Основные черты русского сентиментализма. Литературные направления и течения

Русский сентиментализм. Особенности становления и развития.

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и др.) очень скоро после их появления на родине становятся хорошо известны в России; их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца 18 века не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди.

Вместе с тем, во второй половине 18 века появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с большим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличался чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня (см. об этом подробно: Стенник Ю.В., Кочеткова Н.Д., с.727 и далее)

Хронологические рамки:

Сентиментальные произведения впервые возникают в Англии в конце 1720-х – начале 1730-х (как реакция на революцию 1688-1689 годов, выход на арену третьего сословия и превращения его во влиятельную политическую и общественную силу). Это произведения Дж. Томсона «Времена года» (1726-1730), Г.Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), С.Ричардсона «Памела» (1740), «Кларисса» (1747-1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754).

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-1770-х годах в Англии, Франции и Германии. С 1764 по 1774 год здесь вышли в свет произведения, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику; их можно считать и своеобразными эстетическими трактатами сентиментального направления (это уже упоминавшиеся романы Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» 1761; Л.Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» 1768; И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера» 1774).

Хронологические рамки русского сентиментализма определяются более или менее приблизительно. П.А.Орлов, например, выделяет 4 этапа:

    1760-1775.1760 год – дата появления журнала «Полезное увеселение», сплотившего вокруг себя целую группу молодых поэтов во главе с М.Херасковым. Продолжением «Полезного увеселения» были журналы «Свободные часы» (1763) и «Доброе намерение» (1764), в которых в основном сотрудничали те же авторы.

В поэзии преимущественное внимание уделялось любовной, дружеской и семейной проблематике. Жанры пока заимствовались у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия), использовались также готовые европейские образцы.Проза представлена романами Ф.Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» и В.А. Левшина «Утренники влюбленного».

Драматургия – «слезными пьесами» М.Хераскова.

Необходимо отметить, что именно с Хераскова начинается история русского сентиментализма. Для него характерно новое отношение к иерархии жанров: высокие и низкие не только уравниваются, но, более того, предпочтение отдается низким жанрам (например, песне). Неприемлемым становится и сам термин «низкий жанр»: Херасков в данном случае противопоставляет «громкой» поэзии – «тихую», «приятную». Поэт и драматург, он сосредоточивает свое внимание на отдельном, частном человеке. В связи с этим особую привлекательность для него начинают привлекать камерные жанры. Поющая и пляшущая пастушка для Хераскова «милей гремяща хора».

У представителей первого этапа критерием общественных и духовных ценностей уже признана природа и как одно из ее проявлений – чувствительность.

Большую роль в общественной мысли этого времени играет масонство (Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.П.Тургенев, А.А.Петров и др.). В этом ряду самого серьезного внимания заслуживает, в первую очередь, творческая деятельность А.М.Кутузова. Анализ его поэтических произведений, частной переписки, переводов свидетельствует об отрицательном отношении художника к рационалистическому искусству классицистов, внимании к европейскому предромантическому движению, преимущественной ориентации на традиции английской и немецкой литературы и игнорировании французской, интересе к внутреннему миру и психологизму. А.М.Кутузов писал: «Не наружность жителей, не кафтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойства…»

В середине 70-х гг. наблюдается и расцвет дарования М.Н.Муравьева. В лирике его постепенно становится определяющим автобиографическое начало. Адресатами произведений становятся друзья и близкие, основным жанром – послание. Герой Муравьева – человек с «чувствительной душой», его идеал – скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение самому себе. Муравьев обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходами из одного состояния в другое. В сознании поэта иной представляется и сама категория времени. Каждое мгновение неповторимо, и задача художника – уловить и запечатлеть его. Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г.Гуковский отмечал: «Слова начинают звучать не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетико-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье»; эпитет «тихий» (ранее антоним к эпитету «громкий») приобретает новые нюансы – «приятный», «нежный», «безмятежный» («тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость»).

Важным фактом данного периода стал и выход в 1776 году комической оперы Н.Николева «Розана и Любим». По мнению П.Орлова, именно в данном жанре прежде всего получает дальнейшее развитие социальное начало русского сентиментализма: в основе конфликта таких пьес – факты помещичьего произвола над добродетельными, «чувствительными» крестьянами, которые впервые выступают главными героями, превосходящими по духовному развитию своих обидчиков.

Третий этап.1789-1796.Это наиболее яркий и плодотворный период в истории русского сентиментализма. В это время созданы лучшие произведения Н.Карамзина. Период в целом характеризуется преобладанием прозаических произведений: роман, повесть, сентиментальное путешествие, эпистолярные жанры (образцы практически всех известных сентиментализму прозаических жанров предложены Карамзиным); из стихотворных жанров предпочтение отдается песне (Дмитриев, Капнист, Нелединский-Мелецкий, Львов), сатирической сказке и басне (Дмитриев).

С 1791 года появляются лучшие сентиментальные периодические журналы - «Московский журнал», «Приятное и полезное препровождение времени». В них обсуждаются вопросы о внесословной ценности человека, законах природы и государственного строительства.

4 период:1789-1811 Период кризиса русского сентиментализма. Былую славу направления поддерживает только Н.Карамзин, но и он постепенно оставляет художественное творчество и пробует себя в качестве исследователя истории России

Философская основа сентиментализма – сенсуализм. Его основоположник английский философ Дж. Локк (1632-1704), основной труд - «Опыт о человеческом разуме» (1690). По мнению философа, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Весьма популярными среди сентименталистов были и идеи ученика Локка А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713). В центре его внимания – нравственные категории. Шефтсбери утверждал, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не с разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым индивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

К вопросу о сушности сентиментализма как художественного направления

Необходимо прежде всего отметить, что далеко не все исследователи считают сентиментализм самостоятельным научным направлением. У англоязычных ученых до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман». «сентиментальная драма», «сентиментальная поэзия». Французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений.

Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимаются попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-культурное явление. Для него характерны следующие черты:

    культ чувства (или сердца), которые в данной системе взглядов становятся «мерилом добра и зла»;

    в эстетике «возвышенное» начало заменяется категорией «трогательного»;

    создан свой тип героя: «чувствительного человека», воплощающего в себе гуманистический идеал эпохи, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживаются в новой сфере – сфере чувств.

Система жанров сентиментализма

В первую очередь необходимо иметь в виду следующее:

    преимущественное внимание уделяется прозаическим жанрам;

    жанры могут смешиваться.

В области прозы на первом месте – роман со следующими разновидностями: роман в письмах (Ричардсон, Руссо, Эмин), связанный с романом в письмах жанр частной переписки (Свифт, Вольтер, Дидро, Кутузов, Петров, Дмитриев, Карамзин); роман-путешествие (Стерн, Карамзин); роман воспитания (Виланд, Гете, Карамзин); затем повесть – философская на Западе и любовно-психологическая, повесть-сказка, рассказ-миниатюра, философско-психологический очерк – в России (образцы всех разновидностей повести представлены в творчестве Карамзина).

В области драматургии – «слезная драма» (Дидро, Херасков), комическая опера (Николев).

В области лирики – на Западе – философско-дидактическая поэма, элегия, баллада; в России – анакреонтическая ода, идиллия, элегия, песня, романс, альбомный стих, сатирическая сказка и басня.

Художественные завоевания и открытия.Писателями-сентименталистами открыты новые типы повествования (психологические пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе); разработаны приемы передачи внутреннего мира героя (лирические отступления, авторский анализ психологии, внутренний монолог); значительно усложнен синтаксис (перифразы, лексические и синтаксические повторы, приемы музыкально-ритмического построения, звукопись); введены новые тропы (психологические эпитеты).

Писательский состав. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете , Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна ) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Черты сентиментализма как нового направления заметны в европейских литературах ЗО-50-х годов XVIII века. Сентименталистские тенденции наблюдаются в литературе Англии (поэзия Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея), Франции (романы Г. Мариво и А. Прево, «слезливая комедия» П. Лашоссе), Германии («серьезная комедия» X . В. Геллерта, отчасти «Мессиада» Ф. Клопштока). Но как отдельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-е годы. Наиболее яркими писателями-сентименталистами были С Ричардсон («Памела», «Кларисса»), О. Голдсмит («Векфильдський священник»), Л. Стерн («Жизнь и мнения ТристрамюШенди», «Сентиментальное путешествие») в Англии; И. В. Гете («Страдания юного Вертера»), Ф. Шиллер («Разбойники»), Жан Поль («Зибенкез») в Германии; Ж.-Ж. Руссо («Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»), Д. Дидро («Жак-фаталист», «Монахиня»), Б. де Сен-Пьер («Поль и Виргиния») во Франции; М. Карамзин («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») в России. Сказалось направление сентиментализма и на других европейских литературах: венгерской (И. Карман), польской (К. Бродзинський, Ю. Немцевичем), сербской (Д. Обрадович).

В отличие от многих других литературных направлений, эстетические принципы сентиментализма не находят оконченного выражения в теории. Сентименталисты не создавали каких-либо литературных манифестов, не выдвигали своих идеологов и теоретиков, какими были, в частности, Н. Буало для классицизма, Ф. Шлегель для романтизма, Э. Золя для натурализма. Нельзя сказать, что сентиментализм разработал и собственный творческий метод. Правильнее было бы рассматривать сентиментализм как определенное умонастроение с характерными признаками: чувство как основная человеческая ценность и измерение, меланхолическая мечтательность, пессимизм, чувственность.

Сентиментализм зарождается внутри просветительской идеологии. Он становится отрицательной реакцией на просветительский рационализм. Культу ума, господствовавшему как в классицизме, так и в просвещении, сентиментализм противопоставил культ чувства. На смену знаменитому высказыванию философа-рационалиста Рене Декарта: «Cogito, ergosum» («Я мыслю, следовательно, существую») приходят слова Жан-Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно, существую». Художники-сентименталисты решительно отвергают однобокость рационализма Декарта, который воплотился в нормативности и строгой регламентации в классицизме. Сентиментализм опирается на философию агностицизма английского Мыслителя Дэвида Юма. Агностицизм был полемически направлен против рационализма просветителей. Он подвергал сомнению веру в безграничные возможности разума. По Д. Юму, все представления человека о мире могут быть ложными, а нравственные оценки людей - основаны не на советах ума, а на эмоциях или «активных чувствованиях». «Разум, - считает английский философ, - никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий.

.. “Согласно этому недостатки и добродетели являются категориями субъективными. «Когда вы признаете какой-то поступок или характер ложным, - утверждает Д. Юм, - вы имеете в виду под этим лишь то, что в силу особой организации вашей природы вы испытываете при его созерцании …» Философскую почву для сентиментализма подготовили два других английских философа - Фрэнсис Бэкон и Джон Локк. Они отдавали первоочередную роль в познании мира именно чувству. «Разум может ошибаться, чувство - никогда», - это выражение Ж. Руссо можно считать общим философским и эстетическим кредо сентиментализма.

Сентиментальный культ чувства предопределяет более широкий, чем в классицизме, интерес к внутреннему миру человека, к его психологии. Мир же внешний, отмечает известный российский исследователь П. Берков, для сентименталистов “является ценным лишь постольку, поскольку он дает возможность писателю найти богатство своих внутренних переживаний … Для сентименталиста важно самораскрытие, обнажение сложной психической жизни, что происходит в нем ». Писатель-сентименталист выбирает из ряда жизненных явлений и событий именно такие, которые способны растрогать читателя, заставить волноваться. Авторы сентименталистских произведений обращаются к тем, кто способен сопереживать героям, они описывают страдания одинокого человека, несчастную любовь, а нередко и смерть героев. Писатель-сентименталист всегда стремится вызвать сочувствие к судьбе персонажей. Так российский сентименталист А. Клущин призывает читателя посочувствовать герою, который из-за невозможности соединить свою судьбу с любимой девушкой кончает жизнь самоубийством: «Чувствительное, непорочное сердце! Пролей слезы сожаления о несчастной любви самоубийцы; помолись об нем - Берегись любви! - Берегись сего тирана чувств наших! Стрелы его ужасные, раны неисцелимы, терзания ни с чем несравненны ».

Герой сентименталистов демократизируется. Это уже не царь или полководец классицистов, который действует в исключительных, экстраординарных условиях, на фоне исторических событий. Герой сентиментализма - вполне ординарная личность, как правило, представитель низших слоев населения, человек чувствительный, скромный, с глубокими чувствами. События в произведениях сентименталистов происходят на фоне повседневной, вполне прозаической жизни. Нередко оно замыкается в середине семейного быта. Такая личная, частная жизнь обычного человека противостоит экстраординарным, неправдоподобным событиям в жизни аристократического героя классицизма. Кстати, простой человек у сентименталистов иногда страдает от произвола дворян, но он способен также и «позитивно влиять» на них. Так, служанку Памелу с одноимённого романа С. Ричардсона преследует и пытается соблазнить ее хозяин - сквайр. Однако Памела является образцом добропорядочности - она отклоняет все ухаживания. Это обусловило изменение отношения дворянина к служанке. Убедившись в ее добродетели, он начинает уважать Памелу и по-настоящему влюбляется в нее, а в конце романа - женится на ней.

Чувствительные герои сентиментализма зачастую являются чудаками, людьми крайне непрактичными, неприспособленными к жизни. Особенно эта черта присуща героям английских сентименталистов. Они не умеют и не хотят жить «как все», жить «по уму». Персонажи романов Голдсмита и Стерна имеют свои собственные увлечения, которые воспринимаются как чудацкие: пастор Примроз из романа О. Голдсмита пишет трактаты о единобрачие духовенства. Тоби Шенди из романа Стерна строит игрушечные крепости, которые сам и берет в осаду. Герои произведений сентиментализма имеют своего «конька». Стерн, который и изобрел это слово, писал: «Конек - это веселое, переменчивое создание, светлячок, бабочка, картинка, мелочь, что-нибудь, за что цепляется человек, чтобы уйти от обычного течения жизни, оставить на часок жизненные тревоги и заботы ».

Вообще, поиски своеобразия в каждом человеке обуславливают яркость и разнообразие характеров в литературе сентиментализма. Авторы сентименталистских произведений не противопоставляют резко «положительных» и «отрицательных» героев. Так, Руссо характеризует замысел своей «Исповеди» как желание показать «одного человека во всей правде его природы». Герой «сентиментального путешествия» Йорик совершает поступки как благородные, так и низкие, а порой оказывается в таких сложных ситуациях, когда однозначно оценить его действия невозможно.

Сентиментализм меняет жанровую систему современной ему литературы. Он отвергает классицистическую иерархию жанров: у сентименталистов уже нет жанров «высоких» и «низких», все они равноправны. Жанры, которые доминировали в литературе классицизма (ода, трагедия, героическая поэма), уступают место новым жанрам. Изменения происходят во всех родах литературы. В эпосе господствуют жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), эпистолярного романа («Страдания юного Вертера» Гете, романы Ричардсона), появляется семейно- бытовая повесть («Бедная Лиза» Карамзина). В эпических произведениях сентиментализма важную роль играют элементы исповеди («Исповедь» Руссо) и воспоминаний («Монахиня» Дидро), что дает возможность для более глубокого раскрытия внутреннего мира персонажей, их чувств и переживаний. Жанры лирики, - элегии, идиллии, послания, - имеют целью психологический анализ, раскрытие субъективного мира лирического героя. Выдающимися лириками сентиментализма были английские поэты (Дж. Томсон, Е. Юнг, Т. Грей, О. Голдсмит). Мрачные мотивы в их произведениях обусловили возникновение названия «кладбищенская поэзия». Поэтическим произведением сентиментализма становится «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея. Пишут сентименталисты и в жанре драмы. Среди них - так называемые «мещанская драма», «серьезная комедия», «слезливая комедия». В драматургии сентиментализма отменяются «три единства» классицистов, синтезируются элементы трагедии и комедии. Справедливость жанрового смещения был вынужден признать Вольтер. Он подчеркивал, что оно вызвано и оправдано самой жизнью, поскольку «в одной комнате смеются с того, что служит предметом волнения в другой, и то же лицо иногда переходит на протяжении какого-то четверти часа от смеха до слез от одного и того же поводу ».

Отвергает сентиментализм и классицистические каноны композиции. Произведение строится теперь не по правилам строгой логичности и соразмерности, а достаточно свободно. В произведениях сентименталистов распространяются лирические отступления. Нередко отсутствуют в них классические пять элементов сюжета. Усиливается в сентиментализме и роль пейзажа, который выступает средством выражения переживаний и настроений персонажей. Пейзажи у сентименталистов в основном сельские, они изображают сельские кладбища, руины, живописные уголки, которые должны вызывать меланхоличные настроения.

Наиболее эксцентричным по форме произведением сентиментализма является роман Стерна «Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена». Именно фамилия главного героя означает «нерассудительный». Такой же «безрассудным» кажется и вся структура произведения Стерна.

В нем много лирических отступлений, всевозможных остроумных замечаний, начатых, но не оконченных новелл. Автор постоянно отступает от темы, рассказывая о каком-то событии, он обещает дальше вернуться к ней, но этого не делает. Нарушен в романе хронологически последовательное изложение событий. Некоторые разделы произведения напечатаны не по порядку их нумерации. Иногда Л. Стерн вообще оставляет пустые страницы, предисловие же и посвящение к роману располагаются не на традиционном месте, а внутри первого тома. В основу «Жизни и мнений» Стерн положил не логический, а эмоциональный принцип построения. Для Стерна важна не внешняя рациональная логика и последовательность событий, а изображения внутреннего мира человека, постепенная смена настроений и душевных движений.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и др.) очень скоро после их появления на родине становятся хорошо известны в России; их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца 18 века не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди.

Вместе с тем, во второй половине 18 века появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с большим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличался чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня

Из истории термина :

Свое имя сентиментализм получил после выхода в свет неоконченного романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) английского писателя Л.Стерна. В это время закрепилось и новое значение слова «sentimental» в английском языке. Если раньше (первое употребление этого слова Большой Оксфордский словарь относит к 1749 году) оно означало: 1) «высоконравственный», «назидательный»; 2) «разумный», «здравомыслящий», - то к 1760-м в нем улавливается оттенок, связанный с областью чувств.

Стерн, таким образом, окончательно закрепляет за ним значение «чувствительный», «способный к переживанию тонких эмоций»

Хронологические рамки:

Сентиментальные произведения впервые возникают в Англии в конце 1720-х – начале 1730-х (как реакция на революцию 1688-1689 годов, выход на арену третьего сословия и превращения его во влиятельную политическую и общественную силу). Это произведения Дж. Томсона «Времена года» (1726-1730), Г.Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), С.Ричардсона «Памела» (1740), «Кларисса» (1747-1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754).

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-1770-х годах в Англии, Франции и Германии. С 1764 по 1774 год здесь вышли в свет произведения, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику; их можно считать и своеобразными эстетическими трактатами сентиментального направления

Хронологические рамки русского сентиментализма определяются более или менее приблизительно. П.А.Орлов, например, выделяет 4 этапа:

1760 год – дата появления журнала «Полезное увеселение», сплотившего вокруг себя целую группу молодых поэтов во главе с М.Херасковым. Продолжением «Полезного увеселения» были журналы «Свободные часы» (1763) и «Доброе намерение» (1764), в которых в основном сотрудничали те же авторы.

В поэзии преимущественное внимание уделялось любовной, дружеской и семейной проблематике. Жанры пока заимствовались у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия), использовались также готовые европейские образцы.

Проза представлена романами Ф.Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» и В.А. Левшина «Утренники влюбленного».

Драматургия – «слезными пьесами» М.Хераскова.

Необходимо отметить, что именно с Хераскова начинается история русского сентиментализма. Для него характерно новое отношение к иерархии жанров: высокие и низкие не только уравниваются, но, более того, предпочтение отдается низким жанрам (например, песне). Неприемлемым становится и сам термин «низкий жанр»: Херасков в данном случае противопоставляет «громкой» поэзии – «тихую», «приятную». Поэт и драматург, он сосредоточивает свое внимание на отдельном, частном человеке. В связи с этим особую привлекательность для него начинают привлекать камерные жанры. Поющая и пляшущая пастушка для Хераскова «милей гремяща хора».

У представителей первого этапа критерием общественных и духовных ценностей уже признана природа и как одно из ее проявлений – чувствительность.

Большую роль в общественной мысли этого времени играет масонство (Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.П.Тургенев, А.А.Петров и др.). В этом ряду самого серьезного внимания заслуживает, в первую очередь, творческая деятельность А.М.Кутузова. Анализ его поэтических произведений, частной переписки, переводов свидетельствует об отрицательном отношении художника к рационалистическому искусству классицистов, внимании к европейскому предромантическому движению, преимущественной ориентации на традиции английской и немецкой литературы и игнорировании французской, интересе к внутреннему миру и психологизму. А.М.Кутузов писал: «Не наружность жителей, не кафтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойства…»

В середине 70-х гг. наблюдается и расцвет дарования М.Н.Муравьева. В лирике его постепенно становится определяющим автобиографическое начало. Адресатами произведений становятся друзья и близкие, основным жанром – послание. Герой Муравьева – человек с «чувствительной душой», его идеал – скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение самому себе. Муравьев обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходами из одного состояния в другое. В сознании поэта иной представляется и сама категория времени. Каждое мгновение неповторимо, и задача художника – уловить и запечатлеть его. Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г.Гуковский отмечал: «Слова начинают звучать не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетико-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье»; эпитет «тихий» (ранее антоним к эпитету «громкий») приобретает новые нюансы – «приятный», «нежный», «безмятежный» («тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость»).

Важным фактом данного периода стал и выход в 1776 году комической оперы Н.Николева «Розана и Любим». По мнению П.Орлова, именно в данном жанре прежде всего получает дальнейшее развитие социальное начало русского сентиментализма: в основе конфликта таких пьес – факты помещичьего произвола над добродетельными, «чувствительными» крестьянами, которые впервые выступают главными героями, превосходящими по духовному развитию своих обидчиков.

Третий этап

Это наиболее яркий и плодотворный период в истории русского сентиментализма. В это время созданы лучшие произведения Н.Карамзина. Период в целом характеризуется преобладанием прозаических произведений: роман, повесть, сентиментальное путешествие, эпистолярные жанры (образцы практически всех известных сентиментализму прозаических жанров предложены Карамзиным); из стихотворных жанров предпочтение отдается песне (Дмитриев, Капнист, Нелединский-Мелецкий, Львов), сатирической сказке и басне (Дмитриев).

С 1791 года появляются лучшие сентиментальные периодические журналы - «Московский журнал», «Приятное и полезное препровождение времени». В них обсуждаются вопросы о внесословной ценности человека, законах природы и государственного строительства.

Период кризиса русского сентиментализма. Былую славу направления поддерживает только Н.Карамзин, но и он постепенно оставляет художественное творчество и пробует себя в качестве исследователя истории России.

Философские основы

Философская основа сентиментализма – сенсуализм. Его основоположник английский философ Дж. Локк (1632-1704), основной труд - «Опыт о человеческом разуме» (1690). По мнению философа, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Весьма популярными среди сентименталистов были и идеи ученика Локка А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713). В центре его внимания – нравственные категории. Шефтсбери утверждал, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не с разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым индивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

К вопросу о сушности сентиментализма как художественного направления

Необходимо прежде всего отметить, что далеко не все исследователи считают сентиментализм самостоятельным научным направлением. У англоязычных ученых до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман». «сентиментальная драма», «сентиментальная поэзия». Французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений.

Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимаются попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-культурное явление. Для него характерны следующие черты:

1) культ чувства (или сердца), которые в данной системе взглядов становятся «мерилом добра и зла»;

3) в эстетике «возвышенное» начало заменяется категорией «трогательного»;

4) создан свой тип героя: «чувствительного человека», воплощающего в себе гуманистический идеал эпохи, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживаются в новой сфере – сфере чувств.

Система жанров сентиментализма

В первую очередь необходимо иметь в виду следующее:

1) преимущественное внимание уделяется прозаическим жанрам;

2) жанры могут смешиваться.

В области прозы на первом месте – роман со следующими разновидностями: роман в письмах (Ричардсон, Руссо, Эмин), связанный с романом в письмах жанр частной переписки (Свифт, Вольтер, Дидро, Кутузов, Петров, Дмитриев, Карамзин); роман-путешествие (Стерн, Карамзин); роман воспитания (Виланд, Гете, Карамзин); затем повесть – философская на Западе и любовно-психологическая, повесть-сказка, рассказ-миниатюра, философско-психологический очерк – в России (образцы всех разновидностей повести представлены в творчестве Карамзина).

В области драматургии – «слезная драма» (Дидро, Херасков), комическая опера (Николев).

В области лирики – на Западе – философско-дидактическая поэма, элегия, баллада; в России – анакреонтическая ода, идиллия, элегия, песня, романс, альбомный стих, сатирическая сказка и басня.

Художественные завоевания и открытия

Писателями-сентименталистами открыты новые типы повествования (психологические пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе); разработаны приемы передачи внутреннего мира героя (лирические отступления, авторский анализ психологии, внутренний монолог); значительно усложнен синтаксис (перифразы, лексические и синтаксические повторы, приемы музыкально-ритмического построения, звукопись); введены новые тропы (психологические эпитеты).

Выдающимся теоретиком и практиком русского сентиментализма по праву считается Н.М.Карамзин (1766-1826)

Основной пафос эстетики Карамзина выражает статья «Что нужно автору?» (1793). Карамзин объявляет в ней чувство главным двигателем творческого процесса; заявляет, что только «доброе, нежное сердце», воодушевленное «желанием всеобщего блага», сочувствием «всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему», дает право писателю браться за перо. Памятуя, что в любом произведении писатель пишет вольно или невольно «портрет души и сердца своего», он должен прежде всего спросить себя, «наедине, без свидетелей, искренне: каков я?» «Дурной человек не может быть хорошим автором».

От простых людей писатель отличается способностью к перевоплощению. Программным в этом смысле является стихотворение Карамзина «Протей, или Несогласия стихотворца».

Ты хочешь, чтоб поэт всегда одно лишь мыслил,

Всегда одно лишь пел: безумный человек!

Скажи, кто образы Протеевы исчислил?

Таков питомец муз и был и будет ввек.

Чувствительной душе не сродно ль изменяться?

Она мягка, как воск, как зеркало ясна,

И вся природа в ней с оттенками видна.

Нельзя ей для тебя единою казаться

В разнообразии естественных чудес».

Карамзин кладет в основу своих убеждений мысль о том, что именно обыкновенный, наделенный всеми слабостями, вынужденный бороться с недостатками и есть человек в подлинном смысле этого слова. Человеческие слабости привлекательнее, чем нечеловеческие добродетели.

Культурный прогресс и нравственное совершенство состоят не в создании идеального человека, а в росте терпимости, совместимости с другими людьми (положительные свойства человека: терпимость, толерантность, отсутствие фанатизма). Разнообразие характеров – закон человеческой природы. Писатель должен демонстрировать разнообразие душевных свойств, изгибы характеров. Писатель – «сердценаблюдатель по профессии».

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, которое происходило от французского слова sens, означавшего чувство.

Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом, появилось во второй половине XVIII" века в ряде западноевропейских стран, прежде всего в Англии (поэзия Д. Томсона, проза Л. Стерна и Ричардсона), затем во Франции (творчество Ж.-Ж. Руссо) и Германии (раннее творчество И. В. Гете, Ф. Шиллера). Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму. В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению. В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790). Отдал дань этой моде и Карамзин, опубликовавший в 1798 году «Письма русского путешественника», следом за ними появились «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию» .В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом.

Но, кроме такой «лирической» направленности, сентиментализм обладал и определенным социальным заказом. Возникнув в эпоху Просвещения, с присущим ей интересом к личности и духовному миру человека, причем обыкновенного, «маленького» человека, сентиментализм воспринял и некоторые черты идеологии «третьего сословия», тем более что в этот период в русской литературе появляются и представители этого сословия -- писатели-разночинцы. Так, сентиментализм приносит в русскую литературу новое представление о чести, это уже не древность рода, а высокие моральные достоинства человека. В одной из повестей «поселянин» замечает, что доброе имя может быть только у человека с чистой совестью. «Для „маленького” человека -- как героя, так и писателя-разночинца, пришедшего в литературу, проблема чести приобретает особое значение; ему нелегко отстоять свое достоинство в обществе, где так сильны сословные предрассудки».3 Характерно для сентиментализма и утверждение духовного равенства людей, независимо от их положения в обществе. Н. С. Смирнов, бывший беглый крепостной, потом солдат, автор сентиментальной повести «Зара» предпослал ей эпиграф из Библии: «И у меня сердце есть, яко же у вас». сентиментализм карамзин повесть

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина. Его «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей отличают все черты, характерные для этого течения. Подобно классику французского сентиментализма Ж.-Ж. Руссо, в творениях которого Карамзина, по собственному его признанию, привлекали «искры страстного человеколюбия» и «сладкая чувствительность», его произведения насыщены гуманными настроениями. Карамзин вызывал сочувствие читателей к своим героям, взволнованно передавая их переживания. Герои Карамзина -- люди нравственные, одаренные большой чувствительностью, самоотверженные, для которых привязанность важнее житейского благополучия. Так, героиня повести Карамзина «Наталья, дочь боярская» сопровождает мужа на войну, чтобы не расставаться с любимым. Любовь для нее выше опасности или даже смерти. Алоиз из повести «Сиерра-Морена» лишает себя жизни, не в силах перенести измену невесты. В традициях сентиментализма духовная жизнь персонажей литературных произведений Карамзина протекает на фоне природы, явления которой (гроза, буря или ласковое солнце) как аккомпанемент сопровождают переживания людей.

Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе (теория поэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий. Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры. И если классицизм (или, как его у нас, в России, чаще называют - ложно-классицизм) интересовался исключительно представителями высших социальных кругов, царственными вождями, сферой двора и всяческой аристократии, то сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценность всех людей, опускается в долины будничного быта, - в ту среду мещан, буржуазии, среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто-экономическом отношении, стала - особенно в Англии - играть выдающуюся роль на исторической сцене.

Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греет интимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того, чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и по отношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописует медлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеек повседневных забот. Сентиментальная литература никуда не торопится; ее излюбленною формой служит "длинный, нравоучительный и чинный" роман (в стиле знаменитых произведений Ричардсона: "Памела", "Кларисса Гарлоу", "Сэр Чарльз Грандисон"); герои и героини ведут дневники, пишут друг другу бесконечные письма, предаются сердечным излияниям. Именно в связи с этим сентименталисты стяжали себе заслугу в области психологического анализа: они перенесли центр тяжести из внешнего во внутреннее; собственно говоря, как раз в этом и заключается главный смысл самого термина "сентиментальный": все направление получило свое имя от сочинения Даниэля Стерна "Сентиментальное путешествие", т. - е. такое описание путешествия, которое сосредоточивается на впечатлениях путешественника, не столько на том, что он встречает, сколько на том, что он переживает.

Сентиментализм тихие лучи свои направляет не на объекты реальности, а на воспринимающий их субъект. Во главу угла ставит он чувствующего человека и не только не стыдится чувствительности, но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа. Конечно, это имело свою оборотную сторону, поскольку лелеемая чувствительность переходила должные границы, делалась приторной и слащавой, отрывалась от мужественной воли и разума; но в самую суть, в самый принцип сентиментализма не входит обязательно то, чтобы чувство так преувеличивалось и принимало незаконно-самодовлеющий характер. Правда, на практике многие из исповедников этой школы страдали подобным расширением сердца. Как бы то ни было, сентиментализм умел быть трогательным, задевал нежные струны души, вызывал слезы, и в среду читателей и, по преимуществу читательниц, вносил несомненную мягкость, умиление, доброту. Бесспорно, что сентиментализм, это - филантропизм, это - школа человеколюбия; бесспорно, что, например, в русской литературе к "Бедным людям" Достоевского линия преемственности идет от "Бедной Лизы" Карамзина, который является у нас наиболее примечательным представителем сентиментализма (в особенности, как автор повестей и "Писем русского путешественника"). Естественно, что писатели-сентименталисты, чутко прислушиваясь, так сказать, к биению человеческого сердца, должны были, среди других чувств, составляющих содержание его внутренней жизни, особенно воспринять гамму скорбных настроений - печаль, грусть, разочарование, тоску. Вот отчего колорит многих сентиментальных произведений - меланхолия. Сладостными струями ее питались чувствительные души. Типичным образцом в этом смысле может служить переведенная Жуковским с английского языка элегия Грея "Сельское кладбище"; и надо сказать, что на кладбище, в унылую обстановку смерти, крестов и памятников, писатель-сентименталист вообще любил водить своего читателя - вослед английскому поэту Юнгу, автору "Ночей". Понятно и то, что исконный источник страдания, несчастная любовь, тоже давал сентиментализму любезную возможность обильно черпать из своих вод-слез. Знаменитый роман Гете "Страдания молодого Вертера" исполнен этой влаги сердца.

Типичной чертой сентиментализма служит и морализм. Именно о сентиментальных романах говорит Пушкин: "и при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венок". В расплывчатой мечтательности своей писатели данного направления склонны были непременно усматривать в мире некий нравственный порядок. Они поучали, они насаждали "чувства добрые". Вообще, идиллизация и идеализация вещей, хотя бы и прикрываемых траурной дымкой печали, - существенная примета сентиментализма. И эти идиллизацию и идеализацию он больше всего распространяет на природу. Здесь сказалось влияние Жан Жака Руссо с его отрицанием культуры и превознесением природы. Если Буало требовал, чтобы главным местом действия в литературных произведениях служили город и двор, то сентименталисты нередко переселяли своих героев, а с ними - и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы, в рамки патриархальной безискусственности.

В сентиментальных романах природа принимает непосредственное участие в сердечных драмах, в перипетиях любви; на описания природы расточается много восторженных красок, и со слезами на глазах целуют землю, любуются лунным светом, умиляются птичками и цветами. В общем, надо в сентиментализме тщательно отличать его искажения от его здорового ядра, которое заключается в преклонении перед естественностью и простотой и в признании высших прав человеческого сердца. Для ознакомления с сентиментализмом важна книга Александра Н. Веселовского "В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения".

Таким образом, русский сентиментализм ввел в литературу -- а через нее и в жизнь -- новые моральные и эстетические понятия, которые горячо были восприняты многими читателями, но, к сожалению, расходились с жизнью. Читатели, воспитанные на идеалах сентиментализма, провозглашавших человеческие чувства высшей ценностью, с горечью обнаруживали, что мерилом отношения к людям по-прежнему оставались знатность, богатство, положение в обществе. Однако зачатки этой новой этики, высказанные в начале века в таких, казалось бы, наивных творениях писателей-сентименталистов, со временем разовьются в общественном сознании и будут способствовать его демократизации. Кроме этого, сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых «споров о языке», захвативших русских литераторов в начале XIX века.

Культура и Образование

Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо . М., 1980
Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие» . М., 1988
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века. – В кн.: Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 тт, т. 2. Таллинн, 1992
Кочеткова И.Д. ЛИТЕРАТУРА русского сентиментализма. СПб, 1994
Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995
Бент М. «Вертер, мученик мятежный...». Биография одной книги. Челябинск, 1997
Курилов А.С. Классицизм, романтизм и сентиментализм (К вопросу о концепциях и хронологии литературно-художественного развития) . – Филологические науки. 2001, № 6
Зыкова Е.П. Эпистолярная культура XVIII в. и романы Ричардсона . – Мировое древо. 2001, № 7
Забабурова Н.В. Поэтическое как возвышенное: аббат Прево – переводчик «Клариссы» Ричардсона . В кн.: – XVIII в.: судьбы поэзии в эпоху прозы. М., 2001
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки. М., 2001
Кривушина Е.С. Союз рационального и иррационального в прозе Ж.-Ж.Руссо . В кн.: – Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв.: Поэтика текста. Иваново, 2002
Краснощекова Е.А. «Письма русского путешественника»: Проблематика жнра (Н.М.Карамзин и Лоренс Стерн ). – Русская литература. 2003, № 2

Найти "СЕНТИМЕНТАЛИЗМ " на