Оперный певец зураб соткилава биография. Зураб Соткилава - грузинский оперный певец: биография, семья, творчество. Участие в жюри конкурсов

Когда слышишь глубокий, могучий, заполняющий собой любой зал голос Зураба Соткилавы, то не верится, что знаменитый тенор, лауреат множества премий мечтал когда-то стать звездой… футбола, и лишь благодаря стечению обстоятельств мир получил вместо великого футболиста великого певца. Как же такое могло произойти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, вспомнить всю жизнь Зураба Лаврентьевича, начиная с того мартовского дня 1937-го года, когда директор школы Лаврентий Соткилава стал самым счастливым человеком на Земле: еще бы, ведь у него родился сын.

Детство в тени войны

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился в 12 марта 1937 года Сухуми. Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.

А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?

Футбол? Футбол. Футбол!

После Победы и возвращения отца на смену тревогам пришли обычные мальчишеские радости, главной среди которых был футбол. Дни напролет Зураб гонял по огромной поляне самодельный мяч, сделанный из корней травы. В 12 лет юного игрока заметили тренеры – и спортивная карьера стремительно шла в гору: в 16 лет он уже крайний защитник сухумского «Динамо», а в 1958 г. его зачисляют в основной состав тбилисского «Динамо». Параллельно Зураб учится в политехническом, но никто, и прежде всего он сам, не сомневается, что его будущее – спорт.

А потом был роковой матч в Югославии и полученный на нем перелом. Тогда Зураб смог преодолеть последствия травмы и вернуться в команду. Но новая травма – на этот раз на соревнованиях в Чехословакии – не оставляет никаких шансов. Из футбола пришлось уйти. И нужно было искать новое призвание, новую цель.

В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории.

Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.

10 июля 1960 года он защитил диплом в политехническом институте, а 12-го пошел на вступительный экзамен в консерваторию.

В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.

…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира - в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 году к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».

С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.

Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников…

Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.

Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.

В июле 2015 года Зураб Соткилава заявил о том, что тяжело болен онкологическим заболеванием. Врачи поставили диагноз - злокачественная опухоль поджелудочной железы. После операции в Германии и курса лечения в России певец вернулся к творческой деятельности, его первый после выздоровления концерт состоялся 25 октября 2015 года в Сергиевом Посаде.

Оперный певец Зураб Соткилава скончался 18 сентября 2017 года в Москве от рака поджелудочной железы.

Когда слышишь глубокий, могучий, заполняющий собой любой зал голос Зураба Соткилавы, то не верится, что знаменитый тенор, лауреат множества премий мечтал когда-то стать звездой… футбола, и лишь благодаря стечению обстоятельств мир получил вместо великого футболиста великого певца. Как же такое могло произойти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, вспомнить всю жизнь Зураба Лаврентьевича, начиная с того мартовского дня 1937-го года, когда директор школы Лаврентий Соткилава стал самым счастливым человеком на Земле: еще бы, ведь у него родился сын.

Детство в тени войны

Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.

А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?

Футбол? Футбол. Футбол!

После Победы и возвращения отца на смену тревогам пришли обычные мальчишеские радости, главной среди которых был футбол. Дни напролет Зураб гонял по огромной поляне самодельный мяч, сделанный из корней травы. В 12 лет юного игрока заметили тренеры – и спортивная карьера стремительно шла в гору: в 16 лет он уже крайний защитник сухумского «Динамо», а в 1958 г. его зачисляют в основной состав тбилисского «Динамо». Параллельно Зураб учится в политехническом, но никто, и прежде всего он сам, не сомневается, что его будущее – спорт.


А потом был роковой матч в Югославии и полученный на нем перелом. Тогда Зураб смог преодолеть последствия травмы и вернуться в команду. Но новая травма – на этот раз на соревнованиях в Чехословакии – не оставляет никаких шансов. Из футбола пришлось уйти. И нужно было искать новое призвание, новую цель.

Начало

В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории. Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.


10 июля 1960-го г. он защитил диплом в политехническом институте, а 12-го пошел на вступительный экзамен в консерваторию.

Любовь

В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.


И тогда Элисо подошла сама.
…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

Слава

Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира — в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 г. к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».

С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.

Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников… Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.

Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.

«Ненавижу мужчин, которые бросают жён из-за молодой, длинноногой...» - говорит знаменитый тенор Большого театра народный артист СССР Зураб Соткилава .

«Жалко близких, а не себя»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Зураб Лаврентьевич, когда мы с вами договаривались об интервью, вы сказали, что сейчас у вас весь день по часам расписан из-за системы лечения...

Зураб Соткилава: У меня была онкология, я делал операцию в Германии, проходил «химию». После был хороший период - целых 8 месяцев всё чисто. И я как-то осмелел, начал петь... В Грузию успел поехать. Там были самые волнительные выступления, хотелось себя хорошо показать. Большой успех был... Но я начал рано давать концерты. Стрессы и нагрузки вызвали метастазы в другом месте. Вот сейчас сделал три курса химиотерапии, ещё осталось два. Это жестокая вещь... Интоксикация сильная... Вкус металла во рту - ещё чёрт с ним. Проблема в том, что ничего не чувствуешь. Бывает очень большая слабость. Иногда такая, что... (Пауза.) Врагу не пожелаю.

Писательница Дарья Донцова, перенёсшая рак, сказала: борясь с этой страшной болезнью, главное - собраться и не жалеть самого себя...

Сколько себя помню, мне себя жалко никогда не было. Мне жалко моих близких. Я знаю, как они переживают, особенно моя супруга. Вот это и есть моя боль, мои страх и жалость.

- А когда вы только-только узна-ли о своём диагнозе, какая была реакция? Страх? Отчаяние?

Мои думали, что они раньше меня узнали всё от главврача. И молчали, скрывали от меня. А на самом деле я всё знал. В один период начал бледнеть, неожиданно становилось плохо, пошёл к врачу. На УЗИ женщина-специалист сказала: «Зураб, там что-то есть. Только непонятно - качественное или злокачественное». И я понял почему-то, что некачественное...

- Сколько лет длится уже борьба с раком, Зураб Лавренть-евич?

Почти два года... Но всё равно я о плохом не думаю, всё у меня хорошо будет. Правда! У меня есть цель. Я хочу петь. Иначе жить не хочу...

По поводу пения... В клинике, где меня оперировали, есть четыре врача. Все красавцы - когда они ко мне зашли, я подумал: звёзды Голливуда... И вдруг они как запели песню, которую я когда-то исполнял! Хирурги запели! В Германии! Они уже знали, кто я такой...

Говорю главному хирургу: «Я хочу петь». Он отвечает: «Зачем вам? Сколько вам лет?» Мне тогда было 78. «Понимаете, я умру без пения. Не хочу жить без сцены». Он так сидел-сидел, потом говорит: «Я две недели был в отпуске, не сделал ни одной операции. И чуть с ума не сошёл. Поэтому приехал на два дня раньше, чтобы продолжить. Я тоже не могу без операций».

В пении для меня радость жизни, в этом смысл моего сущест-вования... Мне не так давно позвонил директор Большого театра: «Что и как будем делать?» У меня же 80-летие в марте 2017 года... Я сказал: «Давайте подождём, пока проверят меня… Если всё нормально окажется, буду готовиться». Я говорю плохо, а начинаю распеваться - и голос появляется...

Говорят, что в борьбе с болезнью очень помогают положительные эмоции... Что вам в жизни доставляет удовольствие?

Моя радость - мои дети и внуки. Когда мы все вместе, то я самый счастливый человек на свете! А положительные эмоции приносят работа в консерватории, работа с молодыми, обучать их для меня радость. У меня за 50 лет огромное количество студентов было. Сейчас замечательные ребята учатся, четверо из них на третьем курсе. Вот надо довести их до конца. Они должны стать большими певцами...

А ещё... Знаете, я понял, что такое людская любовь... По улице не могу пройти - меня останавливают, обнимают, целуют женщины, старики, молодые, знакомые, незнакомые. Конечно, мне это приятно... Все желают выздоровления и никто не сказал, что им меня жаль. Все говорят: «Мы вас не жалеем, мы вас любим».

И конечно, радует мой любимый футбол, в который я сам играл (из-за травм Соткилава был вынужден оставить спорт. - Ред.). Сейчас с удовольствием смотрю, когда на поле интеллектуалы футбола. Это фантастическая игра.

Но российские футболисты... Чемпионат Европы - это был ужас. Нарочно так плохо не сыграешь. Я тогда болел за Испанию и Италию. Иногда болею за отдельных футболистов - за Роналду и за Месси. Даже моя жена Роналду любит. Мы счастливы, когда он выигрывает.

фото из личного архива семьи Соткилавы

От критики - беруши в уши

Зураб Лаврентьевич, сейчас век разводов, но вашему браку с пианисткой Элисо Турманидзе уже больше полувека... В чём тут секрет?

Вообще кавказские семьи не разводятся по жизни. Ненавижу мужчин, которые ведут себя непорядочно. Взял в жёны молодую красивую девочку, она отдала ему свою жизнь, себя отдала, для него жила, всё делала, воспитывала детей. А потом появляется какая-то юная, длинноногая, и он уходит... Как можно бросать семью?

- А что нужно делать, по-вашему, чтобы сохранить в семье любовь на многие годы?

Компромиссы, конечно. Терпение нужно. Не бывает такого, чтобы без бури в семье было. И вот здесь надо быть чуть-чуть умнее. Женщине надо уступать, всё равно её не перекричишь. Поэтому мужчине надо быть более терпеливым. Но и женщина должна уважать своего супруга, должна делать всё для того, чтобы он хорошо выглядел, хорошо и достойно жил. Женщина делает мужчину.

Мы с супругой 51 год вместе. Жена меня поддерживает и всё делает для того, чтобы я был в режиме, питался правильно. Хотя насчёт питания мы запутались. Советчиков столько, что с ума можно сойти! Вот сидят два академика. Один говорит: «Зураб, надо кислую среду есть». Второй говорит: «Лучше щелочную». Я отвечаю: «Ребята, договоритесь и решайте, что будем делать». Отвечают: «Если бы мы знали, от чего рак происходит, мы бы нашли средство». У меня режим питания немножко сложноватый. Всё специально готовим. Через день мясо обязательно нужно для силы. И мне ещё дают добавки, препараты, которые иммунитет поддерживают.

51 год назад. Зураб и Элисо.

Народный артист СССР, оперный певец Зураб Соткилава.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазская АССР; ныне - Сухум, Абхазия) в семье Лаврентия Гутуевича Соткилавы и Ксении Виссарионовны Карчава. Отец был директором школы, мать - врачом-рентгенологом.

В 1960 году Зураб Соткилава окончил горно-геологический факультет Тбилисского государственного политехнического института (ныне - Грузинский технический университет) по специальности "инженер-маркшейдер", в 1965 году - Тбилисскую государственную консерваторию им. Вано Сараджишвили (класс Давида Андгуладзе), в 1972 году - аспирантуру консерватории.

В детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано. Увлекался футболом, с 16 лет выступал за сухумское "Динамо" на позиции защитника. В 1956 году стал капитаном сборной Грузинской ССР в возрасте до 20 лет. Через два года начал играть в основном составе тбилисского "Динамо".

Параллельно занимался вокалом с профессором Тбилисской консерватории Николаем Бокучавой. В конце 1950-х гг. , завершив вследствие травмы спортивную карьеру, сосредоточился на музыкальной деятельности. Певческий голос - тенор.

В 1965-1974 гг. являлся солистом Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси). Исполнял партии Герцога в опере Джузеппе Верди "Риголетто", Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен", Турриду в опере Пьетро Масканьи "Сельская честь", Рудольфа в "Богеме" Джакомо Пуччини и др.

В 1966-1968 гг. проходил стажировку в театре "Ла Скала" (Милан, Италия).

В 1973 году дебютировал в Москве в Государственном академическом Большом театре в партии Хозе (опера Жоржа Бизе "Кармен"), в следующем году был приглашен в оперную труппу. Исполнял партии Водемона ("Иоланта" Петра Чайковского), Абесалома ("Абесалом и Этери" Захария Палиашвили), Каварадосси ("Тоска" Джакомо Пуччини), Манрико ("Трубадур" Джузеппе Верди), Радамеса ("Аида" Джузеппе Верди), Отелло ("Отелло" Джузеппе Верди) и др.

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2002 году возобновил там же преподавательскую деятельность. Среди учеников Соткилавы - оперные певцы Владимир Богачев, Александр Федин, Владимир Редькин и др.

В 1995 году участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы Модеста Мусоргского "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. На протяжении карьеры выступал с гастролями в США, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.

Возглавлял жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского в номинации "вокальное искусство" (1994), жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Киношок" (2000). В 2011 году входил в состав жюри телевизионного проекта "Призрак оперы" (Первый канал).

Являлся почетным членом Болонской музыкальной академии (Италия).

В последние годы жизни страдал от онкологического заболевания.

Народный артист СССР (1979). Лауреат орденов "Знак Почета" (1971), Трудового Красного Знамени (1976), "За заслуги перед Отечеством" I (2017), II (2007) и III (2001) степени, Чести (1997, 2007, Грузия).

Был награжден почетной грамотой президента РФ (2012).

Был отмечен Государственной премией Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983) и Государственной премией Грузии им. Шота Руставели (1998).

Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1968, София, Болгария), IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, Москва), Международного конкурса вокалистов Франциско Виньяса (1970, Барселона, Испания), российской музыкальной премии "Овация" (2008).

Был женат на пианистке Элисо Турманидзе. Дочери Теа (род. 1967) и Кетеван (род. 1971) - выпускницы Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Советский, российский и грузинский оперный певец, лирико-драматический тенор.

Биография Зураба Соткилавы

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми, Грузия. В детстве будущий знаменитый тенор серьезно увлекался футболом и в возрасте 16 лет уже играл на месте крайнего защитника в сухумском футбольном клубе «Динамо». В 1956 году, когда Соткилаве было 19 лет, он стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет, а через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо», но серьезные травмы, полученные им в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, привели к завершению спортивной карьеры. После того как он оставил большой спорт, Соткилава поступил в Тбилисский политехнический институт на специальность «инженер-маркшейдер», а после него в Тбилисскую консерваторию, которую окончил в 1965 году. После завершения учебы в консерватории Соткилава начал выступать в труппе Грузинского театра оперы и балета имени З. Палиашвили, где проработал более 9 лет.

В 1970-м году Соткилава получил звание Заслуженного артиста Грузинской ССР, а в 1973-м был назван Народным артистом Грузинской ССР (1973).

Во время работы в грузинском Театре оперы и балета имени З. Палиашвили Соткилава также прошел стажировку в миланском «Ла Скала» у маэстро Дж. Барра и Э.Пьяцца.

Зураб Соткилава в Москве

В 1973 году Зураб Соткилава дебютировал с партией Хозе из оперы Жоржа Бизе «Кармен» в Большом, а уже на следующий год стал участником постоянной труппы театра.

В 1976 году Соткилава начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории, которая продолжалась до 1988 года. Позже, в 2002 году, певец возобновил работу на кафедре консерватории.

Летом 2015 года певец рассказал, что тяжело болен: врачи поставили диагноз - злокачественная опухоль поджелудочной железы. Соткилава перенес операции, которую делали в Германии, а затем прошел курс лечения в России. После лечения певец вернулся на сцену: 25 октября 2015 года он дал концерт в Сергиевом Посаде.

Зураб Соткилава скончался в Москве 18 сентября 2017 года. Певцу было 80 лет. О кончине Зураба Лаврентьевича сообщил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Личная жизнь Зураба Соткилавы

Во время учебы в Тбилисской консерватории Соткилава познакомился со своей будущей супругой Элисо Багратиони , которая училась по классу фортепиано. Позднее Элисо стала его концертмейстером в сольных концертах. В браке у пары родились две дочерей: Тея и Кетино . Младшая Кетино стала соавтором некоторых музыкальных передач Соткилавы.

В свободное время певец увлекался футболом и снукером.

В разное время Зураб Соткилава награждался такими престижными премиями, как: главный приз фестиваля «Золотой Орфей», орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность, орден «Знак почета», орден Трудового Красного Знамени. Кроме того, Соткилава становился лауреатом Международного конкурса им. Чайковского, Международного конкурса вокалистов им. Виньяса в Барселоне, государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили и государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели. Итальянская Болонская академия музыки назначила Соткилаву почетным членом академии «за блестящую трактовку произведений Верди».