Образ катерины в драме островского гроза кратко. Образ катерины в пьесе гроза. А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

В русской литературе истинно русский образ женщины (Аполлон Григорьев).

Образ Катерины Кабановой в драме «Гроза»

Детство героини определяет ее характер:

«Жила..,точно птичка на воле», «работать не принуждала», «у нас полон дом был странниц и богомолок», «И до смерти я любила в церковь ходить!», «…ночью встану… и молюсь до утра» .

Принципиально, что Островский выбирает персонаж в купеческой среде, как более патриархальной, чуждой новым веяниям, это обуславливает силу протеста героини и драматизм конфликта.

Характер Катерины

Драматург подчеркивает следующие черты в образе этой героини:

  • сила характера

«Такая я уж зародилась, горячая!», «А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь»;

  • правдивость

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»;

  • долготерпение

«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».;

  • поэтичность

«Отчего люди не летают?»;

  • религиозность

«Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,

отношение к измене как греху, к самоубийству как греху

  • суеверие (боязнь грозы как божьей кары).

Катерина в образной системе пьесы

Героиня противостоит в пьесе и в то же время сопоставима с ними:

  • противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев — Домостроя);
  • сила характера героини противостоит характеру героев, Тихона и Бориса, как людей, смирившихся с властью самодуров

«к Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы» —

Борис и Тихон — образы-двойники;

  • Катерина оказывается противопоставлена и тем, кто выражает протест «темному царству» — Варваре и Кудряшу. Однако они приспосабливаются к жизни

(Варвара обманывает, потому что без обмана нельзя, Кудряш ведет себя так же, как Дикой) до поры до времени, а потом бегут. Сопоставление: Катерина — Варвара-Кудряш — молодое поколение, противостоят «темному царству». Противопоставление: Варвара и Кудряш более свободны, Варвара не замужем, Катерина — замужняя женщина.

  • образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как он тоже протестует против нравов Калинова

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»),

но протест его выражается исключительно словесно.

Наша презентация о Катерине:

  • стремление полюбить мужа,
  • отказаться от встречи с Борисом,
  • чувство вырывается наружу, встречи с Борисом,
  • гнет греха, гроза, признание,
  • невозможность жить в доме Кабановых после признания,
  • борьба между понятием греха самоубийства и отсутствием выхода,
  • гибель.

Средства создания образа Катерины

Они подчеркивают ее исключительность, например, в речи персонажа, где много поэтических слов, особенно сильно это проявляется в монологах героини.

Историческая значимость появления русского женского характера в образе Катерины в литературе второй половины ХIХ века — предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Почему критик Н.А.Добролюбов называет Катерину “сильным характером”?

В статье «Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбов пишет, что в «Грозе» выражен «русский сильный характер», который поражает «своею противоположностью всяким самодурным началам». Этот характер «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ему противны». Именно таким увидел критик характер Катерины. Но так ли видится этот образ читателю? И как проявляется характер героини в действии?

Формирование личности начинается в детстве, поэтому автор вводит в пьесу рассказ Катерины о жизни в доме родителей. Переживания героини, её душевное состояние, восприятие произошедших с нею событий как трагедии – всё это было бы непонятно без описания жизни до замужества и после. Чтобы объяснить изменения, которые произошли в душе Катерины, и её внутреннюю борьбу, возникшую в результате совершённых ею поступков, автор даёт картины детства и юности героини через воспоминания, нарисованные светлыми красками (в отличие от «тёмного царства», где вынуждена она жить в замужестве).

Катерина считает атмосферу родительского дома очень благотворной для её развития и воспитания: «Я жила, ни о чём не тужила, ...как птичка на воле». Занятия этого периода – рукоделие, работа в саду, посещение церкви, пение, беседы со странницами – не сильно отличаются от того, что заполняет жизнь героини и в доме Кабановых. Но за забором купеческого дома нет свободы выбора, теплоты и душевности в отношениях между людьми, нет радости и желания петь, как птичка. Всё, как в кривом зеркале, искажено до неузнаваемости, и это вызывает диссонанс в душе Катерины. Злость, сварливость, вечное недовольство, постоянные упрёки, нравоучения и недоверие свекрови лишали Катерину уверенности в собственной правоте и чистоте помыслов, вызывали тревогу и душевную боль. Она с тоской вспоминает о счастливой и спокойной жизни в девичестве, о том, как любили её родители. Здесь же, в «тёмном царстве», пропало радостное ожидание счастья, светлое восприятие мира.

На смену жизнелюбию, оптимизму, ощущению в душе чистоты и света пришли уныние, чувство греховности и вины, страх и желание умереть. Это уже не та весёлая девочка, какой знали её люди в девичестве, это совсем другая Катерина. Но сила характера проявляется даже в условиях жизни за забором, так как покорно терпеть несправедливость и унижения, принимать принципы купеческого ханжества героиня не может. Когда Кабанова упрекает Катерину в притворстве, она возражает свекрови: «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю... Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Так с Кабановой никто не разговаривал, а Катерина привыкла быть искренней, и такой желала оставаться в семье мужа. Ведь до замужества она была жизнелюбивой и чувствительной девушкой, любила природу, была добра с людьми. Именно поэтому Н.А.Добролюбов имел основания называть Катерину «сильным характером», который «поражает нас своею противоположностью» по отношению к изображённым в пьесе персонажам купеческого сословия. Действительно, образ главной героини является антиподом другим женским характерам в пьесе «Гроза».

Катерина – натура чувствительная и романтичная: ей иногда казалось, что она стоит над пропастью и её кто-то толкает туда, вниз. Она как будто предчувствовала своё падение (грех и раннюю смерть), поэтому её душа наполнена страхом. Полюбить другого человека, будучи замужем, – это непростительный грех для верующего человека. Девушка воспитана на принципах высокой нравственности и исполнения христианских заповедей, но она привыкла жить «своей волей», то есть иметь возможность выбора в поступках, принимать решения самостоятельно. Поэтому она говорит Варваре: «А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Борис о Катерине говорил, что в церкви она молится с улыбкой ангельской, «а от лица-то как будто светится». И это мнение подтверждает особенность внутреннего мира Катерины, говорит о её отличии в сравнении с другими героями пьесы. В родной семье, где существовало уважение к личности ребенка, в атмосфере любви, доброты и доверия девочка видела достойные примеры для подражания. Ощущая теплоту и душевность, она привыкла к свободной жизни, к труду без принуждения. Родители не ругали её, а радовались, наблюдая за её поведением и поступками. Это давало уверенность в том, что живёт она правильно и безгрешно, и Богу не за что её наказывать. Её чистая, непорочная душа была открыта для добра и любви.

В доме Кабановых, как и вообще в городе Калинове, Катерина попадает в атмосферу неволи, лицемерия, подозрительности, где к ней относятся, как к потенциальной грешнице, заранее обвиняют в том, чего она и не думала совершать. Она сначала оправдывалась, пытаясь доказать всем свою нравственную чистоту, переживала и терпела, но привычка к свободе и тоска по душевности в отношениях с людьми заставляют её выйти, вырваться из «темницы» сначала в сад, потом к Волге, потом к запретной любви. И к Катерине приходит чувство вины, она начинает думать, что, перейдя границы «тёмного царства», она нарушила и собственные представления о христианской морали, о нравственности. Значит, стала другой: она грешница, достойная кары божией.

Для Катерины оказались губительными чувства одиночества, беззащитности, собственной греховности и потеря интереса к жизни. Нет рядом дорогих людей, ради которых стоило бы жить. Забота о престарелых родителях или о детях вносила бы ответственность и радость в её жизнь, но у героини детей нет, а живы ли были родители – неизвестно, в пьесе не сообщается.

Однако считать Катерину жертвой несчастного брака было бы не совсем правильно, ведь сотни женщин терпеливо принимали и выносили подобные обстоятельства. Нельзя также называть глупостью её покаяние перед мужем, честное признание в измене, так как Катерина по-другому и не могла, благодаря своей духовной чистоте. А самоубийство стало единственным выходом потому, что любимый ею человек, Борис, не мог взять её с собой, уезжая по требованию дяди в Сибирь. Возвращаться же в дом Кабановых для неё было хуже смерти: Катерина понимала, что её ищут, что даже побега она совершить не успеет, и в том состоянии, в каком находилась несчастная женщина, ближайший путь привёл её к Волге.

Все перечисленные доводы подтверждают мнение Н.А.Добролюбова о том, что Катерина стала жертвой собственной чистоты, хотя именно в чистоте её духовная сила и тот внутренний стержень, который не удалось сломать купчихе Кабановой. Свободолюбивая натура Катерины, её принципы, которые не позволяли ей лгать, ставили героиню гораздо выше всех персонажей в пьесе. В данной ситуации решение уйти из мира, где всё противоречило её идеалам, было проявлением силы характера. В тех обстоятельствах только сильный человек мог решиться на протест: Катерина чувствовала себя одинокой, но восстала против устоев «тёмного царства» и значительно поколебала эту глыбу невежества.

Публикация «Грозы» пришлась на 1860 год. Непростые времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор делал наброски будущего произведения, где старался изобразить наиболее точно купеческий мир второй половины 19в. В пьесе лежит неразрешимый конфликт. Именно он привел к смерти главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в условиях небольшого патриархального города. Девушка не смогла простить себе измену, отдав себя на людской самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.



Катерина Кабанова – жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.

Образ и характеристика

После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».

Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

Совсем юной ее отдали в чужую семью.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. В доме мужа о таких понятиях не ведали.

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

Катерина свободолюбива. Решительна.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Не выполнять идиотские приказы, не прогибаться под чужое влияние, а делать то, что душа пожелает.

Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.

Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».

Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило:

« точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что».

Слишком сильно оказалось чувство.

Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.

Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.

Согласно одной версии драма "Гроза" была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы - Любы Косицкой. Образ Катерины в "Грозе" появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.

Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.

Продолжим рассматривать образ Катерины в драме "Гроза" Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью. Если вспомнить Кабаниху, свекровь Катерины, держащую под страхом всех домашних, становится понятно, почему у этих персонажей драмы назрел конфликт. Конечно, Кабаниха действовала методами унижения и запугивания, и некоторые смогли приспособиться к этому и смириться. Например, Варваре и Тихону легче было создавать впечатление, что они полностью покорны матери, хотя вне дома и дочь и сын пускались в разгул.

Черты в образе Катерины в драме "Гроза"

Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности. Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг - кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского "Гроза".

Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь - это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.

К чему стремится Катерина

Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме "Гроза",- то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.

Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.

В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа - чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству - качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.

Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме "Гроза" Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи

Катерина - главная героиня, жена Тихона, невестка Кабанихи. Образ К. - важнейшее открытие Островского - открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. В сюжете пьесы К. - протагонист, Кабаниха - антагонист в трагическом конфликте. Их отношения в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. Автору важно показать истоки характера героини, для чего в экспозиции вопреки специфике драматического рода дается пространный рассказ К. о жизни в девичестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще. Главный мотив ее рассказа - мотив всепронизы-вающей взаимной любви: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой, а поскольку К. - девушка из богатой купеческой семьи, - это рукоделие, шитье золотом по бархату; так как работает она вместе со странницами, то, скорее всего, речь идет о вышивках для храма. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни (быть может, именно результат детских ее впечатлений, навсегда оставшихся в душе) для К. - безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали - гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды - исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая К. улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», - роняет К., и в этом для нее главная драма.

Для всей концепции пьесы очень важно, что именно здесь, в душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины, рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине: «...Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необык-новенное. Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Этс смутное чувство, которое К. не может, конечно, объяснить рационалистически, - просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно в соответствии со всем складом понятий и сферой жизни купеческой жены, принимает форму индивиду-альной, личной любви. В К. рождается и растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далекая от бездумного стремления к потаенным радостям. Проснувшуюся любовь К. воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, моральные заповеди патриархального мира для К. полны первозданного смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все уже мертвая форма. Для К. же форма и ритуал сами по себе не имеют значения - ей нужна сама суть человеческих отношений, некогда облекавшихся этим ритуалом. Именно поэтому ей неприятно кланяться в ноги уезжающему Тихону и она отказывается выть на крыльце, как этого ожидают от нее блюстители обычаев. Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, как только она почувствовала над собой власть грешной страсти. Не прав был Н. А. Добролюбов, утверждавший, что К. скучны сделались молитвы. Напротив, религиозные настроения К. усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют от нее религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека К. от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. При ее высокой нравственности такой компромисс невозможен. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

К. отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты...» - говорит она Кабанихе в I действии, а лгать она не умеет), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и К. говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису К., несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

«Гроза» - не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Когда падение свершилось, К. более не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, говоря Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. К. кается всенародно без надежды на прощенье, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою я ведь погубила». Не отказ Бориса взять ее с собой в Кяхту, а полная невозможность примирить свою любовь к нему с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивает К.

Для объяснения характера К. важна не мотивировка (за любовь именно к Борису осудила К. радикальная критика), а свободное волеизъявление, то, что она внезапно и необъяснимо для себя вопреки собственным представлениям о морали и порядке полюбила в Борисе не «функцию» (как это полагается в патриархальном мире, где она должна любить не личность конкретного человека, а именно «функцию»: отца, мужа, свекровь и т. д.), а другого, никак не связанного с ней человека. И чем необъяснимее ее влечение к Борису, тем яснее, что дело как раз в этом свободном, непредсказуемом своеволии индивидуального чувства. А оно-то и есть признак пробуждения личностного начала в этой душе, все нравственные устои которой определены патриархальной моралью. Гибель К. поэтому предрешена и необратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит: ни ее самосознание, ни весь уклад ее жизни не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы. К. жертва не кого-либо персонально из ее окружающих (что бы ни думала она об этом сама или другие персонажи пьесы), а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная окостенелой, утратившей смысл формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то патриархальный идеал живет в своей первозданной содержательности.
Помимо точной социально-исторической характерности, «Гроза» обладает и явно выраженным лирическим началом и мощной символикой. И то и другое в первую очередь (если не исключительно) связано с образом К. Судьбу и речи К. Островский последовательно соотносит с фабулой и поэтикой лирических песен о женской доле. В этой традиции выдержан рассказ К. о вольной жизни в девичестве, монолог перед последним свиданием с Борисом. Автор последовательно поэтизирует образ героини, используя для этого даже такое нетрадиционное для драматического рода средство, как пейзаж, который сперва описан в ремарке, затем красота заволжских далей обсуждается в беседах Кулигина, потом в словах К., обращенных к Варваре, появляется мотив птицы и полета («Отчего люди не летают?.. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»). В финале мотив полета трагически преображается в падение с волжской кручи, с той самой горы, что манила полететь. А спасает К. от мучительной жизни в неволе Волга, символизирующая даль и волю (вспомним рассказ К; о ее детском бунте, когда она, обидевшись, села в лодку и поплыла по Волге - эпизод из биографии близкой приятельницы Островского актрисы Л. П. Косицкой, первой исполнительницы роли К.).

Лиризм «Грозы» возникает именно из-за близости мира героини и автора. Надежды на преодоление социальной розни, разгула индивидуалистических страстей, культурного разрыва образованных сословий и народа на почве воскрешения идеальной патриархальной гармонии, которые Островский и его друзья по журналу «Москвитянин» питали в 1850-е гг., не выдержали испытания современностью. Прощанием с ними и была «Гроза», отразившая состояние народного сознания на переломе эпох. Лирический характер «Грозы» глубоко понял А. А. Григорьев, сам бывший москвитянинец, сказав о пьесе: «...как будто не поэт, а целый народ создавал тут».