Образ "тургеневской девушки" в произведениях И.С.Тургенева "Чистейшей прелести чистейший образец…". Тургеневская девушка: какая она

Характеристика

В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная. Она - явный интроверт , плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи . Её черты - огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу» . Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.

В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался и эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни ; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной , неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной ; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой ; мгновенно краснеющей и смущающейся». Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни , институтки - изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов.

В книгах Тургенева

Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде .

  • Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

…Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, - точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся… «Qu’avez-vous?» - спросит ее m-lle Boncourt и начнет бранить ее, говоря, что молодой девице неприлично задумываться и принимать рассеянный вид. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало. Мать ее считала добронравной, благоразумной девушкой, называла ее в шутку: mon honnete homme de fille , но не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях. «Наташа у меня, к счастью, холодна, - говаривала она, - не в меня… тем лучше. Она будет счастлива». Дарья Михайловна ошибалась. Впрочем, редкая мать понимает дочь свою.

  • Марианна Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным. Ноги и руки у ней были крошечные; ее крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки ХVI века; двигалась она стройно и легко. (…) Дяди она чуждалась, как и всех других людей. Она именно чуждалась их, а не боялась; нрав у нее был не робкий. (…) Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ - (в России они стали попадаться довольно часто)… Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души.

Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.

  • Елена Стахова из романа «Накануне » (следует за мужем в Болгарию на освободительную борьбу с турками)

Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. (…) Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, - а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, - и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. (…) Елена слушала его внимательно и, обернувшись к нему вполовину, не отводила взора от его слегка побледневшего лица, от глаз его, дружелюбных и кротких, хотя избегавших встречи с ее глазами. Душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем.

Памяти И.С. Тургенева
(фрагмент)

10.
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собралися воздушною толпой.

11.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты,-
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.

12.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.

13.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.

  • Елизавета Калитина из романа «Дворянское гнездо » (отличие от других героинь этого типа - в особенной религиозности. Потерпев неудачу в любви, уходит в монастырь).

«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно. Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь» (…) «Славная девушка, что-то из нее выйдет? Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, кажется, она восторженна немножко»

  • Лиза из повести «Дневник лишнего человека»
  • Вера из рассказа «Фауст»
  • Ася из повести «Ася » (самая неуравновешенная из героинь этого типа).

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. (...) Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Сначала она дичилась меня. (...) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

  • Н. С. Танкова «Тургеневская девушка» (Литература в школе. - 1996. - № 5)

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Образ "тургеневской девушки"

Творчество И. Тургенева подарило русской литературе яркий образ девушки, который с течением времени трансформировался в устойчивый стереотип. Речь идет о таком явлении как "тургеневская девушка".

В основу явления ложится целая вереница образов героинь, созданных писателем на протяжении 1850-1890-х годов. В исследовательской литературе главными прообразами рассматриваемого стереотипа принято считать Наталью Ласунскую (роман "Рудин"), Марианну Синецкую (роман "Новь"), Елену Стахову (роман "Накануне"). Всех этих героинь объединяют неизменные характеристики.

Прежде всего, "тургеневская девушка" отличается наличием гармоничного и цельного внутреннего мира. Несмотря на некоторую отрешенность от обыденной жизни, эта девушка потрясающе органично ощущает себя наедине с природой. Многих тургеневских героинь отличает врожденная скромность и простота, но за этой видимостью стоит крепкая воля и непреклонный характер. В большинстве случаев девушкам приходится вступать в противоречие с существующим семейным укладом или условностями света, однако каковы бы ни были преграды, в своем желании достигнуть цели девушки идут до самого конца.

Кроме того, "тургеневская девушка" предполагает не только наличие специфических черт характера, но и некоторые внешние особенности. Многие героини писателя обладают фарфоровой (и даже слегка прозрачной) белой кожей, на которой то и дело вспыхивает легкий румянец (способность девушек стесняться и краснеть писатель Тургенев подчеркивает особенно выразительно). Героиням также свойственна природная стройность, тонкие музыкальные пальцы, утонченность и правильность черт лица, тяготение к нежным пастельным тонам в выборе одежды.

Переходим к возрасту женщин, постарше подросткового, и это – какие они…Тургеневская девица, возраст обычно от 19 и примерно до 21 года. Это период, когда едва раскрывшегося, появляется очаровательный цветочек.

тургеневская девушка и чеховская дама

Девушка в этом возрасте уже более сформированная, у нее отсутствуют проблемы с лишним весом и прыщиками, кожа чистая и проблема апельсиновой корки, пока так же отсутствует.
Физические нагрузки, так же как и умственные, для них не проблема. Но, к сожалению, приобретенными способностями они особо не пользуются, так как на первом плане проблемы более глобального характера — .

Не исключено, что существуют и девушки, которых данная проблема особо не занимает, их голова более светлая, в основном они заняты учебой и хобби. Они, можно сказать, не до конца раскрытые бутончики.

Но все же, тургеневские девушки обычно витают в облаках любви в поисках суженного. Вероятность найти жениха не велика, обычно это заканчивается печальным, но бесценным опытом — тургеневская девушка и чеховская дама .

Целью тургеневских девиц, является неумолимое желание любить и быть любимой. Аксессуар – роман о любви.
Основной косметикой является помада и тушь для ресниц. А покушать мы любим — пиццу и пирожки, в основном с капустой. Увлечения обычно разные, такие как спорт конный, теннис большей, главное, что бы народу побольше было, а собственно, ! Современные девушки любят интернет и общение, ну и конечно же тусовки. Девиз примерно такой — «Искать и бороться, найти и сдаться». Проблемы с мужчинами обычно «глобального» характера, можно сравнить с «концом света», но бывают случаи и попроще.

Чеховская дама, женщина — это возраст когда женщина остановилась в росте и понемногу начинает увядать. В этом возрасте обычно есть опыт не удавшегося брака, в некотором случае есть дети, пара лишних килограмчиков, мечты о счастливой жизнитургеневская девушка и чеховская дама

После 25-ти лет женщина уже достаточно набирается «печального» опыта, но что бы адекватно воспринимать ситуацию и учиться на ошибках, она еще не достаточно повзрослела и не хочет принимать этого. Как правило, чаще всего жертвами аферистов брачных, становятся женщины такого возраста. По причине постоянных расстройств, одинокая женщина подвержена различным болезням.
Это может быть и мигрень, ломкость ногтей и выпадение волос, и – у каждой женщины свои….

К всеобщему счастью, чеховский возраст проходит довольно таки быстро, только вот страх перед старостью их никак не покидает. Хотя и рановато думать об этом!


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
АОУ СПО УР «Экономико-технологический колледж»
Тема доклада выступления:

(коллекция одежды)
Автор: Коновалова Алиса Николаевна
Студентка 14гр. по специальности 261019
«Конструирование, моделирование и технология
изготовления швейных изделий»
Руководитель: Батинова Анастасия Игоревна
Ижевск
2014
Введение
«Что можно сказать о произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.
Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы.
«Тургеневская девушка» - это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую девушку» от других женщин.
Тургенев был мастером своего дела – он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. «Тургеневская девушка» – это собирательный образ, можно сказать идеальный. Невозможно точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки»? Наверняка, они живут среди нас, не поддаются на провокации со стороны современного образа жизни. Учатся или работают, стремятся к своему идеалу жизни, где есть муж, который готовится совершить какое-нибудь открытие или переворот в науке, политике или обществе. Сегодня, правда, она уже мечтает не об общественно-политической деятельности или совершенствованию собственной личности, а о простом женском счастьеидеальная семья и дети.
Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.
Задачи работы:
определить на примере героинь произведений Тургенева образ «тургеневской девушки» как историко-литературного понятия;
дать определение понятия «тургеневская девушка»;
определить какими стали «тургеневские девушки» сейчас;
создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.

«Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие
Памяти И. С. Тургенева (фрагмент)
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собрались воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый нежный гений,
Он дал им форму, краски, и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали,
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.
Константин Бальмонт
В произведениях Тургенева любовь чаще всего имеет печальный, трагический оттенок, но героем доставляет, как и горе, так и радость, делая их более возвышенными. Это неслучайно, так как писатель искренне и бескорыстно любил замужнюю певицу и остался верен своей любви до конца своих дней. Героини его повестей и романов всегда необычны.
«Тургеневская девушка» - так называют особый тип героини, отличающейся своеобразным и глубоким внутренним миром. В основном это замкнутая в себе девушка, но тонко чувствующая, которая, как правило, выросла в поместье, нетронутая светом (городом). Очень чистая, скромная и образованная. Такой образ является явным интровертом, плохо ладит с людьми, но имеет очень глубокую внутреннюю жизнь. Такая девушка не отличается яркой внешностью, ей свойственно простота, зачастую её принимают за дурнушку. «Тургеневская девушка» считается обладательницей по истине сильного характера, который может быть сначала незаметен. Она та, которая ставит пред собой цель и идёт к ней. Ради достижения цели такая девушка может пожертвовать собой. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством. Также любит она упорно и неотступно.
Особенности литературного типа «тургеневская девушка»:
душа, которую невозможно не полюбить;
нежность, искренние чувства, отсутствие искусственности и кокетства;
сильный характер;
активность и самостоятельность;
замкнутость;
образованность;
целеустремленность, жажда служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи.

В книгах Тургенева можно увидеть следующие примеры представительниц образа «тургеневской девушки».
Наталья Ласунская из романа «Рудин»: девушка семнадцати лет. Автор отмечает в ней такие черты как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которою постоянно погружается героиня. Основными её занятиями являются прогулки, вышивка на канве, чтение не только исторических книг и назидательных сочинений, но и, тайно от матери и гувернантки, Пушкина. Также она увлекалась лошадьми. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”. Тем не менее сам Тургенев отмечает, что эта девушка вовсе не юная. Эта мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но странно относится к девушке главный герой, Рудин, и она замечает: “он обращается со мной, как с девочкой”. Но автор говорит голосом Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: “Наталья - не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!”, последняя фраза относится к Рудину. Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”. В этой реплике мы слышим боль в душе русской девушки, её печаль и разочарование.
Елена Стахова из романа «Накануне»: В этой героине определённо чувствуется стремление к «деятельному добру», сочувствие ко всем страдающим и угнетённым. В ней идеально сочетается смелость и решительность. Для достижения поставленной цели она порывает со своей преждней жизнью без всяких исключений. Ради своей любви к Инсарову, девушка отвергает всех. Она стала символом тех людей, которые нужны России. Несмотря на смерть мужа, она становится сестрой милосердия, чтобы практически участвовать в борьбе болгарского народа, в память о любимом.
Ася из повести «Ася»: один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она открытая, пылкая и самолюбивая девушка. Поражает читателя своей необычной внешностью и благородством. Также ей характерно застенчивость и неумение вести себя в обществе. В раннем возрасте в голову этой юной леди приходят мысли о противоречиях жизни. С остальными воплощениями образа «тургеневской девушки» её роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал три основных женских образа.
Анна Одинцова Катя ФенечкаВнешность
Красива, стройна, с достойной осанкой. «…руки лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно, именно спокойно, глядели светлые глаза; какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». Нельзя сказать, что она была красавицей, но она много улыбалась и глядела как-то сурово, снизу вверх; темная брюнетка с большими чертами лица и задумчивыми глазами Молодая женщина, вся беленькая и мягкая, с темными волосами; опрятная
Характер
Гордая, даже высокомерная, дама из высшего общества.
Её ум был «пытлив и равнодушен в одно и то же время».
«Не будь она независима, могла бы броситься в битву».
Вышла замуж по убеждению.
Холодный рассудок и некоторая душевная холодность.
Героиня – яркая и сильная личность. Робкая, молчаливая.
Больше любит читать и размышлять.
Близка к природе, естественна.
Добра, нежна и проста.
Любит музыку и цветы.
Терпелива, нетребовательна, но упряма.
Индивидуальность раскрывается постепенно, в союзе с Аркадием будет главной.
Крестьянка, её положение в романе двойственно.
Автор больше всех сочувствует ей, старается защитить и показать, что она в своем материнстве выше всяких предрассудков.
Фенечка естественна, она - сильная личность с чувством собственного достоинства.
Образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке
Какой могла бы быть «тургеневская девушка» сейчас? Вопрос этот в действительности довольно сложный, так как время меняет всё. Оно изменит всякого, но, я думаю, главные её черты остались бы прежними. Решительность и скромность было бы очень ей свойственны, это и отличает её от других. Мне кажется, такую девушку всегда будут характеризовать как мечтательную, образованную и очень скромную, даже немного отчуждённую. Ей сложно поладить с людьми, ведь зачастую её просто не понимают, так как её внутренний мир очень сложен. Многие никогда не смогут понять её жертвенность своему делу, её цели. С таким стремлением она может подняться до невероятных высот, но на каждой новой ступени ей будет препятствовать её же замкнутость. Сейчас мы живём в такое время, когда ты должен быть открыт миру, ты должен быть в ногу со временем, но для достижения своей цели тебе придётся плыть против течения и не врезаться в айсберг, как «Титаник», который при такой встрече потерпел кораблекрушение и пошёл ко дну. Да, ей бы пришлось не сладко в наше время, хотя, как и каждому.
В моём представлении она имеет волосы цвета красного дерева длиной до лопаток, которые ниспадают лёгкими волнами на её светлые плечи. Сложные причёски это не для неё, поэтому она довольствуется косой или свободным пучком на затылке. Цвет её кожи говорит, что её не задело южное солнце, и она не является любителем солнечных ванн. Также это девушка небольшого роста и с невзрачной фигурой, хороша, но не более. Лицо немного округлой формы, выражает образованность и скромность, и даже немного холодность. Высокий лоб прикрывают лишь пару выбившихся прядок, не очень густые брови идеально дополняют её глаза. Они карие с вкраплениями зелёного, излучают решительность. Ничем не примечательный нос и тонкие губы дополняли её образ. В макияже она не отличалась какой-либо экстремальностью. Максимально естественный, разве что ей приходилось добавлять немного румянца, чтобы не казаться слишком бледной. Она была той, которая мечтает носить лёгкие струящиеся платья в пол с кринолином. Ей не мешало бы это сделать общественное мнение, но ей мешала практичность. Гардероб её составляют в основном юбки, блузки и платья из летящих и нежных материалов (например, шелк, шифон и гипюр). Такой девушке нравятся бежевые и лиловые, розовые оттенки, либо благородные тёмно-красный и тёмно-зелёный.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов.
«Тургеневские девушки» - сильные девушки. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться.
«Тургеневская девушка» - романтичная и возвышенная, хрупкая и трогательная, женственная и утонченная. На протяжении долгих лет этот образ вдохновляет художников и дизайнеров и остается актуальным в современном мире.
Ключевыми составляющими современного образа «тургеневской девушки» являются:
Макияж, который еле заметен;
Прическа очень проста, коса или свободный пучок;
Одежда очень женственная, которая делает её ещё более нежной;
Характер сильной решительной девушки с чувствительной душой.
Список литературы
Танкова Н. С. «Тургеневская девушка» (Литература в школе. – 1996.-№5).
Юферова Н. Э. Будущее «тургеневской девушки» / Тургеневский архив.
Тургеневская барышня. Эксперимент //fashion.ru
Тургеневская девушка //ru.wikipedia.org

Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется.

Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом.

В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус, чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами.

Плано Карпини, "История монгалов"
«Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
«Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые».


Сейфи Челеби (XVI век) "Таварих" (Хроника)
«После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи» .

Татарские женщины, как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский (1200 - 1268 гг.).

Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита"
«Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь».

Иоганн Шильтбергер, "Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год".
«В бытность мою у Чакры перед ним и Едигеем предстала одна татарская дама по имени Садур-мелик, со свитой, состоящей из 4 тысяч девиц. Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне (лошади или седла) по мечу и луку.

Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила!". Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец».

Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей. Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии.


Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека:
«Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась…
«Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила (его) на землю»

Кадры из турецкого сериала "Эртогрул".

Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая")

Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию"
«Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи. Там и теперь можно видеть эту гробницу. Место погребения его супруги, царицы Бурлэ, показывают у крепости Урмия. Говорят, что могила в 40 футов длиной. Жители утверждают, что эта прежняя нация отличалась людьми гораздо более высокими и сильными, чем нынешние»

Хивинский историк 17 века Абу-ль-Гази отмечает, что жена Казан-бека из племени салор (Салор-Казан-алп) имела высокий рост и была одной их семерых женщин захвативших власть в тюркском государстве (иль), видимо речь опять идет о Бурла-хатун.

Абу-ль-Гази (1603-1664) «Родословная туркмен»
«Знатные люди и бахши из туркмен, сведущие в истории, рассказывают: семь девушек, подчинив себе весь огузский иль, много лет были беками. Первая из них - Алтун-Гозеки, дочь Сундун-бая и жена Салор-Казан-алпа, она была высокого роста»

"Выстрел", художник Булат Гильванов.

"Книга моего деда Коркута" (Китаб-и деде Коркуд)
Повествование о невесте тюркского героя Кан-Туралы Сельджан-Хатун:

«Кан-Туралы глаза приоткрыл, поднял ресницы, видит невеста его на коне, и конь и сама в броне, с копьем в руке, не царевна, а царь-девица!»

О боевых действиях Сельджан-хатун:
«Как увидела это Сельджан-хатун, внутри ее зажегся огонь; как сокол влетает в стаю гусей, она пустила коня на гяуров; с одного конца сокрушив гяуров, она вышла на другой конец».

«Тут Сельджан-хатун пустила коня, нанесла поражение (врагам); бежавших она не преследовала, просивших пощады не убивала. Она подумала, что враг разбит; с лезвием меча в крови она пришла в шатер».

Более чем вероятно, что основа женского головного убора у туркменских племен - гупба, имеющее форму верхушки боевого шлема, действительно, является его декоративной копией, призванной оставить память о том, что когда-то тюркские женщины носили защитное вооружение.
Это татарское женское украшение стало основой для российской Шапки Мономаха, я делал об этом специальный пост.

Отрывки из каракалпакского поэтического сказания «Сорок девушек» («Кырк Кыз») Поэма рассказывает о борьбе богатырши Гулаим и ее женской дружины с джунгарами и персидским Надир-шахом в 18 веке. Само представление о женщинах-воинах несомненно более древнее и восходит к 9-10 вв. - времени сложения тюркских этносов в Средней Азии. Один из вариантов эпоса «Кырк Кыз» можно

****
Повела за собой подруг

На широкий зеленый луг,

Завязала потешный бой.

Кони быстрые горячи,

А в девичьих руках - мечи.

На своих подруг дорогих

Гулаим глядит, весела,

Ободряет и учит их

Выбивать врага из седла,

В боевом наряде мужском

По-мужски сражаться с врагом,

Тонкий стан стянув кушаком,

Без ошибки владеть клинком;

Учит их искусству, каким

Настоящий храбрец-батыр

В грозный час удивляет мир.

Картины Булата Гильванова из цикла "Алтынчеч и сорок девушек"

****
«Кырк Кыз»

Наши силы, как луки, напряжены,

Кони наши откормлены и сильны,

Древки доблестных копий у нас в руках

Позолоченной сталью оснащены.

Ты за дело взялась, как прямой батыр.

Ты готовишься к битвам, хоть любишь мир.

Чтоб клинки не заржавели, ты в ножны

Терпеливо втираешь смолу и жир.

Ты подругам вручила мечи, уча

По-мужски нападать и рубить сплеча,

Чтобы дорого враг нашу кровь купил,

Не ушел от девического меча.