Основные произведения булгакова список. Произведения Булгакова. Список самых знаменитых произведений Михаила Булгакова

Михаил Булгаков. 1920‑е годы Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Крас-ный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газе-ту «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне». Пер-вые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого чис-ла очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и пове-стей. До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столич-ный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оста-вил прозу. Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.

«Самогонное озеро» (1923)

«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов. Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.

Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собу-тыльник квартхоза Василия Ивановича. Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидо-рыч — второе лицо в правлении после председателя. Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом. Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.

Прототип Аннушки — Анна Федоровна Горячева Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в ком-мунальной квартире жили еще 16 чело-век, большую часть которых состав-ляли рабочие из соседней типографии. Многие соседи Булгакова по комму-налке без труда узнаются в героях «Самогонного озера». Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Ан-нушки-чумы из «Мастера и Маргари-ты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову высе-лением и порядочно трепал ему нервы.

О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А ми-лиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштра-фовать хотели». И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 ок-тября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе-ляет эту квартиру». Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у не-го лишь тремя годами позже.

«Китайская история» (1923)

«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.

Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской мар-ке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве. В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полу-круглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама». В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.

Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Броне-поезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.

Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зой-кина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китай-ского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.

«Ханский огонь» (1924)

«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:

«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Ген-ри наших писателей, как-то пожаловался:
— Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просма-тривается насквозь до последней точки.
Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
— Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».

Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»

Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смо-тритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых оч-ках. Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпро-водив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого зага-дочного иностранца и вдруг узнает его лицо. Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.


Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 год Фотохроника ТАСС

Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.

В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Бул-гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы-ми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два вра-ча говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла вез-ти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбе-ка и похоронить?“»

В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».

«Вьюга» (1926)

Михаил Булгаков. Около 1918 года Музей М. А. Булгакова

Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а сим-волическая глубина рассказа, напря-женность действия, почти кинемато-графическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рас-сказом цикла.

Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожи-данным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблю-дает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет до-рогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мыс-ленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».

Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».

Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925-1926 годах в жур-нале «Медицинский работник». В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Ни-кольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года. Уже тогда он на-чал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писа-тель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.

Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несо-мненно, был и молодой герой «Записок юного врача».

«Я убил» (1926)

Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связан-ная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответ-ственности. Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействи-ем — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот био-графический мотив будет положен в основание художественного мира Бул-гакова».

Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил». Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как чело-века вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безна-деж-но пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.

Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и послед-ний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездей-ствия героя и последующего мучительного чувства вины.

Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом. Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая ге-роя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни». Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.

Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова. Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев. В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:

«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».

Татьяна Лаппа

Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Бул-гакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цеп-ного моста:

«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повер-нув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих». 

Первое крупное произведение Михаила Булгакова – роман «Белая ». Действие романа происходит в Киеве в 1918 году. Хотя Булгаков описывает события гражданской войны, но она является лишь фоном о доме, так похожем на родной дом самого писателя, и о семейных ценностях. Главные герои романа – лучшие представители русской интеллигенции, обреченные на гибель в вихре гражданской войны. Очень красив и поэтичен язык романа, особенно его возвышенно-торжественное начало: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» К сожалению, роман «Белая гвардия» так и остался незавершенным. В дальнейшем на его основе Булгаков создал пьесу «Дни Турбиных».

Злая сатира и добрый юмор в произведениях Булгакова

Огромной популярностью у читателя пользуется сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце». Написанная в 1925 году, она впервые была опубликована в СССР лишь в 1987-м. Советская цензура 20-х годов попросту не допускала ее к публикации, слишком жесткой оказалась сатира на «нового человека», рожденного революцией. Сегодняшней популярности повести во многом способствовала экранизация, снятая в 1988 году известным режиссером Владимиром Бортко.

«Театральный роман» пользуется наибольшей популярностью среди представителей творческой интеллигенции, прежде всего – тех, кто имеет непосредственное отношение к театру. Но и для широкого круга читателей роман не менее интересен. Пожалуй, несмотря на свое второе название, «Записки покойника» - это самое смешное произведение писателя. В нем Булгаков рассказал о жизни театрального закулисья и о злоключениях начинающего драматурга, рискнувшего поставить свою первую пьесу. Разумеется, за всем этим легко угадывается история взаимоотношений самого Булгакова и руководства Московского Художественного театра в период работы над спектаклем «Дни Турбиных».

«Мастер и Маргарита» - главная книга писателя

И, наконец, главное произведение писателя – замечательный роман «Мастер и Маргарита». Булгаков работал над ним 11 лет, создав целый мир, раскрывающийся на страницах одной книги. Кажется, что роман объединил в себе все существующие жанры. Здесь есть и сатирические картины московской жизни и быта, и добрый юмор, и библейская мифология, и фантастика, и история любви…

Одним из главных героев романа является сам дьявол, носящий имя Воланд, со своей веселой и опасной свитой. Однако дьявольские силы не несут зла, они, скорее, восстанавливают справедливость, наказывая за грехи и вознаграждая за страдания и добродетели.

В образах Мастера и Маргариты Булгаков, по сути, показал себя – талантливого писателя, не нашедшего понимания у официальной критики, - и свою третью жену Елену Сергеевну – верную, преданную, готовую разделить с любимым человеком любые тяготы жизни и поддерживающую его в творчестве.

Особняком стоят в романе так называемые «библейские главы» - главы из романа, созданного Мастером, где Булгаков представил собственную трактовку событий, произошедших в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

Роман «Мастер и Маргарита» так и не был опубликован при жизни автора. Впервые его сокращенный вариант был напечатан в 1966 году. Официальная публикация романа состоялась в 1973 году. С тех пор и по сей день «Мастер и Маргарита» является одним из самых читаемых в России произведений. Он много раз ставился на театральной сцене, а также был экранизирован режиссерами Юрием Карой (1994 год) и Владимиром Бортко (2005 год).

Судьба произведений Михаила Булгакова была нелегкой, многим из них не сразу удалось найти свой путь к читателю, зато сейчас они входят в число самых популярных, любимых и читаемых книг.

Михаил Афанасьевич Булгаков относится к выдающимся писателям 20 века, перу которого принадлежат произведения, ставшие литературной . Многие из художественных трудов прозаика не были признаны при жизни и возымели популярность, только после его кончины. Книги Булгакова, список которых представлен ниже, позволили писателю увековечить свое имя и стать одним из самых читаемых авторов в России.

Похождения Чичикова

«Похождения Чичикова» ─ сатирическая повесть Булгакова, в которой все гоголевские герои оживают и отправляются путешествовать по России в начале 20 века. Главный герой произведения Чичиков садится в машину и направляется в гостиницу, где бывал столетие назад. Книга повествует о жульнических проделках главного героя уже в современной России, которые все же раскрываются. Произведение заканчивается тем, что сообщается: все изложенное было всего лишь сном.

День нашей жизни

«День нашей жизни» ─ небольшое по объему произведение Михаила Афанасьевича. В книге передана скандальная атмосфера квартиры номер 50 в доме 10, находящийся на улице Садовой. Там некоторое время писатель проживал со своей супругой Т. Н. Лапой. Позднее эту же жилье Булгаков опишет и в своем романе «Мастер и Маргарита», получившая репутацию нехорошей квартиры.

Роковые яйца

«Роковые яйца» относятся к фантастическим произведениям Булгакова. В центре сюжета книги ─ зоолог Персиков, эксперименты которого привели к роковой ошибке. В стране начался куриный мор, и чтобы стабилизировать ситуацию, зоолог разрабатывает специальный излучатель, позволяющий намного быстрее развиваться эмбриону в яйце и появляться на свет. В качестве эксперимента он собирается провести опыт также на яйцах не только птиц, но и крокодилов, страусов, змей. По ошибке большая партия яиц направляется не к Персикову, а в совхоз, где начинают на практике использовать излучатели зоолога. Целое полчище гадов заполоняют страну и движутся к Москве. Возмущенный народ, который считает во всем виновным Персикова, врывается в его квартиру и убивает экспериментатора.

Дьяволиада

«Дьяволиада» ─ книга Михаила Афанасьевича Булгакова, затрагивающая тему «маленького человека», который становится жертвой бюрократической машины. Главный герой Коротков ассоциирует ее с дьявольской силой. Его увольняют, после чего персонаж сходит с ума и сбрасывается с крыши многоэтажного дома. Долгое время литературный труд отказывались публиковать, а сам писатель признавал, что повесть не удалась.

Собачье сердце

«Собачье сердце» ─ одна из лучших книг Булгакова, экранизированная в 1988 году. События в повести разворачиваются в 20-х годах прошлого века. Один из главных персонажей произведения профессор Преображенский решает провести эксперимент и пересадить гипофиз погибшего бродяги псу Шарику. Собака перерождается в человека по имени Полиграф Полиграфович Шариков, который очень туп, агрессивен и любит выпить. От хозяина гипофиза новый персонаж унаследовал только худшие черты. Ему прекрасно удается адаптироваться в обществе, кроме этого ему дают должность начальника по очистке московских улиц от бродячих животных. Преображенский понимает, что эксперимент не удался и решает вернуть Шарикова в его первоначальное обличье.

Записки на манжетах

«Записки на манжетах» относится к автобиографическим произведениям Михаила Афанасьевича. Книга при жизни писателя ни разу не появлялась в публикации полностью. Булгаков практически в деталях описывает свою жизнь на Кавказе, а также свои первые месяцы в Москве. Основная проблема книги заключается в непростых отношениях между Булгаковым и властью. Повесть включает в себя две части и начинается с диалога главного героя, страдающего тифом и его приятеля. Они разговаривают о необходимости создания в газете отдела искусств, который в последующем и возглавит главный герой. Дальнейшие события книги повествуют о судьбе прототипа Булгакова, его скитаниях и приверженности своему любимому делу.

Мольер

«Мольер» исторический роман, который также является биографией самого писателя, написанная в художественной форме. Впервые книга появилась в свет после смерти Булгакова. При жизни издательства отказались публиковать роман из-за отсутствия в ней «марксисткой идеи». Жизнь главного героя автор излагает с самого рождения. Он пишет о том, что на свет родился один из великих гениев. Пока что это ничем не примечательный новорожденный, но в будущем его ждет слава лучшего на своем веку комедиографа.

Театральный роман

«Театральный роман» относится к неоконченным произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова. Второе название романа ─ «Записки покойника». Книга написана от первого лица, которое является писателем некоего Сергея Леонтьевича Максудова. Несмотря на всю трагичность второго названия, произведение получилось очень веселым. Особенностью художественного труда заключается в том, что он создавался без каких-либо набросков и черновика. Предисловие ведется от лица некого издателя, который решил исполнить волю покойного Максудова и опубликовать его роман. При этом издатель предупреждает, что все написанное является плодом больного воображения погибшего автора.

Белая Гвардия

«Белая Гвардия» по праву входит в список лучших книг, написанных Булгаковым. В романе описываются события 1918 года, которые происходили в Украине в период Гражданской войны. В центре произведения семья русских интеллигентов, а также их близкие знакомые и родственники. Военные события сказались на них социальным катаклизмом. В книге прослеживается много биографических набросков. Так, главные персонажи являются прототипами друзей и родственников самого писателя. Об этом говорят документальная точность описываемых Булгаковым событий и действующих лиц. В романе четко прослеживается процесс разрушения русской интеллигенции. Изначально в задумки автора входило написание трилогии, но увидела свет лишь одна книга из трех.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» ─ одно из главных творений выдающегося писателя 20 века. Книга при жизни Михаила Афанасьевича не была завершена. Редактированием оставленных черновых рукописей занималась в последующем супруга покойного. Роман включает в себя две сюжетные линии, одна из которых связана с Мастером, пишущего роман о Понтии Пилате. Чем дальше читатель углубляется в книгу, тем становится менее заметной грань между двумя этими частями великого произведения. Полное объединение двух сюжетных линий происходит в последних главах, когда к Воланду (Дьяволу) приходит один из учеников Иешуа (Иисуса). Книга несет в себе глубоко философский смысл, где нет четких граней между Злом и Добром, Правдой и Ложью.

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Биография Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. В 1913 году Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны Булгаков работает врачом сначала в прифронтовой зоне, потом в резерве. С 1917 года он стал регулярно употреблять морфий, с целью облегчить боли после заражения дифтерией. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует[источник не указан 316 дней]. В конце августа 1919 года, по одной из версий, Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии - попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая вскоре становится его новой женой.

С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Отметим, что в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Леопольд Авербах, Виктор Шкловский, Керженцев и многие другие.

В 1928 году Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить о таких романах последнего, как «Голем», который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и «Зелёный лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош» (1930), но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года Сталин (формально - Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТ и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает уремией. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.