Образы девушек в войне и мире. Женские образы в «Войне и мире»: сочинение. Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир"

Женские образы в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа “плодовитой самкой”; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая -- мать-наседка; юная “маленькая княгиня” Лиза Болконская -- нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями.

В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Марья Болконская

"right"> "right">Красота души придает прелесть "right"> даже невзрачному телу "right">Г. Лессинг

Считается, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, и он создал в своем воображении ее духовный облик.

Княжна Марья безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, -- человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. Но он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки.

А вот портрет княжны: “Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо”. Толстой не сообщает нам деталей внешности княжны Марьи. Интересный момент - княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Мы знаем о ней, что светским щеголям она казалась “дурною”. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства глаз, плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Она не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Как ни странно, главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война -- это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, -- профессиональный военный, посмеивавшийся над своей сестрой и называвший ее «плаксой».

Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший массу книг и знакомый со всеми великими идеями века, -- он поймет, что права была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась, трепетала перед отцом и разучивала сложные гаммы да плакала над задачами по геометрии. Он действительно прощает смертельного врага -- Анатоля. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее по своей проницательности, умению понимать людей и события. Князь Андрей предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахронизме, в отступлениях от верности эпохе, в “осовременивании” Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и предсказала ему, что он простит перед смертью своего злейшего врага. И автор, заметьте, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие,

что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась роковым образом в Анатоле. Но ошибка эта иного рода, чем ошибка Наташи. Наташей движет тщеславие, чувственность -- что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может ошибиться. Она принимает судьбу как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и не пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу. Она думает не о себе и никогда не плачет от “боли или от обиды”, а только от “грусти или жалости”. Ведь ангелу нельзя причинить боль, нельзя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предсказание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.

Марья Болконская, безусловно, умна, однако она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко общаться. К сожалению, не все могут понять это и оценить. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, а, скорее всего, просто не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая всего остального.

Несмотря на разные характеры, взгляды, стремления и мечты, Наташа Ростова и Марья Болконская крепко дружат в конце романа. Хотя первое впечатление друг о друге у обеих было неприятным. Наташа видит в сестре князя Болконского препятствие для ее брака, тонко чувствуя негативное отношение семьи Болконских к своей персоне. Марья же, со своей стороны, видит типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, имеющую колоссальный успех у мужчин. Мне кажется, Марья даже немного завидует Наташе.

Но сближает девушек страшное горе - смерть Андрея Болконского. Он много значил для сестры и бывшей невесты, и чувства, которые девушки испытывали во время предсмертной агонии князя, были понятны и схожи для обеих.

Семья Марьи Болконской и Николая Ростова - это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть иначе. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова

Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа "Война и мир" и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип -- жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Наташи -- ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.

Впервые мы встречаемся с ней, когда девочка вбегает в комнату, счастье и радость у нее на лице. Это существо не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не старается сдерживать себя. Все ее поступки продиктованы чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована. В нее уже заложено что-то, характерное для того времени и для светских барышень. Ведь не случайно Наташа думает, что уже любит Бориса Друбецкого, что будет ждать, когда же ей исполнится шестнадцать лет, и она сможет выйти за него замуж. Эта воображаемая любовь для Наташи просто развлечение.
Но маленькая Ростова не похожа на других детей, не похожа своей искренностью, отсутствием фальши. Эти качества, свойственные всем Ростовым, за исключением Веры, особенно ярко проявляются при сопоставлении с Борисом Друбецким, с Жюли Карагиной. Наташа знает французский язык, но она не строит из себя француженку, как многие девушки знатных семейств того времени. Она русская, ей свойственны чисто русские черты, она даже умеет плясать русские танцы.

Наталья Ильинична -- дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Наташа предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям -- Пьеру Безухову и Андрею Болконскому -- только в результате сложнейших нравственных исканий.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Наташе принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. А как Наташа отплясывает после охоты! "Чистое дело, марш", - удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка".

В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Ростова вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа находится с князем Андреем до самого конца. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье. "Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила". Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой". Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Об ее интеллектуальных способностях прекрасно говорит Пьер, сказав, что она "не удостаивает быть умной", потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни.

"Война и мир" - единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

Светские дамы

(Элен Безухова,княгиня Друбецкая, А.П. Шерер)

В каждом человеке есть свои достоинства и свои недостатки, некоторые из них мы даже порой не замечаем, просто не обращаем на них внимания. Редко баланс хорошего и плохого уравновешивается, чаще всего друг от друга мы слышим о ком-то: добрый, злой; красивый, некрасивый; плохой, хороший; умный, глупый. Что нас заставляет произносить те или иные прилагательные, характеризующие человека? Конечно же, преобладание одних качеств над другими:- зла над добром, красоты над уродством. При этом рассматриваем мы как внутренний мир личности, так и внешний облик. И случается, что красота способна скрыть зло, а добру удается сделать незаметным уродство. Увидев человека в первый раз, мы совсем не думаем о его душе, мы замечаем только внешнюю привлекательность, но часто состояние души противоположно внешнему облику: под белоснежной скорлупой оказывается протухшее яйцо. Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина -- душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но и только... притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, и именно этим пользуется. А почему бы и нет?.. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Как бы это ни было подло и низко, Элен заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он ее любит, как только Безухов оказался богат. Поставив себе цель, Курагина хладнокровно добивается ее путем обмана, что заставляет нас почувствовать холод и опасность в океане ее души, несмотря на поверхностную прелесть и сверкание. Даже когда после дуэли мужа с Долоховым и разрыва с Пьером Элен понимает, что она натворила (хотя это и входило в ее планы) во имя достижения своей цели, она все равно принимает это как неизбежное, по крайней мере, убеждена, что поступила правильно и ни в коем случае ни в чем не виновата: таковы, дескать, законы жизни. Тем более, что деньги-то от нее не ушли -- ушел лишь муж. Элен знает цену своей красоте, но не знает, насколько она по своей натуре чудовищна, ведь самое страшное, когда человек не ведает, что он болен, и не принимает лекарства.

“Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, -- думал Пьер, -- представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются”. С Безуховым нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за ее ума, но если внимательно изучить всю ее стратегию по достижению цели, то и ума-то особо не заметишь, скорее, догадливость, расчет, житейский опыт. Когда Элен добивалась богатства, она его получила с помощью удачного замужества. Это самый простой, не требующий ума, привычный для женщины способ разбогатеть. Ну а когда она возжелала свободы, то опять же нашелся самый легкий способ -- вызвать ревность в муже, который в конце концов готов отдать все, лишь бы она навсегда исчезла, при этом Элен не потеряла денег, а также не утратила положения в обществе. Цинизм и расчет -- вот главные качества героини, позволяющие ей достигать поставленных целей.

В Элен влюблялись, но никто ее не любил. Она - как красивая статуя из белого мрамора, на которую смотрят, восхищаются, но никто не считает ее живой, никто не готов полюбить ее, потому что то, из чего она сделана, -- камень, холодный и твердый, там нет души, а значит, нет отклика и тепла.

Среди нелюбимых Толстым персонажей можно выделить и Анну Павловну Шерер. На самых первых страницах романа читатель знакомится с салоном Анны Павловны и с ней самой. Ее характернейшая примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она хочет, не может и не находит нужным исправляться”. За этой характеристикой - авторская ирония.

Анна Павловна -- фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица», всякий раз при упоминании об императрице выражающего соединение грусти, преданности и уважения. Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света - это княгиня Друбецкая. Впервые мы видим ее в салоне А.П. Шерер, просящей за своего сына, Бориса. Затем мы наблюдаем, как она просит деньги у графини Ростовой. Сцена, в которой Друбецкая и князь Василий вырывают друг у друга портфель Безухова, дополняет образ княгини. Это абсолютно беспринципная женщина, главное для нее в жизни - это деньги и положение в обществе. Ради них она готова идти на любые унижения.

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это “высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили...”. Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные.

Стоит обратить внимание на то, что рассказы написаны от первого лица, от «Я» и это не случайно: во-первых, это предает произведениям реалистическое их понимание, а во-вторых, По внес в произведения части своей биографии. Все три рассказа...

Женские образы в поэзии и прозе Эдгара По

творческий по женский образ В «счастливой» период фантастический мир, в котором сознание По находило прибежище в годы раннего детства, не распался. Напротив, он расширился, стал сложнее и богаче. В него вошло еще одно божество - Джейн Стэнард...

Женские образы в романах Г. Флобера "Госпожа Бовари" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина"

Сюжет флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде...

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны проблемы, поставленные авторами. Н...

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

В русской культурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения мужественного и женственного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как духовный принцип. Во-вторых, иная...

Идеальные женские образы в средневековой Руси XI-XV века

Образная система в повести И.С. Тургенева "Вешние воды"

Главных женских образа в повести два, это две женщины, принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и «роковая» красавица Марья Николаевна Полозова. О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести...

Патриотизм в русской литературе 19 века

Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге)...

Проблема человека и общества в русской литературе XIX века

Вспомним также, что в 1869 году из-под пера Л.Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпопея «Война и мир». В этом произведении главный герой - не Печорин, не Онегин, не Чацкий...

Тема преступления и наказания в романе Диккенса "Домби и сын"

Главная героиня романа - Флоренс - светлый, почти библейский образ символизирующий душевную чистоту, любовь, способную растопить даже ледяное сердце ее отца. Общение с нею изменяет гордую неприступную Эдит, возрождая в ее душе тепло и ласку...

Чехов А.П.

В богатой дворянской усадьбе живут две красавицы сестеры. Младшая, Женя (домашние зовут ее Мисюсь),- поэтическая натура. Она непосредственна, восприимчива и впечатлительна. Чтение книг - вот основное ее занятие. Она еще не разобралась в жизни...

Что нам известно о языке Льва Толстого? То, что в нем (языке) немало вольностей (и в словоупотреблении, и в грамматике), например: ««Ему ее его!» - эту толпу местоимений можно было бы признать, -- свидетельствовал К. Федин...

Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

В лингвистических работах, посвященных описанию и изучению лексико-семантического поля цветообозначений, исследователи в той или иной степени рассматривают и световую лексику...

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы , всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатстве внутреннего мира своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Этот же художественный принцип при создании женских образов своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир» играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение. Так же как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек - Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью - богатство внутреннего мира.

Наташа Ростова и Мария Болконская - любимые героини Толстого с противоположными характерами. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с Наташей в этот чинный мир врывается свежее дыхание жизни. Не раз Толстой подчеркнет, что Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, - все зависит от ее душевного состояния. В ее душе ни на секунду не прекращается напряженная работа, не доступная постороннему глазу.

Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир невольно оказался вовлеченным князь Андрей Болконский . Не смог устоять перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается с Борисом, когда ей уже 16 лет. «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра. Он забыл, что хотел жениться на богатой невесте, перестал ездить к Элен, и Наташа «казалась по-прежнему влюбленной в Бориса». В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов. Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит в имении Болконских. Воспитанием княжны Марьи занимался отец - гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит ее и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор постоянно напоминает о ее некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нем в те моменты,когда проявляется лучшая часть ее духовного существа. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.

Марья Болконская - обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие ее умственных способностей привнес отец, придававший большое значение образованию. У Наташи Ростовой несколько иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьезно и глубоко, но сердцем и душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно отвечает Пьер: она «не удостаивает быть умной», потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдается пению. Когда Наташа поет, для нее весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как во время ее пения в комнату вбежал восторженный младший брат с известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться.

Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь - сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

Наташа Ростова - это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья.

Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им. Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.

Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров Наташа Ростова и княжна Марья имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене. Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова - патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Лучшие черты любимых героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых. Граф Ростов, гордясь своей дочерью, произнес: «Яйца... яйца курицу учат». С самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем. С особой силой в эти дни проявилась твердость характера скромной и застенчивой княжны Марьи. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.

Человеческую сущность героинь Толстого определяет слово «женственность». Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. Обе любимые героини Толстого находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Но писатель проводит их через серьезные испытания, потрясения и душевные кризисы. При первом знакомстве (когда Наташа была невестой князя Андрея), они не поняли друг друга. Но пройдя трудный путь разочарований и обид, княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали не просто настоящими подругами, а духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и дарить окружающим свет, красоту и любовь.

Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей жены и нежной матери. Наташа Ростова в финале романа - уже не очаровательная тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать. Всем своим существом она отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Их отношения с Пьером удивительно гармоничны и чисты. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняют интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Толстой пишет о том, что Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное - ее добрую, справедливую основу. Другой счастливый союз - это семья Марьи Болконской и Николая Ростова. Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает высокую нравственность того мира, в котором живет его жена.

Наташа Ростова и Марья Болконская противопоставлены в романе Элен Курагиной. За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо. На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть. Будущего для этой героини автор не видит.

Холодности и эгоизму Элен противопоставлена естественность и переменчивость Наташи. Элен, в отличие от Наташи, не способна ощущать вину, осуждать себя. В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота. Не раз в романе мы видим ее «однообразную», «неизменяющуюся улыбку», не раз автор обратит наше внимание на «античную красоту ее тела». Но о глазах Элен в романе не сказано ни слова, хотя известно, что именно они являются зеркалом души. А вот о глазах своих любимых героинь Толстой пишет с большой любовью: у княжны Марьи они «большие, глубокие», «всегда грустные», «привлекательнее красоты». Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые». И у Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла. Л.Н. Толстой не идеализирует семейный быт, но показывает, что именно в семье заключаются для людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Женщины в романе

Многие женские образы в романе «Война и мир» Толстова имеют прототипы в реальной жизни автора. Это, например, Мария Болконская (Ростова), ее образ Толстой писал со своей матери, Волконской Марии Николаевны. Ростова Наталья старшая очень похожа на бабушку Льва Николаевича – Пелагею Николаевну Толстую. Наташа Ростова (Безухова) имеет даже два прототипа, это жена писателя, Софья Андреевна Толстая и ее сестра, Татьяна Андреевна Кузьминская. Видимо, поэтому Толстой с такой теплотой и нежностью создает этих персонажей.

Поразительно, с какой точностью он передает чувства и мысли людей в романе. Автор тонко чувствует и психологию тринадцатилетней девочки – Наташи Ростовой, с ее сломанной куклой, и понимает горе взрослой женщины – графини Натальи Ростовой, потерявшей младшего сына. Толстой словно показывает их жизнь и мысли так, что читатель как будто видит мир глазами героев романа.

Несмотря на то, что писатель рассказывает о войне, женская тема в романе «Война и мир» наполняет произведение жизнью и разнообразием человеческих взаимоотношений. Роман полон контрастов, автор постоянно противопоставляет друг другу добро и зло, цинизм и великодушие.

Причем, если отрицательные персонажи остаются постоянными в своем притворстве и бесчеловечности, то положительные герои совершают ошибки, терзаются муками совести, радуются и страдают, вырастая и развиваясь духовно и нравственно.

Ростовы

Наташа Ростова – одна из главных фигур романа, чувствуется, что к ней Толстой относится с особой нежностью и любовью. На протяжении всего произведения Наташа постоянно меняется. Мы видим ее сначала маленькой бойкой девочкой, потом смешливой и романтичной девушкой, и в конце – это уже взрослая зрелая женщина, мудрая, любимая и любящая жена Пьера Безухова.

Она совершает ошибки, порой заблуждается, но при этом внутреннее чутье и благородство помогают ей понимать людей, чувствовать их душевное состояние.

Наташа полна жизни и очарования, поэтому даже при весьма скромной, как описывает Толстой, внешности она привлекает к себе своим радостным и чистым внутренним миром.

Старшая Наталья Ростова, мать большого семейства, добрая и мудрая женщина, кажется очень строгой на первый взгляд. Но, когда Наташа утыкается в ее юбки, мать «притворно сердито» строжится на девочку и все понимают, как сильно она любит своих детей.

Зная, что подруга находится в тяжелом материальном положении, графиня, стесняясь, дает ей денег. «Annette, ради бога, не откажи мне, - сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из-под платка деньги».

При всей внешней свободе, которую она предоставляет детям, графиня Ростова готова идти на многое ради их благополучия в будущем. Она отваживает Бориса от младшей дочери, мешает браку сына Николая с бесприданницей Соней, но при этом совершенно понятно, что все это она делает только из любви к своим детям. А материнская любовь – самое бескорыстное и светлое из всех чувств.

Немного особняком стоит старшая сестра Наташи – Вера, красивая и холодная. Толстой пишет: «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».

Ее раздражают младшие братья и сестра, они ей мешают, главная забота для нее – она сама. Эгоистичная и погруженная в себя, Вера не похожа на своих родных, она не умеет любить искренне и бескорыстно, так как они.

К ее счастью, полковник Берг, за которого она вышла замуж, очень подходил ей по характеру, и они составили прекрасную пару.

Марья Болконская

Запертая в деревне со старым и деспотичным отцом, Марья Болконская предстает перед читателем некрасивой грустной девушкой, боящейся отца. Она умна, но не уверена в себе, тем более что старый князь постоянно подчеркивает ее некрасивость.

В то же время Толстой говорит о ней: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало». И после этого описания хочется приглядываться к Марье, наблюдать за ней, понять, что же творится в душе у этой робкой девушки.

На самом деле княжна Марья – сильная личность со своим сложившимся взглядом на жизнь. Это хорошо видно, когда она вместе с отцом не хочет принимать Наташу, но после смерти брата все-таки прощает и понимает ее.

Марья, как многие девушки мечтает о любви и семейном счастье, она готова выйти замуж за Анатоля Курагина и отказывается от брака только ради сочувствия к мадмуазель Бурьен. Благородство души спасает ее от подлого и мерзкого красавца.

К счастью Марья встречает Николая Ростова и влюбляется в него. Сложно сразу сказать, для кого этот брак становится большим спасением. Ведь он спасает Марью от одиночества, а семью Ростовых от разорения.

Хотя это и не так важно, главное, что Марья с Николаем любят друг друга и счастливы вместе.

Другие женщины в романе

В романе «Война и мир» женские образы рисуются не только в прекрасных и радужных тонах. Толстой изображает и весьма неприятные персонажи. Он всегда косвенно определяет свое отношение к героям повествования, но никогда не говорит о нем прямо.

Так, оказываясь в начале романа в гостиной Анны Павловны Шерер, читатель понимает, насколько она фальшива со своими улыбками и показным гостеприимством. Шерер «… преисполнена оживления и порывов», ведь «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением…».

Кокетливая и глупая княгиня Болконская не понимает князя Андрея и даже боится его: «Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице её показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей спущенным хвостом». Она не хочет меняться, развиваться, и не видит, как наскучил князю ее легкомысленный тон, нежелание задумываться над тем, что она говорит и что делает.

Элен Курагина, циничная самовлюбленная красотка, лживая и бесчеловечная. Не задумываясь, ради развлечения, она помогает брату соблазнить Наташу Ростову, разрушив не только жизнь Наташи, но и князя Болконского. При всей своей внешней красоте Элен уродлива и бездушна внутренне.

Раскаяние, муки совести – все это не про нее. Она всегда найдет себе оправдание и тем более аморальной она предстает перед нами.

Заключение

Читая роман «Война и мир», мы окунаемся в мир радостей и печалей вместе с персонажами, гордимся их успехам, сопереживаем их горю. Толстому удалось передать все те тонкие психологические нюансы человеческих взаимоотношений, которые составляют нашу жизнь.

Заканчивая сочинение на тему «Женские образы в романе «Война и мир», мне хочется еще раз обратить внимание на то, как точно и с каким пониманием психологии выписаны женские портреты в романе. С каким трепетом, любовью и уважением относится Толстой к некоторым женским персонажам. И как безжалостно и четко показывает безнравственность и фальшь других.

Тест по произведению

Какой же роман без женщин? Он будет не интересен. По отношению к ним главных героев мы можем судить об их характере, манерам поведения, внутреннем мире. Война войной, но она же когда-то заканчивается. Женщин в романе много. Одни образы положительные, другие отрицательные.

Один из главных, любимых автором, женских образов – это образ Наташи Ростовой. Мы наблюдаем за ней на протяжении всего романа. Толстой постоянно подчёркивает, что она не красавица. От маленькой девочки, которая танцует после охоты, до взрослой дамы, жены и матери семейства Безуховых. Но она красива душевной красотой. Именно такая жена нужна была Пьеру, а не холодная красавица Элен Курагина.

В ней горит какой-то внутренний огонь. Что есть красота? «…сосуд.., в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде…» Помните, стихотворение Заболоцкого «Некрасивая девчонка»? Вот как раз в Наташе, как в сосуде, и горел этот огонь. И отблески этого огня делали её лицо таким одухотворённым и живым. Поэтому, она так и привлекательна для противоположного пола. Мужчинам нравятся живые, улыбающиеся женщины, «хохотушки». Как она плясала после охоты! Зажигательно, самозабвенно. Глаза горят, щеки раскраснелись, юбка крутится, как юла. Ну, какой мужчина тут устоит!

Да, Наташа ошибается. И её не прощает надменный и холодный князь Андрей. А может Толстой специально не связал их судьбы? Может он специально дал ей в мужья Пьера Безухова, этого медведя с душой и сердцем ребёнка? Он боготворил её. Посмотрите, как она расцвела с ним, раскрылась, как женщина. Мне кажется, с князем она не была бы так счастлива.

Вера

Прямая противоположность ей – старшая сестра Вера. Её улыбка не притягивала, а наоборот, отталкивала. Детский смех и визг её раздражают, мешают заниматься собственной персоной.

Такое ощущение, что Вера – «подкидыш» в это семейство. Она не родная Ростовым по духу. Ну что ж, господь видимо подбирает пары по образу и подобию. Он и подобрал ей такого же мужа. Два сапога – пара.

Сестра Андрея Болконского – княжна Мария. Если князь может удрать от деспотичного отца на службу, то, увы, девушка не может этого сделать. И вынуждена его терпеть. Она жертвует своей жизнью ради отца. Зачем-то закладывая в неё комплекс неполноценности, отец постоянно унижает её. Но ведь она тоже хочет быть счастливой. Хочет, как все женщины, семью, мужа, детей.

Толстой так описывает её глаза, что на некоторые недостатки внешности и не обращаешь внимания. Тем более, как говорила моя мама: «Красота увянет, доброта не обманет». А она ведь в душе очень добрая. Её жертвенность, наконец, находит достойного адресата – это Николай Ростов. Он спасает её, а она спасает его.

Элен Курагина

Вот самовлюблённая бездушная красавица Элен Курагина. Дорогая размалеванная кукла без души, без сердца. Что брат, что сестра – оба одинаковы. Оба насквозь лживы и бесчеловечны. Чужая жизнь для них ничего не значит. Взяла так, между делом, и помогла брату обмануть одного человека, Наташу. И разрушить жизнь двух человек.

Вторая такого же поля ягодка – Жюли Курагина, разбогатевшая после смерти своих братьев и ставшая самой богатой невестой. Чтобы как-то обратить на себя внимание, она надела маску благопристойной меланхолии. Но вот один из женихов, Борис, нутром чувствует, что она «переигрывает» и отворачивается от неё.

Я вспоминаю экранизацию романа «Война и мир» в постановке Сергея Бондарчука. Наташу Ростову там играла Людмила Савельева. Вот пишу сочинение и вижу её в амазонке, скачущей на охоте. А потом её зажигательную пляску после охоты. Точно подобрали актрису для образа. Для меня это лучший образ Наташи Ростовой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов