Образы первобытных изображений. Презентация к уроку по МХК на тему: Первобытное искусство. Храмы Луксора и Карнака

Не осознавал себя чело-веком, но вместе с тем, указывает, что сознание его было занято со-всем другими образами — образами охоты. Анималистическая тема в живописи первобытных охотников вполне закономерна. Практиче-ская значимость объекта нашла эмоциональное закрепление в ис-кусстве и мифологии тотемизма , объясняющего происхождение лю-дей данного племени рождением (или превращением) от зверя .

Материалы изобразительного искусства позволяют пред-положить, что первый импульс осмысления подлинно человече-ского в себе возникает как осознание женской природы, интуи-тивно ощущается в соотношении с женщиной-родительницей.

Палеолитиче-ские Венеры

Первые изображения человека — это так называемые Палеолитические «Венеры», созданные в период XXV-XVIII тыс. до н.э. Глиняные статуэтки, найденные во многих об-ластях Европы (Чехословакия, Италия, Франция), на Дальнем Вос-токе, в Азии — все они стилистически весьма схожи со знаменитой Венерой из Виллендорфа (Нижняя Австрия). Искусствоведы отме-чали характерные для скульптуры преувеличенные признаки пола (большая грудь, громоздкий живот, возможно, указывающий на бе-ременность, тяжелые широкие бедра). Отсутствие индивидуальных черт (идентичность пропорций, схематично показанные конечности, сходство в изображении прически, не обработанные лица, иногда голова лишь намечена) указывает, что в образах этих подчеркива-лись материнские качества, обобщенные черты женщины в ее детопроизводительной функции. Женское тело воспринималось как источник жизни. Подчеркнутые материнские черты Палеолитиче-ских Венер — магическая гарантия продолжения рода. Кроме того, в этих небольших статуэтках впервые отчетливо и натуралистично воспроизводятся человеческие черты. В филогенетическом процессе самопознания , в противопоставлении зооморфной ипостаси человек впервые воспринимает себя именно в женском облике.

С образом женщины-жизнедательницы в первобытном искус-стве связан паттерн представлений о плодородии не только в мире людей, но также о размножении животных, об удачном промысле и календарном воспроизводстве циклов жизни. Эпизодическое появ-ление мужских персонажей в живописи палеолита включено в этот же тематический цикл: сезонного плодородия в мире природы, кру-говорота жизни и смерти. Постоянными героями искусства мужские персонажи становятся лишь к эпохе среднего камня (VIII-V тыс. до н.э.).

В мезолитических композициях наблюдается постоянная за-кономерность, определяющая общую стилистику изображений:

  • Как правило, это очень динамичные сцены охоты. Отметим, что женские палеолитические образы символизируют какие-то идеи, но не воспроизводят никакого сюжета. Подчеркнутая динамика движущихся фигур, акцент на событийном плане подталкивает к убеждению, что человек теперь осознает себя как деятельное существо. К тому же у героя мезолитического искусства по-являются атрибуты, характеризующие осмысленную трудовую деятельность: луки со стрелами, лодки, колесницы.
  • В отличие от натуралистичных образов «венер» фигурки охот-ников переданы весьма условно. Движения утрированы, тела непропорциональны. Женские образы не исчезают в эпоху ме-золита, но, кажется, утрачивают сакральную значимость. Они появляются в бытовых сценах, связанных с добычей пропитания: наскальная живопись из Тассилин-Аджер и Феццана в афри-канской Сахаре изображает женщин, собирающих мед, женщин с коровами возле хижин. Их фигуры также условны и непро-порциональны, персонажи изображаются в действии. Гендерные различия оказываются не существенными.
  • Изображения животных сохраняют реалистическую стилистику палеолита. Схематизм антропоморфных изображений в контра-сте с реалистическими профильными изображениями животных сохраняется не только в эпоху неолита . Подобные черты мож-но наблюдать в искусстве зарождающихся цивилизаций Египта, Крита. Стилистическое своеобразие может объясняться доми-нантными семантическими образами сознания . Реалистичность и детальность изображения животных свидетельствует об осо-бом пристальном внимании к объекту охоты.

Различная стилистика в изображении животного (реализм) и человека (условность) может быть показателем того, что антропос эпохи среднего камня выделил себя из мира природы и противопо-ставил ему. Он понял, что является иным, он преодолел свой зоо-морфизм как нечто, свойственное ему изначально. Материал с сайта

Тенденция к схе-матизации образа человека наблюдается в древнем искусстве вплоть до рождения стилей больших цивилизаций. Данный процесс, возможно, отображает характерную закономерность: чем большим ко-личеством предметов культуры окружает себя человек, тем меньше потребность изображать его физический облик. Это предположение подтверждается многочисленными изображениями бронзового века : петроглифы Центральной и Средней Азии, Алтая, Карелии, изобра-жающие человека на колеснице, напоминают орнаментальный узор, в котором глаз не сразу обнаруживает сюжет. Это может означать, что человек определяет себя не через физические качества и внеш-ние свойства, а через созданные и произведенные им предметы и атрибуты деятельности, культуры.

Условность и схематизм изображений свидетельствуют еще и о том, что человек в древнюю эпоху представляет собой существо ро-довое, коллективное. В изобразительном искусстве начала цивилиза-ций повсеместно мы сталкиваемся с весьма обобщенным образом человека. Достаточно вспомнить геометризованные фигуры в росписях керамических сосудов гомеровской Греции, додинастического Егип-та и т.д. Нарастание реалистических тенденций наблюдается лишь с усилением индивидуальных проявлений в

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 16.12.2015 18:48 Просмотров: 3524

Первобытное искусство развивалось в первобытном обществе. Первобы́тным о́бществом называется период в истории человечества до изобретения письменности.

Первобытное общество с XIX в. называют также доисторическим. Но, поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин «доисторический» либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом.
Первобытное общество делят на следующие периоды:
Палеолит (древнекаменный век) – 2,4 млн.-10000 до н. э. Палеолит делят на ранний, средний и поздний.
Мезолит (среднекаменный век) – 10 000-5000 до н. э.
Неолит (новокаменный век) – 5000-2000 до н. э.
Бронзовый век – 3500-800 до н. э.
Железный век – с около 800 до н. э.

Изобразительное искусство палеолита

В этот период изобразительное искусство было представлено геоглифами (изображениями на поверхности земли), дендроглифами (изображениями на коре деревьев) и изображениями на шкурах животных.

Геоглифы

Гео́глиф – нанесённый на землю геометрический или фигурный узор, обычно длиной свыше 4 метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Наиболее известные геоглифы находятся в Южной Америке – на плато Наска, в южной части Перу. На плато, протянувшемся более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток, расположено около 30 рисунков (птица, обезьяна, паук, цветы и др.); также около 13 тысяч линий и полос и около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Обезьяна
Рисунки обнаружены в 1939 г., когда над плато пролетел на самолёте американский археолог Пол Косок. Большой вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе, которая начала работу над их изучением в 1941 г. Но сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 г.

Паук
Линии Наски до сих пор не разгаданы, остаётся много вопросов: кто их создал, когда, зачем и каким образом. С земли многие геоглифы увидеть невозможно, поэтому предполагают, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Кроме ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

Аналоги Наски

Плато Пальпа на южном побережье Перу

Комплекс Пальпы более разнообразен как по сложности изображений и их количеству, так и по разнообразию памятников. Пальпа покрыта невысокими холмами с изрезанными склонами, которые переходят в горные цепи. Холмы с рисунками имеют практически идеально ровные вершины, как будто их специально выравнивали перед тем как нанести на них изображения. На плато Пальпа расположены уникальнейшие рисунки, аналогов которым в Наске нет. Это геометрические фигуры, явно несущие в себе закодированную в математическом виде информацию.

Гигант из пустыни Атакама

Гига́нт из пусты́ни Атака́ма – большой антропоморфный геоглиф, крупнейший доисторический антропоморфный рисунок в мире, длиной 86 м. Возраст рисунка оценивается в 9000 лет.
Это изображение располагается в 1370 км от геоглифов пустыни Наски, на одинокой горе Сьерро Уника в пустыне Атакама (Чили). Изображение трудно поддаётся идентификации. Полностью увидеть этот геоглиф можно лишь с самолёта. Создатели этого изображения неизвестны.

Уффингтонская белая лошадь

Сильно стилизованная меловая фигура длиной 110 м, созданная путём наполнения битым мелом глубоких траншей на склоне 261-метрового известнякового Холма белой лошади близ местечка Уффингтон в английском графстве Оксфордшир. Находится под государственной охраной как единственный английский геоглиф доисторического происхождения. Создание фигуры относят к раннему бронзовому веку (приблизительно X век до н. э.).
Крупные рисунки существуют и в России: «Лось» на Урале, а также гигантские изображения на Алтае.

Наскальная живопись

До наших времен сохранилось множество наскальных изображений эпохи палеолита, в основном в пещерах. Большинство их найдено в Европе, а также в других частях света. Старейшим известным наскальным изображением является, по-видимому, сцена сражения носорогов в пещере Шове, её возраст около 32 тыс. лет.

Изображение на стене пещеры Шове
На наскальных рисунках преобладают изображения животных, сцены охоты, фигурки людей и сцены обрядовой или повседневной деятельности (танцы).
Вся первобытная живопись предположительно создавалась в соответствии с культами. Многие образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первобытная скульптура

Палеолитическая Венера

Это название – обобщающее для множества доисторических статуэток женщин, датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но находят их и далеко на востоке (стоянка Мальта в Иркутской области).

Венера Виллендорфская
Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня. Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу – один из древнейших примеров известной науке керамики. К началу XXI в. известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера: от 4 до 25 см в высоту.

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας – большой, λίθος – камень) – доисторические сооружения из больших блоков.
Мегалиты распространены во всём мире, чаще всего в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой бронзового века (3-2 тыс. до н. э.). В Англии существуют мегалиты эпохи неолита. На средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле также находится мегалиты. Было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования опровергают это предположение.
Назначение мегалитов не совсем ясно. По мнению некоторых ученых, они служили для погребений. Другие учёные считают, что это пример общинных сооружений, что требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения использовались для определения времени астрономических событий: солнцестояния и равноденствия. В нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Стоунхендж – мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир (Англия). Представляет собой комплекс кольцевых и подковообразных земляных (меловых) и каменных конструкций. Находится примерно в 130 км от Лондона. Это один из самых знаменитых археологических памятников в мире.
О назначении Стоунхенджа до сих пор нет единого мнения. Его в разное время считали то святилищем друидов, то древней обсерваторией, то территорией для погребения.

Составной дольмен из долины реки Жане (в 15 км от Геленджика)
Много дольменов известно в Краснодарском крае. Дольмены – мегалитические гробницы первой половины III-второй половины II тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века. Распространены от Таманского полуострова и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере – до долины реки Лабы. Дольмены использовались и в позднем бронзовом веке, и позднее. Всего известно около 3000 дольменов. Из них изучено не более 6%.
Печально, что эти археологические памятники разрушаются и не сохраняются. К тому же далёкие от науки люди создают вокруг таких объектов околодольменный бум. Могильники становятся местом постоянного паломничества и даже местом проживания экзальтированной и неадекватной публики. Средства массовой информации наполняют домыслами различных «исследователей».

Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства - в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических “Венер”; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений).

Важнейшая черта первобытного искусства - синкретизм, выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности.

Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства.

В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица, проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические “Венеры”). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ормньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта, и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека (“Великий марсианский бог”), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей - одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи - фронтально.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В искусстве бронзового и железного века уже четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов. В XX в. влияние мифа на литературу проявляется в усложнении символики, тяготении к притче, смысловой многослойности художественных текстов (Б. Пастернак, А. Платонов, О. Мандельштам, Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн). Представления первобытных людей отражаются также в современных языковых фразеологизмах. К примеру, мифологический образ “волка-разбойника” привел к возникновению фразеологизма “волчья хватка”. Связывание как магическое действие воспроизводится в выражениях “развязать язык”, “связать по рукам и ногам”. Зеркало как магический символ границы между земным и потусторонним миром породили фразеологизмы “как в воду глядел”, “как в зеркале”. Есть большая группа фразеологизмов, правильное понимание которых требует знания мифа: “сизифов труд”, “ариаднина нить”, “Гераклитов огонь”, “каинова печать”.

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить, и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия.

первобытное искусство

Любой человек наделен великим даром - чувствовать красоту окружающего мира, ощущать гармонию линий, любоваться многообразием оттенков цветов.

Картина - это запечатленное на холсте мироощущение художника. Если ваше восприятие окружающего мира отражается в живописи художника, то вы чувствуете родство с произведениями этого мастера.

Картины привлекают внимание, завораживают, возбуждают воображение и мечты, вызывают воспоминания о приятных минутах, о любимых местах и пейзажах.

Когда же появились первые изображения созданные человеком?

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества . Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.


Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека , и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей , выполненные яркой краской - красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ""картины"" были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях.

Танец. Роспись Лльейда. Испания. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, отражая в них собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притоптывание ногами, выразительные жесты рук создали предпосылки для возникновения танца. Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, с верой в победу над врагом.

<<Каменная газета>> Аризона

Композиция в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер можно увидеть мамонтов, диких лошадей, носорогов, бизонов. Рисование для первобытного человека было таким же «колдовством», как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная» духа нарисованного зверя пением и пляской, а затем «убивая» его, человек будто овладевал силой животного и до охоты «побеждал» его.

<<Сражающиеся лучники>> Испания

А это петроглифы. Гавайи

Росписи на горном плато Тассили-Аджер. Алжир.

Первобытные люди практиковали симпатическую магию - в форме танцев, пения или изображения зверей на стенах пещер, - чтобы привлечь стада животных и обеспечить продолжение рода и сохранность скота. Охотники разыгрывали сцены удачной охоты, чтобы привлечь энергию в реальный мир. Они обращались к Хозяйке Стад, а позже к Рогатому Богу, которого изображали с рогами козлов или оленей, чтобы подчеркнуть его главенство в стадах. Кости зверей полагалось закапывать в землю, чтобы звери, как и люди, возрождались из лона Матери - Земли.

это пещерный рисунок в районе Ласко (Lascaux) во Франции из эры палеолита

Предпочитаемой пищей были крупные животные. И люди палеолита, умелые охотники, уничтожили большинство из них. И не только крупных травоядных. Во время палеолита полностью исчезли, как вид, пещерные медведи.

Есть и другой вид наскальных рисунков, который носит мистический, загадочный характер.

Наскальные рисунки из Австралии. То ли люди, то ли животные, а может и не то, и не другое...

Рисунки из Западной Арнемы, Австралия.


Огромные фигуры и рядом маленькие человечки. А в левом нижнем углу вообще что-то непонятное.


А вот шедевр из Ласкаукса, Франция.


Северная Африка, Сахара. Тассили. 6 тысяч лет до н.э. Летающие тарелки и некто в скафандре. А может быть, это и не скафандр.


Наскaльный рисунок из Австралии...

Вал Камоника, Италия.

а следующее фото из из Азербайджана, Гобустанский район

Gobustan включен в список наследия ЮНЕСКО

Кто были те «художники», сумевшие передать отдаленным эпохам весть о своем времени? Что побудило их сделать это? Каковы были скрытые пружины и движущие мотивы, которыми они руководствовались?..Тысячи вопросов и очень мало ответов...Многие наши современники очень любят, когда им предлагают взглянуть на историю через увеличительное стекло.

Но неужто в ней все настолько мелко?

Ведь были и изображения богов

На севере Верхнего Египта находится древний город храмов Абидос. Возникновение его восходит к доисторическим временам. Известно, что уже в эпоху Древнего Царства (около 2500 г. до н. э.) в Абидосе пользовался широким почитанием универсального божества Осирис. Осирис же считался божественным учителем, подарившим людям каменного века многообразные знания и ремесла, и, вполне возможно, знания о тайнах неба. Кстати,именно в Абидосе был найден древнейший календарь, датируемый IV тысячелетием до н. э.

Древняя Греция и Древний Рим также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. У них уже была развитая письменность - их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Почему человечество пытается узнать, что было миллионы лет назад, какими знаниями обладали древние цивилизации? Мы ищем источник, потому что думаем, что раскрыв его, мы узнаем, для чего же мы существуем. Человечество желает найти, где находится та начальная точка отсчета, с которой все началось, потому что думает, что там, видимо, есть ответ, «для чего всё это», и что же будет в конце...

Ведь мир так необъятен, а человеческий мозг узок и ограничен. Сложнейший кроссворд истории необходимо разгадывать постепенно, клеточка за клеточкой...

Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Первобытное искусство возникло тысячелетий назад


Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека (примерно 2,5 млн. лет назад) Каменный век Палеолит - 12 тыс.. лет до н.э. Мезолит тыс. лет до н.э. Неолит тыс. до н. э. Медный век Бронзовый век Железный век






Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных.


Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.


Медведь. Фрагмент первобытной скульптуры Две версии происхождениядревнейшего искусства: 1) пещерная живопись 2) схематические знаки и геометрические фигуры В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.






Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди,увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног, лица.отсутствие ступней ног, лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины- матери, символ плодородия и хранительницы очага.


















Жилище первобытного человека Наверху, в центре, где они перекрещивались, их связывали жилами. Наверху, в центре, где они перекрещивались, их связывали жилами. Затем набрасывали шкуры животных, сверху прижимали бивнями и оленьими рогами. Затем набрасывали шкуры животных, сверху прижимали бивнями и оленьими рогами. Дверь делали из шкур. Дверь делали из шкур.


В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты(от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень).В век бронзы достигли своего наивысшего развития сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты (от греческого «мегос» - большой и «литос» - камень).
Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); декоративное искусство (резьба по камню и кости); Архитектура Архитектура Музыка Музыка Литература Литература Хореография Хореография


Домашнее задание: Выучить тему «Первобытное искусство» по тетради. Выучить тему «Первобытное искусство» по тетради. Представьте, что вы первобытные люди. Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека». Представьте, что вы первобытные люди. Напишите мини-рассказ «Один день из жизни первобытного человека».