Николай I. Основные направления внутренней и внешней политики Николая I Внутриполитический курс николая 1 кратко

Вступил на престол 14 декабря 1825 г. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции.

Кодификация законов. Все российские законы, изданные после 1649 года были собраны и расположены в хронологическом порядке. Составили 47 томов полного собрания законов Российской Империи. В 1832 году издан 15-томный свод законно Российской империи, в который вошли все действующие законы. Сыск и Цензура. Усилены репрессивные органы. Создан корпус жандармов (глава - Бенкендорф, потом - Орлов). Страна разделена на жандармские округа. Особое место занимало III Отделение С. Е. И. В. канцелярии. Цензурные уставы направлены на подавление свободной мысли. Система образования. Ужесточение школьных уставов.

Запрещено принимать в школы детей крепостных. Они должны были учиться в церковно-приходских школах. Для горожан - трехклассные училища, для дворян - гимназии. Гос-во выступало против частных школ и домашнего образования, т.к. не могло их контролировать. Теория официальной народности. Стремясь противостоять революциии либеральным взглядам власть вырабатывала свою идеологию-теорию официальной народности. Автор - граф Уваров. Православие - самодержавие - народность. Русский народ религиозен и предан престолу, православная вера и самодержавие - условия существования России. Народность -необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать запад. ТОН была положена в основу преподавания в школах.

Сентябрь 1854 года - сражение на Альме. Поражение русскиз войск, отступление к Севастополю.

1854-1855 гг - Оборона Севастополя, бомбардировки, город уничтожен и сдан.

1856 год - Парижский мир . Россия вернула Турции захваченные Карс и Ардаган в обмен на Севастополь. Утратила часть Дуная и Южной Бессарабии. Запрет держать флот на Черном море и строить военные базы на его берегах.

Внутренняя политика Николя 1 началась с жесткого курса. Виной тому восстание декабристов в день присяги. Каковы были действия нового правителя? Что дали его реформы стране? Сейчас узнаем.

Главной задачей нового императора было усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Именно поэтому он начинает активную борьбу с революционными настроениями, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. В это время Россию будут называть жандармом Европы. Основные направления внутренней политики Николая 1 следующие:

Устранение этих проблем можно разделить на две группы: первая - это решение первых трех задач, вторая - последних трех.

Внутренняя политика Николая 1: усиление личной власти

Первая группа задач стала основной для императора, что и определило жесткий характер действий. Для того чтобы усилить свое значение как правителя, Николай 1 поручает Уварову создать своего рода официальную теорию, которой будут все подчиняться. Ее лозунгом стали известные три слова: православие, народность и самодержавие. Эти три кита должны были сплотить русский народ. Также Николай принимает серьезные меры в связи с распространением революционных изданий среди дворянского населения - так называемый Чугунный цензурный устав. Такой ход власти заставляет тайные общества еще больше настроиться против правительства государства. Еще одним решительным действием считается создание Третьего отдела канцелярии, которая называлась Тайной политической полицией. Политический сыск в стране набирал обороты, но в большинстве своих случаев он не был эффективен.

Внутренняя политика Николая 1: реформы в экономике и социальной сфере

Политика императора была удачна в других сферах жизни общества. Например, денежная реформа Канкрина привела страну к финансовой стабильности, а введение серебряного рубля - к устойчивости валюты. Не забывал Николай и о крестьянах: реформа Киселева была начата для того, чтобы поднять уровень жизни этого слоя населения. В ее рамках было создано самоуправление, увеличилось число наделов и школ для крестьян. Завершил реформу новый Указ об обязанных крестьянах. В социальной же сфере учредилось новое сословие - потомственные и почтенные граждане, также было возобновлено единонаследие. Стоит отметить и еще некоторые реформы, например, Университетский указ, который ограничивал автономию высших учебных заведений.

Заключение

Внешняя и внутренняя политика Николая 1 показали, что для царя важны стабильность и устойчивость общества внутри страны, что ему небезразлично благополучие граждан, но недопустимо инакомыслие. Как он будет с этим бороться, Николай показал в самом начале своего правления с помощью расправы над декабристами. Это и определило его курс, который можно описать в двух словах: жесткость и рациональность.

Тема Внутренняя политика Николая I".

Урок истории

8-й класс

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • познакомить учащихся с личностью Николая I;
  • его внутренней политикой, её основными направлениями.
  1. Развивающие:
  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать коммуникативную культуру.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Личность Николая I.
  4. Основные направления внутренней политики Николая I.
  5. Общее значение деятельности Николая I.
  6. Запись и пояснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.
  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

У.: Приложение 1 ).

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы .) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

(Ответ 1-2 учащихся. ) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует ). Как видите, наши мысли совпали:

Цели урока:

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата )

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной .)

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность )
  • Какая организация была идеалом для Николая I? (армия )
  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности )

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

  1. Централизация управления государством:
  • усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
  • увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
  1. Борьба с революционными настроениями:
  • а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
  • б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.:

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2 ).

Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3 ).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно ).(Соответствующий слайд )

Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
  • содержательными были устные ответы следующих учеников…

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

(Новый слайд .)

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
  • Назовите документы с которыми работали.
  • С какими личностями вы познакомились?
  • Какие понятия были ключевыми на уроке?
  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.

Тест - Приложение 1 , работа в группах-1 - Приложение 2 , работа в группах-2 - Приложение 3 , Канцелярия - Приложение 4 , основные понятия - Приложение 5 , личности - Приложение 6 , самоанализ урока - Приложение 7 . Презентация - Приложение 8 .

Тест

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

а) отмена крепостного права;

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 1.

Тест

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

4. Выступление декабристов произошло:

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 2.

Работа в группах (1).

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями.

«В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;
  2. введение Конституции;
  3. создание единого «Свода законов»;
  4. созыв парламента;
  5. улучшение положения крестьян.

Задание для группы «Жандармы».

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

Задание для группы «Цензоры».

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

Задание для группы «Чиновники».

Что стало главным пунктом преобразований П. Д. Киселёва?

Приложение 4.

Собственная Его ИмператорскогоВеличества Канцелярия

1 Отделение (личныепоручения, прошения на имя царя)

2 Отделение (создано для составления единого Свода законов)

3 Отделение Свода законов)

3 Отделение (политический сыск, контроль за умонастроениями)

Приложение 5.

Основные понятия:

« Апогейсамодержавия»,

канцелярия,

бюрократия,

жандарм,

чиновник,

цензура,

рецензия, богоугодные заведения.

Приложение 6.

Личности:

Николай Павлович Романов

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович Киселёв

Приложение 7.

Самоанализ урока «Внутренняя политика Николая I».

Данный урок является 10-ым в системе изучения « России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия».

По своему типу урок относится к уроку изучения нового материала.

Готовясь к уроку, я подготовила раздаточные материалы, мультимедийные слайды.

Главная дидактическая цель урока – изучить внутреннюю политику Николая I.

Кроме того, я определила следующие цели:

Обучающие:

А) познакомить учащихся с личностью Николая I;

Б) его внутренней политикой, её основными направлениями.

Развивающие:

А) совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

Б) развивать навыки анализа документов;

В) совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

Г) развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Таким образом, через постановку целей у учащихся формировалась положительная мотивация к учебной деятельности.

На этом уроке я отвела большую роль организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с целью активизации их познавательных интересов. Отдельным учащимся были даны опережающие задания по работе с научно-популярной литературой: подготовить сообщения об исторических личностях николаевской эпохи.

Перед учащимися в начале урока была поставлена проблема оценки личности и деятельности Николая I. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно, в условиях проблемной ситуации.

Данный урок был проведён с использованием современных образовательных приёмов обучения: проблемное обучение, работа в группах, элементы ролевой игры, информационно-коммуникативные технологии, что позволило ориентировать всё содержание урока на реализацию запланированных целей и задач.

В урок была включена самостоятельная работа по изучению документа в группах, которая показала, что учащиеся умеют выделять главное и делать выводы. В ходе ролевой игры

«жандармы», «чиновники», «цензоры» ученики обсуждали, размышляли, самостоятельно делали выводы о деятельности императорской канцелярии.

Проведённый урок включал в себя такие важные этапы, как закрепление и применение знаний. Н а этапе закрепления знаний учащиеся в группах отвечали на вопросы, опираясь на материалы учебника и продемонстрировали понимание данной темы.

Применяя приобретённые знания, ребята, ответили на проблемный вопрос, заданный в начале урока. Этот этап урока прошёл в форме игры «ДА» - «НЕТ», которая показала, что учащиеся умеют давать оценку историческим личностям и их деятельности.

Для закрепления полученных знаний ученикам, было предложено дать общую оценку деятельности Николая I (устно), используя материалы учебника, документы и вопросы к параграфу № 10.

Завершающим компонентом урока была рефлексия. На этом этапе учащиеся дали самоанализ своей деятельности.

Оценку я использовала, как способ формирования положительного фактора мотивации к учениюЦели урока были достигнуты, изученный материал усвоен. Учебное содержание соответствовало реальным учебным возможностям учеников. На уроке использовался материал различного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. жандарм

чиновник

цензура

рецензия

богоугодные заведения

Николай Павлович Романов

Александр Христофорович Бенкендорф

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович

Восстание декабристов оказало большое влияние на
правительственную политику. Активная и целеустремленная
борьба с любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического курса
нового монарха - Николая I
(1796-1855).

Необходимым условием упрочения существующего строя
император считал усиление личного контроля монарха за
работой государственного аппарата
. Николаевское
царствование - время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в
движение сложную государственную машину, находились в
руках монарха.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание
император уделял укреплению репрессивного аппарата .
Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система
политического сыска нуждалась, как показало восстание
декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать
"безопасность престола и спокойствие в государстве" стало
III отделение Собственной его императорского величества
канцелярии. Исполнительным органом III
отделения был
Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась
на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими
генералами. В каждой губернии вопросами охраны
государственной безопасности ведал специально назначенный
штаб-офицер (старший офицер) жандармерии.

Предметом особых забот Николая I были печать и
образование
. Именно здесь, по его мнению, укоренилась
"революционная зараза". В 1826 г. был издан новый
цензурный устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами
он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов.
Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности
своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный
и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные
заведения
. Николай I стремился сделать школу сословной, а
преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-монархическом духе.
Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать
крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший
средние и низшие звенья народного образования. Между
существовавшими типами школ (одноклассное приходское
училище, трехклассное уездное училище, семиклассная
гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась,
поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из
соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась
для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные
учебные заведения находились под жестким надзором
Министерства народного просвещения. Пристальное внимание
правящие круги уделяли университетам, которые и высшая
бюрократия, и сам царь не без оснований считали
рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г.
лишил университеты значительной части их прав и внутренней
самостоятельности. Целям идеологической борьбы со
свободомыслием служила сформулированная в 1833 г.
министром народного просвещения С.С.Уваровым теория
официальной народности, базировавшейся на трех принципах:
православие, самодержавие и народность. В духе этой
теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков
русской национальной традиции, строилось преподавание в
учебных заведениях. Теория официальной народности активно
пропагандировалась в прессе и литературе.


Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию
официальной народности
, Николай I решительно боролся с
любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры
принимались против старообрядцев, у которых отбирались
молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети
"раскольников" насильственно зачислялись в школы
кантонистов. Такая "защита" интересов официального
православия не шла, однако, последнему на пользу.
Православная церковь при Николае I окончательно
превратилась в составную часть бюрократической машины.
Синод все больше становился "ведомством православного
исповедания", управлявшимся светским должностным лицом -
обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета
церкви.

6 декабря 1826 г. Николай I образовал
специальный секретный комитет, призванный рассмотреть
ситуацию в государстве и разработать программу необходимых
реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение
трех лет. Им была намечена довольно обширная программа
преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое
ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку
центральной и местной администрации в духе принципа
разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги
выступили против этих планов. Восстание в Польше,
"холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили
большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения
законности известное значение должна была иметь
кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом
этой обширной работы по систематизации законов,
появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало
издание "Полного собрания законов Российской империи" и
"Свода законов Российской империи". Впрочем, значение,
которое имели все эти упорядочившие законодательство меры,
было небольшим, поскольку чиновничество действовало,
абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.

В последующие годы своего царствования Николай I
неоднократно возвращался к мысли о необходимости
урегулирования вопроса о крепостном праве
. Различные
варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8
секретных комитетах, которые буквально один за другим
создавались императором. Позиция самого Николая I в
крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет
сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у
нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к
нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих
условиях практические результаты работы упомянутых
комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры,
сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных,
Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и
проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа
управления государственными крестьянами. Призванная
улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее
просвещенных и способных сановников николаевского
царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для
казенной деревни усилением административной опеки со
стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола
начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе
и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными
интересами. В конечном счете поэтому на реформу
П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных
волнений.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления
позиций первого сословия империи - дворянства
как
важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического
оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения
крепостнической системы. В этой связи самодержавие
стремилось упрочить положение высших и средних слоев
помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а
потому казавшихся и политически ненадежными представителей
дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные должности только тех
помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100
душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для
того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду
выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан
закон, в соответствии с которым на военной службе
потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении
старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не
VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную
преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание
соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы
институты "потомственных почетных граждан" (к ним
относились крупные предприниматели, ученые, дети личных
дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники,
выпускники высших учебных заведений). Все они получали
некоторую часть дворянских привилегий - свободу от
телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов,
должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов
добиваться получения дворянства. Для укрепления
материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I
создал институт заповедных наследственных имений
(майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя
собственность дворянского рода, переходили по наследству к
старшему сыну.

В своей экономической политике Николай I в известной
степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии,
потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла
свое отражение в покровительственных таможенных тарифах,
организации промышленных выставок, железнодорожном
строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила
устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии
отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих
на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX
в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в
промышленности и несколько ограничивавшие произвол
работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко
усилились в последние годы царствования Николая I.
Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги
Российской империи. Начались гонения на печать и школу.
Для усиления действующей цензуры были образованы
специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для
наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за
"духом и направлением всех произведений...
книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения
вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из
лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в
Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против
прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких
знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками
М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных
заведениях свертывалось преподавание философии,
ограничивался прием в университеты, которые Николай I
вообще был непрочь закрыть. Резко усилился надзор над
профессорами и студентами. Борьба с "революционной
заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество
произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела
Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при
сохранении существующих порядков Россия не может
состязаться на равных с передовыми государствами Западной
Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость
обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны
требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.
Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в
состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям
эпохи функционирование государственной машины. Обладавший
неограниченной властью монарх не мог справиться с
коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества
бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху,
несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого
эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г.
курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все
возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело,
всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной
оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная
польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке
военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность
проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о
проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть
отставание России от ведущих держав.

и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника.

Через три года, царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.

Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне.

Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата Александра I , не тяготел.

13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги.

Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.

Николай I никогда не готовился, как наследник русского престола. Он был лишь третьим ребенком Павла I. Так вышло, что у Александра I не было детей.

В таком случае престол переходил к младшему брату Александра, и старшему брату Николая - Константину. Но, Константин не горел желанием взваливать на свои плечи ответственность и становится русским императором.

Александр I хотел сделать своим наследником Николая. Это долго было тайной для русского общества. В ноябре Александр I неожиданно скончался, и на престол предстояло взойти Николаю Павловичу.

Так вышло, что в день принятия русским обществом присяги новому императору, произошло восстание декабристов . Благо, что кончилось все хорошо. Восстание было подавленно, а Николай I стал императором. После трагических событий на Сенатской площади он воскликнул - «Я Император, но какой ценой».

Политика Николая I имела ярко вороженные консервативные черты. Нередко историки обвиняют Николая I в излишнем консерватизме и строгости. Но как по-другому мог вести себя император, после восстания декабристов? Именно это событие во много задало курс внутренней политики во время его царствования.

Внутренняя политика

Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.

В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.

Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Министром финансов Канкриным была проведена прогрессивная денежная реформа, которая привела в чувство экономику страны.

Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат.

Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.

Внешняя политика

Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.

Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.

Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.

Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова . Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения , в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.

Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Итоги

Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.

В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей