Основные даты жизни и творчества ференца листа. Русские хроники ференца листа Ф лист интересные факты из биографии

ФЕРЕНЦ ЛИСТ – ЧЕЛОВЕК-КОМЕТА

Прожил 75 лет. Это много или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. написал 647 произведений. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 1811 года как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа . Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь.

Любящие родители Ференца Листа

Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». До 14 лет играл на виолончели в оркестре князя, руководимом . Адам сочинял произведения. В 1805 он добился назначения в Эйзенштадт, где в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами. В доме у него висел портрет , который был кумиром Адама и впоследствии стал кумиром его сына.

Мать Франца Листа , урожденная Анна Лаггер, осиротев в 9 лет, поехала работать горничной в Вену, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году сюда же приехал Адам Лист навестить отца. Молодые люди познакомились и в январе 1811 поженились. Уже в октябре у них родился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц , хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Уроки музыки маленького Ференца

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. После трехлетних занятий, Ференц в восемь лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьезная школа, отец везет его в Вену. Здесь с 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у Карла Черни. Он согласился учить мальчика безвозмездно.

Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж и Лондон

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в консерваторию. Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть, свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: “…маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел”.

Этот триумф окончательно закрепил за Листом славу нового . Его музыкальную карьеру в Париже можно было считать обеспеченной. У Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу. Работа над ней прервалась поездкой в Англию, куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей – Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он хотел, чтобы Ференц опробовал новые инструменты.

Лондон оказал парижской знаменитости теплый прием. К нему отнеслись здесь не просто как к баловню салонов, а как к истинному артисту, настоящему маэстро. После нескольких выступлений Ференц вернулся в Париж, чтобы закончить оперу. Сдав ее, Ференц отправился во второе концертное турне в Англию и на юг Франции.

Как же без любви

Немалую роль в творчестве Ференца сыграло его путешествие с по Швейцарии и Италии, предпринятое во второй половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа. Она во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре 1835 года у них рождается первый ребенок – дочь Бландина. Через несколько лет они расстались. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства – все это, очевидно, с особой силой заставило Листа ощутить в себе не виртуоза, а прежде всего художника. Он много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем (“Путевые письма бакалавра музыки”), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.

Ненасытный голод

Жажда творчества обуревает Листа . Но его друзья ошибаются, думая, что, перестав быть исключительно пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы. Лист пишет одну за другой фортепианные пьесы, пишет под впечатлением увиденного, услышанного, прочитанного, под влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно “Путевым письмам” рождается цикл “Альбом путешественника”, превращенный более поздней редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес . Замысел романтичен. Лист стремится запечатлеть картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество значительную долю романтического лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные во время “странствий”, группируются в две тетради с подзаголовками: “Швейцария” и “Италия”.

Фортепианная игра Листа и его творчество не могли не мешать друг другу, так как требовали огромной затраты сил и времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось гастролями. Лист объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу. Только в Россию Лист приезжал трижды. Своеобразные творческие контакты возникли у него с четырьмя русскими композиторами – Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым. Из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как. Он был уверен в блестящем ее будущем.

Конец гастролей Ференца Листа

После очередной поездки в Россию в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, чтобы всецело отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя… В дальнейшем Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и уже никогда не носили систематического характера. Период 1848-1861 годов – веймарский – самый яркий, самый плодотворный в творчестве Листа . В это время он осуществляет многие крупные замыслы. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже – концертного дирижера.

Между тем жизнь дарила не только радости. Лист восхищался творчеством Вагнера. Однако как пропагандист музыки Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Кроме “Лоэнгрина” он так и не смог добиться постановок других опер друга. Все чаще при дворе задевают его самолюбие, выказывая неуважение к его возлюбленной – княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем молодым.

После отъезда из Веймара на Листа обрушиваются новые беды. Не успел еще залечить раны, нанесенные ему в городе, который он пытался превратить в Афины новой музыки, а судьба уже готовила новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.

Не судьба

Каролина после неустанных хлопот в столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец, согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном. Каролина хотела, чтобы венчание их состоялось в Вечном городе. Все было готово к предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда Листа , 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне, поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о ее разводе вновь откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все возможное, чтобы получить право на брак, на нормальную семейную жизнь, защищенную от косых взглядов, осуждения светского общества.

Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть счастливой в этом мире. Она полностью отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья. Затворница по собственной воле, она в течение долгих лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами, при наглухо закрытых окнах и ставнях, при свете свечей. По вечерам ее навещают Лист и близкие друзья.

Лист устал от вечных неудач и разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо любимого сына Даниэля, умершего от скоротечной чахотки. Композитор очень медленно возвращается к творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию “Легенда о святой Елизавете”. Его настигает новый удар судьбы – умирает его старшая дочь Бландина.

Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в торжественные дни исполняются его “Папский гимн” в переложении для органа. Листа уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане. Решение Листа вызывает недоумение и испуг друзей, злобные выпады врагов. Впрочем, эта власть церкви над Листом была весьма относительной. Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал гарибальдийскому движению и, не стесняясь, позволял себе самые свободолюбивые высказывания.

Одиночество в море любви

Не прекращается и творческая деятельность композитора. Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от пребывания в Италии Листа-аббата, Листа – умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла . И снова в неустанных трудах протекает жизнь Листа . Для своего возраста он исключительно живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его ученики. Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся “листовские недели”, программы которых состоят из его симфонических и фортепианных произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.

Идут годы, и хотя Лист больше чем когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников – друзей и врагов – уже нет. Двое его детей умерли, а дочь Козима бесконечно далека от него; подруга жизни – единственная опора на склоне лет – ушла в религию, и он остался один в бурном жизненном водовороте. Он борется изо всех сил, старается сохранить свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Из-за отеков ног временами он передвигается лишь с посторонней помощью. Ночью 1886 года он скончался. Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Фе ренц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) - венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства - Г. Берлиозом, Н. Паганини , Ф. Шопеном , В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально -просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена , симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана , М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально -общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига , И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы. Многогранная творческая деятельность Листа - яркого представителя романтизма - сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа - в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора - программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра - одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально -критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.

Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории - Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы - Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра - Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все - 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром - 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано - соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано - песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Среди литературных работ - книга о Шопене , книга о музыке венгерских цыган , а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Ференца Листа

    ✪ Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2

    ✪ The Best of Liszt

    ✪ Ференц Лист - Кампанелла (исп. Валентина Лисица)

    ✪ Sviatoslav Richter as Franz Liszt in the "Glinka - The Composer" movie

    Субтитры

Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат Шопрон (ныне - австрийская земля Бургенланд) и был единственным ребёнком в семье.

Родители

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы» , сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки» . В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигла пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта , органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне , он же внёс недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекратилась.

В это время Лист познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн , женой Николая Петровича Витгенштейна (1812-1864). В 1847 году они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм . Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и папа римский.

Веймар

В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х годов был создан Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточённые конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно растаяла, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умер сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усилились мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решили ехать в Рим замаливать грехи.

Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселились в Рим, но жили в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал церковнослужителем, и в 1865 году он принял малый постриг в аколиты . Творческие интересы Листа лежали теперь преимущественно в области духовной музыки : это оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse ). Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 году Лист ездил в Веймар , начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты - среди них Григ , Бородин, Зилоти.

В 1875 году деятельность Листа сосредоточилась преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр , Александр Зилоти , Карл Таузиг , д’Альбер, Мориц Розенталь , Вера Тиманова , Софи Ментер и многие другие. Написал «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте . На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление лёгких . Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отёков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

19 июля 1886 года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице на руках камердинера.

Факты

Память

  • Имя было присвоено Национальной венгерской музыкальной академии (Будапешт).
  • Имя Ференца Листа носит Международный аэропорт Будапешта - главная воздушная гавань Венгрии.

Произведения

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina commedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.

Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.

Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Список сочинений

Фортепианные произведения

  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды (1-я редакция - 1826,2-я 1836,3-я 1851)
  1. C-dur (Preludio / Прелюдия)
  2. a-moll (Fusées)
  3. F-dur (Paysage / Пейзаж)
  4. d-moll (Mazeppa / Мазепа)
  5. B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
  6. g-moll (Vision / Видение)
  7. Es-dur (Eroica)
  8. c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
  9. As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
  10. f-moll (Appassionata)
  11. Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
  12. b-moll (Chasse-neige / Метель)
  • Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen - (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини - Grandes Etudes de Paganini, 1851):
    1. Tremolo g-moll;
    2. Octaves Es-dur;
    3. La campanella gis-moll;
    4. Arpeggio E-dur;
    5. La Chasse E-dur;
    6. Theme et variations a-moll.
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835-1836)
  • «Годы странствий»
    • 1-й год - Швейцария S.160 (9 пьес, 1835-1854) / Annees de pelerinage - Premiere annee - Suisse
      • I. La chapelle de Guillaume Tell / Часовня Вильгельма Телля
      • II. Au lac de Wallenstadt / На Валленштадском озере
      • III. Pastorale / Пастораль
      • IV. Au bord d’une source / У родника
      • V. Orage / Гроза
      • VI. Vallee d’Obermann / Долина Обермана
      • VII. Eclogue / Эклога
      • VIII. Le mal du pays / Тоска по родине
      • IX. Les cloches de Geneve / Женевские колокола
    • 2-й год - Италия S.161 (7 пьес, 1838-1849), в т. ч. "Фан­тазия-соната по прочтении Данте" (Apres une lecture du Dan­te, 1837-1839), доб. - «Венеция и Неаполь», 3 пьесы, 1859 / Annees de pelerinage - Deuxieme annee - Italie, S.161
      • I. Sposalizio / Обручение
      • II. Il penseroso / Мыслитель
      • III. Canzonetta del Salvator Rosa / Канцонетта Сальватора Розы
      • IV. Sonetto 47 del Petrarca / Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)
      • V. Sonetto 104 del Petrarca / Сонет Петрарки № 104 (E-dur)
      • VI. Sonetto 123 del Petrarca / Сонет Петрарки № 123 (As-dur)
      • VII. Apres une lecture du Dante, fantasia quasi una sonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)
    • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162
      • I. Gondoliera / Гондольера
      • II. Canzone / Канцона
      • III. Tarantella / Тарантелла
    • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867-1877) / Annees de pelerinage - Troisieme annee
      • I. Angelus. Priere aux anges gardiens / Молитва к ангелу хранителю
      • II. Aux cypres de la Villa d’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I
      • III. Aux cypres de la Villa d’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II
      • IV. Les jeux d’eau a la Villa d’Este / Фонтаны виллы д’Эсте
      • V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / В венгерском стиле
      • VI. Marche funebre / Похоронный марш
      • VII. Sursum corda /

Музыкант, достигший вершины мирской славы – и ставший монахом… Венгр, слабо знавший венгерский язык – и ставший символом венгерской музыки… Жизнь Ференца Листа словно соткана из противоречий – что как нельзя более отвечало его страстной натуре.

Первым учителем музыки для Ференца Листа стал его отец – чиновник в администрации князя Эстергази. Он же позаботился о начале его исполнительской карьеры: с 9-летнего возраста «маленький чудо-музыкант» покоряет своим искусством знатных слушателей… Но отец понимает, что не может дать многое талантливому сыну – и везет мальчика в Вену, где Ференц не только вызывает восторги публики, но и учится фортепианной игре у К. Черни, теории – у А. Сальери.

Свои первые произведения Ф. Лист создал в подростковом возрасте. Была среди них и опера – «Дон Санчо, или Замок любви» – но не этот жанр определил творческий облик композитора. На первом плане всегда была для него фортепианная музыка – очень часто программная. Композитор словно стремится «схватить» и зафиксировать в звучании фортепиано все богатство мира, в котором он живет – будь то литература (соната-фантазия «После чтения Данте»), живопись («Обручение» по картине Рафаэля), природа («У родника»).

Но назвать Ф. Листа исключительно композитором-пианистом – как Ф. Шопена – все же нельзя: его симфоническое творчество не уступает фортепианному. В определенной степени это связано с его исполнительским стилем. Этому пианисту, который – по свидетельству современников – мог за один концерт разбить три рояля, словно было тесно в рамках своего инструмента: фортепиано звучало у него, как оркестр, не случайно он создавал фортепианные транскрипции симфонических произведений и фрагментов из опер. Симфоническое же его творчество тоже тяготеет к программности – нередко философской («Прелюды», «Фауст-симфония», «От колыбели до могилы»). Стихия страсти, проявляющаяся здесь не в меньшей степени, чем в фортепианной игре, сметает границы сонатно-симфонического цикла, рождается новый жанр – симфоническая поэма.

Как истинный сын эпохи романтизма, Ф. Лист испытывал глубокое благоговение к национальным корням: 19 «Венгерских рапсодий», Венгерские национальные мелодии для фортепиано, фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», симфоническая поэма «Венгрия»…

Жизнь Ференца Листа могла бы стать сюжетом приключенческого романа. В ней было все: слава, встречи с другими гениями – Г. Берлиоз, Ж. Санд, романтическая любовь, ставшая вызовом обществу, противостояние филистерской косности, подлинные трагедии – например, ранняя смерть сына и дочери… и наконец – принятие духовного сана в 54 года. Впрочем, ни это обстоятельство, ни жизненные невзгоды не мешали творчеству – ни композиторскому, ни исполнительскому. Свой последний концерт Ференц Лист дал в 1886 году – за 12 дней до смерти.

Музыкальные Сезоны

Как писал в свое время Владимир Васильевич Стасов, «не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая» . Можно уточнить - и судьба русской музыки в частности. Лист не только лично общался со многими деятелями русской культуры . Дважды он приезжал в Российскую империю на гастроли, взбудоражившие современников, о чем свидетельствуют мемуары и пресса того времени. «Русские вояжи» Листа - особая страница его биографии. На ней мы и сосредоточим свое внимание.

Ференц Лист

В марте 1839 года в Риме в доме князя Дмитрия Владимировича Голицына состоялся концерт, не только вошедший в историю музыки как первый сольный фортепьянный концерт, но и положивший начало связям Листа с Россией. Вот как писал впоследствии об этом событии Стасов: «В начале 1839 года, в числе множества концертов, данных Листом в Риме, особенно выдающуюся роль сыграл концерт, данный им в залах князя Дм. Влад. Голицына, московского генерал-губернатора, проживавшего тогда довольно долгое время в Риме. Устраивал этот концерт, с благотворительной целью, граф Мих. Юрьев. Виельгорский , известный тогда русский меломан и композитор-любитель. Публика была самая избранная, в числе ее очень много русской знати, а также посланников разных государств и римских кардиналов. Всего замечательнее в этом аристократическом концерте было то, что Лист все время играл один, не было, кроме него, в продолжение всего вечера, никакого другого музыкального исполнителя или певца. Это была тогда совершенная новость. Никто еще раньше Листа не осмеливался в продолжение целого концерта, занимать собою одним внимание целого собрания слушателей, да еще такого своенравного, причудливого, избалованного и маломузыкального, каким бывает, в большинстве случаев, собрание аристократов. Несмотря, однако же, ни на что, Лист произвел громадное впечатление и унес с собою слушателей. Можно полагать не без основания, что иные из восхищенных русских опять звали Листа в Петербург» .

Действительно, приглашения приехать в Россию поступали Листу, имевшему мировую известность, уже неоднократно. Однако, решился он на эту поездку только в 1842 году.

В свете вышесказанного довольно абсурдным выглядит предположение, что за приехавшим музыкантом устанавливалась и безостановочно велась какая-то особая слежка . Необходимо учитывать, что за всеми иностранцами , пребывающими в Российскую империю, законодательно устанавливался надзор, который не стоит демонизировать. «Под надзором за иностранцами в Российской империи подразумевается деятельность государственных органов, наделенных полномочиями по контролю исполнения предписаний законов, иных нормативных актов в отношении иностранцев в целях обеспечения безопасности государства и защиты интересов его подданных... это “одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности ” (курсив мой - М.З .)» .

Лист не был исключением из общего правила.

Император Николай I

Теперь обратимся к самой личности «самодержца-тирана». Стало уже своеобразной традицией изображать Николая I, как «могильщика русской культуры», «черствого и ограниченного солдафона», лучшей музыкой для которого являлись военные марши. И этот миф абсолютно далек от действительности. Император еще в юности получил добротное музыкальное образование, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно танцевал, тонко чувствовал церковную музыку и иногда лично пел в церковном хоре. Особое место в музыкальных пристрастиях монарха отводилось русской музыке, в частности он очень высоко ценил (и тому сохранились документальные свидетельства) оперное творчество М.И. Глинки. Да, европейское искусство он при этом не жаловал, и творчество Листа действительно оставило Николая I практически равнодушным в отличие от императрицы Александры Федоровны, слушавшей его игру неизменно «со слезами на глазах» и всячески ему покровительствующей. Но в данном случае речь идет лишь о принципиальных эстетических разногласиях, говорящих, в первую очередь, о патриотических предпочтениях монарха.

Лист, будучи глубоко верующим католиком, никогда не был политиком , и его субъективные политические симпатии и антипатии строились преимущественно на патриотической и гуманистической основе. Эта позиция, будучи в целом последовательной и логичной, порой приводила Листа, на первый взгляд, к алогичным поступкам. Так Лист, демонстрируя в разное время лояльность к другим монархиям, например, к тому же «еретическому» английскому двору, явно противопоставил себя российскому монарху, в частности «по польскому вопросу». Но дело в том, что его родная Венгрия по своему положению была близка к положению Польши, с той только существенной разницей, что находилась в составе католической империи . А значит, в глазах аббата Ламенне и Листа положение Польши было гораздо тяжелее. При этом, поддерживая поляков, Лист все-таки, в первую очередь, имел в виду поддержку национально-освободительного движения собственного народа.

Считать, что в отношениях Листа и Николая I была замешана политика, другими словами, политическое устройство государства , значит подпадать под власть принципиальной ошибки. Разногласия музыканта и императора являли собой конфликт исключительно патриотических и религиозных, но никак не политических интересов .

Вообще называть эти взаимоотношения конфликтом в прямом смысле слова - слишком уж большое преувеличение; музыкант и император находились на абсолютно разных социальных уровнях, если не сказать, полюсах, чтобы рассуждать о самой возможности каких бы то ни было «конфликтах» между ними. Другое дело, что Николай I не мог остаться равнодушным к проявлениям принципиальных пристрастий Листа, уже известным в России и не без оснований расцененным как антироссийские. Кстати, через год после петербургских гастролей Листа ждал триумф в Варшаве, фактически вылившийся в народно-патриотическую, опять же антироссийскую манифестацию. Но даже после этого Лист вторично был беспрепятственно впущен в Российскую империю!

Лучше всего сложившуюся ситуацию беспристрастно описал Стасов в брошюре «Лист, Шуман и Берлиоз в России»: «В своей биографии Листа Лина Раманн рассказывает, будто во время пребывания Листа в Петербурге император Николай выразил желание, чтоб Лист играл в ежегодном великопостном концерте в пользу инвалидов (между которыми тогда еще было немало ветеранов 1812 года), и будто бы Лист отказался, сказав: “Я обязан Франции своим воспитанием и своею знаменитостью. Поэтому мне невозможно петь в одном хоре с ее победителями”; далее, что будто бы император Николай остался очень недоволен таким ответом и велел ему сообщить, под рукой, что, дескать, императору очень не нравятся и его длинные волосы, и его политические мнения (сочувствие к полякам), на что Лист, гордо улыбаясь, отвечал: “Я отрастил себе волосы в Париже и обрежу их тоже только в Париже; что же касается моих политических мнений, то у меня их нет и не будет, пока не буду в состоянии выставить 300000 штыков для их поддержания”. Этого анекдота невозможно считать ничем другим, кроме нелепой сказки. Никогда император Николай не занимался устройством концертов и не пускался в полемические рассуждения о волосах и политических мнениях. (Курсив мой. - М.З. ) Он отдавал только приказания, приводившиеся немедленно в исполнение. Можно предполагать, что все эти несообразные анекдоты имели своим исходным пунктом то, что император Николай мало любил музыку и редко присутствовал на концертах . Листа он слышал очень мало, так что <…> петербургский двор разделился тогда на два лагеря: военный, который вместе с императором игнорировал Листа, и музыкальный, который вместе с императрицею (и великою княгинею Еленою Павловной) обожал Листа и стремился его слушать» .

Но как же можно при всем том ставить в вину главе государства «недостаточное почтение» к таланту, мягко говоря, недружественному, и расценивать это как «недалекость тирана-солдафона по отношению к прогрессивному искусству»?! Лист беспрепятственно въехал в страну, в его распоряжение были предоставлены лучшие сцены и концертные площадки, пресса писала восторженные рецензии. Более того, Николай I не только не запретил и последующие гастроли музыканта в Российской империи, но, повторяем, лично присутствовал, несмотря на свою нелюбовь к западной музыке, на нескольких концертах Листа в Санкт-Петербурге, чего делать был совершенно не обязан! Уже одним своим присутствием на концерте император давал Листу своеобразную индульгенцию. Видя своего монарха среди зрителей, и все высшее петербургское общество посчитало долгом принять участие в чествовании иностранной знаменитости. А уж супруга Государя, императрица Александра Федоровна, вообще оказывала открытую поддержку гениальному музыканту. И все это - «немилость двора»?

Смог ли Лист беспристрастно оценить оказанную ему честь? Чтобы не создавать ложного впечатления «русофобства» Листа, заметим сразу, что, согласно собственным признаниям Листа и многочисленным воспоминаниям его современников и биографов, в частности Янки Воль , он «сильно любил все русское... В Риме я в первый раз услыхала от него имя Антокольского, знаменитого русского скульптора... Лист следил с великим вниманием за успехами молодой русской школы, музыкальной, художественной, литературной. Он говорил, что в России не сказано еще и первого слова всего того, что почти совершенно уже истощено на Западе. Перед Россией лежит еще более интеллектуальных горизонтов, чем земель, требующих эксплуатации. Из России придут все нововведения во всех отраслях науки, искусства, литературы» .

Лист всегда с любовью и вниманием относился к русской культуре и был дружен с многочисленными ее представителями. О симпатиях к России свидетельствует и активная пропаганда им произведений русской музыки, и количество учеников Листа русского происхождения. Можно смело утверждать, что для Листа искусство было в приоритете перед любыми политическими коллизиями, а следовательно, и говорить об искренней любви Листа к России вполне правомочно.

Но вернемся, наконец, к успеху придворного концерта 16 (4) апреля, который был полным. Слухи о «чудо-музыканте» распространялись по всему городу. Накануне первого публичного выступления Листа в Санкт-Петербурге газеты захлебывались в предвкушении сенсации: «Завтра! Завтра! в среду (8 апреля) мы наконец его услышим. Его - разумеется Листа: о каком же другом музыканте можно говорить, когда он здесь?» .

19 (7) апреля Лист был принят в доме графов Виельгорских, Михаила и Матвея. Именно здесь Лист впервые лично встретился и с Михаилом Ивановиче Глинкой, и с Владимиров Федоровичем Одоевским .

Интересно отметить, что Глинка далеко не сразу оценил исполнительское мастерство Листа. По воспоминаниям Стасова, «Глинка без малейшего затруднения отвечал, чти иное Лист играет превосходно, как никто в мире, а иное пренесносно, с префальшивым выражением, растягивая темпы и прибавляя к чужим сочинениям, даже к Шопену и Бетховену, Веберу и Баху, множество своего собственного, часто безвкусного и никуда не годного, пустейших украшений» . Справедливости ради, следует отметить, что если Глинка был в то время абсолютно сложившейся творческой личностью, то Лист, как композитор, еще только нащупывал свой путь и даже не приступил к созданию своих главных сочинений. Для Глинки он был только исполнителем и не удивительно, что именно исполнением собственных произведений Глинки Лист вскоре сумел «перетянуть» русского композитора на свою сторону.

В назначенный день, 20 (8) апреля, состоялся первый, уже публичный, концерт Листа в зале Дворянского собрания. Общие для многих зрителей впечатления от концерта лучше всего передали музыкальный критик Стасов и композитор Серов .

«Мы оба с Серовым уже часа за два до начала, назначенного в 2 часа дня, забрались в залу Дворянского собрания... С первой же минуты мы были поражены необычным видом залы. Была поставлена маленькая четырехугольная эстрада на самой середине залы, между царской ложей и большой противоположной ей ложей... На этой эстраде помещалось два рояля , концами врозь, и два стула перед ними: ни оркестра, ни инструментов, ни нот, никаких других музыкальных приготовлений во всей зале не было видно. Скоро зала стала наполняться, и тут я увидал, в первый раз своей жизни - Глинку... Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по нескольку слов, а поспешили каждый домой, чтобы поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги... Тут мы, между прочим, клялись один другому, что этот день 8-го апреля 1842 года отныне и навеки нам священен и до самой гробовой доски мы не забудем ни одной его черточки. Мы были как влюбленные, как бешеные. И не мудрено. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурой, то носившуюся ураганом, то разливавшуюся потоками нежной красоты и грации» .

Серов в свою очередь писал Стасову: «Вот уже почти два часа, как я оставил залу, а все еще вне себя: где я? где мы? что это, наяву или во сне! неужели я точно Листа слышал? Надобно покаяться: я ожидал многого по описаниям, предчувствовал многое по какому-то неведомому убеждению, но действительность далеко за собою оставила все надежды! Счастливы, истинно счастливы мы, что живем в 1842 году, когда на свете есть такой исполнитель, и этот исполнитель заехал в нашу столицу и нам довелось его слышать... О, как я счастлив, какое сегодня торжество, как будто весь Божий свет смотрит иначе! И все это наделал один человек своим исполнением! О, как велика великость в музыке!... Да, теперь я понимаю, отчего Лист избрал себе инструментом пиано, и отчего он только исполнитель! Теперь я понимаю, что значит исполнять и что значит музыка» .

Трудно что либо добавить к этим двум восторженным отзывам не просто слушателей, но слушателей-профессионалов , мнение которых было во многом определяющим для музыкальной общественности Российской империи того времени.

На следующий день, 21 (9) апреля, Лист вновь играл в доме графов Виельгорских. Музыкальное собрание почтила своим присутствием императрица Александра Федоровна.

А вечером его принимал у себя Владимир Федорович Одоевский. Среди гостей снова был Михаил Иванович Глинка. Тогда же Лист впервые познакомился с музыкой русского гения, сыграв с листа интродукцию «Руслана и Людмилы». Присутствующие отмечали глубину исполнения и полное проникновение в художественный смысл произведения. Сам автор был, наконец, покорен и признал за Листом большой и музыкально-чуткий талант. Сам же Лист сразу и навсегда полюбил музыку Глинки. Правда, в этот приезд он еще только «пробовал ее на вкус», ограничившись импровизациями на глинкинские темы.

Михаил Иванович Глинка

«Русский композиторский урожай» Листа 1842 года составили транскрипции романса Михаила Виельгорского «Любила я» , «Две русские мелодии. Арабески» (Deux mélodies russes. Arabesques), первая из которых - «Соловей» Алябьева (Le rossignol, air russe d’Alabieff), а вторая - «Цыганская песня» (Chanson bohémien) по песне Булахова «Ты не поверишь, как ты мила». Кроме того, Листом была написана «Мазурка для фортепьяно, сочиненная любителем из Санкт-Петербурга. Парафраза Ф. Листа» (Mazurka pour piano composée par un amateur de St. Pétersbourg, paraphrasée par F. Liszt). Под именем «любителя из Санкт-Петербурга» скрывается Бергард Густав фон Ленц (1819 - 1884), младший брат друга и ученика Вильгельма фон Ленца .

22 (10) апреля Лист играл во дворце внука Павла I принца Петра Георгиевича Ольденбургского . Об этом вечера вспоминал присутствующий на нем Вильгельм фон Ленц: «Никогда не изладится из памяти моей впечатление, произведенное на меня его игрой после 14-летнего перерыва!.. Лист играл у Принца свое удивительное переложение - секстет из “Сомнамбулы” и “Приглашение к танцу” Вебера... Видя мое неподдельное изумление, Лист потрепав меня по плечу, сказал: “Да, с тех пор как Вы познакомили меня в Париже с сочинениями Вебера, я сделал некоторые успехи”» .

Вечером того же дня Лист вновь играл для всей императорской семьи по приглашению императрицы Александры Федоровны.

23 (11) апреля состоялся второй публичный концерт Листа в зале Дворянского собрания, после которого он писал Мари д’Агу: «Зал был полон примерно на две трети, что с точки зрения дохода намного больше того, что дают другие хорошие и превосходные концерты (билет на концерт Листа стоил 15 рублей; цена чрезвычайно высокая. - М.З. ). На этот раз присутствовал и Его Величество царь, что является исключительной честью» .

25 (13) апреля началась Пасхальная неделя. Публичные концерты были запрещены, но Листу не удалось сделать перерыв в напряженном гастрольном графике. Вплоть до 4 мая (22 апреля), на которое был назначен третий публичный концерт, он был вынужден ежедневно играть в частных домах и общаться с огромным количеством людей.

7 мая (25 апреля) в зале Дворянского собрания Лист принял участие в благотворительном концерте Филармонического общества в пользу частных школ Санкт-Петербургского патриотического общества, патроном которого являлся принц Ольденбургский; 10 мая (28 апреля) дал четвертый публичный концерт в зале Энгельгардт . 12 мая (30 апреля) Лист играл на благотворительном концерте в пользу Санкт-Петербургской детской больницы. 17 (5) мая состоялся пятый публичный концерт Листа в зале Энгельгардт.

Нельзя обойти молчанием очередное проявление благородной и чуткой натуры Листа. В ночь с 16-го на 17 мая Гамбург постигла трагедия. Чудовищный пожар уничтожил практически весь старый город; сгорело более 2000 домов, жители которых остались без крова. Вскоре скорбная весть достигла Санкт-Петербурга. Лист одним из первых откликнулся на чужую беду. 22 (10) мая он дал благотворительный концерт, весь сбор от которого (40000 рублей) отправил погорельцам. Чужого горя для Листа никогда не бывало.

Шестой публичный концерт Листа состоялся 27 (15) мая в зале Дворянского собрания. На следующий день был назначен прощальный концерт. Он прошел в доме графов Виельгорских и был назван современниками «величайшим из музыкальных утр». Вечером того же дня Лист на пароходе отбыл из Кронштадта в Любек. Первые гастроли Листа в России завершились.