Нужно ли быть патриотом. Что значит быть патриотом. и общеобразовательных дисциплин

Патриотизм - это чёткое, ясное, хорошо аргуменированное
объяснение того, почему мы должны жить хуже других.
Михаил Жванецкий

Должен ли человек быть патриотом своей страны? Несомненно, да. Но если мы сформулируем вопрос немного иначе: «Должен ли гражданин быть патриотом своего государства?», то тут уже всё не так однозначно. Ведь понятия страна, отчизна, родина с одной стороны и государство с другой – не тождественно равные. Первые ассоциируются с местом проживания, кругом родных и близких людей, за которых человек несёт ответственность. Второе – это скорее власть, правители, которых мы или выбираем, или они заставляют себе подчиняться. Можно искренне любить страну и бороться с государством. Здесь нет никакого противоречия. Значит, патриотом может называться человек, который любит свою страну, трудится на её благо, но противостоит государству и действиям властей. Тогда сам собой возникает вопрос: А так ли необходимо нам, людям, государство?

Государственником можно быть, когда государство заботится о своих гражданах. Но если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жильё и коммунальные услуги оплачивать полностью по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен ещё платить налоги и содержать безумную армию чиновников?
Жорес Алфёров , академик РАН, нобелевский лауреат в области физики.


Если вспомнить наше недалёкое прошлое, то можно найти немало примеров, когда государство уничтожало собственных граждан, принося их в жертву политическим интересам верховной власти. Одним из самых показательных в этом плане является период правления Иосифа Сталина, когда в угоду индустриализации страны из народа выжимали последние соки. Для того чтобы выжить, людям предлагалось работать, работать больше и работать ещё больше. В обмен на каторжный труд власть давала право гордиться могуществом своего государства. Вот только возникает вопрос: А нужно ли людям сильное государство, и какой ценой они готовы расплачиваться за это?
И тут мы снова подошли к краеугольному камню размышлений об устройстве общества: Государство для людей, или люди для государства? И хотя любой здравомыслящий человек выберет первый вариант, на практике практически всегда и везде работает как раз второй.
Возникает резонный вопрос о необходимости существования государства как такового. Так ли необходимо делегировать кому-то права по организации собственной жизни? Надо сказать, что власть понимает возможность возникновения подобных вопросов и всячески старается доказать необходимость своего существования в форме государства, и не просто государства, а сильного, с развитой системой карательных и силовых органов в виде армии и, так называемых, сил правопорядка.
Как проще всего объяснить народу о необходимости существования тоталитарного государства?

Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, гуманной солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи.
Бенито Муссолини , глава Италии в 1922 - 1943гг..


Главный козырь у всех властных режимов – «Кругом враги, и только сильное государство сможет защитить своих граждан и обеспечить их безопасность». Отчасти это так. Человеческая природа настолько несовершенна, что прожив на этой планете многие тысячи лет, человек так и не научился сосуществовать в мире со своими соседями. До сих пор души людей съедают зависть и жадность, желание заполучить чужое по быстрому, не прилагая усилий для создания тех же благ самому. И в этом причина многих наших бед.
Но говоря о вражеском окружении, власти часто, мягко говоря, лукавят. Ведь отсутствие врагов им не выгодно. Поэтому для собственного благополучия эти самые враги постоянно создаются искусственно. Разжигается межнациональная и религиозная рознь, на полную катушку включается пропаганда, настраивающая своих граждан против чужих. И ложь. Безграничная чудовищная ложь о происходящем, призванная оболванить людей, вложить в их головы нужные мысли и удержать бразды правления у власть придержащих.

Жизнь на национальной идее неизбежно приведёт сначала к ограничениям, потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения вновь какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт к фашизму.
Дмитрий Лихачёв , академик АН СССР.


Мы не будем сейчас говорить, что это государство хорошее, а то плохое. Устройство власти практически одинаково во всех странах, где у народа нет реальной возможности избирать власть и контролировать её. В большинстве случаев везде местные элиты решают - куда идти обществу, как развиваться и каким способом управлять своими гражданами. Это касается и России, и США, и стран Азии и Европы. Конечно, есть исключения. В первую очередь это маленькие государства севера Европы, где в силу компактного проживания люди научились создавать и контролировать органы местного самоуправления. Но это редкость. И возможность применения подобного в крупных государствах – под большим вопросом.
Мы просто предлагаем задуматься: Не пора ли изменить само понятие власти? Лишить государственные органы запредельных разрешительных и запретительных полномочий, оставив только функции регулирования отношений между гражданами. Сделать обязательным регулярную смену руководящих лиц, будь то местные или верховные власти.
И тогда, как само собой разумеющееся, придёт понимание того, что патриот – это не тот, кто готов порвать любого чужака или несогласного за своё государство (то есть - власть). А тот, кто просто любит свою Родину и уважает любовь жителей других государств к своей стране, не считая себя лучше их, не ставя себя выше и не навязывая другим свою точку зрения.

Мне не нравится многое в этой стране, потому что я истинный патриот.
Те кому нравится всё в этой стране, наверное, шпионы немецкие.
 , лидер группы "Ленинград".

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки

Полтинин Д., Шалатов М.:

Что значит сегодня быть патриотом?

Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». Современная жизнь отличается от предшествующих эпох бешенным ритмом, индивидуализмом, ценностью материальных благ. И в то же время и она оставляет место подвигу. Быть патриотом или нет зависит от самого человека. Героем может стать каждый, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца. Ведь большой героизм рождается из маленьких поступков. Быть патриотом, на мой взгляд, это значит «не мусорить в лесу». Не называть Российскую Федерацию «этой страной». Болеть за свою сборную на чемпионате мира. Поддерживать в конфликтных ситуациях действия наших, а не зарубежных политиков. И, конечно, воздерживаться от изощрённой ругани и кислого сарказма в адрес нашего государства. С мой точки зрения, патриотизм начинается тогда, когда ты осознаешь, что зачем-то тебе эта страна нужна, причем не в виде развалин и нищеты, а в виде места проживания (по возможности комфортного) твоих родных, родичей, знакомых, людей одной с тобой национальности, с общими историческими корнями. Когда ты осознаешь, что в этой земле лежат твои предки, которые ее обрабатывали и за которую они сражались, которая их кормила и которая их приняла. И когда ты осознаешь, что ты же хочешь лежать в этой же земле, хочешь, что бы эта земля кормила и растила твоих потомков. Не важно, как ты к этому пришел – путем логического осознания, что иначе быть не может, или исключительно эмоционально (придя в очередной раз в любимый лес за грибами и увидев на месте леса вырубку). И вот когда это чувство становится неосознанным, когда ты готов взять автомат и пойти защищать свой дом, прекрасно зная бесполезность этого шага и понимая, что шансов выжить у тебя нет – вот на этом этапе можно говорить о патриотизме.

В чем же сегодня проявляется патриотизм?

Если исходить из общепринятого, что патриотизм - это любовь к Родине, то необходимо определить, что вкладывается в понятие «Родина». Я считаю, что Родина - место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина - это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина - это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм. Вместе с тем, патриотизм - это не просто любовь к Родине. Это - готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины для себя, близких, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Своим друзьям я задал вопрос: «Что такое патриотизм и ваши герои сегодня». Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм - это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, многие сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну-две фамилии. Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев: Матросов, Паникаха, Суворов, Нахимов, Стаханов, Сахаров, Жуков, Кутузов, Ушаков и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они современные патриоты и герои? Мой список героев велик, назову только некоторых, чьи подвиги особенно мне запомнились. Безусловными героями современности являются офицеры и солдаты 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, которые 29 февраля - 1 марта 2000 года вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на высоте 776 - подполковник М. Н. Евтюхин, майор С. Г. Молодов, капитан В. В. Романов, старший лейтенант А. М. Колгатин, лейтенант А. В. Воробьёв, лейтенант Д. С. Кожемякин, рядовые Александр Супонинский, Андрей Поршнев и многие другие. Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) - советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения.

Всех участников военных действий в Чечне, ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, спасателей наводнений и многих-многих других людей, спасающих других не жалея своей собственной жизни.

Патриотизм это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим.

Леканская Д.:

Единой мерки для патриотизма нет. Для каждого – он свой. Одни говорят, что патриотизм – это значит, что нами должны править только такие же, как мы, нашей национальности (но всегда ли это наилучший вариант?). Другие считают, что должен править человек, всегда жестко отстаивающий национальные интересы (а вы уверены, что национальные, а не личные?). Лично мне более близок другой подход. Патриотизм – это когда ты не только «душой болеешь» за страну, а когда осознаешь, что со страной происходит, и действуешь пусть и в ущерб себе и нынешней ситуации/поколению, но в интересах будущих поколений. Причем «интерес будущих поколений» - это и поддержка нынешней молодежи, и забота о стариках как о носителях народных традиций, как о связи поколений, как о моральном лице общества, и забота о природных ресурсах, экономическом, научном и военном потенциале своей страны. Патриотизм не может исчисляться количеством выступлений за чтобы то ни было или громкостью крика, как и количеством возвратов «оттуда». Патриотизм может измеряться исключительно конкретными делами – сколько заводов ты построил, скольким людям дал работу, в каком объеме ты предотвратил вывоз сырьевых ресурсов (богатства поколений) из страны и какую часть из этих ресурсов (как меру предотвращения вывоза) ты превратил в высокотехнологическую продукцию с высокой добавленной стоимостью за счет технологий и труда граждан, сколько ты заплатил налогов, скольким талантливым согражданам ты помог, сколько детских домов ты поддержал и скольким сиротам ты помог найти семью, скольким подросткам ты предоставил возможность идти учиться/работать вместо «шляться по улицам» и присаживаться на наркоту, сколько сел ты спас от вымирания и вернул туда молодежь, сколько диких зверей живет в ближайшем от тебя лесу или заповеднике, как ты профинансировал национальную науку, искусство, массовый спорт, сколько улиц в твоем городе ты помог сделать чистыми, освещенными, … А любовь.… Любят улицу, а не грязь на ней, и если любят – то приложат усилия, что бы она была чистая и радовала глаз.

Мишин А.:

Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством, закрепленным веками и тысячелетиями - патриотизмом. В чём же проявляется патриотизм? Он проявляется: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа. В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни; в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим. Дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Современная жизнь с её быстротечностью заставляет нас задуматься о своём отношении к Родине – самому святому, что есть у человека. Я живу в России. История моего отечества богата примерами великих побед и славы, невзгод и страданий. Умные и мужественные люди трудились для блага и пользы моей страны. Их труд приносит славу России. Это моя Родина. Просторы её красивы и необъятны. Я горжусь своей страной, её прошлым и настоящим.

Тема урока: Что значит быть патриотом?

Цель урока:
- обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина»,
- усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство». Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
-воспитание патриотических чувств к Родине и её истории.
Задачи:
-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;
-сформировать умение работы с правовым документом; развитие навыка работы с картой, оценки и самооценки;
-повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России;
- формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку.
Плакат «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ход урока
I.Орг. момент
II.Изучение нового материала
Воспитывая патриотов, деловых людей можно быть уверенными и в развитии и в становлении нормального общества и сильной державы.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
(А.П.Чехов).
Вот почему с раннего возраста вместе с образованием в каждом человеке воспитываются трудолюбие, здоровый образ жизни, эстетические вкусы, нравственность, коммуникабельность, патриотизм и другие качества.
Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - имена таких людей живут в народной памяти веками.
- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях, связанных общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?
- Существует ли, на ваш взгляд, разница между героем и патриотом?
- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?
Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»?
Терминологическая работа
- Найдите в словаре объяснение слова «федерация».
Федерация - союзное государство, состоящее из объединившихся го-сударств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая фор¬ма государственного устройства. (запись определения в тетрадь)
Работа с картой
Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также Москва и Санкт-Петербург. Это субъ¬екты Российской Федерации.
Работа с Конституцией
Найдите в Конституции, какие субъекты входят в ее состав? (статья 65 гл.3. 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа)
- В каком субъекте РФ мы с вами живём?
Общий государственный язык, общая история, общая Родина - все это сближает народы Россий¬ской Федерации. Нет среди наро¬дов великих и малых. Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Ува¬жение к другим народам - черта патриота. Настоящий патриот ни¬когда не унизит человека другой национальности.
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в од¬ном месте). Другое название земляков - соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь меж¬ду человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, от¬чизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
- А что значит быть патриотом?
Современный словарь определя¬ет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Оте¬чество, преданный своему народу, готовый на жертвы и соверша¬ющий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два сло¬ва звучат рядом - Родина-мать.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу (запись определения в тетрадь).
Итак, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Казалось бы, как это просто. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
ПАТРИОТИЗМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, патриотический дух Русского Народа проявился уже в первые месяцы войны. Только в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К. Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек».
Советский патриотизм военного периода был в действительности неразрывно связан с интернационализмом, истинно братской дружбой народов СССР.
Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии-героических советских бойцов, командиров и политработников. То, что было достигнуто на Западном фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказали армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ.
Патриотизм и национальное единство в годы войны проявились в различных формах поддержки Армии. Были созданы фонды Красной Армии, Обороны, помощи семьям и детям фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны. На средства людей разных национальностей, внесенные в Фонд
Патриотический порыв русских людей проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни как среди военных, так и среди гражданских.
Самолет капитана Н. Ф. Гастелло 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны на дороге Радошкевичи-Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и ст. сержант А. А. Калинин) приняли решение не покидать самолет на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество военной техники.
Война давала все новые и новые примеры героического самопожертвования русских солдат. Курсант пехотного училища А. Матросов добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (Калининский фронт) прорвался к вражескому дзоту и закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Матросов спас жизнь десяткам своих товарищей, оказавшихся под прицельным огнем врага. Воспользовавшись замешательством противника, русские солдаты пошли в атаку и вытеснили оккупантов.
– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
III. Закрепление.
1.Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
2.Какой подвиг совершил рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
3.Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
4.Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве?
III.Рефлексия
На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме урока: «Что значит быть патриотом», в которой уже отсутствует вопросительный знак.
IV. Домашнее задание: подобрать пословицы о патриотизме.

Если вас спросят: "Что значит быть патриотом?", вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот - это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Повзрослев, многие из нас понимают понятие «патриотизм» несколько по-разному.

Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: "Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде".

К сожалению, многие молодые люди часто путают преданность родине с национализмом. Ведь, по сути, национализм - это деятельность определенной части людей, которые борются зачастую с несуществующими врагами. Утверждения о том, что одна национальность имеет превосходство над другой, не имеют ничего общего с понятием «патриотизм». Нацию образуют не отдельные граждане, а народы. Единство на уровне нации зиждется на солидарности как этической, так и межэтнической.

Как воспитать патриотизм?

Некоторые считают, что любовь к народу и родине - чувства инстинктивные. Другие - что врожденного чувства патриотизма не бывает как такового, его лишь можно развить в человеке. Как всегда, истина где-то посередине. Каждый человек не рождается «чистым листом», который только бери и заполняй. В советское время детям еще с пеленок навязывали чувство патриотизма. Любовь к родине в то время считалась важнее, чем любовь к родителям, жене и детям. Пропаганду патриотического духа можно было встретить везде: в кино, на работе и даже на улицах. А все ли, рожденные в Советском Союзе, являлись патриотами? Внешне люди старались походить на преданных граждан страны, а вот патриотами в душе были единицы.

Еще более печальный пример - нацистская Германия. В то время в ней вместо граждан, свято преданных государству, присутствовала лишь податливая биомасса.

Так может, дело именно в том, что чувство полного единства с родиной невозможно навязать? можно пробудить, но никак не создать искусственным путем. Что значит быть патриотом, каждый решает для себя сам. Приходят к этому люди тоже по-разному: одни через искусство, другие - через религию, третьи - через историю, четвертые - после службы в армии. В общем, сколько людей - столько и способов.

Конечно же, ребенка необходимо приобщать к ознакомлению с историей, литературой и культурой его государства. Только так он может определить, что значит быть патриотом именно для него. Потому что большинство людей слово «патриотизм» определяют неоднозначно. Самые популярные ответы граждан такие:

Любовь к родине;

Защита Отечества;

Верность стране;

Соблюдение законов.

Наверное, все они правы. Все перечисленные понятия в комплексе и обрисовывают отчетливый образ патриота. Хотя, прежде всего, любовь к своему краю должна жить в сердце.

Если ваша душа отзывается, когда играет государственный гимн, если вы искреннее болеете за национальную спортивную команду, даже когда в ней играют бездарные игроки, если вы находитесь далеко за пределами своей страны, но поете ребенку колыбельную на родном языке, знайте: вы самый настоящий патриот и достойный житель не только своего государства, но и всей планеты!

В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить о патриотизме и необходимости соответствующего воспитания молодежи. Складывается впечатление, что общество накрыла очередная волна модных тем, терминов, представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Что стоит за этими разговорами: пустое витийство или серьезные намерения? На этот и многие другие вопросы отвечает настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, председатель Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот», главный редактор журнала «Православие и современность» и журналист, побывавший в «горячих точках», игумен Нектарий (Морозов).

Отец Нектарий, как Вы считаете, почему сейчас говорят о патриотизме?

— Если понаблюдать за тем, как соотносится реальность и лозунги, провозглашаемые через СМИ, то можно заметить, что нередко активное обсуждение чего-либо бывает связано с полным отсутствием того, о чем говорят. Сейчас ситуация такова, что у нас много говорят о патриотизме. И понятно почему: существуют проблемы во взаимоотношениях государств на мировой арене, в международной политике, есть серьезные проблемы внутри нашей страны. Вот тема патриотизма и поднимается на щит. Но если мы посмотрим, как работой, направленной на патриотическое воспитание, занимаются в российских регионах, то увидим, что средства, которые в год выделяют для этой работы, исчисляются десятками тысяч. Хотя, например, в Казани, как я слышал, на это тратят миллионы. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы патриотическое воспитание больше развивалось в Казани, а не в Саратовской области. Почему? Мне ответить трудно.

Что же касается моды, то патриотизм, как сегодня принято говорить, является неким трендом. С другой стороны, те, кто реально занимается сегодня патриотическим воспитанием, могут ссылаться на заявления президента и соответствующие документы, обосновывая этим необходимость того, что они делают, и это немаловажно.

Все вообще неоднозначно. Казалось бы: готовится к принятию закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», и даже на этапе его подготовки Министерство обороны и Министерство образования и науки не могут решить, кто из них должен заниматься патриотическим воспитанием, перекладывая эту обязанность друг на друга. И в то же время в России существуют военно-патриотические клубы, в которых руководители и педагоги — энтузиасты, нашедшие время, силы и средства, чтобы вести эту работу, нередко в полном смысле этого слова, на общественных началах.

— Как Вы думаете, означает ли внезапный интерес к патриотизму, что в обществе с патриотическими чувствами дела обстоят плохо?

— Достаточно посмотреть статистику: страну покидает много людей. Если в 1990-е годы уезжали в поисках лучшей жизни или же скрывались от ответственности за совершенные преступления, то сегодня уезжают от безысходности, желания жить по закону и иметь определенные гарантии. И это страшно, ведь эмигрируют, как правило, не дети и не пенсионеры, а молодые и активные люди. Кстати, многие, когда говорят о России, все чаще называют ее либо «эта страна», либо используют другие наименования. Редко кто говорит «Россия», еще реже — «Родина» или «Отечество».

Скажите, кто должен заниматься воспитанием патриотов?

— Прежде всего власть, которой народ доверил управление государством и которая должна доверие реализовать. Но, безусловно, воспитывать и учить должны вместе с тем родители, не дожидаясь, пока их детей обучит школа, улица, компьютер, телевизор. А, в сущности, не от кого ждать патриотического воспитания, кроме как от патриотов. К ним нужно только обратиться за помощью. У нас есть герои, замечательные люди, прозябающие в безвестности после войн, в которых они участвовали. Их необходимо привлекать к работе, тем более что они сами бы этого хотели. Но пока это не происходит. Есть такая поговорка: «Слова назидают, а дела влекут». Так вот сегодня лозунги отвращают, слова раздражают, и только дела действительно привлекают людей.

Много ли делается со стороны государства для воспитания патриотов? Делается ли вообще?

— Периодически проводятся разные мероприятия, как правило, для галочки. Но если подумать, то какое отношение они имеют к патриотическому воспитанию? Чему они учат и что дают? Чтобы добиться результата, нужна планомерная работа. У детей с первого класса в сознании должно формироваться понятие Родины. Но этого нет. Если у ребенка нет определенных установленных приоритетов, то он не проявит к ним внимания и вырастет человеком с иными принципами и устремлениями.

В Советском Союзе у школьника было представление о том, что есть его страна, ее надо любить и защищать. И это было данностью, которую никому не приходило в голову оспаривать. Это считалось священным. Естественно, в здоровом обществе здоровое отношение к патриотизму, а в больном — соответствующее. Сегодня есть другая данность: ты заработал и купил? Значит, ты успешен. В противном случае ты пустое место. Вот идеология современного российского общества. Мы за многое ругаем американцев, но у них патриотизм стоит на первом месте. У них существуют разные формы патриотического воспитания, которые хоть и кажутся смешными, глупыми, искусственными, но работают. У них есть гордость за свою страну и любовь к ней, может быть, имеющая прагматический, утилитарный, корыстный характер, но она есть.

Что же происходит у нас? Вот такой пример: люди, вернувшиеся домой после боевых действий в Чечне. Им приходилось убивать, у них на глазах гибли товарищи, они получили тяжелые ранения, а вокруг общество, которое их совершенно не понимает. Никто не позаботился о них и не собирается. А это самое настоящее преступление. Поэтому с патриотизмом у нас действительно плохо. Но не безнадежно. Русский народ сам по себе народ-патриот, обладающий потрясающей способностью к восстановлению после пережитых потрясений. Мы пока не дошли до точки невозврата, хотя нас к ней старательно ведут.

Вы упомянули о понятии Родины. Как Вы считаете, а что для нас Родина, ведь она, ее лицо постоянно меняется?

— Лицо человека с возрастом тоже меняется: дряхлеет, появляются морщины. Иногда человек в старости не очень похож на себя в молодости или детстве. Но душа-то остается одна и та же. Когда мы говорим о Родине, то нужно иметь в виду не лицо и прочие внешние признаки, а душу, присущую ей. Для того чтобы эту душу узнать, нужно вдумчиво и внимательно изучить нашу историю, складывающуюся из судеб конкретных людей, и понять, что время, в которое мы живем, тоже является ее частью. У каждого из нас в истории есть определенное место. А ответ на вопрос, что для нас Родина, какая она и какой будет, можно найти только в самом себе.

Но все-таки, что же нам нужно любить?

— Когда человек любит, он сам определяет, кто для него тот, кого он любит. Вот молодой человек любит девушку и видит в ней что-то такое, чего не замечают окружающие, потому что смотрит на нее глазами любви. То же самое происходит, когда человек смотрит на свою страну. Нельзя рассказать, что такое его страна, если он этого не поймет своим сердцем. Что такое его страна? В советские времена говорили: «Одна шестая часть суши». Но, кроме того, это история, славные воинские победы и горькие поражения, история Русской Православной Церкви, искусство, литература. Чем больше человек узнает о своей стране, тем ближе он подходит к тому, чтобы стать ее патриотом. Потому что быть патриотом, ничего не зная, как-то странно.

А зачем нужно быть патриотом? И нужно ли вообще?

— Сам вопрос противоречит сущности патриотизма, которая заключается в бескорыстной любви к стране. А зачем нужно любить? Если почитать, что говорит о любви апостол Павел, то любить нужно для того, чтобы отдавать, жертвовать, прощать, ничего не требовать и сохранять любовь, невзирая, на то, что происходит в ответ. Получается, что любить и быть патриотом невыгодно, так как от человека требуется готовность отдать за Родину жизнь, притом, что она может о нем не позаботиться. С другой стороны, человек не любящий — человек неполноценный, ведь жертвенная любовь — нечто для нашей природы естественное. Поэтому быть патриотом нужно для того, чтобы быть настоящим человеком. А зачем быть настоящим человеком? Чтобы по-другому думать, чувствовать и переживать жизнь, отпущенную Богом. Как много живет людей, у которых, казалось бы, есть все, кроме счастья: они не способны радоваться, любить, дарить и принимать тепло, так как для него места в сердце нет.

Сложно ли в наше время быть патриотом, соответственно, настоящим человеком?

— А патриотом во все времена быть сложно. Например, римский герой Гай Муций Сцевола, отказавшись предать свой народ и государство и показав, что ему не страшны пытки, сжег собственную руку на глазах у врагов. Патриот — человек, который всегда должен быть готов чем-то пожертвовать, а это очень трудно. Но есть жертвы, которые обедняют, а есть те, которые нас обогащают.

Может ли вера, в частности Православие, воспитать патриотов?

— Верующий человек по определению должен быть патриотом. Сейчас внутри Православия развивается такое направление, как уранополитизм. На мой взгляд, это ложная идеология, главная идея которой заключается в том, что поскольку нашим отечеством является Отечество Небесное, мы не должны концентрироваться на любви к Отечеству земному. Но Господь дал человеку родиться в какой-то семье. И не всегда это идеальная или просто хорошая семья. Но тем не менее нам дана заповедь о почитании родителей. Эта заповедь также подразумевает почитание той страны, в которой человек родился. Мы называем страну Отечеством или Родиной, потому что здесь мы родились, здесь мы имеем родственную связь с нашей историей и народом. Если человек не любит родителей, то у меня большие сомнения, что он верующий человек. Соответственно, если верующий не любит свое Отечество, то, наверное, в его христианском самосознании и мировосприятии есть большой изъян. Вера учит человека быть патриотом. И верующий должен быть готов полагать жизнь за други своя, то есть не только за семью, друзей, но и за страну, за всю общность людей, в которою Господь привел его жить.

Как Вы думаете, что станет с государством, в котором нет патриотов?

— Гитлер хотел превратить многие страны в территории, где можно было бы заниматься сельским хозяйством, добывать полезные ископаемые и организовать какое-нибудь производство. Когда в государстве отсутствует такое понятие, как патриотизм, то оно и становится такой территорией.

Беседовала Дарья Хохлова