Нисский, георгий григорьевич - биография. Георгий Нисский: биография Сложно ли организовать такую масштабную выставку

Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) - прославленный советский живописец, график, Действительный член АХ СССР, Народный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, иллюстратор, художник в «Окнах ТАСС». Георгий Нисский - яркая личность и неутомимый искатель нового. Об этом говорят не только глубокие картины, но и жизненный путь этого человека.

14 сентября в Институте русского реалистического искусства открывается самая большая выставка, посвященная творчеству художника «Нисский. Горизонт». ИРРИ - уникальный по своей открытости людям музей, на наши вопросы отвечала его арт-директор и куратор выставки Надежда Степанова.

Институт русского реалистического искусства, фото apelsinka.pro

Арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова

Почему вы решили сделать персональную выставку именно Георгия Нисского?

Во-первых, её ещё не было в наше время, в современной России, а художник довольно неординарный и для нас знаковый. Самая дорогая картина в собрании ИРРИ - это его работа «Над снегами», купленная на аукционе Sotheby’s в 2014 году.

«Над снегами»

Во-вторых, это наша персональная любовь, потому что это не только прекрасная живопись, но и очень интересный человек. Готовясь к выставке, мы читали архивы, брали интервью у тех, кто был знаком с Нисским лично. Стало понятно, что он был удивительным человеком, совершенно бесшабашным. Например, во время учебы, помимо занятий у таких мэтров, как Роберт Фальк и Александр Древин, он любил походить на руках по парапету во ВХУТЕМАСе, поиграть в волейбол. На этюдах в Новороссийске и других морских городах знакомился с моряками, просился к ним на борт, много путешествовал, занимался яхтингом и даже выиграл несколько регат.

Фото удостоверение яхтсмена

Грамота Георгия Нисского, выданная за первое место в парусных соревнованиях

Он был один из немногих, кто умел водить автомобиль, что несомненно давало ему огромный простор для творчества. Он гонял по Подмосковью, по небольшим городам недалеко от Москвы, всё зарисовывал и возвращался в мастерскую писать великолепные пейзажи. Личность, безусловно, интересная. Он, на самом деле, мало, на кого похож. Мы искали, на кого он ориентировался, но Нисский - самобытный художник, его ни с кем не спутаешь. Кроме того в 2018 году исполняется 115 лет со дня рождения художника. Так получилось, что всё совпало. Вообще, мы любим персональные выставки, потому что для нас это ещё один повод исследовать коллекцию и собрать материалы по тем художникам, которые представлены в нашем музее.

Почему вы выбрали такое название выставки «Нисский. Горизонт»?

Конечно, это игра слов. На всех картинах горизонт очень важен для художника. Он его специально делал либо низким, либо, в редких случаях, очень высоким, таким образом, создавая определенную геометрию композиции. Художник гениально работал с пространством: как только появлялись прописанные фигуры, деревья и другие детали, картина теряла свою прелесть. Видно, что он тщательно «вычищал» свои работы. Недавно мы сделали рентген и 3D сканирование картины «В пути» и увидели, как Нисский работал с композицией: перемещал диск солнца, закрашивал циферблат, сокращал количество фигур людей на мосту, перемещал их. Интересно наблюдать, как мастер удалял «лишнее». Процесс исследований будет представлен на выставке.

Всё это можно будет увидеть и в каталоге, который выйдет в октябре и будет наиболее полным изданием картин Г. Нисского, как из частных коллекций, так и из государственных музеев.

Мы не любим фантазировать на тему «что хотел сказать художник». Мы берем его воспоминания, материалы его исследователей и делаем выводы.

Сложно ли организовать такую масштабную выставку?

На выставке будет представлены работы из 25 музеев, более 100 источников изображений в каталоге. Это довольно сложно, тем более что в подготовке выставки задействовано не так много людей, в музее небольшой штат. А ещё мы сами устроили себе испытание - над выставкой мы работаем меньше года. Также мы столкнулись с проблемой: многие региональные музеи, видя, что Третьяковская галерея, Русский музей, ИРРИ и другие крупные музеи активно представляют советское искусство, пополнили свои постоянные экспозиции работами Георгия Нисского, и, конечно же, они не стремятся их сразу снять и передать на время нам.

В процессе подготовки мы выяснили, что Нисский абсолютно музейный художник. Как только он что-то писал, работы сразу попадали в музеи от Архангельска, Нижнего Тагила до Сочи. Именно поэтому выставка сложная, дорогая и по логистике, и по страховке. Непросто оформить документацию: от каждого регионального музея нужно получить разрешение местного Министерства культуры и хранителя, согласовать всё с их выставочными отделами. Несколько работ из-за этого к нам не попадают. Например, позже приедет работа «Подмосковье. Февраль» (Третьяковская галерея), она задерживается на выставке в Казани. Также не попадает к нам картина «Октябрь. Семафоры», потому что она сейчас находится в «Зарядье», две большие работы по техническим причинам не смогли привезти из Сочи и из Архангельска. Но все картины будут включены в каталог.

«Подмосковье. Февраль»


«Октябрь. Семафоры»

Всего на выставке будет более 60 работ: картины Нисского, его вдохновителей и последователей.

На выставке будут не только картины Нисского? Расскажите, что ещё увидят посетители?

Огромное количество документов. Будет целая комната с условным таймлайном. У Нисского была очень интересная жизнь. Он родился в семье фельдшера на железнодорожной станции в белорусском местечке Новобелица недалеко от Гомеля, потом переехал в Москву и учился у известных мастеров, дружил с Александром Дейнекой. Его работа «Октябрь. Семафоры» понравилась французскому художнику Альберу Марке. Когда он похвалил картину, коллеги Нисского придумали шутку, что у Марке вкус «нисский».

Будет представлен бюст художника, шаржи на самого себя и иллюстрации для книг (из Литературного музея), мы нашли несколько экземпляров книг с этими иллюстрациями - Джек Лондон, Агния Барто. Ещё буду различные документы: письма, телеграммы, большое количество очень забавных фотографий: путешествия на машине с собакой Редькой, лыжные прогулки, участие в регатах.

Там же мы представим модель автомобиля Нисского, а на открытие выставки постараемся поставить у входа именно такой же автомобиль.

Выставочное пространство оформляет наше любимое бюро «Проект Одиннадцать», за графику и каталог отвечают Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева, дизайнеры с мировым именем. Это будет дико красиво, мне кажется.

Кто, по-вашему, в большей мере повлиял на стиль живописи художника?

Мы не любим фантазировать на тему «что хотел сказать художник». Мы берем его воспоминания, материалы его исследователей и делаем выводы. Нисский не скрывал, что его любимые русские художники - это Аркадий Рылов, Архип Куинджи и Александр Дейнека, с которыми они познакомились в юности, дружили и влияли друг на друга. Мы показываем картины Альбера Марке, Аркадия Рылова, Николая Рериха и Александра Дейнеки рядом с работами Георгия Нисског. Нисский также писал, что ему очень нравится Исаак Левитан, но он не представлял себе, как можно писать в его дни, как Левитан, то есть вообразить, что на одном из пейзажей знаменитого передвижника может появиться самолёт.

Работая с архивами, нашли интересную мысль художника о том, что для современных художников нет выставочных пространств. И если бы у художников были бы, условно, свои Лужники, как у спортсменов, возможно, они бы иначе мыслили и развивались.

Мы искали, на кого он ориентировался, но Нисский - самобытный художник, его ни с кем не спутаешь.

Является ли стиль Нисского уникальным? Менялся ли стиль художника со временем?

Я считаю, да. Мы искали похожих художников, но не нашли. Стиль, конечно же, менялся. Первое время, Нисский находился под мощным влиянием объединения ОСТ, куда входили его друзья Александр Дейнека, Сергей Лучишкин, Константин Вялов. Это влияние очевидно в его дипломной работе «Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году».

«Интернационал на «Жиль-Барте». Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году»

Потом у него был период увлечения морем, и это уже совершенно другие краски и другая манера.

Следующий этап - это увлечение индустриальным пейзажем.

Стиль менялся, но оставался узнаваемым. Исследователи пишут, и сам Георгий Нисский признавал, что ему не удавалось изображать людей. При этом мы показываем студенческие рисунки и книжную графику - там всё с людьми нормально. На картинах большого формата художник стремился к минимализму.

Какие основные темы живописи Нисского вы могли бы выделить?

Все работы Нисского коррелируются с нашей недавней выставкой «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», потому что мы, действительно, условно можем разделить творчество художника на темы. Это морские пейзажи - Нисский был замечательным маринистом. Железнодорожная тема - художник даже писал в своих воспоминаниях о неизгладимом впечатлении, которое на него произвели в детстве виды железнодорожных путей на станции, около которой он родился и вырос. Он всё время рисовал рельсы и шпалы - как в тетрадках, так и в своих зрелых картинах. К тому же он был очень современным человеком, восхищался техническим прогрессом, много путешествовал на самолёте и водил автомобиль. Это тоже отразилось в его творчестве. Ещё одна важная тема - пейзажи, изображение российской природы, но с элементами современной жизни: кораблями, автомобилями и самолётами.

Можно ли назвать лирического героя картин Нисского бунтарём, «героем своего времени» или «певцом индустриализации и социалистической стройки»?

Социалистическую стройку Нисский не отобразил на своих картинах. И как такового лирического героя на картинах нет, но сам художник любил прогресс, стремился всё осовременивать, поэтому по сути был «героем своего времени».

Могли бы вы назвать знаковые, самые важные картины Нисского?

Для нас самые знаковые картины - это, конечно же, «Над снегами» и «В пути» из нашего собрания. Работа «Набережная», эту картину мы выставляем вместе с работой Марке. Важны ранние работы - графика с железнодорожными путями. Нельзя не упомянуть картину, которая приедет из Третьяковской галереи, «Февраль», совершенно необыкновенная по свету и цвету. И, основываясь на воспоминаниях современников и исследователей, мы собрали по разным городам его триптих «Аэродром», «Коломенское» и «Подмосковная ночь».

«Аэродром»

«Коломенское» и «Подмосковная ночь»

Мы выяснили, что эти три работы выставлялись на одной из экспозиций в 1960-е годы как триптих. Воля художника показывать эти картины именно так. Важными мы также считаем картины «У могилы друга» (из Третьяковской галереи) и «Колхоз «Загорье» (из Русского музея).

«У могилы друга»

«Колхоз Загорье»

Является ли, на ваш взгляд, творчество Нисского актуальным в наши дни? Для кого?

Мне кажется, да. Судить можно даже по сувенирной продукции, которую мы выпускаем. Дождевики, свитшоты, открытки с принтами работ Нисского «Прыжок с парашютом» и «Над снегами» были распроданы очень быстро, можно сделать вывод, что людям нравится. Работы Нисского очень хотели видеть наши римские коллеги, потому что все картины выглядят очень современно. Мы давно работаем и дружим с художником Павлом Отдельновым, которому очень нравится творчество Нисского. Их работы, на первый взгляд не похожи, но если посмотреть внимательно, прочитать комментарии, влияние очевидно. Так же мы показываем работы Таира Салахова, признававшего влияние Нисского. Стиль Салахова называют «суровым стилем», прародителями которого считались художники объединения «ОСТ» и Нисский.

Мы знаем, что в ИРРИ проводится много образовательным программ для детей от 4-5 лет до 18 и старше. Планируются ли экскурсионные программы для самых маленьких на это выставке?

Конечно, каждая наша образовательная программа сопряжена с нашими временными выставками. Обязательно будет серия «Арт-ланчей», на которых мы рассказываем о каком-либо экспонате - это пятнадцатиминутные еженедельные бесплатные лекции по средам, своеобразные «культурные инъекции», как мы их называем. С октября начнется новая образовательная программа «Умные четверги» - с 19:00 до 21:00 пройдут открытые лекции, посвященные, в том числе, и этой выставке. Детские программы по субботам для разных возрастов всегда начинаются с посещения выставки, поиска вдохновения, а потом малыши переходят к самостоятельному творчеству.

Обязательно будет аудиогид и квест (как детские, так и взрослые группы), для тех, кто не любит классические экскурсии.

После такого увлекательно и подробного рассказа, невозможно не посетить Институт русского реалистического искусства и особенно предстоящую выставку. Мы уже планируем свой сентябрь! А вы?

Часть пятая, последняя... В 60-х годах Георгий Григорьевич совершенно отошел от соединения в одном полотне различных жанров и работал только в пейзаже. Но в его пейзаже больше чувствуется технически четкое мышление времени, чем в полотнах с нарочито «индустриальными» мотивами. «Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве»

Он был художник ищущий. Построенность последних его работ совершенно нерушима, не терпит ни малейших перемещений. Но при всем внешнем рационализме, прямо-таки математической четкости, она никогда не кажется холодным, рассчитанным расположением предметов и пятен на поверхности листа или холста.

Взято у kykolnik

http://kykolnik.livejournal.com/977731.html

Цыплаков Виктор Григорьевич (Россия, 1915-1986) «Портрет Георгия Нисского»

А. Дейнека в предисловии к альбому картин Нисского написал: «Его работы - не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень. Именно потому, что в основе работ Нисского всегда лежит широкая обобщенная мысль, они звучат эпически»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Аэродром»

Сани, одинокий пешеход - малозаметные детали знаменитейшей картины. Угадали какой?

Зимняя равнина. Высокие полуголые сосны воткнуты в широкое и высокое небо. Но, вопреки этому извечному молчанию природы, не тронутой человеком, стремительно прочерчивает сумрачное темное небо красный самолет. Две силы противостоят друг другу, однако сравнительно небольшое, но всепобеждающее в своей стремительности создание рук человеческих одолевает спокойно-самоуверенную стихийную силу природы.


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Над снегами»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Предгорье»

Одна репродукция широко растиражирована, другая - из журнала.
Какая из них ближе к оригиналу так и не нашла, потому обе:


1963



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «У могилы друга»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Уссурийский залив»



1960

«Где-то шел бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише» Георгий Нисский


1960 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1961 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подмосковная ночь»


1965 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Зимний вечер»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер»

Владимир Воробьев в одном из своих эссе вспоминает о том, что у Нисского была интересная собачонка по кличке Редька, не знаю, какой породы, небольшая, лохматая и очень сообразительная. Она была похожа на Белого Бима Черное ухо с «прической» «Я тебя вижу, ты меня - нет», рябого грязно-белого цвета, точь-в-точь только что выдернутая из земли редька. Дружелюбная и любопытная, она, однако, слушалась только Жору. Они с ним вытворяли разные фокусы к радости ребятишек, которые собирались в гавани. С помощью одного трюка Жора выиграл бессчетное количество бутылок. Он заключался в том, что Жора предлагал спор, что Редька провисит на ветке дерева, держась за нее зубами, заданное время, например, час. При этом разрешалось всячески воздействовать на Редьку, чтобы она отцепилась, но без приложения рук и предметов. По команде или с помощью Жоры Редька цеплялась за ветку и начинала висеть. Что с ней только ни делали: и звали, и гнали, и дразнили колбасой - ничто не помогало. В исключительных случаях она только, не разжимая зубов, рычала на раздражителя. И только по команде Жоры отпускала ветку. Этот аттракцион очень нравился детям. Потом у Редьки появилась дочка Чука, ровного буро-коричневого цвета. И аттракцион был усложнен: Редька цеплялась за ветку, а Чука за редькин хвост. Вход в метро с собаками, не то, что сейчас, был строго запрещен. Но Жора на метро с Редькой ездил. У него был небольшой чемоданчик с дырочками для воздуха. Жора клал его на землю и говорил: «Редечка, мы едем на метро». И она там тут же уютно устраивалась.

Однажды вместе со Зворыкиным я побывал на его выставке на Кузнецком Мосту и там стал свидетелем фантастического зрелища. У Нисского было заготовлены акварельные картинки величиной в почтовую открытку. Возможно, их написали его ученики. Они изображали морской пейзаж с берегом и кустами на переднем плане. Нисский раздавал их знакомым как автографы, но перед этим делал несколько мазков черной кистью, то ли гуашью, то ли тушью: подъярчал прутики кустов и камешки на переднем плане, ставил птичек над водой. И на ваших глазах происходило чудо: пейзаж приобретал объемность, уходил вдаль.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В пути»



1963 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер. Подмосковье»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Причал»



1966 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Набережная»


1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Яхты у берега»


1964 (?) Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»



1960-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Натюрморт с вятской игрушкой»

Нисский был влюблен в русскую старину. Он побывал в Ростове, Владимире, Новгороде, Пскове. Однажды с Михаилом Петровичем Кончаловским Нисский приехал на этюды в Суздаль. Кончаловский тут же сел писать, а Георгий Григорьевич по привычке пошел бродить.

На склоне одного из окрестных холмов развалился на траве парень в начищенных сапогах и розовой шелковой рубашке, он бросил наземь велосипед и положил на раму вихрастую русую голову. Рядом с ним смиренно сидела девушка в белом платье. Козы у подножия холма обнюхивали кем-то оставленный мотороллер. В небе, как будто мелом, реактивный самолет вычерчивал сложную параболу. Жизнь шла своим чередом.

Когда Нисский в мастерской в Москве пробовал все это писать, получалось что-то не то. Детали мешали воспринимать целое.

И вот тогда случилось чудо. Сперва из пейзажа Суздаля улетел самолет и забрал с собой белый след, потом за ним уехал с холста мотороллер, а последним нехотя ушел красавец парень, уводя с собой велосипед и девушку. Остались только козы, да молодые женщины, да холмы. А в конце еще появилась на дневном небе луна.



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Суздаль»



1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На лодке. Вечер»


1964 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Покров на Нерли»

Владимир Воробьев : «Однажды с Нисским произошла история, которая повлияла на него так сильно, что у него полностью изменился творческий стиль. 22 декабря 1959 года художник Кокорекин (1906-1959) привез из Индии в Москву чуму. Заболеваний было немного, но шум был большой. Кокорекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокорекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему «Москвичу». Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорившись увидеться вечером. Днем Кокорекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Несколько человек все же заразилось. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. Некоторое время он, говорят, даже очень попивал, а когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического...»


Чебаков Никита Никанорович (Россия, 1916-1968) «Портрет художника Георгия Григорьевича Нисского» 1962

В конце жизни Георгий Георгиевич долго и тяжело болел. Семьи у него не было, и последние годы он провел
в доме престарелых. Скончался живописец 18 июня 1987 года; похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Наследников у Георгия Григорьевича не было. Значительная часть его работ исчезла, и судьба их ныне неизвестна...

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.




1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»


1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»
Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.



после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.



1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.




1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»


1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога - бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали - пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»

Биография

Выдающийся советский живописец, график, монументалист, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Народный художник РСФСР (1965).

Георгий Григорьевич Нисский родился в семье станционного фельдшера, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля в Белоруссии. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, учился у А. Я. Быховского. Студийцы с рвением и энтузиазмом молодости рисовали плакаты, писали портреты, создавали панно, выполняли эскизы украшения площадей в дни революционных праздников.

В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). В 1923 году перешёл на отделение живописи, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин. Параллельно с учёбой работал иллюстратором и в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ и прежде всего, творчества своего старшего коллеги - Александра Дейнеки, а также французского художника - Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей.

В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. Море сразу покорило молодого художника грандиозностью и романтикой, он встретился с ним в Новороссийске во время шторма. С тех пор и на всю жизнь Нисский связал свою художественную с морем, оно стало героем многих его картин. Из поездки Нисский привез около двадцати небольших, написанных по впечатлению акварелей и гуашей, которые впервые показал публично на выставке общества «Группа 13». Ни чего кроме молодости, не объединяло Георгия Нисского с этим обществом, творческие установки которого были неясными, а художественная жизнь - скоротечной.

В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на «Жиль-Барте»». Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ), посвящённая черноморскому мятежу. После окончания ВХУТЕМАС работал в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), оформлял стенгазеты, боевые листки, выполнял плакаты и монументальные панно (1930-1931).

В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Ф. С. Богородским и Г. Г. Ряжским, ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на военных быстроходных катерах и на подводной лодке. Весной 1937 года совершил поездку на Тихий океан, результатом которой появились такие произведения художника как «Подводная лодка», «Задержание японской шхуны», «Улов на Дальнем Востоке».

В 1938 году участвовал в самой крупной художественной выставке посвящённой Вооруженным Силам - «20 лет РККА и Военно-Морского Флота» картинами «Задержание японской шхуны», «Черноморский флот на маневрах», «Подводная лодка». Его имя упоминается во всех многочисленных критических статьях, посвященных выставке центральной и периферийной прессой.

Участвовал в масштабной тематической выставке «Индустрия социализма», на ней было представлено более тысячи произведений. Они занимали семнадцать залов, группируясь по тематическому признаку. В четвёртом и пятом залах, объединенных темой «Индустрия крепит оборону СССР», висели картины Нисского «Спуск корабля» и «На Дальнем Востоке». Первая картина, пользовалась особой популярностью у посетителей, все, кто писал о этой картине, отмечали смелость и оригинальность её композиционного решения. Нисский трактует это значительное событие как народный праздник - этому отвечает яркий колорит картины, передающий и летнюю синеву моря, и прозрачную синь неба, оттененную розовеющими облаками, и нарядность флагов расцвечивания, которыми набраны слова «Красный флот на удар ответим ударом».

В 1940 - вместе с художником Фёдором Решетниковым, Нисский совершил поездку на Балтийское море. Совершил неоднократные поездки на Баренцево море, где художника застала Великая Отечественная война (1940-1941).

В предвоенные годы Г. Нисский уделял внимание и плакату, создал листы посвящённые обороне СССР: «И если враг с ухваткой вора. Зайдет в советские моря. К орудьям встанут комендоры. Ударят с грохотом линкоры. Подняв литые якоря» (1940).

Во время войны Нисский оставался в Москве. Работал в мастерской оборонного плаката Окна ТАСС; остался верен себе - выполнял плакаты, как правило, на морскую тему: №588 «Во славу Октября!» (1942). В феврале 1942 года вместе со своим другом Дейнекой, Нисский ездил в действующую армию, в район Юхнова. Художник вел фронтовой дневник и много рисовал.

Война вызвала огромный подъём советского искусства. Перед художниками встали благороднейшие задачи: укреплять патриотизм людей, поддерживать их волю к борьбе с захватчиками. Осуществить это можно было в произведениях, захватывающих зрителя глубиной и непосредственностью чувства, убедительностью формы, способных повести за собой.

Именно такие задачи Нисский решал в своём творчестве. Свою веру и волю в победе сумел отлить в чеканные формы таких картин, как «Севастополь», «Бой в Ирбенском проливе» (1942), «Над Баренцовым морем» (1942), «Потопление фашистского транспорта» (1942); свою безграничную любовь к Родине выразить в великолепных пейзажах: «Клязьминское водохранилище», «Мост на канале», «После дождя», «Канал Москва - Волга», «Ночь на канале» и другие, продолжая в суровые военные годы развивать жизнеутверждающую тему красоты и величия родной природы.

Одно из лучших произведений художника этих лет - картина «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе». Она написана вскоре после великого сражения за Москву зимой 1942 года и была экспонирована на выставке «Великая Отечественная война» в 1943 году.

Той же задаче посвящает художник графические работы, к которым он вновь обращается в годы войны. Нисский создаёт отдельные листы «Партизаны в засаде», «Перед боевым вылетом» и циклы рисунков на темы - «Защита Одессы», «Военная Москва», «Защита Севастополя». Один из лучших графических листов художника «Зенитная батарея у «Динамо»» из цикла «Военная Москва» даёт полное представление об особенностях его графики этих лет.

В 1940-1950-е годы Георгий Нисский много работал и создал, пожалуй, лучшие свои картины - полные энергии, света и воздуха. Именно он и Дейнека стали предвестниками сурового стиля. Его сдержанные по цвету, композиционно и тонально выверенные работы являются одними из лучших реалистических произведений искусства этих лет, в СССР.

В 1951 году, за картины «У берегов Дальнего Востока», «Пейзаж с маяком», «Порт Одесса» (все - 1950), художнику присудили Государственную премию. Летом 1953 года совершил путешествие на яхте по Волге, в результате была написана серия лирических волжских пейзажей: «Витенево», «Волга. Вечер», «Волга. Юрьевец», ««Кайра». Дождь прошел», «Мышкин», «На Волге, «Пестово».

Помимо живописи, Нисский много занимался оформлением и иллюстрированием книг, и здесь тоже остаётся верен морской теме, иллюстрирует книги: П. Гаврилова - «По четырем океанам», Бориса Шатилова - «Нур-Эддин и его учителя», К. М. Станюковича - «Человек за бортом», Джека Лондона - «Матрос первой статьи», С. Т. Григорьева - «С мешком за смертью» (все - 1930); А. С. Новикова-Прибоя - «Между жизнью и смертью» (1930), «Цусима» (1934-1935); «Рассказы о победах» (1932), И. Рахилло - «Крылья мечты» (1933), Л. Соболева - «Капитальный ремонт» (1937), «Морская душа» (1943).

Художник участвовал во всех крупнейших всесоюзных и всероссийских художественных выставках (1932-1966). В 1937 году Нисскому была присуждена бронзовая медаль за картину «Встреча» на всемирной парижской выставке. В 1950 году в зале Московского товарищества художников состоялась первая персональная выставка Нисского. В 1960 - в выставочном зале Союза художников СССР состоялась выставка гуашей мастера. В 1961 - открылась персональная выставка гуашей Нисского в залах АХ СССР. В 1963 - персональная выставка к шестидесятилетию со дня рождения художника в залах Академии художеств СССР. В 1966 открылась персональная выставка акварелей и гуашей Г. Нисского в Нижнем Новгороде (Горьком).

После войны Нисский жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка, его мастерская находилась рядом с мастерскими своих друзей юности - Андрея Гончарова и Константина Вялова . С молодости Георгий Нисский свободное от живописи время отдавал спорту - играл в волейбол, профессионально занимался яхтным спортом, дважды завоёвывал звание чемпиона Москвы по этому виду спорта. По воспоминаниям современников, Георгий Григорьевич имел много друзей и поклонников своего таланта. К сожалению, не всегда мог отказаться от многочисленных предложений посидеть в теплой компании, и тем самым пристрастился к выпивке. Художник не имел семьи, последние двадцать лет тяжело болел и почти не работал, умер в доме престарелых.

Творчество Георгия Нисского - значительное явление в истории советского искусства, ему присущи оптимизм, ясность чувств и мыслей, чуткость ко всему новому в природе и жизни. Своеобразие Нисского заключается не в каком-то «особом» художественном видении, а в умении художника простотой и завершенностью живописных приёмов придать своему личному восприятию природы общедоступность, художественную убедительность.

Всё, над чем всю жизнь трудился мастер, проникнуто острым ощущением современности. Своей основной задачей он считал отражение в искусстве духа эпохи, тех настроений, которые волнуют современного человека. Это одна из привлекательнейших черт живописи художника Нисского.

Произведения Г. Г. Нисского находятся в самых крупных российских и зарубежных музейных собраниях: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный Русский музей (ГРМ), Астраханская картинная галерея Б. М. Кустодиева, Бурятский музей изобразительных искусств, Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева, Волгоградский художественный музей изобразительных искусств, Воронежский музей изобразительных искусств, Воронежский областной краеведческий музей, Институт русского реалистического искусства (ИРРИ), Музей Вооруженных сил РФ, Иркутский областной музей, Кабардино-Балкарский художественный музей, Калужский областной художественный музей, Картинная галерея Екатеринбурга, Кемеровский областной художественный музей, Кировский областной музей, Курская картинная галерея, Музей пограничных войск, Нижегородский государственный художественный музей, Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник, Пермский художественный музей, Ростовский областной художественный музей, Рязанский областной музей, Севастопольская картинная галерея, Тверская картинная галерея, Тульский художественный музей, Хабаровский Дальневосточный музей, Чувашская республиканская картинная галерея, Центральный музей Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, Ярославский художественный музей, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Национальный художественный музей Белоруссии, Казахская государственная художественная галерея, Киевский музей русского искусства, Туркменский государственный музей, Государственный музей Киргизии, Государственный музей искусств Узбекистана, Каунасский художественный музей, Таллиннский государственный художественный музей, Львовская картинная галерея, Художественный музей Вильнюса.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

... Узловую окружал сосновый бор и заросшие лозой болота. По горячим от солнца рельсам, по пыльным путям узловой станции Новобелицы носится ватага босых шумных мальчишек. Один из них, русый, весь в веснушках, Жорка Нисский, сын станционного фельдшера, живет в маленьком домике, всего в ста метрах от железной дороги. В этом домике он родился, рос, и здесь под неуемный грохот и разноголосые крики поездов протекало его детство. Весь мир принадлежал ему - и звонкие лесные ручьи, и ленивая река Сож, и даже таинственное озеро, по которому ходили плоты, - все было в его владениях. Но самым дорогим в его мальчишечьем царстве была железная дорога с паровозами, водокачкой, семафорами.

Жорка ни минуты не сидел дома. Спозаранку убегал в лес, купался с ребятами в речке, потом спешил обратно, на станцию, чтобы успеть забраться на «кукушку» к знакомому машинисту, и под завистливые взоры друзей дать гудок и, замирая от счастья. Вот бы укатить из Новобелиц далеко-далеко... Приходил домой поздно, весь перемазанный мазутом, часто со сбитыми руками, в синяках. И тогда отец молча брал мокрое полотенце, и выдавал ежедневную порцию воспитания.

Каждое утро Жора он надевал красивую фуражку с двумя скрещенными лавровыми ветками и буквами «Г.Г.» - Гомельская гимназия, брал ранец и, благословляемый сияющей матерью, шёл в школу. Пройдя двадцать шагов до изгороди нырял в кусты, и мгновение спустя, перемахнув через забор, оказывался на чердаке родного дома, где его ждали холст, «кисти и купленные на сэкономленные от завтраков деньги краски фирмы «Гюнтер и Вагнер».

Жорка любил рисовать паровозы. Все было хорошо, пока дело не доходило до колес - тут шло криво, косо, и поезда упрямо стояли на месте. Юный художник частенько ревел от досады. Однажды он взял подсвечник с круглой подставкой, обвел ее карандашом, и поезд сразу покатил быстрее ветра. Местный живописец Зорин, однажды увидевший его рисунки, посоветовал продолжить занятия живописью. Вняв совету, Нисский поступил в местную студию.

В 1921 году Георгий Нисский поступил во Вхутемас.

Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства.




1920 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Детский сад» эскиз



1920-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Женщина Востока»



1925 среди студентов Основного отделения Вхутемаса


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Батуми»


1929 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Пейзаж с парусником»

Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались легкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы. В этой сборной команде одним из лучших был Георгий Нисский. Он недаром с детства слыл озорным и бесстрашным. Кто, как не он, бегал по парапету здания Вхутемаса на высоте восьмого этажа, пугая насмерть старушек, стоящих в очереди в Сандуновские бани. Кто, как не он, первым решил прыгнуть с самолета на парашюте и, когда друзья встретили его как героя, заявил, что «это все чепуха»...



1925 На крыше


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Прыжок с парашютом»


1927 В физкультурном зале на Рождественке

Желание быть первым, познавать новое, дерзать - во всем этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодежью Вхутемаса, а она его боготворила.

Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея, безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал. Когда все рассаживались где могли, Маяковский улыбаясь говорил: «Ну что ж, можно начинать - Вхутемас пришел». Это была в искусстве пора бури и натиска, пора романтическая, давшая много славных имен...

Год 1930-й. Нисский заканчивает институт. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе».




1930 На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Восстание французских моряков в Одессе. (Восстание на "Жюле Барте")»

...Высокое осеннее небо с легкими перистыми облачками обещает перемену погоды. Но сегодня светит солнце, оно озаряет темную от угля и мазута землю, перечерченную рельсами железной дороги. Черным жуком не спеша ползет по путям паровоз, белым частоколом стоят перед ним семафоры с красными руками. Вот один из них будто нехотя поднял руку - путь свободен. Прохладно. Степной ветер срывает дым с трубы паровоза, поет в стальных проводах телеграфа, ерошит перышки стайки воробьев, зябко прижавшихся друг к другу.

«Осень». На редкость простой мотив, скупой, не богатый живописными аксессуарами, но почему он так волнует? Почему, несмотря на отсутствие традиционных примет золотой осени, вас невольно охватывает очарование? Казалось, как может типичный по атрибутам индустриальный пейзаж (паровоз, семафоры, телеграфные провода) быть глубоко интимным? В чем секрет его обаяния?

Нисский - поэт. Его видение мира глубоко лирично. Взволнованно, прочувствованно, он по-особому, по-своему воспринимает жизнь во всех ее проявлениях. И в громаде событий, и в самых мелких штрихах будней художник осмысливает все остро и точно. Он очень мало пишет с натуры, но зато много видит. Живописец ежедневно, ежеминутно снова открывает мир, мир своей мечты.

Новобелицы. Погожие дни лета 1932 года. Мастер приезжает погостить к родителям, отдохнуть, пописать. Он встает рано утром. Только взошло солнышко, и заискрился, засверкал сад, покрытый росой. Поют птицы, кругом благодать неописуемая. Он уходит в дальний глухой, «нестеровский» бор послушать шум сосен и голоса птиц, потом бредет к речке и долго-долго глядит, как ветер высоко в небе гоняет стаи облаков. Он встречает школьных товарищей, снова ездит на маневровой «кукушке» и снова приходит домой поздно вечером, весь перемазанный, усталый и счастливый. Вскоре Нисский обретает то состояние душевной наполненности, которое так необходимо для творчества поэтам и художникам.

Пейзаж «Осень» он написал дома, сидя на завалинке, по впечатлению, без этюдов. Отец любил сидеть поблизости, молча поглядывая на работу сына. На ко­ленях у него всегда укладывалась старая кошка Машка.

Так родился этот маленький шедевр:




1932-1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Семафоры. Осень»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На путях. Май»



1933 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Бобрики »
с 1961 года город носит название Новомосковск



1935 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железная дорога»



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Железнодорожные пути»

В середине тридцатых годов Нисского увлекает тема моря. Он пишет ряд картин, создавших ему известность. Но он ни на один час не бросает поисков. В его мастерской рождаются десятки маленьких эскизов, носящих в себе планы новых картин, новых решений.
Текст из книги Долгополов И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» Москва: Воениздат, 1981



1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На рейде»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской вид. Севастополь. Артиллерийская бухта»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Маневры Черноморского флота»



1936 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Балаклава. На берегу»


1930


1930 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Мы моряки»



1932 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Магнолия»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На палубе»



1934 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолеты в горах»



1937 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Дальнем Востоке. Аэродром»


1930-е Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) обложка журнала


1939 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Самолёт "Москва"»