Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера в цитатах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри». План сочинения

Меню статьи:

Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

Основа поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

Элементы автобиографии

Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу. Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».


Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».


Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.

Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

Характеристика главного героя-монаха

Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели - вернуться на Родину, в страну его предков.

Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.

Имея дикий и необузданный нрав, Мцыри «дитя гор» страстно желал жизни «полной тревог», для него она была воплощением свободы, единения с окружающим миром, способом проверить свои способности и сильные стороны характера. Наделенный повышенным чувством собственного достоинства, гордый, как и все сыновья кавказского народа, бедняга мечтал попасть на свою Родину, чтобы стать там независимым и уважаемым членом общества, а не сиротой без роду и племени.

Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

Образ главного героя в произведении

Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами - лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

Михаил Юрьевич Лермонтов вошел в историю не только как талантливый поэт, но и как человек со сложным, даже злым характером. Он жестоко подшучивал над знакомыми, был нелюдим и необщителен, не оставил ни вдовы, ни потомства. В то же время он обладал исключительными способностями, чутким сердцем (чего стоит одно стихотворение «На смерть поэта») и незаурядным умом. Во многих произведениях Лермонтов подсознательно или осознанно вырисовывал свой портрет, отображая то определённую сторону личности, то весь свой характер. В «Мцыри» автор воплотил свое вольнолюбие в образе главного героя. Свобода от условностей, правил и догматов являлась основной его чертой. Судьба Лермонтова очень напоминает три дня, проведенные беглецом вне стен монастыря: поэт прожил яркую, полную страстей и творчества, но недолгую жизнь.

Мцыри – это романтический герой. Его мятежная душа изнемогает в плену и томится по идеалу – родине, где пленник мог обрести дом, братьев по духу и свободу. Его судьба искалечена, ведь с самого детства кавказский юноша лишен выбора. Неслучайно он бежит именно перед постригом: налицо попытка обрести хотя бы право выбрать между рабством и смертью. Поэма строится на конфликте между личностью и окружающим миром, типичном для романтизма. Герою претит действительность, он спасается от нее в иллюзии успешного побега. Он вряд ли верил в успех, ведь толком ничего не планировал, все получилось спонтанно, и с точки зрения здравого смысла неразумно. Мцыри руководствовался инстинктом, природным чутьем, которое толкнуло его на иррациональный поступок. Он – естественный, свободный герой, его темпераментом восхищается Лермонтов, воспевая сильных и вольных людей, отважившихся идти против общества ради свободы. Общество Мцыри – монахи. Их герой считает слабыми и жалкими: как можно добровольно отказаться от родины, независимости и самой жизни, прозябая в мрачных, холодных стенах храма? Он бунтует не только против своего окружения, он бросает вызов и божественной власти, что принуждает его к неволе и лжи. Разве мог гордый сын Кавказа искренне восхвалять свой плен и благодарить за рабское ярмо? Нет. Юноша выбирает единственно честный путь: стремиться к своей мечте несмотря ни на что.

Побег Мцыри – символ человеческого существования. Он встречает прекрасную грузинку (познал страсть к женщине), он побеждает барса (сражался и одержал верх), он испытал радость вольной жизни и увидел красоту мира, наконец, он лишается надежды, вновь вернувшись к своей тюрьме. Многие люди умирают не от болезней или старости, а от отчаянья. Жизненные силы как будто покидают их. Оказавшись снова в монастыре, пленник погибает не от ран, его убивает безысходная тоска по жизни, которой он давно уже был лишен. Вместо того, чтобы жить в кругу родных и товарищей на своей земле, выполняя свое предназначение, он чахнет в заточении и терзается сомнениями, «для воли иль тюрьмы» родился человек. Сердце подсказывает, что для воли, но монастырь диктует свой устав. Герой должен был поступить по зову сердца, даже бог учит нас не лукавить, разве можно вить Мцыри в неблагодарности, предательстве или сумасбродстве? Конечно же, нет. Его душа чиста, намерения честны, а поступки естественны, лишены и тени расчета, подлости, жестокосердия. Он не может дать ложный обет, например, или хотя бы втайне спланировать бегство. Юноша открыт и прямолинеен, его унизила бы хитрость.

Герой поэмы «Мцыри» — жертва многолетней войны на Кавказе, его пленили в очередной стычке, а его семьи, может, и не стало в одной из них. Лермонтову была ненавистна служба, как и любая бойня ради власти. Это неприятие в те времена он мог выразить только в иносказательной форме, поэтому романтический кавказский юноша – не только дань модной литературной тенденции, но и протест против насилия в любой форме. Именно поэтому образ Мцыри даже не актуален, а злободневен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела. Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном. Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской».

Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ. Он с честью выдерживает традиционное для русской литературы «испытание героя любовью», ведь иногда и отказ от желанного любовного счастья может свидетельствовать в пользу персонажа. Нет ничего, что могло бы заставить Мцыри отказаться от своей мечты. Свобода лишь поманила его – через три дня ему, израненному, приходится вернуться в монастырь. Но туда возвращено лишь тело Мцыри, дух его уже освобождён из плена, он «прожег свою тюрьму».

При анализе «Мцыри» характеристика главного героя как героя разностороннего, сочетающего в себе своеобразные черты личности, имеет первостепенную роль для понимания смысла поэмы. Поэту было важно изобразить именно такого необычного, во многом противоречивого героя. .