Негосударственный пенсионный фонд как инвестор. Прочие раскрытия. Что такое НПФ

Инвестиционная политика НПФ - это основные направления использования накопленных фондом финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Отсюда следует, что обоснование инвестиционной политики предполагает Аранжереев М. М., Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - М.: ЭКСМО, 2006.:

Выбор стратегических целей, то есть направления инвестирования;

Формирование инвестиционных предпочтений (объектов инвестирования);

Установление инвестиционных ограничений (предельных величин количества того или иного вида активов).

Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.

Взаимоотношения между фондом и компанией регламентируются договором. Предметом договора является поручение компании действовать в качестве инвестиционного консультанта и осуществлять управление активами.

При заключении договоров между НПФ и управляющей компанией устанавливаются трастовые отношения. Компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках определяемых им требований. За свои услуги по управлению активами компании получает от НПФ соответствующие комиссионные, которые обычно составляют от 3% до 7% стоимости управляемых активов.

Решающее значение для формирования инвестиционной политики НПФ имеет обоснование стратегических целей инвестирования. Они обуславливаются, с одной стороны, общей целевой направленностью инвестиционной политики фонда, с другой фактически конъюнктурой, сложившейся на финансовом рынке и ожидаемыми тенденциями ее изменениями.

Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам Воронцовский А.Г. Инвестиции и финансирование // Спб., Питер. - 2006. - С. 298:

Эффективность;

Надежность.

Первый из них измеряется нормой доходности от инвестиций, то есть величиной дохода на единицу вложенных средств, тогда как второй - степенью риска при размещении инвестиционных ресурсов. В этом направлении имеются три возможности для характеристики применяемых стратегий Власенко А. Формирование инвестиционного портфеля НПФ. // Пенсионные фонды. - 2001. - №4. - С.24-25.:

Венчурная стратегия, при которой делается прежде всего ставка на высокодоходные направления вложений при высоких значениях риска;

Умеренная стратегия, при которой инвестор стремится к оптимальному сочетанию доходности и надежности вложений;

Консервативная стратегия, рассчитанная на минимальный риск при приемлемых уровнях доходности инвестиций.

Если в зарубежных странах большинство НПФ предпочитает умеренную стратегию, то в России наибольшей популярностью пользуется консервативная инвестиционная стратегия. Ее выбирают 53% российских НПФ, 28% проводят венчурную стратегию и лишь 19% НПФ придерживаются умеренных позиций. Это в основном объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия резко сужают возможность осуществлять достаточно эффективные, но малорисковые инвестиции.

При выборе стратегических целей инвестиционного процесса, формирование инвестиционных предпочтений должны учитываться в установленные государством инвестиционные ограничения.

С целью осуществления своей деятельности фонд разрабатывает правила, которые утверждаются советом фонда. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: правила фонда - это документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договором об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и /или физических лиц перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).

В правилах фонда должны быть регламентированы:

1. Основания для получения негосударственной пенсии;

2. Обязательства и ответственность фонда, вкладчиков и участников;

3. Порядок ведения именных (солидарных) пенсионных счетов;

4. Порядок наследования средств, отраженных на именных (солидарных) пенсионных счетах;

5. Порядок информирования вкладчиков и участников фонда о состоянии пенсионных счетов;

6. Порядок оформления договоров по соответствующим вариантам пенсионных схем.

В каждом договоре, заключаемом между вкладчиком и фондом, определены пенсионные схемы, по которым вкладчик обязуется выплачивать пенсионные взносы. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах»: пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Существует два основных типа пенсионных схем Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - 2002.- №5.: негосударственный пенсионный фонд

1. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов - пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливается после приобретения участником права на выплату ему пенсии, исходя из пенсионных сумм;

2. Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат - пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируется определенный размер выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда.

Требования к пенсионным схемам применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения определяются Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления своей деятельности негосударственный пенсионный фонд производит активные и пассивные операции.

Основой пассивных операций фонда являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30 % всех поступлений. Доля взносов колеблется по разным корпорациям, предприятиями странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала заключается в том, что он формируется за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет.

Основой активных операций является инвестирование активов в ценные бумаги. Почти 80% активов фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет фонду активно влиять на политику корпорации.

В соответствии с «Правилами инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов» активы фондов могут быть размещены в Колобаев О.М. Размещение пенсионных резервов - инвестиционная деятельность НПФ. // Пенсия. - 2000. - №11. - с.44-48.:

Ценные бумаги Правительства Российской Федерации;

Ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Банковские вклады (депозиты);

Ценные бумаги других эмитентов;

Недвижимое имущество;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Размещение пенсионных активов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных активов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;

Ложение в интеллектуальную собственность;

Существление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;

Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;

Оплата расходов по ведению дел фонда и т.п.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных активов менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца.

Понятие доходности представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых активов в количественном выражении.

Понятие диверсификации означает необходимость вложений средств фондов в разнообразные источники доходов.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственой деятельности.

Активы НПФ не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта. В соответствии с действующими в России нормами инвестирования активов фондов должно отвечать следующим требованиям:

В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов;

В целях соблюдения принципов диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги Правительства Российской Федерации, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Активы фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено установленными Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекции НПФ. При этом фонды и компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдении экономических нормативов надежности и платежеспособности, утверждаемых Инспекций. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность фондов в отношении собственных средств.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов по формам, утверждаемым Инспекцией. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к фонду санкции в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

Степень финансовой устойчивости и платежеспособности НПФ и компаний по управлению их активами нуждается в постоянном отслеживании и оценке с помощью особой системы показателей.

Минэкономразвития пытается стимулировать НПФ к инвестированию средств пенсионеров в инновационные компании и проекты. С учетом повышенных рисков и регуляторных ограничений фонды пока воспринимают предложение скептически

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Министерство экономического развития ищет возможности привлечь негосударственные пенсионные фонды (НПФ) к инвестированию накоплений граждан в российские высокотехнологичные компании. Ведомство разослало фондам два письма (копии есть в распоряжении РБК), в которых поинтересовалось, в какие инновационные компании и проекты они готовы инвестировать средства будущих пенсионеров и сколько они готовы в них вложить. Министерство изучает мнение фондов с целью увеличить количество инновационных компаний, акции и облигации которых котируются на Московской бирже, следует из одного из документов.

Хайтек на бирже

С июля 2009 года на Московской бирже действует сектор для высокотехнологичных компаний «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ), созданный вместе с «Роснано». Основная задача РИИ, как указано на сайте биржи, — содействие привлечению инвестиций, прежде всего в развитие малого и среднего предпринимательства инновационного сектора российской экономики. Сейчас на Московской бирже в секторе РИИ торгуются бумаги 16 компаний, в том числе двух паевых инвестиционных фондов. По данным биржи, среднедневной объем торгов акциями компаний сектора РИИ в 2017 году возрос по сравнению с 2016 годом на 80% и составил 90 млн руб. Общая капитализация компаний сектора превышает 360 млрд руб.

Пенсии — в инновации

У Минэкономразвития нет полномочий, чтобы расширить список финансовых инструментов, разрешенных НПФ для инвестиций. Однако оно может направить свои предложения в Банк России, который контролирует работу фондов и принимает решения относительно их инвестиционной политики. Министерство хочет оценить заинтересованность НПФ в инвестициях в инновационные компании при условии участия в их капитале институтов развития, а также объемы таких инвестиций. Письмо за подписью заместителя министра экономического развития Олега Фомичева получили Банк России, Ассоциация НПФ (АНПФ), Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) и 11 крупнейших пенсионных фондов.

«Вместе с «Рынком инноваций и инвестиций» Московской биржи министерство реализует проект по поддержке высокотехнологичных (инновационных) компаний к проведению IPO и размещению корпоративных облигаций на российском рынке, а также реализует мероприятия, направленные на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики РФ», — говорится в другом письме за подписью директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артема Шадрина.

В июле позапрошлого года НПФ сделали первый шаг к высоким технологиям — им до 5% пенсионных накоплений под управлением в акции инновационных компаний биржевого сектора Московской биржи «РИИ-Прайм». По данным Московской биржи, сейчас «РИИ-Прайм» представляют всего два эмитента, из которых акции предлагает лишь один — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) (второй — «Роснано» — эмитент облигаций). В условиях сравнительно низкой ликвидности бумаг этого недостаточно для массового привлечения пенсионных средств в сектор, указывает президент АНПФ Сергей Беляков.

О расширении возможностей инвестирования пенсионных денег в высокотехнологичные компании в декабре прошлого года говорил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Но, по его мнению, для этого сначала необходимо убедиться в устойчивости НПФ. «Любые изменения правил инвестирования могут обсуждаться только после апробации на практике обязательного стресс-тестирования НПФ, которое вступает в силу с 22 февраля», — заявил РБК представитель ЦБ, не комментируя при этом предложение министерства. В Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.

Много риска

Опрошенные РБК фонды, входящие в десятку крупнейших по объему пенсионных накоплений, сходятся во мнении, что инициатива Минэкономразвития интересная, но воплотить ее в жизнь будет трудно. Участие НПФ в высокотехнологичных проектах, во-первых, создаст новую область для вложения пенсионных средств, увеличит количество эмитентов, доступных для инвестирования средств пенсионных накоплений, обеспечит возможность диверсификации портфеля НПФ, а во-вторых, позволит развиваться новым компаниям, перечисляет гендиректор ФГ «Будущее» Марина Руднева. Поддержка высокотехнологичных компаний важна для повышения уровня цифровой экономики страны, соглашается глава инвестиционного департамента НПФ «Сафмар» Андрей Есин.

Но для фондов очень важно соотношение риска и доходности бумаг, отмечает директор департамента риск-менеджмента НПФ электроэнергетики Александр Сметанин. По действующим нормативам фонды могут инвестировать в активы с повышенной степенью риска только 10% портфеля. «Трудно сказать, как можно будет аргументировать целесообразность таких инвестиций, как они повлияют на результаты стресс-тестов, как в перспективе отразятся на фидуциарной ответственности (материальной ответственности руководства фонда перед клиентами. — РБК )», — добавляет он.

Инвестиции в инновационные компании ранее уже обсуждались в Минэкономразвития, однако интереса со стороны НПФ не вызвали, рассказывает первый вице-президент НАПФ Сергей Эрлик. «Главная причина — в отсутствии хороших проектов, с хорошей доходностью и минимальными рисками», — говорит он. В условиях рейтинговых агентств, условий инвестирования пенсионных накоплений со стороны регулятора, а также в преддверии и фидуциарной ответственности фонды не проявляют спроса на новые высокорисковые инвестиции, уточняет Беляков.

Для НПФ установлено множество ограничений на инвестирование пенсионных денег, и для того чтобы они могли вложить средства в высокотехнологичную компанию, ее ценные бумаги должны отвечать установленным регулятором требованиям, добавляет Есин. Например, фонды всегда присматриваются к уровню риска по бумагам, а «РИИ-Прайм» — высокорисковый сектор. Сектор рынка инновационных компаний еще очень молод и узок, его характеризует повышенный уровень рисков, соглашается директор по рискам НПФ Сбербанка Андрей Журихин. НПФ являются консервативными инвесторами, венчурные инвестиции — это немного другой профиль, отмечает Сметанин. «Нам было бы интересно получить дополнительные гарантии государства о сохранности инвестиций НПФ», — продолжает Есин, оговариваясь, что в портфеле НПФ «Сафмар» «есть крайне ограниченное количество ценных бумаг этого сектора». В «ВТБ Пенсионный фонд» РБК сообщили, что инвестиций в высокотехнологичные проекты у фонда нет. Остальные НПФ не стали раскрывать детали своих портфелей.

«В случае если такие бумаги будут удовлетворять нашим критериям (надежные финансовые инструменты, соответствующие действующему законодательству и нашей инвестиционной стратегии), мы будем готовы рассматривать их приобретение», — заявила гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.

Мало гарантий

Опрошенные РБК фонды, однако, оговариваются: если изменятся требования регулятора, появятся новые эмитенты и государство разделит риски с НПФ, то новые высокотехнологичные проекты будут им интересны. Нужны механизмы оценки рисков таких компаний — аналоги рейтингов надежности, а также определенные гарантии со стороны институтов, ответственных за инновационное развитие, — «Роснано» и ВЭБа, считает Руднева.

Если бы инвестиции в инновационный сектор не ограничивались нормативами, это помогло бы привлечь пенсионные накопления в высокотехнологичные проекты. «Помочь могла бы и какая-либо форма гарантий от государства или крупных институтов развития, в том числе гарантия ликвидности бумаг, а также ограничение фидуциарной ответственности по инвестициям в инновационный сектор», — добавляет Беляков. Для НПФ было бы важно разделить ответственность за участие в них с государством, резюмирует Эрлик.

Деятельность негосударственного пенсионного фонда успешна только в случае, когда в ее основе лежат четкие и ясные принципы инвестирования средств. Главный принцип для нас - это обеспечение сохранности Ваших средств.

Инвестирование пенсионных средств

АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений через управляющие компании - лидеры рынка доверительного управления, которые соответствуют установленным требованиям Фонда для заключения договора доверительного управления, и самостоятельное размещение средств пенсионных резервов.

Решения об инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов принимаются Фондом и управляющими компаниями в полном соответствии с законодательными ограничениями, а также в соответствии с инвестиционными декларациями, в рамках которых АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» устанавливает дополнительные ограничения для минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционные цели указываются как в отношении доходности, так и в отношении риска портфеля. АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов и за соблюдением инвестиционных деклараций.

Стратегия управления строго соответствует сформулированным принципам: обеспечение сохранности средств, достижение доходности, демонстрация информационной открытости и прозрачности процесса инвестирования и высокого профессионализма в управлении процессом. Фонд применяет общую сбалансированную, динамичную стратегию, которая заключается в использовании потенциала рыночных инструментов для получения дохода при наличии жестких систематических ограничений по рыночному и кредитному рискам.

Наименования видов активов для пенсионных накоплений и пенсионных резервов соответствуют пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Правилам размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 соответственно.

Структура портфеля пенсионных накоплений

  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011

Структура портфеля пенсионных резервов

  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015

Управляющие компании

К инвестированию средств пенсионных накоплений Фонд привлекает управляющие компании, обладающие:

Солидным опытом работы на рынке (в том числе с активами НПФ);

Достаточным уровнем профессионализма сотрудников;

Высокой оценкой надежности;

Механизмами обеспечения сохранности и возвратности передаваемых в управление средств.

Основной задачей инвестирования средств Фонда является их сохранение и преумножение в интересах застрахованных лиц, основываясь на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с законодательством РФ, правилами инвестирования пенсионных накоплений, а также Правилами Фонда.

В интересах клиентов доверительное управление средствами пенсионных накоплений осуществляют крупнейшие на рынке управления активами управляющие компании.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-13975-001000 от 28.03.2016, выдана Банком России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00827 от 04.08.2011, выдана ФСФР России, без ограничения срока действия

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 040-08118-001000 от 16.11.2004, выдана ФСФР России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00076 от 15.08.2002, выдана ФКЦБ России, без ограничения срока действия

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-09778-001000 от 21.12.2006г., выдана ФСФР России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00043 от 17.01.2001г., выдана ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 077-11160-001000 от 08.04.2008г., выдана ФСФР России, без ограничения срока действия;

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00875 от 04.05.2012г., выдана ФСФР России, без ограничения срока действия.

Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выдана ФКЦБ России 17 июня 2002 г. за № 21-000-1-00069, без ограничения срока действия;

Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выдана ФСФР России 11 апреля 2006 г. за № 078-09042-001000, без ограничения срока действия.

Специализированный депозитарий

С целью организации хранения сертификатов ценных бумаг и (или) учета и перехода прав на ценные бумаги, в которые размещены средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также для осуществления ежедневного контроля за распоряжением фондом средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений и за соблюдением фондом и управляющими компаниями ограничений на размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений, правил размещения средств пенсионных резервов и требований по инвестированию средств пенсионных накоплений, состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, которые установлены законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также инвестиционными декларациями управляющих компаний, Фонд сотрудничает с АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ».

Пенсионные и страховые взносы, которые аккумулируют негосударственные пенсионные фонды, представляют собой ценные инвестиционные ресурсы для экономики. Негосударственные пенсионные фонды располагают достаточно большими объемами долгосрочных ресурсов, наиболее востребованных финансовым рынком. Важная социальная роль, которую играют эти ресурсы для пенсионного обеспечения населения, предопределяет особенности организации инвестиционной деятельности НПФ.

Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений осуществляются на принципах:

  • 1) обеспечения сохранности указанных средств;
  • 2) обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
  • 3) определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
  • 4) учета надежности ценных бумаг;
  • 5) информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для НПФ, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
  • 6) прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, СД и подконтрольности им;
  • 7) профессионального управления инвестиционным процессом.

Два вида деятельности, которые осуществляют НПФ, - негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование - предопределяют специфику их инвестиций.

Совокупность средств, которые предназначены для исполнения НПФ обязательств перед участниками по пенсионным договорам составляют пенсионные резервы. А совокупность средств, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об ОПС, - пенсионные накопления.

Пенсионные резервы и пенсионные накопления размещаются в инструменты различных сегментов финансового рынка с целью получения дохода.

Обратите внимание!

НПФ может самостоятельно инвестировать пенсионные резервы, а также передать их в доверительное управление одной или нескольким УК.

Размещаются средства пенсионных резервов исключительно в целях их сохранения и прироста в интересах участников. Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Банком России.

Правила размещения пенсионных резервов и порядок контроля над их размещением устанавливает Банк России.

Перечень объектов инвестирования, в которые НПФ вправе самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, ограничен ст. 24.1 Закона «О негосударственных пенсионных фондах». К разрешенным объектам инвестирования пенсионных накоплений отнесены государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и другие объекты, предусмотренные Банком России.

Чтобы расширить перечень объектов инвестирования, НПФ организуют размещение средств пенсионных резервов через УК.

Обратите внимание!

НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений. Активы, сформированные за счет пенсионных накоплений, он обязательно передает в доверительное управление одной или нескольким УК.

Эти активы формируют инвестиционный портфель НПФ по ОПС. УК, в свою очередь, может иметь в управлении инвестиционные портфели, полученные от нескольких НПФ.

Запрещенные и разрешенные объекты, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений, представлены ниже.

Разрешенные объекты инвестирования:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • государственные ценные бумаги субъектов РФ;
  • облигации российских эмитентов, в том числе субординированные облигации;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  • депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;
  • иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации;
  • облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Запрещенные объекты инвестирования:

  • ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми фондом заключены соответствующие договоры;
  • ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Обратите внимание!

Неотъемлемой частью договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов является инвестиционная декларация. В ней зафиксированы цели инвестирования, инвестиционная политика УК, перечень активов, в которые можно инвестировать средства, риски, а также требования к структуре активов. Инвестиционную стратегию при размещении пенсионных резервов и инвестировании пенсионных накоплений определяет НПФ.

К структуре инвестиционного портфеля НПФ законодательство также предъявляет требования (ст. 36.15 Закона «О негосударственных пенсионных фондах») (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Требования к структуре инвестиционного портфеля НПФ

Окончание табл. 9.1

Вид активов

Максимальная доля в инвестиционном портфеле НПФ

Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами ([зонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария

Депозиты в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами фонда, управляющей компании

Акции одного эмитента

10% капитализации эмитента

Облигации одного эмитента (исключение: государственные ценные бумаги Российской Федерации; ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; ипотечные ценные бумаги)

40% совокупного объема облигаций эмитента в обращении

Ценные бумаги одного эмитента (исключение: государственные ценные бумаги Российской Федерации; ценные бумаги, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; ипотечные ценные бумаги)

50% совокупного объема ценных бумаг эмитента в обращении

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях

Определяет Банк России

Ценные бумаги иностранных эмитентов

Прочие виды разрешенных активов

Определяет Банк России

Структура инвестиционного портфеля НПФ может быть определена в форме инвестиционного индекса. Расчет величины инвестиционного портфеля НПФ проводится по рыночной стоимости.

Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений должен содержать индикатор финансового рынка , применяемый для определения эффективности управления пенсионными накоплениями.

В рамках организации процесса инвестирования пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ заключает договоры с УК, СД, другими субъектами и участниками отношений по НПО и О ПС.

СД контролирует, как НПФ и УК распоряжаются пенсионными резервами и пенсионными накоплениями, а также активами, в которые они размещены. Он дает НПФ и УК предварительное согласие на совершение операций с денежными средствами, ценными бумагами (исключение - сделки с ценными бумагами на организованных торгах) и другим имуществом.

Финансовый результат от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений формируется из дохода но ценным бумагам (дивиденды и проценты) и банковским депозитам, а также из чистого финансового результата от реализации активов и от изменения рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки.

На пополнение пенсионных резервов и пенсионных накоплений направляется не менее 85% дохода, полученного НПФ от их размещения, после вычета вознаграждения УК и СД.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, установленное договором, а также на возмещение разумных необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений может заключаться на срок не более 15 лет.

Оплата расходов, связанных с размещением пенсионных резервов и инвестированием пенсионных накоплений, производится, соответственно, из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Учет пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ ведет обособленно.

Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются НПФ на пенсионных счетах накопительной пенсии, а результаты от размещения средств пенсионных резервов учитываются НПФ при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками.

Перед НПФ стоит сложная, противоречивая задача - сохранить и приумножить средства будущих пенсионеров.

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений , а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

  • Важно! В 2014-2020 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты - выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы ).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии , в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала , направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии - осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года - 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.