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.

(Дети отгадывают загадки по одной строчке, на экране открывается картинка).

1. Сколько животных встретилось Колобку по дороге?

2. Вымолвил словечко - покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что незнаю, повезло лентяю.

3. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его.

Воспитатель .

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А вот еще одна беда,
Вся запуталась я.
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию».

Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу.

(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам, а всем остальным книга со сказками).

Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей подготовительной группы детского сада

Литературная викторина «В гостях у сказки».

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
прививать любовь к устному народному творчеству;
развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность в игре, справедливость;
способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

Материал и оборудование:
загадки о сказках и сказочных героях:
разрезные картинки по сказкам;
раздаточные карточки по сказкам
фишки;
книги со сказками для оформления

Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций;
оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Ход викторины:

Ведущий: Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши участники поделятся на 4 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда, которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек.
Итак, начнём нашу викторину.
Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных героях или сказочных предметах.
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят

7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко -
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка

12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Г уси-лебеди

13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля

14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба

15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок

16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?
Дело делается
2. От кого не ушёл Колобок?
От лисы
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...
Козлёночка
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку - Косолапый?
Медведь.....
5. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"?
Шесть
6. Отчего растаяла Снегурочка?
П
рыгнула через костёр
7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?
А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
Зимой
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
В болото
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути...
Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?
Коровушка
12. «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
Петух
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?
Из топора
15. Кто сломал теремок?
Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?
За тёмные

Ведущий: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.

Царевна-мушка
По кошачьему велению
Иван царевич и зеленый волк
Сестрица Аленушка и братец Никитушка
Петушок - золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка

Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.
Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают конверты с разрезными картинками (Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса,Колобок).

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются призами).

Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!

Сценарий викторины по ИЗО для старших дошкольников

Автор: Рязанцева Валентина Михайловна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 52 «Чебурашка» г. Новоалександровск, Ставропольский край
Художественная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста, может быть использована педагогами начальной школы, а так же педагогами дополнительного образования в летних оздоровительных лагерях.
Художественная викторина
Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
Задачи: Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Материалы и оборудование: Наборы репродукций картин разных жанров. Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для каждой команды. Костюм Карандаша. Музыкальное сопровождение из классических произведений. Табло с изображением 2 стаканчиков и цветные карандаши из картона для подведения итогов конкурсных заданий. Атрибуты для игр: 2 листа ватмана, закрепленные на мольбертах; длинный фломастер (привяжите к палке, длина которой около 50 см, фломастер); альбомный лист, сложенный втрое. Призы (раскраски, карандаши, краски). Художественный материал: краски, карандаши, фломастеры, кисти, листы бумаги.
Предварительная работа. Беседы о жанрах живописи, о гамме цветов. Рассматривание репродукций. Проведение художественно – развивающих игр “Собери портрет (пейзаж, натюрморт)”. Занятие по смешиванию цвета.
Ход викторины.
Звучит торжественная музыка. Жюри проходит на свои места. Участники игры заходят в зал.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный и знаменательный день! Здесь в этом зале собрались ребята из двух групп, чтобы принять участие в художественной викторине. Это команда “Карандаши” и команда “Краски”, которые приготовили друг другу приветствия:
Команда “Карандаши”:
Кисточки, краски, карандаши
Детям и взрослым очень нужны!
Они помогают весь мир оживить,
Листик бумаги в мечту превратить!
Команда “Краски”:
Если взять краски в руки,
То у вас не будет скуки!
Ведущий: Перед вами, ребята, строгое и справедливое жюри (представить членов жюри). Оценкой за правильный ответ будут цветные карандаши, которые члены жюри будут ставить в стаканчики команды “Карандашей” или “Красок”. Чья команда наберет больше карандашей, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры:
Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.
Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.
Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.
Ответ должен быть четкий и ясный.
Ребята, на нашем празднике много гостей, но самого главного почему-то нет. Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую вы сразу поймете, кого же нет в зале:
Любо бегать по бумажке
Остроносому Аркашке
(карандаш).
Появляется Карандаш : Здравствуйте, ребята! Извините, что я опоздал, давайте скорее начинать нашу викторину.
Ведущий: Итак, начинаем 1 тур викторины “Веселая палитра”.
Первый вопрос:
На минутку в землю врос

Разноцветный чудо – мост.
(Радуга)
Второй вопрос:
Назовите все цвета радуги.
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Третий вопрос:
Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета)
Четвертый вопрос:
Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет)
Пятый вопрос:
А если мы желтый смешаем и красный,
Какой тогда цвет получаем?
(Оранжевый)
Карандаш: А цвет для елки, огурчика, а цвет для травки у крылечка?
Ведущий: Это и будет шестой вопрос.
О каком цвете спрашивает Карандаш, и как его получить?
(Это зеленый цвет. Смешиваем желтый и синий цвет)
Ведущий: Все цвета делятся на две группы.
На какие две группы делятся все цвета?
(Теплые и холодные)
Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца)
Ведущий: В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет. Следующий вопрос:
Какой цвет получится, если смешать белый и красный?
(Розовый)
Какой цвет получится, если смешать белый и синий?
(Голубой)
А теперь самый главный вопрос обеим командам – что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными?
(Цвет)
Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным?
(Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные)
Карандаш: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Пока жюри подводит итоги 1 тура я объявляю “Веселую разминку”.
Игра «Большой фломастер»
Карандаш: Нарисуйте «большим фломастером» человечка. (Дети по очереди рисуют человечка на листах ватмана).
Карандаш: Отличные получились рисунки, очень веселые. А пока жюри оценивает “Веселую разминку”, мы начинаем 2 тур викторины.
Ведущий: Итак, начинаем 2 тур викторины “Мир живописи”. Вы хорошо знакомы с жанрами живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно разложить по жанрам, а затем объяснить на какие группы вы их разложили. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и даст правильный ответ.
(Дети выполняют задание, отвечают на вопрос – жанры, портрет, пейзаж, натюрморт)
Ведущий: Следующее задание: разобрать по группам карточки с элементами портрета, натюрморта и пейзажа. Оценивается быстрота, правильность выполнения и дружное согласованные действия между ребятами.
(Дети получают наборы карточек с элементами жанров и распределяют их на три группы)
Карандаш: Вы очень хорошо потрудились, объявляю «Перемену»
Игра «Тройки фантазеров»
Каждая тройка участников игры получает лист бумаги, сложенный втрое. Первые номера на верхней части листа рисуют какую-нибудь голову (человека, животного, птицы и т.д.). причем делают это так, чтобы никто не видел изображения. Выведя на одну треть листа место, где кончается шея, первые номера передают листок товарищам. Вторые номера дорисовывают туловище и руки (так же любые), а третьи номера – ноги, лапы, хвост и т.д. остается дать чудовищу имя. Оно может составляться из первых слогов названий, составляющих изображение, например: цветптиком (цветок, птица, кошка).
Карандаш: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А теперь объявляется последний 3 тур викторины.
Ведущий: 3 тур викторины “Маленькие художники”. Мы сегодня много узнали о цвете, жанрах живописи и теперь в художников превратитесь вы.
Карандаш: Нарисуйте, Чебурашку!
Ведущий: Хорошая идея, но немножко странная! Все дети будут рисовать только Чебурашку?
Карандаш: Но ведь все будут рисовать по – разному! Кто-то нарисует доброе и веселое лицо – получится портрет. Кто-то может нарисовать Чебурашку на прогулке в лесу или на речке – получится пейзаж. А кто-то, возможно, нарисует его в виде игрушки с мячом или с карандашами и красками – тогда это будет натюрморт. Вот и получится, что рисунки будут разные, но везде с Чебурашкой.
Ведущий: Ну и что мы решим, ребята? Принимаем предложение Карандаша?
(Дети соглашаются)
Ведущий: Можно использовать любой материал, который вы найдете за столом или за мольбертом: краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.
(Дети выбирают художественный материал по желанию. Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная, тихая музыка. Работы выставляются перед жюри. Подведение итогов. Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение призов.)
Ведущий: Ну, вот и закончилась наша игра.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и птицы,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!
(С.Шмаков)
Карандаш: До свидания, мои дорогие друзья. Спасибо за ваши рисунки. До новых встреч!