Образ чиновников в поэме мертвые души. Чиновничество в поэме «Мертвые души

Чиновничество – особая социальная прослойка, «смычка» между народом и властью. Это особый мир, живущий по своим законам, руководствующийся своими нравственными принципами и понятиями. Тема разоблачения порочности и ограниченности этого сословия злободневна во все времена. Гоголь посвятил ей целый ряд произведений, используя приёмы сатиры, юмора, тонкой иронии.

Приехав в губернский город N, Чичиков наносит визиты сановникам города в соответствии с этикетом, предписывающим сначала посещать наиболее значительных лиц. Первым в этом «списке» состоял градоначальник, к которому «сердца граждан трепетали в избытке благодарности», последним – городской архитектор. Чичиков действует по принципу: «Не имей денег, имей хороших людей для обращения».

Что же представлял собой губернский город, о благе которого так «заботился» градоначальник? На улицах – «тощее освещение», а дом «отца» города как «яркая комета» на фоне тёмного неба. В парке деревья «дурно принялись»; в губернии – неурожаи, дороговизна, а в ярко освещённом доме – бал для чиновников и их семей. Что можно сказать о людях, собравшихся здесь? – Ничего. Перед нами «чёрные фраки»: ни имён, ни лиц. Зачем они здесь? – Показать себя, завязать нужные знакомства, хорошо провести время.

Однако «фраки» неоднородны. «Толстые» (умеют лучше обделывать дела) и «тонкие» (не приспособленные к жизни люди). «Толстые» прикупают недвижимость, записывая на имя жены, «тонкие» же пускают всё накопленное «по ветру».

Чичиков едет совершать купчую. Взору его открывается «белый дом», что говорит о чистоте «душ помещавшихся в нём должностей». Образ жрецов Фемиды ограничивается немногочисленными характеристиками: «широкие затылки», «много бумаги». Голоса хриплые у низших чинов, величавые — у начальников. Чиновники – более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, а кто «совсем ничего не читал».

Чичиков и Манилов «передвигаются» от одного стола к другому: от простого любопытства молодёжи – к полному чванства и тщеславия Ивану Антоновичу Кувшинному рылу, создающему видимость работы, чтобы получить долженствующее вознаграждение. Наконец, председатель палаты, сияющий, как солнце, завершает сделку, которую необходимо отметить, что и осуществляется с лёгкой руки полицеймейстера – «благотворителя» в городе, получающего вдвое больше доходов против всех своих предшественников.

Обширный чиновничий аппарат в дореволюционной России был для народа истинным бедствием. Поэтому естественно то внимание, которое уделяет ему писатель-сатирик, резко критикуя взяточничество, низкопоклонство, пустоту и пошлость, низкий культурный уровень, недостойное отношение бюрократов к своим согражданам.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кто не сделался прежде всего
человеком, тот плохой гражданин.
В.Г. Белинский

В своей поэме Гоголь светом сатиры беспощадно бичует чиновников. Они как коллекция странных и неприятных насекомых, собранная автором. He очень привлекательный образ, но разве приятны сами чиновники? Если вспомнить, что все эти «государственные мужи» состоят на службе; если вспомнить, что Гоголь описал провинцию (где картина государства наиболее типична); если вспомнить, что Гоголя очень критиковали (что ярче всего показывает правдивость поэмы, несмотря на весь гротеск) за его произведение - становится по-истине страшно за Россию, за то, в каком виде она существовала. Рассмотрим поближе эту жутковатую коллекцию.

Россия всегда делилась современными критиками на две части: крестьянство, народ, и помещики с чиновниками. Сюда надо бы добавить третий слой, в то время еще нарождающийся; его представитель - Чичиков. Он - как бледная поганка, вырастающая на телах рушащихся в небытие помещиков. Ho в самом ли деле помещичий и чиновничий слой был обречен? Ведь государство существовало, и вроде бы неплохо...

Что же представляет собой городское общество? В его описании Гоголь использовал один, но очень яркий образ: чиновники «... мелькали и носились врозь и кучами тут и там, как носились мухи,... а воздушные эскадроны..., поднятые легким воздухом, взлетают смело, как полные хозяева... не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя...» Одним сравнением Гоголь сразу показывает великую Пустоту, Пустоту с большой буквы, царящую в умах и душах чиновников.

Что же представляют из себя помещики и чиновники в отдельности? Начнем с «государственных мужей», находящихся на службе, олицетворяющих государственную власть; от которых зависит жизнь народа.

Прокурор. Его «молчаливость» и «серьезность», принимаемые всеми за признак большого ума, есть всего лишь свидетельство того, что ему просто нечего сказать. Видно, что он - самый большой взяточник: весть о «мертвых душах» и волнения, связанные с ней, настолько потрясают его, что он, не выдержав огромного, всепоглощающего страха... умирает.

Вот председатель палаты. Он «весьма» рассудительный «любезный человек». Все! На этом его характеристика и заканчивается. Ничего не сказано ни об увлечениях, ни о склонностях этого человека - говорить просто не о чем!

Почтмейстер немногим лучше остальных. Только на время карточной игры на его лице изображается «мыслящая физиономия». В остальное время он «речист». Ho и о содержании речей ничего не сказано. Очевидно, за ненадобностью.

He следует думать, что между помещиками и чиновниками есть важные различия. И те, и другие наделены властью, приносящей деньги.

Чичиков последовательно посещает в поэме четырех помещиков. Визит к Манилову показывает высшую степень пустоты и никчемности. Манилов, о котором можно сказать, что его хобби - мечты - превратилось в «профессию», довел свое хозяйство до такого состояния, в котором все рушится от воздушной ветхости и шаткости. О дальнейшей судьбе Мани ловки и имения можно догадаться: они будут заложены, если раньше не развалятся.

Коробочка и Плюшкин. Это две ипостаси одного и того же явления: бессмысленного и алчного накопительства. Эта алчность доведена до абсурда: Коробочка и Плюшкин различаются лишь величиной самого мелкого и никчемного предмета, притаскиваемого в дом, в сундуки, вообще «внутрь». И у Коробочки, и у Плюшкина - полнейшая закрытость и изолированность от мира, у одной выражающаяся в глухом заборе и цепных собаках, в безвылазном сидении дома; у другого - в мизантропизме, ненависти ко всем потенциальным расточителям, как следствие - ко всем людям. Хозяйство Плюшкина - уже разваленные останки; хозяйство Коробочки - «крепость», готовая заплесневеть и провалиться внутрь себя.

Собакевич - крепкий хозяин. Похоже, что именно его хозяйство - крепкое, хотя неотесанное, дубовое - продержится дольше всех. Крестьяне живут относительно сытно... Хотя мы не знаем, так ли это - о крестьянах Собакевича мы знаем только по их жилищам - серым, но крепким избам. Можно догадаться, что Собакевич держит своих крестьян в строгой дисциплине. Кто может гарантировать, что в какой-нибудь неурожайный год крестьяне не взбунтуются и не сметут Собакевича с его семейством и имением? Русский бунт будет тем более бессмыслен и беспощаден, что к нему наверняка присоединятся крестьяне из Маниловок, Вшивых Спесей и других сел.

И вот - Чичиков, по должности - чиновник, по намерениям - помещик, по натуре - лукавый раб, унижающийся перед нужным человеком. «Приспособляясь, люди хотят сохранить себя, и в то же время теряют себя», - сказал русский писатель-эссеист М.И. Пришвин. Это очень похоже на Чичикова. Глядя на те маски, под которыми скрывается Чичиков, еле-еле можно увидеть его истинное лицо подлеца и приспособленца. Ho неудачи, преследующие его, есть неизбежное следствие его махинаций, направленных против людей.

Что же касается той обстановки, в которой появились такие уродливые персоналки, то они и формировали ее, подстраивали под себя. Среда же, затхлая и темная, делала все новых и новых чиновников и помещиков, служащих ей. Разорвать этот порочный круг могла только революция, в конце концов и свершившаяся уже после 1861 и 1905 годов.

Итак, где же будущее России, которому в конце концов предстоит взойти и цвести? Уже ясно, что это ни помещики, ни Чичиков, последний даже не имеет своего четкого лица, он, скорее, исключение; ни чиновники, подмявшие под себя власть и закон. Народ, русский народ, который поднимется, почувствовав, наконец, свободу, частью которого является и интеллигенция, и часть действительно по-хорошему цепких, деловых людей, это и есть Россия, мы и наше будущее.

Н.В. Гоголя возмущал тот факт, что чиновники ведут страну не к развитию, а к упадку. Именно поэтому он изобразил их именно такими, какими они являются на самом деле. За эту правду писатель подвергся критике.

Все чиновники как на подбор. Они ничем не отличаются друг от друга, разве лишь тем, что одни любят поболтать о пустяках, а другие - молчат, так как им нечего сказать. Все они духовно умерли, у них нет интересов, их не волнуют судьбы простых людей, которым они должны помогать согласно возложенным на них обязанностям.

Мир чиновников - это мир полный праздников, развлечений и взяток. Все без исключения ничего не делают, пока не получат вознаграждение. Их жены не работают и ничем не занимаются, из чего понимаешь, что чиновники отлично зарабатывают на взятках. Все вместе они ведут праздный образ жизни. Чиновники любят собираться вместе и играть в карты весь день и ночь.

Мир чиновников полон эгоизма, обмана, подлости и незаслуженных денег. Этот мир полон мертвых душ, именно такими были все чиновники. Здесь предательство и подлость расцениваются как обычное явление. Чиновники не понимают, что живут недостойной жизнью. В их понимании они многого добились и занимают высокую должность, поэтому их надо уважать.

Мотив неприятия современного образа жизни довольно явно прослеживается во всех произведениях Гоголя. Это и «Тарас Бульба» вместе со «Старосветскими помещиками», где Гоголь обращается к романтизму, как к методу, для того, чтобы на контрасте с прошлым показать всю мелочность и пустоту нынешней жизни. Это и Петербургские повести, где этот мотив настолько явен и силен, что о нем даже особого смысла писать. Это, наконец, и главные (по мнению многих) произведения Гоголя - Мертвые души и Ревизор. Там современную жизнь олицетворяет чиновническое сословие. О нем и пойдет наш разговор.

В Ревизоре чиновники - главные действующие лица, на которых акцентирована вся сатира Гоголя. В «Мертвых душах» несколько иначе. Несмотря на то, что поэма в основном акцентирует свое внимание на помещиках, а не на чиновниках, они, начиная с седьмой главы начинают играть в произведении важную роль, которую нужно понимать, если мы хотим постигнуть весь сложный смысл произведения.

Начнем, пожалуй, с «Ревизора», так как это произведение было написано Гоголем во время написания первого тома «Мертвых душ», и понимание образа чиновников в «Ревизоре» помогают пониманию образа чиновников в «Мертвых душах». Чудо и гениальность комедии, по моему мнению, состоит в том, что Гоголь изобразил образ каждого отдельного помещика так, что тот не теряет свою индивидуальность, но, вместе с тем, представляет из себя часть этого, нелюбимого Гоголем сословия.

У каждого чиновника есть свои отличительные черты и особенности. Антон Антонович, например, не упускает того, что «плывет в руки», хитер, любит присвоить казенные деньги, как случилось со строящейся церковью. Он - одно из главных лиц той философии, которую отрицает Николай Васильевич. Она время от времени проявляется в его фразах в разговорах с другими чиновниками.

Городничий - мошенник, взяточник, который боится только одного - начальства. Поэтому он так и обезумел, когда узнал о приезде ревизора. Страх перед наказанием затмил ему и другим чиновникам разум. Да так, что они Хлестакова , мелкого врунишку приняли за значительного человека.

Не отстают от городничего и другие «отцы города». Судья Ляпкин-Тяпкин — любитель псовой охоты. Берет взятки исключительно «борзыми щенками». Среди других чиновников слывет вольнодумцем, так как «прочел пять или шесть книг» (чувствуется гоголевская ирония). Боится меньше остальных, так как спокоен за то, что в его суд никто и не заглянет. Артемий Филиппович Земляника - «свинья в ермолке», попечитель богоугодных заведений, который держит врача-немца, который ничего не понимает по-русски.

Алогизмы вообще часто встречаются в произведении. Земляника, в конечном итоге, сдает всех своих товарищей Хлестакову, обнажив свою натуру. Лука Лукич Хлопов - человек донельзя глупый и пустой. Является попечителем учебных заведений и вечно жалуется на учителей. Наконец, почтмейстер Шпекин, который проводит досуг, вскрывая чужие письма и читая их. В конечном итоге, эта его «особенность» и раскрывает Хлестакова.

Притом, Шпекин даже не понимает, что совершает нехороший поступок, а боится только того, что вскрывает письма высокопоставленных людей. Несмотря на различия этих людей, они все являются частью некого единого целого. Они все - бездельники и совершенно не заботятся о вверенных им людях. И если опустить всю комичность, то становится действительно страшно.

Что касается, поэмы Гоголя, то тут чиновникам уделена 1-ая глава, а также все следующие за 7-й. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта поразительно точна и выразительна. Он рисует эту действительность поразительно лапидарно, нанося лишь некие «штрихи», по типу вышивающего губернатора и прокурора, о котором нельзя сказать ничего, помимо его бровей. Примечательно также другое.

Николай Васильевич в поэме проводит некую классификацию чиновников. В частности, в первой главе, при описании бала присутствуют «тонкие» и «толстые». Соответственно «толстые» - верхушка, уже в летах, остепенившаяся, извлекающая пользу из своего положения, а «тонкие» - люди молодые, импульсивные. В 7-й главе описана канцелярия, где присутствуют так называемые «низшие» - писари, единственное занятие которых - подслушивать разные истории.

Собакевич дает чиновникам довольно злую, но точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными. Все они - безликая масса, подобная «эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада».

Примечательно их поведение после раскрытия аферы Чичикова и вообще их к нему отношение. Чичиков, мастер общения, сумел, посредством лести расположить к себе каждого из них. А затем, когда его план, из-за Ноздрева раскрылся, чиновники поначалу не верят, а затем начинают боятся за себя и свое место. Да так, что прокурор умирает. После чего и обнаруживается, что у него есть душа. Гоголевская ирония, как всегда ощущается.

Но по-настоящему не по себе становится, когда читаешь «повесть о капитане Копейкине». Ее непринужденный стиль изложения напрямую контрастирует с ее сутью. Человек, приливавший кровь за свое отечество не может получить помощь. Даже самой элементарной. И этому виной чиновники - самые разнообразные. Начиная от губернского секретаря, заканчивая высшим петербургским сановником. Все они холодны к чужому несчастью и судьбе своего государства.

Подводя итоги вышесказанного, мы понимаем, что чиновничество в обоих олицетворяет все то, с чем борется Николай Васильевич. А именно - бесцельность существования, глупость, духовную пустоту и беспредел по отношению к людям. Именно этим и объясняются безликие их образы.

В "Мертвых душах" тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны помещикам. На это Гоголь обращает внимание читателей уже в первой главе "Мертвых душ". Рассуждая о тонких и толстых господах, автор поэмы приходит к выводу: "Наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу.... и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет..." Это злая сатира на чиновников-грабителей и на "хлебосольных" русских бар.
Как владельцы усадеб, так и губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. У Манилова, как помним, уже два года одна и та же книга раскрыта на четырнадцатой странице. Чиновники "тоже были более или менее людьми просвещенные: кто читал Карамзина, кто "Московские ведомости", кто даже и совсем ничего не читал".
Помещики и чиновники не обременяют себя заботами о государственных делах. Тем и другим чуждо понятие гражданского долга. Те и другие живут праздно.
В заметках к первому тому "Мертвых душ" Гоголь писал: "Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы... Все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени..."
При оформлении покупки крепостных крестьян потребовались свидетели. "Пошлите теперь же к прокурору, - говорит Собакевич, - он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты..."
В обществе чиновников процветает "подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость". Ссорятся дамы, ссорятся и их мужья: "Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли".
Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет "сумм нежно любимого ими отечества". Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - явления повседневные и вполне закономерные. Полицмейстеру "стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба", как на его столе появляются балычки и отменные вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Председатель палаты предупреждает Чичикова: "... чиновным вы никому не давайте ничего... Приятели мои не должны платить". Исключение лишь для приятелей (но Чичиков все-таки на всякий случай не нарушил неписанный закон и дал взятку Ивану Антоновичу).
Полиция держит город в постоянном страхе. Когда в обществе стали говорить о возможном бунте мужиков Чичикова, полицмейстер заметил, что "в отвращении его (бунта) существует власть капитан-исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, но один картуз погонит крестьян до самого места их жительства".
В поступках и взглядах чиновников, в их образе жизни нет сколько-нибудь существенного различия. Гоголь создает как бы групповой портрет людей, связанных между собой круговой порукой.
Когда раскрылась афера Чичикова, чиновники растерялись, и всё "вдруг отыскали в себе... грехи". Отсюда их нерешительность: такой ли Чичиков человек, "которого нужно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных". Трагическое положение, в котором оказались "хозяева города", создалось в результате их преступной деятельности. Гоголь смеется, смеется зло и беспощадно. Люди, облеченные властью, помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его.
Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но и высшие чиновники, само правительство. "Повестью о капитане Копейкине" Гоголь коснулся и этой, весьма опасной, темы.
Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года капитан Копейкин отправляется в столицу просить помощи. Его поражает роскошь Петербурга, великолепие палат и холодное равнодушие сановника к усадьбе инвалида. Настойчивые законные просьбы капитана о помощи не имели успеха. Разгневанный вельможа выслал его из Петербурга.
Образом бездушного сановника, выведенного в "Повести о капитане Копейкине", Гоголь завершает характеристику мира чиновников. Все они, начиная от Ивана Антоновича "кувшинное рыло", мелкого чиновника губернского города, и кончая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.
Многозначительна концовка "Повести..." Капитан Копейкин не смирился с жестокостью и оскорблением. В рязанских лесах появилась "шайка разбойников, и атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой...", как капитан Копейкин.
"Повестью о капитане Копейкине" Гоголь напоминал сановникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против властей.
«Ах, - скажете вы, прочитав про жизнь города NN ,- неужели мы сами не знаем, что есть много презренного и глупого в жизни! Зачем автор показывает нам это в очередной раз?» Однако я думаю, Гоголь хотел показать это «презренное и глупое» не с целью раздражить читателя. Он хотел исправить человека, сделать жизнь лучше. И полагал, что, только отразив, как в зеркале, все социальные и человеческие пороки, с ними можно бороться. Я считаю, что гениальная поэма «Мертвые души» - лучшее тому подтверждение.